Научная статья на тему 'ЭМПАТИЙНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕГРАДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ С НЕТРАДИЦИОННЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ЭМПАТИЙНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕГРАДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ С НЕТРАДИЦИОННЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные предубеждения / эмпатийность / толерантность / social prejudice / empathy / tolerance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малявко Ю.В.

В данной статье рассматривается проблема аттитюдов и факторов, способствующих и препятствующих формированию и реализации социальных предубеждений в отношении представителей нетрадиционного сексуального поведения личности. Отражены результаты эмпирического исследования о влиянии эмпатийности личности и уровня толерантности на уровень социальных предубеждений в отношении представителей сексуальных меньшинств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPATHY AND TOLERANCE OF PERSONALITY AS A BARRIERS OF SOCIAL PREJUDICE AGAINST REPRESENTATIVES OF NON-TRADITIONAL SEXUAL BEHAVIOR

In this article, the problem of attitudes and factors that contribute to and prevent the formation and implementation of social prejudices against representatives of nontraditional sexual behavior of a person is revealed.The results of an empirical study on the influence of personality empathy and the level of tolerance on the level of social prejudice against representatives of non-traditional sexual behavior of a person are reflected.

Текст научной работы на тему «ЭМПАТИЙНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕГРАДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ С НЕТРАДИЦИОННЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

ЭМПАТИЙНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕГРАДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ С НЕТРАДИЦИОННЫМ СЕКСУАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Малявко Ю.В. (Беларусь, Гродно, ГрГУ им. Я. Купалы) malyavko-06@yandex.by

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема аттитюдов и факторов, способствующих и препятствующих формированию и реализации социальных предубеждений в отношении представителей нетрадиционного сексуального поведения личности. Отражены результаты эмпирического исследования о влиянии эмпатийности личности и уровня толерантности на уровень социальных предубеждений в отношении представителей сексуальных меньшинств.

Ключевые слова: социальные предубеждения, эмпатийность, толерантность.

EMPATHY AND TOLERANCE OF PERSONALITY AS A BARRIERS OF SOCIAL PREJUDICE AGAINST REPRESENTATIVES OF NON-TRADITIONAL SEXUAL BEHAVIOR Malyavko Y.V. (Grodno, Belarus, YankaKupalaGrSU) malyavko-06@yandex.by

Annotation.In this article, the problem of attitudes and factors that contribute to and prevent the formation and implementation of social prejudices against representatives of non-traditional sexual behavior of a person is revealed.The results of an empirical study on the influence of personality empathy and the level of tolerance on the level of social prejudice against representatives of non-traditional sexual behavior of a person are reflected.

Key words: social prejudice, empathy, tolerance.

Актуальность изучения социальных предубеждений к представителям нетрадиционного сексуального поведения обусловлена ростом интереса к ЛГБТ-исследованиям (ЛГБТ - аббревиатура, которая возникла в английском языке для обозначения лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров). В существующих русскоязычных работах данная тема, по большей части, представлена лишь в самом обобщенном виде, в то время как в исследованиях на Западе ей уделяется особое внимание.

История оценки гомосексуализма психологической наукой начинается с общего появления психологии. Изначально гомосексуализм диагностировался как психическое расстройство или извращение. В дальнейшем этот подход способствовал классификации гомосексуализма как отдельной сексуальной ориентации в будущем. До того момента, как гомосексуализм перестал считался болезнью в 1970-х годах, психология часто использовалась для криминализации гомосексуализма. Послевоенная эпоха стала началом процесса постепенного изменения мировоззрения относительно гомосексуализма и окончанием его классификации как болезни. Процесс официальной депатологизации гомосексуализма начался в Соединенных Штатах. Внимание общественности к данной проблеме было привлечено исследованиями Альфреда Кинси, которые показали, что гомосексуализм часто встречается в Соединенных Штатах среди психически здоровых людей, которые никогда не нуждались в психиатрической помощи. Работа Альфреда Кинси «Сексуальное поведение самцов мужчин», опубликованная в 1948 году, показала серьезность проблемы и вызвала ряд других исследований.

Сравнивая все больше эмпирических данных и меняя культурные взгляды на однополое влечение, многие психиатры и психологи радикально изменили старый взгляд

на патологическую природу гомосексуализма с 1970-х годов. Таким образом, после обзора ранее опубликованных исследований Джон С. Гонсиорек утверждает: «Гомосексуализм сам по себе не связан с психологическим расстройством или социальной дезадаптацией. Гомосексуалисты как группа не проявляют большого психологического расстройства по поводу своей гомосексуальности». Однако в обществе процесс принятия гомосексуализма в качестве нормы сдерживается стереотипами, предубеждениями и негативными ассоциациями, которых общество придерживалось на протяжении многих поколений.

Согласно научному тезаурусу «предубеждение» - установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознать, что он предубежден, и рассматривает своё отношение к объекту предубеждений как следствие объективной или самостоятельной оценки каких -то фактов. Предубеждение может быть следствием поспешных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе (предрассудок). Предубеждение нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков (Петровский, 1990). Под предубеждением Ю.С. Смирновой понимается социальная установка в отношении группы и отдельных ее представителей, не имеющая для этого какие-либо основания. Данная трактовка понятия не подчеркивает знак установки и позволяет включить в поле исследования не только явные, но и более современные скрытые («тонкие», «дружелюбные», «благосклонные», «вежливые») формы предубеждений (Смирнова, 2009).

Учитывая общие характеристики феномена предубеждений, следует подчеркнуть, что он всегда является характеристикой межгрупповых отношений; происходит в отношении любой социальной группы, а также человека, при условии, что он отождествляется с этой группой. Поскольку это межгрупповой феномен, предубеждения проявляются в сфере межличностных отношений. Общие характеристики, присваиваемые группе, преобразуются в конкретные характеристики личности (Янчук, 2005).

