Научная статья на тему 'Структурно-функциональная организация и генезис антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах'

Структурно-функциональная организация и генезис антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИЦИПАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ANTICIPATORY-PROGNOSTIC MECHANISM / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахметзянова Анна Ивановна

Антиципационно-прогностическим процессам принадлежит ведущая роль в регуляции поведения. Именно антиципация обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения, она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и в коммуникативные акты. Антиципационно-прогностические процессы обеспечивают планирование направления трансформации поведения на основании оценки внешних условий. Наиболее полно и конструктивно рассмотреть специфику социально-психологической адаптации как системы перестройки поведения в соответствии с изменениями предъявляемых к личности внешних требований целесообразно, основываясь на парадигмальных положениях метасистемного подхода. Именно данный подход как методологическое основание, раскрывает объект исследования (социально-психологическую адаптацию) в его основных сущностных аспектах. Социально-психологическая адаптация личности рассматривается как особая специфическая система со встроенным метасистемным уровнем (социум, социализация, социальная идентичность), включающая в себя пять основных уровней структурно-содержательной организации: метасистемный, общесистемный, субсистемный, компонентный, элементный. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей структурного, функционального, генетического, интегративного и метасистемного аспектов изучения социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах (подростковом возрасте, юношеском и периоде взрослости).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL ORGANIZATION AND GENESIS OF ANTICIPATORY-PROGNOSTIC MECHANISM OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AT DIFFERENT AGE STEPS

Anticipatory-prognostic processes play a leading role in the regulation of behavior. It is anticipation that provides the formation of a goal, planning and programming of behavior, it takes part in the processes of decision-making, monitoring and in communicative acts. Anticipatory-prognostic processes provide planning of direction of the behavior transformation based on the assessment of external conditions. It is appropriate to consider fully and constructively specific socio-psychological adaptation as a system for restructuring behavior in accordance with the changes of external requirements applicable to an individual on the basis of paradigmatic statements of the meta-system approach. It is this approach acting as a methodological basis that reveals the object of research (socio-psychological adaptation) in its main essential aspects. Socio-psychological adaptation of an individual is considered as a special specific system with an integrated meta-system level (environment, socialization, social identity), which includes five basic levels of structural-content organization: meta-system, system-wide, subsystem, component and elemental. The article presents the results of an empirical study of the structural, functional, genetic, integrative and meta-system aspects of the study of socio-psychological adaptation at different age stages (growing age, adolescence and adulthood).

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная организация и генезис антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах»

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2018. Т. 28, вып. 1

Психология

УДК 159.937+316.624 А.И. Ахметзянова

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ГЕНЕЗИС АНТИЦИПАЦИОННО-ПРОГНОСТИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ1

Антиципационно -прогностическим процессам принадлежит ведущая роль в регуляции поведения. Именно антиципация обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения, она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и в коммуникативные акты. Антиципационно-прогностические процессы обеспечивают планирование направления трансформации поведения на основании оценки внешних условий. Наиболее полно и конструктивно рассмотреть специфику социально-психологической адаптации как системы перестройки поведения в соответствии с изменениями предъявляемых к личности внешних требований целесообразно, основываясь на парадигмальных положениях метасистемного подхода. Именно данный подход как методологическое основание, раскрывает объект исследования (социально-психологическую адаптацию) в его основных сущностных аспектах. Социально-психологическая адаптация личности рассматривается как особая специфическая система со встроенным метасистемным уровнем (социум, социализация, социальная идентичность), включающая в себя пять основных уровней структурно-содержательной организации: метасистемный, общесистемный, субсистемный, компонентный, элементный. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей структурного, функционального, генетического, интегративного и метасистемного аспектов изучения социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах (подростковом возрасте, юношеском и периоде взрослости).

Ключевые слова: антиципационно-прогностический механизм, социально-психологическая адаптация.

