Научная статья на тему 'Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка'

Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительские убеждения / структурированность / спонтанность / когнитивное развитие / социально-эмоциональное развитие / parental attitudes / structured environment / spontaneous activity / cognitive development / social-emotional development

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наталья Александровна Руднова, Дмитрий Сергеевич Корниенко, Маргарита Николаевна Гаврилова, Юлия Сергеевна Шведчикова

Актуальность. Современная психология родительства предлагает для изучения различные феномены — родительское отношение, родительские убеждения, установки и практики. Изучение родительских убеждений позволяет описать когнитивный компонент семейной среды, в которой развивается ребенок. Предыдущие исследования обнаружили значимую связь некоторых родительских установок с когнитивным и социальноэмоциональным развитием детей, однако они выполнены на зарубежных выборках, а их результаты неоднозначны. Цель. Выявить особенности связи родительских убеждений о роли структурированности, спонтанности и игровой деятельности, а также наличия противоречий в семье относительно особенностей воспитания с показателями когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка. Выборка. Основную выборку исследования составили 338 женщин в возрасте от 23 до 65 лет (М = 36,63; SD = 5,004) и их дети дошкольного возраста в возрасте от 53 до 81 месяца (М = 70,36, SD = 4,198), из них 48% — мальчики, 52% — девочки. Методы. Для выявления родительских убеждений был разработан ряд утверждений, которые можно сгруппировать в три блока: 1) организация жизни ребенка, 2) роль игровой деятельности, 3) воспитательная конфронтация в семье. Показатели когнитивного развития детей были выявлены при помощи Цветных прогрессивных матриц Дж. Равена и субтестов методики NEPSY-II, социально-эмоционального — при помощи методики «Тест на понимание эмоций». Результаты. Выявлено, что большинство родителей считают структурированную среду более значимой для благополучия ребенка. Кроме того, обнаружено, что наличие у родителей таких убеждений является позитивным предиктором показателей невербального интеллекта ребенка, при этом убеждения о значимой роли спонтанности оказываются предикторами менее выраженных показателей слухоречевой памяти и большего времени, которое необходимо ребенку для переключения с одного задания на другое. Связей родительских установок с социально-эмоциональным развитием детей не обнаружено. Выводы. Родительские убеждения могут играть существенную роль в развитии ребенка: убеждение в необходимости структурировать среду ребенка может приводить к позитивным эффектам для когнитивного развития ребенка и не влиять на социально-эмоциональное развитие, а убеждение в необходимости спонтанности скорее связано с более низкими показателями исполнительных функций у ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Наталья Александровна Руднова, Дмитрий Сергеевич Корниенко, Маргарита Николаевна Гаврилова, Юлия Сергеевна Шведчикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parental Beliefs as a Factor in the Cognitive and Socio-Emotional Development of the Child

Background. Modern psychology of parenting offers various phenomena for study, including parental relations, parental attitudes, and parenting practices. The study of parental attitudes enables us to describe the cognitive aspect of the family environment in which the child develops. Previous studies have found a significant association between parental attitudes and the cognitive and socio-emotional development of children. However, their results are ambiguous and require further clarification. Objectives. The aim of this study is to analyze the connection between parental attitudes regarding the necessity of structuring the environment or supporting the child’s spontaneous activity, and the indicators of the child’s cognitive and socio-emotional development. In addition, the study examines the presence of confrontation between parents regarding the characteristics of upbringing and fostering. Study Participants. The main sample of the study consisted of 338 people, specifically parents of preschool children, aged from 23 to 65 years (M = 36.63, SD = 5.004), and their children aged from 53 to 81 months (M = 70.36, SD = 4.198). Methods. We developed three groups of statements to identify parental attitudes: 1) statements about the organization of the child’s life; 2) statements about the role of play activities; 3) statements about confrontational attitudes within the family. Indicators of children’s cognitive development were identified using J. Raven’s Colored Progressive Matrices and subtests of the NEPSY-II method. Social-emotional features were identified with the “Test for Understanding Emotions”. Results. Most parents consider a structured environment to be more important for the well-being of their child. In addition, research has shown that attitudes towards the positive impact of a structured environment are a strong predictor of a child’s nonverbal intelligence. Similarly, attitudes towards the importance of spontaneous activity are predictors of auditory-verbal memory and the ability to switch tasks efficiently. Parental attitudes did not show any associations with the socio-emotional development of children. Conclusions. Parental attitudes play a significant role in child development. The belief in the need to structure the child’s environment may have positive effects on the child’s cognitive development. However, it does not affect social-emotional development. On the other hand, the belief in the need for spontaneous activity is more likely to be associated with lower levels of executive functioning in the child.

Текст научной работы на тему «Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка»

Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2024. Т. 47, N» 2. С. 134-152 Lomonosov psychology journal. 2024. Vol. 47, № 2. P. 134-152

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / EMPIRICAL STUDIES

Научная статья / Research Article https://doi.Org/10.l 1621/LPJ-24-18 УДК/UDC 159.9.07,159.922.8

Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка

H.A. Руднева1'2Н, Д.С. Корниенко1»2, М.Н. Гаврилова1'2, Ю.С. Шведчикова3

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация

2 Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация

3 Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Пермь, Российская Федерация

н [email protected] Резюме

Актуальность. Современная психология родительства предлагает для изучения различные феномены — родительское отношение, родительские убеждения, установки и практики. Изучение родительских убеждений позволяет описать когнитивный компонент семейной среды, в которой развивается ребенок. Предыдущие исследования обнаружили значимую связь некоторых родительских установок с когнитивным и социально-эмоциональным развитием детей, однако они выполнены на зарубежных выборках, а их результаты неоднозначны.

Цель. Выявить особенности связи родительских убеждений о роли структурированности, спонтанности и игровой деятельности, а также наличия противоречий в семье относительно особенностей воспитания с показателями когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка.

