Научная статья на тему 'Святослав Николаевич Рерих к 100-летию со дня рождения'

Святослав Николаевич Рерих к 100-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Святослав Николаевич Рерих к 100-летию со дня рождения»

ЮБИЛЕИ

И ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ

УДК 17 929 + 1 В.Е.ОСИПОВ

Омский государственный технический университет

СВЯТОСЛАВ НИКОЛАЕВИЧ РЕРИХ

К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Сведения из биографии

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье уже тогда знаменитого русского художника, ученого, писателя и поэта Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны (урожденной Шапошниковой) Рерих, правнучки М. И. Кутузова. Родители Святослава Николаевича были широко образованными людьми, обладали многосторонними познаниями во многих областях культуры России.

С 1914-го по 1916 год Святослав Николаевич учился в гимназии К. И. Мая, именно там он получил первые уроки рисования. Отец часто брал его с собой в археологические поездки по древнерусским городам, где он изучал историю и культуру Руси. Как правило, выезды сопровождались сбором коллекций, зарисовками с натуры. В конце 1916 года из-за болезни главы семейства Рерихи перебрались на северозападное побережье Ладоги и в 1918 году оказались отрезанными от родины новой государственной границей. В Финляндии Святослав приступил к систематическим занятиям живописью под руководств ом

отца. Весной 1919 года Рерихи выехали в Лондон, где Святослав готовится поступать в Академию архитектуры. Там он продолжает и занятия живописью, а также и участвует вместе с отцом в создании декораций к постановкам опер «Снегурочка», «Садко», «Князь Игорь».

С 1920 г. С. Н. Рерих живет в США, поступает учиться в Колумбийский университет на архитектурное отделение. По окончании курса получает степень бакалавра и становится аспирантом Гарвардского университета. В это же время он пишет много картин, занимается книжной иллюстрацией и графикой. В 1923 году Рерихи покинули Америку и прибыли в Бомбей. Святослав Николаевич участвует в научно-исследовательских экспедициях отца по Сиккиму, Бутану и Непалу, углубленно изучает и коллекционирует предметы искусства народов Востока, большое внимание уделяет изучению местной народной медицины и фармакопеи. Вконце 1924годавсеН.К., Е.И. и Ю.Н. Рерихи уходят в длительную экспедицию, а С.Н. Рерих временно возвращается в Америку. Здесь он продолжает свое художественное образование и обширную общественную деятельность, начатую от-

цом. Благодаря блестящим организаторским способностям и основательным познаниям в области изобразительного искусства Святослав Рерих находится на постах директора Международного центра искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, который основал его отец Н. К. Рерих, и вице-президента Музея Н.К. Рериха. Наряду с выполнением многочисленных обязанностей директора центра он продолжает занятия живописью, и критики отмечают быстрый расцвет его художественного таланта. Весной 1928 года, когда центральноазиатская экспедиция была закончена, Святослав Рерих едет в Индию, чтобы встретить отца, мать и старшего брата. Вскоре вся семья перебирается на склоны Западных Гималаев, в долину Кулу, и Святослав Николаевич помогает родителям и брату в организации научно-исследовательского института «Урусвати». Чтобы наладить международное сотрудничество, Святослав Николаевич некоторое время проводит в США и в поездках по другим западным странам.

Через четыре года художник окончательно поселяется в Индии. В институте «Урусвати» он осуществляет руководство теми секторами отдела естественных наук, которые близки его научным интересам: ботаники, орнитологии, фармакопеи, кристаллографии, народной медицины. Он продолжает также работу по изучению истории культуры и искусства народов Востока, принимает участие в научных экспедициях, разводит опытные плантации лекарственных растений. Кроме того, на Святослава Николаевича возлагается заботаи о «внешних сношениях» в области обширной общественно-культурной деятельности его отца, в частности, по продвижению в жизнь Пакта Рериха — идеи правовой охраны культурных ценностей в международном масштабе. Все больше и больше времени он отдает живописи. Творчески восприняв многие художественные идеи и убеждения своего отца!, Святослав Николаевич превращается в самобытного, оригинального художника.

Откликаясь на трагические события, приведшие ко всемирной катастрофе, Святослав Рерих в 1939 году приступает к работе над циклом социально-значимых произведений. Он открывается триптихом, сюжет которого подсказали события Второй мировой войны. Это большое панно «Куда идет человечество», «Распятое человечество» и «Освобождение».

