Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные характеристики / самореализация / спонтанность / ригидность / тревожность / юношеский возраст / учебно-профессиональная деятельность. / personal characteristics / self-realization / spontaneity / rigidity / anxiety / adolescence / educational and professional activity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Плотникова Елена Сергеевна, Тейдер Ангелина Геннадьевна

Профессиональная самореализация студентов вуза проходит под влиянием различных внешних и внутриличностных факторов. Наиболее значимыми для самоосуществления в современной образовательной среде выступают личностные характеристики самого студента. В представленной статье описывается теоретическое и эмпирическое исследование связи личностных характеристик и самореализации студентов вуза. В результате психодиагностики исследуемых параметров у 50 студентов 1-4 курсов было установлено, что наиболее значимыми в самореализации являются такие личностные качества, как тревожность, ригидность и спонтанность. Тревожность имеет обратную корреляционную связь с показателями самореализации и оказывает деструктивное влияние на неё. Ригидность и спонтанность, напротив, способствуют более успешной самореализации студентов, так как позволяют ориентироваться как на заданные извне нормы и ценности, так и проявлять креативность в поведении и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Плотникова Елена Сергеевна, Тейдер Ангелина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP BETWEEN PERSONAL CHARACTERISTICS AND SELF-REALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Professional self-realization of university students is influenced by various external and intrapersonal factors. The most significant for self-realization in the modern educational environment are the personal characteristics of the student himself. The presented article describes a theoretical and empirical study of the relationship between personal characteristics and self-realization of university students. As a result of psychodiagnostics of the studied parameters in 50 students of the 1st-4th years, it was found that the most significant in self-realization are such personal qualities as: anxiety, rigidity and spontaneity. Anxiety has an inverse correlation with the indicators of self-realization and has a destructive effect on it. Rigidity and spontaneity, on the contrary, contribute to more successful self-realization of students since they allow them to focus on both externally imposed norms and values, and to show creativity in behavior and activity.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

УДК 159.9

Е.С. Плотникова, А. Г. Тейдер

СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Профессиональная самореализация студентов вуза проходит под влиянием различных внешних и внутриличностных факторов. Наиболее значимыми для самоосуществления в современной образовательной среде выступают личностные характеристики самого студента. В представленной статье описывается теоретическое и эмпирическое исследование связи личностных характеристик и самореализации студентов вуза. В результате психодиагностики исследуемых параметров у 50 студентов 1-4 курсов было установлено, что наиболее значимыми в самореализации являются такие личностные качества, как тревожность, ригидность и спонтанность. Тревожность имеет обратную корреляционную связь с показателями самореализации и оказывает деструктивное влияние на неё. Ригидность и спонтанность, напротив, способствуют более успешной самореализации студентов, так как позволяют ориентироваться как на заданные извне нормы и ценности, так и проявлять креативность в поведении и деятельности.

Ключевые слова: личностные характеристики, самореализация, спонтанность, ригидность, тревожность, юношеский возраст, учебно-профессиональная деятельность.

Самореализация представляет собой процесс полного раскрытия потенциала личности, который тесно связан с различными личностными характеристиками. В современной психологии исследователи уделяют большое внимание тому, какие именно черты личности способствуют успешной самореализации, а какие, наоборот, могут её тормозить. Понимание того, какие личностные черты способствуют успешной самореализации, помогает человеку лучше осознавать свои сильные и слабые стороны и направлять усилия на их развитие.

Исследования в этой области позволяют психологам и консультантам разрабатывать более эффективные методы и программы для помощи людям в достижении личных и профессиональных целей, что, в свою очередь, способствует улучшению психологического здоровья и общего благополучия.

В. В. Терещенко связывает процесс самореализации с личностной

Плотникова Елена Сергеевна — старший преподаватель кафедры педагогики и психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].

Тейдер Ангелина Геннадьевна — ассистент кафедры педагогики и психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: [email protected].

© Плотникова Е. С., Тейдер А. Г., 2024

зрелостью, подчёркивая, что зрелая, самоактуализирующаяся личность, согласно А. Маслоу, обладает рядом ключевых характеристик. К ним относятся: эффективное восприятие и взаимоотношение с реальностью, принятие себя и других, спонтанность, простота, воля, активность и чувство общности [5]. Эти качества создают предпосылки для успешной самореализации.

