Научная статья на тему 'Природа взаимосвязей темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами'

Природа взаимосвязей темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
706
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / НЕГАТИВНЫЙ АФФЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васин Г. М., Лобаскова М. М.

Взаимосвязь темперамента и поведенческих проблем хорошо изучена, но механизмы этой связи не до конца известны. В работе представлены результаты проведенных на сегодняшний день исследований природы взаимосвязи черт темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами. Анализ опирался на психобиологический подход к темпераменту Rothbart. На данный момент в исследованиях найдены общие генетические факторы, объясняющие ковариацию как реактивных, так и регулятивных черт темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами. Основной проблемой в этой области видится недостаток крупных систематических исследований и репликации результатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васин Г. М., Лобаскова М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа взаимосвязей темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

ПРИРОДА ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ

Г.М. ВАСИН1*, М.М. ЛОБАСКОВА1 2

1 ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва;

2 Удмуртский государственный университет, Ижевск

Взаимосвязь темперамента и поведенческих проблем хорошо изучена, но механизмы этой связи не до конца известны. В работе представлены результаты проведенных на сегодняшний день исследований природы взаимосвязи черт темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами. Анализ опирался на психобиологический подход к темпераменту Rothbart. На данный момент в исследованиях найдены общие генетические факторы, объясняющие ковариа-цию как реактивных, так и регулятивных черт темперамента с эмоциональными и поведенческими проблемами. Основной проблемой в этой области видится недостаток крупных систематических исследований и репликации результатов.

Ключевые слова: произвольный контроль, негативный аффект, эмоционально-поведенческие проблемы.

Введение

В последнее время растет распространенность отклонений психического развития у детей и подростков [1]. Многими авторами показана связь темперамента с нарушениями развития [51, 54], и темперамент часто рассматривают как медиатор во взаимодействии среды и индивида. Например, темперамент может смягчать влияние травмирующих ситуаций, таких как семейные конфликты, на поведение детей [47]. «Трудный» тип темперамента у детей и подростков может вызывать систематические трудности в отношениях с родителями и сверстниками [52]. Особенный интерес для психологии развития и клинической психологии представляют механизмы, по которым темперамент связан с эмоционально-поведенческими проблемами. В настоящее время связь черт темперамен-

© Васин Г.М., Лобаскова М.М., 2015.

* Для корреспонденции:

Васин Георгий Михайлович

аспирант лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО 125009 Москва, ул. Моховая, 9, стр. 4

та и отдельных типов эмоционально-поведенческих проблем хорошо изучена, но нам мало известно о ее механизмах.

В этой работе мы просуммируем результаты проведенных на сегодняшний день исследований природы взаимосвязи темперамента и эмоционально-поведенческих проблем.

Эмоционально-поведенческие проблемы и их соотношение с психопатологей

В психологии термины «экстернали-зация» и «интернализация» используются для обозначения комплексов симптомов эмоционально-поведенческих проблем. В комплекс экстернализации входят агрессивное и делинквентное поведение, проблемы внимания и гиперактивность. В комплекс интернализации включены тревожность, депрессия, замкнутость и жалобы на соматические симптомы. Можно сказать, что симптомы интернализации связаны с проблемами, направленными вовнутрь, и затрагивают в основном собственную личность индивида, в то время как симптомы экстер-нализации направлены вовне и связаны с взаимодействием с другими людьми [6]. Эти

Теоретическая и экспериментальная психология • 2015 • Т. 8 • № 4 • С. 103-114 103

общие категории полезны для исследования норм проявления тех или иных эмоционально-поведенческих проблем в процессе развития и идентификации групп риска [13]. Исследование проблем экстернализации и интернализации чаще всего происходит при помощи психологических тестов, результаты которых являются количественными и укладываются на непрерывную шкалу [8]. Количественный подход к оценке эмоционально-поведенческих проблем заключается в установлении степени выраженности у испытуемого тех или иных симптомов или проблемного поведения. Примером этого подхода являются методики T. Achenbach, пользующиеся огромной популярностью в современной психологии [7].

Помимо количественного подхода к измерению эмоционально-поведенческих проблем, в психиатрии и клинической психологии используют качественные методы, оперируя терминами психопатологии или психических расстройств. Для установления соответствия или несоответствия психического состояния испытуемого набору диагностических категорий применяется стандартизированное интервью [10]. Ярким примером этого подхода является Международная классификация болезней [11]. Подходы успешно дополняют друг друга, обогащая сведения об испытуемых [12].

Как и черты темперамента, эмоциональные и поведенческие проблемы обладают высокой стабильностью. Под стабильностью понимается относительная устойчивость уровня латентного конструкта на фоне соответствующей подвыборки. Высокая стабильность была показана как для проблем экстернализации, так и интер-нализации [48]. В частности, многие дети с эмоционально-поведенческими проблемами в 2-3 года продолжают иметь проблемы в 7 лет [56] и в 10-11 лет [38].

Кроме того, эмоционально-поведенческие проблемы часто появляются в комбинации друг с другом [26]. Отмечено, что частота коморбидности синдромов существенно выше случайной [16], корреляция

баллов по шкалам экстернализации и ин-тернализации составляет 0,66-0,77 по данным разных исследований [33]. Учитывая высокую стабильность эмоционально-поведенческих проблем, о которой говорилось выше, неудивительно, что наличие комбинации синдромов значительно усугубляет ситуацию развития детей и подростков относительно их сверстников с единичными синдромами [9]. Психические расстройства проявляются на фоне уже имевшихся эмоционально-поведенческих проблем [26], но наличие эмоционально-поведенческих проблем не гарантирует психопатологию. Интересно, что комор-бидные психические расстройства могут создавать общую феноменологию, отличную от простой суммы их симптомов [18].