С началом Великой Отечественной войны Советского Союза с фашистской Германией Святослав Николаевич и Юрий Николаевич неоднократно обращаются к советскому послу в Лондоне с просьбой принять их в ряды Красной Армии. В эти годы Николай Константинович и Святослав Николаевич проводят в Индии совместные выставки с продажей картин в пользу Советского Красного Креста и Красной Армии. С этой же целью они организуют сборы пожертвований, выступления по радио, издают книги. [См.: 2; 4, с. 188].

«Как и все Рерихи, Святослав Николаевич горячо ратовал за самостоятельность Индии и поддерживал деятелей индийского освободительного движения. В начале 1942 года он познакомился с Джавахарлалом Неру, который не раз впоследствии бывал у Рерихов в Кулу и всегда высоко ценил их участие в культурной жизни Индии. Любовь и уважение к талантливому народу этой страны принесли Рерихам искреннее признание и широкую известность» [2].

В 1945 году Святослав Николаевич женится на знаменитой индийской киноактрисе, деятельнице индийского художественного просвещения Девике Рани. Супруги поселились в пригороде Бангалора

(Индия. - В.О.). Здесь располагается окруженное зеленью, живописным озером и грандиозной плантацией ланалоэ, редчайших эфироносных деревьев, имение Татагуни. [См.: 2, 5].

Изучая культуру, искусство и философию Индии, художник создает множество замечательных полотен. Наряду с пейзажами пишет много портретов, из которых хочется отметить портреты отца Н. К. Рериха, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, жены Святослава Николаевича Девики Рани Рерих и его матушки Елены Ивановны Рерих. Его персональные выставки, проходившие в Советском Союзе в 1960-м и в 1974 годах, пользовались громадным успехом. Вторую выставку, показанную в пяти городах Советского Союза, посетило свыше восьмисот тысяч человек.

«Благодаря усилиям Святослава Николаевича Рериха в Бангалоре была создана и до сих пор успешно действует Академия художеств "Карнатака Читра-калаПаришат" — крупнейший на юге страны научно-исследовательский центр искусств и учебное заведение. Здесь имеется художественная галерея, в которой постоянно экспонируются картины С.Н. и Н.К. Рерихов» [5]. «В Бангалоре есть еще одно уникальное учебное заведение, хранящее светлую память о С.Н. Рерихе, это школа имени Шри Ауробиндо. ... Начиная с 1977 года, великий художник часто бывал в школе, с большой любовью, заботой и тактом помогал духовному и этическому воспитанию детей, вдохновлял учителей и учеников любить все прекрасное» [5]. «Наша экспериментальная школа имени Шри Ауробиндо, — говорит Святослав Николаевич, — дает детям возможность с самого начала проявлять себя, стараться стать лучше. Они окружены атмосферой любви, они действительно чувствуют, что их любят. И в этой атмосфере, конечно, воспитывается потребность в самосовершенствовании» [3].

Летом 1989 года по инициативе С.Н. Рериха в Москве был создан общественный музей Н.К. Рериха, а для его содержания — специальный фонд — Советский Фонд Рерихов (ныне — Международный Центр Рерихов), куда в 1990 году Рерих передал уникальное наследие своих родителей — архив, личные вещи, реликвии, библиотеку, картины (всего — 4,5тонны груза). [См.: 6, 7].

30 января 1993 года Святослав Николаевич Рерих ушел из жизни.

Святослав Николаевич Рерих — выдающийся общественный деятель. Его многосторонняя деятельность была высоко оценена в СССР и в других странах. Он почетный академик Академии художеств СССР, лауреат Международной премии им. Джавахарлала Неру, почетный член Болгарской академии художеств, кавалер ордена «Дружбы народов» в 1984 году. В Индии он награжден высшей наградой этой страны— орденом «Падша-Бхушан».

Торжества в Индии, посвященные юбилею С.Н.Рериха [См.: 5]

«23 октября 2003 г., ровно за год до столетнего юбилея Святослава Николаевича Рериха, в Бангалоре, в Академии художеств "Карнатака Читракала Паришат" торжественно начались мероприятия, посвященные этой знаменательной дате.

Весьма обширная годовая программа подготовки к кульминационным празднествам, которые пройдут в столице южного индийского штата Карнатака».

