12. Sorokoumova G.V. Conditions, mechanisms and factors for the development of a professional personality of a socionomic type: a textbook for the course "Pedagogical anthropology. Section "Psychology" [Conditions, mechanisms and factors for the development of a professional personality of a socionomic type: a textbook for the course "Pedagogical anthropology. Section "Psychology"]. N. Novgorod, NGLU Publishing House, 2017. 297 p.
13. Eysenck-Gorbov test, IQ for non-verbal intelligence / URL: https://psytests. org/iq/eygA.html (access date: 09/10/2023).
14. Kholodnaya, M.A. Psychology of intelligence [Psychology of intelligence]. St. Petersburg: Peter, 2002. 272 p.: ill.
15. Robert, J. Sternberg, James, C. Kaufman, in Encyclopedia of the Human Brain, 2002.
СВЯЗЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ С КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ ЖЕНЩИН В СИТУАЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ ПЛОДА
Гайдук Татьяна Васильевна
Преподаватель Краснодарского краевого базового медицинского колледжа (г. Краснодар), зам. главного врача по организационно-методической работе клинической больницы РЖД «Медицина», член государственной аттестационной комиссии Минздрава Краснодарского края, [email protected]
Удачина Полина Юрьевна
Кандидат психологических наук, доцент, Кубанский государственный университет (г. Краснодар), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-27-39
Аннотация:
Актуальность исследования особенностей психоэмоционального реагирования беременных на выявление патологий развития плода объясняется недостаточной изученностью темы. Так, специфика копинг-стратегий беременных с выявленными пороками развития плода и особенностями их гестационной доминанты становилась предметом интереса Е.В. Куфтяк, М.Е. Блох, И.В. Грандилевской и др., однако данные работы охватывают лишь отдельные аспекты темы. Кроме того, сегодня можно говорить об обоснованной необходимости оптимизации деятельности медицинского персонала, взаимодействующего с беременными, на всех уровнях (от женской консультации до родильного зала и послеродового отделения), что также объясняет значимость проблемы.
Исследование проводилось на базе отделения женской консультации
ГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» министерства здравоохранения Краснодарского края. Выборка составила 40 беременных в возрасте от 21 года до 38 лет с ВПР плода, выявленными в преимущественно рамках второго пренатального скрининга. Срок беременности респонденток - от 24 до 32 гестационных недель. Исследование проводилось в два этапа.
В качестве специализированных методов были использованы тесты И.В. Добрякова («Тест отношения беременной»), Ю.Л. Ханина («Шкала тревоги»), Р. Лазаруса («Способы совладающего поведения»).
В результате исследования получены достоверные данные, которые подтверждают гипотезу о том, что существует связь между психоэмоциональным состоянием беременной, типом переживания беременности и копинг-стратегией у женщин в ситуации выявления пороков развития плода. Это позволило разработать практические рекомендации по психологическому сопровождению беременных с ВПР плода в рамках женской консультации.
Ключевые слова: копинг-стратегии, гестационная доминанта, совладающее поведение, стресс, патология беременности, врожденные пороки развития.
THE CONNECTION BETWEEN PSYCHO-EMOTIONAL
RESPONSE AND COPING STRATEGIES OF WOMEN IN THE SITUATION OF DETECTION OF CONGENITAL MALFORMATIONS OF THE FETUS
Gaiduk Tatyana Vasilyevna
Teacher of the Krasnodar Regional Basic Medical College, deputy chief physician for organizational and methodological work of the Russian Railways clinical hospital "Medicine", member of the state attestation commission of the Ministry of Health of the Krasnodar Territory (Krasnodar), e-mail: [email protected]
Udachina Polina Yurievna
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Kuban State University (Krasnodar), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-27-39
Abstract:
The relevance of the study of the peculiarities of the psychoemotional response of pregnant women to the detection of fetal development pathologies is explained by the insufficient knowledge of the topic. Thus, the specifics of coping strategies of pregnant women with identified fetal malformations and the peculiarities of their gestational dominance became the subject of interest to E.V. Kuftyak, M.E. Bloch, I.V. Grandilevskaya, etc., however, these works cover only certain aspects of the topic. In
addition, today we can talk about the justified need to optimize the activities of medical personnel interacting with pregnant women at all levels (from the antenatal clinic to the delivery room and the postpartum department), which also explains the importance of the problem.
