Научная статья на тему 'Святые отцы-каппадокийцы в богословии патриарха Никона'

Святые отцы-каппадокийцы в богословии патриарха Никона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
299
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИАРХ НИКОН / КОНТАМИНИРОВАННЫЙ ЦИТАТНЫЙ АНАЛИЗ / КАППАДОКИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ / PATRIARCH NIKON / CONTAMINATION QUOTATION ANALYSIS / NARRATIVE-EXEGESIS METHODS OF CAPPADOCIAN THEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна

Рассматриваются святоотеческие основы богословствования патриарха Никона (1605-1681) на основе цитации произведений Свтт. Василия Великого, Григория Нисского в «Возражении или Разорении» и других поучительных произведениях патриарха, а также изучение личности и воззрений святейшего патриарха в отечественной историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cappadocia saints in Patriarch Nikon's theology

The article is dealing with problems of consideration of saints fundamentals by Patriarch Nikon (1605-1681) in his theology on the bases of the quotation of selected works of Saint Basil the Great, Gregory of Nyssa in «Objection or Refutation of humble Nikon, Patriarch by the God grace against questions of boyar Simeon Streshnev, which he has written to metropolitan of Gaza Paisius Ligaridius, and against his answers» and other edifying works of the Patriarch, and also investigations of personality and views of His Holiness Nikon in the Russian historiography.

Текст научной работы на тему «Святые отцы-каппадокийцы в богословии патриарха Никона»

к концу царствования Елизаветы Петровны (16 августа 1760 г.) выходит именной указ, где Сенату предписывалось приложить все усилия для «... восстановления везде надлежащего порядка и народного благосостояния» [9]. В законе прямо отмечалось весьма сложное положение дел в государстве: «... неслыханная алчба корысти до того дошла, что некоторые места, учрежденные для правосудия, сделались торжищем . в таком достойном сожаления состоянии находятся многие дела в Государстве» [9]. Кроме того, следует отметить, что Сенат, на протяжении всего елизаветинского царствования, был постоянно перегружен множеством второстепенных дел, подчас совсем мелочных. По этой причине на принятие взвешенных и продуманных решений у Сената попросту не хватало времени. Имели места и трения между этим высшим правительственным учреждением и самой государыней. Елизавета не желала, чтобы заседания проходили без ее участия, поэтому выработка законопроекта по тому или иному важному делу очень часто откладывалась на неопределенный срок.

Кроме того, необходимо помнить и принять во внимание то, что проблема налаживания эффективной системы управления государством возникла довольно давно, и, более того, в течение длительного времени и до и после царствования Елизаветы Петровны, данную проблему решить так и не удалось. Как пишет исследователь И. И. Дитятин, «.несмотря на все стремления правительства, как Московского государства, так и XVIII столетия, начало законности в управление

государством проявлялось только в идеи, в жизни же оно не имело ... почти никакого места» [10].

Библиографический список

1. ПСЗ. Т. XI, № 8480.

2. Шмидт С.О. Внутренняя политика России сер. XVIII в. // Вопросы истории. — 1987. — № 3. - С. 49.

3. Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. — 1993. - № 5. - С. 60.

4. Градовский А.Д. Высшая администрация России XVIII столетия. — СПб., 1866. — С.167.

5. Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. — СПб., 2002. — Т. 2. — С. 217.

6. ПСЗ. Т. XI, № 8806.

7. ПСЗ. Т. XI, № 8806, № 8761, т. XIV, № 10720, т. XV, № 10918.

8. ПСЗ. Т. XIII, № 9695, № 10085, т. XII, № 9150, № 9321.

9. ПСЗ. Т. XV, № 11092.

10. Дитятин И. И. Верховная власть в России XVIII столетия // Русская мысль. — 1881. — № 4. — С. 16.

МУРАШОВ Илья Юрьевич, аспирант кафедры дореволюционной отечественной истории и докумен-товедения.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 29.12.2008 г.

© Мурашов И.Ю.

УДК 930(470)+271.22+27 (585+788) Н. В. ВОРОБЬЕВА

Омский экономический институт

СВЯТЫЕ ОТЦЫ-КАППАДОКИЙЦЫ В БОГОСЛОВИИ ПАТРИАРХА НИКОНА

Рассматриваются святоотеческие основы богословствования патриарха Никона (1605—1681) на основе цитации произведений Свтт. Василия Великого, Григория Нисского в «Возражении или Разорении» и других поучительных произведениях патриарха, а также изучение личности и воззрений святейшего патриарха в отечественной историографии.

Ключевые слова: патриарх Никон, контаминированный цитатный анализ, каппадокийское богословие.

