СЛОВО МОЛОДЫМ АВТОРАМ
СВЯТЫЕ ЖЕНЩИНЫ В ПОЗДНЕЙ ВИЗАНТИИ
М. Цмилянич
Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются судьбы женщин, которые были причислены к лику святых в поздней Византии. В зависимости от их социального положения еще при жизни они прямо или косвенно влияли на события в Византийской империи. Ирина-Ксения обладала незаурядными дипломатическими способностями и пыталась сблизить Венгерское королевство и Византию, а Матрона из Хиоса, насколько у нее было сил, помогала своему народу во время оккупации острова генуэзцами.
Ключевые слова: агиография, житийная литература, поздняя Византия, святые женщины, Ирина-Ксения, Матрона из Хиоса.
Религия была вплетена во все поры византийского общества. Монашество византийцы считали путем на небеса. Идеальным христианином считался человек, который перед смертью стал монахом. Многие родители по примеру ветхозаветных праведников сдавали новорожденных детей в монастырь. Более богатые граждане строили монастыри, для которых они делали пожертвования и для которых писали законы-типики (1).
Канонизация святых - это особый процесс причисления к лику святых монахов, мучеников за веру, людей, которые были известны своим благочестием и честной жизнью через высшие органы церкви; это проявление религиозного к ним уважения (2). Этот процесс в XII в., в последний период существования Византийской империи, изменился под влиянием западной церкви. До тех пор решения о канонизации принимал церковный совет, а с приходом первых латинян в Константинополь следовало сначала найти доказательства чудес, происходивших на могилах этих людей, а затем уже церковный совет мог принимать решение об их канонизации. На некоторых могилах святых людей появлялась кровь или мирра, но этого не всегда было
достаточно для канонизации. После этого составлялись жития святых, а дата их смерти добавлялась в церковный календарь, в котором собирали исторические сведения о каком-либо святом, называемый синаксарь (3).
На могилах святых мужей часто возникали монастыри, где собирались монахи и молились этим святым. Считалось, что святые являлись посредниками между Богом и людьми на земле и молились ему за людей.
Агиография, т.е. житие святого, писалась после его смерти, и задача этого жития была рассказать о его пути к святости. Ступенями этого пути являлись: рождение, ранние проявления любви к Богу, например, через страстные молитвы, в некоторых случаях принятие ранних монашеских обетов (как в случае со святой Матроной), проявление христианских добродетелей, смерть и погребение, а затем знак Божий и посмертные чудеса, связанные с могилами и реликвиями (4).
Роль женщин в византийской империи исследована недостаточно. О женщинах из высшего общества встречаются некоторые данные, в то время как жизнь женщин из нижних слоев византийские историки не считали достойной внимания и о них не оставили почти никаких свидетельств. Описания жизни святых женщин представляли собой некий жизненный идеал: в них подчеркивалась, что скромность, преданность, одиночество и семейные обязательства являются основными функциями женщины, которые будут высоко оценены обществом. Однако были и такие женщины, которые происходили из высших слоев и которые привлекли к себе внимание своей грамотностью, а также влиянием на политическую жизнь империи. Самыми известными из них были: св. Елена, мать императора Константина; Феодора, жена императора Юстиниана, которую почитают святой у монофизитов (5); Блаженная Феодора, жена императора Феофила, которая примирила проти-воборстующие группы в иконоборческий период (VIII в.) (6); святая Ирина-Ксения, которая сблизила Венгрию и Византию.
К концу существования Византийской империи только четырех женщин причислили к лику святых. Две из них принадлежали к императорской семье: святая Феодора и святая Ирина-Ксения, а две были из среднего класса: святая Марина и святая Матрона из Хиоса.
Святая Марина умерла в 1062 г. Она была единственной женщиной, которая была канонизирована в XI в. Православная церковь отмечает ее праздник 20 июля. Последнее издание о жизни святой Марины было опубликовано на латинском языке в XVII в. - Caietanus, Vitae СС Siculorum II (Palermo 1657). Это единственный сохранившийся текст, но, к сожалению, нам он не был доступен.
