УДК 159.9
Е.С. Плотникова, А. Г. Тейдер
СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
Профессиональная самореализация студентов вуза проходит под влиянием различных внешних и внутриличностных факторов. Наиболее значимыми для самоосуществления в современной образовательной среде выступают личностные характеристики самого студента. В представленной статье описывается теоретическое и эмпирическое исследование связи личностных характеристик и самореализации студентов вуза. В результате психодиагностики исследуемых параметров у 50 студентов 1-4 курсов было установлено, что наиболее значимыми в самореализации являются такие личностные качества, как тревожность, ригидность и спонтанность. Тревожность имеет обратную корреляционную связь с показателями самореализации и оказывает деструктивное влияние на неё. Ригидность и спонтанность, напротив, способствуют более успешной самореализации студентов, так как позволяют ориентироваться как на заданные извне нормы и ценности, так и проявлять креативность в поведении и деятельности.
Ключевые слова: личностные характеристики, самореализация, спонтанность, ригидность, тревожность, юношеский возраст, учебно-профессиональная деятельность.
Самореализация представляет собой процесс полного раскрытия потенциала личности, который тесно связан с различными личностными характеристиками. В современной психологии исследователи уделяют большое внимание тому, какие именно черты личности способствуют успешной самореализации, а какие, наоборот, могут её тормозить. Понимание того, какие личностные черты способствуют успешной самореализации, помогает человеку лучше осознавать свои сильные и слабые стороны и направлять усилия на их развитие.
Исследования в этой области позволяют психологам и консультантам разрабатывать более эффективные методы и программы для помощи людям в достижении личных и профессиональных целей, что, в свою очередь, способствует улучшению психологического здоровья и общего благополучия.
В. В. Терещенко связывает процесс самореализации с личностной
Плотникова Елена Сергеевна — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
Тейдер Ангелина Геннадьевна — ассистент кафедры педагогики и психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].
© Плотникова Е. С., Тейдер А. Г., 2024
зрелостью, подчёркивая, что зрелая, самоактуализирующаяся личность, согласно А. Маслоу, обладает рядом ключевых характеристик. К ним относятся: эффективное восприятие и взаимоотношение с реальностью, принятие себя и других, спонтанность, простота, воля, активность и чувство общности [5]. Эти качества создают предпосылки для успешной самореализации.
К. Д. Катькало, А. А. Печеркина разработали теоретическую модель самореализации, включающую следующие компоненты самореализации: сформированная ценностно-смысловая концепция жизненного пути; ресурсы саморегуляции и самосознания; эффективная деятельность, проявляющаяся в карьерном успехе, профессиональной идентичности, удовлетворённости трудом; позитивный психоэмоциональный настрой, эмоциональная толерантность к неудачам и трудностям [3].
Самооценка играет центральную роль в процессе саморегуляции, определяя направление и уровень активности человека, его отношение к миру и к самому себе. Потенциальная способность к самореализации проявляется через гибкость поведения, что позволяет видеть свои возможности во взаимодействии с окружающей средой и стремлении к самоизменению [6].
Исследования Н. С. Шиповой и Т. П. Опекиной выявили связь самореализации с такими параметрами, как жизнестойкость, сочувствие к себе, копинг-поведение и субъективное благополучие [8]. Одной из необходимых характеристик зрелой личности является развитая рефлексия, которая сопровождает процесс самоидентификации и открытого творческого проявления себя в мире. Умение осмысливать и преобразовывать собственные мысли и чувства открывает возможности для самореализации.
Н. С. Шипова также разработала схему конструкта самореализации, выявив корреляции между аспектами самореализации и личностными характеристиками, такими, каквовлечённость, ощущение счастья, значимость социального окружения, степень удовлетворённости повседневной деятельностью, добротой к себе, поиском / использованием эмоциональной поддержки, юмором [7].
В исследовании Т. П. Опекиной уровень самореализации взрослых людей в различных сферах жизни (личностной, социальной, профессиональной) оказался отрицательно связан с самокритикой как характеристикой самоотношения, так, самореализованная личность обладает меньшей критичностью по отношению к себе. А в образ самореализо-ванного человека на первый план выходят качества: ответственность, спокойствие, полноценность, вдохновлённость [4]. Ответственность является одним из ключевых аспектов самореализации. Самореализован-ные личности понимают важность своих действий и решений, осознавая их влияние на себя и окружающих. Они стремятся к выполнению своих обязательств и готовы принимать последствия своих поступков. Эта от-
ветственность помогает им устанавливать доверительные отношения с другими людьми и способствует созданию поддерживающей социальной среды.
