Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА: ОЦЕНКА РОДИТЕЛЕЙ'

СВЯЗЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА: ОЦЕНКА РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительские практики / когнитивная стимуляция / практики тепло-ты / произвольный контроль / сургенсия / экстраверсия / негативный аффект / parental practices of cognitive stimulation / parental practices of emotional closeness and warmth / voluntary control / surgency / extraversion / negative affect

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корниенко Дмитрий Сергеевич, Руднова Наталья Александровна, Тарасова Кристина Сергеевна, Шведчикова Юлия Сергеевна

Родительские практики описывают действия, которые родители реализуют для регуляции поведения ребенка и его развития. Чаще всего описываются практики когнитивной стимуляции (обучающие) и практики эмоциональной близости и теплоты. Поскольку ранее было показано, что родительские отношение и поведение обусловливаются скорее свойствами темперамента ребенка, чем наоборот, целью данного исследования является изучение связей свойств темперамента ребенка с обучающими и эмоциональными родительскими практиками. Выборка 478 матерей дошкольников в возрасте от 23 до 51 года (M = 34,9; SD = 5,04), возраст детей от 5 до 8 лет (M = 6,79; SD = 0,39), 49,6% мальчики. Для сбора данных использовались «Опросник детского поведения, очень краткая форма» и «Анкета родительских практик». По результатам исследования выявлено, что родительские практики когнитивной стимуляции в большей степени, чем эмоциональные, связаны со свойствами темперамента детей. В частности, устойчивость внимания, предпочтение удовольствий низкой интенсивности и страх выступили позитивными предикторами родительских практик, направленных на когнитивное развитие детей. Были выделены группы детей с различными профилями темперамента, которые отличаются, скорее, выраженностью этих свойств, а не их специфическим сочетанием, они демонстрируют схожие показатели сургенсии и различаются уровнем произвольного контроля и негативного аффекта. Установлено, что родители, которые оценивают своих детей как активных, эмоциональных, демонстрирующих высокий произвольный контроль, в большей степени склонны применять практики когнитивной стимуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корниенко Дмитрий Сергеевич, Руднова Наталья Александровна, Тарасова Кристина Сергеевна, Шведчикова Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive and Emotional Parental Practices and the Child’s Temperament: Parental Assessment

Parenting practices encompass the strategies employed by parents to manage and shape a child's conduct and growth. Typically, it entails employing cognitive stimulation (educa-tional techniques) and establishing emotional connection and warmth. The objective of this study is to examine the correlation between a child's temperament qualities and their parent's educational and emotional parenting methods. Previous research has indicated that parental attitudes and conduct are mostly shaped by the child's temperament rather than the other way around. Sample: The study included 478 moms between the ages of 23 and 51 years (mean = 34.9; standard deviation = 5.04), who had preschool children ages 5 to 8 years (mean = 6.79; standard deviation = 0.39), and 49.6% of the children were boys. Data was collected using the Child Behavior Questionnaire Very Short Form and the Parenting Practices Questionnaire. The study findings indicate that a child's temperament has a greater impact on parental prac-tices of cognitive stimulation compared to emotional activities. The study specifically examines persistence, preference for pleasure, slow speed, and fear as factors that positively predict parenting techniques aimed at promoting a child's cognitive development. Various tempera-ment profiles have been distinguished in groups of youngsters, distinguished by the degrees of these traits rather than their particular combinations. Progressive indicators of surgency, levels of sequential control, and negative affect were observed. Research has shown that parents who view their children as active, emotional, and possessing a high degree of voluntary control are more inclined to participate in cognitive stimulation activities.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА: ОЦЕНКА РОДИТЕЛЕЙ»

Сибирский психологический журнал.

2024. № 91. С. 64-83. Б01: 10.17223/17267080/92/4

УДК 159.922.7

СВЯЗЬ ОТДЕЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА РЕБЕНКА: ОЦЕНКА РОДИТЕЛЕЙ1

Д.С. Корниенко1' 2, Н.А. Руднова1' 2, К.С. Тарасова1, Ю.С. Шведчикова3

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Россия, 119234, Москва, Ленинские горы, д. 1

2 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4

3 ГБУ Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Россия, 614089, Пермь, ул. Казахская, д. 71.

Резюме

Родительские практики описывают действия, которые родители реализуют для регуляции поведения ребенка и его развития. Чаще всего описываются практики когнитивной стимуляции (обучающие) и практики эмоциональной близости и теплоты. Поскольку ранее было показано, что родительские отношение и поведение обусловливаются скорее свойствами темперамента ребенка, чем наоборот, целью данного исследования является изучение связей свойств темперамента ребенка с обучающими и эмоциональными родительскими практиками. Выборка - 478 матерей дошкольников в возрасте от 23 до 51 года (М = 34,9; ББ = 5,04), возраст детей - от 5 до 8 лет (М = 6,79; ББ = 0,39), 49,6% мальчики. Для сбора данных использовались «Опросник детского поведения, очень краткая форма» и «Анкета родительских практик». По результатам исследования выявлено, что родительские практики когнитивной стимуляции в большей степени, чем эмоциональные, связаны со свойствами темперамента детей. В частности, устойчивость внимания, предпочтение удовольствий низкой интенсивности и страх выступили позитивными предикторами родительских практик, направленных на когнитивное развитие детей. Были выделены группы детей с различными профилями темперамента, которые отличаются, скорее, выраженностью этих свойств, а не их специфическим сочетанием, -они демонстрируют схожие показатели сургенсии и различаются уровнем произвольного контроля и негативного аффекта. Установлено, что родители, которые оценивают своих детей как активных, эмоциональных, демонстрирующих высокий произвольный контроль, в большей степени склонны применять практики когнитивной стимуляции.

Ключевые слова: родительские практики; когнитивная стимуляция; практики теплоты; произвольный контроль; сургенсия / экстраверсия; негативный аффект

1 Исследование выполнено в рамках проекта, поддержанного Российским научным

фондом, проект № 23-78-30005.

Введение

Родительские практики. В целом родительское поведение рассматривается в пространстве двух координат - поведенческого и психологического контроля. Данные виды родительского контроля считаются важными для адаптации детей (Карабанова, 2019; Токарская и др., 2019) и включают такие стратегии поведенческого контроля, как дисциплина и мониторинг, предоставление автономии, чрезмерный контроль, навязчивое и сверхзаботливое воспитание. Поведенческий контроль в основном фокусируется на усилиях родителя по формированию системы разрешений-запретов и отслеживанию активности ребенка. Непостоянные и непредсказуемые для ребенка действия родителей в отношении его активности могут приводить к поведенческим и эмоциональным проблемам (Морозюк, Морозюк, Кузнецова, 2022). Психологический контроль связан в большей степени с развитием характеристик индивидуальности и независимости от родителей в поведении, эмоциональных и когнитивных характеристиках и имеет значительное перспективное влияние на развитие ребенка (Kiff, Lengua, Zalewski, 2011).

Наряду с традиционно рассматриваемым родительским отношением в последние годы появляется понятие родительских практик, которое описывает поведенческие проявления родителей в процессе воспитания детей и непосредственного взаимодействия с ними (Звонарева, 2019; Королева, 2023).

Понятие «родительские практики» имеет содержание, принципиально отличающееся от содержания терминов «родительское отношение», «родительское поведение», «стратегии родительского взаимодействия», «родительская позиция», «стиль родительского воспитания». В отличие от указанных более широких терминов, понятие «родительские практики» описывает конкретные действия, которые родители осуществляют для регуляции поведения ребенка и его развития в целом (Королева, 2023). В частности, О.А. Рагулина и А.В. Фокина дают следующее определение: родительские практики - «это система устойчивых, повторяющихся, в разной степени осознанных воспитательных воздействий на ребенка, обусловленных позицией родителя» (Рагулина, Фокина, 2017, с. 49).

