Научная статья на тему 'СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексивность / коммуникативная толерантность / интолерантность / reflexivity / communicative tolerance / intolerance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карнелович М.М.

В статье представлены теоретические и прикладные аспекты формирования толерантности и рефлексивности у будущих специалистов сферы образования. Раскрывается содержание и направленность интеркорреляций между рефлексивностью и типологической и ситуативной коммуникативной толерантностью студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF COMMUNICATIVE TOLERANCE AND REFLEXIVITY IN STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SPECIALITIES

The article presents the theoretical and applied aspects of the formation of tolerance and reflexivity in future specialists in the field of education. The content and direction of intercorrelations between reflexivity and typological and situational communicative tolerance of students are revealed.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

СВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И РЕФЛЕКСИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

КарнеловичМ.М. (Беларусь, Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы) karnelovich_mm@grsu.by

Аннотация. В статье представлены теоретические и прикладные аспекты формирования толерантности и рефлексивности у будущих специалистов сферы образования. Раскрывается содержание и направленность интеркорреляций между рефлексивностью и типологической и ситуативной коммуникативной толерантностью студентов.

Ключевые слова: рефлексивность, коммуникативная толерантность, интолерант-

ность.

RELATIONSHIP OF COMMUNICATIVE TOLERANCE AND REFLEXIVITY IN STUDENTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SPECIALITIES Karnialovich M.M. (Belarus, Grodno, YankaKupalaGrSU) karnelovich_mm@grsu.by

Annotation. The article presents the theoretical and applied aspects of the formation of tolerance and reflexivity in future specialists in the field of education. The content and direction of intercorrelations between reflexivity and typological and situational communicative tolerance of students are revealed.

Key words: reflexivity, communicative tolerance, intolerance.

Социальное взаимодействие - неотъемлемая часть профессиональной деятельности специалиста любой сферы труда, посредством которой решаются производственные задачи и формируются формальные и неформальные отношения. Профессия педагога и психолога теснейшим образом связаны с взаимодействием с людьми. Задача высшей школы -формировать в процессе подготовки специалиста как специфические академические и профессиональные компетенции, так и социально-личностные. Среди таких профессионально значимых свойств педагога и психолога выступают коммуникативная толерантность и рефлексивность, которые, являясь интегративными по своей природе и сущности свойствами, позволяют успешно формировать среду социального взаимодействия (толерантность) и решать с глубоким пониманием и осмысленностью оперативные и стратегические задачи в трудовой деятельности (рефлексивность).

В настоящее время исследователи обращаются к изучению интегративных индивидуальных свойств, таких как рефлексивность, в связи с другими, детерминирующими разные паттерны деятельности и поведение субъекта в разных сферах его жизнедеятельности. Сущность рефлексивностисостоит в том, что это интегративное психическое свойство, имеющее индивидуальный уровень развития. Рефлексивность «интрапсихическая» выступает как способность субъекта воспринимать и анализировать содержание внутренней психической реальности. «Интерпсихическая» рефлексия определяетспособность субъекта посредством анализа, эмпатии, отождествления себя с другим, проекции, интерпретации понимать содержание психических явлений и поведения окружающих (Карпов, 2003).

Коммуникативная толерантность, или толерантность в социальных отношениях рассматриваетсякак компонент в системе социально-психологических свойств, как установка к другом человеку как ценности, отражающую терпимое отношение к партнеру по взаимодействию, представляющему иную социальную группу, отличающемуся системой

мировосприятия, убеждениями, внешним видом, социальным статусом, поведением (Сол-датова, Шайгерова, Шарова, 2000).

На сегоднешний день исследования связи рефлексивности и толерантности в социальном взаимодействии немногочисленны. В частности, В.И. Казаренковым совместно с соавторами изучалось влияние рефлексивности на показатели этнической толерантности в межкультурном взаимодействии (Карнелович, Казаренков, Казаренкова, 2020) на российской и белорусской выборке. При этом ученые отмечают неразработанность проблемы при ее высокой научной и прикладной значимости. Высокий уровень рисков, связанных с проявлением толерантности или интолерантности в межличностном и межкультурном общении, необходимость разработки системы воспитания толерантного и рефлексивного будущего специалиста повлияли на наши научные изыскания и выбор темы.

В исследовании проверялась следующаягипотеза:коммуникативная толерантность и рефлексивность личности связаны положительной корреляционной связью, а именно: чем выше уровень рефлексивности, тем выше уровень коммуникативной толерантности, поскольку рефлексивность предполагает понимание как себя, так и других с использованием механизмов идентификации, эмпатии, интерпретации и преодолевает механизмы стереотипизации в социальном познании и взаимодействии.

В связи с задачами нашего исследования целесообразно представляется рассмотреть требования к специалисту-профессионалу в сфере образовательной практики в разрезе социально-личностных и специальных компетенций, поскольку необходимо выяснить роли толерантности и рефлексивности в системе профессионально-важных качеств представителей психолого-педагогических специальностей.

В образовательных стандартах РФ подготовки специалистов для сферы образования в блоке требований можно увидеть перечень социально-личностных компетенций, которые напрямую связаны с коммуникативной толерантностью специалиста, поскольку только высокий уровень принятия окружающих позволит студенту развивать навыки социального взаимодействия, организовывать межличностную коммуникацию, уметь работать в команде. Выпускник высшей школы должен обладать способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Комплекс иных компетенций, таких как быть способным к самообразованию, повышению своей квалификации в течение всей жизни к критике и самокритике, тесно связан с наличием у будущего специалиста сферы образования рефлексивности, развитой на достаточно хорошем уровне, поскольку без самоанализа, сомнения и прогнозирования, обращения к анализу своего развития в континууме прошлое-настоящее-будущее не возможно, как и не возможно понимать другого человека и находить общее с ним, организовывать взаимодействие без развитых навыков коммуникативной рефлексии (Карнелович, 2009).