С целью реконструкции непосредственно богословских воззрений патриарха Никона мы провели историко-культурологический анализ его основных трудов методом сплошной выборки текстовых фрагментов.

Текстовые фрагменты, представленные в виде библейской цитации (маркированные, немаркированные, парафраз), были исследованы с помощью се-мантико-когнитивного анализа: контаминированный цитатный и смешанный текст (табл. 1). В процессе семантико-когнитивного анализа создана база данных по основным историко-каноническим произведениям патриарха Никона.

Мы выяснили, что богословское творчество патриарха Никона имеет ярко выраженные каппадо-

кийские корни, это выражается, в первую очередь в цитировании Свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста в тексте «Возражения или Разорения».

В результате анализа 4112 единиц авторского текста, из них, указывающих на библейский текст — 2653, на Кормчую — 300, на Святых отцов-каппадокийцев — 490 (из них 417 — на Свт. Василия Великого), мы выявили 545 цитат без указания текста источника и 16 случаев контаминаций, посредством семантико-ког-нитивного анализа источник восстановлен. Скрытые цитаты способствуют организации произведения как единого семантического комплекса. Скрытая цитата выполняет активную связывающую роль, объединяя

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

культурные и художественные универсалии, используя их реминисцентные значения для углубления смысла. При этом возникают обширные контекстуальные связи как внутри самого произведения, так и вне его. Благодаря цитированию формируются глубинные смыслы произведения.

Нами произведено сличение текста «Возражения» с «Нравственными правилами» Василия Великого (80 правил, 233 главы).

Метод работы патриарха Никона с текстом первоисточника можно охарактеризовать как реконструктивную интертекстуальность [1],[2], т.е. авторская творческая реакция на чужой литературный материал.

Данный прием наиболее типичен для работы книжника, который осознает себя «сакральным носителем Божественной истины» [3], таким образом произведение, созданное патриархом Никоном, может быть вписано как минимум в две парадигмы (интертекстуальную и интрасистемную). Теоретики интертекстуальности выделяют несколько функций: экспрессивную (сообщение автора о своих культурносемиотических ориентирах), апеллятивную (отсылки к каким-либо текстам в составе данного текста могут быть ориентированы на совершенно конкретного адресата — того, кто в состоянии интертекстуальную ссылку опознать, а в идеале и оценить выбор конкретной ссылки и адекватно понять стоящую за ней интенцию), референтивную (передача информации о внешнем мире), метатекстовую (для обращения читателя к первоисточнику, благодаря которому опознанный фрагмент в системе читаемого текста выступает как смещенный).

Патриарх Никон применяет нарративно-экзегетический метод, вписывая евангельские цитаты в историческое повествование, например, противопоставляя нравственные законы нагорной проповеди действиям царя Алексея Михайловича. Он соединяет единые по тематике фрагменты священных текстов, не только по важнейшим вопросам веры, но и в полемических целях. Т.е. составляет текстом церковную проповедь-гомилию. Важнейшее концептуальное ядро этой гомилии — качества христианского правителя и христианского пастыря, а также соотношение святительской и царской власти.

Концептуальная картина мира патриарха Никона базировалась на христоцентричности человеческого бытия, соединяла онтологическое и эстетическое восприятие действительности. Патриарх Никон экзегетически подражал святым отцам каппадокийцам в этосе, образе жизни еще будучи послушником у преподобного Елеазара в Анзерском скиту (постоянный труд, умное делание, постоянная молитва, ночные бдения), затем на митрополичьей кафедре забота о благолепии храмов, введение киевского и греческих напевов в богослужение, посещение тюрем, освобождение узников по своему усмотрения, благотворение. Эти культурно-семиотические ориентиры он транслировал царю Алексею Михайловичу через полемическое произведение «Возражение или Разорение», направленное непосредственно Паисию Лигариду и С. Стрешневу. Патриарх Никон создает текст в тексте, помещая собственное оригинальное богословие в рамки цитации сакральных текстов.

Труды кападокийцев были в его библиотеке, их изображения были на его священнических одеяниях, в момент ухода с кафедры он цитировал в проповеди Иоанна Златоуста (что отражается в противоречивых свидетельских показаниях), тоже произошло 12 декабря 1666 г. — в момент официального низложения.

идеи Св. Григория Нисского (через возрождение жанра устной проповеди и воззрениях на соотношение светской и духовной власти), тогда как апостольская традиция в наибольшей степени выразилась в произведениях протопопа Аввакума, а византинизм в геополитической инновационной концепции царя Алексея Михайловича. Таким образом, кападокий-ские основы картины мира патриарха Никона проявлялись не только в его теоретических выкладках, но и в практических действиях.

