Научная статья на тему 'Связь индивидуально-психологических особенностей с развитием ценности семьи у студенческой молодежи'

Связь индивидуально-психологических особенностей с развитием ценности семьи у студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА / ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МОЛОДЕЖЬ / VALUE / FAMILY / INTELLECTUAL PECULIARITIES / EMOTIONAL AND VOLITIONAL PECULIARITIES / COMMUNICATIVE CHARACTERISTICS / PECULIARITIES OF INTERPERSONAL INTERACTION / YOUTH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карнеев Рафаэль Камильевич, Мерзлякова Светлана Васильевна

Представленные в статье результаты исследования показывают, что ценность «счастливая семейная жизнь» приоритетна для студентов, у которых развиты такие качества, как общительность, жизнерадостность, энергичность, терпимость, аналитичность мышления, но при этом наблюдаются напряженность и внутренняя конфликтность представлений о себе. Установлено, что значимые факторы становления и развития семейных ценностей в молодежной среде - коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Подготовка студенческой молодежи к семье и браку окажется эффективной на третьем курсе при организации психолого-педагогического сопровождения, направленного на оказание помощи студентам в их самопознании и развитии компетентности в общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карнеев Рафаэль Камильевич, Мерзлякова Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связь индивидуально-психологических особенностей с развитием ценности семьи у студенческой молодежи»

Р.К. Карнеев,

С.В. Мерзлякова

Связь индивидуально-психологических особенностей с развитием ценности семьи у студенческой молодежи

В результате изменений социальных условий, смены одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни и снижение престижа семьи в молодежной среде. Одним из детерминирующих факторов подготовки молодежи к браку и семейной жизни выступают средства массовой информации. Информация, которая усваивается с детства, в результате запрета на цензуру качественно изменилась: пропагандируются культ богатства, свободные отношения между мужчиной и женщиной, секс, альтернативные формы брачно-семейных отношений. Современные юноши и девушки сокращают добрачный период общения и переходят к сексуальным отношениям, нередко становящимся причиной незапланированной беременности, рождения детей у несовершеннолетних, которые еще морально и материально не готовы к роли родителя, мужа, жены. Сложившаяся ситуация не позволяет говорить о формировании ценностного отношения к семье и супружеству. В этих условиях актуальной становится проблема создания концепции подготовки молодежи к браку и семейной жизни.

Потребность в семье не возникает сама по себе, а воспитывается у каждого человека. В.А. Сухомлинский утверждал, что «...к материнскому и отцовскому долгу надо готовить чуть ли не с колыбели, а воспитание хорошей матери и хорошего отца — это, по существу, решение доброй половины всех задач школы» [4].

Таким образом, в психологической теории возникает настоятельная необходимость искать пути решения проблемы формирования ценности семейно-брачных отношений в молодежной среде, используя образовательные учреждения для подготовки молодежи к семейной жизни. При этом необходимо воспитывать не только чувства ответственности друг перед другом, но и развивать способность понимать близкого человека, умение совместить карьеру и семейные обязанности, желание идти на взаимные уступки и соглашения и т.д. Для оптимизации процесса формирования готовности молодежи к созданию семьи необходимо изучить особенности брачно-семейных представлений в подростковом и юношеском возрасте с учетом нынешних социальных реалий, нравственно-психологических черт и настроений современной молодежи, выявить психологические факторы развития ценности семьи у юношей и девушек.

Таким образом, возникает противоречие между острой необходимостью внедрения в образовательный процесс школы, вуза программы по становлению и развитию ценностного отношения к семье у современной молодежи и фактическим уровнем разработанности данной тематики в психологической науке. Названное противоречие создает проблему, сущность которой в том, что процесс становления и развития ценности семьи юношей и девушек не полностью исследован с психологических позиций.

Молодежь как часть населения, совокупность индивидов современного общества несет особую миссию: обеспечение продолжения исторического развития данного общества и государства, жизни старших и воспроизводства последующих поколений. Эта миссия реализуется на основе освоения и преобразования молодежью существующей системы ценностей, норм и реализации их в собственной жизнедеятельности.

