Научная статья на тему 'Связь социальной рекламы и социальной работы на примере социальных рекламных кампаний НКО в г. Архангельск'

Связь социальной рекламы и социальной работы на примере социальных рекламных кампаний НКО в г. Архангельск Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
402
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / РЕКЛАМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Воронцова Анастасия Андреевна, Сидоров Евгений Александрович

Данная статья исследует связь социальной рекламы и социальной работы в исторической перспективе (советские годы и современная Российская Федерация), а также иллюстрирует примеры взаимодействия этих областей для информирования населения о способах решения социальных проблем на примерах наружной социальной рекламы в городе Архангельск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь социальной рекламы и социальной работы на примере социальных рекламных кампаний НКО в г. Архангельск»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Связь социальной рекламы и социальной работы на примере

социальных рекламных кампаний НКО в г. Архангельск

1 2 Воронцова А. А. , Сидоров Е. А.

1Воронцова Анастасия Андреевна / Vorontsova Апа$1аъ1уа Лп<3гввупа - студент, кафедра социальной работы;

2Сидоров Евгений Александрович /§1<ого\ Evgenii Лleksandrovich - студент, кафедра прикладной математики и информатики, Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: данная статья исследует связь социальной рекламы и социальной работы в исторической перспективе (советские годы и современная Российская Федерация), а также иллюстрирует примеры взаимодействия этих областей для информирования населения о способах решения социальных проблем на примерах наружной социальной рекламы в городе Архангельск. Ключевые слова: социальная реклама, социальная работа, реклама.

Изучая социальную рекламу на практике, можно найти множество примеров хорошей социальной работы. Но на улицах и в печати она присутствует в редких экземплярах в крупных городах и реализована благодаря общественным организациям.

Можно говорить о важности активного применения региональными НКО социальной рекламы как технологии социальной работы. Только общественные организации на месте знают о важных проблемах, которые необходимо решать, знают о тех, которые необходимо предупредить.

Ключевой функцией социальной рекламы является информационная профилактика. Рассматривая социальную рекламу как технологию социальной работы, необходимо говорить о методах той самой социальной рекламы. Самым важным является метод воздействия, который включает в себя:

1. Утвердительные высказывания;

2. Выборочный подбор информации;

3. Использование слоганов. Лозунги, девизы и слоганы позволяют обобщить весь вложенный в ролик смысл и акцентировать его;

4. Дополнительное свидетельство. Все помнят зубные пасты, одобренные всемирными ассоциациями стоматологов, и т. п. Дополнительное свидетельство от авторитетной организации или эксперта служит мощным подсознательным стимулом. Многие люди прислушиваются к мнению авторитетов;

5. Победившая сторона. Этот прием использует подсознательное стремление зрителя быть на «выигравшей стороне». Его часто используют в рекламе против наркомании, ссылаясь на людей, избавившихся от зависимости;

6. Создание контраста. Прием заключается в создании явной эмоционально окрашенной разницы между социально -негативным и социально-приемлемым поведением;

7. Сравнение. От «создания контраста» этот метод отличается тем, что в нем используются рациональные объяснения. В рекламных роликах это чаще всего проявляется в демонстрации «до и после» и т. п.;

8. Акцент на положительном/отрицательном результате. Один из самых часто используемых приемов. Он заключается в демонстрации результата как преимущества для человека, совершившего социально-одобряемое действие. Также большое распространение получила обратная схема с социально-негативным действием и его последствиями.

Технология социальной работы - это иной, интегративный тип технологий, в котором органично соединены компоненты рационального и эмоционального, духовного и материального, действительного и возможного, исполнительского и творческого. Это ресурсно-насыщенная технология. Исходя из этого определения, можно говорить о том, что социальная реклама - технология социальной работы [1].

Социальная работа по своей природе - междисциплинарная научная область. Поэтому социальную рекламу необходимо принимать как наукоемкую технологию. На теоретическом уровне её уже серьезно проработали, но на практике в России ее мало кто применяет, т. к. в основном созданием занимаются коммерческие рекламопроизводители, которые не имеют нужных знаний и компетенций.

В социальной рекламе как технологии социальной работы можно определить три компонента: процессуальный (об этом мы говорили в предыдущей главе), количественный и расчетный.

Необходимо еще раз обратить внимание на людей, которые занимаются социальной рекламой. Так как социальная реклама, как и любая другая технология социальной работы, - это особый вид профессиональной деятельности, эти люди должны быть оснащены человековедческими знаниями и умениями применять их на практике [1].

