Научная статья на тему 'Святые на полях иконы «Богоматерь Одигитрия» «моления чудотворца Сергия»'

Святые на полях иконы «Богоматерь Одигитрия» «моления чудотворца Сергия» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Икона / Богоматерь Одигитрия / Сергий Радонежский / Троице-Сергиева лавра / приписные святые / иконография / Icon / Our Lady of Hodegetria / Sergius of Radonezh / Trinity-Sergius Lavra / added saints / iconography

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронцова Людмила Михайловна

Икона «Богоматерь Одигитрия» из собрания СПМЗ, согласно монастырскому преданию, являлась«келейным» образом основателя Троице-Сергиева монастыря преподобного Сергия Радонежского. На боковых и нижнем полях иконы помещены изображения трех святых, имена которых в разные периоды времени определялись по-разному. Почитаемая икона подвергалась поновленням и чинкам на протяжении столетий неоднократно. Во время одной из чинок изображения на полях были или написаны заново, или существенно поновлены. В статье рассматриваются иконографические особенности и состав изображений на полях иконы в определенные исторический периоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Saints on the Margins ofthe Icon “Our Lady of Hodegetria” “Prayers of Sergius the Miracle Worker”

The icon “Our Lady ofOdigitria” from the Sergiev Posad Museum-Reserve collection, according tothe monastery legend, was a personal “cell” icon ofthe founder ofthe Trinity-Sergius Monastery, St. Sergius of Radonezh. On the side and bottom margins ofthe icon there are images ofthree saints whose names were identified in different ways overthetime. The revered icon has been renovated and refurbished severaltimes overthe centuries. During one ofthe repairs, the images in the margins were either overpainted or significantly updated. The article examines the iconographic features and composition of images in the margins ofthe icon in certain historical periods.

Текст научной работы на тему «Святые на полях иконы «Богоматерь Одигитрия» «моления чудотворца Сергия»»

Л. М. Воронцова

Святые на полях иконы «Богоматерь Одигитрия» «моления чудотворца Сергия»

© 2021

УДК 27-526.62"13" ББК 85.14

Поступила в редакцию 06.12.2021

Икона «Богоматерь Одигитрия», согласно монастырскому преданию, являлась «келейным» образом основателя Троице-Сергиева монастыря преподобного Сергия Радонежского1 [ил- 1]. Традиция ее почитания основывается на указании монастырской Описи 1641 г., где на полях сохранилась запись отличным от общего текста почерком: «Образ чюдотворной пречистые Богородицы Одигитрия, обложен серебром, басмою, золочен; у Спаса и у пречистые венцы сканные, по полем писаны святые в трех местах — преподобные Анофрей, Сергий, Никон. У Пречистые оглавие и ожерелье и у Спаса ожерелье низаны жемчюгом, в оглавие меж жемчюгу каменья яхонт лазорев, у Пречистые ж в прикладе цата серебряная, резная, золочена, а в ней 5 каменей, виниса, и до-стоканцы, да серьги яхонты лазоревы, а на них по два зерна гурмыжских, рясы жемчюжные по три пряди, на колодочках по 2 камышка смазни, прикпадочки и наконечники серебряные золочены, да сережки серебряные золочены, а на них по три жемчюжка, в прикладах 20 золотых... Моления чюдотворца Сергия» (курсив наш. — У7.В.) [Опись 1641/1642 г., 2020. Л. 11-11 об.]. По мнению П.А.Флоренского, пометка принадлежит, «по-видимому, Симону Азарьину» [Флоренский, 1969. С. 80-90], казначею (1634-1645) и келарю (1645-1653) Троице-Сергиева монастыря 1665), автору новой редакции «Жития преподобного Сергия» (1647) и текста «О новоявленных чудесах преподобного Сергия» (1653). До 1920 г. икона находилась в Троицком соборе, в 1920-1992 гг. хранилась в Сер-гиево-Посадском музее-заповеднике. В 1993 г. была передана на постоянное хранение в Свято-Троицкую СергиевуЛавру.

Лики моделированы теплыми плотными красновато-коричневыми охрами по зеленому санкирю, плавями, с мягкими высветлениями и оживками,

1 Икона в окладе. Богоматерь Одигитрия, с избранными святыми на полях. Дерево, темпера; серебро, золото, сапфир, жемчуг; басма, скань, низание жемчугом, шлифовка. 47,0x38,0. Собрание Троице-Сергиевой лавры. Цата. Серебро, альмандин, стекла; гравировка, золочение, шлифовка. 13,0x25,8x2,2. СПМЗ. Инв.390 ИХО.

