Научная статья на тему 'СВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

СВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Ключевые слова
Нравственность / нравственное развитие / нравственные чувства / дошкольный возраст / стиль семейного воспитания / Morality / moral development / moral feelings / preschool age / style of family education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зимина Екатерина Викторовна, Синёва Ольга Валентиновна

В условиях ценностного плюрализма современного российского общества, столкнувшегося с непростыми политическими, экономическими и социальными вызовами, особое значение приобретает задача формирования личности ребенка на основе единых духовных ценностей и нравственных ориентиров. Значительное влияние на развитие нравственности в дошкольном детстве оказывают динамические характеристики семейной системы и, в частности, стиль семейного воспитания. Цель исследования состоит в углублении научных представлений о связи нравственного развития дошкольников с преобладающими стилями семейного воспитания. Выборку составили 60 детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и их родители. Диагностический комплекс включал в себя инструменты изучения когнитивного, эмоционального и регулятивно-волевого компонентов нравственности, а также методику «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), позволяющую оценить ключевыми характеристики и интегральные стили дисгармоничного семейного воспитания. В результате количественной обработки полученных эмпирических данных с использованием коэффициента корреляции Ч. Спирмена обнаружены значимые корреляции между отдельными параметрами негармоничных стилей семейного воспитания и сферами нравственного развития дошкольников. Делается вывод о связи потворствующей гиперпротекции и гипопротекции с формированием когнитивного и эмоционального компонентов нравственности; а также воспитания в стиле повышенной моральной ответственности с проявлениями регулятивно-волевого компонента. Исследование продемонстрировало актуальность формулирования рекомендаций для родителей и лиц, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста, направленных на оптимизацию стиля семейного воспитания с целью стимулирования нравственного развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зимина Екатерина Викторовна, Синёва Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE STYLES OF FAMILY EDUCATION AND THE MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

In the context of value pluralism of modern Russian society which faced difficult political, economic and social challenges, the task of forming a child's personality on the basis of common spiritual values and moral guidelines is of significant importance. The dynamic characteristics of the family system and, in particular, the style of family education have a significant impact on the development of morality in preschool childhood. The purpose of this research considers deepen studying of scientific ideas which concern the relationship of moral development of preschoolers and the prevailing styles of family education. The sample consisted of 60 older preschool children attending preschool educational institutions and their parents. The diagnostic complex included tools for studying the cognitive, emotional and regulatoryvolitional components of morality as well as the questionnaire «Analysis of family relationships», which allows assessing the key characteristics and integral styles of disharmonious family education. As a result of quantitative processing of the obtained empirical data using the Spearman correlation coefficient, significant correlations between individual parameters of inharmonious styles of family education and the spheres of moral development of preschoolers were discovered. In this context the following conclusion should be made: there is an obvious connection of not only indulgent hyperprotection and hypoprotection with the formation of cognitive and emotional components of morality but also education in the style of increased moral responsibility with the manifestations of the regulatory-volitional component. The research demonstrates the relevance of the formulation of recommendations for parents and persons involved in the upbringing of preschool children aimed at optimizing the style of family education in order to stimulate the moral development of preschoolers.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Научная статья УДК 37.018.1 + 37.034 ЕБК С8УХНН

Б01 10.17150/2411-6262.2023.14(2).667-679

Е.В. Зимина1©, О.В. Синева20©

1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

2 Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку: О.В. Синёва, nc_sineva@mail.ru

СВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

АННОТАЦИЯ. В условиях ценностного плюрализма современного российского общества, столкнувшегося с непростыми политическими, экономическими и социальными вызовами, особое значение приобретает задача формирования личности ребенка на основе единых духовных ценностей и нравственных ориентиров. Значительное влияние на развитие нравственности в дошкольном детстве оказывают динамические характеристики семейной системы и, в частности, стиль семейного воспитания. Цель исследования состоит в углублении научных представлений о связи нравственного развития дошкольников с преобладающими стилями семейного воспитания. Выборку составили 60 детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, и их родители. Диагностический комплекс включал в себя инструменты изучения когнитивного, эмоционального и регулятивно-волевого компонентов нравственности, а также методику «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), позволяющую оценить ключевыми характеристики и интегральные стили дисгармоничного семейного воспитания. В результате количественной обработки полученных эмпирических данных с использованием коэффициента корреляции Ч. Спирмена обнаружены значимые корреляции между отдельными параметрами негармоничных стилей семейного воспитания и сферами нравственного развития дошкольников. Делается вывод о связи потворствующей гиперпротекции и гипопротекции с формированием когнитивного и эмоционального компонентов нравственности; а также воспитания в стиле повышенной моральной ответственности с проявлениями ре-гулятивно-волевого компонента. Исследование продемонстрировало актуальность формулирования рекомендаций для родителей и лиц, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста, направленных на оптимизацию стиля семейного воспитания с целью стимулирования нравственного развития дошкольников. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Нравственность, нравственное развитие, нравственные чувства, дошкольный возраст, стиль семейного воспитания.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 10 марта 2023 г.; дата принятия к печати 11 мая 2023 г.; дата онлайн-размещения 5 июня 2023 г.

