СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
УДК 316.613.42
Карнелович Марина Михайловна,
канд. психол. наук, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь ORCID: 0000-0002-8622-8799 e-mail: [email protected]
Казаренков Вячеслав Ильич
д-р пед. наук, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2808-6526 e-mail: [email protected]
Казаренкова Татьяна Борисовна
канд. социол. наук, Международный научный центр «СОЦИУМ 2035», г. Москва, Российская Федерация
ORCID: 0000-0003-2606-9164 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2020-7-199-205
ЭМПАТИЙНОСТЬ И РЕФЛЕКСИВНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ РУССКОЙ И БЕЛОРУССКОЙ ОБЩНОСТЕЙ
Аннотация. Обоснована высокая прикладная значимость проблемы эффективного и толерантного взаимодействия студентов в условиях поликультурной образовательной среды. Представлены результаты эмпирического исследования личностных детерминант этнической толерантности студентов. Исследование выполнено на выборке русских и белорусских студентов, что позволило выявить специфические особенности влияния эмпатийности и рефлексивности как личностных детерминант на уровень этнической толерантности у студентов разных этнических общностей. Определены и проанализированы уровни развития эмпатийности и рефлексивности у студентов-русских и студентов-белорусов, обоснованы их социальные предикторы. На основании результатов дисперсионного и множественного регрессионного анализов раскрыты сила, направленность и содержательные характеристики влияния эмпатийности и рефлексивности личности на этническую толерантность студента. Результаты исследования представляют интерес для специалистов в области психологии личности, этнической психологии, кросс-культурной коммуникации. Ключевые слова: детерминанты толерантности, интернационализация образования, межкультурный диалог, поликультурная образовательная среда, рефлексивность личности, эмпатийность личности, этническая общность, этническая толерантность.
Цитирование: Карнелович М.М., Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б. Эмпатийность и рефлексивность как детерминанты этнической толерантности студентов русской и белорусской общностей//Вестник университета. 2020. № 7. С. 199-205.
Karnialovich Maryna
Candidate of Psychological Sciences, State University of Yanka Kupala, Grodno, Republic of Belarus ORCID: 0000-0002-8622-8799 e-mail: [email protected]
Kazarenkov Vyacheslav
Doctor of Pedagogical Sciences, RUDN University, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2808-6526 e-mail: [email protected]
Kazarenkova Tatiana
Doctor of Sociological Sciences, International Research Centre "SOCIUM 2035", Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-2606-9164 e-mail: [email protected]
EMPATHY AND REFLEXIVITY AS DETERMINANTS OF ETHNIC TOLERANCE OF STUDENTS OF RUSSIAN AND BELARUSIAN COMMUNITIES
Abstract. The high applied significance of the problem of effective and tolerant student interaction in a multicultural educational environment has been proved. The results of an empirical research ofpersonality determinants of ethnic tolerance of students have been presented. The study has been carried out on a Russian and Belarusian sample of students, which allowed us to identify specific features of the influence of empathy and reflexivity as personal determinants on the level of ethnic tolerance among students of different ethnic communities. The levels of development of empathy and reflexivity among Russian students and Belarusian students have been defined and analysed, their social predictors have been substantiated. Based on the results of variance and multiple regression analyses the strength, orientation and content characteristics of the influence of empathy and reflexivity of the individual on the student's ethnic tolerance have been revealed. The results of the study are of interest to specialists in the field ofpersonality psychology, ethnic psychology, cross-cultural communication. Keywords: determinants of tolerance, empathy of personality, ethnic community, ethnic tolerance, intercultural dialogue, internationalization of education, multicultural educational environment, reflexivity of personality.