К. Д. Катькало, А. А. Печеркина разработали теоретическую модель самореализации, включающую следующие компоненты самореализации: сформированная ценностно-смысловая концепция жизненного пути; ресурсы саморегуляции и самосознания; эффективная деятельность, проявляющаяся в карьерном успехе, профессиональной идентичности, удовлетворённости трудом; позитивный психоэмоциональный настрой, эмоциональная толерантность к неудачам и трудностям [3].

Самооценка играет центральную роль в процессе саморегуляции, определяя направление и уровень активности человека, его отношение к миру и к самому себе. Потенциальная способность к самореализации проявляется через гибкость поведения, что позволяет видеть свои возможности во взаимодействии с окружающей средой и стремлении к самоизменению [6].

Исследования Н. С. Шиповой и Т. П. Опекиной выявили связь самореализации с такими параметрами, как жизнестойкость, сочувствие к себе, копинг-поведение и субъективное благополучие [8]. Одной из необходимых характеристик зрелой личности является развитая рефлексия, которая сопровождает процесс самоидентификации и открытого творческого проявления себя в мире. Умение осмысливать и преобразовывать собственные мысли и чувства открывает возможности для самореализации.

Н. С. Шипова также разработала схему конструкта самореализации, выявив корреляции между аспектами самореализации и личностными характеристиками, такими, каквовлечённость, ощущение счастья, значимость социального окружения, степень удовлетворённости повседневной деятельностью, добротой к себе, поиском / использованием эмоциональной поддержки, юмором [7].

В исследовании Т. П. Опекиной уровень самореализации взрослых людей в различных сферах жизни (личностной, социальной, профессиональной) оказался отрицательно связан с самокритикой как характеристикой самоотношения, так, самореализованная личность обладает меньшей критичностью по отношению к себе. А в образ самореализо-ванного человека на первый план выходят качества: ответственность, спокойствие, полноценность, вдохновлённость [4]. Ответственность является одним из ключевых аспектов самореализации. Самореализован-ные личности понимают важность своих действий и решений, осознавая их влияние на себя и окружающих. Они стремятся к выполнению своих обязательств и готовы принимать последствия своих поступков. Эта от-

ветственность помогает им устанавливать доверительные отношения с другими людьми и способствует созданию поддерживающей социальной среды.

Л. В. Абдалина выделяет наиболее влияющие на достижение вершинных результатов в самореализации психологические характеристики, среди них такие, как самоэффективность личности, сформированный «Я-образ», готовность, настойчивость, жизнестойкость, субъект-ность, оптимистичность, конструктивность, отсутствие барьеров, креативность, активность [1]. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, способность личности к организации собственной активности и её согласованию с объективными требованиями является проявлением субъектно-сти личности.

Развитие требует постоянной готовности рисковать и ошибаться, менять стратегии поведения, способы взаимодействия с миром. Сензи-тивность к открывающимся возможностям также выступает показателем степени открытости человека к познанию и творческому преобразованию мира, что показывает определённый уровень самореализации [2].

Таким образом, исследование взаимосвязи между самореализацией и личностными характеристиками представляет собой значимое направление, которое открывает новые перспективы для понимания человеческой природы и факторов, влияющих на индивидуальное развитие. Осознание этих аспектов не только способствует личностному росту, но и позволяет создать эффективные методы поддержки людей в их стремлении к самореализации.

Эмпирическое исследование связи самореализации студентов с их личностными характеристиками проводилось на базе ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема». В исследовании приняли участие 50 студентов 1-4 курсов. В качестве диагностических методик использовались следующие:

- индивидуально-типологический опросник Л. Н. Собчик;

- опросник самореализации С. И. Кудинова;

- тест потребности в самореализации (модификация И.А. Акинди-новой «Методика актуальности основных потребностей»).

Исследование, проведённое среди студентов, выявило следующие тенденции в проявлении уровней потребности в самореализации (по методике И. А. Акиндиновой). Согласно полученным данным, значительная часть студенческого сообщества, а именно 50 %, демонстрирует высокий уровень стремления к самореализации. Эти студенты активно участвуют в различных проектах и мероприятиях, проявляют инициативу и не боятся брать на себя ответственность. Для них характерно желание развивать свои навыки и умения, а также достигать поставленных целей, преодолевая трудности.