© Руднова, А.Н., Корниенко, Д.С., Гаврилова, М.Н., Шведчикова, Ю.С., 2024 134

Выборка. Основную выборку исследования составили 338 женщин в возрасте от 23 до 65 лет (М = 36,63; ББ = 5,004) и их дети дошкольного возраста в возрасте от 53 до 81 месяца (М = 70,36, ББ = 4,198), из них 48% — мальчики, 52% — девочки.

Методы. Для выявления родительских убеждений был разработан ряд утверждений, которые можно сгруппировать в три блока: 1) организация жизни ребенка, 2) роль игровой деятельности, 3) воспитательная конфронтация в семье. Показатели когнитивного развития детей были выявлены при помощи Цветных прогрессивных матриц Дж. Равена и субтестов методики ЫЕРБУ-П, социально-эмоционального — при помощи методики «Тест на понимание эмоций».

Результаты. Выявлено, что большинство родителей считают структурированную среду более значимой для благополучия ребенка. Кроме того, обнаружено, что наличие у родителей таких убеждений является позитивным предиктором показателей невербального интеллекта ребенка, при этом убеждения о значимой роли спонтанности оказываются предикторами менее выраженных показателей слухоречевой памяти и большего времени, которое необходимо ребенку для переключения с одного задания на другое. Связей родительских установок с социально-эмоциональным развитием детей не обнаружено.

Выводы. Родительские убеждения могут играть существенную роль в развитии ребенка: убеждение в необходимости структурировать среду ребенка может приводить к позитивным эффектам для когнитивного развития ребенка и не влиять на социально-эмоциональное развитие, а убеждение в необходимости спонтанности скорее связано с более низкими показателями исполнительных функций у ребенка.

Ключевые слова: родительские убеждения, структурированность, спонтанность, когнитивное развитие, социально-эмоциональное развитие

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), проект № 23-78-30005, тема проекта «Комплексное лонгитюдное исследование развития детей при переходе из детского сада в школу: ключевые факторы успешной адаптации».

Для цитирования: Руднова, А.Н., Корниенко, Д.С., Гаврилова, М.Н., Шведчикова, Ю.С. (2024). Родительские убеждения как фактор когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 47(2). С. 134-152. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-18

Parental Beliefs as a Factor in the Cognitive and Socio-Emotional Development of the Child

Natalia A. Rudnova1,Dmitry S. Kornienko1,2, Margarita N. Gavrilova1'2, Yulia S. Shvedchikova3

1 Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

2 Federal Scientific Centre for Psychological and Multidisciplinary Research, Moscow, Russian Federation

3 Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance, Perm, Russian Federation

H [email protected] Abstract

Background. Modern psychology of parenting offers various phenomena for study, including parental relations, parental attitudes, and parenting practices. The study of parental attitudes enables us to describe the cognitive aspect of the family environment in which the child develops. Previous studies have found a significant association between parental attitudes and the cognitive and socio-emo-tional development of children. However, their results are ambiguous and require further clarification.

Objectives. The aim of this study is to analyze the connection between parental attitudes regarding the necessity of structuring the environment or supporting the child's spontaneous activity, and the indicators of the child's cognitive and socio-emotional development. In addition, the study examines the presence of confrontation between parents regarding the characteristics of upbringing and fostering.

Study Participants. The main sample of the study consisted of 338 people, specifically parents of preschool children, aged from 23 to 65 years (M = 36.63, SD = 5.004), and their children aged from 53 to 81 months (M = 70.36, SD = 4.198). Methods. We developed three groups of statements to identify parental attitudes: 1) statements about the organization of the child's life; 2) statements about the role of play activities; 3) statements about confrontational attitudes within the family. Indicators of children's cognitive development were identified using J. Raven's Colored Progressive Matrices and subtests of the NEPSY-II method. Social-emo-tional features were identified with the "Test for Understanding Emotions". Results. Most parents consider a structured environment to be more important for the well-being of their child. In addition, research has shown that attitudes towards the positive impact of a structured environment are a strong predictor of a child's nonverbal intelligence. Similarly, attitudes towards the importance of spontaneous activity are predictors of auditory-verbal memory and the ability to

switch tasks efficiently. Parental attitudes did not show any associations with the socio-emotional development of children.

Conclusions. Parental attitudes play a significant role in child development. The belief in the need to structure the child's environment may have positive effects on the child's cognitive development. However, it does not affect social-emotional development. On the other hand, the belief in the need for spontaneous activity is more likely to be associated with lower levels of executive functioning in the child.

Keywords: parental attitudes, structured environment, spontaneous activity, cognitive development, social-emotional development

Funding. The study has been supported by Russian Science Foundation (RSF), project No. 23-78-30005 "A comprehensive longitudinal study of children's development during the transition from kindergarten to school: key factors for successful adaptation".

For citation: Rudnova, N.A., Kornienko, D.S., Gavrilova, M.N., Shved-chikova, Yu.S. (2024). Parental Beliefs as a Factor in the Cognitive and Socio-Emotional Development of the Child. Lomonosov Psychology Journal, 47(2), 134-152. https://doi.org/10.11621/LPJ-24-18

Введение

Родительские убеждения

Современные исследования в области психологии родитель-ства охватывают множество понятий, характеризующих различные стороны родительского отношения и взаимодействия с ребенком. Однако понятия родительских убеждений и установок не получают достаточного внимания психологов (Трошихина, Данилова, 2023).

Родительские убеждения, или родительские установки (такой термин чаще используется в отечественной литературе), можно определить как совокупность максимально широкого спектра мнений, суждений, представлений о воспитании и развитии детей (Miller, 1988; Крайлюк, 2015). Несмотря на близость к понятиям «родительское отношение», «взаимодействие» и «родительские практики», термин «родительские убеждения» описывает иные психологические феномены, при этом убеждения и поведение влияют друг на друга, хотя между ними возможна определенная несогласованность. При этом стоит отметить, что установки позволяют поддерживать постоянство образа Я в ситуации, когда реальное поведение противо-речит установкам._

© Rudnova, N.A., Kornienko, D.S., Gavrilova, M.N., Shvedchikova, Yu.S., 2024

Исследователи рассматривают родительские убеждения в связи с влиянием различных факторов на развитие ребенка, родительскими ожиданиями от развития ребенка, ролью матери и отца в воспитании детей (Bornstein, Lansford, 2019) или в связи с возрастом ребенка (Ridao et al., 2021).