Таким образом, эмоционально-поведенческие проблемы часто встречаются в комбинации, обладают высокой стабильностью, осложняют развитие детей и могут приводить к психическим расстройствам.

Темперамент как предиктор эмоционально-поведенческих проблем

Большой вклад в разработку проблемы влияния темперамента на возникновение нарушений развития в детском возрасте внесли Thomas & Chess (1977) [53]. Они выделили три синдрома свойств, названных «легкий темперамент», «трудный темперамент» и «темперамент с длительным привыканием». Их идеи были развиты в психобиологическом подходе темперамента [46]. В рамках этой модели темперамент определяется как биологически обусловленные особенности реактивности и саморегуляции [44]. Исследования показывают, что как реактивные, так и регулятивные особенности темперамента вовлечены в образование эмоционально-поведенческих проблем у детей [19]; поэтому любой анализ связи темперамента и поведения не будет полным без учета реактивных и регулятивных черт темперамента.

Rothbart делает акцент на качественных изменениях темперамента в ходе онтогене-

за. Развитие темперамента происходит на основе изменения реактивных и саморегулятивных механизмов в процессе взросления. Данные механизмы формируют основу адаптации личности к окружающей среде, в том числе социальным нормам. Несбалансированное развитие этих механизмов может приводить к нарушениям в развитии. Однако для возникновения психических расстройств необходимо специфическое взаимодействие темперамента ребенка с его средой. Например, различные подходы к воспитанию могут оказать разные эффекты в зависимости от темперамента ребенка; они могут как смягчить расстройства, так и усилить их, вплоть до утраты имевшихся ранее адаптивных способностей. Кроме того, черты темперамента активно воздействуют на среду, например, через формирование определенного отношения к себе со стороны сверстников или родителей [3].

Как уже говорилось, ключевая особенность психобиологического подхода КоШЬаг! состоит в изменении структуры темперамента в процессе онтогенеза. Хотя некоторые черты темперамента возникают и исчезают, факторно-аналитические исследования позволяют выделить основные факторные шкалы, неизменные в процессе развития: негативный аффект, экстравер-сия/сургенсия, произвольный контроль и ориентировочная чувствительность [43, 45]. Факторная шкала негативного аффекта включает в себя проявления негативных эмоций, таких как страх, печаль и гнев. К экстраверсии/сургенсии относятся позитивные эмоции, связанные с социальным поведением, в частности, близости с другими людьми. Произвольный контроль определяется как продуманные и целенаправленные формы регуляции мышления и поведения. Произвольный контроль отражает в подходе КоШЬаг! регулятивные особенности темперамента, и его наличие всегда полезно для индивида. Однако некоторые исследователи отмечают, что в контексте психологических расстройств полезно также рассматривать еще один тип контроля: контроль реактив-

ности [37]. Контроль реактивности включает в себя более спонтанные, не всегда произвольные формы регуляции, релевантные в ситуациях аффекта [55]. Контроль реактивности не рассматривается как часть саморегуляции, в отличие от произвольного контроля [21]. Ориентировочная чувствительность проявляется в обнаружении или перцептивном осознании низко интенсивных воздействий окружающей среды [45].

Взаимосвязь темперамента и эмоционально-поведенческих проблем

Многие исследователи связывают темперамент с эмоциональными и поведенческими проблемами в детстве и подростковом возрасте [51, 54]. Черты темперамента часто рассматриваются как факторы риска в возникновении эмоционально-поведенческих проблем [40]. Вероятно, первой моделью, связывающей темперамент и психопатологию, была модель темперамента Гиппократа [35]. В ней темперамент человека определялся преобладанием в организме одной из четырех жидкостей («жизненных соков»): желтой желчи, крови, лимфы и черной желчи. Дисбаланс этих жидкостей мог негативно сказаться на физическом и психическом здоровье человека. Несмотря на то, что такая модель устарела, идея баланса находит отклик и в современной науке. К примеру, контроль реактивности имеет нелинейное соотношение с различными видами психопатологии: как завышенный (оуегсои1;го1), так и заниженный контроль реактивности могут привести к развитию эмоционально-поведенческих проблем [37].

Накоплено большое количество свидетельств взаимосвязи различных черт темперамента с разными типами эмоционально-поведенческих проблем и психопатологии у детей и подростков. Эти взаимосвязи особенно критичны в детстве, когда пониженная способность к социальной адаптации может усугубить проявляющиеся симптомы эмоционально-поведенческих проблем и привести впоследствии к более серьезным расстройствам [15].

В исследованиях была показана связь низкого произвольного контроля и высокого негативного аффекта с обоими комплексами эмоционально-поведенческих проблем [25]. Низкий произвольный контроль также связан с проблемами внимания [36]. С другой стороны, дети с высоким уровнем произвольного контроля имеют меньше проблем интернализации и в особенности мало проблем экстернализации [22]. Негативный аффект имеет высокую положительную связь с проблемами интернализа-ции [39] и среднюю положительную связь с проблемами экстернализации [58]. Наконец, низкий произвольный контроль в комбинации с высоким негативным аффектом предсказывают возникновение проблем экстернализации, вплоть до расстройства социального поведения (defiant behavior disorder) [39].

Экстраверсия/сургенсия негативно связана с проблемами интернализации [57]. В исследованиях связи сургенсии и экстер-нализации была показана как высокая [24], так и умеренная связь [41]. Высокая экстра-версия/сургенсия и контроль реактивности связаны с гиперактивностью и импульсивностью как элементами синдрома дефицита внимания и гиперактивности [36].