Original article

E.V. Zimina1 ©, O.V. Sineva20 ©

1 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

2 Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

Corresponding author: O.V. Sineva, nc_sineva@mail.ru

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE STYLES OF FAMILY EDUCATION AND THE MORAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLERS

ABSTRACT. In the context of value pluralism of modern Russian society which faced difficult political, economic and social challenges, the task of forming a child's personality on the basis of common spiritual values and moral guidelines is of significant

© Зимина Е.В., Синёва О.В., 2023

importance. The dynamic characteristics of the family system and, in particular, the style of family education have a significant impact on the development of morality in preschool childhood. The purpose of this research considers deepen studying of scientific ideas which concern the relationship of moral development of preschoolers and the prevailing styles of family education. The sample consisted of 60 older preschool children attending preschool educational institutions and their parents. The diagnostic complex included tools for studying the cognitive, emotional and regulatory-volitional components of morality as well as the questionnaire «Analysis of family relationships», which allows assessing the key characteristics and integral styles of disharmonious family education. As a result of quantitative processing of the obtained empirical data using the Spearman correlation coefficient, significant correlations between individual parameters of inharmonious styles of family education and the spheres of moral development of preschoolers were discovered. In this context the following conclusion should be made: there is an obvious connection of not only indulgent hyperprotection and hypoprotection with the formation of cognitive and emotional components of morality but also education in the style of increased moral responsibility with the manifestations of the regulatory-volitional component. The research demonstrates the relevance of the formulation of recommendations for parents and persons involved in the upbringing of preschool children aimed at optimizing the style of family education in order to stimulate the moral development of preschoolers. KEYWORDS. Morality, moral development, moral feelings, preschool age, style of family education.

ARTICLE INFO. Received March 10, 2023; accepted May 11, 2023; available online June 05, 2023.

Введение

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей. В соответствии с Указом Президента от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», под традиционными ценностями понимаются нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, исторической и культурном развитии многонациональной России. Традиционные ценности рассматриваются как основа российского общества, позволяющая защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

Нравственность — базовая характеристика человека, проявляющаяся, прежде всего, в социальной деятельности. Формирование нравственности является неотъемлемым и очень важным элементом в развитии личности. Дошкольное детство — это период усвоения норм морали и социальных способов поведения [1]. Значительное влияние оказывают на ребенка в этот период дошкольное учреждение, сверстники, но основным институтом социализации в дошкольном возрасте является все же семья. Важнейшее направление решения проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей — совершенствование форм и методов воспитания и образования детей. Данные обстоятельства актуализируют теоретический и прикладной запрос на проведение исследований по вопросам, связанным с формированием нравственных ценностей дошкольников на уровне семейной системы и ее составляющих.

Цель исследования — изучить связь стилей семейного воспитания и нравственного развития дошкольников.

Гипотеза исследования предполагает, что существует связь нравственного развития дошкольников со стилями семейного воспитания, а именно:

1. Такая характеристика стиля семейного воспитания, как «потворствование» обнаруживает связь с когнитивным и эмоциональным компонентами нравственного развития; «недостаточность требований-запретов к ребенку» связана с когнитивной составляющей нравственного развития дошкольников; «чрезмерность санкций» связана с эмоциональным компонентом нравственности.

2. Когнитивный и эмоциональный компоненты нравственного развития дошкольников связаны с такими стилями семейного воспитания, как потворствующая гиперпротекция и гипопротекция; регулятивно-волевой компонент — с потворствующей гиперпротекцией и воспитанием в духе повышенной моральной ответственности.

Для проверки исследовательской гипотезы использовались следующие методы: (1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования; (2) эмпирические методы — тестирование; (3) методы качественной и количественной обработки данных.

Диагностический комплекс, составленный с целью изучения стилей семейного воспитания и нравственного развития дошкольников, включал в себя следующие методики:

1. Тест «АСВ (Анализ семейного воспитания)» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис).

2. Методика «Сюжетные картинки» (Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик).

3. Методика «закончи историю» (Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик).

4. Субтест «Раздели игрушки» диагностической методики «Самооценка и моральное поведение детей» (С.Г. Якобсон, Г.И. Морева).

Полученные результаты обработаны с применением методов математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена).

Для достижения цели исследования нами были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать основные теоретические подходы к проблеме психологического феномена нравственности.