В настоящее время значительная часть молодежи перед началом самостоятельной профессиональной деятельности проходит многолетнюю профессиональную подготовку в рамках высшей или средней специальной школы. Студенческие годы — это время самоопределения, время выбора собственной жизненной позиции, годы упорного труда, годы познания не только профессиональных истин, но и общекультурных ценностей.

В результате внутриличностной дифференциации молодежи по следующим основаниям: включенность в систему высшего образования, четкие установки на выбор профессии, овладение ролью высококвалифицированного специалиста — мы конкретизируем понятие «студенческая молодежь». Студенческая молодежь — это наиболее однородная и по возрасту, и по социальным характеристикам группа, основной вид деятельности которой, определяющий все существенные черты ее образа жизни, — это учение, подготовка к будущей профессиональной деятельности.

Б.Г. Ананьев считал что, если по онтогенетическому принципу выделяются такие возрастные стадии как рост, созревание, зрелость, старение и старость, то принцип социализации требует выделения возрастов с точки зрения становления личности в определенном обществе. В таком случае обычно называются ранний, дошкольный, младший школьный и другие возраста, но упускается такой важный этап становления личности как студенческий возраст [1]. Поэтому Ю.А. Самариным и Б.Г. Ананьевым был введен термин «студенческий возраст» как особый период развития личности, продолжающийся только во время обучения в вузе или среднем специальном учебном заведении, когда происходит «воспитание будущего специалиста, общественного деятеля и гражданина, освоение и консолидация многих социальных функций, формирование профессионального мастерства» [3].

Исключительная важность периода студенчества для развития личности определяется следующими задачами, требующими разрешения на данном этапе онтогенеза (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Бромлей, Д. Левинсон):

1. Поиск идентичности: студенты определяют и переопределяют себя, свои приоритеты и свое место в мире.

2. Преобразование детско-родительских отношений. Формирование личностной самостоятельности, подразумевающей принятие на себя ответственности за свою жизнь, свое место в обществе.

3. Формирование профессионального самосознания и усвоение основ будущей профессии.

4. Выстраивание близких отношений с противоположным полом и выбор партнера для будущей семейной жизни.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что период студенчества, соединяющий в себе юность и раннюю взрослость, сензитивен для становления и развития ценности семьи.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования — установление связи между индивидуально-психологическими особенностями личности и ценностью семьи современных студентов. В связи с этим выдвинута гипотеза о том, что развитие ценности семьи происходит под влиянием системы различных психологических факторов и подвержено закономерным возрастным изменениям в процессе онтогенеза.

Для достижения поставленной цели, проверки выдвинутой гипотезы нами были намечены и решались следующие задачи.

1. Провести сравнительный анализ значимости ценности семьи у студентов I, III и V курсов.

2. Оценить характер связи индивидуально-психологических особенностей личности и ценности семьи у студентов I, III и V курсов.

3. Выделить факторы «интеллектуальные особенности», «эмоционально-волевые особенности», «коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия» и определить степень их влияния на развитие ценности семьи у студенческой молодежи.

В исследовании приняли участие 579 студентов первого (193 чел.), третьего (193 чел.) и пятого (193 чел.) курсов очного отделения Астраханского государственного университета и Брянского государственного университета им. И.Г. Петровского. Из них 223 студента специальностей «Психология», «Педагогика и психология», 162 студента специальностей «Реклама», «Связи с общественностью», «Документоведение и документационное обеспечение управления», 194 студента специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит».

Методы и методики исследования. Учитывая изложенные теоретические положения, для достижения цели исследования нами были использованы следующие диагностические методики:

для установления значимости ценности «счастливая семейная жизнь» у современных студентов — методика М. Рокича «Ценностные ориентации»;

для исследования индивидуально-психологических особенностей личности — тест Кэттелла (16PF — опросник).

При проведении аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Для окончательных выводов использовались результаты на уровне значимости р < 0,05 и р < 0,01. Все расчеты выполнялись с помощью компью-

терной программы Statistica 6.0. В анализ включались описательные статистики, критерий Краскела-Уоллеса, факторный анализ, регрессионный анализ.