Средний уровень потребности в самореализации наблюдается у 36 % студентов. Эта группа не всегда проявляет активность и инициативу в

полной мере, однако при определённых условиях способна сделать шаг навстречу своим устремлениям. Студенты со средним уровнем чаще всего находятся в поиске своего места в жизни, испытывают неуверенность в своих силах и могут нуждаться в дополнительной поддержке со стороны педагогов и сверстников.

Наименьшая часть, составляющая 14 %, характеризуется низким уровнем проявления потребности в самореализации. У этих студентов отсутствует выраженное стремление к саморазвитию и достижению успеха. Причины могут быть разнообразными: от внутренних барьеров и неуверенности в себе до недостатка мотивации и интереса к учёбе. Работа с этой группой требует особого подхода, направленного на выявление и преодоление преград, мешающих студентам раскрыть свой потенциал.

Диагностические результаты самореализации студентов показывают, что у большинства из них преобладает адаптивный уровень (56,6 %). Это означает, что современные студенты в умеренной степени стремятся к самореализации, проявляют активность в саморазвитии в определённых интересующих их областях, но не полностью используют свой потенциал. У 20 % респондентов обнаружен гармоничный уровень самореализации, что выражается в их стремлении реализовать свои способности в разных аспектах общественной жизни и деятельности. 23,3 % студентов проявляют инертность (пассивность) в самореализации, их отличает пассивное поведение, лень и желание избегать лишней инициативы. Значительное число учащихся с низким уровнем самореализации указывает на существующую проблему, способную повлиять на общество в целом. Недостаток стремления к самореализации у 23,3 % студентов может свидетельствовать об их нежелании развиваться в личностном, социальном или профессиональном плане.

Чтобы выявить личностные черты, влияющие на процесс самореализации студентов, обратимся к итогам статистического анализа. В таблице 1 представлены результаты корреляционного анализа, изучающего связь между психологическими особенностями студентов и их стремлением к самореализации (г (эмп) (р = 0,36 при P < 0,05 и p = 0,47 при P < 0,01)).

Таблица 1

Результаты корреляционного анализа связи психологических особенностей студентов и их потребности в самореализации

Личностные характеристики студентов Потребность в самореализации

Коэффициенты корреляции К. Пирсона

Экстраверсия 0,425**

Спонтанность 0,462**

Агрессивность 0,307

Ригидность 0,162

Интроверсия 0,019

Сензитивность -0,230

Тревожность -0,519**

Лабильность -0,314

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Статистический анализ выявляет интересные связи между личностными характеристиками студентов и их потребностью в самореализации, используя коэффициенты корреляции К. Пирсона. Наиболее сильную положительную корреляцию с самореализацией демонстрируют характеристики экстраверсии (0,425) и спонтанности (0,462). Это указывает на то, что студенты, обладающие ярко выраженными характеристиками экстраверсии и спонтанности, чаще всего стремятся к самовыражению и реализации своих способностей.

Агрессивность также имеет положительную, хотя и более умеренную, корреляцию (0,307), что может свидетельствовать о стремлении агрессивных студентов применять свои силы в целях достижения личных целей и самореализации. Ригидность показывает минимальную положительную корреляцию (0,162), что указывает на слабую связь с самореализацией. Интроверсия, напротив, имеет практически нейтральную связь (0,019).

Негативные корреляции, такие, как у сензитивности (-0,230) и лабильности (-0,314), указывают на то, что эти характеристики могут препятствовать стремлению к самореализации. Особенно значима отрицательная корреляция между тревожностью и самореализацией (-0,519**), подчёркивающая, что высокие уровни тревожности могут существенно ограничивать возможности студентов в стремлении к самовыражению и реализации своих способностей.

Более развёрнутый анализ связи психологических особенностей и самореализации студентов был получен с помощью статистических расчётов коэффициентов корреляций между личностными характеристиками и шкалами опросника С. И. Кудинова. В таблице 2 представлены результаты корреляционного анализа связи психологических особенностей студентов и их показателей самореализации.