The study was conducted on the basis of the department of women's counseling of the State Medical Institution «Children's Regional Clinical Hospital» of the Ministry of Health of the Krasnodar Territory. The sample consisted of 40 pregnant women aged 21 to 38 years with fetal HPV, detected mainly as part of the second prenatal screening. The gestation period of the respondents ranged from 24 to 32 gestational weeks. The study was conducted in two stages.
The tests of I.V. Dobryakov («Pregnant woman's attitude test»), Y.L. Khanin («Anxiety scale»), R. Lazarus («Methods of coping behavior») were used as specialized methods.
As a result of the study, reliable data were obtained that confirm the hypothesis that there is a connection between the psychoemotional state of a pregnant woman, the type of pregnancy experience and the coping strategy in women in the situation of detecting fetal malformations. This made it possible to develop practical recommendations for the psychological support of pregnant women with fetal HPV in the framework of a women's consultation.
Keywords: strategy of coping, gestational dominant, coping behavior, stress, pathology of pregnancy, congenital malformations.
Беременность является одним из наиболее волнительных и вместе с тем сложных периодов в жизни женщины. Само состояние беременности оказывается макрострессором, воздействующим на женщину. Кроме того, на протяжении всего периода вынашивания ребенка организм матери оказывается под влиянием множества адаптационных механизмов и процессов, охватывающих все органы и системы. В связи с этим любое воздействие иных стрессоров (к ним можно отнести переезд, сложные жизненные обстоятельства, изменение условий жизни и т.д.) может приводить к возникновению острой эмоциональной напряженности. Научно доказано, что психоэмоциональные реакции матери вызывают ответную реакцию у плода. Например, эндорфины, которые вырабатываются у женщины, способны проникать через плаценту и оказывать влияние на плод: он может улыбаться, активность его движений возрастает, мускулатура расслабляется и т.д. Кортизол, гормон стресса, также проникает через плаценту и вызывает иные реакции [1]. В свою очередь изучение воздействия сильного стресса было подробно рассмотрено Г.Б. Мальгиной, которая доказывает, что данное явление не только негативно влияет на психоэмоциональное состояние беременной, но и повышает риск возникновения ряда акушерских патологий, среди которых выделяются, например, перенашивание беременности или, наоборот, преждевременные роды; угроза прерывания беременности; аномалии родовой деятельности; возникновение гипоксии плода и т.д. [29].
Одним из наиболее сильных стрессогенных факторов становится внутриутробное выявление врожденных пороков развития плода (ВПР плода), которое справедливо считается «экстремальным стрессором» [4]. Согласно данным ФГБ-НУ «НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д. О. Отта», аномалии развития плода встречаются в среднем в 5% случаев, или у каждой двадцатой беременной, причем до 50% младенцев, рожденных с ВПР, в постнатальном периоде приобретают инвалидность. В 25% случаев обнаруженные пороки развития плода становятся причиной летального исхода у новорожденных [16].
Все это обосновывает необходимость изучения особенностей психоэмоционального состояния женщин с выявленными аномалиями развития плода, актуализирует проблему адаптации беременных, предупреждения возникновения депрессивных и аффективных нарушений у женщин, а также объясняет необходимость разработки реальных практических рекомендаций по психологическому и психокоррекционному сопровождению беременных медицинскими сотрудниками всех уровней, включая акушеров-гинекологов, ведущих беременность, на базах женских консультаций и родильных домов.
Следует отметить, что данная тема, несмотря на ее очевидную востребованность и актуальность, редко становится предметом научного интереса отечественных и зарубежных исследователей. В России специфика реагирования женщин на обнаружение акушерских патологий изучалась в работах Л.Т. Гацае-вой, В.В. Абрамченко, Р.Г. Добрянской и др. Вопрос исследования копинг-стра-тегий будущих матерей является более изученным: он встречается в работах Л.И. Дементьева, Ю.Г. Василевской, М.Е. Блох и пр. Наиболее полные работы, посвященные особенностям гестационной доминанты и копинг-стратегий беременных, принадлежат И.В. Грандилевской, однако исследования не выявляют связи данных компонентов и недостаточно полно изучают специфику психоэмоционального реагирования женщин на ситуацию обнаружения ВПР плода.