Л. В. Абдалина выделяет наиболее влияющие на достижение вершинных результатов в самореализации психологические характеристики, среди них такие, как самоэффективность личности, сформированный «Я-образ», готовность, настойчивость, жизнестойкость, субъект-ность, оптимистичность, конструктивность, отсутствие барьеров, креативность, активность [1]. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, способность личности к организации собственной активности и её согласованию с объективными требованиями является проявлением субъектно-сти личности.
Развитие требует постоянной готовности рисковать и ошибаться, менять стратегии поведения, способы взаимодействия с миром. Сензи-тивность к открывающимся возможностям также выступает показателем степени открытости человека к познанию и творческому преобразованию мира, что показывает определённый уровень самореализации [2].
Таким образом, исследование взаимосвязи между самореализацией и личностными характеристиками представляет собой значимое направление, которое открывает новые перспективы для понимания человеческой природы и факторов, влияющих на индивидуальное развитие. Осознание этих аспектов не только способствует личностному росту, но и позволяет создать эффективные методы поддержки людей в их стремлении к самореализации.
Эмпирическое исследование связи самореализации студентов с их личностными характеристиками проводилось на базе ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема». В исследовании приняли участие 50 студентов 1-4 курсов. В качестве диагностических методик использовались следующие:
- индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик;
- опросник самореализации С. И. Кудинова;
- тест потребности в самореализации (модификация И.А. Акинди-новой «Методика актуальности основных потребностей»).
Исследование, проведённое среди студентов, выявило следующие тенденции в проявлении уровней потребности в самореализации (по методике И. А. Акиндиновой). Согласно полученным данным, значительная часть студенческого сообщества, а именно 50 %, демонстрирует высокий уровень стремления к самореализации. Эти студенты активно участвуют в различных проектах и мероприятиях, проявляют инициативу и не боятся брать на себя ответственность. Для них характерно желание развивать свои навыки и умения, а также достигать поставленных целей, преодолевая трудности.
Средний уровень потребности в самореализации наблюдается у 36 % студентов. Эта группа не всегда проявляет активность и инициативу в
полной мере, однако при определённых условиях способна сделать шаг навстречу своим устремлениям. Студенты со средним уровнем чаще всего находятся в поиске своего места в жизни, испытывают неуверенность в своих силах и могут нуждаться в дополнительной поддержке со стороны педагогов и сверстников.
Наименьшая часть, составляющая 14 %, характеризуется низким уровнем проявления потребности в самореализации. У этих студентов отсутствует выраженное стремление к саморазвитию и достижению успеха. Причины могут быть разнообразными: от внутренних барьеров и неуверенности в себе до недостатка мотивации и интереса к учёбе. Работа с этой группой требует особого подхода, направленного на выявление и преодоление преград, мешающих студентам раскрыть свой потенциал.
Диагностические результаты самореализации студентов показывают, что у большинства из них преобладает адаптивный уровень (56,6 %). Это означает, что современные студенты в умеренной степени стремятся к самореализации, проявляют активность в саморазвитии в определённых интересующих их областях, но не полностью используют свой потенциал. У 20 % респондентов обнаружен гармоничный уровень самореализации, что выражается в их стремлении реализовать свои способности в разных аспектах общественной жизни и деятельности. 23,3 % студентов проявляют инертность (пассивность) в самореализации, их отличает пассивное поведение, лень и желание избегать лишней инициативы. Значительное число учащихся с низким уровнем самореализации указывает на существующую проблему, способную повлиять на общество в целом. Недостаток стремления к самореализации у 23,3 % студентов может свидетельствовать об их нежелании развиваться в личностном, социальном или профессиональном плане.
Чтобы выявить личностные черты, влияющие на процесс самореализации студентов, обратимся к итогам статистического анализа. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа, изучающего связь между психологическими особенностями студентов и их стремлением к самореализации (г (эмп) (р = 0,36 при P < 0,05 и p = 0,47 при P < 0,01)).
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа связи психологических особенностей студентов и их потребности в самореализации
Личностные характеристики студентов Потребность в самореализации
Коэффициенты корреляции К. Пирсона
Экстраверсия 0,425**
Спонтанность 0,462**
Агрессивность 0,307
Ригидность 0,162
Интроверсия 0,019
Сензитивность -0,230
Тревожность -0,519**
Лабильность -0,314
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).
