Научная статья на тему 'Местный ряд иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Реконструкция по Описи 1641 года'

Местный ряд иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Реконструкция по Описи 1641 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
58
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Троицкий собор / Троице-Сергиева лавра / икона / иконостас / местный ряд / иконыпядницы / Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 года / реконструкция / Trinity Cathedral / Trinity Lavra of St. Sergius / icon / iconostasis / sovereign tier / icons / the InventoryoftheTrinity-Sergius Monastery ІПІ641 / reconstruction

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воронцова Людмила Михайловна

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в котором сохранились иконы Андрея Рублева и для которого была написана знаменитая «Троица», — один из самых известных и втоже время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Главное внимание всегда уделялось иконам трех среднихярусов. Местный ряд и находившиеся в нем иконы-пядницы, известные по монастырским описям, привлекали внимание в несравненно меньшей степени. Храмовые образы, написанные непосредственно для иконостаса и составлявшие его основу, с течением времени дополнялись другими иконами, поступавшими в монастырь. Согласно Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 г., в местном ряду иконостаса находились келейные иконы преподобного Сергия Радонежского. Справа, возле его раки, — царские вклады и моленные иконы. Напротив восточного столба были расположены иконы с изображением патрональных святых царской семьи. Цель работы — попытка реконструкции и идентификации икон местного чина иконостаса Троицкого собора в соответствии с Описью 1641 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sovereign tier ofthe iconostasis ofthe Trinity Cathedral ofthe Trinity Lavra of St. Sergius. Reconstruction according to the Inventory ofl641

The iconostasisofthe TrinityCathedralofthe Trinity Lavra ofSt. Sergius, inwhich the icons of Andrei Rublev have been preserved and forwhich the famous “Trinity” was painted, is one ofthe most famous and at the same time Little studied picturesque complexes of medieval Russia. The main attention has always been paid to the icons ofthe three middle tiers. The sovereign tier and the icons in it, known from monastic inventories, attracted attention to an incomparably Lesser extent. The temple images, painted directly for the iconostasis and forming its basis, were supplemented over time by other icons thatentered the monastery. According to the Inventory ofthe Trinity-Sergius Monastery in 1641, in the sovereign tier of the iconostasis there were cell icons of St. Sergius Radonezhsky. On the right, near his shrine, there are royal contributions and prayer icons. Icons depicting patron saints ofthe royal family were placed opposite the eastern pillar. The purpose of the work is an attempt to reconstruct and identify icons ofthe sovereign tier ofthe iconostasis of the Trinity Cathedral in accordance with the Inventory of 1641.

Текст научной работы на тему «Местный ряд иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Реконструкция по Описи 1641 года»

Л. М. Воронцова

Местный ряд иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Реконструкция по Описи 1641 года

© 2023

УДК 75.046(470.311)"17"

ББК 85.14(2)

В75

Поступила в редакцию 26.04.2023

Иконостас Троицкого собора — единственный живописный ансамбль начала XV в., существующий в храме, для которого был выполнен. В нем сохранились иконы Андрея Рублева, для него была написана знаменитая икона «Троица». Это один из самых известных и в то же время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Литература, посвященная памятнику, огромна. Главное внимание всегда уделялось иконам трех средних ярусов, в меньшей степени — местного и пророческого рядов. Иконы-пядни-цы, находившиеся в соборе и известные по монастырским описям, привлекали внимание в гораздо меньшей степени. Цель работы — попытка реконструкции местного ряда иконостаса и идентификация икон чина в соответствии с Описью 1641 г.

Троицкий собор возводился в 1422-1423 гг. на месте погребения основателя Троицкого монастыря Сергия Радонежского, причисленного клику святых спустя 30 лет после смерти. Роспись стен и иконостаса храма была завершена в 1425-1427 гг. [Лазарев, 1966; Троице-Сергиева лавра, 1968; Демина, 1972; Попов, 2007; Андрей Рублев, 2010]. В иконостасе сохранились иконы местного ряда и три яруса древних икон, которые связывают с временем Андрея Рублева, — Деисус, праздники и пророки. Верхний ярус был «достроен» в 1600 г. Одновременно с иконостасом или, по мнению некоторых исследователей, немногим ранее [Осташенко, 2005], для Троицкого собора была написана икона «Святая Троица».

В настоящее время иконостас собора состоит из пяти рядов. В местном ряду двенадцать икон, в том числе, Царские врата и две алтарные двери. Де-исусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых и наряду с Деисусом Благовещенского собора Московского Кремля входит в число древнейших из сохранившихся с ростовыми фигурами. В праздничном ряду

девятнадцать икон, в пророческом — семь, в праотеческом — двадцать одна [Воронцова, 2003. С. 80].

В Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 г. указано семь рядов. Наряду с пятью названными, перечислены два ряда пядничных икон — над местными иконами и над Деисусом. Иконы-пядницы также упоминаются в специальных киотах в местном ряду, на стенах и столпах собора. Всего при описании Троицкого собора названо более 700 икон, в том числе в иконостасе 79, в алтаре — 35, в других местах — ■450, в приделе Похвалы Пречистой Богородицы — 57, на паперти — 88 [Воронцова, 2004. С. 228]. Значительную часть храмового убранства составляли иконы-пядницы в драгоценных окладах с многочисленными прикладами и подвесными пеленами [Опись 1641 г, 2020. Л. 3-76].