В рамках исследования была выдвинута гипотеза о наличии связи между психоэмоциональным состоянием беременной, типом переживания беременности и копинг-стратегиями у женщин в ситуации выявления пороков развития плода. Исследование проводилось на базе отделения женской консультации перинатального центра ГБУЗ «Детская ККБ» министерства здравоохранения Краснодарского края.
В качестве специализированных методик исследования были выбраны три основных теста: 1. «Тест отношения беременной» И.В. Добрякова, позволяющий выявить тип переживания беременности. 2. Шкала личностной и ситуативной тревоги в адаптации Ю.Л. Ханина. 3. Копинг-тест Р. Лазаруса, направленный на выявление способов совладающего поведения опрошенных.
Методики отобраны в связи с простотой реализации тестирования, обработки результатов и минимизации затрат времени и иных ресурсов, необходимых для анкетирования беременных. Кроме того, оба теста подходят для применения неспециалистами, что позволило применить их в процессе консультации акушера-гинеколога на первичном приеме после постановки на учет, а также
после повторной консультации при выявлении аномалий развития плода. Таким образом, тестирование проводилось в два этапа. На первом этапе было опрошено 122 женщины. На втором этапе были отобраны 40 беременных с выявленными по результатам второго скрининга пороками развития плода. Таким образом, выборка исследования включает 40 женщин в возрасте от 21 года до 38 лет, находящихся на сроке 24-32 гестационных недель.
На первом этапе тестирования были получены результаты по методике ТОБ И.В. Добрякова. Удалось выяснить, что в 67,5% случаев для женщин был характерен оптимальный тип психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД). В остальных случаях тип ПКГД являлся отклонением от нормы: так, 20% опрошенных демонстрирует эйфорический тип гестационной доминанты, в 12,5% случаев - тревожный. Интересно отметить, что женщины с отклоняющимся от нормы типам переживания беременности имеют в гинекологическом анамнезе сложности с зачатием или выкидыши. Среди женщин с тревожным типом ПКГД распространена ситуация беременности в результате проведения экстракорпорального оплодотворения. Все это позволяет сделать вывод, что стресс, связанный с беременностью или невозможностью забеременеть, сопровождал женщину еще до момента зачатия, а после наступления беременности испытуемые переносили собственные страхи и тревоги, связанные с вынашиванием ребенка, на период беременности.
Отдельно необходимо обратить внимание на то, что на первом этапе исследования не было выявлено ни одной беременной с депрессивным типом ПКГД. Это связано в том числе и с тем, что в результате анкетирования беременных и сбора демографических данных было обнаружено, что беременность является желанной для всех испытуемых.
На втором этапе исследования происходят изменения типа переживания беременности и значительное сокращение доли беременных с оптимальным типом гестационной доминанты. Результаты наглядно представлены в таблице 1. Гипогестогнозический тип ПКГД исключен из данной таблицы, поскольку не был выявлен у беременных ни на одном из этапов исследования.
Таблица 1
Распределение пациенток по типу психологического компонента гестационной доминанты (ПКГД) в динамике
Тип ПКГД 1 этап 2 этап
Оптимальный 67,5% 55%
Эйфорический 20% 15%
Тревожный 12,5% 22,5%
Депрессивный 0% 7,5%
Полученные данные позволяют с уверенностью делать вывод, что психоэмоциональное состояние женщины и специфика её переживания беременности могут меняться под воздействием стресса. Так, например, доля женщин с оптимальным типом гестационный доминанты уменьшилась на 12,5%. Вместе с тем на 5% снизилась доля женщин, для которых был характерен эйфорический тип переживания беременности, а число женщин с тревожным типом ПКГД увеличилась до 22,5%, что почти вдвое превышает показатели первого этапа. Одним из наиболее тревожных результатов становится выявление на втором этапе 7,5% женщин с депрессивным типом гестационной доминанты. Это доказывает, что в результате сильного стресса, которым является столкновение женщины с ситуацией выявления ВПР плода, эмоциональное состояние беременной способно трансформироваться вплоть до возникновения патологических проявлений, к которым относится депрессивная симптоматика. Данный вывод подчёркивает значимость и необходимость оказания психологической поддержки беременным женщинам в случае их столкновения с фрустирующими событиями и ситуациями.
