Научная статья на тему 'АНТИЦИПАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРЕНЕРОВ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПОРТСМЕНАМИ'

АНТИЦИПАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРЕНЕРОВ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПОРТСМЕНАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЦИПАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ОЦЕНКА / СПОРТСМЕН / ТРЕНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛЕ / ANTICIPATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIO-PERCEPTUAL EVALUATION / ATHLETE / COACH / PROFESSIONAL AREA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанян Л.С.

В настоящее время проблеме антиципации и прогнозирования посвящено множество работ в области психологии и психофизиологии. Антиципационная состоятельность - это свойство личности, которое предопределяет способность предвидеть события и возможные пути развития личности, а также умение предупреждать межличностные конфликты. Целью исследования было выявление роли уровня сформированности антиципационной состоятельности тренеров в оценке и восприятии их профессиональной компетентности спортсменами. Методы и организация исследования. Выборку исследования составили тренеры спортивных танцев и их ученики, которые были определены в экспериментальную группу. Контрольную группу составили профессионалы социономических профессий с разным стажем работы. Для достижения цели и задач исследования были использованы методы тестирования и анкетирования. В рамках метода тестирования использовали методику диагностики антиципационной состоятельности по А. Менделевичу и тест социально-перцептивной оценки тренеров со стороны спортсменов. По результатам тестирования и анкетирования был проведен сравнительный и корреляционный анализ полученных данных. Результаты исследования. Анализ результатов тестирования выявил влияние стажа работы на развитие пространственно-временных характеристик антиципации тренеров, свидетельствующее о возможном влиянии на интенсивность и направленность развития данных характеристик в конкретных условиях. Обнаружены также достоверные связи между гностическим параметром (оценки профессиональной компетентности) социально-перцептивной оценки спортсменами тренеров и пространственно-временными характеристиками антиципации тренеров, определяющимися как профессионально важные качества тренеров. Показана также слабая прямая связь между личностно-ситуативным компонентом антиципационной состоятельности тренеров и эмоциональным параметром их социально-перцептивной оценки спортсменами, указывающая на значимую роль коммуникативно-антиципационной состоятельности в формировании отношения спортсменов к тренеру. Заключение. Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что антиципационная состоятельность тренеров играет ключевую роль в структуре их профеесионализма и это свойство возможно развивать в конкретных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTICIPATORY ABILITY OF COACHES IN THE SYSTEM OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE EVALUATION BY ATHLETES

Current research in psychology and psychophysiology focuses on the subject of anticipation and forecasting. Anticipatory sustainability is a personal trait that determines the ability to anticipate events and possible ways of personal development, as well as the ability to prevent interpersonal conflicts. The aim of the study was to identify the role of development level of anticipatory competence of coaches in their professional competence evaluation and perception by athletes. Research methods and organization. The research involved two groups of test subjects. The experimental group consisted of sport dance coaches and their students. The control group brought together experts in socionomic area with different work experience. We used testing and questionnaire methods to achieve the goal and objectives of the study. Testing method included the test for diagnosing anticipatory sustainability according to A. Mendelevich and the test of socio-perceptual coaching evaluation by athletes. We used the results of testing and questionnaires to provide a comparative and correlation analysis of data. Research results. The analysis of test results revealed the impact of work experience on the development of both spatial and temporal characteristics of the anticipation of coaches, indicating a possible effect on the intensity and direction of development of those characteristics in specific conditions. We have identified valid connections between the gnostic parameter (professional competence evaluation) of the socio-perceptual coaching evaluation by athletes and spatiotemporal characteristics of coaches' anticipation, defined as professionally important qualities of coaches. Moreover, we have demonstrated a weak direct relationship between the personality-situational component of the anticipatory sustainability of coaches and the emotional parameter of their socio-perceptual evaluation by athletes, indicating a significant role of communicative-anticipation sustainability in the development of an attitude of athletes to the coach. Conclusion. In summary, we can conclude that the anticipatory sustainability of coaches plays a key role in the structure of their competence, and the development of this property is possible under certain conditions.