В целом исследования родительских поведенческих проявлений акцентируют свое внимание на социо-эмоциональных (warmth) и обучающих (instructional) родительских практиках (Захаров, Капуза, 2017; Pino-Pasternak, Whitebread, 2010). Первые связаны с поддержкой, эмоциональной близостью, отзывчивостью и контролем и в целом могут быть описаны как негативные (контроль или навязчивость) или позитивные (близость и отзывчивость). Вторые направлены на обучение и развитие детей в отношении самостоятельного решения проблем, автономии и поддержки в случае неудач (Valcan, Davis, Pino-Pasternak, 2018; Kochukhova, Dyagileva, Mikhailova, Orekhova, Makhin, Pavlenko, 2021; Burmenskaya, 2022).

Родительские практики могут влиять на развитие ребенка прямо или косвенно (см., напр.: Кючуков, 2022; Лидская, Панов, 2022; Юдина, 2022).

Например, дети к которым матери относились с большим неприятием и даже враждебностью, сами готовы были проявлять агрессию и демонстрировали меньше просоциального поведения (Romano, Tremblay, Boulerice, Swisher, 2005). В отношении вклада характеристик ребенка в родительские практики можно также наблюдать, как родители учитывают свойства темперамента ребенка: например, матери агрессивных детей (в возрасте до 3 лет) могут в большей степени использовать контроль и наказание за проявления агрессии, а матери замкнутых детей в большей степени демонстрируют эмоциональную близость и вовлеченность (Hastings, Rubin, 1999).

Понятие «родительские практики» дополняет представление о родительском отношении или взаимодействии, привнося данные о поведенческом аспекте. Кроме того, исследования родительских практик показывают, что так же, как и родительское отношение, практики находятся в транзактных отношениях с характеристиками ребенка и самого родителя.

Современные представления о свойствах темперамента у детей. На современном этапе исследования темперамента реализуются как на выборках взрослых людей (см., напр.: Сотова, 2022), так и с привлечением детей - от раннего (см., напр.: Putnam, Gartstein, Rothbart, 2006) до подросткового возраста (см., напр.: Лобаскова, Васин, Малых, 2017). Изучение особенностей темперамента у взрослых получило пристальное внимание исследователей в середине и конце XX в. и выполнялось в рамках отечественных концепций, предложенных В.С. Мерлиным, Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицы-ным, И. М. Палеем, В. М. Русаловым и др., которые опирались на представление о темпераменте как об аспекте индивидуальности личности (Русалов, 2012). Работы, направленные на изучение темпераментальных особенностей детей, появились в конце 60-х гг. ХХ в., а проблема развития свойств темперамента активно разрабатывается и в настоящее время (Олейник, Елисеева, 2022).

Несмотря на некоторые расхождения в определении границ и содержания феномена темперамента, которые можно обнаружить как в указанных отечественных, так и в зарубежных концепциях (напр., по М. Ротбарт, А. Томасу и С. Чесс и др.), свойства темперамента в целом рассматриваются как индивидуальные особенности, которые относительно устойчивы на протяжении жизни и отражают стилевые характеристики деятельности и поведения (Олейник, Елисеева, 2022; Goldsmith et al., 1987). Кроме того, отечественные теории указывают, что свойства темперамента у взрослых людей наиболее ярко проявляются в критических, стрессовых ситуациях (Ильин, 2001), а зарубежные авторы уточняют, что эти индивидуальные характеристики начинают проявляться еще в раннем детстве (Goldsmith et al., 1987).

Психобиологическая концепция М. Ротбарт, которая получила наиболее широкое распространение и изучает развитие темперамента в контексте созревания структур нервной системы (Лобаскова и др., 2017; Rothbart, Rueda, 2005), предлагает рассматривать темперамент как соотношение двух обобщенных свойств - реактивности и регуляции, каждое из которых может быть описано через более частные характеристики. Так, реактивность,

которая проявляется в целом как способность реагировать на различные стимулы, у детей дошкольного возраста может быть описана через позитивную реактивность или сургенсию / экставерсию (импульсивность, общий уровень активности, общительность и др.) и негативную эмоциональность (утомляемость, застенчивость, сенсорная чувствительность и др.). Регуляция ребенком своей реактивности описывается через произвольный контроль -совокупность устойчивости и переключаемости внимания, тормозного контроля, склонности получать удовольствие от занятий низкой интенсивности, т.е. требующих сосредоточенности (рисование, складывание пазлов и др.) (Rothbart, Ahadi, Hershey, Fisher, 2001). Важность развития регуляторных функций дошкольника (Абдулаева, 2022) связана с адаптацией к новой социальной среде при переходе к школьному обучению (Алмазова, Мостинец, 2023) или, например, развитием речи (Ощепкова, Шатская, 2023).

Согласно исследованиям, реализованным в рамках психобиологической концепции М. Ротбарт, свойства темперамента ребенка, хоть они и связаны со свойствами нервной системы и особенностями ее развития (см., напр.: Новгородова, 2012; Rothbart, 2011), имеют сензитивные периоды развития (Rueda, Rothbart, McCandliss, Saccomanno, Posner, 2005). Таким периодом является дошкольный возраст, когда, особенно для свойств темперамента, связанных с регуляцией, значимыми факторами развития становятся внешние воздействия - отношения и особенности взаимодействия со сверстниками, педагогами и, конечно, родителями (Merritt, Wanless, Rimm-Kaufman, Cameron, Peugh, 2012). С другой стороны, темперамент дошкольника формирует определенное родительское отношение (Корниенко, Ротманова, 2015), а значит, может оказывать влияние на родительское поведение.

Взаимосвязь темперамента ребенка и родительских практик. На сегодняшний день наиболее разработанными являются несколько концепций, объясняющих взаимодействие родительских характеристик и темперамента. В данных концепциях обсуждается вопрос о том, насколько характеристики ребенка соответствуют среде, создаваемой родителями, и предрасполагают к большей или меньшей чувствительности к родительским воздействиям (Wachs, Gandour 1983; Ellis, Boyce, 2008; Belsky, Pluess 2009). Это приводит к тому, что темперамент ребенка рассматривается как основной фактор, вызывающий специфическое родительское поведение. Однако возможно и другое объяснение, в котором средовые факторы, прежде всего родительское поведение и отношение, будут задавать направление для развития ребенка (Veenstra, Lindenberg, Oldehinkel, De Winter, Ormel, 2006). В целом в современной литературе рассматриваются взаимонаправленные влияния темперамента ребенка и родительских характеристик и их взаимодействия.

Исследования отдельных свойств темперамента ребенка и родительского поведения показывают, что негативная эмоциональность связана с большим контролем, причем скорее родительское поведение обусловливается свойствами темперамента ребенка, чем наоборот. Проявления контроля, меньшей отзывчивости и чувствительности родителя приводят к усилению

негативной эмоциональности ребенка. Однако данный эффект не возникает при изначально низкой его негативной эмоциональности (Kiff et al., 2011).