контуры губ Богоматери киноварные. Доличное написано менее плотными красками: мафорий Богоматери фиолетово-вишневого цвета, убрус и рукава хитона сине-зеленые, с оторочкой охристого цвета и следами золотой разделки. На Христе светло-коричневый гиматий с темно-коричневыми линиями складок и оранжевый хитон с более интенсивной по цвету разделкой складок. В нижней части гиматия Христа сохранилось несколько букв криптограммы, прочитанной Б.А.Рыбаковым как«еже ны милует».

Живопись раскрыта в 1919 г. Е.И.Брягиным в отделении Комиссии И.Э.Грабаря при Сергиевском музее (Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры) без снятия оклада2. Были демонтированы лишь указанная в Описи 1641 г. серебряная цата (хранится отдельно в СПМЗ) и известная по Описи 1908 г. поздняя «риза серебряная чеканная» (риза не сохранилась)3.

Ю.А.Олсуфьев и O.A. Белоброва датировали икону XIV в. [Олсуфьев, 1919. С. 70; Он же, 1920. С. 19-20; Белоброва, 1968. С. 73. Рис. 61], Т.В. Николаева - второй половиной столетия [Николаева, 1977. С.23, 24, 72. № 97]. Т.Н. Манушина относит икону к концу XIV — началу XV в. [Балдин, Манушина, 1996. С. 262, Ил. 4], Г.В. Попов - к середине XV в. [Попов, 1973. С. 43; Он же, 2007. С.46], Э.К. Гусева к концу XV - первой половине XVI в. [Гусева, 1998. С. 86; Она же, 1999. С. 136]. Ю.А.Олсуфьев первым высказал мнение о более позднем происхождении изображений святых на полях, которые «написаны по охре», и датировал их XVI в., что не встречало возражений у других исследователей[ил- 2]. Он определял святых как «Сергий, Никон и Онуфрий» (именующие надписи не сохранились). Т.В. Николаева полагала, что на боковых полях фигуры Никона Радонежского (слева) и Онуфрия Великого (справа), на нижнем — полуфигура Сергия Радонежского.

Драгоценный убор иконы состоит из сканых венцов, басменных средника и полей и шитого жемчугом очелья4. Ю.А.Олсуфьев и Т.В. Николаева датировали оклад XVI столетием. Однако части оклада создавались неодновременно.

2 «Расчистка была начата 23-го января 1919 года и закончена 4-го февраля, когда икона была заолифлена и вновь были прибиты венцы и цата. Расчищал Е.И. Брягин. На ликах Богоматери и Спасителя наблюдаются две записи: XVII и XIX веков; лики оказались хорошей сохранности, хотя видны утраты на левой стороне головы Спасителя, в волосах. Одежды также были записаны дважды; на гиматии Спасителя вместо золотой разделки оказалась красочная, которая сохранилась очень плохо. На гиматии ряд мелких утрат; на левом рукаве — новая загрунтовка. На сгибе левой руки — также синка грунта. На гиматии же обнаружены славянские буквы; по-видимому, тайнопись. Ножки Младенца хорошей сохранности. Мафорий Богоматери вместо темного с новой разделкой, по расчистке оказался светлой раскрышки, новая разделка не совпала с первоначальной, которая сохранилась с перерывами. На руках Богоматери обнаружены два пятна с утратившейся краской. На мафории много мелких пятен от утрат; звезда на челе сохранилась лишь в половине». Архив СПМЗ. Оп.1. Д.10. С. 19.

3 АрхивСПМЗ.Оп.1.Д.9.Л.З-Зоб.

4 Цата более позднего происхождения. По стилю и характеру исполнения она имеет аналогии среди памятников первой трети XVII в.