Более детальное исследование взаимосвязи психологических характеристик и самореализации студентов осуществлялось посредством статистического анализа коэффициентов корреляции между личностными чертами и шкалами опросника, разработанного С. И. Кудиновым. В таблице 2 показаны результаты корреляционного анализа, который выявил связь между психологическими особенностями студентов и их уровнем самореализации.

Данные, представленные в таблице, позволяют глубоко понять корреляции различных психологических характеристик и установок лично-

сти. В частности, показатели ригидности демонстрируют значимую положительную корреляцию с общим уровнем (0,569) и спонтанностью (0,361). Это может свидетельствовать о том, что лица с высокой ригидностью склонны проявлять спонтанное поведение, несмотря на их предварительную пытливость, возможно, в стремлении к новизне или адаптации в быстро меняющихся условиях.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа связи психологических особенностей студентов и показателей их самореализации

Исследуемые показатели Экстра- версия Спонтан тан- ность Агрес- сивность Ригид- гид- ность Интро- версия Сензи- тивность Тревож вож- ность Лабиль биль- ность

Коэффициенты корреляции

Общий уровень -0,072 0,441* 0,057 0,569** -0,188 -0,447* -0,380* 0,012

Соц.корпр. установки 0,078 0,275 -0,062 0,335 -0,107 -0,216 -0,216 0,087

Субъектно- личност. установки 0,136 -0,099 -0,095 -0,036 -0,049 0,167 0,005 -0,212

Активн. -0,147 0,378* 0,144 0,361 0,113 -0,281 -0,256 -0,101

Инерт. 0,026 -0,05 0,111 0,028 -0,096 0,193 -0,062 -0,152

Оптими- стичность -0,191 0,354 -0,106 0,212 -0,009 0,041 -0,21 -0,046

Пессими- стичность 0,049 -0,219 0,186 -0,107 0,04 0,242 0,188 0,189

Интер- нальность 0,075 0,403* 0,037 0,393* -0,166 -0,142 -0,067 0,269

Экстер- нальность -0,312 -0,109 0,168 0,028 0,027 -0,153 -0,239 -0,152

Социцент. мотивация 0,282 0,535** 0,073 0,380* -0,249 -0,183 -0,399* -0,134

Эгоцент. мотивация -0,083 -0,007 -0,138 -0,162 0,081 0,008 -0,076 -0,18

Креат. 0,002 0,338 -0,036 0,393* -0,203 -0,298 -0,318 -0,208

Консерват. 0,117 0,187 0,102 0,036 0,067 -0,012 -0,183 0,094

Констр. 0,131 0,13 -0,333 0,076 -0,306 -0,022 0,051 0,093

Дестр. -0,031 -0,223 0,032 0,086 -0,162 0,329 0,07 0,274

Соц. барьеры -0,042 0,005 0,235 0,195 0,018 -0,013 -0,016 0,007

Личност. барьеры 0,061 -0,21 0,202 0,196 -0,113 0,074 0,113 0,006

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя). * Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

Данные корреляции, представленные в таблице, доказывают наличие взаимосвязи между исследуемыми показателями: экстраверсией, спонтанностью и агрессивностью, а также рядом психологических и социальных характеристик самореализации. Экстраверсия, к примеру, демонстрирует слабую отрицательную корреляцию с пессимистичностью

(-0,191) и с экстернальностью (-0,313). Эти негативные связи могут указывать на то, что более экстравертированные индивиды склонны к менее пессимистичным взглядам и более внутреннему ощущению контроля над своей жизнью. Однако с социоцентрической мотивацией они имеют положительную корреляцию (0,383), что подчёркивает их склонность к взаимодействию и общению в процессе самореализации.

Спонтанность, в свою очередь, показывает значимую положительную корреляцию ссоциоцентрической мотивацией (0,535), что свидетельствует о том, что спонтанные индивиды часто имеют высокую социальную ориентированность и мотивацию в плане достижения целей в социуме. Кроме того, имеется значимая корреляция между спонтанностью и общим уровнем самореализации (0,441 и 0,378), указывая на то, что спонтанные люди склонны быть более деятельными и активными. Однако наблюдаются отрицательные связи спонтанности с личностными барьерами (-0,31) и деструктивностью (-0,333), что может означать, что склонность к спонтанному поведению может помогать преодолевать личные преграды и снижать деструктивные установки.