2. Изучить проблему связи стилей семейного воспитания и нравственного развития дошкольников в научной психологической литературе.

3. Провести эмпирическое исследование связи стилей семейного воспитания и нравственного развития дошкольников, проанализировать его результаты.

Обзор литературы

Термин «нравственность» зачастую употребляется в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики, и рассматривается как внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле [2]. Выступая предметом обсуждения в философии, социологии, педагогике и прочих гуманитарных науках, феномен нравственности, разумеется, привлекает внимание и психологов. Так, Оксфордский толковый словарь по психологии под редакцией А. Ребера дает следующее определение: «Нравственность — это общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение произвольно; тот, кто повинуется этому кодексу против своего желания, не считается нравственным» [3]. Ключевым смыслом данного определения является то, что выбор «нравственного» стиля поведения, с одной стороны, является сознательным, с другой — не противоречит устоям общества.

Основными критериями нравственности человека выступают его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению

к людям. Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, привычные формы поведения. Нравственность не является врожденным качеством и тесно связана с социальным развитием личности. Сензитивный период развития нравственности — дошкольный возраст, когда ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований.

В отечественной психологии проблема нравственности рассматривается в трудах представителей системно-деятельностного подхода: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна и др. При этом основной акцент делается на социальной и культурно-исторической детерминации нравственного поведения личности. Так, например, Л.И. Божович отмечает, что нравственное развитие человека не является изолированным процессом, но связано с социальным и психическим развитием. По мнению автора, процесс формирования нравственных норм поведения можно понимать, с одной стороны, как результат интериоризации внешне заданных поведенческих и когнитивных паттернов; с другой — как последовательное превращение одних качественно своеобразных форм нравственного развития в другие, более совершенные [4]. С точки зрения С.Л. Рубинштейна, в формировании личности дошкольника особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но учится оценивать их проявления в поступках и действиях окружающих, а также собственных поступках [5].

Отечественные исследования в области психологии нравственного развития личности дошкольника можно условно разделить на два направления. Представители нормативно-ориентированного подхода подчеркивают, что нравственные качества приобретаются индивидом в процессе социального развития, которое понимается как процесс усвоения ребенком норм и правил общественного поведения в условиях активного общения и совместной деятельности. Нравственная саморегуляция поведения предполагает преодоление противоречия между своими желаниями и их моральной оценкой, а также наличие эталона, с которым ребенок может соотносить свое поведение. Таким образом, оценка, которой подвергается нравственный поступок, становится самооценкой [6]. В работах представителей эмоционально-ориентированного направления на первое место ставится развитие социальных эмоций и нравственных чувств, к которым относятся сопереживание и сочувствие. Чтение и анализ художественных произведений позволяет сформировать у ребенка нравственное миропонимание, способность усмотреть в действиях другого человека нравственный поступок, дать ему объяснение с точки зрения норм и правил, почувствовать переживания другого, правильно оценивать чужие (а значит, и свои) поступки [7].

В зарубежной психологии значимые исследования проблемы нравственного развития выполнены представителями когнитивного подхода. К. Гиллиган, Л. Кол-берг, М. Блэтт, Э. Хиггинс и др. акцентируют внимание на когнитивных аспектах морального сознания. Моральное мышление выступает здесь мерилом нравственного развития. Ж. Пиаже на основе большого экспериментального материала рассматривает нравственное развитие детей в контексте формирования моральных суждений. Автор делает предположение, что в процессе развития ребенка «нравственность принуждения» заменяется «нравственностью сотрудничества», возникающей на основе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, в которых правила и моральные максимы приобретают характер разумных соглашений [8].

Л.М. Веккер рассматривает нравственное развитие как психический процесс, который включает три взаимосвязанные сферы: когнитивную, эмоциональную и

регулятивно-волевую [9]. В сфере моральных знаний, суждений, представлений дети овладевают различными сторонами общественного морального сознания, и, прежде всего, пониманием моральных требований, критериев моральной оценки. Эмоциональный компонент нравственного сознания личности составляют нравственные чувства и отношения: внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм. Регулятивно-волевая сфера нравственного развития предполагает, что, усвоив нравственную норму, дошкольник, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, ребенок приближается к реальной самооценке.

Решающую роль в становлении личности играет та специфическая психологическая атмосфера, которая создается внутри семейной системы. Так, А.В. Петровский особо подчеркивает, что ребенок начинает приобщаться к моральным ценностям человечества и конкретного общества с раннего возраста в процессе взаимодействия с членами семьи, которые составляют первую в его жизни референтную группу [10]. При этом большое влияние на развитие нравственности дошкольника оказывает стиль семейного воспитания.

