Научная статья на тему 'СВЯЗЬ КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ И СВОБОДНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

СВЯЗЬ КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ И СВОБОДНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольный возраст / свободная игра / саморегуляция / контроль поведения / сю-жетно-ролевая игра / preschool age / spontaneous play / self-regulation / behavioral control / pretend play

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Достанов Михаил Михайлович, Виленская Галина Альфредовна

В статье представлены результаты исследования особенностей проявления контроля поведе-ния у детей дошкольного возраста в свободной игре. Актуальность данной темы обусловлена необ-ходимостью изучения современного этапа развития детской игры и неполнотой данных о взаимо-связи саморегуляции с характеристиками детской игры. Саморегуляция понимается нами как кон-троль поведения – регулятивная функция субъекта, опирающаяся на его индивидуальные ресурсы. Целью данного исследования является изучение того, как связаны уровень развития различных компонентов контроля поведения и особенности свободной игры современного дошкольника. В исследовании участвовали 35 воспитанников дошкольного учреждения Москвы в возрасте от 4 до 6 лет. Основными методами исследования являлись тестирование, а также включенное наблю-дение за игровой активностью детей. Результаты показали, что когнитивный контроль, в большей степени его вербальная составляющая, связан с выраженностью основных структурных элементов игры (роли, сюжета, правил), а также самостоятельностью ребенка в ходе выстраивания и поддер-жания игровой ситуации. Когнитивный контроль способствует большей упорядоченности действий детей и самостоятельности в игре, выстраиванию более структурированного и предсказуемого по-ведения и лучшему взаимодействию между детьми. Контроль действий, кроме того, связан с выра-женностью основных структурных элементов игры (роли, сюжета, правил). Связей особенностей игры с эмоциональным контролем выявлено не было. Полученные данные могут помочь лучше по-нять как механизмы развития и проявления контроля поведения в свободной игровой деятельности детей, так и особенности современной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Достанов Михаил Михайлович, Виленская Галина Альфредовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEHAVIORAL CONTROL AND SPONTANEOUS PLAY OF PRESCHOOLERS

The article presents the results of a study of the characteristics of behavioral control in preschool children in free play. The relevance of this topic is due to the need to study the current stage of development of children's play and the incompleteness of data on the relationship between self-regulation and the characteristics of children's play. Self-regulation is considered as behavioral control – a regulatory function of the subject, based on his individual resources. The purpose of this research is to study how the level of development of various components of behavioral control and the features of free play are connected in the free play of modern preschoolers, various aspects of behavior control manifest themselves and develop, and also what impact they can have on the game itself. The study involved 35 students from a state budgetary educational institution in Moscow aged 4 to 6 years. The main research methods were testing, as well as participant observation of children’s play activity. The results showed that cognitive control, to a greater extent, its verbal component, is associated with the severity of the main structural elements of the play (role, plot, rules), as well as with the independence of the child in the course of building and maintaining a in-play situation. Cognitive control also contributes to a greater ordering of children's actions and independence during play, contributes to building more structured and predictable behavior and, in turn, better interaction between children. Control of action is also related to the severity of the main structural elements of the game (role, plot, rules). There were no links between the features of the play and emotional control. The obtained data can help to better understand both the mechanisms of development and manifestation of behavior control in the free play activities of children, and also for a better understanding of the features of modern play.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ И СВОБОДНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 2. С. 45-54. УДК 373.2

DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.45-54

СВЯЗЬ КОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ И СВОБОДНОЙ ИГРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М. М. Достанов, Г. А. Виленская -

Российская академия наук (Москва, Россия)

В статье представлены результаты исследования особенностей проявления контроля поведения у детей дошкольного возраста в свободной игре. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения современного этапа развития детской игры и неполнотой данных о взаимосвязи саморегуляции с характеристиками детской игры. Саморегуляция понимается нами как контроль поведения - регулятивная функция субъекта, опирающаяся на его индивидуальные ресурсы. Целью данного исследования является изучение того, как связаны уровень развития различных компонентов контроля поведения и особенности свободной игры современного дошкольника.

В исследовании участвовали 35 воспитанников дошкольного учреждения Москвы в возрасте от 4 до 6 лет. Основными методами исследования являлись тестирование, а также включенное наблюдение за игровой активностью детей. Результаты показали, что когнитивный контроль, в большей степени его вербальная составляющая, связан с выраженностью основных структурных элементов игры (роли, сюжета, правил), а также самостоятельностью ребенка в ходе выстраивания и поддержания игровой ситуации. Когнитивный контроль способствует большей упорядоченности действий детей и самостоятельности в игре, выстраиванию более структурированного и предсказуемого поведения и лучшему взаимодействию между детьми. Контроль действий, кроме того, связан с выраженностью основных структурных элементов игры (роли, сюжета, правил). Связей особенностей игры с эмоциональным контролем выявлено не было. Полученные данные могут помочь лучше понять как механизмы развития и проявления контроля поведения в свободной игровой деятельности детей, так и особенности современной игры.

Ключевые слова: дошкольный возраст; свободная игра; саморегуляция; контроль поведения; сю-жетно-ролевая игра.