Противоположная ситуация наблюдается в отношениях между родительским поведением и произвольным контролем как свойством темперамента ребенка. Так, по многочисленным исследованиям, родительские практики предсказывают развитие саморегуляции и произвольного контроля, хотя относительно более старших возрастов данные разнятся. Например, в лонгитюдных исследованиях было показано, что родительская теплота и эмоциональная близость предсказывают развитие произвольного контроля в раннем детстве и младшем дошкольном возрасте, но не у старшего дошкольника (Lengua, Kovacs, 2005). Попытки прогнозировать родительское поведение на основе произвольного контроля предпринимались в небольшом числе исследований, но результаты показывают, что больший познавательный контроль ребенка предсказывает менее строгое и подчиняющее поведение родителей. Также было обнаружено, что в некоторых случаях дети с низким произвольным контролем нуждаются в более контролирующих родителях, которые структурируют среду и управляют жизнью ребенка, однако чаще эффект родительского контроля не проявляется и дети с низким произвольным контролем демонстрируют больше поведенческих проблем (Kiff et al., 2011).

Было показано что социально-эмоциональные и обучающие практики являются важными механизмами развития, например, самоконтроля и регуляции поведения, особенно в дошкольном возрасте. Так, практики когнитивной стимуляции не только облегчают усвоение знаний и улучшают развитие когнитивных функций, но и оказываются значимым фактором для академических достижений и регуляторных характеристик (Valcan et al., 2018), особенно для раннего дошкольного возраста, однако данных о связях родительских практик когнитивной стимуляции и индивидуальных характеристик детей недостаточно. В частности, учитывая, что практики когнитивной стимуляции зачастую являются спокойными занятиями (сидеть и читать, писать, рисовать), это не только стимулирует способности ребенка к регуляции собственного поведения, но и может таким образом скорректировать проявления свойств его темперамента (Cumming, Poling, Patwardhan, Ozenbaugh, 2022). Вместе с тем, хотя обучение родителей реализации эмоциональных практик приводит к положительным результатам, снижающим негативные поведенческие проявления у детей (Valcan et al., 2018), остаются неисследованными вопросы влияния эмоциональных практик на индивидуальные свойства ребенка.

Целью данного исследования является установление связей темперамента ребенка с родительскими практиками (обучающими, направленными на стимуляцию когнитивного развития ребенка и эмоциональными).

Гипотезы. Можно полагать, что родительские практики, стимулирующие когнитивное развитие ребенка, будут связаны с регуляторными свойствами темперамента ребенка, а эмоциональные практики - еще и с негативным аффектом.

Материалы и методы

Выборка. Выборку исследования составили 478 матерей дошкольников, возраст - от 23 до 51 года (M = 34,9; SD = 5,04). Из них 83,1% состоят в браке, 82,8% воспитывают более двух детей. Возраст детей - от 5 до 8 лет (M = 6,79; SD = 0,39), 49,6% мальчики. Респонденты проживают в различных регионах Российской Федерации.

Методики. «Опросник детского поведения, очень краткая форма» (Children's Behavior Questionnaire, very short form), разработанный С. Пун-тамом и М. Ротбарт (Putnam, Rothbart, 2006). Опросник включает 36 пунктов, которые образуют три шкалы: Негативного аффекта (alpha = 0,73), Сургенсии / экстраверсии (alpha = 0,69), Произвольного контроля (alpha = = 0,83). Очень краткая форма опросника соответствует полной версии и включает пункты, направленные на диагностику 13 частных свойств, которые образуют три указанные основные шкалы. Шкалу негативного аффекта составляют гнев, дискомфорт, грусть, утешаемость, страх; шкалу сурген-сии / экстраверсии - импульсивность, застенчивость, уровень активности, удовольствие высокой интенсивности; шкалу произвольного контроля -тормозной контроль, устойчивость внимания, сенсорная чувствительность, удовольствие низкой интенсивности.

Опросник предъявлялся матерям, которые оценивали особенности темперамента ребенка.

В дальнейшем при описании результатов будет использоваться словосочетание «свойства темперамента ребенка», но при этом наиболее точным будет говорить об оценке матерями свойств темперамента ребенка, так как непосредственной диагностики свойств у детей не проводилось.

«Анкета родительских практик» - в анкету вошли вопросы, разработанные М. Камминг и соавт. (Cumming и др., 2022), объединенные в два блока. Первый блок - обучающие практики. Блок включает 10 пунктов, выявляющих частоту различных занятий, которые реализует родитель и которые направлены на когнитивное развитие ребенка (например, чтение, разговоры о природе, практика письма и др.). Для ответа респондентам была предложена шкала от 1 - «ни разу» до 4 - «каждый день». Второй блок -теплота, эмоциональная близость. Блок включает 4 пункта, которые описывают различные эмоциональные проявления со стороны родителя (например, «Даже когда у меня нет настроения, я показываю ребенку, что очень его люблю», «Время, которое мы с ребенком проводим вместе, наполнено теплом и близостью»). Каждый пункт оценивался респондентами по шкале от 1 - «совершенно не согласен» до 4 - «совершенно согласен». В данном исследовании рассматривались не только ответы на отдельные пункты, но и общий балл; в связи с этим был подсчитан показатель надежности, который составил для обучающих практик 0,86, для теплоты, эмоциональной близости - 0,73.

Также в опрос были включены социально демографические вопросы, вопросы о структуре и социально-экономическом положении семьи.

Процедура. Сбор данных проводился в форме интернет-опроса в период с января по июнь 2023 г. Респонденты получали электронное письмо от муниципальных образовательных организаций или федеральных просветительских площадок. Письмо содержало краткую информацию о целях исследования и ссылку на опрос. После перехода по ссылке респонденты заполняли информированное согласие и отвечали на вопросы. Время заполнения опроса не превышало 20 минут.

Результаты

Взаимосвязи показателей родительских практик и свойств детского темперамента. По результатам корреляционного анализа сургенсия / экстраверсия и произвольный контроль положительно связаны с общим показателем практик, направленных на когнитивную стимуляцию развития ребенка, а негативный аффект не обнаружил связей с ними. Наибольшее количество связей с отдельными практиками обнаруживает произвольный контроль, значительно меньше - сургенсия, которая положительно связана с практиками чтения, рассказывания историй и совместных игр родителя и ребенка. Произвольный контроль, за исключением двух пунктов, связан со всеми эмоциональными родительскими практиками и общим показателем практики эмоциональной близости и теплоты (табл. 1).

Таблица 1

Корреляционные взаимосвязи показателей родительских практик и свойств темперамента ребенка

Негатив- Произ-

Показатели Сургенсия ный аффект вольный контроль

Общий показатель практик когнитивной стимуляции 0,139** 0,058 0,282***

Практики когнитивной стимуляции:

.. .рассказывали истории 0,228*** 0,032 0,198***

.. .играли в игры 0,11* 0,063 0 171***

.разговаривали об окружающем мире 0,08 0,075 0,225***

.мастерили что-то 0,062 0,056 0,133**

.занимались спортом 0,08 0,033 0,117**

.читали ребенку книгу 0,042 0,001 0,204***

.пели песни 0,057 -0,011 0 194***

.помогали ребенку с творческими занятиями 0,015 0,03 0,183***

.учили читать 0177*** 0,051 0,226***

.учили писать 0,071 0,065 0,207***

Общий показатель практики эмоциональной близости и теплоты 0,058 -0,029 0,104*

Время, которое мы с ребенком проводим вместе наполнено теплом и близостью 0,072 -0,075 0,109*

Большую часть времени я чувствую, что ребенок любит меня и хочет быть поближе ко мне 0,041 0,056 0,105*

Окончание табл. 1

Показатели Сургенсия Негативный аффект Произвольный контроль

Даже когда у меня нет настроения, я показываю ребенку, что очень его люблю 0,035 -0,062 0,028

Свою любовь к ребенку я выражаю объятиями, поцелуями и прикосновениями 0,017 0,013 0,068

Примечание. * p < ,05, ** p < ,01, *** p < ,001

Выделение групп детей с различным соотношением свойств темперамента. Далее были выделены группы детей с различным соотношением свойств темперамента на основе анализа латентных профилей (latent profiles analysis). Анализ латентных профилей является статистическим методом, который позволяет установить внутреннюю латентную структуру внутри выборки и выделить профили, которые описывают специфику выборки на основании скрытых характеристик. Тестировались модели с различным количеством профилей от 1 до 5. На основании различных значений индексов пригодности была выбрана модель, включающая три профиля. Данная модель в сравнении с другими обладает наиболее низким значением индекса AIC, достаточно низким индексом BIC, но не обладает высоким значением энтропии (максимум 1), что позволяет говорить о том, что только 67% респондентов были правильно классифицированы. Точнее, 85 и 86% респондентов были правильно отнесены к группам с низкими и высокими значениями соответственно (табл. 2).

