Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ О ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ СО СПОСОБАМИ ИХ РЕАГИРОВАНИЯ НА АГРЕССИВНО-КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ'

СВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ О ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ СО СПОСОБАМИ ИХ РЕАГИРОВАНИЯ НА АГРЕССИВНО-КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Реан Артур Александрович, Кошелева Екатерина Сергеевна

Описаны результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи представлений педагогов о возрастных особенностях агрессии подростков со способами реагирования учителей на агрессивно-конфликтное поведение учащихся. Предметом анализа являются данные анонимного онлайн-опроса, проведенного среди учителей из семи регионов Российской Федерации. Результаты исследования показывают, что у педагогов, применяющих активные способы реагирования на ситуацию агрессивного поведения в школе, складывается более реальное преставление об агрессии, чем у пассивных педагогов. Активные педагоги готовы признать, что агрессия подростков носит дифференцированный характер, обусловленный возрастными различиями. Учителя, предпочитающие пассивный способ реагирования на агрессию, склонны к отрицанию подобного рода различий. Эмоционально реагирующие педагоги считают допустимым агрессивное поведение в школе. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости обучения и подготовки преподавателей конструктивным способам совладания с агрессивным поведением в школе, с учетом половозрастных различий в проявлении агрессии в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Реан Артур Александрович, Кошелева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION OF TEACHERS’ IDEAS ABOUT THE AGE CHARACTERISTICS OF ADOLESCENT AGGRESSION WITH THE WAYS OF THEIR RESPONSE TO AGGRESSIVE AND CONFLICT BEHAVIOR OF STUDENTS

The results of a study of the relationship between teachers’ ideas about the age characteristics of adolescent aggression and the ways teachers respond to aggressive conflict behavior of students are described. The subject of the analysis is the data of an anonymous online survey conducted among teachers from seven regions of the Russian Federation. The results show that teachers who use active ways of responding to the situation of aggressive behavior at school have a more realistic idea of aggression than passive teachers. Active teachers are ready to admit that the aggression of adolescents is connected with age differences. Teachers who prefer passive way of responding to aggression tend to deny this kind of difference. Emotionally reacting teachers consider aggressive behavior at school, in particular among young men, acceptable. According to results it is necessary to educate and train teachers in constructive ways of coping with aggressive behavior at school, taking into account gender and age adolescent differences.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ О ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ СО СПОСОБАМИ ИХ РЕАГИРОВАНИЯ НА АГРЕССИВНО-КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ»

Научная статья УДК 159

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-312-319 NIION: 2003-0059-6/22-539 MOSURED: 77/27-003-2022-06-738

Связь представлений педагогов о возрастных особенностях агрессии подростков со способами их реагирования на агрессивно-конфликтное поведение учащихся

Артур Александрович Реан1, Екатерина Сергеевна Кошелева2

1,2 Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

1 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 eskosheleva@mail.ru

Аннотация. Описаны результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи представлений педагогов о возрастных особенностях агрессии подростков со способами реагирования учителей на агрессивно-конфликтное поведение учащихся. Предметом анализа являются данные анонимного онлайн-опроса, проведенного среди учителей из семи регионов Российской Федерации. Результаты исследования показывают, что у педагогов, применяющих активные способы реагирования на ситуацию агрессивного поведения в школе, складывается более реальное преставление об агрессии, чем у пассивных педагогов. Активные педагоги готовы признать, что агрессия подростков носит дифференцированный характер, обусловленный возрастными различиями. Учителя, предпочитающие пассивный способ реагирования на агрессию, склонны к отрицанию подобного рода различий. Эмоционально реагирующие педагоги считают допустимым агрессивное поведение в школе. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости обучения и подготовки преподавателей конструктивным способам совладания с агрессивным поведением в школе, с учетом половозрастных различий в проявлении агрессии в подростковом возрасте.

Ключевые слова: агрессивность, стратегии совладания

Для цитирования: Реан А. А., Кошелева Е. С. Связь представлений педагогов о возрастных особенностях агрессии подростков со способами их реагирования на агрессивно-конфликтное поведение учащихся // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 312-319. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-312-319.