Подтвердить результаты о повышении тревожности беременных, столкнувшихся с обнаружением аномалий развития плода, позволяет также тестирование респонденток по шкале тревоги. Динамика данных результатов отражена в таблице 2.
Таблица 2.
Тип ПКГД 1 этап 2 этап
Уровень ситуативной тревожности
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
Оптимальный 15% 72,5% 12,5% 0% 92,5% 7,5%
Эйфорический 30% 52,5% 17,5% 0% 32,5% 67,5%
Тревожный 5% 27,5% 67,5% 0% 0% 100%
Депрессивный - - - 0% 0% 100%
В связи с тем, что на первом этапе исследования не были обнаружены беременные с депрессивным типом переживания беременности, на данном этапе не проводилось распределения пациенток по уровню ситуативной тревожности для данного типа ПКГД.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что наибольшее количество женщин с низким уровнем ситуативной тревожности (30%) обладают эйфорическим типом переживания беременности, что в свою очередь свидетельствует не только о расслабленном и умиротворенном психоэмоциональном состоянии женщины, но и недостаточной включенности в процесс. В то же время у 67,5% женщин с тревожным типом ПКДГ наблюдается высокий уровень ситуативной тревожности, что говорит о чрезмерном переживании беременности, наличие страхов, иногда - фобий, которые требуют подключения специалистов,
занимающихся психологическим сопровождением беременных. У подавляющего большинства женщин с оптимальным типом психологического компонента гестационной доминанты наблюдается умеренный уровень тревожности (близкий к низкому), что является статистической нормой и свидетельствует о достаточном уровне ответственности за протекание беременности, оптимальной психологической зрелости будущей матери и об осознании ценности материнства.
На втором этапе исследования можно заметить, что стресс, вызванный обнаружением в ходе скрининга ВПР плода, значительно повысил уровень тревожности у женщин: ни у одной из беременных вне зависимости от типа гестационной доминанты не определяется низкий уровень ситуативной тревожности. Вместе с тем, у испытуемых с оптимальным типом ПКГД в 92,5% случаев обнаруживается умеренный уровень тревожности, у части респонденток он незначительно превышает нормы низкого. При этом у беременных с патологическими типами переживания беременности обнаруживается преимущественно высокий уровень тревоги.
Вместе с тем исследование личностной тревожности беременных не позволило обнаружить явно выраженную динамику. Это позволяет говорить о том, что личностная тревожность даже в ситуации стресса в меньшей степени подвержена изменениям, что можно объяснить относительной устойчивостью данной личностной характеристики.
Выявление способов совладающего поведения у респонденток проводилось только на втором этапе, т.е. после выявления ВПР плода. Удалось выявить, что наиболее ярко у женщин проявляются коппинги бегства-избегания, дистанцирования и конфротации, при этом данные способы совладающего поведения можно назвать одними из наименее целесообразных, вместе с тем на первых этапах выбор данных стратегии может быть обоснован, поскольку они способствует быстрому снятию эмоционального напряжения. В свою очередь наименее выраженной является копинг-стратегия самоконтроля: ни у одной из женщин данный копинг не выражен сильно. Следует обратить внимание на то, что у многих женщин на высоком уровне проявляется копинг принятия ответственности, что также является поводом дополнительного контроля за ситуацией, поскольку для данного способа совладающего поведения зачастую характерна излишняя критика беременной себя, а также острое чувство неудовлетворенности собой. В свою очередь наиболее целесообразные копинги поиска социальной поддержки и планирования решения выражены у женщин приблизительно одинаково, преимущественно сильно. Это позволяет говорить о том, что женщины, столкнувшись со стрессом, могут привлекать дополнительные ресурсы для решения проблем, делиться переживаниями со своими близкими, ищут способ разрешить возникшую ситуацию.
Корреляционный анализ связей между типами ПКГД и стратегиями совла-дающего поведения у беременных позволил обнаружить статистически значимые связи, которые наглядно отражены в таблице 3.
Таблица 3.