В России есть практика сочетания необходимых знаний в одном месте - это автономная НКО «Лаборатория социальной рекламы». Профессионалы данной НКО работают в тесном партнерстве с крупными НКО, рекламными компаниями, подключают компании, проводящие социологические исследования. Помогают заказчикам социальной кампании добиться лучшего эффекта путем профессионального креативного подхода к разработке на базе знаний необходимых наук, возможности достижения широкой ротации. Другими словами, Лаборатория не только оказывает необходимую помощь в производстве рекламы, но помогает продвигать социальную рекламную кампанию [2].

Подведя итог, стоит говорить о необходимости развития социальной рекламы на различных уровнях, особенно это важно для региональных НКО. Как мы выяснили, необязательно исполнителями будут региональные СМИ как производители рекламы. Для этого есть специальные комитеты и НКО.

Население Архангельска на 2016 год составляет 351226 человек [3]. Количество общественных организаций - 141, (http://arkhangelsk.reginforms.ru/) издательств региональных газет - 90, 13 журнальных редакций, 2 телевизионные компании, 17 региональных радиовещательных каналов и 4 информационных агентства [4]. Итого -126 агента СМИ на территории Архангельска, не считая информационных порталов.

Свои 5% от годового оборота размещения рекламы СМИ обязаны отдавать под размещение социальной рекламы в соответствие с федеральным законом о рекламе [5]. Выделить телевизионное время или другую площадку - не проблема. Дело в том, что эти самые СМИ обязаны выплачивать налог за размещение государству. Соответственно, это сильно сказывается на мотивации самих рекламопроизводителей и рекламодателей.

В нашем регионе достаточно высокую популярность имеют конкурсы социальной рекламы. Одни проводятся ежегодно, другие от случая к случаю, другие -представляют наш регион на России, осуществляя как бы координационную функцию в рамках Всероссийских проектов.

Организаторами городских или областных конкурсов рекламы выступают обычно одни общественные организации, затем благодаря успешному фандрайзингу и поиску партнеров, организаторов становится больше, соответственно повышается шанс того, что эту социальную рекламу и увидит мир.

Актуальной темой всегда остаётся борьба с наркоманией. Конкурс социальной рекламы против наркотиков, апрель 2016 - конкурс с двумя номинациями (видео и плакат) среди Архангельской молодёжи, организатор - Дом Молодёжи АО. О конкурсе писали фактически все СМИ Архангельска, информационное сопровождение на

57

высоком уровне, главный приз - камера GoPro (действительно хороший приз для молодёжи). К сожалению, информации о количестве участников, работ нет, как и самой социальной рекламы. Но если целью конкурса было привлечение внимания молодежи к проблеме наркомании, так и вышло - цель достигнута.

Другой пример участия в конкурсах - участие региональных органов государственной власти во Всероссийских конкурах. Например, в таком конкурсе социальной рекламы Импульс, Агентство по печати и средствам массовой информации АО заняли почетное второе место в своей номинации. Агентство по печати и СМИ АО в рамках программы повышения уровня финансовой грамотности населения совместно с ГК «VERY GOOD PRODUCTION» представили мультфильм «Сказ поморский нравоучительный про финансовые пирамиды». Чуть больше 2 500 просмотров на YouTube, показ ролика на мероприятиях, да и популярность рекламного агентства обеспечили эффективность данного социального ролика. Хоть на телевидение оно так и не было внедрено, люди говорят и после реализации данного проекта, количество участников в мероприятиях по финансовой грамотности увеличилось.

Говоря о конкурсах социальной рекламы в г. Архангельске, обязательно стоит сказать об агентстве наружной рекламы «Факел». Данная компания при содействии мэрии города Архангельска в лице Департамента градостроительства и 4-х информационных партеров, на протяжении 13 лет организовывает конкурс социальной рекламы. Стоит сказать, что данное агентство имеет имидж высоко социально-ответственной компании: рекламные велоскамейки - реклама и велопарковка, спонсорство в социальных проектах, да и сама реклама деятельности компании только украшает город с позитивным слоганом «Яркие стороны города».