ил. 1 Богоматерь Одигитрия. «Келейная» икона прп. Сергия Радонежского. XIV в. (?). СПМЗ

fig. 1 Our Lady of Hodegetria. "Cell" icon of St. Sergius of Radonezh. 14th century (?) Sergiev Posad Museum-Reserve ил. 2 Богоматерь Одигитрия. «Келейная» икона прп. Сергия Радонежского. Фрагмент

fig. 2 Our Lady of Hodegetria. "Cell" icon of St. Sergius of Radonezh. Fragment

Орнамент и приемы выполнения сканного узора венцов имеют многочисленные аналогии в произведениях новгородского золотосеребряного дела XVI в.: основной рисунок из спиральных завитков выделен гладкой линией, фон узора заполнен мелкими колечками из крученой проволоки, между завитками — гладкие каплевидные лепестки и составленные из них трех- и четырехлистники. Сканный узор на венце Богоматери является ближайшей аналогией орнамента скани на окладе Евангелия 1527 г. работы новгородского серебряника Ивана Попова. По мнению Т.В. Николаевой, подписной сканный оклад Евангелия работы новгородского мастера и венец Богоматери на келейной иконе преподобного Сергия Радонежского были выполнены одной рукой [Николаева, 1976. С. 254. Ил. 76]. A.B. Рындина относит сканные венцы Богоматери к первой четверти XVI в. [Рындина, 1997. С. 140]. При этом совершенно неочевидно, что сканные венцы создавались именно для этой иконы, поскольку контур венца не соответствует абрису фигуры Богоматери и не совсем точно состыкуется с венцом Младенца. Возможно, для украшения иконы были использованы уже имевшиеся венцы, что нередко практиковалось в средневековом золото-серебряном деле.

Басма полей в виде орнаментального плетения из розеток и пламенеющих бутонов в обрамлении симметричных стеблей и длинных побегов с листьями является одним из вариантов узора, характерного для памятников Новгорода, Москвы и других центров со второй трети XVI в. В качестве аналогий можно назвать оклады икон «Богоматерь Тихвинская», «Богоматерь Царьградская», «Святой Иоанн Предтеча», «Святитель Николай Чудотворец» [Николаева, 1977. Кат. 102, 128, 194, 195], «Богоматерь с Младенцем на престоле, с предстоящими пророками Давидом и Соломоном», Москва (новгородский мастер?), 1560-е гг. [Вера и власть, 2007. С. 80-81. Кат. 24]. Узоры с орнаментальными плетениями и длинными побегами с листьями и элементами арабесок встречаются в памятниках середины — второй половины XVI в.: «Богоматерь Казанская» [Николаева, 1977. Кат. 150]; «Успение Богоматери», резная икона в басменном окладе «Богоматерь Умиление» (обе из собрания ГРМ) [«Пречистому Образу Твоему поклоняемся», 1995. С. 44-45, № 28; С. 314-315, № 210] и др. Таким образом, басменный оклад появился на иконе не ранее середины XVI в. По-видимому, этим же временем следует датировать изображения святых на полях иконы, написанные поверх красочного слоя.

В XIX — начале XX столетия икона хранилась в Троицком соборе «против раки чудотворца Сергия у ног в киоте за стеклами...Образ Богородицы Одигитрии...»5. Литографические изображения и фотоматериалы середины — второй половины XIX в. дают представление о том, как выглядела икона в драгоценном уборе на тот период. Первая литография келейной иконы относится к 1843-1844 гг.[ил- 3], она вошла в серию мемориальных вещей преподобного Сергия и печаталась в соответствии с требованиями к изданиям

5 СПМЗ. Инв.ЗО рук. Опись церквей Троице-Сергиевой лавры 1805 г.

ил. 3 Богоматерь Одигитрия. Литография 1843-1844. СПМЗ

fig. 3 Our Lady of Hodegetria. Lithography 1843-1844. Sergiev Posad Museum-Reserve ил. 4 Богоматерь Одигитрия. Фото 1880-х СПМЗ

fig. 4 Our Lady of Hodegetria. Photo, 1880s. Sergiev Posad Museum-Reserve ил. 5 БогоматерьОдигитрия. Пелена 1630-1640-е гг. Мастерская Евдокии Скуратовой. СПМЗ

fig. 5 Our Lady of Hodegetria. Shroud 1630-1640s Workshop of Evdokia Skuratova Sergiev Posad Museum-Reserve

5

археологических древностей [Зарицкая, 2009. С. 206]. Обращают внимание фигуры приписных святых и надписи: на боковых полях называются ростовые изображения преподобных Петра Афонского и Онуфрия Великого, на нижнем поле полуфигура преподобного Афанасия Афонского. На литографии отчетливо просматриваются именующие надписи: «Петръ», «Ануфрий», «Афанасий Афонский». На фотографии 1880-х гг. иконографические особенности приписных святых читаются не столь четко, а из надписей на накладных пластинах с трудом просматривается лишь одна[ил- 41