При оценке степени научной разработанности проблемы изучения антиципационного и прогностического механизмов социально-психологической адаптации на базе информационного пространства научно-электронной библиотеки ЕНЬгагу за последние 10 лет (2006-2016 гг.) были выявлены следующие тенденции: во-первых, монотонно возрастающий характер исследовательской активности в изучении феноменов антиципации и прогнозирования (ежегодно объем научных публикаций по проблеме исследования антиципационно-прогностических процессов увеличивается в среднем 4,7 раза); во-вторых, диапазон исследований феномена прогнозирования в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) в 15 раз превышает объем исследований по изучению антиципации [3; 4; 6; 9; 11].

Что касается исследований феномена социально-психологической адаптации, то при значительном объеме научных работ, рассматривающих данный феномен, анализу механизмов социально-психологической адаптации посвящено лишь 2,3 % исследований от общего объема научных работ по проблеме социальной идентичности. При возрастании исследовательской активности в изучении феномена социально-психологической адаптации отмечается низкая дифференцированность: большинство исследований сосредоточены на изучении возрастных особенностей социально-психологической адаптации (34 %); изучении социально-психологической адаптации в условиях профессиональной деятельности (28 %); изучении социально-психологической адаптации обучающихся (18 %) [2; 5; 7; 8; 10].

Материал и методика исследований

Исследование антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах осуществлялось последовательно в 5 этапов. Задачей первого этапа был анализ структурной организации социально-психологической адаптации. Процедурно дан-

1 Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научно-исследовательского проекта № 17-16-16004 «Прогностическая компетентность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в превенции девиаций».

2018. Т. 28, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ный этап реализовывался через изучение содержательных параметров социально-психологической адаптации, а также антиципационно-прогностических процессов, реализуемых на функционально-локализационном, динамическом, непроизвольном и произвольном уровнях, через расчет коэффициентов когерентности, дивергентности, организованности структуры без дифференциации по возрастным этапам. На втором этапе решалась задача изучения особенностей функционирования антиципа-ционно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах. Технологически данная задача решалась с использованием процедуры корреляционного анализа, расчета коэффициентов когерентности, дивергентности, организованности структуры, а также показателей гомогенности-гетерогенности по возрастным этапам (подростковый возраст, юношеский возраст, период взрослости). На третьем этапе исследования антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации анализировались особенности генеза через сравнительную оценку показателей уровня выраженности содержательных параметров социально-психологической адаптации и антиципационно-прогностических процессов, а также их взаимосвязи на разных возрастных этапах. Четвертым этапом решалась задача изучения интегративного аспекта антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах. Решение ее осуществлялось с использованием процедуры факторного анализа с уагушах-вращением содержательных параметров социально-психологической адаптации, антиципа-ционно-прогностических процессов, социально-психологических установок личности в мотивацион-но-потребностной сфере, а также стратегий межличностного взаимодействия на разных возрастных этапах. Задачей пятого, заключительного, этапа являлось исследование антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах в метасистемном аспекте. Учитывая тот факт, что в качестве метасистем в отношении феномена социально-психологической адаптации выступает социум (социальная реальность) и социализация, эмпирически поставленная задача данного этапа исследования решалась через оценку факторной структуры содержательных компонентов социально-психологической адаптации, антиципационно-прогностических процессов, а также пространственно-временных параметров (установок внутри-группового взаимодействия и организации событийного пространства) на разных возрастных этапах.

Структурный аспект анализа социальной психологической адаптации процедурно реализовы-вался через изучение содержательных параметров социально-психологической адаптации, антиципа-ционно-прогностических процессов (реализуемых на функционально-локализационном, динамическом, непроизвольном и произвольном уровнях) через расчет коэффициентов когерентности, дивергентности, организованности структуры без дифференциации по возрастным этапам. В результате установлено, что высокий уровень социально-психологической адаптации проявляется в высоких показателях адаптивности, принятия себя, эмоционального комфорта и интернальности, реализуется через антиципационную состоятельность, гибкость, аналитичность, перспективность и низкую дис-социированность. Выявлен высокий уровень структурной организации антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации, о чем свидетельствует преобладание прямо пропорциональных статистически значимых взаимосвязей показателей социально-психологической адаптации и антиципационно-прогностических процессов над обратно пропорциональными.