Original article

The connection of teachers' ideas about the age characteristics of adolescent aggression with the ways of their response to aggressive and conflict behavior of students

Artur A. Rean1, Ekaterina S. Kosheleva2

1,2 Moscow Pedagogical State University, Moscow, Russia

1 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

2 eskosheleva@mail.ru

Abstract. The results of a study of the relationship between teachers' ideas about the age characteristics of adolescent aggression and the ways teachers respond to aggressive conflict behavior of students are described. The subject of the analysis is the data of an anonymous online survey conducted among teachers from seven regions of the Russian Federation. The results show that teachers who use active ways of responding to the situation of aggressive behavior at school have a more realistic idea of aggression than passive teachers. Active teachers are ready to admit that the aggression of adolescents is connected with age differences. Teachers who prefer passive way of responding to aggression tend to deny this kind of difference. Emotionally reacting teachers consider aggressive behavior at school, in particular among young men, acceptable. According to results it is necessary to educate and train teachers in constructive ways of coping with aggressive behavior at school, taking into account gender and age adolescent differences.

Keywords: aggressiveness, coping strategies

For citation: Rean A. A., Kosheleva E. S. The connection of teachers' ideas about the age characteristics of adolescent aggression with the ways of their response to aggressive and conflict behavior of students. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(6):312-319. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-6-312-319.

© Реан А. А., Кошелева Е. С., 2022

Введение. Как показывают исследования, большую роль в работе с асоциальным поведением подростков играет учитель и его позиция по отношению к данной ситуации в школе [1; 3; 6; 12]. Учитель может, как предотвратить агрессию, так и спровоцировать ее. Тем не менее, согласно одному из российских исследований, проводившихся на выборке старшеклассников [2; 4; 5; 7], 65 % родителей узнают о травле от самого ребенка, и только 5 % и 1 % взрослых получили эту информацию от классного руководителя и школьного психолога соответственно. Полученные результаты говорят о необходимости консолидации семьи, учителей, психологов, руководства школы с целью снижения уровня подростковой агрессии. Исследования в области восприятия педагогами агрессии школьников способствуют пониманию того, насколько учителям удается различать проявления асоциального поведения, какие факторы помогают, а какие мешают этому. Также благодаря подобным исследованиям становится возможным выявить уровень готовности современных учителей к работе с агрессивным поведением в школе [6].

На восприятие педагогами подростковой агрессии оказывают влияние следующие факторы: индивидуальные особенности учителя (самоэффективность, отношение к роли педагога, детский опыт учителя); убеждения и установки преподавателя, умение педагога распознать ситуацию буллинга, а также агрессивное и асоциальное поведение; уровень подготовки и осведомленность учителей о способах решения конфликтных ситуаций в школе [1; 3; 6; 9; 11; 12].

Согласно межкультурным исследованиям (проводившимся с 1983 по 2013 гг.), было обнаружено, что независимо от страны (Австралия, Китай, Греция, Иордания, Мальта, Великобретания и США) и времени обучения, учителя в одинаковой степени обращают внимание на частоту и серьезность нарушения поведения среди подростков. Так, наиболее частый вид нарушений, с точки зрения педагогов — это разговоры в классе без разрешения, а наиболее серьезный проступок — воровство и вандализм. Все остальные формы отклоняющегося поведения, по мнению учителей, встречаются не так часто [10].

Большую роль играют возрастные различия учащихся. В зависимости от возраста школьников учителя по-разному понимают причины агрессивного поведения учащихся. С 5 по 9 класс агрессивное поведение школьников ассоциируется у педагогов с процессом становления коллектива. В 9 классе старшеклассники характеризуются стремлением к самоопределению, а в 11 у подростков на сознательном уровне формируется способность управлять собой и контролировать свою агрессию [9].