BEHAVIORAL CONTROL AND SPONTANEOUS PLAY OF PRESCHOOLERS

M. M. Dostanov, G. A. Vilenskaya s

Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)

The article presents the results of a study of the characteristics of behavioral control in preschool children in free play. The relevance of this topic is due to the need to study the current stage of development of children's play and the incompleteness of data on the relationship between self-regulation and the characteristics of children's play. Self-regulation is considered as behavioral control -a regulatory function of the subject, based on his individual resources. The purpose of this research is to study how the level of development of various components of behavioral control and the features of free play are connected in the free play of modern preschoolers, various aspects of behavior control manifest themselves and develop, and also what impact they can have on the game itself.

The study involved 35 students from a state budgetary educational institution in Moscow aged 4 to 6 years. The main research methods were testing, as well as participant observation of children's play activity. The results showed that cognitive control, to a greater extent, its verbal component, is associated with the severity of the main structural elements of the play (role, plot, rules), as well as with the independence of the child in the course of building and maintaining a in-play situation. Cognitive control also contributes to a greater ordering of children's actions and independence during play, contributes to building more structured and predictable behavior and, in turn, better interaction between children. Control of action is also related to the severity of the main structural elements of the game (role, plot, rules). There were no links between the features of the play and emotional control. The obtained data can help to better understand both the mechanisms of development and manifestation of behavior control in the free play activities of children, and also for a better understanding of the features of modern play.

Keywords: preschool age; spontaneous play; self-regulation; behavioral control; pretend play.

© Достанов М. М., Виленская Г. А., 2024

1. Введение

Процессы саморегуляции являются определяющими для успешной социализации и жизни индивида. Значимым периодом в их развитии является дошкольный возраст [1].

Именно в дошкольном возрасте ребенок активно осваивает нормы взаимоотношений между людьми. Дети равняются на значимых взрослых - родителей, наблюдают за ними и воспроизводят их поведение в своих играх [2]. Принятие и отыгрыш ролей в сюжетно-ролевой игре способствуют усвоению социальных навыков, пониманию и принятию различных правил.

В игре ребенок реализует реальные и вымышленные ситуации взаимодействия, что способствует развитию адаптации к различным реальным ситуациям [3]. Игра позволяет ребенку свободно «опробовать» приобретенные им навыки и знания, вырабатывает и развивает самоконтроль [4]. Также в ходе совместной игры дети создают общий замысел, сюжет игры и в ходе взаимодействия его реализуют.

Таким образом, в игре происходит активное развитие саморегуляции наряду с другими психическими функциями: вниманием, памятью и пр. [5].

Несмотря на то, что в настоящее время игре уделяется мало времени и учебные заведения в основном направлены на подготовку детей к поступлению в школу, значимость игры для развития ребенка остается весьма высокой [6].

2. Теоретический обзор

Именно в игре ребенок может безопасно проигрывать различные реальные и вымышленные ситуации взаимодействия, что способствует лучшей адаптации к возможным сложностям в будущем [3]. Игра позволяет ребенку свободно опробовать и реализовать полученный им опыт [4]. Роль является значимой составляющей игры, так как ребенок, взяв на себя определенную роль, обращается к ее обобщенному образу, который включает определенное представление о том, какими атрибутами она обладает и какие правила и нормы поведения с ней связаны. Тем самым, отыгрывая ту или иную роль, ребенок вырабатывает и развивает навыки самоконтроля, ведь такой отыгрыш подразумевает выстраивание определенного поведения. Также в ходе совместной игры дети создают общий замысел, сюжет игры и реализуют его [7]. Всё это способствует развитию саморегуляции поведения.

В то же время уровень развития саморегуляции отражается в игре - ее структурированности, сложности, способности ребенка удерживать и отыгрывать роль, справляться с возникающими в ходе игры затруднениями [8].

В настоящее время существует множество направлений изучения феномена саморегуляции. Как правило, каждый из подходов концентрируется на одном из аспектов саморегуляции: когнитивном (см., напр.: [9; 10]), эмоциональном [11] или волевом [12]. Концепция контроля поведения направлена на объединение и дополнение множественных взглядов и трактовок феномена регуляции. Контроль поведения представляет собой систему регуляции поведения, базирующуюся на индивидуальных особенностях и ресурсах субъекта и включающую в себя несколько взаимосвязанных аспектов: когнитивный контроль, волевой контроль и эмоциональный контроль [13]. Под когнитивным контролем понимается способность выстроить ментальную модель своих действий, анализировать их возможные результаты и предвосхищать те или иные события. Волевой контроль (и контроль действий как его предшественник) означает способность индивида координировать свои действия сначала на уровне выполнения моторных операций, затем на уровне организации целенаправленного поведения. Эмоциональный же контроль включает в себя умение воспринимать собственные эмоции и эмоции других, способность регулировать свое эмоциональное состояние [14]. Однако, несмотря на взаимосвязанное развитие всех трех компонентов, они не развиваются синхронно. Так, в раннем возрасте быстрее развивается контроль действий, который позволяет осуществлять более сложные последовательности действий, увереннее оперировать в пространстве, тем самым создавая предпосылки для дальнейшего развития когнитивного контроля [15].

В дошкольном возрасте также наблюдается неравномерность развития компонентов контроля поведения. Так, в этом возрасте наблюдается несколько резких скачков в развитии всех трех показателей контроля поведения между 3 и 4 годами, а также между 4 и 5. Наиболее интенсивно в этом возрасте развивается способность регулировать импульсивные побуждения (которая является частью волевого контроля), а также произвольное внимание к окружающим, их намерениям и желаниям [15; 16].