Корреляционный анализ связей между типами ПКГД и копинг-стратегиями беременных
Методика И.В. Добрякова «Тест отношения беременной»
Оптимальный Гипоге-стогнози-ческий Эйфори-ческий Тревожный Депрессивный
Л * Конфронтация -0,104 0,448 -0,252 0,487 -0,415
ю s ° а о и Дистанцирование -0,057 0,220 -0,108 -0,198 -0,125
ое и В ч а * о сз а 1 § Самоконтроль -0,004 -0,269 -0,106 0,089 -0,479
Поиск социальной поддержки 0,454 0,049 0,296 -0,044 -0,665
ре л а" м я Принятие ответственности 0,148 -0,389 -0,018 -0,084 -0,259
Бегство-избегание 0,441 0,434 0,213 -0,303 -0,306
н ч о « Планирование решения 0,437 0,099 0,301 -0,042 -0,170
£ о Положительная переоценка -0,351 -0,515 -0,283 0,213 -0,253
Можно сделать вывод, что женщины с оптимальным типом ПКГД чаще обращаются за помощью к своим близким (р=0,454), планируют решение (р=0,437), однако нередко заглушают переживания, стараясь снизить свою вовлеченность в них (р=0,441). Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД в большей степени выбирают конфронтацию (р=0,448) и избегание (р=0,434), что можно объяснить тем, что беременные воспринимают обнаружение ПКГД как новые ограничения, которые накладывает на них ребенок и необходимость особенного ухода за новорожденным. Этот же вывод подтверждает отрицательная связь с копингом принятия ответственности (р=-0,389), а также положительной переоценки (р=-0,515). Женщины с эйфорическим типом ПКГД больше времени уделяют планированию решения (р=0,301). Этот результат можно объяснить тем, что такие женщины чаще испытывают трудности с зачатием, а потому ребенок является для них особенно желанным, что стимулирует их на поиск выхода из ситуации. Беременные с тревожным типом ПКГД реже склонны к избеганию проблемы (р=-0,303), однако для них характерна конфронтация (р=0,487). Это можно объяснить тем, что тревожные женщины предполагали подобный исход событий, но не собираются с ним мириться.
Значительное количество отрицательных связей обнаруживается между проявлением депрессивного типа переживания беременности и такими копин-гами как «Конфронтация» (-0,415; р<0,01), «Самоконтроль» (-0,479; р<0,01), «Поиск социальной поддержки» (-0,665; р<0,01), «Бегство-избегание» (-0,306; р<0,01). Это говорит о том, что женщина с депрессивным типом ПКГД в ситуации выявления врожденных пороков развития плода часто «уходит в себя», не пытается противостоять проблеме, не делится с окружающими, не просит у них
помощи. Она не обладает достаточным количеством эмоциональных ресурсов, чтобы контролировать свое поведение, и даже отрицать проблему она оказывается не в состоянии. Данные результаты являются чрезвычайно значимыми, поскольку доказывают, что под воздействием стрессогенного фактора, которым выступает аномалия развития плода, женщина оказывается в состоянии полного опустошения. Без специализированной поддержки велика вероятность развития депрессивной симптоматики, перетекающей в депрессию в дородовом или послеродовом периоде, или даже вероятность развития психоза.
Полученные данные позволяют с уверенностью сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась, а значит, существует связь между психоэмоциональным состоянием беременной, типом психологического компонента гестационной доминанты и копинг-стратегиями у женщин в ситуации выявления пороков развития плода.
На основании полученных выводов были разработаны практические рекомендации, которые могут быть использованы в рамках сопровождения беременности:
1. На базе женских консультаций рекомендуется ввести в практику регулярное психологическое тестирование беременных, направленное на выявление острых психоэмоциональных реакций, обнаружение симптомов повышенной тревоги и т.д. Тестирование можно проводить в рамках планового посещения врача - акушера-гинеколога. В связи с универсальностью методик и простотой их применения и обработки результатов наилучшим образом подходят тесты И.В. Добрякова «Тест отношения беременной», шкала тревожности Спилберге-ра-Ханина, а также тест «Перинатальная тревога».