Мы реконструировали историко-канонические представления патриарха Никона в сравнении со старообрядческой идеологией. Экклесиологические воззрения (стремление к оцерковлению всех сторон жизни) были общей основой идеологии как староверов, так и патриарха Никона. Воззрения патриарха Никона строились на материале «Эпанагоги», на которую он ссылается 22 раза в «Возражении или Разорении». Причем ни разу патриарх Никон не пишет о требовании для патриарха каких-либо прав в делах государственного управления, следовательно, тезис о «папизме» патриарха Никона не более чем историографический штамп и элемент политической мифологии. Старообрядческая идеология 60-70-х гг. XVII в. претерпевала изменения в зависимости степени манипулирования светской власти раскольничьими вождями, отношение к православному царю варьировалось от «благочестивого государя, царя-света» в 1664 г. до «рожка антихриста» после смерти Алексея Михайловича в 1676 г.

Анализ взглядов патриарха Никона дает основание утверждать, что он был ярким выразителем традиционно-русского религиозно-философского мировоззрения, которое с течением времени все более и более приобретало черты исихастско-ориентированной каппадокийской богословской традиции.

Христианская антропология патриарха Никона развивала учение о человеке, созданное Свтт. Василием Великим, Григорием Назианзином, Григорием Нисским, Иоанном Златоустом, что было свойственно для средневековой русской книжности вообще [4], хотя считается, что до XVI в. самостоятельных систем антропологических воззрений не было. Древнерусский книжник следовал форме святоотеческого наследия и в этих нормативных рамках создавала тексты, восходящие к наследию восточных Отцов Церкви.

Например, решение вопроса об обожении человека (образ как обладание энергиями первообраза — он отождествляет этот вопрос с образом Божиим в человеке), непостижимости Божией, патриархом Никоном вполне сопоставимо с антропологией Григория Нисского и, кроме того, находит выражение в практической строительной деятельности патриарха как моделирование икон сакральных пространств [5], [6] Святой Земли (Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь), Афона (Иверский Валдайский монастырь), образ христова Креста (Крестный Кийский монастырь). Иконотоппос организует пространство вокруг себя по принципу священной топографической иконичности. Не случайно совпадение периода начала строительства Воскресенского монастыря с охлаждением дружбы царя и патриарха, мотивы патриарха Никона при строительстве Нового Иерусалима становятся более ясны лишь в связке со спором царя и патриарха о симфонии властей. Конфликт лишь на поверхности выражался как спор между царем и патриархом, но это было противостояние идеологе-мы Третьего Рима Алексея Михайловича идеологеме Нового Иерусалима патриарха Никона. Третий Рим олицетворяет в том числе мощь и величие древнего ан-

тичного Рима, а Новый Иерусалим — особое заветное отношение народа с Богом; Третий Рим имеет мирскую светскую направленность. авторитет царства, Новый Иерусалим — ориентацию на авторитет священства, духовную избранность, христоэкклесиологическую модель бытия; идеологеме Третьего Рима присуща имперская экстравертная направленность, Новому Иерусалиму метаисторическая направленность существования в виде последнего перед вторым пришествием царства [7].

Церковно-канонические убеждения патриарха Никона основаны на церковном законодательстве эпохи Вселенских Соборов, что почиталось в XVII в. нормативным кодексом Русской православной церкви. В захвате царем церковной власти по управлению церковью Патриарх Никон видел отступление от Св. Писания и св. канонов, которое будет почвою для появления антихриста. Ни один человек не может противодействовать канонам Церкви, учению св. отцов и законам царства, или что-либо возражать против них: каждая имеет свой собственный порядок и права, установленные Богом, и каждая должна поддерживать и защищать свой собственный порядок для себя, на свою собственную ответственность. Если царь попрал каноны, а архиереи ему покорились, то и архиереи подвергли себя церковной анафеме и потеряли свое священство. Согласно концепции пастырства патриарха Никона, патриарх имеет право и долг контролировать по мерке христианского идеала всю государственную жизнь и обличать все ее уклонения от норм канонических, не щадя и самого царя. Именно это, по мнению многих исследователей, не позволило Святейшему Патриарху вернуться на патриаршую кафедру. И царю Алексею Михайловичу оставалось окончательно низложить опасного в государственном смысле иерарха. Вопрос об архипастырской правоправности является важным для патриарха Никона, в связи с судом над ним. На протяжении всей 900-страничной рукописи патриарха Никона нет ни одного слова, которое говорило бы о требовании для патриарха каких-либо прав в делах государственного управления. Понимая церковь как совокупность руководящих законов жизни, Никон в ее вселенском законодательстве видел верховные нормы, обязательные для государства, поэтому и предостерегал его от самоосвобождения от церковных начал (в Соборном уложении 1649 г. оно уже вступало на этот путь и переставало принимать во внимание церковные каноны, эмансипируясь вообще от церковного влияния в законодательстве), так как в этом случае оно неизбежно вернулось бы к естественным началам, которые противны церковным, как языческие начала — христианским.