«К 100-летию великого художника и общественного деятеля намечено установить памятник художнику в одном из районов Бангалора, выпустить почтовую марку и памятную медаль. Не исключено, что ЮНЕСКО окажет содействие в организации между-

народной конференции, посвященной жизненному пути и творчеству С.Н.Рериха. Министр культуры штата г-жа Рашкумари Сатиш высказала просьбу о передаче комитету видео- и фотокопий картин, рукописей, книг, документов, хранящихся в государственных музеях и частных коллекциях, так как все это потребуется для планируемого издания каталога всех самых известных работ живописца, ученого-востоковеда и просветителя».

«...В качестве почетных гостей на основные торжества ожидаются Президент Индии Абдул Калам и Премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи. Можно надеяться, что будут приглашены и руководители российского государства, ибо имя С.Н.Рериха навечно вписано в славные страницы истории как Индии, так и России».

Летом 2002 года на базе имения Татагуни начались работы по созданию мемориала и международного культурного центра. Во время празднования 99-й годовщины С.Н.Рериха в Бангалоре Посол России в Индии А.М.Кадакин выразил признательность правительству Карнатаки и отметил, «что присутствовавший на торжествах главный министр штата С.М.Кришна, "не взирая на разного рода препятствия, искусственно создаваемые людьми препоны, искренне старается вернуть первоначальный блеск дому художника в имении Татагуни и превратить его в культурный центр и перворазрядный музей, который будет стоять на одном уровне с расположенным в центральной России всемирно известным имением Л.Н.Толстого Ясная Поляна"».

«Посол также высоко оценил усилия двух стран по возрождению музейного комплекса имения Рерихов в Кулу, заботу о котором взял на себя Международный мемориальный трест Рерихов, работающий под верховным попечительством Премьер-министра Индии А. Б. Ваджпаи. Гималайскому имению Рерихов недавно был присвоен статус охраняемого памятника историко-культурного наследия. Там успешно работает музей, проводятся выставки, открылась Международная школа искусства для детей. Отреставрирована художественная мастерская С.Н.Рериха». «Премьер-министр Индии уже дважды за время руководства страной посещал это имение и оказал большую финансовую помощь на ремонтно-восста-новительные работы и культурные программы, общей суммой около 500 тыс. долларов.

Отрадно, что большие усилия для восстановления имения Рерихов в долине Кулу (в Наггаре) прикладывает и находящийся там куратор от России, представитель Международного Центра Рерихов Алена Адамкова.

Министр туризма и культуры Индии Джагмохан, открывая 1 ноября в Нью-Дели Дни российской культуры в Индии, в качестве примера успешного развития культурных отношений отметил заботу двух стран по сохранению культурного наследия семьи Рерихов. Он констатировал, что музей-усадьба Рерихов в Наггаре в Гималаях, которая превращается сейчас в крупный научно-культурный центр, стала символом индийско-российского сотрудничества».

«На торжествах в Бангалоре прошла презентация новых книг, посвященных С.Н.Рериху, - "Ослепительные оттенки" и "Варна Виджаянихи"».

Главный министр штата Карнатака С.М. Кришна сообщил, что готовится к выпуску специальная почтовая марка, посвященная 100-летию С.Н. Рериха. Он также объявил, что планируется издать книги о Рерихе на местном языке каннада и на английском, «чтобы люди, особенно дети, были осведомлены о его

жизни, деятельности и послании миру, которые являются идеалом, достойным подражания».

Свою речь на открытии торжеств Посол России в Индии A.M. Кадакин завершил словами самого Святослава Николаевича: «Давайте стремиться найти достойную цель в жизни, а не думать только о дне насущном. Давайте обратим свой взор вдаль, и жизнь тогда обретет новые грани, наполненные смысла и значимости. Новые и прекрасные идеи вдохнут силу в нашу повседневную жизнь, наш интерес и терпимость возрастут по мере расширения горизонтов, устремления нашего брата возымеют больший смысл и атмосфере понимания и сотрудничества. Давайте украсим нашу жизнь и принесем послание красоты в каждое сердце и каждый дом. Так давайте сделаем стремление к красоте нашей каждодневной молитвой».

О философских воззрениях

Наверное, всем великим деятелям присуще философское осмысление жизни. И результатом этого не обязательно будет философский трактат. Они все свои действия, всю жизнь подчиняют великой идее. Эту характеристику в полной мере можно отнести к личности Святослава Рериха.