Близнецовые исследования взаимосвязи черт темперамента и эмоционально-поведенческих проблем

Изучение природы индивидуальных различий любого фенотипа: темперамента, симптомов эмоционально-поведенческих проблем или их взаимосвязи, проводится в рамках генетики поведения. Близнецовый метод позволяет разделить дисперсию фенотипа на генетические и средовые компоненты на основе сравнения выраженности фенотипов в парах монозиготных и дизиготных близнецов [42]. В приложение к предмету нашей работы это позволит ответить на вопрос, в какой степени взаимосвязь черт темперамента и эмоционально-поведенческих проблем обусловлена наследственностью, а какая - средой.

Вклады генетических и средовых факторов в индивидуальные различия темперамента и поведенческих проблем по отдельности уже хорошо исследованы. Вклад генетических факторов в проблемы интернализации и экстернализации отличается от исследования к исследованию и составляет от 12 до 72% [28]. Вероятно, это связано с возрастными различиями между выборками [2]. В недавно опубликованном исследовании этиологии эмоционально-поведенческих проблем, в котором оценка проводилась родителями, учителями и самими близнецами, наследуемость эмоционально-поведенческих проблем составила от 34 до 42% [17]. В целом наследуемость эмоционально-поведенческих проблем составляет около 50% [2, 5]. Нужно учитывать, что генетические и средовые факторы имеют сложное взаимодействие и могут влиять друг на друга. Например, негативные средо-вые факторы, такие как близость с девиант-ными сверстниками, могут увеличить вклад генетических факторов в экстернализацию [31]. Наоборот, внимание со стороны родителей или интолерантность к агрессивному поведению понижают вклад генетических факторов в развитие проблем экстернали-зации [14].

Природа индивидуальных различий темперамента тоже хорошо изучена в генетике поведения [3]. В различных исследованиях вклад генетических эффектов в изменчивость темперамента составляет 20-60% [29]. Вклад общих средовых факторов очень низок [4]. Отметим, что для некоторых черт темперамента, например, экстраверсии, корреляции между фенотипами монозиготных близнецов более чем вдвое выше, чем у ди-зиготных, что указывает на наличие неаддитивных генетических эффектов [20].

Подытоживая исследования темперамента и поведенческих проблем в генетике поведения, приведем популярное мнение о том, что индивидуальные различия большинства черт личности генетически обусловлены примерно на 50% [32]. Это мнение хорошо отражает современный консенсус относительно

наследуемости черт личности, хотя, как пишут Krueger et al., не всегда корректно.

Несмотря на глубокую проработанность в генетике поведения вопроса о природе индивидуальных различий темперамента и эмоционально-поведенческих проблем по отдельности, исследования природы взаимосвязи этих двух фенотипов у подростков очень редки.

В первой попытке измерить генетические и средовые компоненты взаимосвязи темперамента и эмоционально-поведенческих проблем Орпе & Stevenson (1997) [27] провели близнецовое лонгитюдное исследование норвежских близнецов. Они пришли к заключению, что одни и те же генетические факторы вовлечены в связь уровня негативного аффекта с экстернализацией (агрессивным поведением) и проблемами внимания в возрасте 7-12 лет и 2 года спустя.

Следующее исследование в этой области было проведено на выборке детей в возрасте от 1 до 3 лет и во многом повторило результаты врпе & Stevenson. В нем Schmitz et al. (1999) [49] показали, что взаимодействие негативного аффекта и проблем экс-тернализации у младенцев предсказывает уровень проблем экстернализации в 3 года и объясняется общими генетическими факторами. Аналогичную закономерность они обнаружили для негативного аффекта и проблем интернализации.

В лонгитюдном исследовании страха и тревожности у детей от 5 до 10 лет Goldsmith & Lemery (2000) [30] показали, что связь страха (измеренного как черта темперамента, входящего в фактор негативного аффекта) и тревожности (компонент проблем ин-тернализации) объясняется генетическими факторами. При этом связь страха и сепара-ционной тревожности объяснялась в основном общими средовыми факторами.

В исследовании связи негативного аффекта и эмоционально поведенческих проблем Schmitz & Saudino были получены несколько противоречивые результаты (цит. по: [34]). В данном исследовании эмоционально-поведенческие проблемы были изме-

рены отдельно учителями и матерями детей. Взаимосвязь негативного аффекта с проблемами интернализациии и экстернализации объяснялась в основном индивидуальными средовыми факторами, когда оценка указанных фенотипов проводилась матерями. При этом тот же анализ на результатах учительской оценки продемонстрировал, что взаимосвязь объяснялась в основном генетическими факторами.

Все упомянутые исследования учитывали только реактивные черты темперамента. Однако, как обсуждалось выше, в образовании эмоционально-поведенческих проблем участвуют также и регулятивные черты. Единственное на данный момент исследование связи регулятивных черт темперамента и симптомов эмоционально-поведенческих проблем было проведено K. Lemery-Chalfant, L. Doelger & H.H. Goldsmith (2008) [34]. Задачей авторов было изучить этиологию произвольного контроля и эмоционально-поведенческих проблем у детей. В исследовании приняли участие 563 пары близнецов в возрасте около 8 лет, и примерно половина этой выборки также участвовала в предварительном исследовании в 5 лет, что позволило провести лонгитюдный анализ на части данных. Уровень произвольного контроля в 5 лет предсказывал оба вида эмоционально-поведенческих проблем в 8 лет, а их ко-вариация имела генетический компонент. Аналогичный результат был получен для текущей связи произвольного контроля и эмоционально-поведенческих проблем в 8 лет. Вероятно, взаимосвязь произвольного контроля и проблем экстернализации довольно прямолинейна, так как импульсивное и агрессивное поведение противоположно планомерному поведению, обеспечиваемому произвольным контролем. С другой стороны, связь произвольного контроля с проблемами интернализации не так очевидна. Возможно, она связана с пониженной способностью контролировать негативные эмоции, такие как страх и печаль [50]. Есть также предположение о третьем факторе, выступающем медиатором в их связи, таким

как устойчивость (resiliency, [23]). Как говорилось выше, произвольный контроль имеет более высокие фенотипические корреляции с проблемами экстернализации, чем интер-нализации, и это нашло отражение в результатах K. Lemery-Chalfant et al. В их моделях стандартизированная факторная нагрузка общего генетического фактора на проблемы экстернализации составляет 0,33, а интерна-лизации - 0,09, при том, что его нагрузка на произвольный контроль почти одинакова в обеих моделях: 0,54 и 0,51, соответственно.