Споры о влиянии социальных ролевых игр на развитие и обучение дошкольников [17; 18] ведутся уже более десяти лет. Они прояснили сложность феномена детской игры и нехватку его теоретического описания и адекватных методов его изучения и анализа. В настоящее время в основном исследуется влияние игры на отдельные аспекты развития или обучения ребенка посредством экспериментальных воздействий [19; 20].

Большинство исследований игры опираются на классические теории игры Ж. Пиаже или Д. Б. Эльконина [21; 22], однако изучение игры современных детей показывает, что за последние несколько десятилетий детская игра существенно изменилась, и представляется необходимым исследовать характер современной игры и роль саморегуляции поведения в развитии игры.

Подводя итог, можно сказать, что дошкольный возраст является значимым в развитии процессов регуляции поведения. В этом возрасте ребенок приобретает множество новых навыков. Всё это он развивает и пробует на практике в игре, которая, несмотря на свою свободу, подразумевает структурирование поведения и его перестройку, в том числе для лучшего взаимодействия с партнерами по игре. Несмотря на изменение отношения общества к игре, она остается значимой для дальнейшего развития личности. Однако для лучшего понимания того, какую роль имеет игра в развитии саморегуляции, необходимо изучить, каким образом связаны контроль поведения и различные аспекты свободной игры современного дошкольника.

3. Организация исследования

Исследование было направлено на изучение особенностей проявления компонентов контроля поведения в современной направляемой игре детей дошкольного возраста и выявление возможных связей контроля поведения с особенностями игровой деятельности современных дошкольников.

Выборка исследования включала 35 детей среднего и старшего дошкольного возраста, от 4 до 6 лет. Из них 15 мальчиков и 20 девочек. Дети 4 лет (12 человек: 1 мальчик, 11 девочек), дети 5 лет (10 человек: 4 мальчика, 6 девочек), дети 6 лет (13 человек: 10 мальчиков, 3 девочки). Средний возраст выборки составил 5 лет: у мальчиков -6 лет, у девочек - 5 лет.

В ходе исследования применялась методика включенного наблюдения за свободной игровой деятельностью детей, а также комплект методик для исследования компонентов контроля поведения. Для статистической обработки данных использовались коэффициент корреляции Спирмена (г) и статистический пакет IBM SPSS Statistics.

В начале исследования было проведено сплошное, включенное наблюдение за свободной игрой испытуемых в возрасте 4, 5 и 6 лет в парах, сформированных среди детей одной возрастной группы.

Отдельные пары детей приглашались в помещение, в котором находились различные игрушки (конструкторы, машины, фигуры людей и пр.), а также «полифункциональные» материалы (ткани, ленты, пуговицы и пр.) [22]. Перед началом игры экспериментатор знакомил детей со всем, что находилось в комнате, и после предлагал им свободно выбрать для игры то, что они сами захотят. В ходе наблюдения экспериментатор никак не вмешивался в действия детей, лишь давал краткие ответы на возможные вопросы. На саму игру детям отводилось 20 минут. Весь процесс наблюдения фиксировался в специальном протоколе: отмечались различные особенности поведения детей в ходе игры, игрового взаимодействия с партнером, значимые особенности самой игры.

Несколько показателей касались такой значимой характеристики игры, как роль: частота ролевой речи и ролевых действий, использование соответствующих атрибутов роли, обозначение себя или партнера в соответствии с ролью, а также выпадение из роли, когда ребенок переставал себя вести в соответствии с выбранной ролью или не в связи с сюжетом брал себе другую роль.

Помимо этого, наблюдались следующие особенности игровой деятельности детей: соблюдение и нарушение правил - степень соблюдения детьми договоренностей, которые они сами сформировали в ходе игры; развитие сюжета - степень усложнения, обогащения сюжетной составляющей игры; инициативность во время подготовки к игре; агрессия; частота обращений к экспериментатору; частота отвлечения на окружение; упорядоченность действий - степень того, насколько поведение ребенка направлено на осуществление конкретных целей. Также оценивалась частота использования ребенком одной из стратегий

решения конфликтных ситуаций (конкуренция, соперничество, приспособление, игнорирование, компромисс); частота проявлений ребенком отрицательных и положительных эмоций; инфантильность - частота проявления ребенком поведения, не соответствующего возрасту; отстраненность - показатель того, предпочитает ли ребенок играть в одиночестве, не вступать в контакт с партнером.

Каждый из показателей оценивался по 5-балльной шкале в соответствии со степенью выраженности или частоты проявления: от 0 (показатель не проявляется) до 4 (показатель проявляется постоянно).

Комплект методик, направленный на исследование компонентов контроля поведения, включал в себя методики, направленные на изучение когнитивного, эмоционального и волевого компонентов контроля поведения.

Когнитивный контроль оценивался субтестом «Словарный» и субтестом «Кубики Кооса» из детского теста Векслера [23]; методикой «Рисунок человека» Гудинаф - Харри-са [24].

Эмоциональный контроль оценивался методикой «Тест тревожности» Теммла -Дорки - Амена [25].

Контроль действий оценивался при помощи проб из моторной шкалы Озерецкого [26], а также методикой «День - ночь» [27].