Можно сказать, что Святослав Рерих, в основном, художник и литературных произведений у него гораздо меньше, чем живописных. Но то немногое, что мы услышали из уст этого мудреца, привлекает нас своей актуальностью и демократичностью.

• Необходимо найти смысл жизни.

«Понимаете, мы живет столько, сколько живем, —

не более того. Рано или поздно нам придется уйти. И туда, куда мы уйдем, ничего нельзя будетвзять с собой из того, что окружало нас при жизни. Рокфеллер, например, нажив миллионы на нефти, заболел тяжелой болезнью и медленно умирал. Состояние его было самое плачевное, он раздал почти все деньги, основал различные организации, фонды... Деньги уже были ему не нужны, он умер в своем поместье недалеко от Нью-Йорка.

Затем — Кодак, знаменитый Кодак, мы с ним встречались, Николай Константинович и я. Он был большой меценат, любил музыку. Он много сделал, широко жил, но нечто, что дает удовлетворение и счастье, ускользнуло от него. Он покончил жизнь самоубийством. То есть все, что он имел, — было не то. Он потратил всю жизнь, чтобы собрать то, что так и не могло дать ему удовлетворения. Не дало спасения.

Значит, давайте попробуем устроить свою жизнь так, чтобы к концу ее сказать: да, я счастлив. Есть, конечно, люди, умеющие удовлетворяться физическими благами, но если человек интеллектуален, развит и пойдет по неверному пути, он будет вполне несчастлив» [3].

• Смысл жизни состоит в самоусовершенствовании.

«...При желании быть счастливым просто. Это ведь похоже на" возлюби ближнего своего, как самого себя"... То есть будь добр к нему, попытайся его понять и сделать так, чтоб ему было хорошо» [3].

«Помните притчу, когда Александр Великий пришел к Диогену и спросил: чем он может его одарить, что ему дать? А нищий Диоген ответил: посторонись, не заслоняй солнце. То есть, другими словами, то, что нужно было Диогену, Александр не мог ему дать. А то, что он мог дать, Диогену не было нужно.

... Таким образом то, что нужно человеку, никто не может ему дать. Он может найти это в самом себе.

А ищет почему-то на стороне. Старается схватить что-то, что якобы может обогатить, что-нибудь осязаемое» [3].

«Я бы сказал так: смысл человеческой жизни — в достижении красоты, гармонии, в самовыражении. Самая большая задача — это самосовершенствование во всем. Если каждый из нас каждый день будет делать что-то более совершенно, чем вчера, и делать это сознательно, это его устремление неизбежно отпечатается в его сознании, а сумма устремлений изменит его поведение в лучшую сторону. Видите ли, когда Лейбниц посетил Рембрандта, Рембрандт ска-залему, что каждый мазок, который он кладет на картину, не просто отражает его чувства и мысли, но и запечатлевает (Курсив мой. — О.В.) их на полотне, а значит, через поверхность картины они будут воздействовать на других. Эта мысль так поразила Лейбница, что он записал ее в своем дневнике. Я хочу сказать, что все наши поступки несут отпечаток наших мыслей, поэтому мы ответственны в своих мыслях — не только перед собой, но и перед людьми. Поэтому надо стараться избегать дурных мыслей, не допускать их и, напротив, стремиться к положительным. Попробуйте — в сущности, это очень просто» [3].

«Возьмем самые малые наши проблемы: наш день, работу. Надо осознать их как задачу, понять и постараться решитьлучше. Вот и все. Это почти невидимые ступени, но если по ним подниматься каждый день, постоянно, можно достигнуть цели» [3]. Это перекликается с мыслью Конфуция, отмеченной Николаем Рерихом: « Нет ничего такого, чего не могло бы достигнуть постоянство. Могу всякий день приносить корзину земли, и если я продолжаю, то наконец воздвигну гору» [8].