Таблица 2

Показатели пригодности модели для выделения профилей (1-5)

Кол-во профилей AIC BIC Энтропия Вероятность классификации BLRT

минимальная максимальная

1 2 840,88 2 878,95 1,00 1,00 1,00

2 2 748,15 2 828,53 0,51 0,84 0,84 0,01

3 2 721,16 2 843,84 0,67 0,85 0,86 0,01

4 2 722,99 2 887,98 0,63 0,38 0,88 0,40

5 2 736,23 2 943,53 0,50 0,41 0,87 0,63

Примечание. AIC - инс ционный критерий; BL] юрмационный критерий Акайке; BIC - Байесовский информа-IT - бутстреп тест соотношение максимального правдоподобия

В результате анализа латентных профилей выборка была поделена на три группы на основании выраженности свойств темперамента у детей (по оценкам родителей) (табл. 3). Все три профиля отличаются по выраженности двух свойств темперамента - негативного аффекта 239) = 32,5; р < 0,001) и произвольного контроля ^(2, 261) = 32,5; р < 0,001). Различия в сургенсии / экстраверсии ^(2, 280) = 567,1; р < 0,001) наблюдаются между вторым и другими профилями, тогда как первый и третий значимых отличий не продемонстрировали (рис. 1). Таким образом, представляется возможным говорить о том, что различия в свойствах темперамента детей проявляются прежде всего в негативном аффекте и произвольном контроле.

Таблица 3

Средние и стандартные отклонения значений свойств темперамента в трех профилях

——^Показатели Профили ——__ Сургенсия Негативный аффект Произвольный контроль Кол-во чел.

Профиль 1 4,22 (0,29) 4,2 (0,28) 4,68 (0,20) 162

Профиль 2 4,58 (0,58) 4,53 (0,74) 5,47 (0,53) 239

Профиль 3 4,35 (0,74) 4,00 (0,47) 4,05 (0,26) 107

6

3,5

Сургенсия Негативный аффект Произвольный контроль

—•—Профиль 1 =Профиль 2 —•-Профиль 3 Рис. 1. Профили выраженности свойств темперамента у детей

Характеризуя профили, исходя из частных свойств темперамента, можно полагать, что отличие в сургенсии / экстраверсии связано с выраженностью поиска удовольствия высокой интенсивности (Б(2, 259) = 35,43; р < 0,001), это максимально выражено у детей второго профиля и не отличается у первого и третьего. При этом уровень активности ^(2, 263) = 8,65; p < 0,001) и застенчивости (Б(2, 256) = 10,22; p < 0,001) значимо ниже в первом профиле при сравнении двумя другими, а импульсивность минимальна для третьего профиля ^(2, 265) = 5,68; р < 0,01). Средние и стандартные отклонения частных свойств темперамента приведены в табл. 4.

Среди характеристик, составляющих негативный аффект, значимые различия обнаруживается в минимальной выраженности гнева (Б(2, 280) = 12,67; p < 0,001), грусти (Б(2, 264) = 45,18; p < 0,001) и утешаемости (Б(2, 281) = = 15,44; p < 0,001) у третьего профиля в сравнении с другими. Различий по характеристикам дискомфорта и страха не обнаруживается.

Характеристики произвольного контроля - устойчивость внимания ^(2, 260) = 132; p < 0,001), тормозной контроль (Б(2, 263) = 130; р < 0,001), удовольствие низкой интенсивности ^(2, 289) = 101; p<0,001) - значимо отличаются у выявленных профилей, за исключением сенсорной чувствительности, которая сходна для первого и третьего профилей.

Таблица 4

Средние и стандартные отклонения частных свойств темперамента в трех профилях

Показатели Профиль 1 N = 162 Профиль 2 N = 239 Профиль 3 N = 107

Гнев 4,43 (0,811) 4,81 (1,203) 4,23 (0,972)

Дискомфорт 3,89 (0,623) 3,94 (1,21) 3,77 (0,929)

Грусть 4,49 (0,533) 5,1 (0,98) 4,22 (0,837)

Утешаемость 3,86 (0,955) 4,27 (1,318) 3,53 (1,091)

Страх 4,36 (0,892) 4,54 (1,389) 4,24 (1,166)

Импульсивность 3,9 (0,5) 3,98 (0,749) 3,69 (0,733)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Застенчивость 4,02 (0,731) 4,32 (1,196) 4,56 (1,262)

Уровень активности 4,21 (0,607) 4,51 (0,883) 4,46 (0,901)

Удовольствие высокой интенсивности 4,76 (0,686) 5,5 (1,163) 4,68 (1,15)

Тормозной контроль 4,67 (0,467) 5,41 (0,817) 4,04 (0,74)

Устойчивость внимания 4,47 (0,528) 5,23 (0,938) 3,57 (0,874)

Сенсорная чувствительность 5,2 (0,598) 6,4 (0,707) 4,99 (0,929)

Удовольствие низкой интенсивности 4,37 (0,595) 4,84 (0,965) 3,58 (0,668)

На основании полученных различий можно говорить о том, что профили представляют скорее различия в выраженности характеристик, чем качественное своеобразие сочетания свойств темперамента.

Различия в родительских практиках в связи с выраженностью свойств темперамента детей. Далее был проведен однофакторный дисперсионный анализ для определения различий между группами детей с выявленными профилями свойств темперамента. Был обнаружен основной эффект профиля темперамента для общего показателя обучающих родительских практик ^(2, 263) = 10,49; р < 0,001), но не для эмоциональных. Апостериорные сравнения показали, что различия в общем показателе когнитивных родительских практик обнаруживаются при сравнении профилей с низкой (Профиль 3) и высокой (Профиль 2) ^ (354) = -2,73; р < 0,01) и средней (Профиль 1) и высокой (Профиль 2) ^ (191) = 4,40; р < 0,001) выраженностью свойств темперамента, но не между профилями с низкой и средней выраженностью (Профили 3 и 1 соответственно). Таким образом, можно заключить, что родители, которые высоко оценивают свойства темперамента ребенка - активность, экстравертированность, эмоциональность и произвольный контроль, в большей степени склонны применять практики когнитивной стимуляции ребенка. Среди отдельных обучающих родительских практик значимые различия наблюдаются для всех видов занятий (Б(2, 263:273) = 4,35:11,73; р < 0,05), кроме спорта и пения. При этом наиболее часто реализуют различные виды практик родители детей, относящихся к профилю с наибольшей выраженностью свойств темперамента (Профиль 2).