For citation: Karnialovich M.M., Kazarenkov V.I., Kazarenkova T.B. (2020) Empathy and reflexivity as determinants of ethnic tolerance of students of Russian and Belarusian communities. Vestnik universiteta. I. 7, pp. 199-205. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-7-199-205
© Карнелович М.М., Казаренков В.И., Казаренкова Т.Б., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Современная поликультурная среда учреждений высшего образования, развитие процессов интернационализации в высшей школе предъявляют к студентам как субъектам процесса профессионального образования высокие требования к уровню их психологической культуры во взаимодействии с представителями разных этнических общностей [3]. Ежегодно увеличивающееся число иностранных студентов, желающих получить высшее образование на первой и (или) второй ступени, актуализирует проблемы этнической толерантности студентов - представителей доминирующей этнической общности, исторически проживающих на определенной территории и составляющих абсолютное большинство обучающихся в отечественных учреждениях высшего образования, во взаимоотношениях и взаимодействии с интернациональными студентами. В ситуациях межличностного взаимодействия студенты - представители разных культур реализуют присущие им разные уровни этнической толерантности, тем самым формируя у представителей иных культурных общностей соответствующий имидж своего этноса, народа, социума и страны в целом.
Этническая толерантность в научном тезаурусе рассматривается как способность человека проявлять терпимое отношение к малознакомому образу жизни представителей иных этнических групп, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. В трудах Л. Г. Почебут этническая толерантность определяется как установка личности на терпимое, уважительное и дружелюбное отношение к другим людям, которые принадлежат к чужим этническим группам, воспитанным на образцах и ценностях иной культуры [8]. По мнению Н. М. Лебедевой, этническая толерантность является отсутствием негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее наличием позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [6].
Внешне этническая толерантность отражается в выдержке, самообладании, способности индивида длительно выносить непривычные воздействия чужой культуры без снижения его адаптивных возможностей. Этническая толерантность выражается в различных критических ситуациях межличностного и внутрилич-ностного выбора, может сопровождается психологической напряженностью разной степени выраженности в зависимости от наличия у человека опыта общения с представителями других этнических общностей [8]. Исследователями проблемы межэтнических отношений рассматривается и противоположный полюс толерантности - интолерантность - как категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры [9].
Если вопросы толерантности личности и ее внешней (социальной, культурно-исторической) детерминации достаточно глубоко изучены в области социальной, этнической и кросскультурной психологии, то пристальное внимание научного сообщества к внутренним факторам этнической толерантности еще только начинает усиливаться. В разные годы в отдельных работах толерантная личность характеризовалась как обладающая альтруизмом, стремлением не осуждать других, терпением, чуткостью, умением владеть собой, способностью слушать, доверием, терпимостью к различиям, доброжелательностью, гуманизмом, способностью к эмпатии, чувством юмора, широтой мышления, отсутствием предрассудков и многими другими [3; 6; 9].
В гипотетическую модель детерминант этнической толерантности студентов в межкультурной коммуникации мы включили следующие личностные переменные, которые могут быть объектом индивидуально-психологической диагностики.
1. Эмпатийность выступает как личностное свойство, устойчиво проявляющееся в способности к пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию, а также как доминирующая потребность личности в активном содействии благополучию других людей [1; 7].
2. Рефлексивность выступает как качество личности, характеризующее субъекта направленностью познания на себя; в ситуации взаимодействия с другими субъект с помощью рефлексивных действий - анализа, сравнения, сомнения, предположения и других - стремится «проникнуть» в ценностно-смысловую сферу другого человека, приходит к выводам о степени эффективности межличностного взаимодействия, содержании обратной связи, своих и чужих когнитивных, эмоциональных, поведенческих характеристиках, представленных в общении [4; 5].
С учетом высокой актуальности и прикладной значимости проблемы этнической толерантности в условиях интенсификации процессов интернационализации высшего образования и межкультурных контактов во всех сферах жизнедеятельности студентов (учебной, бытовой, досуговой, романтических отношений и других) нами была выдвинута и подвергнута эмпирической проверке гипотеза о влиянии эмпатийности и рефлексивности личности на уровень этнической толерантности студентов.