Эти показатели применялись ранее при исследовании контроля поведения дошкольников (см., напр.: [15]). Использованные субтесты теста Векслера имеют непосредственное отношение к способности анализировать ситуацию, строить ментальные модели (кубики Кооса) и к возможности вербальной саморегуляции. Моторные пробы и способность контролировать импульсивные реакции позволяют оценить способность ребенка к контролю действий (на уровне как моторики, так и поведения). Наконец, результаты «Теста тревожности» можно рассматривать как оценку способности ребенка управлять своими эмоциями и справляться с ситуациями, представляющими потенциальную трудность, т. е. оценку эмоционального контроля.

4. Результаты исследования

С целью изучения связи особенностей развития различных компонентов контроля поведения и возраста дошкольников был проведен корреляционный анализ возраста детей из выборки и показателей развития компо-

нентов контроля поведения, использовался статистический критерий Спирмена (табл. 1).

Таблица 1 Связь показателей развития компонентов контроля поведения с возрастом

Компонент контроля поведения Показатель развития компонентов контроля поведения Коэффициент корреляции и уровень значимости

Когнитивный контроль Субтест «Словарный» 0,723**

р = 0,000

Субтест «Кубики Кооса» 0,581**

р = 0,000

Волевой контроль Моторные пробы шкалы Озерецкого 0,713**

р = 0,000

Примечание. ** - различия значимы при р < 0,01.

Анализ полученных результатов выявил значимые связи между возрастом и показателями методик субтестов «Словарный» и «Кубики Кооса» детского теста Векслера, которые в данном исследовании являются показателями развития когнитивного контроля. Следовательно, с возрастом вербальный и невербальный аспекты когнитивного контроля улучшаются. Так, средний показатель для детей 4 лет по методике субтеста «Словарный» - 15,8 балла, 5 лет - 21,8 балла, у 67 лет - 24,5 балла. По методике «Кубики Ко-оса» средний показатель для детей 4 лет -14,1 балла, в то время как у 5-летних -17,1 балла, а 6-летних - 20,9 балла.

Помимо этого, также была выявлена связь между возрастом и уровнем развития моторики по показателям шкалы Озерецкого. Средний показатель для детей 4 лет - 72 %, 5 лет -85 %, 6-7 лет - 88 % выполненных проб.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что чем старше ребенок, тем лучше он координирует свои действия, а также способен перестроить поведение под необходимые условия. Эти результаты согласуются с литературными данными о развитии различных сторон саморегуляции [28].

С целью изучения связи развития различных компонентов контроля поведения и свободной игры дошкольников был проведен корреляционный анализ особенностей поведения детей в ходе игры и показателей развития компонентов контроля поведения по критерию Спирмена (табл. 2).

Таблица 2

Связь показателей развития компонентов контроля поведения и поведения детей в свободной игре

Компонент Показатель компонентов Особенности поведения Коэффициент корреляции

контроля поведения контроля поведения в тематической игре и уровень значимости

Инициативность 0,552*

при подготовке к игре р = 0,001

Соблюдение правил 0,466**

р = 0,005

Нарушение правил -0,388*

р = 0,021

Соответствие действий роли 0,388*

Субтест «Словарный» р = 0,021

0,369*

Ролевая речь

р = 0,029

Когнитивный контроль Упорядоченность действий 0,395*

р = 0,019

Привлечение внимания -0,407*

р = 0,015

Общее количество обращений -0,406*

к экспериментатору р = 0,015

Соблюдение правил 0,387*

р = 0,040

Субтест «Кубики Кооса» Ролевая речь 0,348*

р = 0,040

Инфантильность -0,353*

р = 0,038

Инициативность 0,357*

при подготовке к игре р = 0,035

Соблюдение правил 0,429*

р = 0,010

Соответствие действий роли 0,355*

Моторные пробы шкалы Озерецкого р = 0,036

0,352*

Волевой контроль Ролевая речь

р = 0,038

Отстраненность -0,338*

р = 0,047

Общее количество обращений -0,363*

к экспериментатору р = 0,032

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика «День - ночь» Отстраненность -0,475**

р = 0,004

Примечание. * - корреляции значимы при р < 0,05; ** - корреляции значимы при р < 0,01.

В наблюдаемых играх сюжет, если и присутствовал, то развивался слабо, ограничивался воспроизведением конкретных ситуаций из опыта ребенка. У большинства детей (65,7 %) сюжет вовсе отсутствовал. Ролевая речь в качестве значимого маркера наличия игровой роли у многих детей (42,1 %) также не наблюдалась, как и различные действия, которые могли бы символизировать ту или иную игровую роль. Ролевые действия отмечались у меньшинства дошкольников, лишь у 36,8 % детей. Правила в играх также довольно часто отсутствовали (42,1 %), если же дети озвучивали некоторые правила, они часто не соблюдались участниками игры.

Обобщая, можно сказать, что сюжетно-ролевая игра встречается у детей, однако реже, чем можно было бы ожидать, и в упрощенном виде.