Вклад свойств темперамента ребенка в родительские практики. Следующим этапом анализа являлось установление вклада свойств темперамента ребенка в родительские практики. Учитывая отсутствие различий между группами детей с выявленными профилями свойств темперамента

по показателю эмоциональных родительских практик, а также минимальное количество корреляционных взаимосвязей показателей эмоциональных родительских практик со свойствами темперамента детей, далее рассматриваются только родительские практики когнитивной стимуляции. Вклад свойств темперамента ребенка (на основе оценок родителей) в родительские практики был проанализирован с помощью регрессионного анализа, в ходе которого при контроле пола и возраста в качестве зависимой переменной включался общий показатель практик когнитивной стимуляции, а в качестве предикторов - общие и частные показатели свойств темперамента. Было проверено две модели: первая - для рассмотрения вклада общих свойств темперамента, вторая - для оценки вклада частных свойств в обучающие родительские практики.

Модель регрессии для общего показателя обучающих родительских практик объясняется сочетанием двух предикторов - свойств темперамента ребенка = 0,09; F(5, 502) = 9,81; p < 0,001): сургенсией / экстраверсией (Ь = 0,10; t = 2,20; p < 0,05) и произвольным контролем (Ь = 0,27; t = 5,99; p < 0,001).

Модель регрессии, включающая свойства темперамента детей, описывающие произвольный контроль, показала значимый вклад устойчивости внимания (Ь = 0,11; t = 2,13; p < 0,05), удовольствия низкой интенсивности (Ь = 0,12; t = 2,32; p < 0,05) и страха (Ь = 0,11; t = 2,18; p < 0,05) в родительские практики когнитивной стимуляции (Я2 = 0,13; F(15, 492) = 4,18; p < 0,001). Пол и возраст в обеих рассматриваемых моделях значимого вклада в зависимую переменную не продемонстрировали.

Обсуждение результатов

Анализируя взаимосвязи свойств темперамента ребенка и родительских практик, можно констатировать, что свойством темперамента, в наибольшей степени связанным как с обучающими / когнитивными практиками, так и с некоторыми характеристиками эмоциональных практик, является произвольный контроль. Подобные результаты позволяют заключить, что родители, которые чаще используют различные практики когнитивной стимуляции, считают, что ребенка характеризуют больший контроль собственного поведения, большая внимательность и предпочтение спокойных занятий. Кроме того, такие родители склонны к проявлению теплоты при более высокой оценке произвольного контроля у ребенка. Несмотря на наличие взаимосвязи общего показателя родительских практик когнитивной стимуляции с оценкой сургенсии ребенка, среди частных когнитивных практик с сургенсией связаны только обучение чтению, общение и игры. Неожиданным результатом является отсутствие связей с негативным аффектом не только обучающих, но и эмоциональных родительских практик.

Полученные результаты относительно выделения групп детей с различными профилями темперамента свидетельствуют о том, что группы отличаются выраженностью свойств темперамента, а не их специфическим соче-

танием. Свойствами, в наибольшей степени отличающимися в выявленных группах, являются произвольный контроль и негативный аффект, но не сургенсия. В целом выделенные профили гораздо ближе по выраженности сургенсии и ее частных свойств, чем по показателям произвольного контроля или негативного аффекта.

Родительские практики отличаются прежде всего для детей с высокой, но не для детей со средней и низкой выраженностью свойств темперамента. Таким образом, когнитивная стимуляция различными занятиями - чтением, письмом или обсуждением окружающего мира, равно как и занятия творчеством или спортом связаны с большим произвольным контролем ребенка (по оценке родителя). Учитывая корреляционные взаимосвязи, можно с равной вероятностью считать, что как родители, стремящиеся к большему количеству обучающих практик, стимулируют развитие произвольного контроля детей, так и дети с большей выраженностью контроля чаще проводят с родителями время за совместными занятиями, развивающими когнитивные навыки.

Выявленные особенности взаимосвязей свойств темперамента детей и родительских практик также подтверждаются результатами регрессионного анализа, которые свидетельствуют, что частота родительских практик когнитивной стимуляции связана в большей степени с проявлением характеристик произвольного контроля, чем негативного аффекта и сургенсии / экстраверсии. Можно предположить, что родители в большей степени стремятся к реализации практик развития и стимулирования когнитивных навыков с детьми, которые предпочитают занятия с низкой интенсивностью и новизной, способны длительно сохранять фокус внимания на объекте и при этом склонны к переживанию негативных эмоций.

Среди частных свойств, составляющих произвольный контроль, вносят вклад устойчивость внимания и удовольствие низкой интенсивности, а среди составляющих негативного аффекта - страх. В отношении устойчивости внимания полученные данные согласуются с фактами о том, что именно данное свойство темперамента ребенка может выступать предиктором для сдерживающего контроля и в целом - для характеристик саморегуляции (Hassan, Mills, Day, Van Lieshout, Schmidt, 2019). Использование родительских практик в широком контексте может рассматриваться как проявление позитивного родительского отношения и взаимодействия. Исходя из этого, можно полагать, что родительские практики, направленные на стимуляцию когнитивного развития, способствуют развитию еще и регуляции ребенка в части получения положительных эмоций и предпочтений спокойных занятий. Данное утверждение находит поддержку в ранее реализованных исследованиях, которые обнаружили положительную связь позитивного родительства и способности ребенка получать удовольствие от занятий низкой интенсивности (Slobodskaya, Petrenko, Loginova, Kornienko, Kozlova, 2020; del Puerto-Golzarri et al., 2022). В отношении страха как свойства детского темперамента существуют исследования, показывающие, что он может приводить к заторможенному поведению, высокой насторо-

женности и тревожности, а в случае высокой выраженности - и к тревожным расстройствам (Degnan, Almas, Fox, 2010; Buss, 2011). Среди родительских характеристик значимыми для страха как свойства темперамента ребенка являются характеристики последовательного и непротиворечивого родительского воздействия (Maag, Phelps, Kiel, 2021). В целом результаты настоящего исследования показывают, что родители, оценивающие своих детей как склонных к занятиям, которые требуют сосредоточенности и внимания, отдают предпочтение практикам когнитивной стимуляции и обучения. Стоит отметить, что выявленная закономерность не зависит от пола и возраста ребенка, что в некоторой степени противоречит имеющимся исследованиям (Slobodskaya и др., 2020).

Ограниченное число корреляций между свойствами темперамента детей и практиками эмоциональной близости и теплоты могут объясняться нелинейностью связей между свойствами темперамента ребенка и эмоциональными характеристиками родительского отношения, так как существуют исследования, показывающие как позитивную, так и негативную роль родительской эмоциональной близости и теплоты (Pinquart, 2017).

Заключение

Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать, что родительские практики, направленные на обучение и когнитивное развитие детей, в большей степени связаны со свойствами темперамента детей, чем эмоциональные практики. При этом больше связей продемонстрировал произвольный контроль, тогда как сургенсия - меньше, а негативный аффект вообще их не обнаружил.

Среди свойств темперамента детей устойчивость внимания, предпочтение удовольствий низкой интенсивности и страх в большей степени способствуют проявлению родительских практик, направленных на когнитивное развитие.