Текст научной работы на тему «АНТИЦИПАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРЕНЕРОВ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПОРТСМЕНАМИ»

УДК159.9 DOI: 10.36028/2308-8826-2020-8-3-103-111

АНТИЦИПАЦИОННАЯ СПОСОБНОСТЬ ТРЕНЕРОВ В СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПОРТСМЕНАМИ

Л.С. Степанян

Государственный институт физической культуры и спорта Армении, Ереван, Армения

Аннотация

В настоящее время проблеме антиципации и прогнозирования посвящено множество работ в области психологии и психофизиологии. Антиципационная состоятельность - это свойство личности, которое предопределяет способность предвидеть события и возможные пути развития личности, а также умение предупреждать межличностные конфликты. Целью исследования было выявление роли уровня сформированности антиципационной состоятельности тренеров в оценке и восприятии их профессиональной компетентности спортсменами.

Методы и организация исследования. Выборку исследования составили тренеры спортивных танцев и их ученики, которые были определены в экспериментальную группу. Контрольную группу составили профессионалы социономических профессий с разным стажем работы. Для достижения цели и задач исследования были использованы методы тестирования и анкетирования. В рамках метода тестирования использовали методику диагностики антиципационной состоятельности по А. Менделевичу и тест социально-перцептивной оценки тренеров со стороны спортсменов. По результатам тестирования и анкетирования был проведен сравнительный и корреляционный анализ полученных данных. Результаты исследования. Анализ результатов тестирования выявил влияние стажа работы на развитие пространственно-временных характеристик антиципации тренеров, свидетельствующее о возможном влиянии на интенсивность и направленность развития данных характеристик в конкретных условиях. Обнаружены также достоверные связи между гностическим параметром (оценки профессиональной компетентности) социально-перцептивной оценки спортсменами тренеров и пространственно-временными характеристиками антиципации тренеров, определяющимися как профессионально важные качества тренеров. Показана также слабая прямая связь между личностно-ситуативным компонентом антиципационной состоятельности тренеров и эмоциональным параметром их социально-перцептивной оценки спортсменами, указывающая на значимую роль коммуникативно-антиципационной состоятельности в формировании отношения спортсменов к тренеру. Заключение. Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что антиципационная состоятельность тренеров играет ключевую роль в структуре их профеесионализма и это свойство возможно развивать в конкретных условиях.

Ключевые слова: антиципация, профессиональная компетентность, социально-перцептивная оценка, спортсмен, тренер, профессиональное поле.

ANTICIPATORY ABILITY OF COACHES IN THE SYSTEM OF THEIR PROFESSIONAL COMPETENCE EVALUATION BY ATHLETES

L.S. Stepanyan, lusine.stepanyan@sportedu.am, ORCID:0000-0003-2904-4085 Armenian State Institute of Physical Culture and Sport, Yerevan, Armenia Abstract

Current research in psychology and psychophysiology focuses on the subject of anticipation and forecasting. Anticipatory sustainability is a personal trait that determines the ability to anticipate events and possible ways of personal development, as well as the ability to prevent interpersonal conflicts. The aim of the study was to identify the role of development level of anticipatory competence of coaches in their professional competence evaluation and perception by athletes.

Research methods and organization. The research involved two groups of test subjects. The experimental group consisted of sport dance coaches and their students. The control group brought together experts in so-cionomic area with different work experience. We used testing and questionnaire methods to achieve the goal and objectives of the study. Testing method included the test for diagnosing anticipatory sustainability according to A. Mendelevich and the test of socio-perceptual coaching evaluation by athletes. We used the results of testing and questionnaires to provide a comparative and correlation analysis of data.

Research results. The analysis of test results revealed the impact of work experience on the development of both spatial and temporal characteristics of the anticipation of coaches, indicating a possible effect on the intensity and direction of development of those characteristics in specific conditions. We have identified valid connections between the gnostic parameter (professional competence evaluation) of the socio-perceptual coaching evaluation by athletes and spatiotemporal characteristics of coaches' anticipation, defined as professionally important qualities of coaches. Moreover, we have demonstrated a weak direct relationship between the personality-situational component of the anticipatory sustainability of coaches and the emotional parameter of their socio-perceptual evaluation by athletes, indicating a significant role of communicative-anticipation sustainability in the development of an attitude of athletes to the coach. Conclusion. In summary, we can conclude that the anticipatory sustainability of coaches plays a key role in the structure of their competence, and the development of this property is possible under certain conditions. Keywords: anticipation, professional competence, socio-perceptual evaluation, athlete, coach, professional area.