В исследовании приняли участие 120 студентов 2-3 курсов в возрасте от 19 до 23 лет, в их числе 60 студентов русской этнической общности 60 студентов-белорусов. Исследование было проведено на базе Российского университета дружбы народов (г. Москва, Российская Федерация), Гродненского государственного университета имени Янки Купалы и Гродненского государственного аграрного университета (г. Гродно, Республика Беларусь). Наличие выборочной совокупности студентов двух этнических групп позволило выявить специфические особенности влияния личностных факторов на уровень этнической толерантности у студентов русской и белорусской общностей.
В качестве диагностического инструментария использовались: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова); опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн); методика определения уровня рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева). Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи однофакторного дисперсионного анализа, множественного регрессионного анализа в компьютерном пакете STATISTICA 7.0. Для описательной статистики (нахождение среднего арифметического, построение графиков, таблиц, подсчета процентов) был использован Microsoft Excel 2010 версии 14.0.
На первом этапе эмпирического исследования были получены и проанализированы результаты о распределении уровней развития этнической толерантности и личностных свойств - эмпатийности и рефлексивности - в русской и белорусской выборках студентов.
На рисунке 1 показано, что большинство русских студентов (57 % респондентов) и студентов-белорусов (50 % респондентов), как субъекты со средним уровнем этнической толерантности, уважительно относятся к самым разнообразным этническим группам, но при этом имеют склонность разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей того или иного этноса, не могут самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни, им трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться мигранты.
Респонденты с высоким уровнем этнической толерантности (40 % студентов-русских и 39 % студентов-белорусов) признают право на иной образ жизни других этнических групп, положительно относятся к различиям между своей и чужой этнической группой, им не свойственны проявления межкультурных предрассудков и стереотипов.
60 -,
низкий средний высокий уровень
толерантности
1 - русские студенты; 2 - белорусские студенты Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 1. Распределение уровней этнической толерантности у студентов-представителей русского и белорусского этноса
В выборке студентов - представителей русского этноса количество респондентов, имеющих низкий уровень этнической толерантности, меньше, чем у студентов-белорусов (3 % против 10 %). Полиэтническая социокультурная среда Российской Федерации, в которой признаки разнообразия этносов ярко выражены в использовании, например, различных языков в бытовой речи, традиционных для разных этносов праздниках и традициях, положительным образом сказывается на формировании толерантности личности.
На рисунках 2 и 3 представлены показатели эмпатийности и рефлексивности личности в русской и белорусской выборках студентов соответственно.
Как показано на рисунке 2, у студентов обеих этнических общностей преобладает средний уровень эмпатийности: их нельзя отнести к числу особо чувствительных, однако они не являются «толстокожими», им свойственны эмоциональные проявления, они достаточно внимательны к собеседнику, при этом их эмоции и чувства находятся под самоконтролем.
50 —1
о4 И 2
и £
о
0
И
1
н §
о
в
о
30
10
1
Уровень эмпатийности
очень низкии низкии среднии
1 - русские студенты; 2 - белорусские студенты Составлено авторами по материалам исследования
Рис. 2. Распределение уровней эмпатийности личности у студентов-представителей русского и белорусского этноса
Если в выборке студентов-белорусов каждый четвертый респондент обладает высоким уровнем выраженности эмпатии, то в выборке студентов-русских - каждый пятый. Высокоэмпатийные студенты проявляют заинтересованность и эмоциональную отзывчивость, тонко реагируют на настроение собеседника, активно сопереживают и готовы к помощи.
Как показано на рисунке 3, в исследуемой выборке преобладает уровень рефлексивности личности выше среднего, отражающий (согласно воззрениям А. В. Карпова [5]) хорошо развитые умения самоанализа мотивов и причин, самоконтроля поведения в ситуациях взаимодействия, осмысления происходящего, достаточно развитую способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации.