Несмотря на полученные результаты, необходимо отметить, что для диагностики свойств темперамента детей был использован опросник для родителей, и фактического тестирования свойств не проводилось. Хотя привлечение родителей при исследовании темперамента детей показывает достаточную надежность данных (Hwang, Rothbart, 2002), необходимо учитывать, что подобные исследования проводились чаще на выборках детей раннего возраста, в то время как исследования дошкольников сообщают о наличии некоторых расхождений в родительской оценке темперамента ребенка и данных, полученных экспериментальным путем (Gagne, Van Hulle, Aksan, Essex, Goldsmith, 2011). Метод самооценки, который применяется для выявления особенностей родительских практик, позволяет выявить скорее субъективную картину родительского поведения респондентов, а не объективные показатели частоты реализации изучаемых практик. Более того, оценки родителей своего отношения к ребенку и родительского поведения, как правило, подвержены влиянию социальной желательности,

что приводит к завышению позитивных показателей и снижению негативно оцениваемых в обществе характеристик. Все указанные особенности проведенного исследования накладывают некоторые ограничения на возможности интерпретации полученных данных, которая должна быть реализована с осторожностью.

Литература

Абдулаева, Е. А. (2022). От отзывчивости к самоорганизации: сопоставление подходов к ребенку в вальдорфской и «директивной» педагогике. Национальный психологический журнал, 3(47), 77-88. аог 10.116217npj.2022.0310 Алмазова, О. В., Мостинец, К. О. (2023). Развитие регуляторных функций у дошкольников с различной сиблинговой позицией. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика, 20(3), 543-559. (М: 10.22363/23131683-2023-20-3-543-559. Захаров, А. Б., Капуза, А.В. (2017). Родительские практики обучения чтению и уровень читательской грамотности детей в России: по данным PIRLS-2011. Вопросы образования, 2, 234-257. аог 10.17323/1814-9545-2017-2-234-257 Звонарева, А. Е. (2019). Теоретико-методологические основы исследования отцовских практик. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки, 2, 127-134. Ильин, Е. П. (2001). Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер. Карабанова, О. А. (2019). В поисках оптимального стиля родительского воспитания.

Национальный психологический журнал, 3(35), 71-79. (л: 10.11621/пр).2019.0308 Корниенко, Д. С., Ротманова, Н. В. (2015). Оценка родительского отношения и свойства индивидуальности сиблингов. Вестник ПГГПУ. Сер. 1. Психологические и педагогические науки, 1, 120-129. Королева, Я. (2023). Родительские представления о практиках поддержки самоорганизации подростков. Психологические исследования, 16(91), 3. (М: 10.543597ps.v16i91.1453 Кючуков, Х. С. (2022). Понимание детьми-билингвами психического состояния другого человека в контексте теории сознания. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 4, 60-91. (ог 10.116217vsp.2022.04.03 Лидская, Э. В., Панов, В. И. (2022). Экопсихологические взаимодействия детей раннего возраста с другими субъектами социальной среды. Национальный психологический журнал, 3, 108-118. (ог 10.116217npj.2022.0313 Лобаскова, М. М., Васин, Г. М., Малых, С. Б. (2017). Взаимосвязь темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами в старшем подростковом возрасте: близнецовое исследование. Теоретическая и экспериментальная психология, 10(4), 34-47.

Морозюк, С. Н., Морозюк, Ю. В., Кузнецова, Е. С. (2022). Патогенная рефлексия матери как фактор неблагополучия в детско-родительских отношениях. Современное дошкольное образование, 1(109), 48-55. (ог 10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55 Новгородова, Ю. О. (2012). Психогенетические исследования темперамента в рамках концепции М. К. Ротбарт. Теоретическая и экспериментальная психология, 1, 56-61. Олейник, Ю. Н., Елисеева, И. Н. (2022). История исследований темперамента и характера в отечественной психологии: наукометрический анализ диссертационных исследований. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1, 65-77. аог 10.17072/2078-7898/2022-1-65-77 Ощепкова, Е. С., Шатская, А. Н. (2023). Особенности развития связной речи у детей 68 лет в зависимости от уровня развития регуляторных функций. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 46(3), 261-284. (1ог 10.11621/ЬР1-23-36

Рагулина, О. А., Фокина, А. В. (2017). Родительские практики, способствующие появлению неврозов у детей. Современная зарубежная психология, 6(2), 46-53. doi: 10.17759/jmfp.2017060205 Русалов, В. М. (2012). Темперамент в структуре индивидуальности человека. Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М.: Ин-т психологии РАН.

Сотова, Л. В. (2022). Изменения индивидуально-психологических особенностей взрослых обучающихся в условиях интенсивного обучения иноязычному общению. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки, 2(843), 130-137. Токарская, Л. В., Лаврова, М. А., Бакушкина, Н. И., Галасюк, И. Н., Коряков, Я. И., Пасечник, О. Н., ... Шинина, Т. В. (2019). Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ. Юдина, Е. Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, 3, 13-25. doi: 10.11621/npj.2022.0303

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 16.12.2023 г.; повторно 16.05.2024 г.;

принята 23.05.2024 г.

Корниенко Дмитрий Сергеевич - научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, доктор психологических наук. E-mail: [email protected]

Руднова Наталья Александровна - научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; младший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]

Тарасова Кристина Сергеевна - научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук. E-mail: [email protected]

Шведчикова Юлия Сергеевна - заместитель директора ГБУ Пермского края «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», кандидат психологических наук.

E-mail: [email protected]

For citation: Kornienko, D. S., Rudnova, N. A., Tarasova, K. S., Shvedchikova Y. S. (2024). Cognitive and Emotional Parental Practices and the Child's Temperament: Parental Assessment. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 92, 64-83. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/92/4

Cognitive and Emotional Parental Practices and the Child's Temperament:

Parental Assessment1

D.S. Kornienko1, 2, N.A. Rudnova1, 2, K.S. Tarasova1, Y.S. Shvedchikova3

1 Lomonosov Moscow State University, 1, Leninskie Gory, Moscow, 119234, Russian Federation

2 Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, 9 build., 4, Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russian Federation

3 Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance, 71, Kazakhskaya Str., Perm, 614089, Russian Federation

Abstract

Parenting practices encompass the strategies employed by parents to manage and shape a child's conduct and growth. Typically, it entails employing cognitive stimulation (educational techniques) and establishing emotional connection and warmth. The objective of this study is to examine the correlation between a child's temperament qualities and their parent's educational and emotional parenting methods. Previous research has indicated that parental attitudes and conduct are mostly shaped by the child's temperament rather than the other way around. Sample: The study included 478 moms between the ages of 23 and 51 years (mean = 34.9; standard deviation = 5.04), who had preschool children ages 5 to 8 years (mean = 6.79; standard deviation = 0.39), and 49.6% of the children were boys. Data was collected using the Child Behavior Questionnaire Very Short Form and the Parenting Practices Questionnaire. The study findings indicate that a child's temperament has a greater impact on parental practices of cognitive stimulation compared to emotional activities. The study specifically examines persistence, preference for pleasure, slow speed, and fear as factors that positively predict parenting techniques aimed at promoting a child's cognitive development. Various temperament profiles have been distinguished in groups of youngsters, distinguished by the degrees of these traits rather than their particular combinations. Progressive indicators of surgency, levels of sequential control, and negative affect were observed. Research has shown that parents who view their children as active, emotional, and possessing a high degree of voluntary control are more inclined to participate in cognitive stimulation activities.

