Научная статья на тему 'СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА И ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ'

СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА И ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
491
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ХАРАКТЕР / СПОСОБНОСТИ / ЭМОЦИИ / ВОЛЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ашитко Александра Андреевна, Савичева Полина Алексеевна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

Вопрос индивидуально-психологических особенностей личности вызывал интерес исследователей ещё с древних времён, ведь благодаря наличию этих особенностей и функционирует психическая деятельность человека. На данный момент учёными были выделены следующие особенности личности: темперамент, характер, способности, эмоции и воля. Анализ литературы на данную тематику позволил подробнее рассмотреть каждую особенность, узнать исследователей, историю изучения, и особенности проявления в повседневной жизни. Проведённое исследование позволило доказать есть ли взаимосвязь между чертами характера и ценностными ориентациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATION BETWEEN CHARACTER TRAITS AND VALUE ORIENTATIONS

The question of individual psychological characteristics of personality has aroused the interest of researchers since ancient times, because due to the presence of these features, human mental activity functions. At the moment, scientists have identified the following personality traits: temperament, character, abilities, emotions and will. The analysis of the literature on this topic allowed us to examine each feature in more detail, to learn the researchers, the history of the study, and the peculiarities of manifestation in everyday life. The conducted research allowed us to prove whether there is a relationship between character traits and value orientations.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА И ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ»

Психология

УДК 159.92

студент 1 курса магистратуры по направлению организационная психология Ашитко Александра Андреевна

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); студент 1 курса магистратуры по направлению организационная психология Савичева Полина Алексеевна Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и культуры здоровья Сорокопуд Юнна Валерьевна Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва), профессор кафедры педагогики и психологии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

СВЯЗЬ МЕЖДУ ЧЕРТАМИ ХАРАКТЕРА И ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТАЦИЯМИ

Аннотация. Вопрос индивидуально-психологических особенностей личности вызывал интерес исследователей ещё с древних времён, ведь благодаря наличию этих особенностей и функционирует психическая деятельность человека. На данный момент учёными были выделены следующие особенности личности: темперамент, характер, способности, эмоции и воля. Анализ литературы на данную тематику позволил подробнее рассмотреть каждую особенность, узнать исследователей, историю изучения, и особенности проявления в повседневной жизни. Проведённое исследование позволило доказать есть ли взаимосвязь между чертами характера и ценностными ориентациями.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности личности, темперамент, характер, способности, эмоции, воля, ценностные ориентации.

Annotation. The question of individual psychological characteristics of personality has aroused the interest of researchers since ancient times, because due to the presence of these features, human mental activity functions. At the moment, scientists have identified the following personality traits: temperament, character, abilities, emotions and will. The analysis of the literature on this topic allowed us to examine each feature in more detail, to learn the researchers, the history of the study, and the peculiarities of manifestation in everyday life. The conducted research allowed us to prove whether there is a relationship between character traits and value orientations.

Key words: individual psychological characteristics of personality, temperament, character, abilities, emotions, will, value orientations.

Введение. В современном мире актуальна тема уникальности каждого человека. Часто речь идёт о том, что у каждого человека по-своему красива внешность, свои таланты и своё мнение. Но говоря об уникальности каждой личности практически не затрагивается тема индивидуально-психологических особенностей личности, а ведь именно они связаны со всеми психическими процессами: эмоционально-волевыми, мотивационно-потребностными, познавательными. Основываясь на этом можно сказать, что от сочетания индивидуальных психологических особенностей личности зависит практически вся деятельность человека. Популяризация информации об индивидуальных психологических особенностях может помочь, как уменьшить конфликты между людьми, так и облегчить подбор персонала в организацию. Благодаря знанию данной информации человек сможет понимать, как лучше понимать окружающих его людей.

В психологии изучение индивидуальных особенностей личности началось ещё со времён античности. В те времена философы, мыслители уже делали предположения, что же может лежать в «основе человека». Изучения данного вопроса проходит и в наше время, исследователями выдвигаются новые и новые гипотезы. Когда одни из них подтверждают, добавляют уже полученные ранее знания, другие наоборот опровергают их и создают новые, отличные от других теории. Не смотря на большое количество теорий и знаний, в настоящее время исследователи к индивидуально-психологическим особенностям личности относят темперамент, характер, способности, эмоции и чувства, волю.

