Научная статья на тему 'Индивидуально-типологические особенности, препятствующие эффективной тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов универсального боя'

Индивидуально-типологические особенности, препятствующие эффективной тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов универсального боя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БОЙ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СРЫВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / UNIVERSAL FIGHT / INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES / FAILURES OF PSYCHOLOGICAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анкудинов Николай Викторович, Жарких Александра Анатольевна, Дазмаров Николай Михайлович, Гурский Александр Викторович, Арканов Юрий Макарович

В силу большой прикладности, универсальный бой является перспективным направлением спорта, развиваемым в уголовно-исполнительной системе. В плане психологического сопровождения курсантов и студентов, специализирующихся в универсальном бое, актуально изучение влияния индивидуально-типологической предиспозиции к возможного рода психологическим срывам во время интенсивного тренировочного процесса и в период ответственных соревнований, для проведения превентивных мероприятий. Рассматривается взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей эмотивности, стеничности, сензитивности, экстраверсии, спонтанности, ригидности, тревожности с различного рода срывами психологического характера: самоустранение, нарастание конфликтности, состояние ступора, сильные эмоциональные переживания, снижение эффективности соревновательной деятельности на значимых соревнованиях по отношению к отборочным, дезорганизация деятельности, «бегство в болезнь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анкудинов Николай Викторович, Жарких Александра Анатольевна, Дазмаров Николай Михайлович, Гурский Александр Викторович, Арканов Юрий Макарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual and typological features interfering effective training and competitive activity of athletes of universal fight

Owing to big applied value of the universal fight it is a perspective direction of sport, developed in penal system. In respect to the psychological aid to the cadets and students specializing in universal fight, the studying of influence of the individual and typological predisposition to the possible sorts of psychological failures is relevant during intensive training process and during responsible competitions for holding preventive actions. The article deals with interrelation of individual and typological features such as emotionality, positive attitude, sensitivity, extroversion, spontaneity, rigidity, uneasiness with different failures of psychological character: withdrawal, increase in conflictness, condition of stupor, strong emotional experiences, decrease in efficiency of competitive activity at significant competitions in relation to selection, activity disorganization, «escape to disease».

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типологические особенности, препятствующие эффективной тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов универсального боя»

Психологические науки

УДК 796.893:159.9

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ УНИВЕРСАЛЬНОГО БОЯ

Николай Викторович Анкудинов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник

факультета, Александра Анатольевна Жарких, кандидат психологических наук, доцент, Николай Михайлович Дазмаров, доцент, Александр Викторович Гурский, доцент, Юрий Макарович Арканов, доцент, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), г. Рязань

Аннотация

В силу большой прикладности, универсальный бой является перспективным направлением спорта, развиваемым в уголовно-исполнительной системе. В плане психологического сопровождения курсантов и студентов, специализирующихся в универсальном бое, актуально изучение влияния индивидуально-типологической предиспозиции к возможного рода психологическим срывам во время интенсивного тренировочного процесса и в период ответственных соревнований, для проведения превентивных мероприятий. Рассматривается взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей - эмотивности, стеничности, сензитивности, экстраверсии, спонтанности, ригидности, тревожности с различного рода срывами психологического характера: самоустранение, нарастание конфликтности, состояние ступора, сильные эмоциональные переживания, снижение эффективности соревновательной деятельности на значимых соревнованиях по отношению к отборочным, дезорганизация деятельности, «бегство в болезнь».

Ключевые слова: универсальный бой, индивидуально-типологические особенности, срывы психологического характера.

INDIVIDUAL AND TYPOLOGICAL FEATURES INTERFERING EFFECTIVE TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY OF ATHLETES OF UNIVERSAL

FIGHT

Nikolay Viktorovich Ankudinov, the candidate ofpedagogical sciences, head of the department, Aleksandra Anatolyevna Zharkih, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nikolay Mikhailovich Dazmarov, the senior lecturer, Aleksandr Viktorovich Gursky,

the senior lecturer, Yuri Makarovich Arkanov, the senior lecturer, The Academy of the Law and Management of Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan

Annotation

Owing to big applied value of the universal fight it is a perspective direction of sport, developed in penal system. In respect to the psychological aid to the cadets and students specializing in universal fight, the studying of influence of the individual and typological predisposition to the possible sorts of psychological failures is relevant during intensive training process and during responsible competitions for holding preventive actions. The article deals with interrelation of individual and typological features such as emotionality, positive attitude, sensitivity, extroversion, spontaneity, rigidity, uneasiness with different failures of psychological character: withdrawal, increase in conflictness, condition of stupor, strong emotional experiences, decrease in efficiency of competitive activity at significant competitions in relation to selection, activity disorganization, «escape to disease».