Как упоминалось выше, в ранних описях 1641 г. и 1701 г. изображения на полях указывались как «преподобный Анофрей и Сергий и Никон»6. Эти указания соответствуют надписям на полях шитой пелены, которая, как принято считать, была создана по образцу келейной иконы. Пелена, повторяющая размеры иконы, происходит из светлицы Евдокии Скуратовой 1630-1640-х гг. и была вложена в Троице-Сергиев монастырь [Преподобный Сергий Радонежский, 2014. С. 260. № 49]. На шитой пелене «Богоматерь Одигитрия» именующие надписи читаются четко: на боковых полях — Сергий Радонежский и Онуфрий Великий, на нижнем поле — поясное изображение Никона Радонежского[ил- 5].

В описях Троице-Сергиева монастыря 1859 г. и 1908 г. изображения святых на боковых полях определяются так же, как на литографиях этого времени, — Петр и Онуфрий Афонские: «Икона пресвятыя Богородицы Смоленския, бывшая в келлии преподобнаго Сергия; на полях оной изображены преподоб-ныя Петр и Онуфрий Афонские, риза серебряная чеканная, оплечье и оклад басебные, три надписи серебряные с финифтью, венцы сканные на Богоматери среброзолоченыя резная цата с пятью камнями малоценными...»7. В связи с чем могло произойти изменение наименований святых на иконных полях?

Память Сергия Радонежского приходится на тот же день, что и Афанасия Афонского, — 5 июля, а в иконописных подлинниках облик троицкого игумена уподобляется облику афонского старца. В наиболее раннем, датируемом второй четвертью XVII в. Софийском списке иконописного подлинника Новгородской редакции отмечена память преставления преподобного Сергия — 25 сентября и достаточно подробно описана картина погребения святого, однако о его облике не сказано ничего, кроме упоминания цвета ризы: «Лежит во гробе; исподняя риза дымчата; гроб багор с белилом. У главы Сергиевы стоит святитель, сед, плешив, ризы кресчаты, брада Афонасьева и поуже. За ним диякон млад, а на стране, посреде гроба, игумен стоит, брада аки Серги-ева, сед, в клобуке, а риза празелень, а испод дымчат; а за ним старцы стоят, у двух брады седы а долгы; на едином риза празелень, посветлее игумновы въ дика, ряска, вохра с белилом. А подле их иных много» [Иконописный подлинник, 1873. С. 14]. В подлиннике последней четверти XVII в. из собрания БАН текст

6 СПМЗ. Инв.289 рук. Опись 1641 г. Л.11-11 об.; РГАДА. Ф.237. Оп.1. Д.27. Опись 1701 года. Л.8об.-9.

7 СПМЗ. Инв.840. Опись1859 года.Ч.2.Л.2-2об.; СПМЗ. Инв.801 рук. 0пись1908 года. Кн.1.Л.7-7об.

о погребении преподобного Сергия предварен краткой характеристикой его облика, с уподоблением преподобному Афанасию (Афонскому?)8. В последующем эта иконография утвердится как единственная: «...сед брада поуже Афонасьевы, власы с ушей, лежит во гробе» и приводится в других текстах9. Варианты без уподобления преподобного Сергия Афанасию Афонскому также встречаются [Большаков, 1998. С. 33]. В иконописных подлинниках сводной редакции XVIII в. из собраний Г.Д.Филимонова и С.Т.Большакова появляется описание места действия, отражающее эпизод Жития Сергия Радонежского, согласно которому Преподобный не разрешил ученикам «в церкви положить себя, но вне церкви скромно повелел похоронить... Церковь стоит бела, с сторону полата, а с другую (ограда), гроб стоит, во гробе лежит Сергий чудотворец, подобием сед, брада Афанасиева подоле, на главе схима празелень, риза пре-подобническая, испод дичь»10 [Филимонов, 1874. С. 159; ср. то же: Большаков, 1998. С. 33]. При этом в иконописных подлинниках при описании облика Афанасия Афонского указывается на его близость иконографии преподобного Сергия. Так, в Софийском подлиннике отмечено, что «Афанасий Афонский «сед, плешив, брада Сергиева, ряска санкирь с белилы» [Иконописный подлинник, 1873]. Аналогичные описания приводятся и в более поздних источниках [Филимонов, 1874. С. 38; Большаков, 1998. С. 133].