Отметим, что в перечисленных исследованиях из-за скромных размеров выборок статистическая мощность многомерного близнецового анализа оказывалась зачастую недостаточна для получения статистически значимых (отличных от нуля с 95% вероятностью) коэффициентов для генетических и средовых факторов. Тем не менее в случае с исследованиями реактивных особенностей темперамента три указанных работы воспроизводят результаты друг друга. Это говорит в пользу валидности общего вывода о том, что связь черт темперамента, входящих в фактор негативного аффекта, с эмоционально-поведенческими проблемами обусловлена генетически. Судя по результатам K. Lemery-Chalfant, L. Doelger & H.H. Goldsmith, аналогичный вывод можно сделать и о связи произвольного контроля с эмоционально-поведенческими проблемами. Однако нужно иметь в виду, что на данный момент исследований в этой области очень мало. Несмотря на то, что этиология темперамента и проблемного поведения по отдельности хорошо изучена, того же нельзя сказать об их взаимосвязях. Все перечисленные выводы требуют репликации, прежде чем они могут считаться надежными. Также совершенно не изученной остается природа связи с эмоционально-поведенческими проблемами экстраверсии/сургенсии и контроля реактивности.

Заключение

Эмоционально-поведенческие проблемы представляют собой серьезное препят-

ствие для развития детей и подростков. Они устойчивы во времени и могут предшествовать психическим расстройствам. Индивидуальные различия в проявлении эмоционально-поведенческих проблем обусловлены генетическими факторами примерно на 50%. Темперамент часто рассматривается как предиктор эмоционально-поведенческих проблем, и черты темперамента тоже обладают высокой наследуемостью.

Проведенный нами анализ свидетельствует о недостатке исследований природы взаимосвязи черт темперамента и эмоционально-поведенческих проблем. В то время как их взаимосвязь хорошо изучена на уровне фенотипических корреляций, природа этой взаимосвязи гораздо реже становится предметом анализа. Известно, что произвольный контроль имеет обратную линейную связь с обоими видами эмоционально-поведенческих проблем. Данная связь обусловлена общими генетическими факторами, и она немного слабее как по размеру корреляции, так и вкладу генетических факторов для проблем интернализации. Негативный аффект положительно связан с эмоционально-поведенческими проблемами, и эта связь тоже обусловлена генетическими факторами. Последний результат получен разными исследователями на нескольких различных по возрасту группах детей и подростков. Другие факторные шкалы (контроль реактивности, экстраверсия/сургенсия) до сих пор не получили внимания в генетике поведения, хотя они тоже имеют высокие фенотипические корреляции с эмоционально-поведенческими проблемами.

В настоящей работе мы обратили внимание на то, что значительная часть ковариа-ции черт темперамента и эмоционально-поведенческих проблем обусловлена генетическими факторами. Это значит, что есть набор генов, которые влияют сразу на тот и другой фенотип. Такие результаты позволяют взглянуть вглубь процессов адаптации человека к окружающей среде и сделать новые выводы о том, как они организованы. Близнецовые исследования часто выполняют эксплоратор-

ную роль по отношению к последующим мо-лекулярно-генетическим исследованиям, которые дадут возможность установить, какие конкретно гены участвуют во взаимосвязи темперамента и поведенческих проблем и какими биологическими фенотипами они также управляют. Однако до перехода к молекулярной генетике требуется подтвердить и дополнить немногочисленные имеющиеся на сегодняшний день данные.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-06-10724.

Литература

1. Ахметова О.А., Слободская Е.Р., Кузнецова В.Б., Риппинен Т.О. Связь импульсивности и стремления к вознаграждению с употре-юлением психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии. - 2014. - T. 4.

- C. 81-89.

2. Гиндина Е.Д., Малых С.Б., Лобаскова М.М. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста // Психологический журнал. - 2006. - T. 27(5). - C. 60-74.

3. Лобаскова М.М., Гиндина Е.Д., Малых С.Б. Природа индивидуальных различий темперамента в подростковом возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2010. - T. 3(3). - C. 19-27.

4. Новгородова Ю.О., Мухордова О.Е., Сивакова

B.Г., Лобаскова М.М., Барский Ф.И., Малых

C.Б. Генетические и средовые факторы в формировании индивидуальных особенностей темперамента у детей младшего школьного возраста // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2010. - T. 3(4). - C. 5-19.

5. Сивакова В.Г., Гиндина Е.Д., Мухордова О.Е., Лобаскова М.М., Барский Ф.И., Сабирова Е.З., Малых С.Б. Природа поведенческих и эмоциональных проблем у детей 7-12 лет по учительским оценкам // Теоретическая и экспериментальная психология.

- 2011. - T. 4(1). - C. 15-28.

6. Achenbach T.M. The classification of children's psychiatric symptoms: a factor-analytic study // Psychological Monographs: general and applied. - 1966. - Vol. 80(7). - P. 1.

7. Achenbach T.M. Integrative guide for the 1991 CBCL/4-18, YSR, and TRF profiles / Depart-

ment of Psychiatry, University of Vermont, 1991.