В одном из исследований был проведен теоретический анализ работ по возрастной психологии, который позволил выделить возможные мотивационные доминанты, определяющие агрессивное поведение учащихся разных возрастных групп по отношению к учителям [8]: в младшем школьном возрасте учитель является центральной фигурой, определяющей правила для ребенка в рамках новой для него учебной деятельности, в связи с

этим предполагается, что проявление агрессии в данном возрасте жестко табуировано. Младшие подростки (пятый класс), по сравнению с учащимися начальных классов, более чувствительны к личностной проблематике. Агрессия по отношению к педагогу в данном возрасте возникает как реакция на некоторые действия учителя, оскорбляющие личное достоинство учащегося. На этапе основной школы (седьмой класс и старше) отношение учеников к учителю становится более дифференцированным и зависят от отношения к ним преподавателей [8]. В таком случае одной из причин агрессии является необъективное оценивание педагогом знаний учащихся. Другая причина связана с тем, что в старшем подростковом возрасте складываются устойчивые способы эмоционального реагирования на различные ситуации, которые фиксируются педагогами как причина агрессивного поведения. Общение с учителем формируется под влиянием чувства взрослости в подростковом возрасте. Агрессивное поведение может проявляться в результате идеологических разногласий школьников с учителями, унижения педагогом личного достоинства ученика или класса в целом, нарушение учителем норм учебной деятельности [8]. Представленные в работе данные теоретического анализа были подтверждены эмпирическими результатами. На основании опроса педагогов исследователями была установлена взаимосвязь между восприятием учителями агрессии и причин ее возникновения и мотивационными доминантами, определяющими агрессивное поведение учащихся разных возрастных групп по отношению к преподавателям [8]. Результаты показали, что в начальном классе агрессия жестко табуиро-вана. Единственный мотив, который может ее вызвать в этом возрасте — угроза со стороны педагога о сообщения родителям о плохом поведении ребенка. В младшем подростковом возрасте становятся более значимыми причины, связанные с социализацией ученика вне стен школы, а именно: неблагополучная атмосфера в семье и жестокое обращение с ребенком, неуважительное отношение родителей школьника к учителю, общение с плохой компанией. В переходный период от младшего к старшему подростковому возрасту (7-й класс) поведение ученика усложняется. В качестве предикторов агрессии по отношению к педагогу выступают конфликты с педагогом по поводу необъективной оценки знаний учащегося учителем, а также усиливается значимость негативных факторов социальной среды. На этапе завершения основной школы (9-й класс) уменьшается значимость угрозы сообщения родителям о плохом поведении подростка, и, как и на предыдущем этапе, растет роль социальной среды. Также происходит изменение социальной дистанции в отношениях учитель-ученик. Из более деловых, по характеру, они становятся в большей степени межличностными. В старших классах подростки более чувствительны к действиям учителя, связанным с оскорблением их личного достоинства. Агрессию вызывают следующие факторы: личная неприязнь учителя к ученику, оскорбление личности ученика, навешивание учителем ярлыков (стигматизация), применение физической силы к ученику. На этапе окончания школы (11-й класс)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

не фиксируются новые мотивационные доминанты, характеризующие подростковую агрессию, что может свидетельствовать о своеобразной стабилизации отношений в системе учитель-ученик [8].

В настоящей статье изучается вопрос о взаимосвязи между выбираемым способом совладания с агрессивным поведением подростков и представлениями педагогов об обусловленности агрессии возрастными факторами.

Структура исследования. Исследование было реализовано в форме анонимного онлайн-опроса, в котором приняли участие 5571 педагогов из семи регионов РФ из пяти федеральных округов. Подавляющее число респондентов женского пола (94 %). Средний возраст респондентов 44,6 ^=11,7).

Для исследования представлений педагогов об агрессивном поведении учащихся была разработана стандартизированная анкета Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения МПГУ. В настоящей статье представлен анализ ответов на следующие вопросы данной стандартизированной анкеты:

1. «С какими из нижеперечисленных утверждений о проявлении агрессивного поведения в зависимости от возраста детей и подростков Вы согласны?»

• Нет никакой зависимости от возраста в проявлении агрессивного поведения

• У младших подростков агрессия проявляется чаще, чем у старших

• С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее

• С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная)

2. «Какой тип реагирования на проявление агрессивного поведения подростков в Вашем классе/школе Вы обычно предпочитаете? (Выберете любое число ответов)» со следующими вариантами ответов:

• Активное реагирование (стремлюсь как можно быстрее вмешаться в конфликт, разговариваю с учениками и их родителями, поднимаю данный вопрос на школьном собрании/совещании учителей и педагогов, обращаюсь за помощью в решении данного вопроса к школьному психологу и т. д.)