Keywords: parental practices of cognitive stimulation; parental practices of emotional closeness and warmth; voluntary control; surgency / extraversion; negative affect

References

Abdulaeva, E. A. (2022). Ot otzyvchivosti k samoorganizatsii: sopostavlenie podkhodov k rebenku v val'dorfskoy i "direktivnoy" pedagogike [From responsiveness to self-organization: a comparison of approaches to a child in Waldorf and "directive" pedagogy]. Natsional'nyypsikhologicheskiy zhurnal, 3(47), 77-88. doi: 10.11621/npj.2022.0310 Almazova, O. V., & Mostinets, K. O. (2023). Razvitie regulyatornykh funktsiy u doshkol'nikov s razlichnoy siblingovoy pozitsiey [Development of regulatory functions in preschoolers with different sibling positions]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya ipedagogika, 20(3), 543-559. doi: 10.22363/2313-1683-2023-20-3-543-559. Belsky, J., & Pluess, M. (2009). Beyond diathesis stress: differential susceptibility to environmental influences. Psychological Bulletin, 135(6), 885-908. doi: 10.1037/a0017376

1 The research was carried out with the support of the Russian Scientific Foundation, project

no. 23-78-30005.

Burmenskaya, G. V. (2022). Orienting Activity of the Subject as a Mechanism for Instruction, Learning and Development. Psychology in Russia: State of the Art, 15(4), 36-48. doi: 10.11621/pir.2022.0403 Buss, K. A. (2011). Which fearful toddlers should we worry about? Context, fear regulation,

and anxiety risk. Developmental Psychology, 47(3), 804-819. doi: 10.1037/a0023227 Cumming, M. M., Poling, D. V., Patwardhan, I., & Ozenbaugh, I. C. (2022). Executive Function in Kindergarten and the Development of Behavior Competence: Moderating Role of Positive Parenting Practices. Early Childhood Research Quarterly, 60, 161-172. doi: 10.1016/j.ecresq.2022.01.008 Degnan, K. A., Almas, A. N., & Fox, N. A. (2010). Temperament and the environment in the etiology of childhood anxiety. Journal of Child Psychology and Psychiatry, and Allied Disciplines, 51(4), 497-517. doi: 10.1111/j.1469-7610.2010.02228.x Del Puerto-Golzarri, N., Azurmendi, A., Carreras, M. R., Muñoz, J. M., Braza, P., Vegas, O., & Pascual-Sagastizabal, E. (2022). The Moderating Role of Surgency, Behavioral Inhibition, Negative Emotionality and Effortful Control in the Relationship between Parenting Style and Children's Reactive and Proactive Aggression. Children (Basel, Switzerland), 9(1), 104. doi: 10.3390/children9010104 Ellis, B. J., & Boyce, W. T. (2008). Biological sensitivity to context. Current Directions in

Psychological Science, 17(3), 183-187. doi: 10.1111/j.1467-8721.2008.00571.x Gagne, J. R., Van Hulle, C. A., Aksan, N., Essex, M. J., & Goldsmith, H. H. (2011). Deriving childhood temperament measures from emotion-eliciting behavioral episodes: scale construction and initial validation. Psychological Assessment, 23(2), 337-353. doi: 10.1037/a0021746

Goldsmith, H., Buss, A., Plomin, R., Rothbart, M., Thomas, A., Chess, S., Hinde, R., & McCall, R. (1987). Roundtable: What is temperament? Four approaches. Child Development, 58(2), 505-529. doi: 10.2307/1130527 Hassan, R., Mills, A. S., Day, K. L., Van Lieshout, R. J., & Schmidt, L. A. (2019). Relations among temperament, familial socioeconomic status, and inhibitory control in typically developing four-year-old children. Journal of Child and Family Studies, 28(4), 950-958. doi: 10.1007/s10826-019-01329-4 Hastings, P. D., & Rubin, K. H. (1999). Predicting mothers' beliefs about preschool-aged children's social behavior: Evidence for maternal attitudes moderating child effects. Child Development, 70(3), 722-741. doi: 10.1111/1467-8624.00052 Hwang, J., & Rothbart, M. K. (2003). Behavior genetics studies of infant temperament: Findings vary across parent-report instruments. Infant Behavior & Development, 26(1), 112-114. doi: 10.1016/S0163-6383(02)00173-X Ilin, E. P. (2001). Differentsial'naya psikhofiziologiya [Differential psychophysiology]. St. Petersburg: Piter.

Karabanova, O. A. (2019). V poiskakh optimal'nogo stilya roditel'skogo vospitaniya [In search of the optimal style of parenting]. Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal, 3(35), 71-79. doi: 10.11621/npj.2019.0308 Kiff, C. J., Lengua, L. J., & Zalewski, M. (2011). Nature and nurturing: parenting in the context of child temperament. Clinical Child and Family Psychology Review, 14(3), 251-301. doi: 10.1007/s10567-011-0093-4 Kochukhova, O., Dyagileva, Yu., Mikhailova, A., Orekhova, L., Makhin, S., & Pavlenko, V. (2021). Better Language - Faster Helper: The Relation Between Spontaneous Instrumental Helping Action and Language Ability in Family-Reared and Institutionalized Toddlers. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 78-93. doi: 10.11621/pir.2021.0406 Kornienko, D. S., & Rotmanova, N. V. (2015). Otsenka roditel'skogo otnosheniya i svoystva individual'nosti siblingov [Assessment of parental attitudes and personality traits of siblings]. VestnikPGGPU. Ser. 1. Psikhologicheskie ipedagogicheskie nauki, 1, 120-129.

Koroleva, Ya. (2023). Roditel'skie predstavleniya o praktikakh podderzhki samoorganizatsii podrostkov [Parental ideas about practices of supporting adolescent self-organization]. Psikhologicheskie issledovaniya, 16(91), 3. doi: 10.54359/ps.v16i91.1453 Kyuchukov, Kh. S. (2022). Ponimanie det'mi-bilingvami psikhicheskogo sostoyaniya drugogo cheloveka v kontekste teorii soznaniya [Understanding of bilingual children's mental state of another person in the context of the theory of consciousness]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya, 4, 60-91. doi: 10.11621/vsp.2022.04.03 Lengua, L. J., & Kovacs, E. A. (2005). Bidirectional associations between temperament and parenting, and the prediction of adjustment problems in middle childhood. Journal of Applied Developmental Psychology, 26, 21-38. doi: 10.1016/j.appdev.2004.10.001 Lidskaya, E. V., & Panov, V. I. (2022). Ekopsikhologicheskie vzaimodeystviya detey rannego vozrasta s drugimi sub"ektami sotsial'noy sredy [Ecopsychological interactions of young children with other subjects of the social environment]. Natsional'nyy psikholo-gicheskiy zhurnal, 3, 108-118. doi: 10.11621/npj.2022.0313 Lobaskova, M. M., Vasin, G. M., & Malykh, S. B. (2017). Vzaimosvyaz' temperamenta s emotsional'nymi i povedencheskimi problemami v starshem podrostkovom vozraste: bliznetsovoe issledovanie [The relationship between temperament and emotional and behavioral problems in late adolescence: a twin study]. Teoreticheskaya i eksperi-mental'nayapsikhologiya, 10(4), 34-47. Maag, B., Phelps, R. A., & Kiel, E. J. (2021). Do Maternal Parenting Behaviors Indirectly Link Toddler Dysregulated Fear and Child Anxiety Symptoms? Child Psychiatry and Human Development, 52(2), 225-235. doi: 10.1007/s10578-020-01004-6 Merritt, E. G., Wanless, S. B., Rimm-Kaufman, S. E., Cameron, C., & Peugh, J. L. (2012). The contribution of teachers' emotional support to children's social behaviors and self-regulatory skills in first grade. School Psychology Review, 41(2), 141-159. doi: 10.1080/02796015.2012.12087517 Morozyuk, S. N., Morozyuk, Yu. V., & Kuznetsova, E. S. (2022). Patogennaya refleksiya materi kak faktor neblagopoluchiya v detsko-roditel'skikh otnosheniyakh [Pathogenic reflection of the mother as a factor of ill-being in parent-child relationships]. Sovremen-noe doshkol'noe obrazovanie, 1(109), 48-55. doi: 10.24412/1997-9657-2022-1109-48-55 Novgorodova, Yu. O. (2012). Psikhogeneticheskie issledovaniya temperamenta v ramkakh kontseptsii M. K. Rotbart [Psychogenetic studies of temperament within the framework of the concept of M.K. Rothbard]. Teoreticheskaya i eksperimental'nayapsikhologiya, 1, 56-61.