50
х1
о4
я"
О г-И Я
И 30 —\ о
0 я
1
н
о о к
Е-
о
10 -
. I
ниже средний
среднего
выше высокии
среднего
высокии
Уровень рефлексивности
1 - русские студенты; 2 - белорусские студенты Составлено авторами по материалам исследования Рис. 3. Распределение уровней рефлексивности личности у студентов-представителей русского и белорусского этноса
Следует подчеркнуть, что в выборке русских студентов каждый четвертый респондент обладает высоким или очень высоким уровнем рефлексии, а респонденты с низким уровнем развития исследуемого признака отсутствуют, в то время как в выборке испытуемых-белорусов рефлексию высокого и очень высокого уровня развития имеет каждый пятый студент, есть и субъекты с низким уровнем развития рассматриваемого личностного свойства.
Результаты однофакторного дисперсионного анализа данных диагностики испытуемых позволяют сформировать целостное представление о содержании и направленности влияния эмпатийности и рефлексивности личности на уровень этнической толерантности студентов. Определены специфические особенности личностной детерминации уровня этнической толерантности у студентов русского и белорусского этносов. Если у студентов-белорусов уровень этнической толерантности испытывает на себе достоверное влияние эмпатийности личности, то у студентов русской этнической общности - достоверное влияние рефлексивности.
Уровень развития эмпатийности оказывает влияние на уровень этнической толерантности студентов-представителей белорусского этноса (^(3,56) = 3,9556, р = 0,01253). Эмпатия как свойство личности, реализуемое через сопереживание, сочувствие и содействие другому человеку, выступает регулятором гармоничных и гуманных взаимоотношений с другими, поскольку доминирующей потребностью личности становится благополучие других людей. Чем более студенты-белорусы склонны к сопереживанию эмоционального состояния других людей, чем лучше они различают как свои собственные эмоции, так и эмоции других людей, и чем более они готовы к формам помогающего поведения, тем более высоким будет у них уровень этнической толерантности. Для студентов русской выборки обозначенная выше закономерность имеет характер тенденции, не достигшей уровня статистической достоверности р < 0,05.
Выявлена зависимость этнической толерантности студентов-русских от уровня рефлексивности личности (^(5,54) = 5,8008, р = 0,00023), при этом чрезмерная «зарефлексированность» студента (очень высокий уровень развития процессов рефлексии) снижает проявление коммуникативной толерантности в общении с представителями иной культуры. Рефлексия как совокупность способностей анализировать, оценивать, понимать себя, регулировать собственное поведение, проникать в индивидуальное своеобразие других людей, вставать в позицию другого субъекта и с его точки зрения увидеть, понять и оценить себя, выступает предиктором толерантного, диалогового отношения студентов-русских к представителям иных культур [4]. Для выборки студентов-белорусов достоверное (на статистическом уровне р < 0,05) влияние искомой переменной (рефлексивности) на этническую толерантность по результатам проведения однофакторного дисперсионного анализа выявлено не было.
Для уточнения силы и величины вклада эмпатийности и рефлексивности личности в дисперсию зависимого признака (этническую толерантность) у студентов был проведен множественный регрессионный анализ диагностических данных для каждой из изучаемых этнических групп.
Вклад показателя «Эмпатия» в дисперсию зависимой переменной «Этническая толерантность» у студентов белорусской общности достигает 39,1 % (Ь* = 0,391, МиШр^ = 0,39075024, F = 10,45158, р = 0,002023). Следовательно, чем более представители белорусского этноса способны к пониманию аффективных ориентаций, сочувствию переживаниям другого человека и готовы к активному содействию личности или группе в трудной ситуации, тем более высоким будет у них уровень принятия представителя других культурных групп как равно достойной личности и тем более будет выражена установка на терпимое отношение к особенностям его поведения, аттитюдам, самопрезентации и других.