• Пассивное реагирование (стараюсь не замечать

проблемы, делаю вид, что ничего не происходит, замалчиваю данную ситуацию, допускаю проявление агрессии по отношению к определенным учащимся и т. д.)

• Эмоциональное реагирование (стараюсь найти эмоциональную поддержку, переживаю данную проблему как личную, делюсь с родственниками, хожу к психологу, часто нервничаю, эмоционально реагирую на детей, употребляю успокоительные средства и т. д.)

3. «Какие способы разрешения конфликтов между учениками Вы используете?»

• Провожу разъяснительную беседу с участниками конфликта

• Обсуждение случившегося с классом, классные часы

• Работа с родителями

• Привлечение классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы

Гипотеза исследования. Существует взаимосвязь между выбираемым способом совладания с агрессивным поведением подростков и представлениями педагогов об обусловленности агрессии возрастными факторами.

Анализ данных. в связи с тем, что переменные являются бинарными, анализ был реализован с помощью следующих методов: построение таблиц сопряженности, коэффициент сопряженности и критерий Хи-квадрат Пирсона, оценка их значимости. Обработка данных осуществлялась в SPSS.

Результаты исследования и их интерпретация. Согласно результатам исследования представлений педагогов о проявлении агрессивного поведения в зависимости от возраста детей и подростков, было обнаружено, что большинство респондентов не согласны с тем, что нет никакой зависимости от возраста в проявлении агрессивного поведения (83 %), а также с тем, что у младших подростков агрессия проявляется чаще, чем у стар-ших(75 %). Больше половины педагогов считает, что с возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее (64 %), и что с возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная) (59 %) (рис.1).

■ нет, не согласен(а)

Нет никакой зависимости У младших подростков С возрастом С возрастом агрессия

от возраста чаше проявляется усложняются способы «движется» от прямой к

агрессия, чем у старших проявления агрессии, они непрямой (у младших становятся разнообразнее подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная)

Рис. 1. С какими из нижеперечисленных утверждений о проявлении агрессивного поведения в зависимости от возраста детей и подростков Вы согласны?

Для изучения взаимосвязи представлений педагогов об обусловленности агрессивного поведения подростков факторами возраста со способами реагирования на проблемные ситуации были составлены таблицы сопряженности

(так как большинство переменных являются бинарными).

Ниже представлены те результаты, в которых коэффициент сопряженности является значимым (табл. 1 и табл. 2).

Таблица 1.

Какой тип реагирования на проявление агрессивного поведения подростков в Вашем классе/школе Вы обычно предпочитаете? ^33)

Представления педагогов об агрессивном поведении варианты ответов 0 (% ответов «нет») 1 (% ответов «да») Коэфф. сопряженности Уровень значимости Хи-квадрат Пирсона Уровень значимости для Хи-квадрата Пирсона

Активное реагирование на проявление агрессивного поведения подростков (Q33a)

С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее ^27с) 0 (% ответов «нет») 6,2 % 29,4 % 0,081 (p<0,001) 36,280 p<0,001

1 (% ответов «да») 7,4 % 57,1 %

С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная) (Q27d) 0 (% ответов «нет») 8,1 % 32,3 % 0,154 (p<0,001) 131,267 p<0,001

1 (% ответов «да») 5,5 % 54,1 %

Пассивное реагирование на проявление агрессивного поведения подростков (Q33b)

Нет никакой зависимости от возраста в проявлении агрессивного поведения ^27а) 0 (% ответов «нет») 77,8 % 5,6 % 0,061 (p<0,001) 20,314 (p<0,001)

1 (% ответов «да») 14,8 % 1,8 %

У младших подростков чаще проявляется агрессия, чем у старших «27Ъ) 0 (% ответов «нет») 69,7 % 5,0 % 0,042 (p<0,01) 9,403 (p<0,01)

1 (% ответов «да») 22,9 % 2,3 %

С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее ^27с) 0 (% ответов «нет») 32,3 % 3,2 % 0,045 (p<0,01) 10,958 (p<0,01)

1 (% ответов «да») 60,3 % 4,2 %

С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная) (Q27d) 0 (% ответов «нет») 35,7 % 4,7 % 0,132 (p<0,001) 96,859 (p<0,001)