Связь родительских убеждений

с показателями развития ребенка

Родительские убеждения положительно связаны с когнитивным и социально-эмоциональным развитием детей (Wang et al., 2022; Собкин, Калашникова, 2023) и могут влиять как прямо, например, на формирование интеллектуальных способностей детей (Головей и др., 2016), так и опосредованно, через реализацию различных родительских практик — эмоциональных или стимулирующих когнитивное развитие ребенка (Correa et al., 2019). Например, родители могут быть убеждены в значимости игровой деятельности и стремятся создавать для нее условия, в том числе включаясь в игру. Установлено, что дети, чьи родители практикуют совместную игру, демонстрируют более высокие показатели развития регуляторных, когнитивных, социальных навыков (Бухаленкова и др., 2021; Gavrilova et al., 2023). В связи с этим важно выявить, существует ли связь между родительскими убеждениями относительно роли игры в дошкольном возрасте и когнитивным и социально-эмоциональным развитием ребенка. Актуальность исследования родительских установок относительно роли игры в дошкольном возрасте (Юдина, 2022) и организации повседневной жизни ребенка обусловлена ориентацией родителей на ускорение развития детей и интенсивную их подготовку к школе, что порой происходит за счет обесценивания игровой деятельности (Parmar et al., 2004; Головей и др., 2016; Веракса, 2022).

Несмотря на наличие большого числа работ, посвященных убеждениям родителей относительно роли образовательной среды (Голзицкая и др., 2018), мало внимания уделяется изучению родительских убеждений относительно внешних факторов, связанных с ролью структурированности и спонтанности повседневной жизни ребенка. Классические представления свидетельствуют о значимой позитивной роли упорядоченности для развития ребенка (например, Балабанова, 2015; Soldatova, Rasskazova, 2022; Баландин и др., 2022; Сиднева и др., 2022). Однако ряд современных исследований показал, что структурированная среда (Морозюк и др., 2022; Тарасова, 2023) и соответствующий стиль воспитания могут снижать навыки

исполнительных функций (например, Liu et al., 2020), а чрезмерная структурированность жизни лишает детей возможности проявлять самостоятельность (Смирнова, 2019).

Убеждение в необходимости придерживаться правил и требований независимо от ситуации позволяет сохранять устойчивость и предсказуемость среды для ребенка (Sleddens et al., 2014). Однако установки родителей могут вступать в противоречие с установками других взрослых (Марковская, 2005; Korninenko, 2016), принимающих участие в воспитании, что важно учитывать при их изучении.

Данные об исследуемых родительских убеждениях на отечественной выборке ограничены, поэтому настоящая работа носит поисковый характер, что позволяет сформулировать исследовательский вопрос: как родительские убеждения связаны с показателями когнитивного и социально-эмоционального развития ребенка? Кроме того, на основании имеющихся данных можно полагать, что убеждение о позитивной роли структурированности в повседневной жизни ребенка и наличие разногласий в семье по поводу особенностей воспитания могут быть негативно связаны с когнитивным и социально-эмоциональным развитием ребенка.

Методы исследования

Ввиду отсутствия готового инструментария для выявления изучаемых родительских убеждений был разработан ряд утверждений, которые можно сгруппировать в три блока.

Первый блок направлен на выявление убеждений родителей об особенностях организации повседневной жизни ребенка (структурированности или гибкости). Данный блок включает два вопроса: 1) Согласно Вашим убеждениям, чтобы вырастить детей счастливыми и здоровыми, важно, чтобы повседневная жизнь была структурированной и организованной? 2) Согласно Вашим убеждениям, чтобы вырастить детей счастливыми и здоровыми, важно, чтобы повседневная жизнь была гибкой и спонтанной? Они оценивались по шкале Лайкерта от «1» («Совершенно не согласен») до «4» («Полностью согласен»).

Второй блок направлен на выявление убеждений относительно значимости игровой деятельности. Первое утверждение направлено на выявление предпочтения родителем практики когнитивного развития (чтения) игре: Я считаю, что лучше потратить время на чтение ребенку, чем на совместную игру. Второе утверждение выявляет убеждение родителя о роли игры как деятельности, подготавливающей

дошкольника к переходу в школу: Я считаю, что свободная игра дома поможет моему ребенку подготовиться к школе. Третье утверждение позволяет оценить эмоциональное отношение к совместной игре с ребенком: Участвовать в игре моего ребенка (когда он/она задает ее ход) — одно из моих любимых занятий. Утверждения оценивались родителями по шкале Лайкерта от «1» («Совсем не соответствует») до «4» («Полностью соответствует»).

Третий блок представлен вопросом, оценивающим наличие разногласий в семье по вопросам воспитания и воспитательных практик: Есть ли в Вашей семье такие разногласия по вопросам воспитания ребенка, которые приводят к серьезным конфликтам и которые не удается разрешить продолжительное время? Варианты ответов: 0 — Разногласий нет; 1 — Есть со старшим поколением родственников (бабушки и дедушки); 2 — Есть разногласия со вторым родителем ребенка.

Уровень развития невербального интеллекта был выявлен при помощи теста «Цветные прогрессивные матрицы Дж. Равена» (Равен и др., 2002).