8. Achenbach T.M. What is normal? What is abnormal? Developmental perspectives on behavioral and emotional problems / In: S.S. Lu-thar, J. Burack, D. Cicchetti, & J. Weisz (Eds.). Developmental psychopathology: Perspectives on risk and disorder. - New York: Cambridge University Press, 1997. - P. 93-114.

9. Agnes Brunnekreef J., De Sonneville L.M., Althaus M., Minderaa R.B., Oldehinkel A.J., Verhulst F.C., Ormel J. Information processing profiles of internalizing and externalizing behavior problems: Evidence from a population-based sample of preadolescents // Journal of Child Psychology and Psychiatry. - 2007. - Vol. 48(2). - P. 185-193.

10. Angold A. Diagnostic interviews with parents and children // Child and Adolescent Psychiatry. - 2002. - P. 32-51.

11. APA: American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual-text revision (DSM-IV-TRim, 2000). - 2000.

12. Bastiaansen D., Koot H.M., Ferdinand R.F., Verhulst F.C. Quality of life in children with psychiatric disorders: self-, parent, and clinician report // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. - 2004.

- Vol. 43(2). - P. 221-230.

13. Bongers I.L., Koot H.M., Van der Ende J., Verhulst F.C. The normative development of child and adolescent problem behavior // Journal of Abnormal Psychology. - 2003. -Vol. 112(2). - P. 179.

14. Burt S., Klump K. Parent-child conflict as an eti-ological moderator of childhood conduct problems: an example of a «bioecological» gene-environment interaction // Psychological Medicine.

- 2014. - Vol. 44(5). - P. 1065-1076.

15. Capaldi D.M. Co-occurrence of conduct problems and depressive symptoms in early adolescent boys: I. Familial factors and general adjustment at Grade 6 // Development and Psycho-pathology. - 1991. - Vol. 3(3). - P. 277-300.

16. Caron C., Rutter M. Comorbidity in child psy-chopathology: Concepts, issues, and research strategies // Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development. - 1993. - P. 467485.

17. Chen J., Yu J., Zhang J., Li X., McGue M. Investigating genetic and environmental contributions to adolescent externalizing behavior in a collectivistic culture: a multi-informant twin

r.M. BacMH, M.M. ^06acK0Ba

study // Psychological Medicine. - 2015. - Vol. 45(9). - P. 1989-1997.

18. Clark L.A. Temperament as a unifying basis for personality and psychopathology // J. of Abnormal Psychology. - 2005. - Vol. 114(4). - P. 505.

19. De Pauw S.S., Mervielde I. Temperament, personality and developmental psychopathology: A review based on the conceptual dimensions underlying childhood traits // Child Psychiatry & Human Development. - 2010. - Vol. 41(3). - P. 313-329.

20. Eaves L.J., Eysenck H.J., Martin N.G. Genes, culture and personality: An empirical approach. - Academic Press, 1989.

21. Eisenberg N., Morris A.S. Children's emotion-related regulation. - 2002.

22. Eisenberg N., Spinrad T.L., Eggum N.D. Emotion-related self-regulation and its relation to children's maladjustment // Annual Review of Clinical Psychology. - 2010. - Vol. 6. - P. 495.

23. Eisenberg N., Spinrad T.L., Fabes R.A., et al. The relations of effortful control and impulsivity to children's resiliency and adjustment // Child Development. - 2004. - Vol. 75(1). - P. 25-46.

24. Fischer S., Smith G.T. Deliberation affects risk taking beyond sensation seeking // Personality and Individual Differences. - 2004. - Vol. 36(3). - P. 527-537.

25. Gartstein M.A., Putnam S.P., Rothbart M.K. Etiology of preschool behavior problems: Contributions of temperament attributes in early childhood // Infant Mental Health Journal. - 2012. - Vol. 33(2). - P. 197-211.

26. Gilliom M., Shaw D.S. Codevelopment of externalizing and internalizing problems in early childhood // Development and Psychopathol-ogy. - 2004. - Vol. 16(2). - P. 313-333.

27. Gjone H., Stevenson J. A longitudinal twin study of temperament and behavior problems: common genetic or environmental influences? // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. - 1997. - Vol. 36(10). - P. 1448-1456.

28. Gjone H., Stevenson J., Sundet J.M., Eilertsen D.E. Changes in heritability across increasing levels of behavior problems in young twins // Behavior Genetics. - 1996. - Vol. 26(4). - P. 419-426.

29. Goldsmith H.H., Buss K.A., Lemery K.S. Toddler and childhood temperament: expanded content, stronger genetic evidence, new evidence for the importance of environment // Developmental Psychology. - 1997. - Vol. 33(6). - P. 891.

30. Goldsmith H.H., Lemery K.S. Linking temperamental fearfulness and anxiety symptoms: A behavior-genetic perspective // Biological Psychiatry. - 2000. - Vol. 48(12). - P. 1199-1209.

31. Krueger R.F., Hicks B.M., Patrick C.J., Carlson S.R., Iacono W.G., McGue M. Etiologic connections among substance dependence, antisocial behavior and personality: Modeling the externalizing spectrum // Journal of Abnormal Psychology. - 2002. - Vol. 111(3). - P. 411.

32. Krueger R.F., South S., Johnson W., Iacono W. The heritability of personality is not always 50%: Gene-environment interactions and correlations between personality and parenting // Journal of Personality. - 2008. - Vol. 76(6). - P. 1485-1522.

33. Lahey B.B., Rathouz P.J., Van Hulle C., et al. Testing structural models of DSM-IV symptoms of common forms of child and adolescent psychopathology // Journal of Abnormal Child Psychology. - 2008. - Vol. 36(2). - P. 187-206.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Lemery-Chalfant K., Doelger L., Goldsmith H.H. Genetic relations between effortful and atten-tional control and symptoms of psychopatholo-gy in middle childhood // Infant and Child Development. - 2008. - Vol. 17(4). - P. 365-385.