ВВЕДЕНИЕ

Антиципация или вероятностное прогнозирование как личностное новообразование играет важную роль как в обыденной жизни человека, так и в его профессиональной деятельности. Термин «антиципация» (от англ. to anticipate — предвидеть) как психический феномен в психологии был предложен В. Вундтом (1912), который рассматривал его как способность человека представлять возможный результат своей деятельности, прежде чем осуществлять её [1, 9, 15]. К настоящему времени в психологической литературе достаточно обширно представлены научные изыскания по проблеме антиципации и вероятностного прогнозирования. Многие из этих исследований направлены на выявление общих закономерностей анти-ципационной активности, изучение онтогенетических особенностей, познавательных функций антиципации, нервных процессов антиципации, роли антиципации в профессиональном развитии, личностном росте и т.д. В ряде работ отмечается, что в основе любого мыслительного процесса лежит феномен антиципации, даже в тех случаях, когда прогнозирование не является целью данного мыслительного процесса [3, 10, 16]. Теоретической основой изучения антиципации являются взгляды и мнения П. Анохина, Ю. Сергиенко, Е. Суркова, Б. Ломова и других авторов, которые рассматривают антиципацию как объективное психическое свойство, позволяющее отражать реальность. В психологической науке при изучении антиципации, экстраполяции рассматриваются такие проблемы, как восприятие, творчество,

мышление, эмоции и активность. Именно в деятельности как особой форме человеческой активности, в которой трансформируются и субъект, и объект, наблюдается рост ожиданий, антиципации и прогнозирования

[9, 13].

В книге Б. Ломова отмечается, что антиципация — это свойство личности, связанное с принятием решений в условиях прогнозирования определенных пространственно-временных событий [9]. Е. Сергиенко отмечает, что это определение в полной степени не раскрывает психологическое поле функционирования антиципации [3].

Известно, что ожидание является неотъемлемой чертой любого психологического процесса, но оно выражается по-разному. При этом важно отметить, что специфика антиципации подтверждается тем фактом, что в ней, как в психологическом отражении, прошлое, настоящее и будущее связаны. В монографии Б. Ф. Ломова и Е. Суркова предвидение представлено как репродуктивно-прогностический механизм, в котором прогнозирование играет роль организатора и сборщика всей информации в памяти [9]. Без предыдущего опыта невозможно предсказать развитие системы, как и при отсутствии сознательной модели будущего [5]. То есть антиципация основана на прошлом при выстраивании образа будущего. Используя имеющуюся в памяти информацию, человек способен прогнозировать будущие события. В рамках системного подхода антиципация рассматривается как системное свойство психики, отражающееся на различных уровнях функционирования личности. Так, в рабо-

тах T. Базылевича показано, что функциональные системы антиципации нацелены на информационный эквивалент будущих событий, подверженных влиянию социально обусловленных предпосылок [1]. Интересным является интерпретация антиципации в рамках акмеологического подхода. А. Денисов в своей диссертационной работе отмечает, что антиципация как интегративная способность личности руководителя прогнозировать свое поведение и поведение других определяет правильность принимаемых решений, тем самым обеспечивая акмеологиче-ский рост [5].

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что антиципация — это системное свойство личности, проявляющееся на всех уровнях функционирования человека как субъекта, профессионала и личности. Антиципация играет когнитивную, познавательную и регулятивную функции. Когнитивная функция антиципации проявляется в построении моделей будущего на основе имеющихся данных. Познавательная функция антиципации проявляется в познании себя и других посредством прогнозирования действий в конкретных пространственно-временных условиях. Особый интерес представляет собой регулятивная функция антиципации. Известно, что показателем эффективности саморегуляции личности является гармоничное сочетание прошлого, настоящего и будущего, где каждая из этих временных характеристик предопределяет другую и зависит от другой. Низким уровнем саморегуляции является как построение настоящего без учета прошлого опыта и сознательного построения будущего, так и прогнозирование будущего без анализа настоящего и прошлого. В наших исследованиях, посвященных изучению роли антиципации в профессиональном развитии, показано, что антиципация является базисной составляющей акмеориентированного развития, предопределяющей эффективность профессионального развития в управленческой деятельности. В данной работе показана также зависимость уровня антиципационной состоятельности от возраста и стажа работы [13].