Статистический анализ выявляет интересные связи между личностными характеристиками студентов и их потребностью в самореализации, используя коэффициенты корреляции К. Пирсона. Наиболее сильную положительную корреляцию с самореализацией демонстрируют характеристики экстраверсии (0,425) и спонтанности (0,462). Это указывает на то, что студенты, обладающие ярко выраженными характеристиками экстраверсии и спонтанности, чаще всего стремятся к самовыражению и реализации своих способностей.
Агрессивность также имеет положительную, хотя и более умеренную, корреляцию (0,307), что может свидетельствовать о стремлении агрессивных студентов применять свои силы в целях достижения личных целей и самореализации. Ригидность показывает минимальную положительную корреляцию (0,162), что указывает на слабую связь с самореализацией. Интроверсия, напротив, имеет практически нейтральную связь (0,019).
Негативные корреляции, такие, как у сензитивности (-0,230) и лабильности (-0,314), указывают на то, что эти характеристики могут препятствовать стремлению к самореализации. Особенно значима отрицательная корреляция между тревожностью и самореализацией (-0,519**), подчёркивающая, что высокие уровни тревожности могут существенно ограничивать возможности студентов в стремлении к самовыражению и реализации своих способностей.
Более развёрнутый анализ связи психологических особенностей и самореализации студентов был получен с помощью статистических расчётов коэффициентов корреляций между личностными характеристиками и шкалами опросника С. И. Кудинова. В таблице 2 представлены результаты корреляционного анализа связи психологических особенностей студентов и их показателей самореализации.
Более детальное исследование взаимосвязи психологических характеристик и самореализации студентов осуществлялось посредством статистического анализа коэффициентов корреляции между личностными чертами и шкалами опросника, разработанного С. И. Кудиновым. В таблице 2 показаны результаты корреляционного анализа, который выявил связь между психологическими особенностями студентов и их уровнем самореализации.
Данные, представленные в таблице, позволяют глубоко понять корреляции различных психологических характеристик и установок лично-
сти. В частности, показатели ригидности демонстрируют значимую положительную корреляцию с общим уровнем (0,569) и спонтанностью (0,361). Это может свидетельствовать о том, что лица с высокой ригидностью склонны проявлять спонтанное поведение, несмотря на их предварительную пытливость, возможно, в стремлении к новизне или адаптации в быстро меняющихся условиях.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа связи психологических особенностей студентов и показателей их самореализации
Исследуемые показатели Экстра- версия Спонтан тан- ность Агрес- сивность Ригид- гид- ность Интро- версия Сензи- тивность Тревож вож- ность Лабиль биль- ность
Коэффициенты корреляции
Общий уровень -0,072 0,441* 0,057 0,569** -0,188 -0,447* -0,380* 0,012
Соц.корпр. установки 0,078 0,275 -0,062 0,335 -0,107 -0,216 -0,216 0,087
Субъектно- личност. установки 0,136 -0,099 -0,095 -0,036 -0,049 0,167 0,005 -0,212
Активн. -0,147 0,378* 0,144 0,361 0,113 -0,281 -0,256 -0,101
Инерт. 0,026 -0,05 0,111 0,028 -0,096 0,193 -0,062 -0,152
Оптими- стичность -0,191 0,354 -0,106 0,212 -0,009 0,041 -0,21 -0,046
Пессими- стичность 0,049 -0,219 0,186 -0,107 0,04 0,242 0,188 0,189
Интер- нальность 0,075 0,403* 0,037 0,393* -0,166 -0,142 -0,067 0,269
Экстер- нальность -0,312 -0,109 0,168 0,028 0,027 -0,153 -0,239 -0,152
Социцент. мотивация 0,282 0,535** 0,073 0,380* -0,249 -0,183 -0,399* -0,134
Эгоцент. мотивация -0,083 -0,007 -0,138 -0,162 0,081 0,008 -0,076 -0,18
Креат. 0,002 0,338 -0,036 0,393* -0,203 -0,298 -0,318 -0,208
Консерват. 0,117 0,187 0,102 0,036 0,067 -0,012 -0,183 0,094
Констр. 0,131 0,13 -0,333 0,076 -0,306 -0,022 0,051 0,093
Дестр. -0,031 -0,223 0,032 0,086 -0,162 0,329 0,07 0,274
Соц. барьеры -0,042 0,005 0,235 0,195 0,018 -0,013 -0,016 0,007
Личност. барьеры 0,061 -0,21 0,202 0,196 -0,113 0,074 0,113 0,006
** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). * Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).
Данные корреляции, представленные в таблице, доказывают наличие взаимосвязи между исследуемыми показателями: экстраверсией, спонтанностью и агрессивностью, а также рядом психологических и социальных характеристик самореализации. Экстраверсия, к примеру, демонстрирует слабую отрицательную корреляцию с пессимистичностью
(-0,191) и с экстернальностью (-0,313). Эти негативные связи могут указывать на то, что более экстравертированные индивиды склонны к менее пессимистичным взглядам и более внутреннему ощущению контроля над своей жизнью. Однако с социоцентрической мотивацией они имеют положительную корреляцию (0,383), что подчёркивает их склонность к взаимодействию и общению в процессе самореализации.