Также немало совпадений в житийных текстах Афанасия Афонского, основателя великой Лавры на Афоне, названной впоследствии в его честь, и основателя Троице-Сергиевой лавры Сергия Радонежского. В русских календарях чествование памяти Афанасия Афонского появляется в конце XIV в. с распространением Иерусалимского устава, тогда же было переведено на славянский язык его житие [Житие преподобного Афанасия Афонского, 1895]. Именно в это время начинают складываться первые редакции Жития преподобного Сергия, где троицкий игумен во многом уподобляется святителю Афанасию, который установил в монастыре общежительный устав по примеру древних палестинских обителей и неоднократно удостаивался видеть Небесную Владычицу Афона — Богородицу. Как отмечалось исследователями, рукописные жития Афанасия и Петра Афонских были известны во многих монастырях, включая Троицкий. Жития афонских святых были образцами для агиографов, прославлявших русских святых [Белоброва, 2015. С. 258]. В трудах приводятся многочисленные параллели и прямые заимствования из житий афонских святых в творчестве Пахомия Серба, автора более десяти жизнеописаний, в том числе Сергия Радонежского и Никона Радонежского [Яблонский, 1908; Прохоров, 1989. С. 167-177]. Составленные русскими книжниками службы нередко объединяли почитание святых, память которых приходится на один день (Афанасий Афонский и Сергий Радонежский, Петр Афонский и Онуфрий) [Белоброва, 2015.

8 БАН.Арх.205.Л.72об.

9 ИРЛИ (Пушкинский Дом). Бобк.4. Л.13, поел. четв. XVII в.; БАН. Дружин.975. Л.Збоб.

10 Г.Д.1874.С.159.

С. 259]. Изображение Петра Афонского вместе с Онуфрием было распространено в практике афонских иконописцев XVI в. [Белоброва, 2015 С. 260]. В некоторых случаях изображения объединялись не по календарному, а по патеричному принципу, как, например, в иконе из серии московских икон-святцев XVI в. с фигурами Афанасия и Петра Афонских [Антонова, Мнева, 1963. С. 80. № 444].

По свидетельству реставраторов, почитаемая икона подвергалась по-новлениям и чинкам на протяжении столетий неоднократно. По-видимому, не позже 40-х годов XIX столетия во время одной из чинок изображения на полях были или написаны заново, или существенно поновлены. Отсутствие именующих надписей, плохая сохранность красочного слоя или сознательная правка послужили толчком для поновления,— возможно, это поможет уточнить технико-технологическая экспертиза. Фигуры святых получили наименования соответственно иконографическим признакам. Симметрично расположенные фигуры на боковых полях — это преподобные Онуфрий и Петр, празднование которых совершается 12 (25) июня, на нижнем поле — .Афанасий Афонский, память которого приходится на 5 (18) июля. В первой половине XIX в., в период расцвета историзма, на основе возросшего интереса к прошлому и подъема национального самосознания изображение основателей афонского монашества воспринималось как напоминание и отсылка к своим историческим православным истокам. В1843-1844 гг. создатели гравированных копий знаменитых икон при утверждении в Синоде представили «снимки» — «самые верные рисунки с... образа Богоматери и Николая Чудотворца, келейных икон преподобного Сергия» [Зарицкая, 2009. С. 205]. В 1919-1920 гг. при создании фундаментальной «Описи икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков» Ю.А.Олсуфьев обращается к историческим источникам и указывает имена святых на полях почитаемой иконы в соответствии с Описью Троице-Сергиева монастыря 1641 г.: Сергий, Никон и Онуфрий [Олсуфьев, 1919. С. 70; Олсуфьев, 1920. С. 19-20]. Эта традиция сохраняется до настоящего времени.

Литература

«Пречистому Образу Твоему поклоняемся...» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб.: Palace Edition, 1995. 350 с. Антонова В.И., МневаН.Е. Каталогдревнерусской живописиХ1 — началаХУШ вв.Опыт историко-художественной классификации. Государственная Третьяковская галерея. В2т. T.2: XVI - начало XVIII века. М.: Искусство, 1963. 570 с. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М.: Наука, 1996. 549 с. Белоброва O.A. Живопись XIV века. Живопись XVI-XVII веков/Троице-Сергиева лавра.