Корреляционный анализ выявил значимые связи между субтестом «Словарный» (одного из показателей когнитивного контроля) и некоторыми особенностями поведения и игры детей. Так, чем лучше был развит вербальный интеллект детей, тем активнее они готовились к своей игре, выбирали нужные им игрушки, обсуждали с партнером по игре будущий сюжет игры, исходя из заранее заготовленного плана действий. Также дети с более высоким когнитивным контролем лучше соблюдали различные правила и условия, ко-

торые формулировали вместе со своим партнером по игре. Это, в свою очередь способствовало тому, что они реже нарушали собственные договоренности. Кроме того, когнитивный контроль проявлялся и в некоторых особенностях отыгрыша роли детьми, в частности, дети с высоким показателем вербального интеллекта чаще использовали в игре ролевую речь, поведение и действия таких детей чаще соответствовали их ролям. Например, ребенок, играющий во врача, вел себя как врач (проводил осмотр пациента, использовал фонендоскоп и молоточек), общался с партнером как с пациентом (спрашивал, что болит, обращался к нему «на Вы»). Вербальная составляющая когнитивного контроля также была связана с упорядоченностью действий детей в ходе игры, дети четче выстраивали свои планы на игру в процессе активного общения друг с другом. Обращения к взрослому и привлечение к себе внимания у таких детей были крайне немногочисленны, так как они активно общались между собой и им не требовалось какое-либо участие со стороны.

Помимо связи с показателями субтеста «Словарный», особенности поведения детей были связаны с другим показателем когнитивного контроля - субтестом «Кубики Кооса». Высокий показатель невербального аспекта когнитивного контроля был связан с лучшим соблюдением правил внутри игры детей, частотой использования ребенком ролевой речи, а также снижением проявлений инфантильного поведения. Так, дети активнее использовали различные реплики, которые исходили «от их роли». Например, ребенок, который отыгрывал роль повара, спрашивал «гостя», что он может приготовить для него в своем ресторане, отыгрывая роль фермера, активно разговаривал с животными от лица хозяина. Помимо этого, была обнаружена обратная связь с проявлением инфантильности детей в ходе игры, дети серьезнее относились к своей игре, ее сюжету и своей роли.

Исходя из этого, можно предположить, что способность ребенка к анализу своих действий, выстраиванию некой модели или цепочки поведения, исходя из соответствующих целей, способствует появлению в игре неких сюжетных правил и рамок, большему проявлению вербальных маркеров роли, а также в целом более серьезному отношению детей к игре, что, в свою очередь, обогащает ее структуру.

По остальным показателям не выявлено каких-либо значимых корреляций.

Были обнаружены связи между таким показателем развития контроля действий, как уровень развития моторики (по шкале Озе-рецкого), и показателями характеристик игры и поведения ребенка. Так, способность лучше осуществлять координацию своих действий, исходя из конкретных целей, а также общая концентрация на игре и перестройка своего поведения под партнера способствовала большей вовлеченности ребенка в игровые взаимоотношения с партнером и соблюдению договоренностей. Помимо этого, более структурированное поведение дает ребенку возможность лучше и ярче отыгрывать свою роль. Концентрируясь на игре и взаимодействии друг с другом, дети не испытывают необходимости обращаться ко взрослому по каким-либо вопросам.

Также была обнаружена отрицательная связь уровня проявления импульсивности (по методике «День - ночь») с проявлением отстраненности в ходе игры. Так, дети, которые могли сосредоточиться на игровом процессе, больше вовлекались в общение со своим партнером.

Между эмоциональным контролем и какими-либо особенностями поведения или игры детей не было выявлено значимых связей. Это может говорить о том, что в ходе свободной игры все ее участники увлечены собственными эмоциями и переживаниями, самим процессом, который вызывает по большей части положительные эмоции, не требующие специального регулирования.

5. Обсуждение результатов

Анализ данных показывает, что в свободной игровой деятельности детей в большей степени проявляется когнитивная составляющая регуляции поведения, в то время как контроль действий связан лишь с отдельными особенностями поведения ребенка.

Когнитивный аспект контроля поведения проявляется в основном в особенностях выстраивания и поддержания игровой ситуации, а также в степени обращения за поддержкой взрослого. Стоит отметить, что большую роль в этом играет именно вербальная составляющая регуляции. Исходя из этого, можно предположить, что чем лучше развита речь ребенка и, следовательно, вербальный контроль, тем меньше он нуждается во внешней поддержке своей деятельности.

Это может быть связано с общей тенденцией развития контроля поведения - к концу дошкольного возраста усиливается роль когнитивного контроля, а также ролью речи в развитии саморегуляции и контроля поведения [10; 29]. Кроме того, внедрение информационных технологий дает детям доступ к огромному количеству различных образов, знаний, которые они активно используют в своих играх [21].

Однако было выявлено, что в игре значимую роль имеет контроль действий (предшественник волевого контроля). Несмотря на то, что свободная игра не подразумевает какого-либо ограничения или направления извне, она является структурированной деятельностью, которая регулируется самими детьми. Ведь они так или иначе должны подстраиваться друг под друга, придумывать общие правила и договоренности и соблюдать их. Значимая часть игры - принятие и отыгрыш роли -также требует от ребенка действовать по определенному образцу. Всё это становится возможным, лишь если ребенок способен выстроить свое поведение определенным образом. Помимо этого, лучший контроль собственных действий, в том числе контроль импульсивных побуждений, помогает ребенку больше погружаться в ход игры, а также облегчает процесс взаимодействия с партнером по игре, так как его поведение становится более предсказуемым, что облегчает общение и взаимопонимание.

Отсутствие же связи игры и эмоционального контроля может объясняться тем, что в свободной игре, где заранее не заданы рамки и ограничения, нет необходимости как-то регулировать свое эмоциональное состояние. Помимо этого, сам процесс игры вызывает у них положительные эмоции, которые чаще всего совпадают у партнеров и не требуют какой-либо перестройки.

6. Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Уровень развития когнитивного контроля и контроля действий имеет возрастную специфику.

2. Особенности взаимоотношений между детьми дошкольного возраста в ходе сюжет-но-ролевой игры связаны с когнитивной составляющей контроля поведения.

3. Структурные элементы сюжетно-ролевой игры - выраженность роли, сюжет,

система правил - связаны с когнитивной составляющей контроля поведения.

4. Контроль действий способствует развитию игры как целого (сюжета, роли, системы правил).

5. Эмоциональный контроль не имеет связей с особенностями поведения детей в ходе свободной сюжетно-ролевой игры.

7. Заключение

Характер игры современных дошкольников во многом связан с контролем поведения. Ведь сама игра, учитывая ее определяющую особенность - свободу, является структурированной деятельностью, которая включает в себя различные элементы: сюжет, правила, роли и пр. Говоря о сюжетно-ролевой игре, Д. Б. Эльконин особенно выделял в ней роль, которая подразумевает определенные правила и образ поведения [5]. Беря на себя ту или иную роль в игре, ребенок старается ей соответствовать, что способствует развитию самоконтроля и регуляции поведения. В свою очередь, уровень развития контроля поведения сопряжен с тем, насколько развита сю-жетно-ролевая игра у ребенка. Результаты исследования дополняют существующие представления об особенностях построения и уровня развития игры современных дошкольников, а также об особенностях развития контроля поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте, его роли в развитии сюжет-но-ролевой игры.

Одним из ограничений исследования является недостаточность методик, направленных на изучение эмоциональной составляющей контроля поведения. Небольшой объем выборки также ограничивает возможность распространить найденные закономерности на всех современных дошкольников, хотя полученные результаты в значительной мере совпадают с данными, обнаруженными на более крупных выборках [8; 22; 29].

Полученные результаты могут помочь в разработке методических пособий для педагогов и психологов дошкольного и школьного образования, а также способствовать развитию психолого-педагогической работы в дошкольных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнова Е. О., Гударёва О. В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. - 2005. - Т. 10, № 2. - С. 76-86.

2. Rugendo F. G. A Discussion on Basic Virtues and Crisis in the Child's Developmental Stages // European Journal of Research in Social Sciences. - 2019. - Vol. 7, № 4. - P. 26-32.

3. Мухина Т. А., Шалова С. Ю. Игра как средство развития саморегуляции у дошкольников // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации : материалы междунар. науч.-практ. онлайн-конф. - М. : Знание-М, 2020.- С. 907-917.

4. Овсянникова М. П., Кутняк А. А., Балаки-на И. Н. Значение игры для дошкольников // Молодой ученый. - 2017. - № 9. - С. 347350. - URL: https://moluch.ru/archive/143/ 40177 (дата обращения: 23.09.2024).

5. Эльконин Д. Б. Психология игры. - 2-е изд. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

6. Whitebread D. The Importance of Play: A Report on the Value of Children's Play with a Series of Policy Recommendations. -Brussels : Toy Industries of Europe, 2012. -P. 55.

7. Rubin K. H., Coplan R. J. Social and nonsocial play in childhood: An individual differences perspective. - New York : State University of New York Press, 1998. - P. 144-170.

8. Bredikyte M., Brandisauskiene A. Pretend play as the space for development of self-regulation: cultural-historical perspective // Frontiers Psychology. - 2023. - № 14. -P. 1186512. - DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1186 512.

9. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. - М. : Коги-то-центр, 2015. - 304 с.

10. Diamond A. Executive functions // Annual Review of Psychology. - 2013. - Vol. 64. -P. 135-168. - DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143750.

11. Gross J. J., Thompson R. A. Emotion regulation: Conceptual foundations // Handbook of Emotion Regulation / ed. J. J. Gross. - New York : Guilford Press, 2007. - P. 3-24.

12. Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. - 2010. - № 1 (3). -С. 97-102.

13. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Ковалева Ю. В. Контроль поведения как субъектная регуляция. - М. : Ин-т психологии РАН, 2010. - 350 с.

14. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А. Контроль поведения - интегративное понятие психической регуляции // Разработка понятий современной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. - М. : Институт психологии РАН, 2018. - С. 343-378.

15. Виленская Г. А. Контроль импульсивности детей дошкольного возраста // Сибирский

психологический журнал. - 2019. - № 72. -С.114-128.

16. Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического. Структура и динамика. - М. : Ин-т психологии РАН, 2020. - 503 с.

17. Weisberg D. S., Hirsh-Pasek K, Golinkoff R. M. Embracing complexity: rethinking the relation between play and learning: comment on Lillard et al. // Psychological Bulletin. - 2013.

- № 139. - P. 35-39. - DOI: 10.1037/a0030 077.

18. Walker C. M., Gopnik A. Pretense and possibility-a theoretical proposal about the effects of pretend play on development: comment on Lillard et al. // Psychological Bulletin. - 2013. - № 139. - P. 40-44. - DOI: 10.1037/a0030151.

19. Richard S., Baud-Bovy G., Clerc-Georgy A, Gentaz E. The effects of a 'pretend play-based training' designed to promote the development of emotion comprehension, emotion regulation, and prosocial behaviour in 5- to 6-year-old Swiss children // British Journal of Psychology. - 2021. - № 112. - P. 690-719.