Агрессивность показала довольно слабые корреляции с исследуемыми показателями, выделяясь лишь положительными связями с консервативностью (0,103) и личностными барьерами (0,303), что указывает на возможную связь более агрессивного поведения с консервативными социальными установками и трудностями в личной сфере. Эти данные предполагают, что агрессивные индивиды могут сталкиваться с определёнными внутренними конфликтами, которые проявляются в социальной жизни и влиянию которых они подвержены. В целом, полученные данные позволяют глубже изучить психологические характеристики и мотивации самореализации студентов, что может быть полезно для дальнейших исследований и практического применения в области психологии и социологии.

Также среди наиболее значительных корреляций выделяется взаимосвязь общего уровня ригидности с интернальностью и креативностью (коэффициенты 0,393), а также с социоцентрической мотивацией самореализации (0,380). Это говорит о том, что ригидные личности могут проявлять склонность к креативным решениям и социально ориентированным мотивациям.

Интересно отметить, что интроверсия демонстрирует отрицательные корреляции почти по всем показателям самореализации, за исключением некоторых аспектов, таких как пессимистичность (0,04) и эгоцентрическая мотивация (0,071), что предполагает: интровертированность в целом может быть связана с более низким уровнем социальной активности и позитивности. Этот вывод подкрепляется отрицательной связью с социальной мотивацией (-0,349), что свидетельствует о меньшей заинтересованности интровертов в общественной деятельности по сравнению с экстравертами.

Сензитивность, в отличие от ригидности и интроверсии, проявляет некоторые свои особенности. Она имеет умеренную отрицательную корреляцию с интернальностью (-0,143) и креативностью (-0,398), что предполагает возможное снижение способности к внутренней рефлексии и творческому самовыражению у более сензитивных индивидов. В то же время значительная положительная корреляция с пессимистичностью (0,343) может указывать на усиление склонности к фокусировке на негативных аспектах жизни, что, в свою очередь, может негативно влиять на психологическое благополучие.

Тревожность имеет отрицательную корреляцию с большинством показателей, таких как социализированные корпоративные установки (0,316) и оптимистичность (-0,31), указывая на то, что более высокая тревожность может быть связана с меньшей выраженностью этих характеристик.

Интересно наблюдать, что субъектно-личностные установки, креативность и конформность, имеют разнонаправленные корреляции с тревожностью и лабильностью. Креативность показывает отрицательную корреляцию с обоими показателями (-0,318 и -0,308 соответственно), что может свидетельствовать о том, что творческие личности могут меньше поддаваться влиянию тревожности и лабильности. В то же время пессимистичность демонстрирует положительную связь с обоими показателями (0,188 и 0,189), что может указывать на тенденцию к усилению этих состояний у пессимистично настроенных людей.

Социоцентрическая мотивация, имея значительную отрицательную корреляцию с тревожностью (-0,399*), подчёркивает важность социальной мотивации в регулировании тревожных состояний. Это предполагает, что наличие целей и мотивов, связанных с окружающим и обществом, может способствовать снижению уровня тревожности. Напротив, деструктивность показывает высокую положительную корреляцию с лабильностью (0,374), подчёркивая, что стремление к разрушительным действиям и решениям может быть связано с повышенной эмоциональной нестабильностью.

Таким образом, исследование связи личностных характеристик и самореализации студентов продемонстрировало, какие качества наиболее способствуют успешности в этом направлении. Среди них выделяются спонтанность и ригидность. Эти черты, с одной стороны, помогают приспосабливаться к условиям самореализации, а с другой - поддерживать постоянство и сохранять ресурсы. Тревожность и сензитивность оказывают негативное влияние на самореализацию. Чрезмерная чувствительность, неуверенность в себе и робость могут стать личностными барьерами на пути к самосовершенствованию, снижая активность в достижении целей.

Список литературы

1. Абдалина Л. В. Акмеологичность как предиктор самореализации педагога // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы ХХ Международной научно-практической Internet-конференции, Тамбов, 29.05.2024. - Тамбов: ИД «Державинский», 2024. С. 26-29.