Первая рассмотренная особенность - темперамент. Это индивидуально-психологические особенности человека, которые определяют динамику протекания психических процессов и поведения [3]. Слово темперамент произошло от латинского «temperamentum» которое означает соотношение частей, соразмерность. Изучая внутреннюю структуру темперамента можно сказать, что она состоит из трёх компонентов связанных и взаимодействующих между собой. Первый компонент - общая психическая активность. Стремление личности к самовыражению, а также освоение и изменение внешней действительности представляют собой основную сущность этого компонента. Второй компонент тесно связан с первым - моторный. Его качества связанны с функцией двигательного аппарата. Последний основной компонент темперамента - эмоциональность. В эмоциональность включено сочетание свойств особенностей чувств, настроений и аффектов [4].

Изучением темперамента занимались и многие другие исследователи, такие как И. Кант, А.В. Вундт, Э. Кречмер, У. Шелдон, О. Гросс, Я. Стреляу, В.М. Русалов и многие другие. За историю изучения темперамента учёные рассматривали его с трёх сторон: биологической, физиологической и социальной [5].

На данный момент широко используется «классическая» модель, в которой представлены четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Рассмотрим характеристику каждого типа темперамента.

Сангвиник. Не смотря на сильную эмоциональность возможно поверхностное проживание эмоций. Выразительное поведение. Возможно развитие трудностей сосредоточения внимания.

Холерик. Яркие эмоциональные переживания, возбудимость, резкость, неуравновешенность, вспыльчивость. Возможно развитие агрессивности.

Флегматик. Слабо выраженная эмоциональность, высокая выносливость, работоспособность. Невыразительное поведение, сниженная активность. Возможно развитие хладнокровия, лености, постоянства, преданности, выдержки.

Меланхолик. Эмоционально чувствителен, тревожен, не вынослив, хорошая концентрация внимания. Плохо работает в стрессовых условиях. Расположен к сопереживанию, наблюдению, систематизации [3].

Для определения темперамента часто применяются следующие методики:

- Опросник Айзенка по определению темперамента.

- Тест «Формула темперамента» А. Белова [3].

- Методика оценки свойств темперамента В.М. Русалова [7].

Следующая индивидуальная особенность личности тесно связана с темпераментом, точнее темперамент составляет её биологическую основу. Вторая индивидуальная особенность личности это характер. Характер (от греч. Character - печать) -сочетание врождённых свойств нервной деятельности и приобретённых черт. Характер - это комбинация устойчивых черт личности, которая обуславливает характерные для личности способы поведения в конкретных ситуациях. [3; 9]

Говоря о влиянии темперамента на характер можно сказать, что можно наблюдать и обратное влияние. Так, например, под влиянием характера человек осознанно учится контролировать определённые свойства темперамента и через достаточное время работы эти свойства могут частично измениться. Также в некоторых случаях характер может снизить динамику свойств темперамента [3].

Считается, что первые исследования характера были проведены Теофрастом. В многочисленных изучениях характера у исследователей было большое количество разногласий, некоторыми психологическими течениями понятие «характер» не было принято и его даже исключили из многих зарубежных справочных изданий. Такие действия можно объяснить тремя причинами.

1) Существует тенденция отождествления характера и личности.

2) Характер многие относят к области этики, соответственно его становится невозможно включить в область психологии.

3) Сомнения в возможности изучения характера как отдельного явления.

Г. Оллпорт считал, что если безоценочно рассматривать человека, то характер представляет собой то, что подвластно контролю человека, это то, что может быть им изменено, усовершенствовано, развито. Опираясь на это можно сделать вывод, что характер подлежит этической оценке.

А.Г. Ковалёвым и В.Н. Мясищевым подходы к изучению личности были разделены на четыре группы. Последняя позиция, в которой утверждается, что темперамент признаётся основной природой характера, близка исследованиям отечественной науки, которая предполагает, что характер и темперамент взаимообусловливают друг друга [5].

Б.Г. Ананьев считал, что отдельная черта характера может представлять отношение личности к окружающему её миру (природе, обществу, труду, собственной деятельности и личности). Такой вывод Ананьева пересекается с мнением В. Кречмера, который опирался на то, что характер представляет устойчивую особенность отношения человека к миру, окружающим и себе.