О роли прогностической компетентности в эффективности управляющей деятельности говорится и в книге Друкера «Эффективное управление» [6].

На основании вышеизложенного можно сказать, что антиципационную состоятельность можно отнести к классу изменяющихся свойств личности, которые при целенаправленном воздействии можно развить. Интересным является нейробиологическая основа антиципации. Антиципационная, прогнозирующая компетентность базируется на активности лобных долей коры головного мозга [18]. Так, в своей работе А. Исаев и С. Исайчев отмечают, что в процессе принятия решений лобные доли играют значимую роль, а принятие решений без предвосхищающей функции невозможно представить [7]. Резюмируя вышеизложенное, можно утверждать, что антиципационная состоятельность — это свойство личности с большой вероятностью прогнозирования события и собственных реакций на эти события. При этом антиципация является системным психофизиологическим новообразованием, детерминирующим активное, проактивное, целеустремленное и мотивированное поведение. Благодаря антиципации в логической цепи связываются прошлое, настоящее и будущее человека, позволяющие с большой вероятностью прогнозировать грядущие события и собственные реакции на эти же события [17, 19].

В то же время антиципационная состоятельность, различные ее составляющие являются производными влияния профессиональной деятельности, детерминирующими рост и развитие личности как субъекта труда. При воздействии социономических профессий большему влиянию подвержена личностно-ситуативная составляющая антиципации, в то время как в профессиях, где акцентируется важность временных и пространственных характеристик, изменения происходят именно в этой сфере. В ряде работ отмечается связь антиципации с рефлексивной культурой человека, которая обеспечивает высокую степень рефлексии в профессиональной деятельности [2, 4, 9, 11, 12, 14, 15].

Немало работ посвящено роли антиципации в спортивной деятельности. В частности, в работах А. Пуни, Н. Бернштейна, Б. Ломова и других авторов показана значимая роль антиципации на всех уровнях и этапах спортивной деятельности, начиная с этапа ориентирования до ухода из спорта. Можно сказать, что антиципация определяет уровень профессионализма всех участников спортивной деятельности. Так, от способности предвидеть пространственно-временные характеристики действий, планировать будущие действия, ведущие к реализации намеченного плана, а также от способности предвидеть действия соперника во многом зависит успешность деятельности спортсмена. Немаловажным является также антици-пационная способность тренеров как один из показателей их профессиональной компетентности, влияющий на эффективность принятия тренерских решений и предопределяющий вектор развития спортивной деятельности.

Анализируя исследования концепта антиципации, можно сказать, что при целенаправленном влиянии в конкретных условиях деятельности можно достичь развития анти-ципационной состоятельности. В то же время спортивная деятельность представляется как цепь поставленных перед тренером и спортсменом задач и целей, для реализации которых необходимым является прогнозирование, предвосхищение будущего, что во многом и предопределяет эффективность деятельности. Несмотря на важность прогностической способности как значимого компонента профессиональной компетентности в спортивной деятельности, работ, посвященных проблеме антиципациии и структурным особенностям антиципацион-ной состоятельности, необоснованно мало. На основании вышеизложенного нами была предложена гипотеза о том, что оценка спортсменами профессиональной компетентности тренеров во многом обусловлена степенью развития их антиципационной способности в целом как одного из профессионально важных качеств личности тренеров. При этом под влиянием тренерской

деятельности структурные единицы антици-пационной способности могут подвергаться различным изменениям.

На пути профессионального становления личность подвергается изменениям в профессиональном пространстве и времени и формируются новообразования, адекватные содержанию и целям данной профессии. Ан-тиципационная способность является одним из тех качеств личности, которые подвергаются изменениям во времени и пространстве под влиянием определенных условий среды, к которым относится и профессиональная среда.

Целью данной работы явилось исследование влияния степени сформированности анти-ципационной способности тренеров на восприятие и оценку их профессиональной компетентности спортсменами. Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ исследований по проблеме антиципации.

2. Изучить онтогенетические, биологические и социо-психологические корреляты феномена антиципации.

3. Выявить место антиципационной состоятельности в системе профессиональной компетентности тренеров.

4. Выявить особенности развития антиципа-ционной состоятельности в динамике профессионального развития.

Объектом исследования является антиципа-ционная состоятельность.