Результаты исследования. На первом этапе нашего исследования с помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» была определена иерархия ценностей современных студентов. При проведении сравнительного анализа значимости ценности «счастливая семейная жизнь» у студентов I, III и V курсов мы использовали непараметрический критерий Краскела-Уоллеса: значение критерия Н = 147,7402, уровень значимостир < 0,001. Диаграммы размаха (см. рис. 1) наглядно демонстрируют нам, что ценность семьи более значима для студентов I курса, по сравнению со студентами III и V курсов. Согласно процедуре проведения методики наиболее значимая ценность получает первое ранговое место, наименее важная занимает 18 ранг. Так, у 50% выборки студентов I курса ценность «счастливая семейная жизнь» занимает 1-10 ранговые места (минимальное значение равно 1, медиана равна 10). 75% студентов III курса поставили изучаемую ценность на 14-18 ранги (нижняя квартиль равна 14, максимальное значение равно 18). У 50% студентов V курса ценность семьи занимает 12-16 ранги (нижняя квартиль равна 12, верхняя квартиль — 16). Полученные результаты согласуются с ранее проведенным исследованием половозрастных особенностей семейных ценностей [2] и свидетельствуют о том, что сензитивный период развития ценности семьи — это юношеский возраст (18-19 лет).

Рис. 1. Сравнительный анализ значимости ценности «счастливая семейная жизнь» у студентов различных курсов.

Для выявления взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями личности и ценностью семьи у студентов I, III и V курсов мы вычислили коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Из таблицы 1 видно, что на первом курсе достоверных взаимосвязей не выявлено.

Таблица 1

Взаимосвязь ценности семьи с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов I курса

Переменные Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости

Ценность «счастливая семейная жизнь» Замкнутость - общительность (фактор А) -0,024323 0,737055

Интеллект (фактор В) 0,006764 0,925615

Эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость (фактор С) -0,041252 0,568946

Подчиненность - доминантность (фактор Е) -0,057100 0,430256

Сдержанность - экспрессивность (фактор F) 0,023699 0,743554

Подверженность чувствам -высокая нормативность поведения (фактор G) 0,020753 0,774522

Робость - смелость (фактор Н) -0,015601 0,829503

Жесткость - чувствительность (фактор I) -0,044761 0,536500

Доверчивость - подозрительность (фактор L) -0,031785 0,660800

Практичность - развитое воображение (фактор М) 0,012898 0,858705

Прямолинейность -дипломатичность (фактор N 0,124976 0,083320

Уверенность в себе -тревожность (фактор О) -0,046041 0,524905

Консерватизм - радикализм (фактор Q1) 0,079615 0,271064

Конформизм - нонконформизм (фактор Q2) -0,005770 0,936529

Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (фактор Q3) 0,002429 0,973254

Расслабленность -напряженность (фактор Q4) 0,071287 0,324541

На третьем курсе на уровне высокой статистической значимости обнаружена отрицательная корреляция ценности семьи с факторами А, F, Q1, Q4 (см. табл. 2). Таким образом, чем ниже ранг ценности «счастливая семейная жизнь», тем выше показатели по указанным шкалам теста Кэттелла. Ценность семьи значима для студентов, характеризующихся общительностью, открытостью, внимательностью, мягкосердечностью в отношениях (фактор А), жизнерадостностью, энергичностью, эмоциональностью и динамичностью общения (фактор F), наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления (фактор Q1), напряженностью, повышенной мотивацией (фактор Q4). Выявленная значимая положи-

тельная корреляция ценности семьи с факторами L, N. Q3 свидетельствует о том, что чем меньше ранг ценности семьи, тем меньше значения соответствующих признаков. То есть семейные ценности приоритетны для студентов, которым свойственны откровенность, благожелательность по отношению к другим людям, терпимость (фактор L), прямолинейность, естественность, непосредственность поведения (фактор ^, внутренняя конфликтность представлений о себе (фактор Q3).