Способности также являются индивидуально-психологическими особенностями личности. Само слово «способности» человек слышит часто, но что же понимается под этим словом с точки зрения психологии? Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, с помощью которых он в определённой степени овладевает каким-либо видом деятельности и совершенствуется в нём [3].

В процессе изучения способностей было создано несколько концепций. Первая эта теория наследственности. Данная теория представляет особенности как явление проявления и развития способностей, которое зависит исключительно от генетической наследственности. Этой теории придерживался Ф. Гальтон. Вторая теория полностью противоположна первой, её сторонники, такие как Гельвеций и Эшби, утверждают, что способности это приобретённое, развитое явление. Третий подход объединил первые два, утверждая, что способности одновременно и врождённые, и приобретённые свойства личности. Широкое распространение эта теория получила в отечественной психологии [5].

В течении жизни какие способности человека развиваются, а какие то наоборот погибают, в связи с этим в личности наблюдается индивидуальная иерархия способностей. В этой иерархии отдельно выделяют особые образования -одарённость. Одарённость представляет собой качественное, продуктивное, личностное сочетание способностей. По мнению Б. М. Теплова одарённость, так же как и способность, существует в развитии и не является врождённой. Талантом называется высокая степень одарённости. Наивысшая степень развития и проявления одарённости и таланта - гениальность. Определить гениальность человека крайне сложно. Этот человек не похож на других людей, он уникален [9].

Способности человека можно разделить на две группы: природные и специфические. К природным относятся способности врождённые и формирующиеся на основе обучения. Специфические способности бывают:

• Общие - определяют успех в деятельности (память, речь).

• Специальные - определяют успех в определённых видах деятельности (спортивные, математические).

• Теоретические - определяют склонность к абстрактно-логическому мышлению.

• Практические - склонность к конкретно-практическим действиям.

• Учебные - влияют на успешность обучения.

• Творческие - связанны с созданием новых идей, изобретений, культуры [3].

Ещё одна индивидуальная особенность личности, изучение которой вызывает интерес и большое количество дискуссий это изучение эмоций. Эмоции (от лат. emovere. фр. emotion - волную, потрясаю) - кратковременное переживание субъекта связанное с реакциями на раздражители и целенаправленной деятельностью. Эмоции предопределяются потребностно-мотивационной установкой. Раздражители, вызывающие эмоции, могут быть как внутренними, так и внешними.

И.П. Павлов и И.М. Сеченов установили, что протекание эмоций и чувств имеют физиологическую основу. Обоснование психолого-педагогические аспекты этих процессов доказали А.С. Макаренко и К.Д. Ушинский [3].

Советским психологом Б.И. Додоновым была предложена классификация эмоций. В этой классификации представлены только представляющие в сознании людей ценные переживания [2].

Рассмотрим эмоции представленные в данной классификации и основу на которой они возникают:

• альтруистические - потребность в покровительстве окружающим;

• коммуникативные - потребность в общении;

• глорические - потребность в самоутверждении;

• практические - вызываются деятельность индивида, успех или неудача;

• пугнические - потребность в преодолении опасности;

• романтические - стремление к необычному;

• гностические - связаны с познавательной деятельностью;

• эстетические - влияние произведений искусства или природы;

• гедонические - удовлетворение потребностей;

• акизитивные - приобретение [3].

Эмоции имеют определённые функции в жизни человека. Эти функции были разделены на пять групп. Отражательная функция представляет оценку событий происходящих на данный момент как важных, так и не важных. Побуждающая функция связывает с текущим мотивационным возбуждением. Подкрепляющая функция отвечает за подкрепление

эмоциональной природы, закрепление целесообразных временных связей. За переключение между разными видами поведения отвечает переключательная функция. Последняя функция - коммуникативная. Она служит для общения, проявления эмоциональной реакций мимики [6].

В эмоциональной реакции важна не только её сила, но и время. Длительные и маловыразительные реакции называют настроениями, их полная противоположность аффекты, они короткие по времени и интенсивные [1].

Важная индивидуально-психологическая особенность личности - воля. Говоря о воле, многие исследователи опираются на слова И.М. Сеченова, который говорил, что воля это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением ради них и часто против чувства самосохранения. Воля - это способность человека к саморегуляции, умение ставить и достигать цели.