Компоненты регуляторных функций были исследованы при помощи субтестов комплекса ЫЕРЗУ-П (Когктап е! а1., 2007; Гаври-лова, Чичинина, 2023). Уровень развития слухоречевой памяти был выявлен при помощи субтеста «Повторение предложений», уровень развития зрительной рабочей памяти — субтеста «Память на конструирование». Переключение было исследовано при помощи трех серий заданий субтеста «Сортировка карт по изменяемому признаку», а торможение — при помощи субтеста «Торможение». Для оценки обоих показателей использовалось время выполнения задания. Более подробно субтесты методики описаны в работе О.В. Алмазовой и коллег (Алмазова и др., 2019).

Особенности социально-эмоционального развития были выявлены с помощью методики «Тест на понимание эмоций» (Веракса и др., 2021), для анализа использовался обобщенный показатель понимания эмоций.

Обработка данных с использованием частотного, сравнительного, корреляционного и регрессионного анализов проводилась в программе 1атоу1.

Выборка

Основную выборку данного исследования составили 338 человек в возрасте от 23 до 65 лет (М = 36,63, ББ = 5,004), матери дошкольни-

ков. Из них 5% младше 30 лет, 65% — младше 40 лет, остальные — старше 41 года. Возраст детей на момент исследования составил от 53 до 81 месяца (М = 70,36, ББ = 4,198), из них 48% — мальчики, 52% — девочки. Изучение показателей развития детей было организовано в индивидуальном формате на базе дошкольных образовательных учреждений в рамках Всероссийского научно-исследовательского проекта «Растем вместе». Сбор данных от родителей проводился в онлайн-формате, время заполнения опроса — до 20 минут.

Результаты исследования

1. Анализ частоты и выраженности показателей

родительских убеждений

Анализ описательных статистик выявил, что показатель родительского убеждения в том, что счастью и здоровью ребенка способствует скорее хорошая структурированность и организованность (М = 2,44; 5Б = 1,06), выше, чем показатель родительского убеждения в позитивной роли спонтанности и гибкости (М = 2,30; 80 = 0,58). При этом согласны и полностью согласны с утверждением о значимой роли структурированности 61% родителей, а с утверждением о роли спонтанности — только 34%. Анализ убеждений родителей относительно игры показал, что более высокий показатель принадлежит убеждению родителей относительно позитивной роли свободной игры (М = 2,65; БЭ = 0,79), затем — убеждению относительно участия родителя в игре ребенка (М = 2,55; ББ = 0,79), самый низкий показатель принадлежит убеждению в том, что чтение для развития ребенка более полезно, чем игра (М = 2,02; 8Б = 0,74). Согласны и полностью согласны с позитивной ролью свободной и совместной игры 59% и 54% соответственно, а с более значимой ролью чтения, чем игры, — только 21%. Из общей выборки 88% родителей указали, что в их семье нет разногласий по вопросам воспитания, 7% ответили, что разногласия есть со старшими родственниками, 5% — со вторым родителем ребенка.

2. Связь родительских убеждений с показателями

когнитивного и социально-эмоционального развития

Корреляционный анализ Спирмена, а также анализ доверительных интервалов с циклом в 1000 повторений позволили выявить связь между родительскими убеждениями и рассматриваемыми показателями развития ребенка. В частности, убеждение в позитивной роли

структурированности продемонстрировало положительную связь с убеждением в позитивной роли спонтанности (г = 0,16, р = 0,004; CI [0,054; 0,252]), невербальным интеллектом (г=0,14, р = 0,011; CI [0,035; 0,245]) и отрицательную связь с переключением (г = -0,12, р = 0,035; CI [-0,216; -0,017]) и торможением (r = -0,13, р = 0,020; CI [-0,232; -0,024]), социально-экономическим положением семьи (г = -0,12, р = 0,035; CI [-0,221; -0,003]). Наличие разногласий в семье связано только с обобщенным показателем понимания ребенком эмоций (r = -0,14, р = 0,013; CI [-0,239; -0,038]). Показатели выраженности убеждений о значимой роли спонтанности и роли игры не обнаружили значимых взаимосвязей.

Важно уточнить, что, хотя при уровне значимости, который приближается к 0,05, желательно, чтоб коэффициент корреляции достигал 0,5 (Кричевец и др., 2019), полученные результаты все же могут быть приняты как значимые и интерпретированы в дальнейшем. В пользу этого свидетельствуют как классические, так и современные представления о проведении и интерпретации результатов корреляционного анализа, при котором на выборке в 300 респондентов и уровне значимости р, приближающемся к 0,05, допускается принятие результатов и их интерпретация при коэффициенте корреляции 0,113 (Наследов, 2007, Schober, et al., 2018). Кроме того, значимость выявленных взаимосвязей подтверждают данные о построенных доверительных интервалах с циклом в 1000 повторений.

Для анализа совместного вклада социально-демографических показателей и убеждений родителей в показатели развития ребенка был проведен анализ с применением линейной регрессии, в котором показатели социально-демографических характеристик и родительских убеждений о спонтанности и структурированности рассматривались как квазиинтервальные (Таблица).

Согласно полученным результатам, значимыми положительными предикторами невербального интеллекта стали убеждение родителей в позитивной роли структурированности и уровень образования родителя. Негативный вклад в показатель торможения продемонстрировало убеждение о структурированности и позитивный — убеждение о спонтанности, а также наличие в семье разногласий относительно особенностей воспитания. Значимого вклада рассматриваемых показателей в показатели понимания эмоций ребенком обнаружено не было.