Художественные памятники. М.: Искусство, 1968. С. 73-77, 94-107. Белоброва O.A. О почитании избранных афонских святых в Московском государстве XVI-

XVII вв. // Россия и христианский Восток. Bbin.lV-V. М.,2015. С. 256-263. Большаков С. Т. Подлинник иконописный / Под ред. А.И.Успенского. М.: Паломник, 1998. (Репринт с 1903 г.).

Вера и Власть. Эпоха Ивана Грозного/ Ред.-сост. Т.Е.Самойлова. М.: Азбука, 2007. 248 с.

ГусеваЭ.К. Какой богородичной иконе молился преподобный Сергий//Церковная археология. Вып. 4. СПб., 1998. С. 89-95.

ГусеваЭ.К. Особенности сложения иконографии «Сергиева видения» («Явления Богоматери преподобному Сергию»)/Искусство Средневековой Руси. ГИКМЗ «Московский Кремль». Материалы и исследования. Вып.XII. М., 1999. С. 120-138.

Житие преподобного Афанасия Афонского. По рукописи Московской Синодальной библиотеки издал И. Помяловский. СПб., 1895.19 с.

Зарицкая О.И. Литографированные иконы троицкой мастерской//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы V междунар. конф. 26-28 сентября 2006 г. Сергиев Посад: Ремарко, 2009. С. 205-216.

Иконописный подлинник новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века. С вариантами из списков Забелина и Филимонова [Текст]. М.: Унив. тип. (Катков и К0), 1873.138 с.

Николаева Т.В. Древнерусская живопись в собрании Загорского музея. М.: Наука, 1977. 203 с.

Николаева Т.В. Прикладное искусство Московской Руси. М.: Наука, 1976. 288 с.

Олсуфьев Ю.А. Иконопись//Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, 1919 (репр.: М.: Индрик, 2007). С.71-82.

Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев, Московская губ.: Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, 1920. 268 с.

Опись Троице-Сергиева монастыря 1641/1642 года. Исследование и публикация текста/ Изд. подг. Л.А. Кириченко, C.B. Николаева. М.: Индрик, 2020.1072 с.

Попов Г.В. Московские художники в Дмитровском княжестве. Конец XIV — первая треть XVI века. М.: Северный паломник, 2007. 240 с.

Попов Г.В. Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М.: Наука, 1973.147 с.

Преподобный Сергий Радонежский. Образ простоты, правды, святости. Иконография XV - начала XX века. М.: Лето, 2014. 432 с.

Прохоров Г.М. Пахомий Серб//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.2 (вторая половина XIV - XVI в.). 4.2. Л., 1989. С. 167-177.

Рындина A.B. К истории реставрации окладов иконы «Богоматерь Владимирская»

в XV в./Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 136-147.

Филимонов Г.Д. Сводный иконописный подлинникХУШ века: ПоспискуГ.Филимонова. М.: Унив. тип. (Катков и К0), 1874. 435 с

ФлоренскийП.А. Моленные иконы преподобного Сергия//Журнал Московской Патриархии, 1969. № 9. С. 80-90.

Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. 314 с.

Название статьи

Святые на полях иконы «Богоматерь Одигитрия» «моления чудотворца Сергия» Сведения об авторе

Воронцова Людмила Михайловна — кандидат исторических наук, заведующая филиалом «Ризница Троице-Сергиевой лавры», Сергиево-Посадский музей-заповедник, пр. Красной Армии, 144, г. Сергиев Посад Московской обл., Российская Федерация, 141300. riznitsal4@yandex.ru

Аннотация

Икона «Богоматерь Одигитрия» из собрания СПМЗ, согласно монастырскому преданию, являлась «келейным» образом основателя Троице-Сергиева монастыря преподобного Сергия Радонежского. На боковых и нижнем полях иконы помещены изображения трех святых, имена которых в разные периоды времени определялись по-разному. Почитаемая икона подвергалась поновлениям и чинкам на протяжении столетий неоднократно. Во время одной из чинок изображения на полях были или написаны заново, или существенно поновлены. В статье рассматриваются иконографические особенности и состав изображений на полях иконы в определенные исторический периоды.

Ключевые слова

Икона, Богоматерь Одигитрия, Сергий Радонежский, Троице-Сергиева лавра, приписные святые, иконография.