Выделено несколько основных функций воли:

• Тормозная функция впервые была изучена Т. Рибо. Проявляется в сдерживании ненужной активности.

• Побудительная функция направляет на преодоление препятствий и достижение поставленной цели.

• Регулирующая функция в произвольной сознательной регуляции контролирует действия, психические процессы и поведение.

• Развивающая функция - отвечает за совершенствование собственной личности, деятельности, поведения [2; 3].

Воля проявляет в тех действиях, которые в дальнейшем дают какой-либо результат. Действия человека можно

разделить на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия происходят импульсивно и неосознанно или же не до конца осознано, они не имеют строгого плана. Совершая произвольные действия, человек осознаёт их цель, заранее представляет все нужные операции и поочерёдно выполняет их [3].

После изучения литературы по теме индивидуально-психологические особенности личности, было проведено исследование. Целью исследования было нахождения взаимосвязи между чертами характера и ценностными ориентациями (терминальные и инструментальные ценности).

Ценностные ориентации - это определённое проявление отношения личности к фактам действительности, а также система фиксированных установок. Благодаря системе ценностных ориентаций у человека формируется содержательная сторона направленности личности и основа отношения к окружающему её миру, себе, другим людям, ядро мотивации жизнедеятельности.

М. Рокич предложил теоретическую модель ценностных ориентаций и предложил методику для их измерения. В своей теории он разделил ценностные ориентации на два типа: Терминальные (ценности-цели) - определяют смысл жизни человека и что для него наиболее важно; Инструментальные (ценности-средства) - определённые действия или свойства личности, которые применяются в конкретной ситуации [8].

Если индивидуально-психологические особенности это устойчивые свойства личности, то ценностные ориентации могут изменяться в течение жизни под воздействием нового приобретённого опыта, обстоятельств. В данном исследовании принимали участие испытуемые в возрасте от 15 до 24 лет.

Гипотеза исследования предполагает, что между чертами характера человека и терминальными, инструментальными ценностями есть взаимосвязь.

Проводилось исследование в МБОУ Луговская СОШ, участие принимали 9, 10, 11 классы (26 человек) и в «Московском финансово-промышленном университете «Синергия», участие принимали студенты 1, 2 курсы (26 человек).

Для проведения исследования применялись методики:

1) Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.). Данная методика оценивает проявление черт характера.

2) Ценностные ориентации (М. Рокич). Диагностика терминальных и инструментальных ценностей.

Корреляционный анализ результатов методик был проведён с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа методик Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.) и ценностные

ориентации (М. Рокич)

Ценностные ориентации Инструментальные ценности

Коммуникативно-характерологические особенности личности Жизнерадостность Исполнительность Независимость Рационализм Твёрдая воля Широта взглядов

Черты характера, выражающие направленность личности 0.29* 0.352* 0.307*

Интеллектуальные черты характера 0.313* 0.374*

Волевые черты характера 0.282* 0.408*

Эмоциональные черты характера 0.43*

Отношение к деятельности 0.356*

Отношение к другим людям 0.291* 0.277*

Отношение к самому себе 0.299*

Выводы. Результаты исследования показали, что между чертами характера и терминальными ценностями взаимосвязи нет, но есть взаимосвязь с инструментальными ценностями. Мы отобрали студентов, которые получили высокие баллы по тесту «Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности» по основным показателям. При

изучении инструментальных ценностей у этих студентов были получены результаты, свидетельствующие о том, что показано, что каждой выраженной черте характера соответствует одна или несколько инструментальных ценностей.

• Людям с положительной направленностью личности характерны такие ценности как независимость, твёрдая воля и широта взглядов.

• Людям с выраженными интеллектуальными чертами характера присущи исполнительность и независимость.

• Волевым чертам характера соответствуют жизнерадостность и независимость.

• У эмоциональных черт характера есть взаимосвязь с ценностью «рационализм» (данная корреляция, вероятно, свидетельствует о том, что люди с излишней эмоциональностью очень ценят «рационализм» как ценность, которой им не хватает).

• Черта выражающая отношение к деятельности связанна с ценностью «независимость».

• Черта характера выражающая отношение к другим людям связана с двумя ценностями: независимостью и широтой взглядов.