35. Maher B.A., Maher W.B. Personality and psychopathology: A historical perspective. -American Psychological Association, 1994. -Vol. 1.

36. Martel M.M., Nigg J.T. Child ADHD and personality/temperament traits of reactive and effortful control, resiliency, and emotionality // Journal of Child Psychology and Psychiatry. -2006. - Vol. 47(11). - P. 1175-1183.

37. Martel M.M., Nigg J.T., Wong M.M., et al. Childhood and adolescent resiliency, regulation, and executive functioning in relation to adolescent problems and competence in a high-risk sample // Development and Psychopathology. - 2007. - Vol. 19(2). - P. 541-563.

38. Mesman J., Koot H.M. Early preschool predictors of preadolescent internalizing and externalizing DSM-IV diagnoses // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. - 2001. - Vol. 40(9). - P. 1029-1036.

39. Muris P., Ollendick T.H. The role of temperament in the etiology of child psychopathology // Clinical Child and Family Psychology Review. - 2005. - Vol. 8(4). - P. 271-289.

40. Patterson G.R., Capaldi D., Bank L. An early starter model for predicting delinquency / An earlier draft of this chapter was presented at

the Earlscourt Conference on Childhood Aggression, Toronto, Canada, Jun. 1988. - Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1991.

41. Pitzer M., Esser G., Schmidt M.H., Laucht M. Temperament in the developmental course: a longitudinal comparison of New York Longitudinal Study-derived dimensions with the Junior Temperament and Character Inventory // Comprehensive Psychiatry. - 2007. - Vol. 48(6). - P. 572-582.

42. Rijsdijk F.V., Sham P.C. Analytic approaches to twin data using structural equation models // Briefings in Bioinformatics. - 2002. - Vol. 3(2). - P. 119-133.

43. Rothbart M.K. Temperament in childhood: A framework / Temperament in Childhood. - 1989.

44. Rothbart M.K., Ahadi S.A. Temperament and the development of personality // Journal of Abnormal Psychology. - 1994. - Vol. 103(1). - P. 55.

45. Rothbart M.K., Ahadi S.A., Evans D.E. Temperament and personality: origins and outcomes // Journal of Personality and Social Psychology. - 2000. - Vol. 78(1). - P. 122.

46. Rothbart M.K., Derryberry D. Development of individual differences in temperament // Advances in Developmental Psychology. - 1981.

47. Rutter M., Quinton D. Parental psychiatric disorder: Effects on children // Psychological medicine. - 1984. - Vol. 14(4). - P. 853-880.

48. Sanson A., Pedlow R., Cann W., Prior M., Oberklaid F. Shyness ratings: Stability and correlates in early childhood // International Journal of Behavioral Development. - 1996. -Vol. 19(4). - P. 705-724.

49. Schmitz S., Fulker D.W., Plomin R., Zahn-Wax-ler C., Emde R.N., DeFries J.C. Temperament and problem behaviour during early childhood // International Journal of Behavioral Development. - 1999. - Vol. 23(2). - P. 333-355.

50. Shoda Y., Mischel W., Peake P.K. Predicting adolescent cognitive and self-regulatory competencies from preschool delay of gratification: Identifying diagnostic conditions // Developmental Psychology. - 1990. - Vol. 26(6). - P. 978.

51. Soller B., Jackson A.L., Browning C.R. Legal cynicism and parental appraisals of adolescent violence // British Journal of Criminology. -2014. - P. azu027.

52. Thomas A. Temperament and behavior disorders in children. - 1968.

53. Thomas A., Chess S. Temperament and development. - Brunner/Mazel, 1977.

54. Thompson S.F., Zalewski M., Lengua L.J. Appraisal and coping styles account for the effects of temperament on pre-adolescent adjustment // Australian Journal of Psychology.

- 2014. - Vol. 66(2). - P. 122-129.

55. Valiente C., Eisenberg N., Smith C.L., et al. The relations of effortful control and reactive control to children's externalizing problems: A longitudinal assessment // Journal of Personality.

- 2003. - Vol. 71(6). - P. 1171-1196.

56. Van der Valk J., van den Oord E.J., Verhulst F., Boomsma D. Using shared and unique parental views to study the etiology of 7-year-old twins' internalizing and externalizing problems // Behavior Genetics. - 2003. - Vol. 33(4). - P. 409-420.

57. Watson D., Gamez W., Simms L.J. Basic dimensions of temperament and their relation to anxiety and depression: A symptom-based perspective // Journal of Research in Personality. - 2005. - Vol. 39(1). - P. 46-66.

58. Zhou Q., Main A., Wang Y. The relations of temperamental effortful control and anger/ frustration to Chinese children's academic achievement and social adjustment: A longitudinal study // Journal of Educational Psychology. - 2010. - Vol. 102(1). - P. 180-196.

References

1. Akhmetova OA., Slobodskaya YeR, Kuznetso-va VB., Rippinen TO. Svyaz' impul'sivnosti i stremleniya k voznagrazhdeniyu s upotre-yuleniyem psikhoaktivnykh veshchestv po-drostkami. Voprosy narkologii 2014; 4:81-89 (in Russian).

2. Gindina YeD, Malykh SB, Lobaskova MM. Geneticheskiye i sredovyye faktory pove-dencheskikh i emotsional'nykh trudnostey u bliznetsov podrostkovogo vozrasta. Psik-hologicheskiy zhurnal 2006; 27(5):60-74 (in Russian).