Oleynik, Yu. N., & Eliseeva, I. N. (2022). Istoriya issledovaniy temperamenta i kharaktera v otechestvennoy psikhologii: naukometricheskiy analiz dissertatsionnykh issledovaniy [History of temperament and character studies in domestic psychology: a scientometric analysis of dissertation research]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 1, 65-77. doi: 10.17072/2078-7898/2022-1-65-77 Oshchepkova, E. S., & Shatskaya, A. N. (2023). Osobennosti razvitiya svyaznoy rechi u detey 6-8 let v zavisimosti ot urovnya razvitiya regulyatornykh funktsiy [Development of coherent speech in children aged 6-8 years depending on the level of development of regulatory functions]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14. Psikhologiya, 46(3), 261284. doi: 10.11621/LPJ-23-36 Pino-Pasternak, D., & Whitebread, D. (2010). The role of parenting in children's self-regulated learning. Educational Research Review, 5(3), 220-242. doi: 10.1016/ j.edurev.2010.07.001

Pinquart, M. (2017). Associations of parenting dimensions and styles with externalizing problems of children and adolescents: An updated meta-analysis. Developmental Psychology, 53(5), 873-932. doi; 10.1037/dev0000295 Putnam, S. P., & Rothbart, M. K. (2006). Development of short and very short forms of the Children's Behavior Questionnaire. Journal of Personality Assessment, 87(1), 102-112. doi: 10.1207/s15327752jpa8701_09

Putnam, S. P., Gartstein, M. A., & Rothbart, M. K. (2006). Measurement of fine-grained aspects of toddler temperament: the early childhood behavior questionnaire. Infant Behavior & Development, 29(3), 386-401. doi: 10.1016/j.infbeh.2006.01.004 Ragulina, O. A., & Fokina, A. V. (2017). Roditel'skie praktiki, sposobstvuyushchie po-yavleniyu nevrozov u detey [Parental practices that contribute to the emergence of neuroses in children]. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya, 6(2), 46-53. doi: 10.17759/jmfp.2017060205 Romano, E., Tremblay, R. E., Boulerice, B., & Swisher, R. (2005). Multilevel correlates of childhood physical aggression and prosocial behavior. Journal of Abnormal Child Psychology, 33(5), 565-578. doi: 10.1007/s10802-005-6738-3 Rothbart, M. K. (2011). Become who we are. Temperament and personality in development.

New York: Guilford Press. Rothbart, M. K., & Rueda, M. R. (2005). The development of effortful control. In: U. Mayr, E. Awh, & S. W. Keele. (Eds.), Developing Individuality in the Human Brain: A tribute to Michael I. Posner (pp. 167-188). Washington: American Psychological Association. doi: 10.1037/11108-009 Rothbart, M. K., Ahadi, S. A., Hershey, K. L., & Fisher, P. (2001). Investigations of temperament at three to seven years: the Children's Behavior Questionnaire. Child Development, 72(5), 1394-1408. doi: 10.1111/1467-8624.00355 Rueda, M. R., Rothbart, M. K., McCandliss, B. D., Saccomanno, L., & Posner, M. I. (2005). Training, maturation, and genetic influences on the development of executive attention. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 102(41), 14931-14936. doi: 10.1073/pnas.0506897102 Rusalov, V. M. (2012). Temperament v strukture individual'nosti cheloveka [Temperament in the structure of human individuality]. In Differentsial'no-psikhofiziologicheskie i psikho-logicheskie issledovaniya [Differential-psychophysiological and psychological studies]. Moscow: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. Slobodskaya, H. R., Petrenko, E. N., Loginova, S. V., Kornienko, O. S., & Kozlova, E. A. (2020). Relations of child effortful control to personality, well-being and parenting. International Journal of Psychology, 55(2), 144-153. Sotova, L. V. (2022). Izmeneniya individual'no-psikhologicheskikh osobennostey vzroslykh obuchayushchikhsya v usloviyakh intensivnogo obucheniya inoyazychnomu obshcheniyu [Changes in individual psychological characteristics of adult learners in the context of intensive training in foreign language communication]. Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2(843), 130-137.

Tokarskaya, L. V., Lavrova, M. A., Bakushkina, N. I., Galasyuk, I. N., Koryakov, Ya. I., Pa-sechnik, O. N., ... Shinina, T. V. (2019). Detsko-roditel'skoe vzaimodeystvie i razvitie rebenka rannego vozrasta [Parent-child interaction and development of an early age child]. Ekaterinburg: UMTs UPI. Valcan, D. S., Davis, H., & Pino-Pasternak, D. (2018). Parental behaviours predicting early childhood executive functions: A meta-analysis. Educational Psychology Review, 30(3), 607-649. doi: 10.1007/s10648-017-9411-9 Veenstra, R., Oldehinkel, A. J., De Winter, A. F., Lindenberg, S., & Ormel, J. (2006). Temperament, environment, and antisocial behavior in a population sample of preadolescent boys and girls. International Journal of Behavioral Development, 30(5), 422-432. doi: 10.1177/0165025406071490 Wachs, T. D., & Gandour, M. J. (1983). Temperament, environment, and six-month cognitive-intellectual development: A test of the organismic specificity hypothesis. International Journal of Behavioral Development, 6(2), 135-152. doi: 10.1177/016502548 300600202

Yudina, E. G. (2022). Detskaya igra kak territoriya svobody [Children's play as a territory of freedom]. Natsional'nyypsikhologicheskiy zhurnal, 3, 13-25. doi: 10.11621/npj.2022.0303

Zakharov, A. B., & Kapuza, A.V. (2017). Roditel'skie praktiki obucheniya chteniyu i uroven' chitatel'skoy gramotnosti detey v Rossii: po dannym PIRLS-2011 [Parental practices of teaching reading and the level of reading literacy of children in Russia: according to PIRLS-2011 data]. Voprosy obrazovaniya, 2, 234-257. doi: 10.17323/1814-9545-2017-2234-257

Zvonareva, A. E. (2019). Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya ottsovskikh praktik [Theoretical and methodological foundations of the study of paternal practices]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Ser. Sotsial'nye nauki, 2, 127-134.

Received 16.12.2023; Revised 16.05.2024;

Accepted 23.05.2024

Dmitry S. Kornienko - Researcher, Lomonosov Moscow State University; Senior Researcher,

Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, D. Sc. (Psychol.).

E-mail: [email protected]

Natalia A. Rudnova - Researcher, Lomonosov Moscow State University; Junior Research

Fellow, Federal Scientific Center for Psychological and Interdisciplinary Research, Cand. Sc.

(Psychol.).

E-mail: [email protected]

Kristina S. Tarasova - Scientific Researcher, Faculty of Psychology, Department of Educational Psychology and Pedagogical Sciences, Lomonosov Moscow State University, Cand.

Sc. (Psychol.).

E-mail: [email protected]

Yulia S. Shvedchikova - Deputy Director of the Center for Psychological, Pedagogical,

Medical and Social Assistance, Cand. Sc. (Psychol.).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.