Таблица

Результаты регрессионного анализа вклада социально-демографических показателей и родительских убеждений в показатели когнитивного развития ребенка

Показатели

Невербальный интеллект

Торможение (время)

R2 = 0,07 F (7304) = 3,299, р = 0,002

R2 = 0,08 F (7299) = 3,93, р < 0,001

Beta t Beta t

(Константа) 0,68 7,29***

Возраст родителя -0,07 -1,23 -0,04 -0,79

СЭС семьи -0,04 -0,70 -0,07 -1,21

Образование родителя 0,17 2,98** -0,06 -0,99

Убеждение о структурированности 0,16 2,77** -0,20 -3,56***

Убеждение о спонтанности -0,04 -0,70 0,12 2,14*

Семейные разногласия по вопросам воспитания -0,06 -1,01 0,16 2,91**

Убеждения о игровой деятельности 0,03 0,51 -0,06 -1,16

Примечание: * — р < 0,05; ** — р < 0,01;'

-р< 0,001

Table

Results on the regression analysis of contribution of social-demographic characteristics and parental beliefs to indicators of children's cognitive development

Variable

Non-verbal-intelligence

Inhibition (time)

R2 = 0.07 F (7304) = 3.299, p = 0.002

R2 = 0.08 F (7299) = 3.93, p < 0.001

Beta t Beta t

(Constant) 0.68 7.29***

Ageofparent -0.07 -1.23 -0.04 -0.79

Socio-economic status of family -0.04 -0.70 -0.07 -1.21

Education levelofparent 0.17 2.98** -0.06 -0.99

Parental beliefs about organized everyday life 0.16 2.77** -0.20 -3.56***

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Parental beliefs about spontaneous everyday life -0.04 -0.70 0.12 2.14*

Family disagreements over parenting issues -0.06 -1.01 0.16 2.91**

Parental beliefs about play activities of children 0.03 0.51 -0.06 -1.16

Note-. * — p < 0.05; ** — p < 0.01; *** — p < 0.001

Обсуждение результатов

Проведенное исследование показывает, что большинство современных родителей убеждены в позитивной роли структурированности повседневной жизни ребенка для его благополучия, что позитивно связано с развитием некоторых когнитивных способностей. Положительная связь родительского убеждения в значимой роли структурированности с невербальным интеллектом ребенка, а также отрицательная, хоть и слабая связь показателя этого родительского убеждения с временем выполнения заданий на переключение и торможение может в некоторой степени свидетельствовать о том, что родители, которые считают, что жизнь ребенка должна быть хорошо организована, создают для него тщательно структурированную и предсказуемую среду, где ребенку проще ориентироваться и тормозить свои импульсы, что позволяет развивать показатели невербального интеллекта и некоторых исполнительных функций (в частности — торможения).

Значимо меньшая часть родителей убеждены в позитивной роли гибкости и спонтанности в организации повседневной жизни ребенка, и это может быть связано с негативным вкладом данных убеждений в когнитивное развитие детей, а именно — в показатель сдерживающего контроля (торможения). Однако полученные в настоящем исследовании данные нуждаются в дополнительной проверке.

Убеждения о позитивной роли игровой деятельности в дошкольном возрасте и наличие в семье разногласий относительно особенностей воспитания не показали значимого вклада в показатели когнитивного развития, а предикторов исследованных характеристик социально-эмоционального развития среди рассматриваемых родительских убеждений обнаружено не было.

Полученные результаты имеют некоторые отличия от уже имеющихся данных. Например, на китайской выборке ранее было выявлено, что дети родителей, которые убеждены в значимой роли игровой деятельности и в целом в необходимости когнитивной стимуляции детей, демонстрируют более высокие показатели социально-эмоцио-нального развития, а вот эффект для когнитивного развития обнаружен не был (Wang et al., 2022). Подобное несоответствие данных может свидетельствовать о неоднозначной, более сложной и опосредованной, например, родительскими практиками, родительским

отношением или индивидуальными характеристиками как родителя, так и ребенка картине взаимосвязей родительских убеждений и показателей развития ребенка.

Выводы

Проведенное исследование показывает, что родительские убеждения могут играть существенную роль в развитии ребенка, наряду с родительским отношением и родительскими практиками. В частности, убеждение в необходимости структурировать среду ребенка может приводить к позитивным эффектам для когнитивного развития ребенка (а именно — для невербального интеллекта и регуляторных функций) и не влиять на особенности понимания ребенком эмоций. Убеждения относительно роли игры, как и наличие разногласий в семье относительно особенностей воспитания, оказались в наименьшей степени связаны с когнитивным и социально-эмоциональным развитием детей.

Несмотря на полученные результаты, исследование обладает рядом ограничений. Так, результаты корреляционного и регрессионного анализа продемонстрировали исключительно невысокие показатели. Хотя коэффициент корреляции г не превышает 0,2 при уровне значимости, приближающемся к 0,05, а доля объяснимой дисперсии по результатам регрессионного анализа невысока, при выборке объемом от 300 человек полученные результаты возможно интерпретировать, хоть и с большой осторожностью. Следующее ограничение связано с тем, что утверждения в разработанной анкете для выявления родительских убеждений носят высокообобщенный характер, что могло вызвать сложности с их пониманием, хотя никто из респондентов не обратился за разъяснениями содержания вопросов (возможность для этого была представлена). Тем не менее перспектива исследования может быть связана с большей детализацией вопросов. Другое ограничение связано с отсутствием данных о реализации родителями своих убеждений на практике, что делает предположения о механизме связи родительских убеждений и показателей когнитивного развития детей менее достоверными. В связи с этим в дальнейшем работа может быть связана со сбором данных о частоте и особенностях совместных игр и реальной организации повседневной жизни ребенка.

Список литературы

Алмазова, O.B., Бухаленкова, Д.А., Веракса, А.Н. (2019). Диагностика уровня развития регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте. Психология. Журнал ВШЭ, (2), 302-317. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-302-317

Балабанова, Г.А. (2015). Формирование целостного миропонимания старшего дошкольника. Обучение и воспитание: методики и практика, (24), 158-162.