В качестве другого примера реализации указанной идеи приведем слова Святослава Рериха об отце. «.. .Хотя вся его общественная деятельность отнимала у него много времени, которое он мог бы уделять искусству, это не сказалось на творчестве. Где бы он ни был, в каких бы условиях не находился, он всегда писал картины. И не только картины — писал свои книги, свои дневники. И это было возможно только благодаря строгой самодисциплине. Николай Константинович всегда верил, что труд очищает нашу жизнь, что человек должен трудиться и через труд он разрешит свои насущные проблемы и поднимется на следующую ступень эволюции, Сам Николай Константинович был как бы олицетворением этой мысли, потому что всю свою жизнь он трудился. День его начинался очень рано — он вставал в пять часов утра и сразу приступал к работе над картинами и записями. Николай Константинович никогда не торопился, не суетился, никогда не повторялся. Это мы видим по его картинам. Он всегда работал в размеренном темпе, я бы сказал, в небыстром темпе, Когда он писал (у него был ясный крупный почерк), то писал медленно. Но его мысль была сгармонизирована со скоростью писания, так что он мог дать законченное выражение без каких-либо поправок. Когда он писал картины, у него был определенный план. План был основательно разработан, и он ему следовал, никогда не торопясь. Но в результате успевал сделать гораздо больше, чем другие» [10].

• А где нам найти образы совершенного и вдохновение, как не в великих творениях искусства?

Об этом много и вдохновенно пишет Святослав Рерих.

«С древнейших времен мы знаем о живительной силе Искусства. Прекрасное окружение оказывает воздействие на женщину, готовящуюся стать матерью, ачерез нее и не ребенка. Прекрасная музыка и песни могут успокоить человека и укротить зверя. Инстинктивно даже первобытные люди всегда стремились украсить себя и свои жилища и делали это иногда очень тщательно. Это тяготение исходит из самой жизни, стремящейся к эволюционному развитию в более совершенные формы, к более прекрасным и совершенным сочетаниям». «Искусство оказывает такое огромное влияние, которое невозможно вычислить. Ведь помимо чисто физического восхищения и наслаждения, которое оно доставляет людям, оттачивая и утончая их вкусы, искусство приносит славу стране, дань восхищения и уважения обществу и народу, который создал великие произведения. Искусство также содержит неосязаемые духовные аспекты, которые направляют нашу жизнь». Святослав Николаевич цитирует Леонардо да Винчи: «Тот, кто не признает искусство живописи, тот отрицает философское и чувственное созерцание мира, так как живопись — это законная дочь или, точнее, внучка природы. Все существующее принадлежит природе, а природа, в свою очередь, породила науку живописи. По этой причине я утверждаю, что искусство живописи является внучкой природы и ведет родство от самого Бога». [9].

Библиографический список

1. Рерих Н.К. // Мир через Культуру: Сборник. - М.: Советский писатель, 1990, - С. 178- 179.

2. БеликовП. «Принадлежитмоей Родине» // Мир через Культуру: Сборник. - М.: Советский писатель, 1990. — С. 180-184.

3. Рерих С. «Мы ответственны в своих мыслях. ..» (Интервью С.Н. Рериха, данное журналистке Ирме Мамаладзе и опубликованное в «Литературной газете» № 23 от 3 июня 1987 г.) //Мир через Культуру: Сборник, — М.: Советский писатель, 1990. — С. 185-192.

4. Беликов П.Ф., Князева В. П. Николай Константинович Рерих. - Самара: АГНИ, 1996. - 200 с.

5. Чирятьев М.Н. Торжества в Индии, посвященные 100-летнему юбилею со дня рождения С.Н. Рериха// Содружество. — № 12, ноябрь 2003 г. - январь 2004 г.

6. Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. - М.: Международный Центр Рерихов, 2001. -720 с.

7. Наследию Рерихов грозит уничтожение: Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину в канун 100-летнего юбилея Святослава Николаевича Рериха // Комсомольская правда (г. Москва). - 2003. - Юдекабря. Online version: <http://www.roerichs.com/PublicaLions/Centre-Museum/Letter_ Presidentl.htm>.

8. Рерих Н.Алтай - Гималаи: Путевой дневник/Предисл. К.Брэгдона. - Рига: Виеда, 1992. - С. 80-81.

9. Рерих С. Н. Гуманизм — состояние ума и сердца//С.Н. Рерих. Стремиться к Прекрасному. - М.: Международный Центр Рерихов, 1993. - С. 23-35.

10. Рерих С. Н, Слово об отце // С.Н. Рерих. Стремиться к Прекрасному. - М.: Международный Центр Рерихов, 1993. -С. 77-78,

ОСИПОВ Вадим Евгеньевич, ассистент кафедры «Конструирование и производство радиоаппаратуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.