Таблица 2

Взаимосвязь ценности семьи с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов III курса

Переменные Значение коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости

Ценность «счастливая семейная жизнь» Замкнутость - общительность (фактор А) -0,213433 0,002880

Интеллект (фактор В) -0,030563 0,673068

Эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость (фактор С) 0,061350 0,396677

Подчиненность - доминантность (фактор Е) -0,008163 0,910294

Сдержанность - экспрессивность (фактор F) -0,348812 0,000001

Подверженность чувствам -высокая нормативность поведения (фактор G) 0,033117 0,647518

Робость - смелость (фактор Н) 0,068051 0,347041

Жесткость - чувствительность (фактор I) 0,054236 0,453777

Доверчивость - подозрительность (фактор Ь) 0,303291 0,000018

Практичность - развитое воображение (фактор М) -0,066311 0,359540

Прямолинейность -дипломатичность (фактор N 0,147014 0,041329

Уверенность в себе - тревожность (фактор О) 0,044423 0,539587

Консерватизм - радикализм (фактор Q1) -0,408224 0,000000

Конформизм - нонконформизм (фактор Q2) -0,013490 0,852291

Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (фактор Q3) 0,305222 0,000016

Расслабленность -напряженность (фактор Q4) -0,186662 0,009343

У студентов пятого курса выявлены аналогичные студентам третьего курса корреляционные зависимости ценности семьи с факторами А, Б, L, Р1, Q3 (см. табл. 3). Отрицательный коэффициент корреляции означает, что ценность

«счастливая семейная жизнь» является маловажной (наблюдается высокий ранг) для студентов, которым свойственны необщительность, замкнутость, некоторая ригидность и излишняя строгость в оценке людей (низкие показатели по фактору А), осторожность, склонность все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности (низкие показатели по фактору F), консервативность, склонность к морализации и нравоучениям (низкие показатели по фактору Q1). Положительная корреляция указывает на тот факт, что низкая значимость ценности семьи (высокие ранговые значения) связана с выраженностью у студентов таких качеств, как ревнивость, завистливость, подозрительность, эгоцентричность (высокие показатели по фактору L), высокий самоконтроль, целенаправленность и интегрированность личности (высокие показатели по фактору Q3).

Таблица 3

Взаимосвязь ценности семьи с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов V курса

Значение

Переменные коэффициента корреляции Спирмена Уровень значимости

Ценность «счастливая Замкнутость - общительность (фактор А) -0,197352 0,005941

семейная Интеллект (фактор В) 0,016943 0,815088

жизнь» Эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость (фактор С) -0,031702 0,661628

Подчиненность - доминантность (фактор Е) -0,012603 0,861898

Сдержанность - экспрессивность (фактор В) -0,163367 0,023202

Подверженность чувствам -высокая нормативность поведения (фактор G) 0,034945 0,629479

Робость - смелость (фактор Н) 0,082732 0,252688

Жесткость - чувствительность (фактор I) -0,075856 0,294413

Доверчивость - подозрительность (фактор Ь) 0,261464 0,000240

Практичность - развитое воображение (фактор М) 0,027709 0,702079

Прямолинейность - дипломатичность (фактор К) 0,102547 0,155864

Уверенность в себе - тревожность (фактор О) -0,002388 0,973708

Консерватизм - радикализм (фактор Q1) -0,278147 0,000090

Конформизм - нонконформизм (фактор Q2) -0,032654 0,652118

Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль (фактор Q3) 0,315977 0,000008

Расслабленность - напряженность (фактор Q4) -0,133876 0,063433

С помощью факторного анализа нами были выделены три фактора. Первый фактор «интеллектуальные особенности» составили шкалы «интеллект» (фактор В), «практичность - развитое воображение» (фактор М), «консерватизм -радикализм» (фактор Q1). Второй фактор «эмоционально-волевые особенности» содержит переменные «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость» (фактор С), «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» (фактор О), «жесткость - чувствительность» (фактор I), «уверенность в себе - тревожность» (фактор О), «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (фактор Q3), «расслабленность - напряженность» (фактор Q4). В третий фактор «коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия» объединены признаки «замкнутость - общительность» (фактор А), «робость - смелость» (фактор Н), «сдержанность - экспрессивность» (фактор Б), «подчиненность - доминантность» (фактор Е), «конформизм - нонконформизм» (фактор Q2), «прямолинейность - дипломатичность» (фактор К), «доверчивость -подозрительность» (фактор L).