Нижний, местный, ряд иконостаса сложился не одновременно. О его первоначальном составе можно говорить лишь гипотетически. Согласно Описи 1641 г., в местном ряду находились тридцать три иконы, в том числе пядницы: семнадцать с правой стороны (от царских врат к гробу Сергия) и шестнадцать с левой. С правой стороны иконы перечисляются по порядку или одна под другой, с левой стороны — по порядку и в двух киотах: под иконой «Спас Нерукотворенный» и «подле северских дверей в углу в киоте» [Опись 1641 г, 2020. Л. 26 об.]. Над южными и северными алтарными дверьми упоминаются по три иконы.

Царские врата [ил- 217] на время составления Описи называются «новыми». «Двери царские новые резные, золочены сусальным золотомъ и се-ребромъ. А на них сорок вставокъ в киотцах, писаны святые на празелени, венъцы серебряные резные золочены, межъ трав писано розными красками. И в 140-м году марта въ 1 день государь царь и великий князь Михаило Федо-

1 2

3 4

5 6

7 8 9

10 11 12 16

13 14 15

17

рович всея Русии за те Царские двери, за золото и за серебро и за краски и за денежное и за хлебное жалованье, что дано мастерам в два года, пожаловал дал в монастырскую казну а всево, что те Царские двери стали, по росписи сто тритцат один рубль осьмнатцат алтынъ четыре деньги» [Опись 1641 г, 2020. Л. 33-33 об.].

Далее в местном ряду указаны иконы с правой стороны от Царских врат.

«А от царских дверей по правую сторону, где лежит чюдотворецъ Сергеи... Образ местной большой Святыя Троицы[ил-218]..., а подле... Троицы к чудотворцове раке образов местных...»: Успение Богоматери[ил- 219]; Спас на престоле[ил- 2 20] и киот с тремя иконами: Богоматерь Умиление[ил- 2-21], «да под тем же образом» две иконы, обозначенные как келейные преподобного Сергия — Богоматерь Одигитрия[ил- 2 22] и святитель Николай[ил- 2-23]. Рядом с этим киотом указаны «два образа пядницы». На одной изображены Михаил Малеин да Иван Белоградцкий[ил- 2-24], на другой — Мученицы Анна, Евдокия, Ирина [ил- 2 25] [Опись 1641 г, 2020. Л. 11 об.-12]. Над южными дверьми находились три иконы с изображением Деисуса: «Над похвальными предельными дверьми Деисус на трех цках» [ил- 2-26-228]. «Над Чудотворцевою Серги-евой ракою» перечислено шесть икон: «Образъ местной Видение чюдотворца Сергия... Образ чюдотворцовъ Сергия и Никона молебные... Образ Леонтия Ростовъского чюдотворца ...з деянием... Образъ Иванн Предтечи да Василья Париского молебные... Два образа створъки Иваннъ Предотечи да Никола чюдотворецъ...»[ил- 2-29-2-34],

Слевой стороны от Царских врат называются образа:

«От Царских дверей по левую сторону противу левого крылоса местных образов... Образ местной болшой живоначалные Троицы, обложен зо-лотомъ чеканной[ил- 216]... Образ Спасов Нерукотворенный [ил-212]... Под тем же образом образов в киоте ... Образ Спасов на престоле...Образ пяд-ница продолговата Иванна Предтечи стоящий...Образ Пречистые Богородицы !ил- 213-215]_ Образ местной пречистые Богородицы Одигитрие[ил- 211]... Образ местной чюдотворца Сергия с деянием в киоте[ил- 210]...» [Опись 1641 г., 2020. Л. 23 об.-25 об.].

«Подле чюдотворцова Сергиева образа над северскими дверми» находились три иконы: Благовещение; Введение пречистые Богородицы; Богоматерь

21 24

19 20 22

23 25

27 28 29

30 33

31 34

32 35

ил. 2 Реконструкция местного ряда иконостаса Троицкого собора согласно Описи 1641 г.

fig. 2 Reconstruction ofthe sovereign tier of the iconostasis of the Trinity Cathedral according to the Inventory of 1641

0дигитрия[ил- 2-7-2-9], Рядом с северными алтарными дверьми «в углу в киоте» упоминаются шесть икон: Богоматерь Одигитрия «писмо цареградцкое»; «Образ чюдотворца Сергия з деяниемъ... строение тот образ келаря старца Еустафья Головкина... Образ местной Николы Чудотворца здеяниемъ», а также «Живоначальная Троица», «Распятие» и «Богоматерь Одигитрия»[ил- 21-6].