Темы ежегодного конкурса «Архиф» от агентства наружной рекламы «Факел» всегда интересны, поэтому участие принимает большое количество горожан. Спустя два года после запуска проекта, участие стали принимать и жители других городов. Победители и призеры конкурса получают денежный приз и награждаются дипломами. Помимо этого, на строительном заборе на площади Мира ежегодно появляются самые лучшие работы социальной рекламы в виде биллборд-галлереи [6].

Подведём итог. В Архангельске присутствует интерес общественности к социальной рекламе, но ввиду финансовых затруднений и нежелания пожертвования и благотворительности со стороны коммерционализированных рекламных агентств, социальная реклама по факту «не выходит в свет». А если и выходит, то на небольшой временной период. Зато государственные структуры готовы тратить денежные средства на реализацию социальных рекламных проектов для участия во Всероссийских конкурсах. Региональные общественные организации с миру по нитке - организовывают различные конкурсы социальной рекламы, чтобы хотя бы путем масштаба конкурса привлечь аудиторию к социальным проблемам. Но и среди рекламных агентств есть социально -ответственные компании, которые организовывают свою деятельность на благо городу. Если рассматривать социальную рекламу как инструмент или метод социальной работы НКО, то тут главной проблемой встает вопрос финансирования. Но всё же следует относиться к информационному обеспечению своей социальной миссии более ответственно и рекламировать свою деятельность путем реализации социальных рекламных кампаний.

Литература

1. Краткий курс лекций по дисциплине «Технология социальной работы».

[Электронный ресурс]: Учебные материалы для студентов. Режим доступа:

http://studme.org/ (дата обращения: 11.09.2016).

2. Портал Лаборатории социальной рекламы. [Электронный ресурс]: Портал Лаборатории социальной рекламы. Режим доступа: http://www.soclaboratory.ru/ (дата обращения: 11.09.2016).

3. Население. [Электронный ресурс]: Архангельскстат. Режим доступа: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/statistics/popu Ыюп/ (дата обращения: 11.09.2016).

4. Справочник «Весь бизнес России». [Электронный ресурс]: Справочник «Весь бизнес России». Режим доступа: http://b2b-russia.ru/ (дата обращения: 06.06.2016).

5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-Ф3 (ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) «О рекламе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).

6. Сайт Агентства наружной рекламы «Факел». [Электронный ресурс]: Сайт Агентства наружной рекламы «Факел». Режим доступа: http://phakel.ru/ (дата обращения: 10.06.2016).

Партизанский маркетинг - один из самых важных инструментов

в бизнесе Мяло К. В.1, Шульц В. И.2

1Мяло Кристина Владимировна /Myalo Kristina Vladimirovna - студент;

2Шульц Виктор Иванович / Schultz Viktor Ivanovich - студент, кафедра инженерного предпринимательства, Томский политехнический университет Институт социально-гуманитарных технологий, г. Томск

Аннотация: на сегодняшний день очень важно для предпринимателей знать, как сократить маркетинговый бюджет. Статья раскрывает суть партизанского маркетинга и его эффективность для предпринимательства. Рассмотрены инструменты, задачи и особенности партизанского маркетинга. Ключевые слова: партизанский маркетинг, малобюджетный маркетинг, вирусный маркетинг, скрытый маркетинг, продвижение.

Малобюджетный маркетинг как явление существует с незапамятных времен, но, к сожалению, все это время это было не систематично, каждый что-то придумывал как умел, опыт других никак не учитывался. И в 80 годы возникает дисциплина -партизанский маркетинг. Американский рекламщик Джей Конрад Левинсон, в 1984 году выпустил книгу «Партизанский маркетинг». Он провел параллель с партизанской тактикой на войне. Малые отряды, только легкое вооружение. Задача партизан была не в том, чтобы выиграть войну, а в том, чтобы удержать какую-то территорию, не дать ее захватить. В маркетинге ситуация фактически та же самая [14].

Существуют три класса инструментов партизанского маркетинга:

1. Стратегические (инструменты на каждый день) - то, на чем можно построить продвижение малого/среднего бизнеса, то чем можно усилить продвижение компании.

2. Вспомогательные (проведение периодических рекламных акций, промоакций).

3. Эпатажные (используются раз в год/два года) [4].

Партизанский маркетинг позволяет решить 5 классов задач:

• Маркетинг без бюджета (это актуально для стартапа либо микробизнеса);

• Малобюджетная реклама (малая полиграфия, визитки листовки и т. д.);

• Малозатратное усиление продаж (инструменты, которые помогают поднять продажи иногда на проценты, иногда на десятки процентов);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.