В психологии данный феномен рассматривается как совокупность наиболее характерных способов отношения родителей к ребенку, выражающихся в своеобразной манере словесного общения и взаимодействия [11]; стиль взаимоотношений с ребенком в семье, отличающийся степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов [12]; совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка по всем направлениям его жизнедеятельности [13]. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние множество факторов, среди которых — социально-демографические особенности и индивидные свойства родителей, статические и динамические характеристики семейной системы, родовые сценарии и пр. Согласно классификации Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса [14], к основным стилям семейного воспитания относятся следующие: гипопротекция (недостаток опеки и контроля над поведением ребенка); доминирующая гиперпротекция (обостренное внимание и забота о ребенке в сочетании с обилием ограничений и запретов); потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумир семьи»); эмоциональное отвержение (игнорирование потребностей ребенка, жестокое обращение с ним); повышенная моральная ответственность (не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка моральные требования в сочетании с игнорированием его реальных потребностей) [15; 16; 17]. Слабая выраженность перечисленных дисфункциональных симптомов интерпретируется авторами как проявление гармоничного стиля семейного воспитания, что служит основой для формирования здоровой нравственной личности.

Методы исследования

Эмпирическое исследование было проведено в 2022 г. на базе МБДОУ «ДС № 2», «ДС № 7» и «ДС № 9» г. Байкальска Иркутской области. Выборку составили 60 детей старшего дошкольного возраста, а также 60 родителей, в числе которых 46 матерей и 14 отцов. Непропорциональный гендерный состав родительской выборки мы полагаем методически оправданным. В силу социально-демографической специфики региона, основное педагогическое влияние в семьях оказывается

на детей преимущественно со стороны матери, поскольку многие отцы работают вахтовым методом, уезжают на заработки в другие города и т.д. Репрезентативность выборки обеспечена методом случайного отбора испытуемых.

Основной метод сбора эмпирических данных — тестирование. Диагностический комплекс составлен в соответствии с целью и задачами эмпирического исследования и включает методики, направленные на изучение различных компонентов феномена нравственного развития дошкольников, а также основных типов стиля семейного воспитания. Выбор психодиагностических методик определяется целесообразностью относительно сформулированных нами представлений о предмете исследования. Так, диагностика нравственного развития дошкольников как психического процесса предполагала оценку сформированности когнитивной, эмоциональной и регулятивно-волевой его составляющих. С этой целью были использованы следующие инструменты:

Организационно-подготовительная беседа для установления контакта с детьми и концентрации внимания испытуемых на проблеме нравственности;

Методика «Закончи историю» (Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик, алгоритм обработки Р.Р. Калининой), позволяющая изучить степень осознания детьми нравственных норм и ценностей;

Методика «Сюжетные картинки» (Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик), предназначенная для изучения эмоционального отношения дошкольников к нравственным нормам, развития нравственных чувств и переживаний;

Субтест «Раздели игрушки» методики «Самооценка и моральное поведение детей» (С.Г. Якобсон, Г.И. Морева). При помощи данного субтеста определяют уровень соблюдения ребенком нормы справедливости в своем собственном поведении, а также при оценке поведения другого человека.

Стиль семейного воспитания, преимущественно демонстрируемый родителями старших дошкольников, оценивался при помощи диагностической методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис). Изучить преобладающие в семье типы негармоничного воспитания позволяют такие шкалы опросника, как (1) уровень протекции в процессе воспитания, (2) степень удовлетворения потребностей ребенка, (3) количество и качество требований-обязанностей и требований-запретов к ребенку в семье, а также строгость санкций за их нарушение; (4) неустойчивость стиля воспитания. Устойчивые сочетания различных черт обнаруживают один из типов негармоничного воспитания, сформулированных авторами методики.

Для математико-статистической обработки данных использовался статистический критерий корреляции Ч. Спирмена, позволяющий установить достоверную значимость взаимосвязанности рассматриваемых явлений. Выбор непараметрического критерия обусловлен особенностями исследования. Значения по шкалам имеют различную градацию, а также не подчинены нормальному распределению. Связь между исследуемыми характеристиками считается достоверной при р < 0,05.

Результаты исследования

Результаты математико-статистического анализа связи когнитивного, эмоционального и регулятивно-волевого компонентов нравственного развития дошкольников с отдельными характеристиками негармоничных стилей семейного воспитания представлены в табл.