В настоящее время из упомянутых в Описи икон местного ряда шесть находится в иконостасе: царские врата, 1643 г.[ил- 3]; копия иконы Андрея Рублева «Троица», написанная реставратором Н.А.Барановым 1929 г. (подлинник хранится в ГТГ. Инв.13012) [Троица, 1989. С. 6]; «Успение Богоматери», около 1641 г. Слева от Царских врат три храмовых иконы: «Троица», вторая половина XVI в.; «Богоматерь Одигитрия», Москва, конец XV в.; «Преподобный Сергий Радонежский, с житием», вторая половина XV в. Указанная в Описи 1641 г. первоначальная икона «Спас на престоле» была заменена на одноименную икону Симона Ушакова в 1684 г.

Две из упомянутых в местном ряду икон-пядниц ныне находятся в Троице-Сергиевой лавре, семь — в собрании СПМЗ. В Лавре хранятся находившиеся в киоте около раки иконы, получившие впоследствии название «келейных икон» преподобного Сергия, это «Богоматерь Одигитрия» и «Святитель Николай»1. В собрании музея из икон, упомянутых «над ракой Сергия», идентифицируются две створки «обложены серебром, басмою, венцы сканные»[ил-4'5] [Опись 1641 г, 2020. Л. 13-15 об.] [Николаева, 1977. Кат. 194, 195]. Здесь хранятся также четыре образа из северо-восточного углового киота: редчайшая византийская икона конца XIV в. «Богоматерь Перивлепта»[ил- 6] [Николаева, 1977. Кат. 98], «Преподобный Сергий Радонежский» 1591 г. «строения» троицкого келаря Евстафия Головкина [Там же. Кат. 237], две иконы конца XV в. «Святая Троица» и «Распятие» [Там же. Кат. 130, 131]. Из трех расположенных над северной алтарной дверью икон сохранилась одна — «Богоматерь Одигитрия» троицкого старца Варсонофия Замыцкого [Там же. Кат. 154].

1 [Николаева, 1977. Кат. 96, 97; Воронцова, 2022]. В 1993 г. обе иконы были переданы в Троице-Сергиеву лавру на постоянное хранение. В настоящее время представлены вэкспозиции СПМЗ«Реликвии и сокровищаТроице-Сергиева монастыря Х1-ХУ11 веков».

ил. 3 Царские врата. Мастерские Московского Кремля. Вклад царя Михаила Фёдоровича Романова в 1643 г.

fig. 3 Royal doors. Workshops of the Moscow Kremlin. The contribution of Tsar Mikhail Fedorovich Romanov in 1643

Особый интерес представляют иконы избранных святых. На двух пядни-цах, которые находились рядом с келейными иконами преподобного Сергия, изображены святые Михаил Малеин, Иоанн Белоградский, мученицы Анна, Евдокия, Ирина, которые являлись покровителями семьи царя Михаила Романова.

Царь Михаил Фёдорович родился 12 июля — в день святого Михаила Малеина, в честь которого был крещен; по традиции, царевич был назван в честь дяди — Михаила Никитича Романова [Пчелов, 2005. С. 203-205]. Иоанн Белоградский (день памяти 12 июня) — покровитель царевича Иоанна Михайловича (2/12 июня 1633 — 10/20 января 1639). Мученица Евдокия — патро-нальная святая Евдокии Стрешневой, второй жены царя Михаила Федоровича. Мученицы Анна и Ирина — покровительницы царских дочерей Ирины Михайловны (22 апреля/2 мая 1627— 8Д8 апреля 1679) и Анны Михайловны (14/24 июля 1630 - 7 октября/6 ноября 1692).

Традиция поставления в государевом придворном храме особых патро-нальных икон имеет древние истоки [Царский храм, 2003. С. 51]. Она прослеживается на Руси с венчания на царство в 1547 г. Ивана Грозного, но несомненно, что обычай существовал и раньше. В период Смутного времени традиция написания царских патрональных икон прервалась (сведения о существовании подобных икон для Годуновых не сохранились) и была возобновлена при новой династии Романовых [Борис Годунов, 2015. С. 106] для подчеркивания

своего преемства и связи с пересекшейся династией Рюриковичей [Царский храм, 2003. С. 144].

Почетное место царя в православном храме обычно примыкало со стороны иконостаса к одному из восточных столбов, либо к боковой стене в его интерьере; оно включало в себя огражденное седалище и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны или двуглавого орла. В Благовещенском соборе Московского Кремля царское место располагалось на восточной стороне юго-западного столпа собора (утрачено) [Петров, 2014. С. 376-395]. Образы святых царских покровителей были помещены в местный ряд иконостаса домового царского храма, справа от храмовой иконы Благовещения [Православная энциклопедия, 2002. Т. V. С. 276-293] напротив царского моленного места2. Помещение иконы справа от местной иконы определило устойчивую для всего периода существования традиции царских патрональных икон их иконографию, связанную с храмовым пространством. Святой (или святые) на них как правило изображались в полный рост в развороте — в молении Господу Богу, представленному благословляющей из разверзшихся небес Десницей, которая выступает обезличенным изображением Спаса в силах [Сорокатый, 1977. С. 405-420]. Во время богослужения в домовом храме царь обращал молитвы своему небесному покровителю [Борис Годунов, 2015. С. 104].