1 (% ответов «да») 56,9 % 2,7 %

Эмоциональное реагирование на проявление агрессивного поведения подростков (Q33^

У младших подростков чаще проявляется агрессия, чем у старших «27Ъ) 0 (% ответов «нет») 56,9 % 17,8 % 0,029 (p<0,05) 4,635 (p<0,05)

1 (% ответов «да») 18,5 % 6,7 %

С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее ^27с) 0 (% ответов «нет») 28,0 % 7,6 % 0,056 (p<0,001) 17,365 (p<0,001)

1 (% ответов «да») 47,5 % 17,0 %

С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная) (Q27d) 0 (% ответов «нет») 31,4 % 9,0 % 0,045 (p<0,01) 11,196 (p<0,01)

1 (% ответов «да») 44,0 % 15,6 %

На основании данных, представленных в таблице можно сделать вывод о том, что, респонденты, выбирающие активную форму реагирования на агрессию, как правило, считают что «с возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее»

(р<0,001); «с возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная)» (р<0,001).

Респонденты, не выбирающие пассивную форму реагирования на агрессию, как правило, и не выбирают та-

кие варианты ответов как: «Нет никакой зависимости от возраста» в проявлении агрессивного поведения (р<0,001); «У младших подростков чаще проявляется агрессия, чем у старших» (р<0,01). При этом педагоги, не выбирающие пассивную форму реагирования на агрессию, как правило, считают, что «С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее» (р<0,01); «С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная)» (р<0,01).

Респонденты, не выбирающие эмоциональную фор-

Какие способы разрешения конфликтов

му реагирования на агрессию, как правило, и не выбирают следующие утверждения: «У младших подростков чаще проявляется агрессия, чем у старших» (р<0,05). При этом респонденты, не выбирающие эмоциональную форму реагирования на агрессию, как правило, дают положительный ответ по поводу следующих утверждений: «С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее» (р<0,001); «С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная)» (р<0,01).

Таблица 2.

между учениками Вы используете? ^36)

Представления педагогов об агрессивном поведении варианты ответов 0 (% ответов «нет») 1 (% ответов «да») Коэфф. Сопряженности Уровень значимости для коэфф-та сопряженности Хи-квадрат Пирсона Уровень значимости для Хи-квадрата Пирсона

Провожу разъяснительную беседу с участниками конфликта ^36а)

С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее ^27с) 0 (% ответов «нет») 6,5 % 29,0 % 0,077 (р<0,001) 32,374 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 8,1 % 56,4 %

С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная) (Q27d) 0 (% ответов «нет») 8,6 % 31,8 % 0,154 (р<0,001) 131,227 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 6,0 % 53,6 %

Обсуждение случившегося с классом, классные часы ^36Ь)

С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее ^27с) 0 (% ответов «нет») 17,0 % 18,6 % 0,093 (р<0,001) 47,369 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 24,6 % 39,9 %

С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная) (Q27d) 0 (% ответов «нет») 19,3 % 21,0 % 0,105 (р<0,001) 60,713 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 22,2 % 37,4 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работа с родителями ^36с)

Нет никакой зависимости от возраста «27а) 0 (% ответов «нет») 20,3 % 63,1 % 0,050 (р<0,001) 13,749 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 5,0 % 11,6 %

С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее ^27с) 0 (% ответов «нет») 11,9 % 23,6 % 0,140 (р<0,001) 108,925 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 13,4 % 51,1 %

С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная) (Q27d) 0 (% ответов «нет») 13,7 % 26,7 % 0,162 (р<0,001) 146,406 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 11,6 % 48,0 %

Привлечение классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы (Q36d)

Нет никакой зависимости от возраста «27а) 0 (% ответов «нет») 32,1 % 51,3 % 0,054 (р<0,001) 15,622 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 7,6 % 9,0 %

У младших подростков чаще проявляется агрессия, чем у старших ^27Ь) 0 (% ответов «нет») 30,3 % 44,4 % 0,030 (р<0,05) 4,844 (р<0,05)

1 (% ответов «да») 9,4 % 15,9 %

С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее ^27с) 0 (% ответов «нет») 17,1 % 18,5 % 0,125 (р<0,001) 86,879 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 22,6 % 41,8 %

С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная) (Q27d) 0 (% ответов «нет») 20,3 % 20,0 % 0,177 (р<0,001) 174,919 (р<0,001)

1 (% ответов «да») 19,4 % 40,3 %

При ответе на вопрос «какие способы разрешения конфликтов между учениками Вы используете?», респонденты, выбиравшие такой вариант ответа как «Провожу разъяснительную беседу с участниками конфликта», как правило, положительно отвечали на следу-

ющие утверждения: «С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее» (р<0,001); «С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная)» (р<0,001).