2. Галажинский Э. В. Психологические основания изучения полноты и качества процессов самореализации личности / / Сибирский психологический журнал. 2006. №24. С. 70-76.

3. Катькало К. Д. Теоретическая модель личностно-профессиональной самореализации / / Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2022. № 2. С. 6-19.

4. Опекина Т. П. Уровень самореализации личности как предиктор её позитивного самоотношения и субъективного счастья / / Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 4. С. 35-42.

5. Терещенко В. В. Психолого-педагогическое пространство взросления ребенка (на примере изучения взаимосвязи самореализации и характеристик зрелости) / / Социальная психология личности и акмеология: сборник материалов Международной научно-практической конференции, Саратов, 19-20 октября 2017 года / под редакцией Р. М. Шамионова, М. А. Кленовой. - Саратов: Перо, 2017. С. 302-309.

6. Холкина К. Д., Шигабетдинова Г. М. Влияние самооценки на самореализацию личности / / Экономика и социум. 2016. №2 (21) С. 984-986.

7. Шипова Н. С. Анализ самореализации в контексте системной модели: детерминанты и последствия / / Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. №2. С. 99-106.

8. Шипова Н. С., Опекина Т. П. Комплексный анализ феномена самореализации: перспектива создания системной модели / / Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2021. Т. 27. № 4. С. 178-188.

•Jc -Jc -Jc

Plotnikova Elena S., Teyder Angelina G.

RELATIONSHIP BETWEEN PERSONAL CHARACTERISTICS AND SELF-REALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

Professional self-realization of university students is influenced by various external and intrapersonal factors. The most significant for self-realization in the modern educational environment are the personal characteristics of the student himself. The presented article describes a theoretical and empirical study of the relationship between personal characteristics and self-realization of university students. As a result of psychodiagnostics of the studied parameters in 50 students of the 1st-4th years, it was found that the most significant in self-realization are such personal qualities as: anxiety, rigidity and spontaneity. Anxiety has an inverse correlation with the indicators of self-realization and has a destructive effect on it. Rigidity and spontaneity, on the contrary, contribute to more successful self-realization of students since they allow them to focus on both externally imposed norms and values, and to show creativity in behavior and activity.

Keywords: personal characteristics, self-realization, spontaneity, rigidity, anxiety, adolescence, educational and professional activity.

References

1. AbdalinaL.V.Acmeology as a predictor of teacher self-realization / / Personal and professional development of the future specialist: Proceedings of the XX International scientific and practical Internet conference, Tambov, May 29, 2024. - Tambov: Derzha-vinsky Publishing House, 2024. P. 26-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Galazhinsky E. V. Psychological foundations for studying the completeness and quality of personality self-realization processes // SPZh. - 2006. No. 24. P. 70-76.

3. Katkalo K. D. Theoretical model of personal and professional self-realization / / Bulletin of Moscow State Regional University. Series: Psychological Sciences. 2022. No. 2. P. 6-19.

4. Opekina T. P. The level of self-realization of the individual as a predictor of his positive self-attitude and subjective happiness // Bulletin of Omsk University. Series: Psychology. 2021. No. 4. P. 35-42.

5. Tereshchenko V. V. Psychological and pedagogical space of growing up of a child (on the example of studying the relationship between self-realization and characteristics of maturity) / / Social psychology of personality and acmeology: Collection of materials of the International scientific and practical conference, Saratov, October 19-20, 2017 / Edited by R. M. Shamionov, M. A. Klenova. - Saratov: Pero Publishing House, 2017. P. 302-309.

6. Kholkina K. D., Shigabetdinova G. M. The influence of self-esteem on selfrealization of the individual / / Economy and society. 2016. №2 (21). P 984-986.

7. Shipova N. S. Analysis of self-realization in the context of a systemic model: determinants and consequences // Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2022. №2. P. 99-106.

8. Shipova N. S., Opekina T. P. Comprehensive analysis of the phenomenon of selfrealization: the prospect of creating a systemic model / / Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2021. Vol. 27, No. 4. P. 178-188.

•Jc -Jc -Jc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.