Функциональный аспект изучения антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах технологически был реализован с использованием процедуры корреляционного анализа показателей социально-психологической адаптации и антиципационно-прогностических процессов (г-критерий ранговой корреляции Спирмена), расчет коэффициентов когерентности, дивергентности, организованности структуры, а также показателей гомогенности-гетерогенности по каждому возрастному этапу (подростковый возраст, юношеский возраст, период взрослости).

Результаты и их обсуждение

В результате корреляционного анализа установлено, что в подростковом возрасте адаптивность обеспечивается гибкостью, антиципационной состоятельностью и низкой диссоциированностью; ин-тернальность, как показатель социально-психологической адаптации, на уровне антиципационно-прогностических процессов поддерживается доказательностью, перспективностью и самостоятельностью; эмоциональный комфорт в показателях социально-психологической адаптации на уровне анти-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ципационно-прогностических процессов обеспечивается процессами моделирования, осознанности и планирования. В юношеском возрасте принятие себя как показатель социально-психологической адаптации реализуется на уровне антиципационно-прогностических процессов через планирование, перспективность и глубину; адаптивность реализуется через процессы планирования и программирования; эмоциональный комфорт реализуется через гибкость регуляторных процессов; интернальность как содержательный показатель социально-психологической адаптации обеспечивается низкой дис-социированностью, высоким уровнем произвольной саморегуляции, общей осознанностью. В период взрослости на уровне содержательных параметров социально-психологическая адаптация проявляется в обеспечении адаптивности процессами антиципационной состоятельности и общего уровня саморегуляции; принятия себя - процессами аналитичности и оценивания результатов; принятия других - процессами планирования и программирования; эмоционального комфорта - глубиной и гибкостью регуляторных процессов; интернальность - перспективностью, аналитичностью и осознанностью регуляторных процессов; стремление к доминированию - процессами программирования и оценивания результатов.

Степень организованности систем социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах оценивалась на количественном и качественном уровнях. На количественном уровне осуществлялся расчет показателей через оценку индексов когерентности и дивергентности, а также расчета коэффициента организованности структуры социально-психологической адаптации на основании полученных значимых взаимосвязей (р<0,01 и р<0,05). Качественная оценка осуществлялась через определение гомогенности-гетерогенности структурной организации социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах с использованием метода %2 экспресс (табл.).

Мера организованности коррелограмм компонентов социально-психологической адаптации, ведущие, базовые качества на разных возрастных этапах

Возрастные этапы ИКС ИДС ИОС Ведущие качества Базовые качества

Подростковый возраст 29 13 16 Принятие себя Принятие себя на уровне показателей социально-психологической адаптации; диссоциация на уровне антиципационно-прогностических процессов

Юношеский возраст 33 13 20 Адаптивность Эмоциональный комфорт на уровне показателей социально-психологической адаптации; перспективность на уровне антиципационно-прогностических процессов

Взрослость 37 16 21 Общий уровень осознанной саморегуляции Интернальность на уровне показателей социально-психологической адаптации; антиципационная состоятельность на уровне антиципационно-прогностических процессов

Генетический аспект изучения антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах эмпирически реализовывался через сравнительную оценку показателей уровня выраженности содержательных параметров социально-психологической адаптации и антиципационно-прогностических процессов, а также их взаимосвязи на разных возрастных этапах.

В результате исследования социально-психологической адаптации, рассматриваемой в содержательных параметрах адаптивности, принятия себя, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности и стремления к доминированию, выявлено повышение общего уровня адаптирован-ности в онтогенетическом аспекте: от подросткового возраста к юношескому, а затем - к периоду взрослости (рис. 1).

При этом качественно-содержательные параметры социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах имеют специфические особенности: показатели адаптивности, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности характеризуются значимым возрастанием юно-

2018. Т. 28, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

шеском возрасте в сравнении с подростковым, а также в период взрослости - в сравнении с юношеским возрастом. Изменения показателя принятия себя носят и-образный характер: максимальные значения выявлены в подростковом возрасте; они значимо снижаются в юношеском возрасте, а затем снова возрастают практически до исходного уровня (характерного для подросткового возраста) в период взрослости. Показатель стремления к доминированию значимо снижается в юношеском возрасте в сравнении с подростковым, а затем в период взрослости - в сравнении с юношеским возрастом.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

_ *

ШИШ

Адаптивность Принятие себя Принятие других Эмоциональный Интернальность Стремление к