3. Lobaskova MM, Gindina YeD, Malykh SB. Priroda individual'nykh razlichiy tempera-menta v podrostkovom vozraste. Teoretich-eskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2010; 3(3):19-27(in Russian).

4. Novgorodova YuO, Mukhordova OYe, Siv-akova VG, Lobaskova MM, Barskiy FI, Malykh SB. Geneticheskiye i sredovyye faktory v formirovanii individual'nykh osobennostey temperamenta u detey mladshego shkol'nogo

vozrasta. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2010; 3(4):5-19. (in Russian)

5. Sivakova VG, Gindina YeD, Mukhordova OY, Lobaskova MM, Barskiy FI, Sabirova YeZ, Malykh SB. Priroda povedencheskikh i emotsional'nykh problem u detey 7-12 let po uchitel'skim otsenkam. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya 2011; 4(1):15-28(in Russian).

6. Achenbach TM. The classification of children's psychiatric symptoms: a factor-analytic study. Psychological Monographs: general and applied 1966; 80(7):1.

7. Achenbach TM. Integrative guide for the 1991 CBCL/4-18, YSR, and TRF profiles. Department of Psychiatry, University of Vermont, 1991.

8. Achenbach TM. What is normal? What is abnormal? Developmental perspectives on behavioral and emotional problems. In SS Lu-thar, J Burack, D Cicchetti, & J Weisz (Eds.). Developmental psychopathology: Perspectives on risk and disorder. New York: Cambridge University Press 1997: 93-114.

9. Agnes Brunnekreef J, De Sonneville LM, Althaus M, Minderaa RB, Oldehinkel AJ, Ver-hulst FC, Ormel J. Information processing profiles of internalizing and externalizing behavior problems: Evidence from a population-based sample of preadolescents. Journal of Child Psychology and Psychiatry 2007; 48(2):185-193.

10. Angold A. Diagnostic interviews with parents and children. Child and Adolescent Psychiatry 2002: 32-51.

11. APA: American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual-text revision (DSM-IV-TRim, 2000) 2000.

12. Bastiaansen D, Koot HM, Ferdinand RF, Verhulst FC. Quality of life in children with psychiatric disorders: self-, parent, and clinician report. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry 2004; 43(2):221-230.

13. Bongers IL, Koot HM, Van der Ende J, Ver-hulst FC. The normative development of child and adolescent problem behavior. Journal of Abnormal Psychology 2003; 112(2):179.

14. Burt S, Klump K. Parent-child conflict as an etiological moderator of childhood conduct problems: an example of a «bioecological» gene-environment interaction. Psychological Medicine 2014; 44(5):1065-1076.

15. Capaldi DM. Co-occurrence of conduct problems and depressive symptoms in early adolescent boys: I. Familial factors and general adjustment at Grade 6. Development and Psychopathology 1991; 3(3):277-300.

16. Caron C, Rutter M. Comorbidity in child psy-chopathology: Concepts, issues, and research strategies. Annual Progress in Child Psychiatry and Child Development 1993: 467-485.

17. Chen J, Yu J, Zhang J, Li X, McGue M. Investigating genetic and environmental contributions to adolescent externalizing behavior in a collectivistic culture: a multi-informant twin study. Psychological Medicine 2015; 45(9):1989-1997.

18. Clark LA. Temperament as a unifying basis for personality and psychopathology. J of Abnormal Psychology 2005; 114(4):505.

19. De Pauw SS, Mervielde I. Temperament, personality and developmental psychopathology: A review based on the conceptual dimensions underlying childhood traits. Child Psychiatry & Human Development 2010; 41(3):313-329.

20. Eaves LJ, Eysenck HJ, Martin NG. Genes, culture and personality: An empirical approach. Academic Press, 1989.

21. Eisenberg N, Morris AS. Children's emotion-related regulation 2002.

22. Eisenberg N, Spinrad TL, Eggum ND. Emotion-related self-regulation and its relation to children's maladjustment. Annual Review of Clinical Psychology 2010; 6:495.

23. Eisenberg N, Spinrad TL, Fabes RA, et al. The relations of effortful control and impulsivity to children's resiliency and adjustment. Child Development 2004; 75(1):25-46.

24. Fischer S, Smith GT. Deliberation affects risk taking beyond sensation seeking. Personality and Individual Differences 2004; 36(3):527-537.

25. Gartstein MA, Putnam SP, Rothbart MK. Etiology of preschool behavior problems: Contributions of temperament attributes in early childhood. Infant Mental Health Journal 2012; 33(2):197-211.

26. Gilliom M, Shaw DS. Codevelopment of externalizing and internalizing problems in early childhood. Development and Psychopatholo-gy 2004; 16(2):313-333.

27. Gjone H, Stevenson J. A longitudinal twin study of temperament and behavior problems: common genetic or environmental influences?

Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry 1997; 36(10):1448-1456.

28. Gjone H, Stevenson J, Sundet JM, Eilertsen DE. Changes in heritability across increasing levels of behavior problems in young twins. Behavior Genetics 1996; 26(4):419-426.

29. Goldsmith HH, Buss KA, Lemery KS. Toddler and childhood temperament: expanded content, stronger genetic evidence, new evidence for the importance of environment. Developmental Psychology 1997; 33(6):891.

30. Goldsmith HH, Lemery KS. Linking temperamental fearfulness and anxiety symptoms: A behavior-genetic perspective. Biological Psychiatry 2000; 48(12):1199-1209.

31. Krueger RF, Hicks BM, Patrick CJ, Carlson SR, Iacono WG, McGue M. Etiologic connections among substance dependence, antisocial behavior and personality: Modeling the externalizing spectrum. Journal of Abnormal Psychology 2002; 111(3):411.

32. Krueger RF, South S, Johnson W, Iacono W. The heritability of personality is not always 50%: Gene-environment interactions and correlations between personality and parenting. Journal of Personality 2008; 76(6):1485-1522.