2. При обнаружении у беременной острой реакции на стресс, в частности, вызванной новостью о выявлении ВПР плода, требуется провести работу по снижению данной реакции и ослаблению симптомов тревоги. Для этого могут быть использованы методики эмпатического слушания, применяющегося для эмоционального отреагирования возникшей ситуации, применение дыхательных техник, споосбствующих расслаблению и пр.
3. Медицинским работникам учреждения необходимо оперативно проинформировать беременную о внутриутробно выявленных пороках развития плода, поскольку недостаток информации также способствует усилению стрессовых проявлений. Необходимо провести подробную консультацию, на которой женщине будут озвучены все возможные риски, прогнозы состояния здоровья ее ребенка. Следует разработать план дальнейшего ведения беременности или, при обнаружении патологий, не являющихся совместимыми с жизнью, обосновать необходимость не сохранять беременность. Если помощь женщине и будущему ребенку может быть оказана на базе каких-либо иных учреждений, эта информация также должна быть озвучена в рамках консультации.
4. Если острая реакция на стресс, возникающая у беременной, сохраняется на протяжении длительного времени, внимание медицинского персонала, а также специалистов, оказывающих психологическую поддержку женщине,
должно быть направлено на выявление симптомов, обосновывающих необходимость направления беременной к специалисту психиатрического профиля, а также обеспечить ее своевременную маршрутизацию. Это позволит предвосхитить проявление депрессивной симптоматики и не допустить усугубления состояния пациентки, развития неврозов и других состояний.
5. Психологическое сопровождение беременных в случае выявления ВПР плода в медицинских учреждениях должно быть направлено на формирование готовности к рождению ребенка с патологией развития. Женщинам должна быть предоставлена информация об особенностях ухода за новорожденным. На этом этапе имеет смысл подключить партнера или супруга, чтобы подготовить семью к уходу за ребенком с особыми потребностями.
6. В медучреждениях рекомендуется ввести практику работы с беременными, направленную на самопомощь женщины в ситуации стресса. В рамках работы следует обучить будущую мать техникам релаксации, в том числе дыхательным упражнениям. Это не только поспособствует принятию женщиной ситуации выявления пороков развития плода, но и позволит ей облегчить свое состояние в процессе родов. Проведение тренингов может быть возложено штат-ного-психолога при его наличии и на акушеров.
Оказание психологической поддержки женщинам после выявления ВПР плода оказывается важным фактором, положительно влияющим не только на психоэмоциональное и физическое состояние женщины, но и на состояние плода.
Рекомендации, а также полученные в ходе исследования результаты расширяют представления об особенностях психоэмоционального реагирования беременных на ситуацию выявления ВПР плода и могут быть применены для оказания психологической поддержки и психокоррекции беременных в женских консультациях и иных медицинских учреждениях, ведущих беременность или оказывающих помощь женщинам в пренатальном периоде.
Литература
1. Arbeit S.A. A study of women during their first pregnancy. Doctoral dissertation. Yale University. 2022. P.80.
2. Aufl. Weinheim: Beltz Psychologic Verlags Union, 1990. pp.296-326.
3. Beijers, R. Mechanisms underlying the effects of prenatal psychosocial stress on child outcomes: beyond the HPA axis / R. Beijers, J.K. Buitelaar, С. de Weerth C. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2020. 53(10). pp. 943-956
4. Caparros-Gonzalez, R.A. The COVID-19 pandemic and perinatal mental health. R.A. Caparros-Gonzalez, F. Alderdice, К. Lebel. J. Reprod. Infant Psychol.
2020. 38 (3). pp.223-225.
5. Glover, V. Maternal depression, anxiety and stress during pregnancy and child outcome; what needs to be done. V. Glover. Best Pract. Res. Clin. Obstet. - Gynaecol.
2021. 28. pp. 67-71.
6. Prenatal adverse life events increase the risk for atopic diseases in children, which is enhanced in the absence of a maternal atopic predisposition / Hartwig I.R., Sly P.D., Schmidt L.A. J. Allergy Clin. Immunol. 2022. 134. pp. 160-169.
7. Vizoso C., Rodriguez C., Arias-Gundin O. Coping, academic engagement and performance in university students. Higher Education Research and Development, 37 (11), 2021, pp. 1515-1529.