Предметом исследования является антиципа-ционная состоятельность в системе профессиональных компетенций тренеров.

МЕТОДЫ

И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления уровня антиципационных способностей тренеров был использован тест «Диагностика антиципационных способностей» по А. Менделеевичу. Отношение спортсменов к тренеру оценивалось по тесту Ю. Ганина и А. Стамбулова «Социально-перцептивная оценка спортсменами личностно-деятельной спецификации

тренеров». Для статистической обработки полученных данных использовался пакет статистических программ SPSS 20.0. Выборка исследования состояла из 110 человек, из которых 60 вошли в экспериментальную группу, 50 — в контрольную. Экспериментальную группу составили 10 тренеров спортивных танцев и их 50 учеников. Стаж работы у тренеров колебался от 2 до 13 лет, профессиональная деятельность спортсменов — от 5 до 7 лет. В контрольную группу вошли профессионалы, находящиеся на разных стадиях профессионального становления и работающие в системе «человек-человек». В качестве профессионалов были выбраны психологи, работа которых наиболее характеризует профессии данного типа. Контрольная группа была разделена на две подгруппы в соответствии со стажем работы: 1-ю подгруппу составили студенты, обучающиеся на 4-м курсе бакалавриата по специальности «Психология», 2-ю группу составили практикующие психологи со стажем работы более 10 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ средних показателей индекса антиципации по тесту «Диагностика антиципа-ционных способностей» А. Менделеевича в группе тренеров выявил средний уровень антиципации (260 у.е.). В то же время интересны данные о том, что, несмотря на сред-

ний уровень общей антиципации, показатели пространственно-временных характеристик антиципации находились в диапазоне высоких значений (рисунок 1).

Проведенный сравнительный анализ показателей антиципационной состоятельности выявил, что показатель уровня как временной, так и пространственной антиципации находится в диапазоне высоких значений, уровень ситуативно-личностной антиципации — в диапазоне средних значений, ближе к грани высоких значений. В то же время нам представляется интересным описание показателей одного из тренеров (И.А.) с самым малым стажем работы (2 года). У И.А. зарегистрированы низкие значения по показателям пространственной и ситуативно-личностной антиципации, а по показателю временной антиципации выявлены средние значения. Таким образом, полученные показатели уровня различных составляющих антиципационной компетентности указывают на значимость данной компетенции как профессионально важного качества в спортивной деятельности, а также на изменение уровня развития под влиянием факторов социальной среды. Полученные нами данные подтверждаются исследованиями Ю. Кулюткина, в работах которого показано, что антиципационная компетентность и свойство вероятностного прогнозирования при целенаправленном воздействии развиваются более интенсивно. (Кулюткин Ю.Н.

Рисунок 1 - Уровень составляющих антиципационной состоятельности тренеров со стажем работы от 2 до 13 лет

Figure 1 - The level of components of anticipatory sustainability of coaches with 2-13 years of work experience

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых и учащихся. — М.: Педагогика, 1971. — 112 с.). Нами также был проведен корреляционный анализ (по Спирмену) составляющих анти-ципационной способности и стажа работы, который выявил тесную корреляционную связь (г=0,689, р<0.05) между исследуемыми показателями. Выявленные показатели корреляционного анализа позволяют говорить о значимой роли конкретной активности личности на данном промежутке времени в развитии антиципации, вероятностного прогнозирования.

Для определения роли уровня антиципаци-онной состоятельности тренеров в восприятии и оценке профессиональных компетенций тренеров спортсменами нами была проведена сравнительная оценка в группах исследуемых: спортсменов и тренеров. Был проведен анализ по Т-тесту зависимых пар, который выявил некоторые связи между показателями антиципационной способности тренеров и социально-перцептивной оценкой тренеров спортсменами. Для выявления достоверности нами были про-ранжированы показатели двух тестов в десятибалльную систему, после чего была проведена обработка данных. Так, выявлена достоверная связь между показателями временной и пространственной составляющих антиципации тренеров и гностическим параметром оценки тренеров спортсменами (р<0.05). Гностический параметр диагно-

стирует уровень компетентности тренера как специалиста. В то же время по эмоциональному и поведенческому параметрам оценки тренеров и их антиципационным показателям достоверных связей обнаружено не было. На уровне тенденции была выявлена прямая связь между эмоциональным параметром оценки тренеров и личностно-ситуативной составляющей антиципации тренеров. Эмоциональный параметр указывает на степень симпатии спортсмена к тренеру. Полученная слабая связь, возможно, обусловлена вариативным стажем работы выборки тренеров.