Источники о жизни святых женщин в основном базируются на их житиях. Это относится и к жизни святой Матроны из Хиоса. О ней, кроме жития, написанного Нилом, епископом из Родоса, и переведенным на русский язык митрополитом Арсением (7), больше нет никаких данных. Источников же о жизни преподобной Ирины-Ксении достаточно. Полагаем, потому, что она принадлежала к правящей семье. Житие Святой Феодоры составил монах
Иов, а уже в XX в. этот текст перевела на английский язык Элис-Мэри Тэл-бот (8). Кроме Иова, о ней встречаются сведения и у Георгия Акрополита, труд которого является наиболее важным источником по истории Никей-ской империи. Основные сведения о святой Ирине-Ксении можно найти в ее житии и в типике монастыря Вседержителя, который был переведен на французский язык П. Готье (9). Феодор Продром (10), византийский писатель XII в., написал о ней два стихотворения. У византийского историка Иоанна Киннама (11) также встречаются сведения о некоторых периодах ее жизни.
Сотрудники крупнейшего центра мировой и американской византини-стики Института Думбартон-Окс успешно работают над переводом византийских житий на английский язык. Уже переведены жития 14 святых женщин: Афанасии из Эгины, Марины-Марии, Матроны, Феодоры из Арты, Феодоры из Салоники и других (12). К сожалению, литературы о жизни других святых женщин недостаточно. В журнале Byzantinische Forschungen (13) можно найти также несколько работ по этой теме. Также в 1988 г. в Афинах проводилась конференция на тему «Women and Byzantine Monasticism», на которой были представлены 10 интересных работ (14). Наиболее известным специалистом в этой области является Э. М. Тэлбот, перу которой принадлежит несколько серьезных исследований по теме (15).
Ирина-Ксения. Венгерско-византийские отношения в конце XI и в начале XII в. были очень сложными. Интересы этих государств пересекались вокруг Далмации и Сербии, которые принадлежали Византии и на которые неоднократно покушалось Венгерское королевство. Свои притязания на эти земли имели норманны, переселившиеся в Сицилию, а также Венеция (16).
Существует предположение, что в 1082 г. византийский император Алексей Комнин (1082-1118) (17) передал Далмацию Венеции вместе с другими привилегиями в обмен на помощь в его борьбе с норманнами. Но этими областями по-прежнему управлял византийский севаст (18). Венецианский дож был удостоен звания протосеваста и, таким образом, формально признал византийского императора своим государем. В 1091 г. Венгрия вмешалась в ситуацию в Хорватии, и тогда византийцы призвали на помощь куманов (или половцев. - М.Ц.), которые вторглись в Венгрию, вынудив венгров в результате покинуть Далмацию. После этих событий Византия периодически управляла этими областями до 1105 г. (19).
После того как в 1102 г. венгерский король Коломан I (1095-1116) (20) из династии Арпада стал королем Хорватии, Венгрия стала непосредственным соседом Византийской империи. Тогда император Алексей, опасавшийся нападения крестоносцев, особенно герцога Антиохии и Тарента Боэмун-да I (1098-1111), решил установить с Коломаном дружественные отношения. Его сын, Иоанн II Комнин (1118-1143), в первой половине 1104 г. женился на венгерской принцессе Пирошке, дочери короля Владислава I
(1077-1095) (Ладислава или Ласло по другим источникам. - М.Ц.) и Аделаиды Раинфелден, которой было около 15-16 лет (21). Она получила православное имя Ирина (22). В следующем, 1105 г., Коломан оккупировал города в Далмации: Задар, Трогир, Сплит - и на островах: Црес, Лошинь и Раб (23).
Пирошка-Ирина родила семерых детей: Алексея (24), Андроника, Исаака, Мануила (25), Марию, Анну и Евдокию. Ее материнский подвиг Феодор Продром восславил в поэме, созданной в честь коронации ее сына, Мануила, в 1122 г. (26). Следует отметить значительное влияние Пирошки-Ирины на внешнюю политику, особенно в плане отношений Византии и Венгрии. В Византии нашли приют и поддержку многие венгерские князья, которые вели собой борьбу за власть. Когда в 1112 г. Коломан повелел ослепить своего брата Белу и племянника Алмоса (27), под влиянием Пирошки-Ирины произошло охлаждение отношений между Византией и Венгрией. В результате Византия, объединившись с Венецией, начала войну против Венгрии, которая продолжалась до смерти Коломана в августе 1116 г. (28). Новый серьезный конфликт вспыхнул в 1127 г. В это время на венгерском престоле находился сын Коломана, Стефан (1116-1131). Его брат, Борис-Конрад, сын Коломана от русской княжны Евфимии Владимировны, которого царь Иоанн женил на своей кузине, Арете Дуке, находился под большим влиянием жены. Она страстно мечтала возвести его на венгерский престол. Однако Коломан, который уличил жену в супружеской измене и отправил ее назад в Киев, не признавал Бориса своим родным сыном. Тогда Борис стал искать помощи у своих родственников в Византии. Войны, которые велись на территории Сербии, закончились перемирием без изменения границ в 1129 г. Тем не менее, Борис оставался претендентом на престол до своей смерти в 1156 г. (29).