комфорт доминированию

■ Подростковый возраст Юношеский возраст и Период взрослости

Рис. 1. Гистограмма средних значений параметров социально-психологической адаптации на разных

возрастных этапах

В генетическом аспекте анализ антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах характеризуется сформированностью анти-ципационной состоятельности (83,4 % подростков, 91,1 % в юношеском возрасте, 97,2 % в период взрослости). Антиципационно-прогностические процессы в подростковом возрасте характеризуются взаимосвязью антиципационной состоятельности с прогностической глубиной и гибкостью. Непроизвольный уровень психологических механизмов взаимосвязи антиципации и прогнозирования подростков обеспечивается высоким уровнем диссоциации; на произвольном уровне данная взаимосвязь обеспечивается гибкостью и оцениванием результатов.

В юношеском возрасте выявлена взаимосвязь антиципационной состоятельности с прогностической глубиной, осознанностью, гибкостью, перспективностью и доказательностью. Степень выраженности и направленность взаимосвязей прогностических параметров и антиципационной состоятельности указывают на факт согласованности антиципационно-прогностической системы в юношеском возрасте. Взаимосвязь антиципации и прогнозирования на непроизвольном уровне в юношеском возрасте обеспечивается низким уровнем диссоциации, проявляющимся в дифференциации процессов прогнозирования; на произвольном уровне - высоким общим уровнем осознанной саморегуляции поведения через регуляторные процессы планирования, прогнозирования, оценивания результатов и самостоятельность.

В период взрослости выявлена взаимосвязь антиципационной состоятельности с прогностической глубиной, аналитичностью, осознанностью, перспективностью, гибкостью и доказательностью, что также свидетельствует о высокой степени согласованности антиципационно-прогностической системы. При этом непроизвольный уровень антиципационно-прогностического механизма обеспечивается низким уровнем диссоциированности (проявляющимся в четкой дифференцированности всех прогностических процессов); произвольный уровень антиципационно-прогностических механизмов обеспечивается высоким уровнем осознанной саморегуляции, реализуемым через регулятор-ные процессы самостоятельности, планирования, моделирования и оценивания результатов.

Система взаимосвязей содержательных параметров социально-психологической адаптации и ан-тиципационно-прогностических процессов в генетическом аспекте на разных возрастных этапах характеризуется возрастанием структурной организованности при переходе от подросткового возраста к

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

юношескому и от юношеского возраста - к взрослости, на что указывает монотонное увеличение значения коэффициента организованности структуры. Также отметим, что при гомогенности структуры генез антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах характеризуется сменой базовых качеств: от принятия себя и диссоциированности в подростковом возрасте - к эмоциональному комфорту, адаптивности и перспективности в юношеском возрасте; затем интернальности и антиципационной состоятельности в период взрослости.

Изучение интегративного аспекта антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах предполагает интеграцию полученных в ходе предшествующих этапов результатов исследования. Решение поставленной задачи на данном этапе исследования осуществлялось с использованием процедуры факторного анализа с varymax-вращением содержательных параметров социально-психологической адаптации, антиципационно-прогностических процессов, социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, а также стратегий межличностного взаимодействия на разных возрастных этапах.

В результате процедуры расчета показателей факторной нагрузки исследуемых показателей на всех возрастных этапах (в подростковом возрасте, юношеском возрасте, периоде взрослости) выявлена трехфакторная структура, включающая в себя антиципационно-перспективынй, интернально-аналитический и регуляторно-адаптивный факторы. При этом содержательный анализ факторов позволил выявить специфические особенности содержания факторов на каждом возрастном этапе (рис. 2).

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Антиципационно-прогностический фактор

ЮНОШЕСКИЙ

ВОЗРАСТ

Интернально-анал ит и чес кий

Фа ктор

- антиципэцисннэл состоятельность;

- программирование;

- моделирование'

- диссоциированность;

- эгоистическая лютивационная направленность;

- прямолинейно-агрессивный стиль межличностного взаимодействия.

Интернэльно-а налитический Фа ктор

- интерна л ьность;

- аналитичность;

- гибкость;

- самостоятельность:

- перспективность.