Респонденты, выбирающие такой способ решения конфликтов, как «Обсуждение случившегося с классом, классные часы», как правило, считают, что «С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее» (р<0,001); «С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная)» (р<0,001).

Респонденты, использующие такую стратегию как «Работа с родителями», как правило, согласны с тем, что «С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее» (р<0,001); «С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная)» (р<0,001); так же такие ре-

спонденты, как правило, не согласны с утверждением, что в проявлении агрессивного поведения «Нет никакой зависимости от возраста» (р<0,001).

Преподаватели, использующие такую стратегию как «Привлечение классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы», как правило, согласны с такими утверждениями как: «С возрастом усложняются способы проявления агрессии, они становятся разнообразнее» (р<0,001); «С возрастом агрессия «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная)» (р<0,001); при этом такие респонденты, как правило, не согласны со следующими утверждениями: «Нет никакой зависимости от возраста» (р<0,001); «У младших подростков чаще проявляется агрессия, чем у старших» (р<0,05).

Таблица 3.

Какой тип реагирования на проявление агрессивного поведения подростков в Вашем классе/школе Вы обычно предпочитаете? ^33)

Представления педагогов об агрессивном поведении варианты ответов 0 (% ответов «нет») 1 (% ответов «да») Коэфф. сопряженности Уровень значимости Хи-квадрат Пирсона Уровень значимости для Хи-квадрата Пирсона

Активное реагирование на проявление агрессивного поведения подростков (Q33a)

Провожу разъяснительную беседу с участниками конфликта ^36а) 0 (% ответов «нет») 5,5 % 9,1 % 0,277 p<0,001 450,297 p<0,001

1 (% ответов «да») 8,1 % 77,3 %

Обсуждение случившегося с классом, классные часы ^36Ь) 0 (% ответов «нет») 7,0 % 34,6 % 0,078 p<0,001 33,604 p<0,001

1 (% ответов «да») 6,6 % 51,8 %

Работа с родителями ^36с) 0 (% ответов «нет») 6,2 % 19,1 % 0,185 (p<0,001) 192,301 p<0,001

1 (% ответов «да») 7,3 % 67,4 %

Привлечение классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы (Q36d) 0 (% ответов «нет») 7,8 % 31,9 % 0,142 (p<0,001) 112,383 p<0,001

1 (% ответов «да») 5,8 % 54,5 %

Пассивное реагирование на проявление агрессивного поведения подростков (Q33b)

Провожу разъяснительную беседу с участниками конфликта ^36а) 0 (% ответов «нет») 11,1 % 3,50 % 0,252 (p<0,001) 367,433 p<0,001

1 (% ответов «да») 81,5 % 3,90 %

Обсуждение случившегося с классом, классные часы ^36Ь) 0 (% ответов «нет») 38,2 % 3,4 % 0,026 (p<0,1) 3,701 p<0,1

1 (% ответов «да») 54,5 % 4,0 %

Работа с родителями ^36с) 0 (% ответов «нет») 22,0 % 3,3 % 0,126 (p<0,001) 87,852 p<0,001

1 (% ответов «да») 70,6 % 4,1 %

Привлечение классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы (Q36d) 0 (% ответов «нет») 35,3 % 4,4 % 0,111 (p<0,001) 68,062 (p<0,001)

1 (% ответов «да») 57,3 % 3,0 %

Эмоциональное реагирование на проявление агрессивного поведения подростков да33с)

Провожу разъяснительную беседу с участниками конфликта ^36а) 0 (% ответов «нет») 10,4 % 4,2 % 0,039 (p<0,01) 8,192 (p<0,01)