Эта традиция прослеживается и в Троицком соборе, за которым после венчания на царство Ивана Грозного в 1547 г. прочно закрепляется значение места царского богомолья [Клосс, 1998. С. 72-73]. Согласно Описи 1641 г., в иконостасе патрональные иконы были помещены справа от чудотворного образа Святой Троицы, напротив восточного столба, где, очевидно, находилось место царского моления. Иконы указаны в местном ряду особняком, без киотов, рядом с двумя иконами «моления чудотворца Сергия».

Еще три иконы с изображением святых, упомянутые в Описи и расположенные над ракой чудотворца Сергия — «Иоанн Предтеча и Василий Па-рийский, предстоящие Троице» и «два образа створъки Иваннъ Предотеча да Никола чюдотворецъ», по-видимому, можно полагать изображениями патрональных святых царя Иоанна Грозного.

Исследователями отмечалось, что у Ивана Грозного было несколько небесных патронов, чья память была связана с датой его рождения [Успенский, 1996-1997. Т. 2. С. 201-202; Литвина, Успенский, 2002. С. 72, 99]. Имя его официального святого патрона может быть названо совершенно определенно: это Иоанн

2 Царское место — в широком значении трон, престол русского царя, в более специфическом — почетное место царя в православном храме, примыкающее со стороны иконостаса к одному из восточных столбов в соборе либо к боковой стене в его интерьере; включало в себя огражденное седалище за отдельным входом и завершалось богато декорированным деревянным шатром на резных колонках, который обычно был увенчан изображением короны илидвуглавогоорла. Самый известный подобный памятник — в Успенском соборе Московского Кремля (так называемый Мономахов трон).

ил. 4 Свт. Николай Чудотворец. Икона Москва, 1560-1570-е гг. Сергиево-Посадский музей-заповедник

fig. 4 SaintNicholasthe Wonderworker. Icon Moscow. 1560s-1570s. The Sergiev-Posad Museum-preserve ил. 5 Св. Иоанн Предтеча. Икона Москва, 1560-1570-е гг. Сергиево-Посадский музей-заповедник

fig. 5 SaintJohnthe Baptist. Icon Moscow. 1560s-1570s. The Sergiev-Posad Museum-preserve ил. 6 Богоматерь Перивлепта. Икона Константинополь, конец XIV в. Сергиево-Посадский музей-заповедник

fig. 6 MotherofGodPeribleptos.lcon Constantinople, end ofthe 14th century The Sergiev-Posad Museum-preserve

6

Предтеча. А святой исповедник Василий Парийский — это патрональный святой Василия III, отца Ивана Грозного. Таким образом, в местном ряду иконостаса Троицкого собора исключительное место — около гробницы преподобного Сергия — занимали иконы с изображением небесных покровителей царствующих государей.

Существенные изменения в составе икон местного ряда произошли в начале XVII в. В Переписной книге 1701 г. указаны следующие образы. Справа от Царских врат, как и в предыдущей Описи, упоминается икона Святая Троица, а затем Успение Богоматери, Спас на престоле, киот с Богоматерью Умиление и келейными иконами преподобного Сергия. Над южными дверьми сохраняется Деисус в серебряном басменом окладе. Иконы с изображением святых отсутствуют3.

Слева от царских Врат первой называется Богоматерь Одигитрия, затем Троица и «Сергий Радонежский с житием». Над северными дверьми упомянуты три иконы: «Богоматерь Одигитрия», «Успение Богоматери» и «Иоанн Предтеча». В северо-восточном киоте сохранены все шесть упомянутых в Описи 1641 г. икон4.

Таким образом, по сравнению с Описью 1641 г., на начало XVIII в. из местного ряда иконостаса были изъяты иконы с изображением святых, расположенные около гробницы Преподобного. В целом же весь комплекс, за исключением незначительного перемещения нескольких икон, был сохранен.

Опись монастыря 1737 г. указывает иной порядок расположения икон, который в основном сохраняется до настоящего времени: справа от Царских Врат называются рублевская «Троица» и «Спас на престоле», затем «Успение Богоматери», а слева от главного входа в алтарь расположены «Богоматерь Одигитрия», «Троица Живоначальная», «Спас Нерукотворный», «Преподобный Сергий с житием»5.

Икона «Преподобные Сергий и Никон, предстоящие Троице» (крайняя слева, между северной стеной и алтарными дверьми) была подарена в Троицкий монастырь царем Алексеем Михайловичем в 1671 г., о чем свидетельствовала надпись на накладной серебряной пластине [Олсуфьев, 1920. С. 27]. Впервые при описании иконостаса образ упоминается в монастырской Описи 1789 г.6 По-видимому, икона появилась в местном ряду после переделки иконостаса в 1777 г. Согласно Описи 1641 г., ранее на этом месте находился киот с иконами «Богоматерь Одигитрия» и «Преподобный Сергий Радонежский с житием» 1591 г. работы троицкого келаря Евстафия Головкина.

В последней трети XVII в. важное место в иконостасе занимают подписные иконы самого известного мастера Оружейной Палаты Московского Кремля Симона Ушакова. Обе иконы «царского изографа» из местного чина

3 Переписная Троице-Сергиева монастыря разной церковной утвари 1701 г. РГАДА. Ф.237.