Title

Saints on the Margins ofthe Icon "Our Lady of Hodegetria" "Prayers ofSergiusthe Miracle Worker"

Author

Vorontsova, Liudmila Mikhailovna— Candidate of Historical Sciences, Head ofthe "Sacristy ofthe Trinity-Sergius Lavra" branch, Sergiev Posad Museum-Reserve, 144 Red Army Ave., Sergiev Posad, Moscow region, Russian Federation, 141300. riznitsal4@yandex.ru

Abstract

The icon "Our Lady ofOdigitria" from the Sergiev Posad Museum-Reserve collection, according tothe monastery legend, was a personal "cell" icon ofthe founder ofthe Trinity-Sergius Monastery, St. Sergius of Radonezh. On the side and bottom margins ofthe icon there are images ofthree saints whose names were identified in different ways overthetime. The revered icon has been renovated and refurbished severaltimes overthe centuries. During one ofthe repairs, the images in the margins were either overpainted or significantly updated. The article examines the iconographic features and composition of images in the margins ofthe icon in certain historical periods.

Keywords

Icon, Our Lady of Hodegetria, Sergius of Radonezh, Trinity-Sergius Lavra, added saints, iconography.

References

«Prechistomu Obrazu Tvoemu pokloniaemsia...» Obraz Bogomateri v proizvedeniiakh iz sobraniia Russkogo muzeia ("Worshiping Your Holy Image..." The Image ofthe Mother ofGodin the Russian Museum Collection). Saint Petersburg, Palace Edition Publ., 1995. 350 p. (in Russian).

Antonova V.I., Mneva N.E. Katalog drevnerusskoi zhivopisi XI — nachala XVIII vv. Opyt istoriko-khudozhestvennoi klassifikatsii. Gosudarstvennaia Tret'iakovskaia galereia. V2 t. T.2: XVI - nachalo XVIII veka. (Old Russian Painting ofllth - Early 18th cc. Catalogue. A Study in Historical and Artistic Classification. State Tretyakov Gallery. Vol. 2: 16th — early 18th Century). Moscow, 1963. 570 p. (in Russian).

Baldin V.I., Manushina T.N. Troitse-Sergieva Lavra. Arkhitekturnyi ansambl'i khudozhestven-nye kollektsii drevnerusskogo iskusstva XIV-XVII vv (Trinity-Sergius Lavra. Architectural Ensemble and Art Collections of Ancient Russian Art ofthe 14tll-17"1 centuries). Moscow, Nauka Publ., 1996. 549 p. (in Russian).

Belobrova O.A. 14th century Painting. 16th-17th centuries Painting. Troitse-Sergieva Lavra. Khudozhestvennye pamiatniki (Trinity-Sergius Lavra. Monuments of Art). Moscow, Iskusst-vo Publ., 1968, pp.73-77, 94-107. (in Russian).

Belobrova O.A. On the Veneration of Selected Athos Saints in the Moscow State ofthe 16th-17th centuries. Rossiia i khristianskii Vostok (Russia andthe Christian East). Issue 4-5. Moscow, 2015, pp.256-263 (in Russian).

Bolshakov S.T., Uspenskii A.I. (eds.) Podlinnik ikonopisnyi (Pattern Bookfor Icon-Painting). Moscow, Palomnik Publ., 1998 (Reprint from 1903 edition) (in Russian).

Filimonov G. (ed.) Ikonopisnyi podlinnik novgorodskoi redaktsii po sofiiskomu spisku kontsa XVI veka. S variantami izspiskovZabelina i Filimonova [tekst] (Pattern Bookfor Icon-Painting, Novgorod Edition, after the Sofia Manuscript Copy ofthe late 16th century. With Versionsfrom the Copies byZabelin and Filimonov [Text], Moscow, Universitetskaia tipo-grafiia Publ., 1873.138 p. (in Russian).

Filimonov G.D. Svodnyi ikonopisnyipodlinnikXVIII veka: Po spisku G.Filimonova (17th Century Omnibus Pattern Book: based on G. Filimonov's Copy ). Moscow, Universitetskaia Tipografiia Katkov I K. Publ., 1874. 435 p. (in Russian).

Florenskii P.A. Private Icons of St. Sergius. Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii (Bulletin ofMos-cowPatriarchy), 1969, no. 9, pp. 80-90 (in Russian).

Guseva E.K. Iconography of"Sergius Vision" ("MotherofGod Appearingto St. Sergius") and the Way it Developed. Iskusstvo Srednevekovoi Rusi. GIKMZ«Moskovskii Kreml'». Mate-rialy i issledovaniia (Old Russian Art. Moscow Kremlin Museums. Studies and Materials), Issue 12. Moscow, 1999, pp. 120-138 (in Russian).