Как следует из проведенного нами анализа, для психолога-практика и учителя в структуре профессионально-важных качеств специалиста принципиально важны оба качества - рефлексивность и толерантность, поэтому целесообразно выявить содержание и направленность взаимосвязей между этими качествами у студентов психолого-педагогических специальностей.

Базой исследования выступил Гродненский государственный университет имени Янки Купалы (Гродно, Республика Беларусь). Исследование проведено на выборке 60 студентов 3-4-х курсов дневной формы обучения, из них 32 - студенты специальности «практическая психология (квалификация «педагог-психолог») и 28 - специальности «начальное образование» (квалификация «преподаватель»).

Для диагностики испытуемых использовались методики: шкала «Социальной толерантности» экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова), методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), методика диагностики уровня развития рефлексивности (А.В. Карпов). На этапе количественной обра-

ботки использовались сравнительный непараметрический и-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ по Спирмену.

Как следует из расчетов и-критерия Манна-Уитни, будущие психологи в сравнении с будущими учителями обладают достоверно более гибкими аттитюдами в отношении собирательного класса, категории, типа людей (по этническому, профессиональному, социально-групповому, экономическому и другим признакам) (0=39,5; z=-2,243; p=0,0406). Можно полагать, что более лояльный и широкий взгляд на социальное устройство и социальные процессы, индивидуальный подход к субъекту жизнедеятельности формируется под влиянием содержания процесса подготовки психолога к консультативной и коррекционной деятельности.

Статистически значимых различий по показателям профессиональной толерантности между будущими психологами и учителями начальных классов не выявлено (0=184,5; z=-4,202; р=0,243). В студенческой выборке выражена готовность студентов обеих специальностей проявлять позитивные аттитюды ко всем другим, с кем субъект профессиональной деятельности вступает во взаимодействие в связи с выполнением служебных обязанностей. Высокая толерантность к другим в профессиональной сфере отражает «идеальное Я» будущего специалиста, эталон, на который студенты ориентируются в своем профессиональном, карьерном развитии и который задает планку для их самосовершенствования (Карнелович, 2020).

Результаты диагностики рефлексивности показали, что в выборке студентов доминируют средний и высокий уровни развития свойства: для 58,40% студентов-психологов и 48% студентов-педагогов характерны достаточно развитые навыки самоанализа и осмысления своих поступков, склонность тщательно продумывать и планировать свою деятельность; студенты способны «смотреть на себя со стороны «глазами других». По результатам применения критерия и-Манна-Уитни есть основание говорить о тенденции будущих психологов к более высокому уровню выраженности рефлексивности в сравнении с будущими учителями (0=205,50; z=-2,3502; р=0,0587). Это обусловлено содержанием образовательной деятельности студентов двух специальности.

Для проверки главной гипотезы исследования использовалась процедура корреляционного анализа по Спирмену. Были получены интеркорреляции меду показателем «рефлексивность» и показателями толерантности студентов. Для выборки в целом была выявлена значимая отрицательная корреляционная связь (р<0,05) между показателем «Рефлексивность» и «Общий показатель коммуникативной толерантности» (г=-0,313428; р р<0,01), при этом учитывали, что второй показатель свидетельствует об интолерантности при высоких его значениях. Студенты с более высоким уровнем рефлексивности характеризуются как менее интолерантные. Следовательно, чем выше у студента развита способность поставить себя на место другого человека, склонность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, склонность к большему анализу своих мыслей и поступков в отношении других людей, тем менее он склонен к нетерпимости и категоричности и непримиримости в инаковости других людей в социальных отношениях.

Значимые интеркорреляции умеренной силы «Рефлексивности» с «Ситуативной толерантностью» у студентов (г=-0,443112; р<0,05) свидетельствуют: чем более студент склонен к интра- и интепсихической рефлексии, чем более он стремится проникнуть в свой внутренний мир и мир партнера по взаимодействию, тем менее он склонен быть категоричным в социальных оценках и суждениях, менее склонен вести себя непримиримо в отношении других людей в ситуациях повседневного общения. Интеркорреляция «Рефлексивности» личности и «Типологической толерантности» слабой силы (г=-0,29227; р<0,05) означает, что чем выше склонность к самоанализу и анализу своего взаимодействия с другими, тем ниже у субъекта общения есть негативные аттитюды к другим людям в силу их характерологических, когнитивных, физических и других свойств.

Полученные результаты могут быть полезны в деятельности специалистов и преподавателей, планирующих и реализующих образовательный процесс в высшей школе и

социально-психологическое сопровождение студентов по формированию у них высокого

уровня рефлексивной культуры и толерантности в социальном взаимодействии.

Литература

1. Карнелович М. М. Рефлексия учителей на этапе послевузовского образования: пособие. Гродно: ГрГУ, 2009. 67 с.

2. Карнелович М. М., Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Эмпатийность и рефлексивность как детерминанты этнической толерантности студентов русской и белорусской общностей // Вестник университета. 2020. № 7. С. 199-205.

3. Карнелович М. М. Связь профессионального самоотношения педагогов и их толерантности к субъектам образовательного процесса // Психологическое сопровождение образовательного процесса. Вып. 10: в 2. Ч. 1: сб. науч. ст. Минск: РИПО, 2020. С.44-52.

4. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. Т. 24. 2003. № 5. С. 45-57.

5. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг для подростков. М.: Генезис. 2000. 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.