Оп.1. 4.1. № 27. Л.9-9об.

4 Тамже.Л.13об.-17об.

5 Опись Троице-Сергиева монастыря 1737 года. СПМЗ. Инв.46 рук. Л.З-18об.

6 Опись Троице-Сергиева монастыря 1789 года. СПМЗ. Инв.50 рук. Л.27.

ил. 7 ИнтерьерТроицкогособора. 1865 г. Тоновая литография. Сергиево-Посадский музей-заповедник

fig. 7 Interior of the Trinity Cathedral. 1865. Tone lithography. The Sergiev-№11чвиш>ч1м-am Posad Museum-preserve

заменили собой ранее находившиеся в иконостасе произведения с одноименными сюжетами. Икона «Спас Нерукотворный» была написана в 1674 г. «при державе великого государя... Федора Алексеевича в церковь святыя живо-начальныя Троицы в обитель преподобнаго Сергия Чудотворца, а писал государев иконописец и дворянин московский грешный Пимен, по прозванию Симон Ушаков...». Образ «Спас на престоле» был создан в 1684 г., в период правления Петра и Иоанна Алексеевичей, серебряная риза иконы имела надпись: «...по обещанию сию икону Спасову писал своею рукою бренною Пимен Федоров сын по прозванию Симон Ушаков» (в 1869 г. икона была поновлена лаврским иконописцем иеромонахом Симоном). Авторская подпись содержит и молитвословный текст: «построил вкладом Живоначальные Троицы в Сергиев монастырь в настоящую церковь памяти ради себе, и жены Февронии, и сына Петра, Евфимии и усопших роду; Филарета схимника, Марины схимницы, Савватия схимника, Сергия схимника, Василия схимника, Афонасия гостя, Феодоры и младенцев своих. Тако во благое преблагому Богу принесу приплодование мне врученного таланта, восприиму воздаяние, надеждою простираяся моею, вся вы зрящих, их же ради положи труды сии и иждивение; прилежно молю; теплейшую молитву к Богу сотворите, о еже оставитися согрешением моим».

На протяжении XVII-XIX столетий иконостас собора подвергался неоднократным чинкам, поновлениям и переделкам. В 1777 г., при митрополите Платоне, весь иконостас был перестроен по проекту «архитектории подпоручика» Ивана Метлина. Иконы были поновлены (частично в Москве, частично в самой лавре), пядничные ряды упразднены («над местным ярусом мелким образам не быть»), верхний ярус, по-видимому, заходивший на боковые стены, был выпрямлен («в верхнем ярусе образа вместить в прямую линию, чтобы в углах в заворот не заходили»)7, (Царские врата надставлены: «К Царским

7 О росписании в Лавре Троицкого собора стенным греческим вновь письмом и о возобновлении иконостаса. 1777 год. РГАДА. Ф.1204. Оп.1. Ед. хр.660.

дверям внизу вновь зделаны приделы с написанием с правой стороны чаши с дискосом, а с левой ветхозаветного жертвенника с закалаемою свыше сходящего Рукою жертвою»8. В указах митрополита Платона также говорится о написании нового большого образа к раке преподобного Сергия; возможно, речь идет об иконе «Явление Богоматери преподобному Сергию», которая находится на южной стене, около гробницы основателя монастыря. Судя по всему, в это время были расписаны алтарные двери в жертвенник и диакон-ник: ростовые изображения преподобных Сергия и Никона Радонежских на северной и южной дверях в алтарь впервые упоминаются в описи монастыря 1789 г.9

Сведения Описи 1641 г. позволяют сделать некоторые наблюдения.

Местный ряд иконостаса Троицкого собора видоизменялся на протяжении столетий. Храмовые образы, написанные непосредственно для иконостаса и составлявшие его основу, с течением времени дополнялись другими иконами, поступавшими в монастырь.

В местном ряду иконостаса, около раки преподобного Сергия, находились его келейные иконы. Справа, возле раки — царские вклады и моленные иконы. Напротив восточного столба были расположены иконы с изображением патрональных святых царской семьи. Среди икон местного ряда упоминаются также моленные иконы, ранее принадлежавшие монастырской братии. Возможно, сюда на какое-то время могли помещаться домовые иконы, которые поступали в монастырь в качестве «приносных» или привозились на гробах умерших и погребенных на территории монастыря. И келейные, и домовые образы выполняли определенную роль в иконографической программе храма, смысловым центром и важнейшим элементом которой была почитаемая святыня — гробница с мощами основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского.

Символическим контекстом богослужебного действа в Троицком соборе была (и остается) идея поминания и поклонения святым мощам преподобного Сергия. Почитание святых реликвий в соборном храме монастыря тесно связано с литургической практикой поминания усопших как одной из важнейших религиозных и общественных функций обители. Обращение к моленным иконам, принадлежавшим ранее конкретным владельцам — предкам и умершим родственникам, — придавало поминальной молитве в соборном храме черты глубоко личностного предстояния перед хорошо знакомым образом или чтимой реликвией.