Пирошка-Ирина вместе с мужем основала один из крупнейших и богатейших монастырей в Византийской империи. Монастырь включал в себя комплекс зданий, в центре которого находились церкви Христа Спасителя и Богородицы Елеуси, а также часовня Архангела Михаила, в которой была усыпальница. В монастыре жили 80 монахов, была больница на 50 мест и приют для 24 стариков. Он был закончен в 1136 г., когда был написан типик (30).
Пирошка-Ирина сопровождала своего мужа в его многочисленных военных кампаниях, как иногда делала и Ирина Дука. Иоанн требовал от своих сыновей, чтобы они вместе с ним участвовали во всех походах, во время одного из которых умерли его сыновья, Алексей и Андроник, а в другом императрица (31). Это произошло 13 августа 1134 г. в Вифинии, куда она сопровождала своего мужа (32). Из-за того что Пирошка-Ирина умерла прежде, чем монастырь был закончен, она была похоронена в недостроенном монастыре (33). Он был посвящен Христосу Пантократору, и в самом этом монастыре были похоронены Иоанн, Пирошка, Алексей и Мануил (34).Феодор
Продром посвятил ей посмертную эпитафию, в которой восхвалял императора Иоанна и описал ее смерть (35).
После смерти Пирошка-Ирина была канонизирована под именем Ирины-Ксении. В житии Ирини-Ксении не так много информации о ее жизни. Упоминается только ее происхождение и то, что она построила монастырь, посвященный Христосу Пантократору. Нет никаких упоминаний, что она стала монахиней и приняла имя Ксении.
Святая Матрона из Хиоса была единственной, которая была объявлена святой Вселенским Патриархатом в XIV в. Ее житие было написано Ни-лом-Никитом, митрополитом Родосским (1357?-1366), которое он составил для священника из г. Трианта, расположенного на острове Родос, Георгия Аструла. Нил-Никит был противником учения Григория Паламы, поэтому около 1366 г., когда патриархом был Филотей, он был выслан из Родоса. Кроме жития Матроны, он написал проповедь с началом Евангелия от Матфея, проповедь о воскресении сына вдовы и проповедь в начале вечерней службы (36).
С начала XIII в., после IV крестового похода, Хиос являлся собственностью латинского императора Балдуина I (1204-1205). В латинском правлении он оставался до 1276 г. В 1304 г., в то время, когда святая Матрона была монахиней, Хиос заняла генуэзская фамилия Цаккариа (37). В Житии описано бесчеловечное варварство генуэзцев, которые жадно опустошали остров. На этом острове, как описывает житие, находились богатые щедрые сады, плодородная земля, прекрасный климат, большой порт и хорошие люди (38).
В житии не упоминается ни имя Матроны до монашества, ни имена ее родителей. В смутные времена, когда люди не отличали добра от зла, ее ставили выше всех остальных людей, не из-за ее учености - она даже не умела читать, - но из-за своей чистоты и преданности. Она была очень молодой, когда сбежала от своих родителей и друзей из Хиоса, который был тогда крупнейшим городом на острове (39). Она стала монахиней и приняла монашеское имя Матрона. Неизвестно название монастыря, где это случилось.
Когда она унаследовала деньги от своих родителей, часть этой суммы она раздала бедным, а остальную использовала для строительства церкви. Церковь была посвящена Христу Спасителю. Она была построена очень быстро и украшена фресками и иконами. В этом, как указывают источники, ей помогал некий монах Антоний (40).
К святой Матроне приходили разные люди: ее просили о помощи бедные, к ней обращались и богатые, но обремененные тяжелыми проблемами люди. Ее слава особенно возросла во время оккупации острова генуэзцами. Святая Матрона помогла многим людям в это неспокойное время. Источники приводят многочисленные примеры. Например, она спасла монахиню из своего монастыря, которую пытался изнасиловать один из генуэзцев (41).
Из-за этого генуэзские солдаты ее зверски убили. Дата неизвестна точно, предполагают, что это произошло между 1306 и 1310 гг. (42). Вскоре после ее смерти люди стали собираться вокруг ее могилы, где происходили чудеса - исцеления (43). Неизвестно, когда она была объявлена святой. Православная Церковь празднует ее память 20 Октября (44).