- DOI: 10.1111/bjop.12484.

20. Jaggy A., Kalkusch I., Burkhardt Bossi C., Weiss B., Sticca F., Perren S. The impact of social pretend play on preschoolers' social development: Results of an experimental study // Early Childhood Research Quarterly.

- 2023. - № 64. - P. 13-25. - DOI: 10.10 16/j.ecresq.2023.01.012.

21. Лазаренко Е. Н., Патрина Т. И. Игра в жизни современного дошкольника // Концепт. -2019. - № V5. - C. 26-31. - URL: http://e-koncept.ru/2019/196045.htm (дата обращения: 15.05.2023).

22. Рябкова И. А., Смирнова Е. О., Шеина Е. Г. Возрастные особенности ролевой игры дошкольников в условиях открытой предметной среды // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23, № 6. - С. 75-84.

- DOI: 10.17759/pse.2018230607.

23. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. - СПб. : Питер, 2006. -368 c.

24. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет : пособие для психологов и педагогов. - М. : Мозаика-Синтез, 2012. - 180 с.

25. Астапов В. М. Тест Тревожности. - М. : Медик, 1992. - 6 с.

26. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2001. - 688 с.

27. Gerstadt C. L., Yoon Joo Hong, Diamond A. The relationship between cognition and action: performance of children 3,5-7 years old

on a Stroop-like day-night test // Cognition. -1994. - № 53. - P. 129-153.

28. Zelazo P., Mueller U., Frye D., Marcovitch S. The development of executive function in early childhood // Monographs of the Society for Research in Child Development. - 2003. -№ 68. - P. 1-137.

29. Виленская Г. А., Лебедева Е. И. Роль речи в развитии модели психического и контроля поведения у дошкольников // Когнитивные исследования на современном этапе (КИСЭ-2017) : материалы Всероссийской конференции (Казань, 30 октября - 3 ноября 2017 г.). - Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. -С. 205-214.

REFERENCES

1. Smirnova E.O., Gudareva O.V. The Game activity State of Modern Preschool Children. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie = Psychological Science and Education, 2005, Vol. 10, no. 2, pp. 76-86. (In Russian).

2. RDgendo F.G. A Discussion on Basic Virtues and Crisis in the Child's Developmental Stages. European Journal of Research in Social Sciences, 2019, no. 7 (4), pp. 26-32.

3. Muhina T.A., Shalova S.Ju. Play as a means of developing self-regulation in preschoolers, in: Lichnostnye i regulyatornye resursy dostizheniya obrazovatel'nyh i professional'nyh celei v jepohu cifrovizacii, materials of the international scientific and practical onlineconference. Moscow, Znanie-M publ, 2020, pp. 907-917. (In Russian).

4. Ovsyannikova M.P., Kutnyak A.A., Balakina I.N. The meaning of the play for preschoolers. Molodoi uchenyi, 2017, no. 9, available at: https://moluch.ru/archive/143/40177/ (date of access: September 26, 2023).

5. El'konin D.B. Psychology of the game, 2nd ed. Moscow, VLADOS publ., 1999. 360 p. (In Russian).

6. Whitebread D. The Importance of Play: A Report on the Value of Children's Play with a Series of Policy Recommendations. Brussels, Toy Industries of Europe, 2012, p. 55.

7. Rubin K.H., Coplan R.J. Social and nonsocial play in childhood: An individual differences perspective. New York, State University of New York Press, 1998, pp. 144-170.

8. Bredikyte M., Brandisauskiene A. Pretend play as the space for development of self-regulation: cultural-historical perspective. Frontiers Psychology, 2023, no. 14, p. 1186512. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1186512.

9. Morosanova V.I., Bondarenko I.N. Diagnoctics of man's self-regulation. Moscow, Kogito-tsentr publ., 2015. 304 p. (In Russian).

10. Diamond A. Executive functions. Annual Review of Psychology, 2013, Vol. 64, pp. 135168. DOI: 10.1146/annurev-psych-113011-143750.

11. Gross J.J. Thompson R.A. Emotion regulation: Conceptual foundations, in: Gross J.J. (ed.). Handbook of Emotion Regulation. New York, Guilford Press publ., 2007, pp. 3-24.

12. Ivannikov V.A. Will. Nacional'nyi psihologicheskii zhurnal = National Psychological Journal, 2010, Vol. 1, no. 3, pp. 97-102. (In Russian).

13. Sergienko E.A., Vilenskaya G.A., Kovaleva Ju.V. Behavior control as subject regulation. Moscow, Institute of Psychology RAS publ., 2010. 352 p. (In Russian).

14. Sergienko E.A., Vilenskaya G.A. Behavior control is an integrative concept mental regulation. Razrabotka ponyatiy sovremennoy psikhologii = Development of Modern Psychology Concepts. Moscow, Institute of Psychology RAS publ., 2018, pp. 343-378. (In Russian).

15. Vilenskaya G.A. Control of impulsivity of preschool children. Sibirskii psihologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology,

2019, no. 72, pp. 114-128. (In Russian).

16. Sergienko E.A., Ulanova A.Yu., Lebedeva E.I. Theory of mind Structure and dynamics. Moscow, Institute of Psychology RAS publ.,

2020. 503 p. (In Russian).