Из приведенной таблицы видно, что математико-статистический анализ результатов эмпирического исследования обнаруживает значимую связь шкалы «потворствование» с когнитивным (р < 0,05) и эмоциональным (р < 0,01) компо-

Взаимосвязь компонентов нравственного развития дошкольников и характеристик стилей семейного воспитания

Шкалы опросника АСВ Когнитивный компонент Эмоциональный компонент Регулятивно-волевой компонент

Г+ 0,13 0,05 0,14

Г- 0,24 0,13 0,22

У+ 0,31* 0,39** 0,21

У- 0,14 0,24 0,17

Т+ 0,01 0,22 0,19

Т- 0,02 0,01 0,21

З+ 0,00 0,06 0,05

З- 0,40** 0,20 0,00

С+ 0,07 0,31* 0,22

С- 0,12 0,02 0,21

Н- 0,11 0,20 0,17

Условные обозначения:

Г+ — гиперпротекция, Г— — гипопротекция, У+ — потворствование, У— — игнорирование потребностей ребенка, Т+ — чрезмерность требований-обязанностей, Т— — недостаточность требований-обязанностей, З+ — чрезмерность требований-запретов, З— — недостаточность требований-запретов, С+ — чрезмерность санкций, С— — минимальность санкций, Н— — неустойчивость стиля воспитания.

Примечания: * р < 0,05. ** р < 0,01.

нентами нравственного развития. Выявлены значимые связи между шкалой «недостаточность требований — запретов к ребенку» и когнитивной составляющей нравственного развития дошкольников (р < 0,01), а также шкалой «чрезмерность санкций» и эмоциональным компонентом нравственности (р < 0,05).

Сочетания отдельных шкал методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) формируют основные стили семейного воспитания. Анализ распределения выборки родителей по описанным выше стилям показывает следующее: семьи, использующие доминирующую гиперпротекцию как стиль воспитания, составили 36 %; семьи, воспитывающие ребенка в стиле повышенной моральной ответственности, составляют 20 %; потворствующая гиперпротекция и гипопротекция проявляются в 17 % семей; эмоциональное отвержение присутствует у 10 % родителей; семей с жестоким обращением в выборке не оказалось. Эти результаты представлены на рис. 1.

Результаты расчета средних значений когнитивной, эмоциональной и регуля-тивно-волевой составляющих нравственного развития дошкольников в подгруппах с разными стилями семейного воспитания представлены на рис. 2.

Обсуждение результатов Обнаруженная статистически значимая связь шкалы «потворствование» с когнитивным и эмоциональным компонентами нравственного развития объясняется, с нашей точки зрения, следующим. О «потворствовании» говорят в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка. Они «балуют» его, любое желание дошкольника для них — закон. Можно предположить, что знание, понимание нравственных норм, а также нравственные чувства формируются у ребенка в такой семье отчасти как отклик на доброжелательное отношение к нему родителей. Высокий уровень эмоциональной и когнитивной составляющих нравственности дошкольника может

Эмоциональное отвержение 10

Повышенная моральная ответственность 20

Гиперпроекция 17

Потворствующая гиперпроекция 17

Доминирующая гиперпроекция 36

Рис. 1. Стили семейного воспитания у родителей дошкольников, %

3,0 2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 0

Потворствующая Доминирующая „ Повышенная Эмоциональное

гиперпроекция гиперпроекция моральная отвержение

ответственность

I Когнитивный компонент

Z

Эмоциональный

компонент

I Регулятивно-волевой компонент

Рис. 2. Выраженность компонентов нравственного развития дошкольников в подгруппах с разными стилями семейного воспитания

быть обусловлен чрезмерной заботой и отсутствием наказаний: в этом смысле, родители могу стать образцом для подражания и формирования представлений о нравственных нормах. В дошкольном образовательном учреждении ребенок также получает информацию о том, «что такое хорошо и что такое плохо», видит, что другие дети соблюдают правила и запреты. Дошкольник проявляет к ним интерес, эмоционально сопереживает, но это не всегда приводит к нравственному поведению (особенно если оно вступает в противоречие с сиюминутными желаниями ребенка), поскольку, все-таки, в семье наблюдается вседозволенность.

Эти результаты подтверждаются и обнаруженной связью между шкалой «недостаточность требований-запретов к ребенку» и когнитивной составляющей

нравственного развития. Очевидно, понимание нравственных норм в данном случае формируется у ребенка за счет того, что он проявляет интерес к поведению своих друзей, которые поступают нравственно, соблюдают запреты, при том, что этому ребенку в семье они не предъявляются. Дошкольник знает и понимает, как поступать нравственно, но это не всегда отражается в реальном поведении.

Представляет несомненный интерес связь между шкалой «чрезмерность санкций» и эмоциональным компонентом нравственности дошкольников. Родители, предъявляющие к ребенку чрезмерные санкции, зачастую склонны к применению строгих наказаний, негативному реагированию даже на незначительные нарушения поведения. Можно предположить, что у детей, воспитывающихся в максимальной строгости, выявлено высокое эмоциональное реагирование на нравственные нормы из-за того, что им не хватает эмоциональной близости с родителями. Возможно, реакция таких испытуемых на стимульный материал методики была обусловлена не столько демонстрацией привычного поведения, сколько фантазиями о том, что дети видели на картинке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из рис. 2 видно, что в подгруппах испытуемых с разными стилями семейного воспитания дети-дошкольники обнаруживают разный уровень развития компонентов нравственности.