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что временно-пространственные составляющие конструкта антиципации, во-первых, являются профессионально важными качествами и одним из значимых индикаторов профессиональной компетентности тренеров, во-вторых, влияют на особенности оценки и восприятия профессиональной компетентности тренеров спортсменами и, как следствие, на степень доверия к тренеру. Показанная прямая, но слабая связь между личностно-ситуативной составляющей ан-тиципационной состоятельности тренеров и эмоциональным параметром социально-перцептивной оценки указывает на значимость данного компонента антиципации в формировании положительного отношения и эмоциональной привязанности к тренеру. В то же время полученные данные указывают на динамичность развития антиципационной

Рисунок 2 - Уровень выраженности показателей антиципационной состоятельности тренеров и параметров оценки их компетентности

Figure 2 - The level of evidence of indicators of anticipatory sustainability of coaches and parameters for their competence evaluation

состоятельности профессионалов под влиянием конкретной специфической деятельности.

Для выявления закономерностей развития антиципационной состоятельности в конкретных условиях функционирования личности нами был проведен сравнительный анализ средних значений в контрольной группе, который выявил достоверные различия по личностно-ситуативному и пространственному компонентам антиципационной состоятельности. Как было указано выше, контрольная группа по стажу работы была разделена на две группы: первую группу составили студенты, обучающиеся на факультете психологии, 2-ю группу составили профессионалы, имеющие стаж работы в сфере психологии более 10 лет. Так, в группе студентов регистрировались низкие значения по всем показателям анти-ципационной сотоятельности, это является одним из доказательств, что антиципационная состоятельность формируется под влиянием определенных факторов, действующих во времени и пространстве. В группе профессионалов со стажем работы более 10 лет наблюдается повышение уровня личностно-ситуативного и пространственного компонентов до высоких показателей, что является индикатором важности вышеприведенных качеств в профессиональной деятельности психологов. Таким образом, проведенный анализ изменений структурно-функциональных единиц

ЛИТЕРАТУРА

1. Базылевич, Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности / Т.Ф. Базылевич // Вопросы психологии. - 1988. - № 4. - С. 46-52.

2. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. Ф Бернштейн // Биомеханика и физиология движений. - М.: изд-во инст. Модэк, 1997. - С. 342-458.

3. Бехтер, А.А. Феномен антиципации в контексте акмеологического развития специалиста / А.А. Бехтер, Е.В. Гончарова // Акмеология. - 2015. - С. 33-38. https://cyberl.enInka.ru/artiс1е/пДепотеп-antItsIpatsII-v-kontekste-akmeologIcheskogo-razvitiya-spetsialista/viewer].

4. Васильевская, Е.А. Сравнительный анализ антици-пационной деятельности социального интеллекта у больных с шизофренией и умственной отсталостью / Е.А. Васильевская // Неврологический вестник. - 2016. - № 1. - С. 57-62.

антиципационной состоятельности под влиянием различной профессиональной среды, а также влияния сформированности антици-пационной состоятельности на оценку профессиональной компетентности тренеров позволяет утверждать, с одной стороны, о значимой роли конструкта антиципационной состоятельности в профессиональном развитии личности, а с другой — о вероятностном развитии компонентов данного конструкта при целенаправленном воздействии.

ВЫВОДЫ

1. Уровень развития пространственных и временных составляющих антиципацион-ной способности находится в тесной взаимосвязи с показателями стажа работы тренеров, что свидетельствует о возможном развитии антиципационной способности при целенаправленном воздействии.

2. Обнаружена тесная связь между показателями временных и пространственных характеристик антиципации тренеров и гностическим параметром социально-перцептивной оценки спортсменами их тренеров, что указывает на важность анти-ципационной состоятельности как одного из факторов профессиональной компетентности.

3. Конкретно-специфические условия деятельности являются предикторами развития различных характеристик антиципации.

5. Денисов, А.С. Антиципация деятельности сотрудников как условие достижения профессионального акме руководителя : автореф. дис.....