Спонтанность, в свою очередь, показывает значимую положительную корреляцию ссоциоцентрической мотивацией (0,535), что свидетельствует о том, что спонтанные индивиды часто имеют высокую социальную ориентированность и мотивацию в плане достижения целей в социуме. Кроме того, имеется значимая корреляция между спонтанностью и общим уровнем самореализации (0,441 и 0,378), указывая на то, что спонтанные люди склонны быть более деятельными и активными. Однако наблюдаются отрицательные связи спонтанности с личностными барьерами (-0,31) и деструктивностью (-0,333), что может означать, что склонность к спонтанному поведению может помогать преодолевать личные преграды и снижать деструктивные установки.
Агрессивность показала довольно слабые корреляции с исследуемыми показателями, выделяясь лишь положительными связями с консервативностью (0,103) и личностными барьерами (0,303), что указывает на возможную связь более агрессивного поведения с консервативными социальными установками и трудностями в личной сфере. Эти данные предполагают, что агрессивные индивиды могут сталкиваться с определёнными внутренними конфликтами, которые проявляются в социальной жизни и влиянию которых они подвержены. В целом, полученные данные позволяют глубже изучить психологические характеристики и мотивации самореализации студентов, что может быть полезно для дальнейших исследований и практического применения в области психологии и социологии.
Также среди наиболее значительных корреляций выделяется взаимосвязь общего уровня ригидности с интернальностью и креативностью (коэффициенты 0,393), а также с социоцентрической мотивацией самореализации (0,380). Это говорит о том, что ригидные личности могут проявлять склонность к креативным решениям и социально ориентированным мотивациям.
Интересно отметить, что интроверсия демонстрирует отрицательные корреляции почти по всем показателям самореализации, за исключением некоторых аспектов, таких как пессимистичность (0,04) и эгоцентрическая мотивация (0,071), что предполагает: интровертированность в целом может быть связана с более низким уровнем социальной активности и позитивности. Этот вывод подкрепляется отрицательной связью с социальной мотивацией (-0,349), что свидетельствует о меньшей заинтересованности интровертов в общественной деятельности по сравнению с экстравертами.
Сензитивность, в отличие от ригидности и интроверсии, проявляет некоторые свои особенности. Она имеет умеренную отрицательную корреляцию с интернальностью (-0,143) и креативностью (-0,398), что предполагает возможное снижение способности к внутренней рефлексии и творческому самовыражению у более сензитивных индивидов. В то же время значительная положительная корреляция с пессимистичностью (0,343) может указывать на усиление склонности к фокусировке на негативных аспектах жизни, что, в свою очередь, может негативно влиять на психологическое благополучие.
Тревожность имеет отрицательную корреляцию с большинством показателей, таких как социализированные корпоративные установки (0,316) и оптимистичность (-0,31), указывая на то, что более высокая тревожность может быть связана с меньшей выраженностью этих характеристик.
Интересно наблюдать, что субъектно-личностные установки, креативность и конформность, имеют разнонаправленные корреляции с тревожностью и лабильностью. Креативность показывает отрицательную корреляцию с обоими показателями (-0,318 и -0,308 соответственно), что может свидетельствовать о том, что творческие личности могут меньше поддаваться влиянию тревожности и лабильности. В то же время пессимистичность демонстрирует положительную связь с обоими показателями (0,188 и 0,189), что может указывать на тенденцию к усилению этих состояний у пессимистично настроенных людей.
Социоцентрическая мотивация, имея значительную отрицательную корреляцию с тревожностью (-0,399*), подчёркивает важность социальной мотивации в регулировании тревожных состояний. Это предполагает, что наличие целей и мотивов, связанных с окружающим и обществом, может способствовать снижению уровня тревожности. Напротив, деструктивность показывает высокую положительную корреляцию с лабильностью (0,374), подчёркивая, что стремление к разрушительным действиям и решениям может быть связано с повышенной эмоциональной нестабильностью.