Баландин, Д.Л., Комарова, И.И., Смирнова, И.Н. (2022). Мониторинг индивидуального развития ребенка (от рождения до школы). Современное дошкольное образование, 2(110), 40-51. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51 Бухаленкова, Д.А., Сухих, В.Л., Якупова, В.А. (2021). Развитие саморегуляции в игре: во что и как играть с дошкольниками? Современное дошкольное образование, 1(103), 8-16. https://doi.org/10.24411/1997-9657-2021-10091

Веракса, Н.Е. (2022). Диалектическая структура игры дошкольника. Национальный психологический журнал, 47(3), 4-12. https://doi.org/10.11621/ npj.2022.0302

Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н., Гаврилова, М.Н., Бухаленкова, Д.А., Тарасова, К.С. (2021). Тест на понимание эмоций: адаптация русскоязычной версии на российской выборке детей дошкольного возраста. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 56-70. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-l-56-70 Гаврилова, М.Н., Чичинина, Е.А. (2023). Динамика развития рабочей памяти у детей в возрасте с 5 до 7 лет в период социальной изоляции: роль экранного времени и количества детей в семье. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(3), 396-410. https://doi.org/10.21638/spbul6.2023.307

Голзицкая, A.A., Кисельникова, Н.В., Маркова, C.B. (2018). Опросник PARI как методика исследования родительских установок. Вопросы психологии, (3), 147-157.

Головей, Л.А., Савенышева, С.С., Энгельгардт, Е.Е. (2016). Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников. Социальная психология и общество, 7(3), 18-32. https://doi.org/10.17759/ sps.2016070302

Крайлюк, А.И. (2015). Родительские установки: теоретические аспекты. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, (3), 78-82.

Кричевец, А.Н., Корнеев, A.A., Рассказова, Е.И. (2019). Основы статистики для психологов. Москва: Акрополь.

Марковская, И.М. (2005). Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Санкт-Петербург: Речь.

Морозюк, С.Н., Морозкж, Ю.В., Кузнецова, Е.С. (2022). Алгоритм консультативной работы с матерями со стилем родительского отношения «Строгость санкций». Современное дошкольное образование, 4(112), 62-68. https://doi. org/10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68

Наследов, А.Д. (2007). Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Санкт-Петербург: Речь.

Равен, Дж.К., Корт, Дж., Равен, Дж. (2002). Руководство для Прогрессивных Матриц Равена и Словарных Шкал: Раздел 2: Цветные Прогрессивные Матрицы (включая Параллельные версии Теста). Москва: Когито-Центр.

Сиднева, А.Н., Асланова, М.С., Бухаленкова, Д.А. (2022). Особенности развития математических способностей первоклассников, обучающихся по разным образовательным программам. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 45(3), 119-144. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.03.07

Смирнова, Е.О. (2019). Специфика современного дошкольного детства. Национальный психологический журнал, 34(2), 33-40. https://doi.org/10.11621/ npj.2019.0207

Собкин, B.C., Калашникова, Е.А. (2023). Жизненная позиция матерей и отцов учащихся начальной, основной и старшей школы. Теоретическая и экспериментальная психология, 16(2), 50-71. https: //doi.org/10.11621/TEP-23-12

Тарасова, С.Ю. (2023). Психологические риски подростков, обучающихся в условиях повышенной учебной нагрузки. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 46(1), 280-302. https://doi.org/10.11621/vsp.2023.01.12 Трошихина, Е.Г., Данилова, М.В. (2023). Мать и дочь: взаимосвязь психологического благополучия и родительских установок в разные периоды взрослости. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13(2), 199-213. https://doi.org/10.21638/spbul6.2023.205

Юдина, Е.Г. (2022). Детская игра как территория свободы. Национальный психологический журнал, (3), 13-25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303

Bornstein, М.Н., Lansford, J.E. (2019). Culture and family functioning. In: B.H. Fiese, M. Celano, К. Deater-Deckard, E.N. Jouriles, M.A. Whisman (Eds.), APA Handbook of Contemporary Family Psychology: Applications and Broad Impact of Family Psychology. Vol. 2. (pp. 417-436). Washington: American Psychological Association.

Correa, W., Minetto, M„ Cappellaro-Kobren, R„ Kruszielski, L. (2019). Parental beliefs on child development of children with developmental delays. Paidéia (Ribeiräo Preto), (29). https://doi.org/10.1590/1982-4327e2928

Gavrilova, M.N., Sukhikh, V.L., Veresov, N.N. (2023). Toy Preferences among 3-to-4-Year-Old Children: The Impact of Socio-Demographic Factors and Developmental Characteristics. Psychology in Russia: State of the Art, 16(2), 72-84. https://doi. org/10.11621/pir.2023.0206

Korkman, M., Kirk U„ Kemp, S.L. (2007). NEPSYII. Administrative manual. San Antonio: Psychological Corporation.

Kornienko, D.S. (2016). Child temperament and mother's personality as a predictors of maternal relation to child. Procedia-Social and Behavioral Sciences, (233), 343-347.

Liu, P., Kryski, K., Smith, H., Joanisse, M., Hayden, E. (2020). Transactional relations between early child temperament, structured parenting, and child outcomes: A three-wave longitudinal study. Development and Psychopathology, 32(3), 923-933. https://doi.org/10.1017/S0954579419000841

Miller, S.A. (1988). Parents' Beliefs about Children's Cognitive Development. Child Development, 59(2), 259-285. https://doi.org/10.2307/1130311

Parmar, P., Harkness, S., Super, C.M. (2004). Asian and Euro-American parents' ethnotheories of play and learning: Effects on preschool children's home routines and school behaviour. International Journal of Behavioral Development, 28(2), 97-104. https://doi.org/10.1080/01650250344000307

Ridao, P., Lopez-Verdugo, I., Reina-Flores, C. (2021). Parental Beliefs about Childhood and Adolescence from a Longitudinal Perspective. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(4), 1760. https://doi.org/10.3390/ ijerph18041760

Schober, P., Boer, C., Schwarte, L.A. (2018). Correlation Coefficients: Appropriate Use and Interpretation. Anesthesia and Analgesia, 126(5), 1763-1768. https://doi. org/10.1213/ANE.0000000000002864