8 Реэстр сочиненной из ризничных описных книго перемененных и переделанных вещах, в которых оныя вещи по прежним описям и главах, и под которыми номерами, и дела об них, которых годов и под какими номерами состоят (1777). РГАДА. Ф.1204. Оп.1. Ед. хр.24016.Л.1.

9 Опись Троице-Сергиева монастыря 1789 года. СПМЗ. Инв.50 рук. Л.16об., 26об.

Литература

Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника/Сост. Г.В. Попов, Б.Н. Дудочкин, H.H. Шередега. М.: Красная площадь, 2010. 621 с.

Благовещенский собор Московского Кремля//Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. T. V. С.276-293.

Борис Годунов. От царского«слуги»до Государя Всея Руси: кат. выст. М: Гос. историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 2015. 359 с.

Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М.: Наука, 1987. 439 с.

ВоронцоваЛ.М. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев Посад: ИП Верхов С.И., 2014.17 с.

ВоронцоваЛ.М. Иконы и фрески Троицкого собора//Троицкий собор Троице-Сергие-вой Лавры. М.: СТСЛ, 2003. С.71-125.

ВоронцоваЛ.М. Ризница Троице-Сергиева монастыря. К вопросу о составе и истории формирования//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III Междунар. конф. Сергиев Посад, 2004. С.228-239.

ВоронцоваЛ.М. Драгоценные иконы-пядницы (к вопросу о типологии)//Троице-Сер-гиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы V Междунар. конф. Сергиев Посад: Ремарко, 2009. С. 175-190.

ВоронцоваЛ.М. Святые на полях иконы «Богоматерь Одигитрия» «моления чудотворца Сергия»//Вестник сектора древнерусского искусства. 2021. № 2. С.126-137.

Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М.: Синодальная тип., 1909. 475 с.

Дёмина H.A. Андрей Рублев и художники его круга. М: Наука, 1972.172 с.

Клосс Б.М. Избранные труды. T.I. Житие Сергия Радонежского. М.: Языки русской культуры, 1998. 568 с.

Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. 386 с.

Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Пути усвоения христианских имен в русских княжеских семьях XI — начала XIII в.//Религии мира: История и современность. 2002. С.36-109.

Николаева Т.В. Древнерусская живопись в собрании Загорского музея. М.: Искусство, 1977. 203 с.

Олсуфьев Ю.А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев: Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, 1920. 268 с.

ОписьТроице-Сергиева монастыря 164V42 года. Исследование и публикация текста/ Изд. подг.Л.А.Кириченко, С.В.Николаева. М.: Индрик, 2020.1072 с.

Осташенко Е.Я. Андрей Рублев: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV — первой трети XV века. М.: Индрик, 2005. 416 с.

ПетровА.С. Утраченное царское моленное место Благовещенского собора Московского Кремля//Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памят-ники/Отв. ред. С.А. Беляев, И.А. Воротникова. М.: БуксМАрт, 2014. Кн.2. С. 376-395.

Попов Г.В. Андрей Рублев. М.: Северный паломник, 2007. 215 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пчелов Е.В. Антропонимия династии Романовых в XVII в.//Ономастика в кругу гуманитарных наук. Материалы международной научной конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. С.203-205.

Сорокатый В.М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. 1977. С.405-420.

Троица Андрея Рублева. Антология/Сост. Г.И. Вздорнов. М.: Искусство, 1989.142 с.

Троице-Сергиева Лавра: Художественные памятники/Подобщ. ред. Н.Н.Воронина и В.В.Косточкина. М.: Искусство, 1968.187 с.

Успенский Б.А. Смена имен в России в исторической и семиотической перспективе// Успенский Б.А. Избранные труды. ВЗт. М.: Гнозис, 1996-1997. Т.2. С. 151-163.

Царский храм. Святыни Благовещенского Собора в Кремле. Каталог выставки. М.: Максим Светланов; Федерал, гос. учреждение «Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2003. 416 с.

ЩенниковаЛ.А. Творения преподобногоАндрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М.: Индрик, 2007. 492 с.

Название статьи

Местный ряд иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Реконструкция по Описи 1641 года

Сведения об авторе

ВоронцоваЛюдмила Михайловна — кандидат исторических наук, заведующая филиалом «Ризница Троице-Сергиевой Лавры», Сергиево-Посадский музей-заповедник, пр. Красной Армии, 144, Сергиев Посад, Российская Федерация, 141300. [email protected]

Аннотация

Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в котором сохранились иконы Андрея Рублева и для которого была написана знаменитая «Троица», — один из самых известных и втоже время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Главное внимание всегда уделялось иконам трех среднихярусов. Местный ряд и находившиеся в нем иконы-пядницы, известные по монастырским описям, привлекали внимание в несравненно меньшей степени. Храмовые образы, написанные непосредственно для иконостаса и составлявшие его основу, с течением времени дополнялись другими иконами, поступавшими в монастырь. Согласно Описи Троице-Сергиева монастыря 1641 г., в местном ряду иконостаса находились келейные иконы преподобного Сергия Радонежского. Справа, возле его раки, — царские вклады и моленные иконы. Напротив восточного столба были расположены иконы с изображением патрональных святых царской семьи. Цель работы — попытка реконструкции и идентификации икон местного чина иконостаса Троицкого собора в соответствии с Описью 1641 г.