17. Weisberg D.S., Hirsh-Pasek K., Golinkoff R.M. Embracing complexity: rethinking the relation between play and learning: comment on Lillard et al. Psychological Bulletin, 2013, no. 139, pp. 35-39. DOI: 10.1037/a0030077.

18. Walker C.M., Gopnik A. Pretense and possibility-a theoretical proposal about the effects of pretend play on development: comment on Lillard et al. Psychological Bulletin, 2013, no. 139, pp. 40-44. DOI: 10.1037/a0030151.

19. Richard S., Baud-Bovy G., Clerc-Georgy A., Gentaz E. The effects of a 'pretend play-based training' designed to promote the development of emotion comprehension, emotion regulation, and prosocial behaviour in 5- to 6-year-old Swiss children. British Journal of Psychology, 2021, no. 112, pp. 690-719. DOI: 10.1111/bjop.12484.

20. Jaggy A., Kalkusch, I., Burkhardt Bossi C., Weiss B., Sticca F., Perren S. The impact of social pretend play on preschoolers' social development: Results of an experimental study. Early Childhood Research Quarterly, 2023, no. 64, pp. 13-25. DOI: 10.1016/j.ecre sq.2023.01.012.

21. Lazarenko E.N., Patrina T.I. Playing in the life of a modern preschooler. Koncept, 2019, no. 5, pp. 26-31, available at: http://e-konce

pt.ru/2019/196045.htm (date of access: May 15, 2023). (In Russian).

22. Ryabkova I.A., Smirnova E.O., Sheina E.G. Age Specifics of Preschoolers' Role Play in Open Object Environment. Psihologicheskaya nauka I obrazovanie = Psychological Science and Education, 2018, Vol. 23, no. 6, pp. 7584. (In Russian).

23. Il'ina M.N. Psychological assessment of intelligence in children. St. Petersburg, Piter publ., 2006. 368 p. (In Russian).

24. Veraksa A.N. Individual psychological diagnosis of a 5-7-year-old child. Moscow, Mozaika-Sintez publ., 2014. 144 p. (In Russian).

25. Astapov V.M. Anxiety Test. Moscow, Medik Center publ., 1992. 6 p. (In Russian).

26. Golovey L.A., Rybalko E.F. (ed.). Practicum on age psychology. St. Petersburg, Speech publ., 2001. 688 p. (In Russian).

Информация о статье Дата поступления 1 марта 2024 Дата принятия в печать 10 апреля 2024

Сведения об авторах

Достанов Михаил Михайлович - аспирант Института психологии Российской академии наук (ИП РАН) (Москва, Россия). Адрес для корреспонденции: 129366, Россия, Москва, ул. Ярославская, д. 13, к. 1. E-mail: dostanov3@gmail.com. ORCID: 0000-00024081-9606.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Виленская Галина Альфредовна - кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии Российской академии наук (ИП РАН) (Москва, Россия). Адрес для корреспонденции: 129366, Россия, Москва, ул. Ярославская, д. 13, к. 1. E-mail: vilenskayaga@ipran.ru. SPIN-код: 7039-7797. Scopus AuthorlD: 8555403000. ORCID: 0000-0002-6089-155X.

Для цитирования

Достанов М. М., Виленская Г. А. Связь контроля поведения и свободной игры у детей дошкольного возраста // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. -№ 2. - С. 45-54. - DOI: 10.24147/24106364.2024.2.45-54.

27. Gerstadt C.L., Yoon Joo Hong, Diamond A. The relationship between cognition and action: performance of children 3,5-7 years old on a Stroop-like day-night test. Cognition, 1994, no. 53, pp. 129-153.

28. Zelazo P., Mueller U., Frye D., Marcovitch S. The development of executive function in early childhood. Monographs of the Society for Research in Child Development, 2003, no. 68, pp. 1-137.

29. Vilenskaya G.A., Lebedeva E.I. The role of speech in development of theory of mind and behavioral control in preschoolers, in: Cognitive Research at the Present Stage (KISE-2017), materialy Vserossiiskoi konferentsii (Kazan', 30 October - 3 November 2017). Kazan, Kazan (Volga) Federal University publ., 2017, pp. 205-214. (In Russian).

Article info

Received March 1, 2024 Accepted April 10, 2024

About the authors

Dostanov Mikhail Mihailovich - PhD student, Institute of Psychology Russian Academy of Sciences (IP RAS) (Moscow, Russia). Postal address: build. 1, 13, Yaroslavskaya ul., Moscow, 129366, Russia. E-mail: dostanov3@gmail.com. ORCID: 0000-0002-4081-9606.

Vilenskaya Galina Al'fredovna - PhD in

Psychological Sciences, Leading Researcher at the Laboratory of Developmental Psychology of Subjects in Normal and Post-Traumatic, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences (IP RAS) (Moscow, Russia). Postal address: build. 1, 13, Yaroslavskaya ul., Moscow, 129366, Russia. E-mail: vilenskayaga@ipran.ru. RSCI SPIN-code: 7039-7797. Scopus AuthorID: 8555403000. ORCID: 0000-0002-6089-155X.

For citations

Dostanov M.M., Vilenskaya G.A. Behavioral Control and Spontaneous Play of Preschoolers.

Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 2, pp. 45-54. DOI: 10.24147/2410-6364.2024.2.45-54. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.