Научная статья на тему 'СВЯЗЬ ХРИСТИАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА И АВАНГАРДА'

СВЯЗЬ ХРИСТИАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА И АВАНГАРДА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ИКОНА / ХХ ВЕК / ЦВЕТ / ЖИВОПИСЬ / ХУДОЖНИКИ-АВАНГАРДИСТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пронина О.В., Пронина Н.В.

В данной статье рассмотрены основные схожие черты между христианским религиозным искусством и авангардными произведениями. Автор затронет прочтение символики цвета на примере картины Малевича «Голова крестьянина», проведет параллели в сюжетных линиях. Схожие черты в области театрального (костюмного) оформления, подняты основные мотивы в стремлении создания беспредметного изображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION BETWEEN CHRISTIAN RELIGIOUS ART & THE AVANT-GARDE

This article discusses the main similarities between Christian religious art and avant-garde works. The author will touch upon the reading of the symbolism of color on the example of Malevich's painting "The Peasant's Head", draw parallels in the storylines. There are similar features in the field of theatrical (costume) design, the main motives in the desire to create a non-objective image are raised.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ ХРИСТИАНСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА И АВАНГАРДА»

ин находится ближе к земле, горизонт располагается высоко. В авангардных изысканиях, как и в иконописных изображениях, имеются свои каноны. Авангардисты возвращаются к приемам иконописцев и переносят на полотна обратную перспективу, локальный цвет, обобщённые формы, символичность, использование особых цветовых фонов, линий, обводок и даже обращаются в своем творчестве к Библейским сюжетам, решая этико-философские проблемы своего времени . [5-8 с.6,7].

Рисунок 6. К.С. Петров-Водкин «Мать»

Рисунок 8. П.Н. Филонов «Святое семейство»

Христианскими мотивами заинтересованы не только художники, но и театральные деятели. Так, в 1915 году Дягилев приглашает для работы над новым балетом «Литургия» Наталью Гончарову. Балет в итоге не состоялся, но остались эскизы.

Рисунок 9. Иллюстрации Н. С. Гончаровой к балету «Литургия»

На эскизах видно, как Гончарова обращается к Византийским мозаикам и Русским иконам 16-17 столетия [9, с.8]. Гончарова стремится не стилизовать, а передать характерные черты и особенности средневекового искусства - его монументальность, условность, иконографичность.

Прослеживается параллель между декоративными, орнаментальными вставками и драгоценной отделкой платья Константина Великого и Юстиниана на мозаике из Софии Константинопольской [10-13, с.8,9].

Рисунок 10. Мозаика из Софии Константинопольской

Рисунок 11. Н. С. Гончаровой эскиз к балету «Литургия»

Рисунок 10. Мозаика из Софии Константинопольской

Рисунок 11. Н. С. Гончаровой эскиз к балету «Литургия»

Возможно, позднее некоторые идеи конструктивного костюма заимствуются из этого проекта.

В поиске новой формы кроя в работе над эскизами для спектакля «Смерть Тарелкина» Варвара Степанова обратилась к лаконичной геометрии монашеских одеяний. Простота линий и геометрия узоров на облачениях священнослужителей имеют очевидные схожие черты при наглядном рассмотрении. Автор переработал «образцы» по-своему в условиях новой идеологической нормы [12, с.10].

Рисунок 12. Костюм В. Ф. Степановой «Смерть Тарекина»

Но в данном исследовании важен связывающий смысл икону и концепция авангарда. Данное сравнение уместно, поскольку и иконографические изображения, и полотна авангардистов имеют новую точку отсчёта в искусстве. Несмотря на стремление авангарда создать новое искусство, не имеющее связи со старым, проникновение христианской культуры при близком рассмотрении становится более очевидной.

Внутренние глубокие сходства, беспредметность характерны для Ветхого Завета и в Иконоборческий период, когда на изображение лица был строгий запрет. При этом абстрактные изображения не теряли своего внутреннего стремления отобразить невидимые энергии. В XX же веке Малевич путем отказа от очевидных форм, путем беспредметного выражения мира пытается познать Бога через безмолвие.

Приход беспредметной живописи на смену «реалистической» Василий Кандинский сравнивает с появлением Нового Завета Христа, который не разрушал Ветхий Завет Моисея, а возник на его основе и углубил, и развил его более простые, прямолинейные нормы и установления. Также автор отмечает, что абстрактное искусство - это новая и более высокая ступень в развитии живописи [13, с.11].

Рисунок 13. В. В. Кандинский «Страшный суд»

Исходя из вышеперечисленного, создаётся впечатление, что авангардное искусство черпает свои духовные силы из «архаичного сознания» и представляет

собой «переосмысление прошлого». Современные теоретики выделяют погружение автора в тему, как основную точку соприкосновения между авангардом и иконой. Сильная дематериализация образа, абстрагированность от натуралистической предметности духа. Отказ от очевидных гиперреалистичных форм, условно-обобщенное схематизированное изображение человеческих фигур - всё это тесно связывает иконописание произведения и экспериментальные течения авангарда [14, с.12].

Рисунок 14. К. С. Малевич «Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест»

Итак, даже беглое сравнение основных позиций представителей русского авангарда и средневековой христианской культуры, элементов художественных языков показывает, что работа в данном направлении может дать интересные и значимые для понимания искусства начала ХХ века результаты. Исследования в данном сегменте могут проводиться более детализированно, материал может послужить хорошим кратким аналитическим источником для беглого изучения студентами в области истории искусств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.

2. Саробянов Д. Шатских А. Казимир Малевич. Живопись. Теория. М.:Искусство,1993.

3. Грищенко А. Русская икона как искусство живописи. М., 1917;

4. John Bowlt. Othodoxy and the Avant-Garde. Sacred Images in the Work of Goncharova, Malevich and thier Contemporaries // Christianity and the Arts in Russia. M.Velimirovic and W.Brumfield, eds. Cambridge, 1991;

5. Кривцун, О. А. Психология искусства : учебник для вузов / О. А. Кривцун. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 265 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02354-1. — Текст : электронный/Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: http s: //urait .ru/bcode/511509

6. Бычков В. Бычкова Л. ХХ век: предельные метаморфозы культуры [Электронный ресурс] -https: //www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Buchkov/Buchkov_XXvek.php

7. Иконопись и русский авангард [Электронный ресурс] http://rusavangard.ru/online/history/ikonopis/

Pronina O.V.

Lecturer of the Department of Design Moscow Regional Socio-Economic Institute (Vidnoye, Russia)

Pronina N.V.

Graduate of the Department of Design Moscow Regional Socio-Economic Institute (Vidnoye, Russia)

THE CONNECTION BETWEEN CHRISTIAN RELIGIOUS ART & THE AVANT-GARDE

Abstract: this article discusses the main similarities between Christian religious art and avant-garde works. The author will touch upon the reading of the symbolism of color on the example of Malevich's painting "The Peasant's Head", draw parallels in the storylines. There are similar features in the field of theatrical (costume) design, the main motives in the desire to create a non-objective image are raised.

Keywords: icon, twentieth century, color, painting, avant-garde artists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.