Ключевые слова

Троицкий собор,Троице-Сергиева лавра, икона, иконостас, местный ряд, иконы-пядницы, Опись Троице-Сергиева монастыря 1641 года, реконструкция.

Title

The sovereign tier ofthe iconostasis ofthe Trinity Cathedral ofthe Trinity Lavra of St. Sergius. Reconstruction according to the Inventory ofl641

Author

Vorontsova, Liudmila Mikhailovna — Ph. D. (History), Head ofdepartment "Sacristy ofthe Trinity Lavra of St. Sergius", Sergiev Posad Museum-Reserve, pr. Krasnoj Armii, 144,141300 Sergiev Posad, Russian Federation, [email protected]

Abstract

The iconostasisofthe TrinityCathedralofthe Trinity Lavra ofSt. Sergius, inwhich the icons of Andrei Rublev have been preserved and for which the famous "Trinity" was painted, is

one ofthe most famous and at the same time little studied picturesque complexes of medieval Russia. The main attention has always been paid to the icons ofthe three middle tiers. The sovereign tier and the icons in it, known from monastic inventories, attracted attention to an incomparably lesser extent. The temple images, painted directly for the iconostasis and forming its basis, were supplemented over time by other icons thatentered the monastery. According to the Inventory ofthe Trinity-Sergius Monastery in 1641, in the sovereign tier of the iconostasis there were cell icons of St. Sergius Radonezhsky. On the right, near his shrine, there are royal contributions and prayer icons. Icons depicting patron saints ofthe royal family were placed opposite the eastern pillar. The purpose of the work is an attempt to reconstruct and identify icons ofthe sovereign tier ofthe iconostasis ofthe Trinity Cathedral in accordance with the Inventory of 1641.

Keywords

Trinity Cathedral, Trinity Lavra of St. Sergius, icon, iconostasis, sovereign tier, icons, the InventoryoftheTrinity-Sergius Monastery inl641, reconstruction.

References

Annunciation Cathedral ofthe Moscow Kremlin. Pravoslavnaia entsiklopediia (The Orthodox Encyclopedia), vol. 5. Moscow, Tserkovno-nauchnyi tsentr "Pravoslavnaia entsiklopediia" Publ.,2002, pp.276-293 (in Russian).

Boris Godunov. Ot carskogo «slugi» do Gosudarya Vseya Rusi. Katalog vystavki (Boris Godu-nov. From the tsar's "servant" to the Sovereign of AH Russia. Exhibition catalog). Moscow, Gos. istoriko-kul'turnyj muzej-zapovednik Moskovskij Kreml' Publ., 2015. 359 p. (in Russian).

Carskij hram. Svyatyni Blagoveshchenskogo Sobora v Kremle. Katalog vystavki (The Tsar's Temple. Shrines of the Annunciation Cathedral in the Kremlin: exh. cat.). Moscow, Maksim Svetlanov; Federal, gos. uchrezhdenie "Gos. ist.-kuL't. muzej-zapovednik "Mosk. Kreml'" Publ., 2003. 416 p. (In Russian).

Demina N.A. Andrej Rublev i hudozhniki ego kruga (Andrey Rublev and the artists of his circle). Moscow, Nauka Publ., 1972.172 p.

Golubinsky E.E. PrepodobnyjSergij Radonezhskij isozdannaya im Troickaya Lavra (St.Sergius of Radonezh and the Trinity Lavra created by him). Moscow, Sinodal'naya Tipografiya Publ., 1909. 475 p. (in Russian).

Kirichenko L.A., Nikolaeva S.V. (eds.). Opis' Troice-Sergieva monastyrya 1641/42 goda. Issledovanie i publikaciya teksta (Inventory of the Trinity-Sergius Monastery in 1641/42. Research and publication of the text). Moscow, Indrik Publ., 2020.1072 p. (In Russian).

Kloss B.M. Izbrannye trudy. T. I: ZHitie Sergiya Radonezhskogo (Selected works. T. I: The Life ofSergiusofRadonezh). Moscow, YAzyki russkoj kul'tury Publ.,1998. 568 p. (in Russian).

Lazarev V. N. Andrej Rublev i ego shkola (Andrey Rublev and his school). Moscow, Iskusstvo Publ., 1966. 386 p. (in Russian).

LitvinaA.F., Uspenskij F.B. Ways ofassimilation ofChristian names in Russian princely families ofthe 11th — beginning ofthe 13th century. Religii mira: Istoriya isovremennost' (Religions of the world: History and modernity), 2002, pp. 36-109 (in Russian).

Nikolaeva T. V. Drevnerusskaya zhivopis' v sobranii Zagorskogo muzeya (Ancient Russian painting in the collection of the Zagorsk Museum). Moscow, Iskusstvo Publ., 1977. 203 p. (in Russian).