Так, при потворствующей гиперпротекции все составляющие нравственного развития имеют довольно высокие показатели, особенно выражены когнитивный и регулятивно-волевой компоненты. Данный тип воспитания предполагает, что «ребенок — кумир семьи». Ребенку внушают, какой он великолепный, талантливый, немедленно выполняют любые его прихоти и капризы, все проблемы решают за него родители. Для такого ребенка характерен очень высокий уровень притязаний, он стремится быть лидером, выделиться, оказаться в центре внимания. И для того, чтобы добиться к себе расположения не только в семье, но и в детском коллективе, дошкольник старается, чтобы его поведение соответствовало принятым критериям. При этом он обнаруживает не только хорошее знание нравственных норм и правил, но и выраженные нравственные чувства, поскольку потворствующая гиперпротекция предполагает, в числе прочего, повышенное внимание взрослых к эмоциональным проявлениям личности ребенка. Эти результаты хорошо согласуются с обнаруженной нами ранее значимой связью когнитивного и эмоционального компонентов нравственности со шкалой «потворствование».

Доминирующая гиперпротекция выражается в мелочном контроле за поведением ребенка. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологическое давление. Это стиль воспитания, при котором у ребенка, можно сказать, отнимают собственную волю. Как видно из рис. 2, компоненты нравственного развития дошкольника при доминирующей гиперпротекции имеют примерно равные средние показатели. Такой ребенок знает нравственные нормы, но не проявляет к ним особенного интереса; выказывает эмоциональное отношение к соблюдению социальных правил, но из-за нерешительности делает это недостаточно интенсивно; возможно, ведет себя нравственно, однако делает это скорее из-за того, что ему «приказали» так поступать, что не всегда обусловлено его внутренними убеждениями.

Гипопротекция как стиль семейного воспитания обнаруживает недостаток внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к делам, волнениям, увлечениям ребенка. Родители стремятся удовлетворить только материальные нужды ребенка, а в духовной жизни он оказывается предоставленным самому

себе. На рис. 3 видим, что у таких детей наблюдается довольно высокий уровень когнитивной и эмоциональной составляющих нравственности, но при этом очень незначительно развит регулятивно-волевой компонент. Вероятно, при таком типе воспитания дошкольнику хорошо известно, что значит поступать нравственно. Как мы упоминали ранее, эти знания он мог получить от родителей, других родственников или в дошкольном образовательном учреждении. Кроме того, ребенок проявляет выраженное эмоциональное отношение к нравственным нормам, возможно, в ответ на равнодушие родителей. Однако в ситуации, когда родители не обращают внимания на ребенка, не направляют его поведение, не запрещают ничего, но и не одобряют совершаемых поступков, дошкольник теряется и не всегда знает, как правильно поступить.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется чрезмерным уровнем родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может проявляться в том, что на ребенка возлагают непосильные и не соответствующие возрасту обязанности одного из взрослых членов семьи (забота о младших детях, дисфункциональном родителе и пр.), либо ожидают от дошкольника реализации родительских стремлений и достижений в самых разных областях. Здесь наибольшего развития (хотя и не столь выраженного, как в случае с потворствующей гиперпротекцией) достигает регулятивно-волевой компонент нравственности. Вероятно, соблюдение нравственных норм приобретает для дошкольника в такой семье характер императива, которому необходимо следовать, воспринимая его некритично. Именно поэтому истинного понимания нравственных норм у ребенка не формируется, и когнитивная составляющая нравственного развития остается лишь на среднем уровне. Очевидно, при таком стиле воспитания, эмоциональная составляющая нравственности остается «не прожитой» ребенком, жизнь которого подчинена жестким расписаниям и правилам: уровень развития этого компонента ниже среднего (см. рис. 2).

Родители, проявляющие по отношению к своему ребенку эмоциональное отвержение, не ощущают тепла и любви к ребенку, не задумываются и могут не представлять, как живет ребенок, как помочь ребенку, или же считают, что ребенок каким-то образом должен сам научиться решать свои проблемы. Отвержение часто сочетается с жестким контролем, с навязыванием ребенку единственно «правильного» типа поведения. Родители требуют от ребенка «быть хорошим», «вести себя правильно», «быть послушным», однако не разъясняют сущности этих требований. Поэтому, как представлено на рис. 2, когнитивный компонент нравственного развития дошкольников при таком стиле семейного воспитания имеет очень низкие показатели. Тем не менее, ребенок стремится соответствовать ожидаемому поведению и поступать «правильно», нравственно, чем объясняется достаточный (выше среднего) уровень развития регулятивно-волевого компонента. Средний уровень развития эмоциональной составляющей в этом случае можно интерпретировать как попытку ребенка проявить свои эмоции, поскольку в семье его эмоциональные переживания зачастую игнорируются.