Регулятарно-адагттивный фа ктор

- произвольная саморегулпцил;

- адаптивность;

- эмоциональный комфорт.

т

- иитернэльность;

- аналитичность;

- гибкость;

- перспективность;

- альтруистическая мотивационная направленность;

- ответственно-великодушный стиль межличностного взаимодействия.

Антиципационно-прогностический фактор

- антииипационная состоятел ьность;

- доказательность;

- оценивание результатов.

V

J

Регуляторно-адаптивный фактор

- дсжазашльнис1ъ;

- стремление к доминированию;

- адапшьнииь;

- произвольная саморегуляция.

J К

ПЕРИОД

ВЗРОСЛОСТИ

Регуляторно-адаптивный

фактор

Антиципационно-прогностический фактор

- адаптивность;

- перспективность;

- доказательность;

- гибкость;

- результатная мотивационная направленность;

- сотрудничающий -конвенциональный стиль межличностного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ взаимодействия. /

Интернально-аналитический фактор

- интерн аяьн ость; ш 1ллитич1 юсть;

- доказательность;

- произвольность саморегуляции;

- властный- лидирующий стиль МСЖЛНЧ1ЮСТ110 го взаимодействия

- антиципационная сисшшельнииь;

- эмоциональный комфорт;

- аналитичнсхль;

- перспективность.

- доказательность.

Рис. 2. Факторная структура антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах

Факторная структура антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации в подростковом возрасте характеризуется преобладанием антиципационно-прогностического

40_А.И. Ахметзянова_

2018. Т. 28, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

фактора (с основной факторной нагрузкой), содержание которого представлено антиципационной состоятельностью, регуляторными процессами программирования, моделирования, диссоциированности, проявляющемся в эгоистической мотивационной направленности и реализующемся на уровне поведения в прямолинейно-агрессивном стиле межличностного взаимодействия. В юношеском возрасте основной фактор, обозначенный нами как интернально-аналитический, содержательно представлен интерналь-ностью, аналитичностью, гибкостью регуляторных процессов, перспективностью, реализующимися на уровне социально-психологических установок в альтруистической мотивационной направленности и проявляющемся на уровне поведения в ответственно-великодушном стиле межличностного взаимодействия. В период взрослости фактор с основной факторной нагрузкой, обозначенный нами как регуляторно-адаптивный, содержательно характеризуется параметрами адаптивности, гибкостью регуляторных процессов перспективного планирования и доказательности, проявляющимися на уровне социально-психологических установок результатной мотивационной направленностью и реализующимися в сотрудничающем-конвенциональном стиле межличностного взаимодействия.

Задача исследования антиципационно-прогностического механизма социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах в метасистемном аспекте решалась через оценку факторной структуры содержательных компонентов социально-психологической адаптации, антиципационно-прогностических процессов, а также пространственно-временных параметров (установок внутригруп-пового взаимодействия и организации событийного пространства) на разных возрастных этапах.

В результате исследования внутригрупповых установок межличностного взаимодействия выявлено преобладание лидерских и демонстративных установок; в юношеском возрасте также сохраняется преобладание лидерских и демонстративных установок, но при этом возрастает уровень выраженности конструктивных установок внутригруппового взаимодействия. В период взрослости преобладающие установки внутригруппового взаимодействия - конструктивные.

Анализ структурной организации событийного пространства на разных возрастных этапах в качестве общих особенностей на разных возрастных этапах выявил преобладание объема, дискретности и хронологической протяженности внутреннего событийного пространства над внешним. Структурная организация событийного пространства на разных возрастных этапах характеризуется увеличением объема и хронологической протяженности как внутреннего, так и внешнего событийного пространства в юношеском возрасте в сравнении с подростковым, а также в период взрослости - в сравнении с юношеским возрастом. При этом динамика показателей дискретности событийного пространства на разных возрастных этапах носит обратный характер: снижается в юношеском возрасте в сравнении с подростковым, а также в период взрослости - в сравнении с юношеским возрастом.