канд. Псих. наук / А.С. Денисов. - 2005. - 24 с. https://www.dissercat.com/content/antitsipatsiya-deyatelnostI-sotrudnIkov-kak-uslovIe-dostIzhenIya-professionalnogo-akme-rukov

6. Друкер, П. Эффективный руководитель / П. Друкер.

- Изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 232 с.

7. Исаев, А.В. Количественные и качественные индикаторы формирования антиципации у спортсменов-борцов / А. В. Исаев, С. А. Исайчев // Национальный психологический журнал. - 2015, № 2(18), С. 25-32.

8. Кулюткин, Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых и учащихся / Ю.Н. Кулюткин. - М. : Педагогика, 1971. - 112 с.

9. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков. - М. : Наука, 1980.

- 280 с.

10. Лунева, О. В. Концепция социального интеллекта личности / О. В. Лунева // Знание, понимание, Умение. - 2012, № 2. - С. 46-51.

11. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, № 5. - С. 50-59.

12. Старченкова, Е.С. Ресурсы проактивного совла-дающего поведения / Е. С. Старченкова //Вестник Санкт-Петербургского ун-та. - Сер.12, вып. 1, март 2012. - С. 51-61

13. Степанян, Л.С. Антиципационная состоятельность в структуре акмеориентированного развития / Л. С. Степанян // Актуальная психология. - 2017. - С. 617-622.

14. Степанян, Л.С. Антиципация как фактор успешности спортивной деятельности. // Проблемы психологического обслуживания в спорте высших достижений : материалы 1-й международной научной конференции. - 2017, 23-26 октября, Ереван. - С. 243 -250

15. Сумина, Н. Е. Взаимосвязь антиципационной состоятельности с личностными свойствами / Н. Е.

REFERENCES

1. Bazylevich T.F. Systemic studies of anticipation in the structure of personality, Issues of Psychology [Voprosy psikhologii], 1988, N 4, pp. 46-52.

2. Bernstein N.A. Essays on the physiology of movements and the physiology of activity. Biomechanics and physiology of movements [Biomekhanika i fiziologiia dvizhenii]. M.: publishing house inst. Modek [izd-vo inst. Modek], 1997, p. 342-458.

3. Bechter A.A. Goncharova E.V. The anticipation phenomenon in the context of acmeological development of a specialist. Acmeology [Akmeologiia], 2015, pp. 33-38. https://cyberleninka.ru/article/n/fenom-en-antitsipatsii-v-kontekste-akmeologicheskogo-razvitiya-spetsialista/viewer].

4. Vasilievskaya EA A comparative analysis of the anticipatory activity of social intelligence in patients with schizophrenia and mental retardation // Neurological Bulletin [Nevrologicheskii vestnik], 2016.N 1. P. 57-62.

5. Denisov A. S. Anticipation of employee activity as a condition for achieving professional acme of a manager // abstr. dis. ... Cand. Psych. sciences [Antitsipat-siia deiatelnosti sotrudnikov kak uslovie dostizhe-niia professionalnogo akme rukovoditelia : avtoref. dis. ... kand. Psikh. nauk], 2005, 24 pp. https://www. dissercat.com/content/antitsipatsiya-deyatelnosti-sotrudnikov-kak-uslovie-dostizheniya-professional-nogo-akme-rukov

6. Drucker P. Effective manager. Publishing House: Mann, Ivanov and Ferber [Izd-vo Mann, Ivanov i Fer-ber], 2012, 232 pp.

7. Isaev A.V., Isaichev S.A. Quantitative and qualitative indicators of the anticipation development in wrestlers // National Psychological Journal [Natsionalnyi psikhologicheskii zhurnal], 2015, No. 2 (18), p. 25-32.

8. Kulyutkin Yu.N. Individual differences in the mental activity of adults and students. M .: Pedagogy [Peda-gogika], 1971.112 p.

9. Lomov B.F., Surkov E.N. Anticipation in the structure

Сумина, Н. П. Ничипоренко // Российский психологический журнал. - 2007. - С. 22-29.

16. Толстошеина, Н.В. Антиципация как одно из условий прогнозирования, выбора и регуляции будущей деятельности / Н.В. Толстошеина // Гау-деамус. - 2002. - № 2 (2). https://cyberleninka. ru/article/n/antitsipatsiya-kak-odno-iz-usloviy-prognozirovaniya-vybora-i-regulyatsii-buduschey-deyatelnosti.