Как видим, женщины, которые в поздней Византии были канонизированы, были различны и по своему характеру, и по своим деяниям и заслугам, и по своему социальному положению. Тем не менее, обе - и Ирина-Ксения, и Матрона из Хиоса - оставили о себе славу благодетельниц - защитниц государства и простого народа.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Соколов И. Состояние монашества в византийской церкви: середина IX - начало XIII века (842 -1204). - Казань, 1894. - С. 35-36.
(2) Енциклопедща Православна. - Београд, 2002. - T. 1. - С. 949.
(3) Macrides R. Saints and Sainthood in the Early Palaiologan Period // The Byzantine Saint. -
1981. - Р. 83-87; The Oxford Dictionary of Byzantium / Ed. R.J. Macrides. - Washington. - 1991. - T. 1. - P. 372.
(4) ПоповиЬ Д. Под окришем светости: култ светих владара и реликвща у средаовековжу Срби)и. - Београд, 2006. - С. 10.
(5) Evans J.A.S. The holy women of the monophysites // Jahrbuch der österreichischen By-zantinistik. - Wien. - 1982. - № 32 (2). - P. 525.
(6) Иконоборчество - религиозно-политическое движение в Византии в VIII - начале IX в., направленное против почитания икон. Иконоборцы, ссылаясь на ветхозаветные заповеди, считали священные изображения идолами, а культ почитания икон -идолопоклонством.
(7) Арсений, архимандрит. Нила, митрополита Родосского, четыре неизданные произведения. - M., 1891.
(8) Holy Women of Byzantium; 10 Saints' Lives in English Translation / Ed. A.M. Talbot. -Washington, 1996.
(9) Gautier P. Le typikon du Christ Sauveur Pantocrator // Revue des Etudes Byzantines 32, 1974.
(10) Herander W. Teodoros Prodromos. -Wien, 1974.
(11) Chinnamus J. Epitome / Ed. A. Meineke. - Bonnae, 1886.
(12) Четыре Жития переведены в книге: Talbot A.M. Byzantine Defenders of Images; Eight Saints' Lives in English Translation - Washington, 1998; а другие в: Holy Women of Byzantium...
(13) Byzantinische Forschungen. - Amsterdam. - 1985. - № 9.
(14) Proceedings of the Athens Symposium 1988 / Ed. J.Y. Perreault // Publications of the Canadian Archaeological Institute at Athens. - Athens. - 1991. - № 1.
(15) Talbot A.M. A Comparison of the Monastic Experience of Byzantine Men and Women, Saints and Monasteries. - Brookline Mass, 1985; Talbot A.M. Byzantine Women, Saints Lives, and Social Welfare, Through the Eye of a Needle Judeo - Christian Roots of Social Welfare / Ed. E.A. Hanawalt. - Lindberg C. Kirksville. Mo. - 1994. - P. 105-122.
(16) Ферлуга J. Византи|ска управа у Далмаци)и. - Београд, 1957. - C. 124-125.
(17) Здесь и далее указаны годы правления.
(18) Ферлуга J. Византиюка управа... - С. 124; Sisic F. Poviest Hrvata za kraljeva iz doma Arpadovica (1102-1302). -Zagreb, 1944. - C. 9.
(19) Ферлуга J. Византщска управа... - С. 125-127.
(20) В литературе встречается также под именем Кальмана I Книжника.
(21) Garland L. The eye of the beholder: Byzantine imperial women and their public image from Zoe Porfirogenita to Euphrosyne Kamaterissa Doukaina (1028-1203) // Bizantion. -Bruxelles. - 1994. - № LXIV. - P. 272.
(22) Есть разногласия по вопросу о дате бракосочетания. Ф. Чаландон указывает 1108 год. Chalandon F. Les Comnenes II: Jean Comnene (1118-1143) et Manuel Comnene (1143-1180). - P., 1912. - P. 11; Живоjиновиh. М. Словенски пролог Жит^а царице Ирине // Зборник радова византолошког института. - 1964. - № VIII (2). - C. 483; Mathieu M. Étude de quelques problèmes agraires et sociaux d'une seigneurie croisée au xine siècle // Bizantion. - Bruxelles. - 1988. - № LVIII. - P. 141; Moravcsik G. Byzantium and the Magyars. - Amsterdam, 1970. - P. 70.
(23) Ферлуга J. Византийка управа... - C. 127; Sisic F. Poviest Hrvata za kraljeva iz doma Arpadovica (1102-1302). - Zagreb, 1944. - C. 9; Horender W. Teodoros Prodromos. -P. 70.