Keywords: universal fight, individual and typological features, failures of psychological character.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из перспективных направлений спортивной деятельности, развиваемой в уголовно-исполнительной системе, является универсальный бой, имеющий существенное

прикладное значение. В большинстве случаев учебно-тренировочный процесс не обеспечен квалифицированным психологическим сопровождением, что может препятствовать достижению высоких спортивных результатов. В этой связи становится актуальным научное обеспечение психологического сопровождения учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности спортсменов данного вида спорта. Одним из важнейших направлений психологического сопровождения является профилактика срывов во время интенсивных тренировочных занятий и ответственных соревнований. Целью нашей работы явилось изучение индивидуально-типологических факторов, детерминирующих срывы психологического характера.

ОГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения задач по выявлению индивидуально-типологической предиспозиции [1] спортсменов групп спортивного совершенствования по универсальному бою вузов уголовно-исполнительной системы, на базе Академии ФСИН России в период с 2015 по 2018 год проведено эмпирическое исследование с использованием методов экспертной оценки и тестирования. В исследовании приняли участие 51 спортсмен в возрасте от 18 до 26 лет, спортивной квалификации: 1 разряд - 26 человек, КМС -14, МС - 8; МСМК - 3.

В рамках экспертной оценки был разработан перечень из 19 вопросов для тренерского состава, с целью выявления: негативных поведенческих аспектов, препятствующих соревновательной деятельности и тренировочному процессу - срывы в виде аффективных реакций, самоустранения от тренировочного процесса и соревнований, состояния ступора во время ответственных соревнований, дезорганизации деятельности, повышения конфликтности, а также положительных фактов, свидетельствующих о росте спортивного мастерства.

Тестирование проходило с использованием методики «Индивидуальный типологический опросник» Л.Н. Собчик и применялось для выявления специфики индивидуально -типологических особенностей курсантов-спортсменов, выражающееся в различной степени выраженности таких свойств, как интроверсия, экстраверсия, сензитивность, спонтанность, тревожность, стеничность, лабильность и ригидность [2]. Статистический анализ проводился с использованием коэффициента корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате корреляционного анализа данных эмпирического исследования были выявлены следующие закономерности.

Выявлена отрицательная связь спортивной квалификации и экстраверсии (к=-0,31) при р <0,05. Вероятным объяснением выявленной взаимосвязи является предположение, что возрастание экстраверсии приводит к увеличению моторной и речевой активности и снижению целенаправленности деятельности.

Установлена прямая зависимость между частотой нервных срывов во время тренировочного процесса и выраженностью таких индивидуально-типологических особенностей, как эмотивность (к=0,36) и стеничность (к=0,31) при р <0,05. Подобная картина, на наш взгляд, объясняется типами реагирования, характерными для выраженности данных индивидуально-типологических особенностей. Так, увеличение в экспериментальной группе эмотивности приводит к возрастанию вероятности истероидных реакций при увеличении нервного напряжения в процессе усиленной тренировочной деятельности. Увели -чение стеничности, в свою очередь, предрасполагает к снятию накопленного напряжения посредством грубых наступательных реакций.

Исследование частоты появления нервных срывов во время значимых соревнований показало их связь с такими индивидуально-типологическими особенностями, как спонтанность (к=0,37), стеничность (к=0,29) и сензитивность (к=-0,41), при р <0,05. Выраженная спонтанность и стеничность в совокупности способствуют аффективным способам

разрядки нервного напряжения, а сниженная рефлексивность снижает сознательный контроль поведения.

Выявление причин проявления реакций самоустранения дало следующие результаты. Так, самоустранение спортсменов от тренировочного процесса находится в прямой зависимости от экстраверсии (к=0,36) при р <0,01 и эмотивности (к=0,40), при р <0,05. Подобная индивидуально-типологическая база реализует у спортсменов защитные механизмы по типу «бегства, ухода от проблем».

Подобная картина наблюдается и при рассмотрении причин самоустранения от значимых соревнований. При этом, увеличение частоты нервных срывов во время значимых соревнований связано с нарастанием эмотивности (к=0,36) при р <0,05, дающей реакцию на сильный стресс по истероидному типу, что органично вписывается в сущность данной индивидуально-типологической особенности.