Эмпатия же рассматривается как процесс, в котором мыслительные и эмоциональные стороны представляют неразрывное единство. Специалисты, изучающие эмпатию, выделяют не только когнитивный и эмоциональный, но и поведенческий компонент эмпатийного взаимодействия.

В социально-психологических концепциях термин «эмпатия» используется для описания психического процесса, позволяющий понять переживания другого; деятельность, которая помогает строить общение; особый вид внимания к другому человеку (Бернс, 1986, с. 211). «Эмпатийность» исследователи определяют как личностное свойство, устойчиво проявляющееся в способности к пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию, а также как доминирующая потребность личности в активном содействии благополучию других людей (Казаренков, Карнелович, Казаренкова, 2020). Толерантность рассматривается как система установок к другом человеку как ценности, отражающих терпимое отношение к партнеру в конкретной ситуации взаимодействия (ситуативная), партнеру, представляющему иную социальную группу (социальная) или психологический тип (типологическая), к деловым партнерам, коллегам (профессиональная) (Карнелович, 2019).

В исследовании была подвергнута эмпирической проверке гиоптеза о том, что уровеньэмпатийности личности и ее толерантности обратным образом влияют на уровень социальных предубеждений, препятствуя их формированию и реализации.

Проверка гипотезы обеспечивалась комплексом следующих методических процедур: для оценки умения сопереживать и понимать мысли и чувства других была использована методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко, для диагностики общего уровня толерантности - экспресс-опросник «Индект толерантности»

(Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова), для оценки социальных предубеждений к представителям нетрадиционного сексуального поведения - опросник социальных предубеждений к стигматизированным группам Ю.С. Смирновой.

Установлено, что эмпатические способности лучше развиты у девушек (среднее значение - 19,98), чем у юношей (среднее значение - 17,44). Таким образом, эмоциональный и интуитивный каналы эмпатии, а также идентификация в эмпатии лучше развиты у девушек. У представительниц женского пола выше показатели эмоциональной отзывчивости, помогающей понять внутренний мир партнера и установить связь между эмпатирующим и эмпатируемым; более развита способность видеть и понимать партнера при дефиците исходной информации; а также понимание другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера.

Качественной обработке были подвергнуты данные, полученные при использовании методики «Индекс толерантности». Среднее значение индекса толерантности по всей выборке составило 72,53, что соответствует среднему уровню толерантности и доказывает, что для респондентов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт: в отношении одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, а в отношении к другим могут проявлять интолерантность. Компоненты, включенные в понятие «индекс толерантности», в целом находятся на одном уровне и в зависимости от пола респондентов значимо не отличаются.

Доказано, что уровень социальных предубеждений к представителям нетрадиционного сексуального поведения выше у респондентов мужского пола. Максимальный уровень предубеждений при переводе в бальную систему оценки теста составляет 256 баллов. Среднее значение у респондентов женского пола - 129,74, а у респондентов мужского пола - 146,28. Таким образом, уровень предубеждений у девушек составляет ниже среднего, а у юношей - выше среднего.

Для проверки гипотезы о взаимосвязи уровня эмпатии и уровня социальных предубеждений использовался множественный регрессионный анализ. В качестве независимой переменной выступили шкалы теста В.В. Бойко, такие как: рациональный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, интуитивный канал эмпатии, установки, способствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии, идентификация. В качестве зависимой переменной рассматривались шкалы теста Ю.Б. Смирновой: конвенциональная оценка, неблагополучие, отклонение, невозможность улучшений, пассивность, локализация контроля, оценка потребности в помощи, иждивенчество и общий уровень предубеждений.

В результате анализа было установлено: между уровнем эмпатийности и уровнем социальных предубеждений прослеживается достоверная обратная связь слабой силы: чем выше уровень установок, способствующих эмпатии и идентификации в эмпатии, тем ниже уровень суждений о пассивности представителей нетрадиционного сексуального поведения. Под пассивностью понимается бездействие субъекта предубеждений, в данном случае представителя нетрадиционного поведения, то есть отсутствие у него каких-либо попыток изменить своё положение и отношение к себе общества. Было также установлено, что чем лучше у субъекта развиты способности к сопереживанию и чем лучше он умеет расположить другого к себе, тем ниже будет его оценка потребности в помощи представителя стигматизированной группы.

При анализе влияния уровня эмпатийности на индекс толерантности была выявлена обратная связь слабой силы: чем выше уровень рационального компонента эмпатии, тем ниже уровень социальной толерантности. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность когнитивных процессов эмпатирующего на состояние, проблемы, поведение другого субъекта. Таким образом, чем выше развит данный «канал» эмпатии, тем чаще эмпатирующий будет связывать поведение стигматизируемого с его социальной принадлежностью.

Полученные данные открывают перспективу исследования социальных предубеждений с позиции дифференциальной психологии и разработку индивидуально-ориентированных способов профилактики и коррекции негативных аттитюдов у субъектов социального познания.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 211 с.

2. Карнелович М.М. Профессиональное самоотношение как фактор толерантности педагогов к субъектам образовательного процесса // Проблемы современного образования. Вып. 12: межвуз. сб. науч. тр. М.: РУДН, 2019. С. 81-84.

3. Карнелович М.М., Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Эмпатийность и рефлексивность как детерминанты этнической толерантности студентов русской и белорусской общностей // Вестник университета. 2020. № 7. С. 199-205.

4. Петровский А.В. Психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 431 с.

5. Смирнова Ю.С. Методологические и методические проблемы исследования социальных предубеждений // Психологический журнал. 2009. №2(22). С. 3-8.

6. Янчук В.А. Введение в социальную психологию. Минск: АСАР, 2005. 809 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.