Таким образом, исследование связи личностных характеристик и самореализации студентов продемонстрировало, какие качества наиболее способствуют успешности в этом направлении. Среди них выделяются спонтанность и ригидность. Эти черты, с одной стороны, помогают приспосабливаться к условиям самореализации, а с другой - поддерживать постоянство и сохранять ресурсы. Тревожность и сензитивность оказывают негативное влияние на самореализацию. Чрезмерная чувствительность, неуверенность в себе и робость могут стать личностными барьерами на пути к самосовершенствованию, снижая активность в достижении целей.
Список литературы
1. Абдалина Л. В. Акмеологичность как предиктор самореализации педагога // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы ХХ Международной научно-практической Internet-конференции, Тамбов, 29.05.2024. - Тамбов: ИД «Державинский», 2024. С. 26-29.
2. Галажинский Э. В. Психологические основания изучения полноты и качества процессов самореализации личности / / Сибирский психологический журнал. 2006. №24. С. 70-76.
3. Катькало К. Д. Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации / / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 2. С. 6-19.
4. Опекина Т. П. Уровень самореализации личности как предиктор её позитивного самоотношения и субъективного счастья / / Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 4. С. 35-42.
5. Терещенко В. В. Психолого-педагогическое пространство взросления ребенка (на примере изучения взаимосвязи самореализации и характеристик зрелости) / / Социальная психология личности и акмеология: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Саратов, 19-20 октября 2017 года / под редакцией Р. М. Шамионова, М. А. Кленовой. - Саратов: Перо, 2017. С. 302-309.
6. Холкина К. Д., Шигабетдинова Г. М. Влияние самооценки на самореализацию личности / / Экономика и социум. 2016. №2 (21) С. 984-986.
7. Шипова Н. С. Анализ самореализации в контексте системной модели: детерминанты и последствия / / Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. №2. С. 99-106.
8. Шипова Н. С., Опекина Т. П. Комплексный анализ феномена самореализации: перспектива создания системной модели / / Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2021. Т. 27. № 4. С. 178-188.
•Jc -Jc -Jc
Plotnikova Elena S., Teyder Angelina G.
RELATIONSHIP BETWEEN PERSONAL CHARACTERISTICS AND SELF-REALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS
(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)
Professional self-realization of university students is influenced by various external and intrapersonal factors. The most significant for self-realization in the modern educational environment are the personal characteristics of the student himself. The presented article describes a theoretical and empirical study of the relationship between personal characteristics and self-realization of university students. As a result of psychodiagnostics of the studied parameters in 50 students of the 1st-4th years, it was found that the most significant in self-realization are such personal qualities as: anxiety, rigidity and spontaneity. Anxiety has an inverse correlation with the indicators of self-realization and has a destructive effect on it. Rigidity and spontaneity, on the contrary, contribute to more successful self-realization of students since they allow them to focus on both externally imposed norms and values, and to show creativity in behavior and activity.
Keywords: personal characteristics, self-realization, spontaneity, rigidity, anxiety, adolescence, educational and professional activity.
References
1. AbdalinaL.V.Acmeology as a predictor of teacher self-realization / / Personal and professional development of the future specialist: Proceedings of the XX International scientific and practical Internet conference, Tambov, May 29, 2024. - Tambov: Derzha-vinsky Publishing House, 2024. P. 26-29.
2. Galazhinsky E. V. Psychological foundations for studying the completeness and quality of personality self-realization processes // SPZh. - 2006. No. 24. P. 70-76.
3. Katkalo K. D. Theoretical model of personal and professional self-realization / / Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences. 2022. No. 2. P. 6-19.
4. Opekina T. P. The level of self-realization of the individual as a predictor of his positive self-attitude and subjective happiness // Bulletin of Omsk University. Series: Psychology. 2021. No. 4. P. 35-42.
5. Tereshchenko V. V. Psychological and pedagogical space of growing up of a child (on the example of studying the relationship between self-realization and characteristics of maturity) / / Social psychology of personality and acmeology: Collection of materials of the International scientific and practical conference, Saratov, October 19-20, 2017 / Edited by R. M. Shamionov, M. A. Klenova. - Saratov: Pero Publishing House, 2017. P. 302-309.
6. Kholkina K. D., Shigabetdinova G. M. The influence of self-esteem on selfrealization of the individual / / Economy and society. 2016. №2 (21). P 984-986.
7. Shipova N. S. Analysis of self-realization in the context of a systemic model: determinants and consequences // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2022. №2. P. 99-106.
8. Shipova N. S., Opekina T. P. Comprehensive analysis of the phenomenon of selfrealization: the prospect of creating a systemic model / / Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. Vol. 27, No. 4. P. 178-188.
•Jc -Jc -Jc