Olsufyev Yu.A. Opis' ikon Troice-Sergievoj lavry do XVIII veka i naibolee tipichnyh XVIII i XIX vekov (Inventory of icons of the Trinity-Sergius Lavra before the IS11 century and the most typical of the 18th and 19h centuries). Sergiev, Komis. po ohrane pamyatnikov iskusstva i stariny Troice-Sergievoj lavry Publ., 1920. 268 p. (In Russian).

Ostashenko E. Ya. Andrej Rublev: Paleologovskie tradicii v moskovskoj zhivopisi konca XIV — pervoj tretiXV veka (Andrey Rublev: Paieoiogian traditions in Moscow painting of the end ofthe 14th -firstthirdofthe 15'h century). Moscow, Indrik Publ., 2005. 416 p. (In Russian).

Pchelov E.V. Anthroponymy of the Romanov dynasty in the 17th century. Onomastika v krugu gumanitarnyh nauk. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (Onomastics in the circle ofhumanities. Materials of the international scientific conference). Yekaterinburg, lzd-vo Ural, un-ta Publ.,2005, pp.203-205 (In Russian).

Petrov A.S. The Lost Royal prayer place ofthe Annunciation Cathedral ofthe Moscow Kremlin. Moskovskij Kreml'XVI stoletiya. Drevnie svyatyni i istoricheskie pamyatniki (The Moscow Kremlin of the 16th century. Ancient shrines and historical monuments). Moscow, BuksMArt Publ., 2014. Book 2, pp. 376-395 (in Russian).

Popov G.V. Andrej Rublev (Andrey Rublev). Moscow, Severnyj palomnik Publ., 2007. 215 p. (in Russian).

Popov G.V., Dudochkin B.N., Sheredega N.N. (eds.). Podvig ikonopisaniya. K650-letiyu ve-likogo hudozhnika (Andrey Rublev. Thefeat of icon painting. To the 650th anniversary of the greatartist). Moscow, Krasnaya ploshchad' Publ., 2010. 621 p. (in Russian)

Schennikova L.A. Tvoreniya prepodobnogo Andreya Rubleva i ikonopiscev velikoknyazheskoj Moskvy (The Warks of the Monk Andrei Rublev and the Icon Painters of the Grand Ducal Moscow). Moscow, Indrik Publ., 2007. 492 p. (In Russian).

Sorokaty V.M. Sometombstone iconostases ofthe Archangel Cathedralofthe Moscow Kremlin. Drevnerusskoe iskusstvo: Problemy i atribucii (Ancient Russian Art: Issues and attribution), 1977, pp.405-420 (in Russian).

Uspenskij B.A. Change of names in Russia in historical and semiotic perspective. Izbran-nye trudy. V3 t. (A.Selected works. In 3 vols.). Moscow, Gnozis Publ., 1996-1997, vol.2, pp. 151-163 (in Russian).

Vkladnaya kniga Troice-Sergieva monastyrya (Contribution book of the Trinity-Sergius Monastery). Moscow, Nauka Publ., 1987. 439 p. (in Russian).

Voronin N.N., Kostochkin V.V. Troice-Sergieva Lavra: Hudozhestvennye pamyatniki (Trinity-Sergius Lavra: Artistic Monuments). Moscow, Iskusstvo Publ., 1968.187 p. (In Russian).

Vorontsova L.M. Icons and frescoes ofthe Trinity Cathedral. Troickijsobor Troice-Sergievo] Lavry (Trinity Cathedral of the Trinity-Sergius Lavra). Moscow, STSL Publ., 2003, pp.71-125 (in Russian).

Vorontsova L.M. Ikonostas Troickogo sobora Troice-Sergievoj Lavry (Iconostasis of the Trinity Cathedral of the Trinity-Sergius Lavra). Sergiev Posad, IP Verhov S. I. Publ., 2014.17 p. (in Russian).

Vorontsova L.M. Precious icons-pyadnitsa (palm-sized icons) (on the question oftypology). Troice-Sergieva lavra v istorii, kul'ture i duhovnoj zhizni Rossii. Materialy V Mezhdunarodnoj konferencii (The Trinity-Sergius Lavra in the history, culture and spiritual life of Russia. Materials of the 5th International Conference). Sergiev Posad, Remarko Publ., 2009, pp. 175-190 (in Russian).

Vorontsova L.M.Saints on the margins ofthe icon "Odegetria the Mother of God" "prayer of the miracle worker Sergius". Vestniksektora drevnerusskogo iskusstva (Bulletin of the Russian medievalartdepartment). 2021, no.2, pp. 126-137 (in Russian).

Vorontsova L.M. The sacristy ofthe Trinity-Sergius Monastery. To the question ofthe composition and history of formation. Troice-Sergieva lavra v istorii, kul'ture i duhovnoj zhizni Rossii. Materialy III Mezhdunarodnoj konferencii (The Trinity-Sergius Lavra in the history, culture and spiritual life of Russia. Proceedings of the 3rd International Conference). Sergiev Posad, 2004, pp.228-239 (in Russian).

Vzdornov G.I. (ed.). Troica Andreya Rubleva. Antologiya (The Trinityof AndreyRublev. Anthology). Moscow, Iskusstvo Publ., 1989.142 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.