Для изучения влияния выделенных факторов на развитие ценности семьи мы использовали множественный регрессионный анализ, позволяющий статистически адекватно описать зависимость переменной «счастливая семейная жизнь» от предикторов «интеллектуальные особенности», «эмоционально-волевые особенности», «коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия». Регрессионная модель имеет достоверный уровень значимости, так как статистика критерия Фишера Г = 3,448 при уровне значимости р = 0,016. Из таблицы коэффициентов регрессии (см. табл. 4) видно, что существенный вклад в объяснение дисперсии отклика вносит фактор «коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия», так как значение і — статистики Стьюдента по модулю больше двух (і = -2,221; р = 0,027).

Таблица 4

Коэффициенты регрессии

Показатель Значение коэффициента Значение ґ — статистики Стьюдента Уровень значимости

Константа (постоянная) 12,864 74,316 0,000

Фактор «интеллектуальные особенности» -0,388 -1,446 0,149

Фактор «эмоционально-волевые особенности» -0,403 -1,569 0,117

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фактор «коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия» -0,509 -2,221 0,027

Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о том, что для культивирования семейных ценностей в молодежной среде при обучении в вузе необходимо специально организовывать психолого-педагогическое сопровождение в оказании помощи студентам в их самопознании и развитии компетентности в общении. При этом целенаправленную работу по развитию цен-

ности семьи следует осуществлять на третьем курсе, когда наблюдается снижение значимости ценности «счастливая семейная жизнь» (см. рис. 1). Кроме того, на указанной ступени обучения выявлена достоверная взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности и ценности «счастливая семейная жизнь». Таким образом, формируя у студентов умения и навыки эффективного общения, мы будем способствовать развитию ценности семейных отношений, осуществлять подготовку студенческой молодежи к будущей семейной жизни.

Выводы. 1. У студентов I, III и V курсов выявлены достоверные различия в значимости ценности «счастливая семейная жизнь». Указанная ценность — приоритетна для студентов первого курса, возраст которых соответствует юношескому этапу онтогенеза. На третьем курсе, когда завершается юность и начинается ранняя взрослость, значимость ценности семьи заметно снижается. Для студентов пятого курса ценность семейных отношений важнее по сравнению с третьекурсниками, но мене значима в сравнении с первокурсниками.

2. Связь ценности семьи с индивидуально-психологическими особенностями личности студентов выявлена на III и V курсах. Приоритетность ценности «счастливая семейная жизнь» характерна для студентов, у которых развиты такие качества, как общительность, жизнерадостность, энергичность, терпимость, аналитичность мышления, но при этом наблюдаются напряженность и внутренняя конфликтность представлений о себе. Студенты, для которых характерна низкая значимость ценности семьи, отличаются необщительностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей, пессимистичностью, эгоцентричностью, высоким самоконтролем, интегрированностью личности.

3. «Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия» — немаловажный фактор, определяющий значимость ценности семьи у современных студентов, на что указывает построенная регрессионная модель на уровне статистической значимости.

4. Подготовка студенческой молодежи к семье и браку окажется эффективной на третьем курсе при организации специального психолого-педагоги-ческого сопровождения студентов, направленного на оказание помощи в самопознании и развитии компетентности в общении.

Литература

1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - 1974. - Вып. 2. -С. 3-15.

2. Карнеев Р.К. Поло-возрастные особенности ценности семьи у современной молодежи / Р.К. Карнеев, С.В. Мерзлякова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2010. - № 3 (13). - С. 38-47.

3. Самарин Ю.А. Психология студенческого возраста и становление личности специалиста // Вестник высшей школы. - 1969. - № 8. - С. 16-20.

4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.

Literatura

1. Anan’ev B.G. K psixofiziologii studencheskogo vozrasta / B.G. Anan’ev // Sovremenny’e psixologo-pedagogicheskie problemy’ vy’sshej shkoly’. - 1974. - Vy’p. 2. -

S. 3-15.

2. Karneev R.K. Polo-vozrastny’e osobennosti cennosti sem’i sovremennoj molodezhi / R.K. Karneev, S.V. Merzlyakova // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta - 2010. - № 3 (13). - S. 38-47.

3. Samarin Yu.A. Psixologiya studencheskogo vozrasta i stanovlenie lichnosti spe-cialista // Vestnik vy’sshej shkoly’. - 1969. - № 8. - S. 16-20.

4. Suxomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina / V.A. Suxomlinskij. - M.: Molodaya gvardiya, 1971. - 336 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.