В «Нравственных наставлениях» патриарх Никон наставляет царя к покаянию, очищению души. В отличие от протопопа Аввакума, патриарх Никон применял евангельское учение об ограничении царской власти законом Божиим, отстаивая право церкви на роль внутренней оппозиции в случае деспотического правления. Согласно аргументации Святейшего Патриарха Никона, следует различать божественный и человеческий гнев, в Священном Писании есть фрагменты, в которых проясняется сущность Божьего гнева. Гнев человеческий уместен и необходим при обличении греха или заблуждения, при искушении, особенно неправедными правителями, что само по себе является одним из признаков последних времен и приближения царства Антихриста.

Доказательству того, что настоящая эпоха была, как раз наступлением так долго ожидаемых последних времен посвящены некоторые отрывки «Возраже-

Таблица 1

Библейская цитация в «Возражении или Разорении» патриарха Никона

№ возражения Всего помет на полях о -е ог ри ю Немарки- рованные цитаты библейского текста

і 87 18 7

2 19 5 0

3 7 2 0

4 3 0 0

5 58 27 6

6 15 8 5

7 45 3 0

8 1 0 0

9 107 36 5

10 9 5 15

іі 19 2 3

12 6 1 1

13 48 15 12

14 54 9 18

15 11 3 0

16 26 5 7

17 55 16 7

18 42 21 17

19 93 31 8

20 74 18 10

21 95 23 10

22 92 28 28

23 102 35 17

24 270 47 80

25 190 42 26

26 2442 1587 245

27 152 121 18

Итого 4112 2108 545

ния», в которых Патриарх Никон анализирует тексты Священного Писания, Отцов церкви, но и богословско-полемической литературы того времени. Он видел в апостасии знаки наступления антихристова царства и грядущую гибель Отечества, и он боролся с этим мольбами, протестами, своим удалением с кафедры, отряхиванием праха от ног своих, анафемой на правонарушителей, грозными пророчествами, своей непреклонной стойкостью в посылаемых на него гонениях.

После падения Киевской Руси, в XIV — XV вв. начинается постепенный подъем, апогей которого приходится на XVI в., от древнерусского типа мышления к новоевропейскому, а в XVII в. происходит их постепенное сближение [8], [9]. Усиливавшееся подчинение Церкви интересам государства во времена патриарха Никона — одна из сторон новой стратегической составляющей политики русского правительства. Русская Церковь не без борьбы приняла эти нововведения; самым ярким ее борцом стал патриарх Никон, таким образом, его роль в социокультурном процессе перехода от русского Средневековья к Новому времени очевидна. Итогом стал церковно-политический конфликт, институционально оформленный государством и преобразованный в церковный раскол.

Система богословских воззрений патриарха Никона не изучалась ни в рамках духовного образования, ни в рамках исторического письма.

Историческое письмо самой своей природой обречено на постоянное метание между сциентическим

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

дискурсом и мифологическим нарративом. В этом смысле его «обращение к нарративу неизбежно, по крайней мере, настолько, насколько языковая игра науки стремится к истинности своих высказываний, но не имеет возможности легитимировать ее собственными средствами» [10], [11]. Нарратив легитимирует исторический дискурс, открывая дорогу мифологическим интенциям. Одной из таких мифологем стало отрицание наличия оригинального богословствования в России до XVIII в., когда в России архиепископ Феофан Прокопович создал курс Нравственного богословия, вошедший в программу Киевской и Московской духовных академий. Митрополит Московский Платон в третьей части своего труда «Сокращенное богословие» (1765 г.) изложил систему христианского нравственного учения, принятую в качестве руководства в духовных учебных заведениях. В систематической форме нравоучение излагалось лишь с XIX в.

Кроме этого, в рамках критической традиции с 60-х гг. XIX в. наблюдается выстраивание образа равнозначности фигур патриарха Никона и протопопа Аввакума, причем с обозначением культурно-идеологического комплекса старообрядческих произведений. Протопоп Аввакум — не просто мученик раскола, он — крупнейший идеолог этого общественного движения XVII в. Патриарх Никон — не идеолог, а организатор литургической реформы, вызвавшей раскол не только в церкви, но и в обществе. При этом литературное наследие патриарха Никона практически полностью игнорируется либо оценивается как незначительное (С.М. Соловьев, Макарий (Булгаков), Н.Ф. Каптерев), но за основу берутся положения, высказанные Паисием Лигаридом.