Интересно, что в случае с эмоциональным отвержением у дошкольников наблюдается почти такая же картина выраженности компонентов нравственности, как при доминирующей гиперпротекции, за исключением уровня развития когнитивной сферы. При кажущейся внешней противоположности этих стилей семейного воспитания, можно предположить, что доминирующая гиперпротекция предполагает такое же, как при эмоциональном отвержении, пренебрежение истинными потребностями и интересами ребенка. Невнимание к эмоциональным состояниям и переживаниям дошкольника и в том, и в другом случае не дает

оснований для формирования внутри семьи выраженных нравственных чувств и отношений, разумной ответственности и способности к сопереживанию.

Заключение

Теоретический анализ проблемы нравственного развития дошкольников позволил сформулировать предположение о том, что разные структурные составляющие данного психического процесса связаны с преобладающими в семье ребенка стилями родительского воспитания. В результате эмпирического исследования удалось обнаружить статистически значимые связи шкалы «потворствование» с когнитивным и эмоциональным компонентами нравственного развития; шкалы «недостаточность требований — запретов к ребенку» и когнитивной составляющей нравственного развития дошкольников; шкалы «чрезмерность санкций» и эмоционального компонента нравственности. Качественный анализ результатов эмпирического исследования показал, что высокий уровень когнитивного и, отчасти, эмоционального компонентов нравственного развития дошкольников связан с такими стилями семейного воспитания, как потворствующая гиперпротекция и гипопротекция; регулятивно-волевого компонента — с потворствующей гиперпротекцией и воспитанием в духе повышенной моральной ответственности.

Таким образом, условно оптимальным с точки зрения нравственного развития дошкольников можно считать такой стиль семейного воспитания, как потворствующая гиперпротекция. Продуктивный характер данного стиля выражается в том, что ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его физических, познавательных и эмоциональных потребностей. Родители уделяют достаточно времени и сил обучению, воспитанию и, в том числе, нравственному развитию ребенка. Однако, во избежание формирования истероидных, гипертимных и неустойчивых черт личности в подростковом возрасте, необходимо включать в детско-родительские коммуникативные паттерны адекватные требования и запреты по отношению к дошкольнику, а также способствовать развитию нравственных чувств через выстраивание адекватных личных границ.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л.С. Выготский; под ред. Д.Б. Элько-нина. — Москва : Педагогика, 1984. — Т. 4. — 432 с.

2. Апресян Р.Г. Нравственность / Р.Г. Апресян // Новая философская энциклопедия. — Москва : Мысль, 2000. — Т. 3. — С. 140-141.

3. Оксфордский толковый словарь по психологии : в 2 т. / под ред. А. Ребера. — Москва : Вече, 2003. — Т. 1. — 592 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л.И. Божович. — Москва : Просвещение, 1968. — 464 с.

5. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. — Москва : Педагогика, 1996. — 183 с.

6. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей / С.Г. Якобсон. — Москва : Педагогика, 1984. — 143 с.

7. Холмогорова В.М. Психологические условия нравственного развития дошкольников : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / В.М. Холмогорова. — Москва, 2001. — 178 с.

8. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже. — Москва : Академический Проект, 2006. — 480 с.

9. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. — Москва : Смысл, 1998. — 364 с.

10. Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитания / А.В. Петровский, В.А. Петровский. — Москва : Астрель, 2003. — 399 с.

11. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. — Воронеж, 2000. — 256 с.

12. Тигунцева Г.Н. Психологические факторы возникновения коммуникативных деструкций делинквентных подростков / Г.Н. Тигунцева. — DOI 10.17150/1993-3541.2015.25(5).904-912. — EDN SKWGYL // Известия Байкальского государственного университета. — 2015. — Т. 25, № 5. — С. 904-912.

13. Шнейдер Л.Б. Семейная психология : учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2006. — 768 с.

14. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстиц-кис. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 656 с.

15. Фролова Т.И. Репрезентация актуальных статусов родительства в российских СМИ: обзор практик в аспекте медиатранзита / Т.И. Фролова, В.И. Фролова, П.В. Нури-лова. — DOI 10.17150/2308-6203.2022.11(4).710-729. — EDN UKGCSH // Вопросы теории и практики журналистики. — 2022. — Т. 11, № 4. — C. 710-729.

16. Шульгин М.В. Предпосылки становления психолого-экономического метода анализа поведения / М.В. Шульгин. — EDN PYMNNR // Известия Байкальского государственного университета. — 2013. — № 2. — С. 118-123.