У студентов русской выборки вклад показателя «Рефлексивность» в дисперсию зависимой переменной «Этническая толерантность» достигает 50,3 % (Ь* = 0,503, МиШр^ = 0,50293052, F = 19,63758, р = 0,00042). Способность студентов русской общности к самовосприятию и анализу содержания своей собственной внутренней жизни и пониманию психики других людей является весомым предиктором уровня настроенности личности на равноправный межкультурный диалог, ценностное отношение к человеку, принадлежащему к иной расе, национальности, культурной традиции, религиозной конфессии. Следовательно, чем более у студентов, являющихся представителями русского этноса, выражена склонность размышлять о себе с точки зрения других людей, тем более они будут реализовывать установку формирования дружественных отношений с другими в межкультурной коммуникации.
Интересным и требующим дальнейшего научного изучения и осмысления представляется факт, полученный в результате процедуры множественного регрессионного анализа данных общей выборки (120 студентов): совместный вклад эмпатийности, достигающий 24 % (Ь* = 0,244, MultipleR=0,55249931, F = 12,52227, р = 0,00031), и рефлексивности личности, который достигает 41 % (Ь* = 0,417, MultipleR = 0,55249931, F = 12,52227, р = 0,00031), в дисперсию зависимой переменной «Этническая толерантность». Как подчеркивают отечественные исследователи, в зависимости от уровня развития у субъекта рефлексивных умений и саморегуляции поведения управление эмоциями на уровне мыслей и чувств позволяет субъекту социального познания «переформатировать» внутреннее мышление на иное восприятие информации в ситуации взаимодействия, а значит, по-другому реагировать на различия собственной и чужой культуры других, проявляя и демонстрируя другую эмоциональную палитру [1; 2]. Возможно, рефлексия, связанная с рассудочной деятельностью субъекта социально-познавательной активности, в определенной мере позволяет ему уточнить представление и дополнить эмоциональное принятие другого, тем самым усиливая возможность «построения» межкультурного диалога между студентами-представителями разных этнических общностей.
Таким образом, с помощью процедур однофакторного дисперсионного и множественного регрессионного анализа нами установлено влияние эмпатийности и рефлексивности личности на этническую толерантность студентов. Для студентов-русских предиктором толерантности в межкультурной коммуникации выступают развитые процессы рефлексии, а для студентов-белорусов - эмпатии.
Рефлексируя, личность анализирует себя с точки зрения партнера по взаимодействию, а также стремится «проникнуть» в ценностно-смысловую сферу другого субъекта, вследствие этого повышается его толерантность и во взаимодействии с представителями других этносов. Эмпатия как эмоциональная отзывчивость, чувствительность и внимание к другим людям позволяет избежать разногласия между собеседниками и, таким образом, препятствует перерастанию противоречий в нетерпимость.
У студентов-белорусов и студентов-русских преобладают средний и высокий уровни эмпатии, что обусловлено коллективистскими ценностями (значимость со-бытия с другими, взаимопомощи, равенства), близостью духовно-нравственных ориентиров, идеологии, смысложизненных установок, формируемых в процессах социализации на территории постсоветского пространства. Склонность к рефлексии у студентов русской этнической общности выражена сильнее, чем у студентов-белорусов, что обусловлено более высокой частотностью их взаимодействия с представителями разных этносов в повседневном общении, чем у студентов белорусской выборки, у которых более выражены процессы эмпатии.
Результаты исследования служат основанием для проведения широких кросс-культурных исследований эмпатийности и рефлексивности как предикторов развития этнической толерантности личности, а также могут быть применены социально-психологическими службами университетов для улучшения социально-психологического климата в учебных группах студентов. Задача формирования у обучающихся опыта и культуры межкультурного взаимодействия может быть решена эффективно только в случае использования в образовательном процессе педагогически обоснованных методов и форм организации занятий, ориентированных на диалог студентов разных культурных групп.
Библиографический список
1. Грошев, И. В., Мищенко А. А. Культурное пространство организации: эмоциональная среда // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. - 2012. - № 9-10. - С. 100-107.
2. Грошев, И. В., Давыдова, Ю. А., Краснослободцева, И.А. Эмоции в структуре составляющих психологической «ткани» организационной культуры // Социальная психология и общество. - 2015. - Т. 6, № 3. - С. 120-133.