В результате реализации процедуры регрессионного анализа было установлено, что на показатель уровня адаптивности в подростковом возрасте значимое влияют общий уровень саморегуляции (р-уа1ие=0,44; Р=-0,263) и дискретность событийного пространства (р-уа1ие=0,39; Р=-0,268); в юношеском возрасте адаптивность обеспечивается прогностическим процессом планирования (р-уа1ие=0,41; Р=-0,318) и хронологической протяженностью внутреннего событийного пространства (р-уа1ие=0,42; Р=-0,264); в период взрослости высокая адаптивность поддерживается антиципационной состоятельностью (р-уа1ие=0,42; Р=-0,118) и конструктивными установками внутригруппового взаимодействия (р-уа1ие=0,40; р=-0,257).

Выводы

Социально-психологическая адаптация с точки зрения метасистемного подхода представляет собой многоуровневую иерархически организованную систему, характеризующуюся качественной спецификой каждого структурного уровня в онтогенетическом аспекте (на разных этапах онтогенеза). В результате исследования определены особенности структурной организации феномена социально-психологической адаптации на разных возрастных этапах. Система социально-психологической адаптации организована на основе структурного принципа и образует целостность, включающую ан-тиципационно-прогностический механизм социально-психологической адаптации, а также их взаимосвязи. В норме структурная организация социально-психологической адаптации представляет собой интегрированную систему, характеризующуюся высокой адаптированностью, которая обеспечивается высокими показателями принятия себя, принятия других, эмоционального комфорта, интер-нальности при низком стремлении к доминированию, а также высокой антиципационно-прогностической состоятельностью.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Правительства Республики Татарстан в рамках научно-исследовательского проекта № 17-16-16004 «Прогностическая компетентность младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в превенции девиаций».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карпов А.В. Психология деятельности: в 5 т. Т. 1: Метасистемный подход. М. РАО, 2015. 546 с.

2. Карпов А.В., Никишина В.Б., Петраш Е.А. Социальная идентичность: метасистемный подход // Курский научно-практический вестник. Человек и его здоровье. 2017. № 2. С. 124-134.

3. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.

4. Менделевич В.Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза // Психологический журнал. 1996. № 4. С. 107-115.

5. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, 2010. 368 с.

6. Ничипоренко Н.П., Менделевич В.Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Социальная и клиническая психиатрия. 1997. № 2. С. 31-36.

7. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.

8. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.

9. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. 352 с.

10. Свенцицкий А.А. Социальная психология. М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2004. 336 с.

11. Сергиенко Е. А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии // Психологические исследования. 2017. № 10(54). URL: http://psystudy.ru.

Поступила в редакцию 08.02.2018

A.I. Akhmetzyanova

STRUCTURAL-FUNCTIONAL ORGANIZATION AND GENESIS OF ANTICIPATORY-PROGNOSTIC MECHANISM OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION AT DIFFERENT AGE STEPS

Anticipatory-prognostic processes play a leading role in the regulation of behavior. It is anticipation that provides the formation of a goal, planning and programming of behavior, it takes part in the processes of decision-making, monitoring and in communicative acts. Anticipatory-prognostic processes provide planning of direction of the behavior transformation based on the assessment of external conditions. It is appropriate to consider fully and constructively specific socio-psychological adaptation as a system for restructuring behavior in accordance with the changes of external requirements applicable to an individual on the basis of paradigmatic statements of the meta-system approach. It is this approach acting as a methodological basis that reveals the object of research (socio-psychological adaptation) in its main essential aspects. Socio-psychological adaptation of an individual is considered as a special specific system with an integrated meta-system level (environment, socialization, social identity), which includes five basic levels of structural-content organization: meta-system, system-wide, subsystem, component and elemental. The article presents the results of an empirical study of the structural, functional, genetic, integrative and meta-system aspects of the study of socio-psychological adaptation at different age stages (growing age, adolescence and adulthood).

Keywords: anticipatory-prognostic mechanism, social-psychological adaptation.

Akhmetzyanova A.I.

Ахметзянова Анна Ивановна

Казанский (Приволжский) федеральный университет Kazan (Volga region) Federal University

420008, Россия, г. Казань, ул. Кремлёвская, 18 18 Kremlevskaya St., Kazan, Russia, 420008

E-mail: Anna.Ahmetzyanova@kpfu.ru E-mail: Anna.Ahmetzyanova@kpfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.