(24) Алексей родился в 1106 г. Он был коронован императором в 1122 г. после того, как Иоанн победил печенегов. Он умер от эпидемии в 1142 г., за год до смерти отца. Horender W. Teodoros Prodromos... - P. 177-181; Chalandon F. Les Comnenes II. -P. 11; СтанковиЪ В. Комнини у Цариграду: еволуцща jедне породице. - Београд, 2006. - C. 95, 127.
(25) Царь Мануил (1143-1181) наследовал своему отцу, хотя был самый младший из его сыновей. Во время его правления государи Сербии, Антиохии, Иерусалима и Армении признали византийскую власть. Острогорски Г. Исторща Византще. -Београд, 1998. - C. 357-370.
(26) Horender W. Teodoros Prodromos... - P. 177-181.
(27) Он стал королем Венгрии под именем Бела II Слепой (1131-1141).
(28) Живojинoвиh M. Словенски пролог... - C. 484; Ferluga J. Vizantijska uprava... -C. 40; Chalandon F. Les Comnenes II. - P. 53; Makk F. The Arpads and the Comneni. -Budapest, 1989. - P. 21.
(29) СтанковиЪ В. Комнини у Цариграду. - C. 132; Moravcsik G. Byzantium and the Magyars. - P. 78; Makk F. The Arpads and the Comneni. - P. 22-30; Исторща Српског народа I. - Београд, 1994. - C. 200.
(30) Gautier Р. Le Typikon. - P. 82-110; Koubena E. A Survey of Aristocratic Women Founders of Monasteries in Constantinopole between the Eleventh and the Fifteenth Centuries // Women and Byzantine Monasticism. Proceedings of the Athens Symposium. 1988 / Ed. J.Y. Perreault // Publications of the Canadian Archaeological Institute at Athens. - Athens. - 1991. -№ 1.
(31) Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitana. - P. 490; Живojинoвиh M. Словенски пролог... - P. 491.
(32) Chinnamus J. Epitome. - P. 3-7, 14; Chalandon F. Les Comnenes II. - P. 11.
(33) Gautier Р. Le Typikon. - P. 30; Moravcsik. Byzantium and the Magyars. - P. 72.
(34) Gautier P. Le Typikon... - P. 32; Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitana e codice Sir-mondiano nunc Berolinensi adiectis synaxariis selectis opera et studio H. Delahaye. -Bruxellis, 1902. - P. 487; Koubena E. A Survey of Aristocratic Women. - P. 28; Ana-lecta Bollandiana 66 / Ed. Halkin. - Bruxelles, 1948. - P. 29-30; Живojинoвиh M. Словенски пролог. - C. 487-488; The Oxford Dictionary of Byzantium III / Ed. A.M. Talbot. - Washington, 1991. - P. 1575; Жити|е светих за Август. - Београд, 1973. - C. 224.
(35) Horender W. Teodoros Prodromos... - P. 229-230; Moravcsik G. Byzantium and the Magyars... - P. 76.
(36) Арсений, архимандрит. Нила, митрополита Родосского. - C. I.
(37) Там же. - C. XII; ОстрогорскиГ. Историка Византи)е... - C. 397, 431, 458.
(38) Там же. - C. 4-5.
(39) Там же. - C. 14, 22.
(40) Там же. - C. 25, 27.
(41) Там же. - C. 42-43.
(42) Там же. - C. 44; Bibliotheka Hagiographica Graeca II, par. F. Halkin. - Buxelles, 1957. -P. 102.
(43) Арсений, архимандрит. Нила, митрополита Родосского. - C. 49-50.
(44) The Oxford Dictionary of Byzantium. - Washington, 1991. - T. 2. - P. 102; Но в «Жити)а Светих за Август» Ж. Поповича ее Жития нет. ПоповиЬ J. Жити)а светих за август. - Београд, 1973.
HOLY WOMEN IN THE LATE BYZANTINE
M. Cmilianic
World History Chair Peoples Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10a, Moscow, Russia, 117198
The focus of study is Hagiography, i.e., writings on the lives and miracles of saints, in the late Byzantine. The attitude of Byzantines toward female saints reflects their general ambivalence about women. The numbers of female saints provided with vitae are very low. The author shows that a definite transformation in type of female saint occurs over time, and explores the vitae of two Byzantine holy women - Matrona from Chios who entered monastic life, and Xenia Irina, married woman, who attained sanctity without ever having taken monastic vows.
Key words: Hagiography, Byzantine holy women, late Byzantine, female saint, Matrona from Chios, Xenia Irina.