33. Lahey BB, Rathouz PJ, Van Hulle C, et al. Testing structural models of DSM-IV symptoms of common forms of child and adolescent psychopathology. Journal of Abnormal Child Psychology 2008; 36(2):187-206.

34. Lemery-Chalfant K, Doelger L, Goldsmith HH. Genetic relations between effortful and attentional control and symptoms of psycho-pathology in middle childhood. Infant and Child Development 2008; 17(4):365-385.

35. Maher BA, Maher WB. Personality and psy-chopathology: A historical perspective. American Psychological Association, 1994; 1.

36. Martel MM, Nigg JT. Child ADHD and personality/temperament traits of reactive and effortful control, resiliency, and emotionality. Journal of Child Psychology and Psychiatry 2006; 47(11):1175-1183.

37. Martel MM, Nigg JT, Wong MM., et al. Childhood and adolescent resiliency, regulation, and executive functioning in relation to adolescent problems and competence in a high-risk sample. Development and Psychopathol-ogy 2007; 19(2):541-563.

38. Mesman J, Koot HM. Early preschool predictors of preadolescent internalizing and externalizing DSM-IV diagnoses. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry 2001; 40(9):1029-1036.

39. Muris P, Ollendick TH. The role of temperament in the etiology of child psychopathology. Clinical Child and Family Psychology Review 2005; 8(4):271-289.

40. Patterson GR, Capaldi D, Bank L. An early starter model for predicting delinquency. An earlier draft of this chapter was presented at the Earlscourt Conference on Childhood Aggression, Toronto, Canada, Jun 1988. Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1991.

41. Pitzer M, Esser G, Schmidt MH, Laucht M. Temperament in the developmental course: a longitudinal comparison of New York Longitudinal Study-derived dimensions with the Junior Temperament and Character Inventory. Comprehensive Psychiatry 2007; 48(6):572-582.

42. Rijsdijk FV, Sham PC. Analytic approaches to twin data using structural equation models. Briefings in Bioinformatics 2002; 3(2): 119133.

43. Rothbart MK. Temperament in childhood: A framework. Temperament in Childhood 1989.

44. Rothbart MK, Ahadi SA. Temperament and the development of personality. Journal of Abnormal Psychology 1994; 103(1):55.

45. Rothbart MK, Ahadi SA, Evans DE. Temperament and personality: origins and outcomes. Journal of Personality and Social Psychology 2000; 78(1):122.

46. Rothbart MK, Derryberry D. Development of individual differences in temperament. Advances in Developmental Psychology 1981.

47. Rutter M, Quinton D. Parental psychiatric disorder: Effects on children. Psychological medicine 1984; 14(4):853-880.

48. Sanson A, Pedlow R, Cann W, Prior M, Oberklaid F. Shyness ratings: Stability and correlates in early childhood. International Journal of Behavioral Development 1996; 19(4):705-724.

49. Schmitz S, Fulker DW, Plomin R, Zahn-Wax-ler C, Emde RN, DeFries JC. Temperament and problem behaviour during early childhood. International Journal of Behavioral Development 1999; 23(2):333-355.

50. Shoda Y, Mischel W, Peake PK. Predicting adolescent cognitive and self-regulatory competencies from preschool delay of gratification: Identifying diagnostic conditions. Developmental Psychology 1990; 26(6):978.

51. Soller B, Jackson AL, Browning CR. Legal cynicism and parental appraisals of adolescent violence. British Journal of Criminology 2014:azu027.

52. Thomas A. Temperament and behavior disorders in children 1968.

53. Thomas A, Chess S. Temperament and development. Brunner/Mazel, 1977.

54. Thompson SF, Zalewski M, Lengua LJ. Appraisal and coping styles account for the effects of temperament on pre-adolescent adjustment. Australian Journal of Psychology 2014; 66(2):122-129.

55. Valiente C, Eisenberg N, Smith CL, et al. The relations of effortful control and reactive con-

trol to children's externalizing problems: A longitudinal assessment. Journal of Personality 2003; 71(6):1171-1196.

56. Van der Valk J, van den Oord EJ, Verhulst F, Boomsma D. Using shared and unique parental views to study the etiology of 7-year-old twins' internalizing and externalizing problems. Behavior Genetics 2003; 33(4):409-420.

57. Watson D, Gamez W, Simms LJ. Basic dimensions of temperament and their relation to anxiety and depression: A symptom-based perspective. Journal of Research in Personality 2005; 39(1):46-66.

58. Zhou Q, Main A, Wang Y. The relations of temperamental effortful control and anger/ frustration to Chinese children's academic achievement and social adjustment: A longitudinal study. Journal of Educational Psychology 2010; 102(1):180-196.

THE NATURE OF THE RELATIONSHIP OF TEMPERAMENT WITH EMOTIONAL AND BEHAVIORAL PROBLEMS

G.M. VASIN1, M.M. LOBASKOVA1, 2

1 Psychological Institute RAE, Moscow;

2 Udmurt State University, Izhevsk

The relationship of temperament and behavioral problems is well understood, but the mechanisms of this connection are not fully known. The paper presents the results of the studies on the nature of the relationship between temperament and emotional and behavioral problems. The analysis was based on Rothbart's psychobiological approach to temperament. At this point, research found common genetic factors that explain the covariance of both reactive and regulatory traits of temperament with emotional and behavioral problems. The major problems in this field include disadvantages of large systematic research and replication of results.

Keywords: voluntary control, negative affect, emotional and behavioral problems.

Address:

Vasin Georgy, postgraduate student

age psychogenetic laboratory, Psychological Institute RAE

9-4 Mokhovaya str., Moscow, 125009, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.