Sleddens, E.F., O'Connor, T.M., Watson, K.B., Hughes, S.O., Power, T.G., Thijs, C., De Vries, N.K., Kremers, S.P. (2014). Development of the Comprehensive General Parenting Questionnaire for caregivers of 5-13-year-olds. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 11(15), 1-14. https://doi.org/10.1186/1479-5868-11-15

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2022). Multitasking as a Personal Choice of the Mode of Activity in Russian Children and Adolescents: Its Relationship to Experimental Multitasking and its Effectiveness. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2), 113-123. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0208

Wang, L., Yang, C., Jiang, D., Zhang, S., Jiang, Q., Rozelle, S. (2022). Impact of Parental Beliefs on Child Developmental Outcomes: A Quasi-Experiment in Rural China. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(12), 7240. https://doi.org/10.3390/ijerphl9127240

References

Almazova, O.V., Bukhalenkova, D.A., Veraksa, A.N. (2019). Assessment of the Level of Development of Executive Functions in the Senior Preschool Age. Pskihologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Ekonomiki (Psychology. Journal of the Higher School of Economics), (2), 302-317. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2019-2-302-317 (In Russ.).

Balabanova, G.A. (2015). Formation of a holistic worldview of a senior preschooler. Obuchenie i Vospitanie: Metodiki i Praktika (Training and Education: Methods and Practice), (24), 158-162. (In Russ.).

Balandin, D.L., Komarova, I.I., Smirnova, I.N. (2022). Monitoring of a child's individual development (from birth to school). Sovremennoe Doshkol'noe Obrazovanie (PreschoolEducation Today), 100(2), 40-51. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-2110-40-51(In Russ.).

Bornstein, M.H., Lansford, J.E. (2019). Culture and family functioning. In: B.H. Fiese, M. Celano, K. Deater-Deckard, E.N. Jouriles, M.A. Whisman (Eds.), APA Handbook of Contemporary Family Psychology: Applications and Broad Impact of

Family Psychology. Vol. 2. (pp. 417-436). Washington: American Psychological Association.

Bukhalenkova, D.A, Sukhikh, V.L., Yakupova, V.A. (2021). Development of self-regulation in the play: what and how to play with preschoolers? Sovremennoe Doshkol'noe Obrazovanie (Preschool Education Today), 1(103), 8-16. https://doi. org/10.24411/1997-9657-2021-10091 (In Russ.).

Correa, W., Minetto, M., Cappellaro-Kobren, R., Kruszielski, L. (2019). Parental beliefs on child development of children with developmental delays. Paidéia (Ribeirâo Preto), (29). https://doi.org/10.1590/1982-4327e2928

Gavrilova, M.N., Chichinina, E.A. (2023). Work memory development dynamics in children aged 5 to 7 in a period of social isolation: The role of screen time and the number of children in the family. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Psik-hologiya (Saint Petersburg University Bulletin. Psychology), 13(3), 396-410. https://doi. org/10.21638/spbul6.2023.307 (In Russ.).

Gavrilova, M.N., Sukhikh, V.L., Veresov, N.N. (2023). Toy Preferences among 3-to-4-Year-Old Children: The Impact of Socio-Demographic Factors and Developmental Characteristics. Psychology in Russia: State of the Art, 16(2), 72-84. https://doi. org/10.11621/pir.2023.0206

Golovey, L.A., Savenysheva, S.S., Engelgardt, E.E. (2016). Family structure and upbringing as factors of intellectual development of preschool children. Sotsial'naya Psikhologiya i Obshchestvo (Social Psychology and Society), 7(3), 18-32. https://doi. org/10.17759/sps.2016070302 (In Russ.).

Golzitskaya, A.A., Kisel'nikova, N.V., Markova, S.V. (2018). The PARI Questionnaire as Research Technique for the Parental Attitudes. Voprosy Psychologii (Issues in Psychology), (3),147-157. (In Russ.).

Korkman, M., Kirk U., Kemp, S.L. (2007). NEPSYII. Administrative manual. San Antonio: Psychological Corporation.

Kornienko, D.S. (2016). Child temperament and mother's personality as a predictors of maternal relation to child. Procedia-Social and Behavioral Sciences, (233), 343-347.

Krailyuk, A.I. (2015). Paternal beliefs: theoretical aspects. Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika, Psikhologiya (N.A. Nekrasov KGU Bulletin. Series. Pedagogy, Psychology), 21(3), 78-82. (In Russ.).

Krichevets, A.N., Korneev, A.A., Rasskazova, E.I. (2019). Fundamentals of statistics for psychologists. Moscow: Acropolis. (In Russ.).

Liu, P., Kryski, K., Smith, H., Joanisse, M., Hayden, E. (2020). Transactional relations between early child temperament, structured parenting, and child outcomes: A three-wave longitudinal study. Development and Psychopathology, 32(3), 923-933. https://doi.org/10.1017/S0954579419000841

Markovskaya, I.M. (2005) Parent-child interaction training. St. Petersburg: Rech. (In Russ.).

Miller, S.A. (1988). Parents' Beliefs about Children's Cognitive Development. Child Development, 59(2), 259-285. https://doi.org/10.2307/1130311

Morozyuk, S.N., Morozyuk, Yu.V., Kuznetsova, E.S. (2022). The algorithm of consultative work with mothers with the style of parental attitude "Severity of sanctions". Sovremennoe Doshkol'noe Obrazovanie (Preschool Education Today), 4(112), 62-68. https://doi.org/10.24412/1997-9657-2022-4112-62-68 (In Russ.)

Nasledov, A.D. (2007). Mathematical methods of psychological research. Analysis and interpretation of data. St. Petersburg: Rech. (In Russ.).