17. Психология развития / под. ред. А.Л. Венгера. — Москва : PerSe, 2005. — 176 с.

References

1. Vygotskii L.S.; El'konin D.B. (ed.). Collected Works. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. Vol. 4. 432 p.

2. Apresyan R.G. Moral. New Philosophical Encyclopedia. Moscow, Mysl' Publ., 2000. Vol. 3. pp. 140-141.

3. Reber A.S. (ed.). The Penguin Dictionary of Psychology. London, 1995. 916 p. (Russ. ed.: Reber А. (ed.). Oxford Explanatory Dictionary of Psychology. Moscow, Veche Publ., 2003. Vol. 1. 592 p.).

4. Bozhovich L.I. Personality and Its Formation in Childhood. Psychological Research. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1968. 464 p.

5. Rubinshtein S.L. Psychological and Pedagogical Issues of Moral Education of Schoolchildren. Moscow, Pedagogika Publ., 1996. 183 p.

6. Yakobson S.G. Psychological Issues of Ethical Development of Children. Moscow, Pedagogika Publ., 1984. 143 p.

7. Kholmogorova V.M. Psychological Conditions for the Upbringing of Preschoolers. Cand. Diss. Thesis. Moscow, 2001. 178 p.

8. Piaget J. The Moral Judgment of the Child. London, 1926. 311 p. (Russ. ed.: Piaget J. The Moral Judgment of the Child. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2006. 480 p.).

9. Vekker L.M. Mind and Reality: The Unified Theory of Mental Processes. Moscow, Smysl Publ., 1998. 364 p.

10. Petrovskii A.V., Petrovskii V.A. Are Parents Always Right? Parenting Psychology. Moscow, Astrel' Publ., 2003. 399 p.

11. Miniyarov V.M. Psychology of Family Education. Voronezh, Modek Publ., 2000. 256 p.

12. Tiguntseva G.N. Psychological Factors of Delinquent Adolescents' Communicative Destructions Emergence. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 904-912. (In Russian). EDN: SKWGYL. DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(5).904-912.

13. Shneider L.B. Family Psychology. 2nd ed. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2006. 768 p.

14. Eidemiller E.G., Yustitskis V.V. Psychology and Family Psychotherapy. Saint Petersburg, Piter Publ., 2002. 656 p.

15. Frolova T.I., Frolova V.I., Nurilova P.V. Representation of Actual Parenthood Statuses in the Russian Media: an Overview of Practices in Terms of Media Transit. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2022, vol. 11, no. 4, pp. 710-729. (In Russian). EDN: UKGCSH. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(4).710-729.

16. Shul'gin M.V. Preconditions for Formation of Psychological and Economic Method of Behavior Analysis. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2013, no. 2, pp. 118-123. (In Russian). EDN: PYMNNR.

17. Venger A.L. (ed.). Developmental Psychology. Moscow, PerSe Publ., 2005. 176 p.

Информация об авторах

Зимина Екатерина Викторовна — кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой социологии и психологии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, ZiminaEV@bgu.ru, https://orcid.org/0000-0002-6659-4548, SPIN-код: 7407-8413, AuthorlD РИНЦ: 504352.

Синёва Ольга Валентиновна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии, Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, nc_sineva@mail.ru, С https://orcid. org/0000-0002-7819-6731, SPIN-код: 1991-7048, AuthorlD РИНЦ: 686276.

Authors

Ekaterina V. Zimina — PhD in Sociology, Associate Professor, Head of the Department of Sociology and Psychology, Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation, ZiminaEV@ bgu.ru, © https://orcid.org/0000-0002-6659-4548, SPIN-Code: 7407-8413, AuthorlD RSCI: 504352.

Olga V. Sineva — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Social, Extreme and Penitentiary Psychology, Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation, nc si-neva@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0002-7819-6731, SPIN-Code: 1991-7048, AuthorID RSCI: 686276.

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the Authors

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Для цитирования

Зимина Е.В. Связь стилей семейного воспитания и нравственного развития дошкольников / Е.В. Зимина, О.В. Синёва. — DOI 10.17150/2411-6262.2023.14(2).667-0679. — EDN CSVXHH // Baikal Research Journal. — 2023. — Т. 14, № 2. — С. 667-679.

For Citation

Zimina E.V., Sineva O.V. The Relationship Between the Styles of Family Education and the Moral Development of Preschoolers. Baikal Research Journal, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 667679. (In Russian). EDN: CSVXHH. DOI: 10.17150/2411-6262.2023.14(2).27.667-679.

Baikal Research Journal

электронный научный журнал Байкальского государственного университета

2023, vol. 14, no. 2 issn 2411-6262 2 0 23. Т. 14, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.