1 (% ответов «да») 65,0 % 20,4 %

Обсуждение случившегося с классом, классные часы ^36Ь) 0 (% ответов «нет») 32,4 % 9,2 % 0,049 (p<0,001) 12,846 (p<0,001)

1 (% ответов «да») 43,0 % 15,4 %

Работа с родителями ^36с) 0 (% ответов «нет») 20,0 % 5,4 % 0,046 (p<0,01) 11,505 (p<0,01)

1 (% ответов «да») 55,5 % 19,2 %

Привлечение классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы (Q36d) 0 (% ответов «нет») 31,5 % 8,2 % 0,071 (p<0,001) 27,900 (p<0,001)

1 (% ответов «да») 44,0 % 16,3 %

Отдельно мы рассмотрели взаимосвязь между формой реагирования на агрессию и способами разрешения конфликтов между учениками (табл.3). В отличие от педагогов, использующих пассивную и эмоциональ-

ную формы реагирования, учителя, выбирающие активную форму, так же используют все нижеследующие стратегии: «Провожу разъяснительную беседу с участниками конфликта» (р<0,001); «Обсуждение случив-

шегося с классом, классные часы» (p<0,001); «Работа с родителями» (p<0,001); «Привлечение классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы» (p<0,001).

Обсуждение результатов. Педагоги, выбирающие активную стратегию реагирования, как правило, признают наличие возрастных различий в проявлении агрессии в подростковом возрасте. Такие учителя считают, что с возрастом с возрастом усложняются способы проявления агрессии, она «движется» от прямой к непрямой (у младших подростков агрессия более ребяческая, а у старших более продуманная). Также они значимо чаще проводят классные часы, разъяснительную беседу с участниками конфликта и с родителями, привлекают классного руководителя, психолога, социального педагога, администрацию школы.

Учителя, не выбирающие категорию пассивного реагирования, гораздо чаще признавали возрастные различия в агрессивном поведении подростков, чем респонденты, предпочитающие данный тип совладания с ситуацией агрессивного поведения.

Среди педагогов, не выбирающих эмоциональную стратегию реагирования, также гораздо больше респондентов, положительно отвечавших на утверждения, касающиеся возрастных различий, чем среди тех, кто использовал ее.

Таким образом, гипотеза о наличии взаимосвязи между выбираемым способом совладания с агрессивным поведением подростков и представлениями педагогов об обусловленности агрессии возрастными факторами подтвердилась.

Заключение. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что у более активных педагогов складывается более реальное преставление об агрессии. Они более активно используют такие методы работы с агрессией как разъяснительная беседа с участниками конфликта, обсуждение случившегося с классом, работа с родителями, привлечение классного руководителя, психолога, социального педагога, администрации школы. Вероятно, большую роль играет практический опыт взаимодействия с детьми. Что свидетельствует о необходимости обучения и подготовки преподавателей конструктивным способам совладания с агрессивным поведением в школе, с учетом половозрастных различий в проявлении агрессии в подростковом возрасте.

Список источников

1. Бочавер А. А. Травля в детском коллективе : установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование (www. psyedu.ru). 2014. Т. 6. №. 1. С. 47-55.

2. Новикова М. А., Реан А. А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю : влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. №. 4. С. 112-120.

3. Новикова М. А., Реан А. А. Влияние школьного климата на возникновение травли : отечественный и зарубежный опыт исследования // Вопросы образования. 2019. №. 2. С. 78-97.

4. Реан А. А., Кошелева Е. С. Агрессивность как предиктор дефицита ощущения счастья у подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №. 3. С. 258-263.

5. Реан А. А., Кошелева Е. С. Агрессивность как предиктор отрицания семейных ценностей у подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №. 4. С. 279-287.

6. Реан А. А., Кошелева Е. С. Агрессия и асоциальное поведение подростков в сознании педагогов // Вестник Московского университета МВД России. 2021. №. 4. С. 305-312.

7. Реан А. А., Новикова М. А. Буллинг в среде старшеклассников Российской Федерации : распространенность и влияние социоэкономических факторов // Мир психологии. 2019. №. 1. С. 165-177.

8. Собкин В. С., Фомиченко А. С. Понимание учителями причин проявления агрессии учащихся к педагогу // Социология образования. Труды по социологии образования. 2012. С. 137-147.