3. Казаренков, В. И., Сегень-Матыевич, А. Й., Казаренкова, Т. Б. Межкультурное взаимодействие студента: резервы высшей школы // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. - 2013. - № 3. - С. 97-104.
4. Карнелович, М. М. Рефлексия учителей на этапе послевузовского образования: пособие. - Гродно: Изд-во ГрГУ, 2009. - 67 с.
5. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности: монография. - М.: ИП РАН, 2004. - 424 с.
6. Лебедева, Н. М., Татарко, А. Н. Этническая толерантность в поликультурных регионах России. - М.: РУДН, 2002. - 296 с.
7. Михальченко, Г. Ф. Развитие эмпатии в процессе профессиональной подготовки социального педагога // Весшк Гродзен. ун-та. Сер. 1, Псторыя i археалопя. Фiласофiя. Палиалопя [Вестник Гродненского ун-та. Серия 1. История и археология. Философия]. - 2001. - № 1. - С. 140-146.
8. Почебут, Л. Г. Кросс-культурная и этническая психология: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с.
9. Солдатова, Г. У, Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг для подростков. - М.: Генезис. - 2000. - 120 с.
References
1. Groshev I. V, Mishchenko A. A. Kul'turnoe prostranstvo organizatsii: emotsional'naya sreda [Cultural space of the organization: emotional environment]. Problemy teorii i praktiki upravleniya. Mezhdunarodnyi zhurnal [International Journal of Management Theory and Practice], 2012, no. 9-10, pp. 100-107.
2. Groshev I. V., Davydova. Yu. A., Krasnoslobodtseva I. A. Emotsii v strukture sostavlyayushchikh psikhologicheskoi "tkani" or-ganizatsionnoi kuFtury [Emotions in the structure ofpsychological 'fabric' of organizational culture]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social Psychology and Society], 2015, vol. 6, no. 3, pp. 120-133.
3. Kazarenkov V. I., Segen-Matyevich A. I, Kazarenkova T. B. MezhkuFturnoe vzaimodeystvie studenta: rezervy vysshei shkoly [Student intercultural interaction: higher school reserves]. Vestnik RUDN. Ser. Psikhologiya i pedagogika [RUDN Journal of Psychology and Pedagogics], 2013, no. 3, pp. 97-104.
4. Karnelovich M. M. Refleksiya uchitelei na etape poslevuzovskogo obrazovaniya: posobie [Reflection of teachers at the stage of postgraduate education: tutorial]. Grodno, Izd-vo GrGU, 2009. 67 p.
5. Karpov A. V. Psikhologiya refleksivnykh mekhanizmov deyatelnosti: monografiya [Psychology of reflexive mechanisms of activity: monograph]. Moscow, IP RAN, 2004. 424 p.
6. Lebedeva N. M., Tatarko A. N. Etnicheskaya tolerantnost v polikulturnykh regionakh Rossii [Ethnic tolerance in the multicultural regions of Russia]. Moscow, RUDN, 2002. 296 p.
7. Mikhal'chenko G. F. Razvitie empatii v protsesse professionalnoi podgotovki sotsiaFnogo pedagoga [Empathy development in the process of training a social educator]. Vesnik Grodzen. un-ta. Ser. 1. Gistoryya i arkhealogiya. Filasofiya. Palitalogiya [Vestnik of Yanka Kupala State University of Grodno. Series 1: History and Archeology. Philosophy. Political Science], 2001, no. 1, pp. 140-146.
8. Pochebut L. G. Kross-kul'turnaya i etnicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie [Cross-cultural and ethnic psychology: tutorial]. St. Petersburg, Piter, 2012. 336 p.
9. Soldatova G. U., Shaigerova L. A, Sharova O. D. Zhit' v mire s soboi i drugimi: trening dlya podrostkov [Living in peace with yourself and others: training for teens]. Moscow, Genezis 2000. 120 p.