8. Zepp P., Potter D., Haselwood C., Britt-Lutter S. The Influence of Coping Strategies on College Students' Grade Point Averages. Family and Consumer Sciences Research Journal, 47 (10) 2018, pp. 73-86.
9. Абрамченко, В. В. Стресс и беременность / В. В. Абрамченко, Г. Б. Мальгина, Н. П. Коваленко // Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция, психотерапия нервно-психических расстройств: сб. научных трудов по материалам II международной конференции. - Санкт-Петербург: Издательство Знаменитые универсанты. -2013. - С. 49-51.
10. Альперович, В. Д. Метафорические представления о трудных жизненных ситуациях и копинг-стратегии беременных женщин / В. Д. Альперович // Психолог. - 2019. - № 6. - С. 52-62.
11. Балашов, П. П. Клинические особенности тревожных расстройств у беременных женщин / П. П. Балашов, А. М. Колесникова, Н. Л. Мамышева // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2014. - № 114(11). - С. 20-23.
12. Грандилевская, И. В. Комплексная программа психологического сопровождения беременных / И. В. Грандилевская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2009. - № 4. - С. 226-230.
13. Грандилевская, И. В. Психологические особенности реагирования женщин на выявленную патологию беременности : специальность 19.00.04 «Медицинская психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Грандилевская Ирина Владимировна ; Санкт-Петербургский государственный университет. — Санкт-Петербург, 2004.
— 20 c. — Текст : непосредственный.
14. Дементий, Л. И. Особенности копинг-стратегий беременных с разным типом психологического компонента гестационной доминанты / Л. И. Дементий, Ю.Г. Василевская // Вестник Омского университета. - № 4. - 2012. - С. 251-255.
15. Комаровская, А. И. Влияние беременности на психологическое состояние в норме и патологии / А. И. Комаровская // Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «Студенческая наука-2019».
- 2019. - № 3. - С. 1029-1034.
16. Коргожа, М.А. Скрининговая шкала перинатальной тревоги (PASS-R). Краткое руководство по использованию. Методическое пособие / М. А. Коргожа, А. О. Евмененко. - Санкт-Петербург: СПбГПМУ, 2021. - 20 с. - ISBN 978-5907443-61-7.
17. Луговская, А. А. Диагностические свойства модифицированной методики «опросник способов совладания» Р. Лазаруса / А. А. Луговская // Медицин-
ские новости. - 2017. - № 11. - С. 61-65.
18. Малышева, Д. С. Внутренний мир беременных женщин различных возрастов: опыт сравнительного анализа / Д. С. Малышева, Д. А. Медведев // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - № 2. - С. 75-82.
19. Печникова, Е. Ю. Особенности стиля переживания беременности и онтогенеза материнской сферы при акушерской патологии / Е. Ю. Печникова // Журнал практикующего психолога. — 2020. — № 4-5. — С. 120-143.
20. Сурмач, М. Ю. Уровень тревожности женщины во время беременности и медико-социальные факторы, влияющие на него / М. Ю. Сурмач, А. В. Синицкая // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. -2012. - № 2. - С. 12-18.
21. Филиппова, Г. Г. Оценка психологического статуса у беременных с невынашиванием беременности / Г. Г. Филиппова, М. М. Цидаева // Проблемы репродукции. - 2021. - № 24(2). - С. 108-111.
22. Филиппова, Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — Москва: Издательство Института психотерапии. — 2015. — 240 с. — ISBN 9785-699-12014-7.
References
1. Arbeit S.A. A study of women during their first pregnancy. Doctoral dissertation. Yale University. 2022. P.80.
2. Aufl. Weinheim: Beltz Psychologic Verlags Union, 1990. pp.296-326.
3. Beijers, R. Mechanisms underlying the effects of prenatal psychosocial stress on child outcomes: beyond the HPA axis / R. Beijers, J.K. Buitelaar, С. de Weerth C. Eur Child Adolesc Psychiatry. 2020. 53(10). pp. 943-956
4. Caparros-Gonzalez, R.A. The COVID-19 pandemic and perinatal mental health. R.A. Caparros-Gonzalez, F. Alderdice, К. Lebel. J. Reprod. Infant Psychol.
2020. 38 (3). pp.223-225.