• Людям с проявленной чертой характера выражающей отношение к себе характерна такая ценность как исполнительность.

Опираясь на результаты исследования также можно сказать:

• Одна и та же ценность может соответствовать разным чертам характера;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Инструментальная ценность «независимость» связана с большей частью черт характера.

По результатам исследования можно сказать, что гипотеза была подтверждена частично. Между чертами характера и терминальными ценностями не было обнаружено взаимосвязи. Между чертами характера и инструментальными ценностями взаимосвязь есть.

Литература:

1. Вайнер, Э.Н. Валеология: учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - 11-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2021. - 448 с.

2. Джанерьян, С.Т. Психология эмоций и воли: учебное пособие / С.Т. Джанерьян; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016. - 142 с.

3. Караванова, Л.Ж. Психология: учебное пособие / Л.Ж. Караванова. - 3-е изд., стер. - Москва: Дашков и К, 2020. - 264 с.

4. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика: учебник / И.Г. Малкина-Пых. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 423 с.

5. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - 6-е изд., стер. -Москва: ФЛИНТА, 2021. - 281 с.

6. Нейрофизиология. Основной курс: учебное пособие / А.А. Лебедев, В.В. Русановский, В.А. Лебедев, П.Д. Шабанов. - Изд. 2-е, стер. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2022. - 270 с.

7. Немов, Р.С. Психология: учебник: в 3 книгах / Р.С. Немов. - 4-е изд. - Москва: Владос, 2016. - Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 641 с.

8. Определение ценностных ориентаций // HR-Portal URL: https://hr-portal.ru/article/opredelenie-cennostnyh-orientaciy (дата обращения: 20.02.2022).

9. Ступницкий, В.П. Психология: учебник / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - 3-е изд., стер. -Москва: Дашков и К, 2021. - 518 с.

Психология

УДК 159.9.316.6

кандидат психологических наук, доцент Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна

Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АНТИЦИПАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧИТЕЛЯ

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления деятельности психолога образовательного учреждения по формированию антиципационных способностей учителя в контексте превенции асоциального поведения. Формированию антиципационных способностей способствуют такие направления деятельности психолога как психолого-педагогическое просвещение, психологическая диагностика, психологическое консультирование и психологическая коррекция. Антиципационные способности рассматриваются как конкретное «состояние» системы внутренних ресурсов индивида, обеспечивающих успешность прогностической деятельности в превенции асоциального поведения обучающихся.

Ключевые слова: антципационные способности, прогнозирование, деятельность психолога, психологическое сопровождение.

Annotation. The article discusses the main activities of the psychologist of an educational institution for the formation of the teacher's anticipatory abilities in the context of the prevention of antisocial behavior. Such areas of activity of a psychologist as psychological and pedagogical education, psychological diagnostics, psychological counseling and psychological correction contribute to the formation of anticipatory abilities. Anticipatory abilities are considered as a specific "state" of the system of internal resources of an individual, ensuring the success of predictive activity in the prevention of antisocial behavior of students.

Key words: anticipatory abilities, forecasting, activity of a psychologist, psychological support.

Введение. Современное состояние неразрешенных проблем в области превентивной деятельности образовательных учреждений отражает противоречие между возрастающими требованиями общества к знаниям и профессиональным навыкам педагогов, их способности к проектированию и прогнозированию, и, с другой стороны, отсутствием новых превентивных стратегий, требующие нестандартных подходов как на уровне теоретических, так и на практике.

В психолого-педагогической науке антиципация все чаще становится предметом изучения, формируя новые возможности и направления в практической деятельности учителя (Абасов З.А., Безруких М.М., Батраченко И.Г., Бакулина Г.А., Регуш Л.А., Захаров А.В., Максимова К.В., Джига Н.Д., Монахов В.М. и многие другие). В то же время, проблема формирования антиципационных способностей педагогов в превентивной деятельности не обозначена.

Изложение основного материала статьи. Психолог является ключевой фигурой в устранении последствий деструктивного поведения в образовательном учреждении. В то же время реализация целей и задач превентивной деятельности представляется возможным лишь при непосредственном участии учителя, взаимодействующего с обучающимися в ходе всего процесса учебно-воспитательной работы направленной на развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.