17. Acebes-Sánchez J., Diez-Vega I., Esteban-Gonzalo S., Rodriguez-Romo G.. Physical activity and emotional intelligence among undergraduate students: a correlational study // BMC Public Health. 2019; 19: 1241. Published online 2019 Sep 9.

18. Harmon-Jones E., Winkielman P. Social Neuroscience: Integrating Biological and Psychological Explanations of Social Behaviour // Guilford Press, 2007, pp. 51.

19. Ubago-Jiménez J. L, González-Valero G., Puertas-Molero P., García-Martínez I.. Development of Emotional Intelligence through Physical Activity and Sport Practice. A Systematic Review. Behav Sci (Basel) 2019 Apr; 9(4): 44. Published online 2019 Apr 24.

of activity. Moscow. Nauka Publ. [Science], 1980. -280 p.

10. Luneva O.V, The concept of social intelligence of personality. Knowledge, understanding, skill [Znanie, ponimanie, umenie], 2012, no. 2, p. 46-51.

11. Nichiporenko, N.P., Mendelevich, V.D. Phenomenon of anticipatory abilities as a subject of psychological research. Psychological Journal [Psikhologicheskii zhurnal]. 2006.V. 27. No. 5. - P. 50-59.

12. Starchenkova E.S. Resources of proactive coping behavior. Bulletin of St. Petersburg University [Vestnik Sankt-Peterburgskogo un-ta], Ser. 12, no. 1, March 2012. - p. 51-61.

13. Stepanyan L.S. Anticipatory sustainability in the structure of acme-oriented development // Actual Psychology [Aktualnaia psikhologiia], 2017, pp. 617622.

14. Stepanyan L.S. Anticipation as a factor of successful sport activity. Proceedings of the 1st international scientific conference "Problems of Psychological Services in Elite Sports" [Problemy psikhologichesko-go obsluzhivaniia v sporte vysshikh dostizhenii: ma-terialy 1-i mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii] 2017, October 23-26, Yerevan, pp. 243-250.

15. Sumina N.E., Nichiporenko N.P. The relationship of anticipatory sustainability with personal properties. Russian Psychological Journal [Rossiiskii psikholog-icheskii zhurnal], 2007, pp. 22-29.

16. Tolstosheina N.V. Anticipation as one of the conditions for forecasting, choosing and regulating future activitiesio Gaudeamus, n 2 (2), 2002. https:// cyberleninka.ru/article/n/antitsipatsiya-kak-odno-iz-usloviy-prognozirovaniya-vybora-i-regulyatsii-buduschey-deyatelnosti.

17. Acebes-Sánchez J., Diez-Vega I., Esteban-Gonzalo S., Rodriguez-Romo G. Physical activity and emotional intelligence among undergraduate students: a correlational study. BMC Public Health. 2019 19: 1241. Published online 2019 Sep 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Harmon-Jones E., Winkielman P. Social Neuroscience:

Integrating Biological and Psychological Explanations of Social Behavior. Guilford Press, 2007, pp. 51. 19. Ubago-Jiménez J.L, González-Valero G., Puertas-Molero P., García-Martínez I. Development of Emo-

tional Intelligence through Physical Activity and Sport Practice. A Systematic Review. Behav Sci (Basel) 2019 Apr; 9 (4): 44. Published online 2019, Apr 24.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Степанян Лусине Самвеловна - кандидат биологических наук, доцент; Государственный институт физической культуры и спорта Армении, г. Ереван, ул. Алека Манукяна 11, e-mail: lusine.stepanyan@sportedu.am. 0RCID:0000-0003-2904-4085

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Степанян Л.С. Антиципационная способность тренеров в системе оценки их профессиональной компетентности спортсменами / Л.С. Степанян // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т 8, № 3. - С. 103-111. 001: 10.36028/2308-8826-2020-8-3-103-111

FOR CITATION

Stepanyan L.S. Anticipatory ability of coaches in the system of their professional competence evaluation by athletes. Science and sport: current trends, 2020, vol. 8, no. 3, pp. 103-111 (in Russ.) DOI: 10.36028/23088826-2020-8-3-103-111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.