5. Glover, V. Maternal depression, anxiety and stress during pregnancy and child outcome; what needs to be done. V. Glover. Best Pract. Res. Clin. Obstet. - Gynaecol.
2021. 28. pp. 67-71.
6. Prenatal adverse life events increase the risk for atopic diseases in children, which is enhanced in the absence of a maternal atopic predisposition / Hartwig I.R., Sly P.D., Schmidt L A. J. Allergy Clin. Immunol. 2022. 134. pp. 160-169.
7. Vizoso C., Rodriguez C., Arias-Gundin O. Coping, academic engagement and performance in university students. Higher Education Research and Development, 37 (11), 2021, pp. 1515-1529.
8. Zepp P., Potter D., Haselwood C., Britt-Lutter S. The Influence of Coping Strategies on College Students' Grade Point Averages. Family and Consumer Sciences Research Journal, 47 (10) 2018, pp. 73-86.
9. Abramchenko V. V. Stress i beremennost'. Perinatal'naya psihologiya i medicina. Profilaktika, psihokorrekciya, psihoterapiya nervno-psihicheskih rasstrojstv:
sb. nauchnyh trudov po materialam II mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Znamenitye universanty. 2013. pp. 49-51.
10. Al'perovich V. D. Metaforicheskie predstavleniya o trudnyh zhiznennyh situaciyah i koping-strategii beremennyh zhenshchin. Psiholog. 2019. № 6. pp. 52-62.
11. Balashov P. P. Klinicheskie osobennosti trevozhnyh rasstrojstv u beremennyh zhenshchin. Zhurnal nevrologii i psihiatrii im. S. S. Korsakova. 2014. № 114, pp. 20-23.
12. Grandilevskaya I. V. Kompleksnaya programma psihologicheskogo soprovozhdeniya beremennyh. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya. 2009. № 4. pp. 226-230.
13. Grandilevskaya I. V. Psihologicheskie osobennosti reagirovaniya zhenshchin na vyyavlennuyu patologiyu beremennosti : special'nost' 19.00.04 «Medicinskaya psihologiya» : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk / Grandilevskaya Irina Vladimirovna ; Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. Sankt-Peterburg, 2004. 20 p.
14. Dementij L. I. Osobennosti koping-strategij beremennyh s raznym tipom psihologicheskogo komponenta gestacionnoj dominanty. Vestnik Omskogo universiteta. № 4. 2012. pp. 251-255.
15. Komarovskaya A. I. Vliyanie beremennosti na psihologicheskoe sostoyanie v norme i patologii. Materialy vserossijskogo nauchnogo foruma studentov s mezhdunarodnym uchastiem «Studencheskaya nauka-2019». 2019, № 3. pp.10291034.
16. Korgozha M.A. Skriningovaya shkala perinatal'noj trevogi (PASS-R). Kratkoe rukovodstvo po ispol'zovaniyu. Metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg. 2021. 20 p.
17. Lugovskaya A. A. Diagnosticheskie svojstva modificirovannoj metodiki «oprosnik sposobov sovladaniya» R. Lazarusa. Medicinskie novosti. 2017. № 11. pp. 61-65.
18. Malysheva, D. S. Vnutrennij mir beremennyh zhenshchin razlichnyh vozrastov: opyt sravnitel'nogo analiza. Vestnik LGU im. A.S. Pushkina. 2016. № 2. pp. 75-82.
19. Pechnikova E. Y. Osobennosti stilya perezhivaniya beremennosti i ontogeneza materinskoj sfery pri akusherskoj patologii. Zhurnal praktikuyushchego psihologa. 2020. № 4-5. pp.120-143.
20. Surmach, M. Y. Uroven' trevozhnosti zhenshchiny vo vremya beremennosti i mediko-social'nye faktory, vliyayushchie na nego. Vestnik Smolenskoj gosudarstvennoj medicinskoj akademii. 2012. № 2. pp.12-18.
21. Filippova, G. G. Ocenka psihologicheskogo statusa u beremennyh s nevynashivaniem beremennosti. Problemy reprodukcii, 2021, № 24(2), pp. 108-111.
22. Filippova, G. G. Psihologiya materinstva. Moskva: Izdatel'stvo Instituta psihoterapii, 2015, 240 p.