Guseva E.K. Which Mother of God Icon did St. Sergius Prayto. Tserkovnaia arkheologiia (Church Archeology), issue 4, Saint Petersburg, 1998, pp.89-95 (in Russian).

lablonskii V. Pakhomii Serb i ego agiograficheskie pisaniia (Pachomius the Serb and his Hagiographic Writings). Saint Petersburg, 1908. 314 p. (in Russian).

Kirichenko L.A., Nikolaeva S.V. (eds.) Opis' Troitse-Sergieva monastyria 1641/42 goda (Inventory ofTrinity Lavra ofSt. Sergius 1641/42). Moscow, Indrik Publ., 2020.1072 p. (in Russian).

Nikolaeva T. V. Drevnerusskaia zhivopis' v sobranii Zagorskogo muzeia (Old Russian Painting in the Collection ofZagorsk Museum). Moscow, Iskusstvo Publ., 1977. 203 p. (in Russian).

Nikolaeva T.V. Prikladnoe iskusstvo Moskovskoi Rusi (Decorative Art ofMoscow Rus'). Moscow, Nauka Publ., 1976. 288 p. (in Russian).

Olsuf'ev lu.A. Icon Painting. Troitse-Sergieva lavra (Trinity Lavra ofSt. Sergius). Sergiev Posad, 1919, pp.71-82 (reprinted in: Moscow, Indrik Publ., 2007) (in Russian).

Olsuf'ev lu.A. Opis' ikon Troitse-Sergievoi lavry do XVIII veka i naibolee tipichnykh XVIII i XIX vekov (Inventory of Trinity Lavra ofSt. Sergius Icons till 18th century and the Most

Typical Iconsfrom 18th and 19th centuries). Sergiev, Commission of Art and Antiquity Preservation in Trinity Lavra ofSt. Sergius Publ., 1920. 268 p. (in Russian).

Pomialovskii I. (ed.) Zhitie prepodobnogo Afanasiia Afonskogo. Po rukopisi Moskovskoi Sinodal'noi biblioteki izdal I. Pomialovskii (Hagiography of Athanasius the Athonite. After a Manuscriptfrom MoscowSynodal Library, publishedby I. Pomialovsky). Saint Petersburg, 1895.19 p. (in Russian).

Popov G.V. Khudozhestvennaia zhizn' Dmitrova v XV-XVI vv. (Artistic Life ofDmitrov in 15th - 16th cc.). Moscow, Nauka Publ., 1973.147 p. (in Russian).

Popov G.V. Moskovskie khudozhniki v Dmitrovskom kniazhestve. Konets XIV— pervaia tret' XVI veka (Moscow Artists in the Dmitrov Principality. Late 14th -first third of 16th cc.). Moscow, Nauka Publ., 2007. 240 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Prepodobnyi Sergii Radonezhskii. Obraz prostoty, pravdy, sviatosti. Ikonografiia XV— nachala XXveka (St. Sergius ofRadonezh. The Image ofSimplicity, Truth andHoliness. 15th — early 20th century Iconography). Moscow, Leto Publ., 2014. 432 p. (in Russian).

Prokhorov G.M. Pachomius the Serb. Slovar'knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi (Dictionary ofOld Russian Scribes and Books), Issue 2, second half of 14th — 16th c., part 2. Leningrad, 1989, pp. 167-177 (in Russian).

Ryndina A.V. Tothe Restoration History ofthe Covers ofthe "Our Lady of Vladimir" in 15th c. Drevnerusskoe iskusstvo: Issledovaniia i atributsii (Old Russian Art: Studies and Attributions). Saint Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 1997, pp.136-147 (in Russian).

Samoilova T.E. (ed.) Vera i Vlast'. Epokha Ivana Groznogo (Faith and Power. The Age oflvan The Terrible). Moscow, Azbuka Publ., 2007. 248 p. (in Russian).

Zaritskaia O.I. Lithographic Icons of Troitsa Workshop. TSL v istorii, kuiture i dukhovnoi zhizni Rossii. Materialy V mezhdunarodnoi konferentsii. 26-28sentiabria 2006 goda (Holy Trinity-St. Sergius Lavra in the History, Culture andSpiritual Life ofRussia. Materials ofthe 5th International Conference. September26-28, 2006). Sergiev Posad, 2009, pp. 205216 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.