9. Фомиченко А. С. Представления учителей о причинах агрессивного поведения учащихся разных классов общеобразовательной школы // Социальная психология и общество. 2013. Т. 4. №. 2. С. 81-93.

10. Crawshaw M. Secondary school teachers' perceptions of student misbehaviour : a review of international research, 1983 to 2013 //Australian Journal of Education. 2015. Vol. 59. №. 3. P. 293-311.

11. Troop-Gordon W., Ladd G. W. Teachers' victimization-related beliefs and strategies : associations with students' aggressive behavior and peer victimization // Journal of abnormal child psychology. 2015. Vol. 43. №. 1. P. 45-60.

12. Yoon J., Sulkowski M. L., Bauman S. A. Teachers' responses to bullying incidents : effects of teacher characteristics and contexts // Journal of school violence. 2016. Vol. 15. №. 1. P. 91-113.

References

1. Bochaver A. A. Bullying in the children's collective : attitudes and opportunities of teachers // Psychological science and education (www.psyedu.ru). 2014. Vol. 6. № 1. P. 47-55.

2. Novikova M. A., Rean A. A. Family prerequisites for a child's involvement in school bullying : the influence of psychological and social characteristics families // Psychological science and education. 2018. Vol. 23. № 4. P. 112-120.

3. Novikova M. A., Rean A. A. The influence of the school climate on the occurrence of bullying : domestic and foreign research experience // Education issues. 2019. № 2. P. 78-97.

4. Rean A. A., Kosheleva E. S. Aggressiveness as a predictor of a lack of happiness in adolescents // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. № 3. P. 258-263.

5. Rean A. A., Kosheleva E. S. Aggressiveness as a predictor of denial of family values in adolescents // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 4. pp. 279-287.

6. Rean A. A., Kosheleva E. S. Aggression and antisocial

behavior of adolescents in the minds of teachers // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021. № 4. P. 305-312.

7. Rean A. A., Novikova M. A. Bullying among high school students of the Russian Federation: prevalence and influence of socio-economic factors // World of Psychology. 2019. № 1. P. 165-177.

8. Sobkin V. S., Fomichenko A. S. Understanding by teachers of the causes of students' aggression towards a teacher // Sociology of Education. Works on the sociology of education. 2012. P. 137-147.

9. Fomichenko A. S. Teachers' ideas about the causes of aggressive behavior of students of different classes of secondary school // Social psychology and society. 2013. Vol.

4. № 2. P. 81-93.

10. Crawshaw M. Perception by secondary school teachers of bad student behavior: a review of international studies, 1983-2013. // Australian Journal of Education. 2015. Vol. 59. № 3. P. 293-311.

11. Trup-Gordon U., Ladd G. U. Beliefs and strategies related to the victimization of teachers : associations with aggressive behavior of students and victimization of peers // Journal of Abnormal Child Psychology. 2015. Vol. 43. № 1. P. 45-60.

12. Yun J., Sulkowski M. L., Bauman S. A. Teachers' reaction to bullying cases : the influence of teacher characteristics and contexts // Journal of School Violence. 2016. Vol. 15. № 1. P. 91-113.

Информация об авторах

А. А. Реан — директор Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, заведующий кафедрой психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Московского педагогического государственного университета, профессор кафедры юридической психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД РФ имени В.Я. Кикотя, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки Российской Федерации;

Е. С. Кошелева — аналитик Центра социализации, семьи и профилактики асоциального поведения, ассистент кафедры психологии воспитания и профилактики девиантного поведения Московского педагогического государственного университета.

Information about the authors

A. A. Rean — Director of the Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behavior, Head of the Department of Psychology of Education and Prevention of Deviant Behavior of the Moscow Pedagogical State University, Professor of the Department of Legal Psychology of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Honored Scientist of the Russian Federation;

E. S. Kosheleva — Analyst of the Center for Socialization, Family and Prevention of Antisocial Behavior, Assistant of the Department of Psychology of Education and Prevention of Deviant Behavior of the Moscow Pedagogical State University.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 17.09.2022; принята к публикации 03.10.2022.

The article was submitted 18.08.2022; approved after reviewing 17.09.2022; accepted for publication 03.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.