Рассмотрение взаимосвязи проявления конфликтности в период усиленного тренировочного процесса и значимых соревнований и выраженности индивидуально-типологических особенностей, выявило зависимость ее появления от увеличения выраженности спонтанности (к=0,48), стеничности (к=0,39) и, в целом, четвертого типа по Л.Н. Собчик (к=0,32) при р <0,05. Данная закономерность, вероятно, наблюдается потому, что при увеличении спонтанности и стеничности в ситуации нервного напряжения снижается контроль сознания над поведением, появляются реакции грубого импульсивного самоутверждения, приводящие к конфликтам.

В период интенсивности тренировочной деятельности появление конфликтности, по результатам проведенного эмпирического исследования, можно связать с увеличением ригидности (к=0,36) при р <0,01. Данная зависимость хорошо объясняется сущностью ригидности - склонностью к зацикливанию на негативных переживаниях, склонностью к обидам и конфликтам.

Повышение сензитивности спортсменов (к=-0,35) при р <0,05, напротив, приводит к снижению конфликтности в период соревновательной деятельности ввиду нарастания конформных черт личности, рефлексии, проявления бережного отношения к чувствам окружающих и альтруистических тенденций.

Частота проявлений состояния ступора в ходе ответственных соревнований повышается с увеличением тревожности (к=0,39), а нарастание сильных эмоциональных переживаний в соревновательный период с ростом тревожности (к=0,43) и сензитивности (к=0,46), в связи с нарастанием персеверативности мышления, ответственности и рефлексии при р <0,05.

В целом, рост сензитивности (к=0,41) при р <0,05 приводит к снижению эффективности соревновательной деятельности на значимых соревнованиях по отношению к отборочным ввиду появления «стоп-реакции» на стресс и нарастания «внутренней паники» в связи большой личностной ответственностью.

По результатам эмпирического исследования вероятность дезорганизации деятельности в момент сильного эмоционального напряжения в ходе соревнований увеличивается с ростом лабильности (к=0,28) при р <0,05, за счет соответствующего защитного механизма на стресс - «блокировка поведения».

Напротив, склонность к мобилизации в период ответственных соревнований повышается с ростом спонтанности (к=0,29), агрессивности (к=0,34) и ригидности (к=0,27) за счет усиления стеничных характеристик и с уменьшением выраженности интроверсии (к=-0,31) при р <0,05 за счет усиления чувства реальности.

Повышение лабильности (к=0,28) в совокупности со снижением сензитивности (к=-0,27) при р <0,05 значимо связано с частотой соматический заболеваний в период ответственных соревнований. Данная закономерность наблюдается вследствие выраженности защитного механизма личности по типу «бегство в болезнь», наблюдающегося в случае подобной индивидуально-типологической предиспозиции.

Кроме того, по данным проведенного исследования повышение спонтанности приводит к нарастанию умения мобилизоваться в критических ситуациях во время ответственных соревнований (k=0,41). Это же умение усиливается с понижением выраженности тревожности (k=0,29) и сензитивности (k=0,35) при p <0,05. Данная закономерность объясняется природой стеничности - умением моментально реагировать в критической ситуации, стеничными характеристиками, а также уменьшением выраженности тормозных механизмов в стрессе за счет снижения тревожности и сензитивности.

ВЫВОДЫ.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлена взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей спортсменов с проявлениями срывов психологического характера: самоустранение, нарастание конфликтности, состояние ступора, сильные эмоциональные переживания в соревновательный период, дезорганизация деятельности, «бегство в болезнь», снижение эффективности соревновательной деятельности на значимых соревнованиях по отношению к отборочным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анкудинов, Н.В. Психологические особенности курсантов-спортсменов / Н.В. Анкудинов, А.А. Жарких, А.А. Трунтягин // Человек: преступление и наказание. - 2015. - № 3 (90). - С. 200-205.

2. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2008. - 624 с.

REFERENCES

1. Ankudinov, N.V., Zharkih, A.A., and Truntyagin, A.A. (2015), "Psychological characteristics of cadets-athletes", Man: crime and punishment, Vol. 90, No 3, pp. 200-205.

2. Sobchik, L. N. (2008), The identity psychology. Theory and practice of psychological, Rech, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.03.2019

УДК 796:159.9

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ РАЗНОЙ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА);

Дмитрий Анатольевич Васильев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (РТА)

Аннотация

В работе рассматриваются факторы, влияющие на психоэмоциональную устойчивость студентов вузов гражданской авиации и таможенного контроля, выявлены особенности стрессоустойчивости студентов профильных вузов, занимающихся плаванием и волейболом. Определены базовый, динамический и итоговый показатели стрессоустойчивости с мотивированностью выбора конструктивных и деструктивных способов борьбы со стрессом, проведен анализ стрессоустойчивости студентов разных спортивных специализаций.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, плавание, баскетбол, гражданская авиация, таможенное дело, физическая культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.