В отечественной историографии авторами критического направления без опоры на первоисточники создавалась псевдо-идеологическая система «священство выше царства» якобы выраженная воззрениями и деяниями патриарха Никона с претензией на главенство в государстве и обществе, папоцеразист-теократ, гонитель старообрядцев, что не соответствует историческим археографическим источникам. Образ патриарха Никона моделировался в художественно-исторической литературе с политико-идеологической антипатией, как развенчанный «культурный антигерой».

В рамках апологетического направления (Н.И. Субботин, Н.А. Гиббенет, В. Палмер) создавался методологический аппарат, способствующий возможному осмыслению источниковой базы. Наконец, было издано на русском и английском языках подлинное «Судное дело» патриарха Никона (не полностью); «Житие» И.К. Шушерина; создан Музей патриарха Никона. Патриарх стал рассматриваться как прежде всего православный пастырь, предстоятель, церковный, а не государственный деятель.

Патриарх Никон разработал отраслевое богословие, принципы канонического устройства церкви, канонические вопросы взаимодействия церкви и государства (экклезио-эсхатологические и нравственно-аскетические). Можно считать, что система богословских воззрений патриарха Никона вполне соответствует этико-политическому и этико-бого-

словскому аспектам аксиологической модели русской православной теоцентрической картины мира.

Библиографический список

1. Конявская Е.Л. Авторское самосознание древнерусского книжника (XI — середина XV в.) / / Е.Л. Конявская — М. : Яз. рус. культуры , 2000 — С. 21.

2. Кузьмина Н.А. Интертекст и интертекстуальность: к определению понятий // Текст как объект многоаспектного исследования : сб. ст. / Науч.-метод. семинар «TEXTUS» ; [Редкол.: К. Э. Штайн (отв. ред.) и др.] Вып. 3, ч. 2. СПб. — Ставрополь : Изд-во Ставроп. гос. ун-та , 1998 — С. 27-35.

3. Севастьянова С.К. Поучительные сочинения патриарха Никона // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» : сб. статей ; сост. и науч. ред. Г.М. Зеленская. — М. : ОАО Можайский полигр. комб., 2005. Вып. II. — С. 67.

4. Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в. // Труды Отдела древнерусской литературы / Рос. акад. наук., Ин-т рус. лит. (Пушк. дом) Труды Отдела древнерусской литературы. — М.-Л. : Наука, 1974. Т. 28. - С. 317-324.

5. Лепахин В.В. Иконическое зодчество патриарха Никона // Никоновский сборник : сб., посвящ. 400-летию со дня рождения и 325-летию со дня преставления Никона Святейшего Патриарха Московского и всея Руси / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [отв. ред. и сост. А. Г. Авдеев] — Москва : Изд-во ПСТГУ , 2006 — С. 17 — 54.

6. Иеротопия. Исследование сакральных пространств ; под. ред. А.М. Лидова. — М. : Индрик, 2006. - 763 с.

7. Сторчак В.М. Мессианство как социокультурный и идеологический феномен России (вторая половина XV — первая треть XX в. : автореф. ... докт. филос. наук. — М. : РАГС при Президенте РФ, 2007. — 55 с.; С. 27 — 28.

8. История философии: Запад — Россия — Восток / под ред. Н.В. Мотрошиловой. — М. : Республика : Культурная революция , 1995. — 476, [1] с табл.; С. 47 — 48.

9. Лихачев Д.С. Предвозрождение на Руси в конце IV — первой половине XV веков // Средневековая Русь : [сборник статей : посвящается доктору исторических наук Н. Н. Воронину] / Акад. наук СССР, Науч. совет по комплексной проблеме «История мировой культуры» ; [редкол.: Г. К. Вагнер, Д. С. Лихачев (пред.), П. А. Раппопорт]. — Москва : Наука , 1976 — 366, [1] с.; С. 23 — 89.

10. Шатин Ю.В. Политический миф и его художественная деконструкция // Критика и семиотика. — Новосибирск : РИЦ НГУ, 2003. — Вып. 6. — 142 с.; С. 67-78.

11. Косов А.В. Мифологизация и ремифологизация как социальный феномен / Александр Владиславович Косов Калуга : Манускрипт , 2001 (Множительный участок КФ МГТУ им Н.Э. Баумана. — 310 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОРОБЬЕВА Наталия Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии.

E-mail: nat [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 15.01.2009 г.

© Воробьева Н.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.