Parmar, P., Harkness, S., Super, C.M. (2004). Asian and Euro-American parents' ethnotheories of play and learning: Effects on preschool children's home routines and school behaviour. International Journal of Behavioral Development, 28(2), 97-104. https://doi.org/10.1080/01650250344000307

Raven, J.K., Kort, J., Raven, J. (2002). Manual for Raven's Progressive Matrices and Vocabulary Scales: Section 2: Colored Progressive Matrices (including Parallel Test versions). Moscow: Cogito-Center. (In Russ.).

Ridao, P., López-Verdugo, I., Reina-Flores, C. (2021). Parental Beliefs about Childhood and Adolescence from a Longitudinal Perspective. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(4), 1760. https://doi.org/10.3390/ ijerph18041760

Schober, P., Boer, C., Schwarte, L.A. (2018). Correlation Coefficients: Appropriate Use and Interpretation. Anesthesia and Analgesia, 126(5), 1763-1768. https://doi. org/10.1213/ANE.0000000000002864

Sidneva, A.N., Aslanova, M.S., Bukhalenkova, D.A. (2022). Features of the Development of Mathematical Skills of First-Graders in Different Educational Programs. Lomonosov Psychology Journal, 45(3), 119-144. https://doi.org/10.11621/ vsp.2022.03.07 (In Russ.).

Sleddens, E.F., O'Connor, T.M., Watson, K.B., Hughes, S.O., Power, T.G., Thijs, C., De Vries, N.K., Kremers, S.P. (2014). Development of the Comprehensive General Parenting Questionnaire for caregivers of 5-13 year olds. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity, 11(15), 1-14. https://doi.org/10.1186/1479-5868-11-15

Smirnova, E.O. (2019). Specific features of modern preschool childhood. National Psychological Journal, 2(34), 33-40. https://doi.Org/10.l 1621/npj.2019.0207 (In Russ.).

Sobkin, VS., Kalashnikova, E.A. (2023). Life position of mothers and fathers of primary, secondary, and high school students. Theoretical and Experimental Psychology, 16(2), 50-71. https://doi.org/10.11621/TEP-23-12 (In Russ.).

Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2022). Multitasking as a Personal Choice of the Mode of Activity in Russian Children and Adolescents: Its Relationship to Experimental Multitasking and its Effectiveness. Psychology in Russia: State of the Art, 15(2), 113-123. https://doi.org/10.11621/pir.2022.0208

Tarasova, S.Yu. (2023). Psychological risks of adolescents studying under conditions of increased academic load. Lomonosov Psychology Journal, 1(46), 280-302. https://doi.org/10-l 1621/vsp.2023.01.12(In Russ).

Troshikhina, E.G., Danilova, M.V. (2023). Mother and adult daughter: The connection between their psychological well-being and the mother's parental attitudes. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta. Psihologiya (Bulletin of Saint Petersburg

University. Psychology), 13(2), 199-213. https://doi.org/10.21638/spbul6.2023.205 (In Russ.).

Veraksa, N.E. (2022). Dialectical structure of preschool play. National Psychological Journal, 47(3), 4-12. https://10.H621/npj.2022.0300 (In Russ.).

Veraksa, N.E., Veraksa, A.N., Gavrilova, M.N., Bukhalenkova, D.A., Tarasova, K.S. (2021). The Russian Version of the Test of Emotion Comprehension: Adaptation and Validation for Use in Preschool Children. Pskihologiya. Zhurnal Vysshei Shkoly Eko-nomiki (Psychology. Journal of the Higher School of Economics), 18(1), 56-70. https:// doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-56-70 (In Russ.).

Wang, L„ Yang, C., Jiang, D„ Zhang, S„ Jiang, Q„ Rozelle, S. (2022). Impact of Parental Beliefs on Child Developmental Outcomes: A Quasi-Experiment in Rural China. International Journal of Environmental Research and Public Health, 19(12), 7240. https://doi.org/10.3390/ijerphl9127240

Yudina, E.G. (2022). Pretend play as the territory of freedom. National Psychological Journal, (3), 13-25. https://doi.org/10.11621/npj.2022.0303 (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Наталья Александровна Руднова, кандидат психологических наук, сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; младший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация, [email protected], https:// orcid.org/0000-0003-2063-2892

Дмитрий Сергеевич Корниенко, доктор психологических наук, сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; старший научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация, [email protected], https://orcid. org/0000-0002-6597-264X

Маргарита Николаевна Гаврилова, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; научный сотрудник лаборатории психологии детства и цифровой социализации Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, Москва, Российская Федерация, gavrilovamrg@ gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8458-5266

Юлия Сергеевна Шведчикова, кандидат психологических наук, заместитель директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Пермь, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.Org/0009-0000-0366-9453

ABOUT THE AUTHORS

Natalia A. Rudnova, Cand. Sci. (Psychology), Researcher at the Department of Psychology of Education and Pedagogy, Lomonosov Moscow State University; Junior Researcher at the Laboratory for Child Psychology and Digital Socialization, Federal Scientific Centre for Psychological and Multidisciplinary Research, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2063-2892

Dmitry S. Kornienko, Dr. Sci. (Psychology), Researcher at the Department of Psychology of Education and Pedagogy, Lomonosov Moscow State University; Senior Researcher at the Laboratory for Child Psychology and Digital Socialization, Federal Scientific Centre for Psychological and Multidisciplinary Research, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6597-264X

Margarita N. Gavrilova, Cand. Sci. (Psychology), Junior Researcher, Lomonosov Moscow State University; Junior Researcher at the Laboratory for Child Psychology and Digital Socialization, Federal Scientific Centre for Psychological and Multidisciplinary Research, Moscow, Russian Federation, [email protected], https://orcid. org/0000-0002-8458-5266

Yulia S. Shvedchikova, Cand. Sci. (Psychology), Deputy Director of the Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Assistance, Perm, Russian Federation, [email protected], https://orcid.Org/0009-0000-0366-9453

Поступила: 09.12.2023; получена после доработки: 23.02.2024; принята в печать: 23.04.2024.

Received: 09.12.2023; revised: 23.02.2024; accepted: 23.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.