Научная статья на тему 'С. Н. Рериха. К 110-летию со дня рождения Святослава Николаевича рериха'

С. Н. Рериха. К 110-летию со дня рождения Святослава Николаевича рериха Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
84
7
Поделиться
Ключевые слова
СВЯТОСЛАВ РЕРИХ / SVETOSLAV ROERICH / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ARTISTIC CREATIVITY / КРАСОТА / BEAUTY / КОСМИЗМ / COSMISM / ЖИВАЯ ЭТИКА / LIVING ETHICS

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Дорохин Дмитрий Владимирович

Анализируется художественное творчество С.Н. Рериха на примере ряда его картин, высказываний исследователей и самого художника по вопросам искусства. Автор статьи приходит к следующим выводам: развивая идеи Живой Этики, С.Н. Рерих в своих трудах акцентирует внимание на духовной составляющей человека как активного творца в системе одухотворенного космоса; синтезом философской мысли С.Н. Рериха является утверждение о необходимости стремления к прекрасному, что исходит из понимания красоты как высшего аспекта жизни.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «С. Н. Рериха. К 110-летию со дня рождения Святослава Николаевича рериха»

УДК 7.067

СВЕТЛЫЙ ВЕСТНИК. СЛОВО О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ АСПЕКТЕ ТВОРЧЕСТВА

C.Н. РЕРИХА. К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТОСЛАВА НИКОЛАЕВИЧА РЕРИХА

© Д.В. Дорохин1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Анализируется художественное творчество С.Н. Рериха на примере ряда его картин, высказываний исследователей и самого художника по вопросам искусства. Автор статьи приходит к следующим выводам: развивая идеи Живой Этики, С.Н. Рерих в своих трудах акцентирует внимание на духовной составляющей человека как активного творца в системе одухотворенного космоса; синтезом философской мысли С.Н. Рериха является утверждение о необходимости стремления к прекрасному, что исходит из понимания красоты как высшего аспекта жизни. Ил. 10. Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: Святослав Рерих; художественное творчество; красота; космизм; Живая Этика.

LIGHT HERALD. A WORD ON SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF SVETOSLAV ROERICH'S CREATIVITY. TO THE 110th BIRTH ANNIVERSARY OF SVETOSLAV ROERICH

D.V. Dorokhin

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

Having analyzed the artistic creativity of Svetoslav Roerich on the material of a number of his paintings, researchers' comments and sayings of S. Roerich himself on the issues of art, the author comes to the following conclusions: developing the ideas of the Living Ethics, Svetoslav Roerich focuses in his works on the spiritual component of a man as an active creator within the living universe; the essence of S. Roerich's philosophy is the idea on the need for striving for beauty that is based on the understanding of beauty as the highest aspect of life. 10 figures. 9 sources.

Keywords: Svetoslav Roerich; artistic creativity; beauty; cosmism; Living Ethics.

Стремления человека определяют его судьбу. Влечение к Свету делает жизненный путь светлым. Цельность устремления исходит из сущности самого человека, из его природной гармонии. Человек, несущий в себе Свет, способен излучать его и вовлекать в свою сферу созвучных. Несущий Свет людям и указывающий лучшие пути духа может быть назван Вестником Света.

Вызовы современного мира становятся все более угрожающими. В мировых конфликтах, во взаимной недоброжелательности мы готовы утратить свой человеческий облик. Разъединенность - один из главных бичей нашего времени. Мы забываем, что живем на одной планете, что все лучшие достижения человечества - результат нашего сотрудничества. Сейчас настало время объединения, без которого невозможно дальнейшее развитие цивилизации. И каждый положивший свой камень в основание общего храма будет сотрудником Высших Сил.

Великая и мудрая жизнь не оставляет людей и в самые важные моменты истории посылает светлых вестников, указывающих верный путь. Одним из таких вестников был Святослав Николаевич Рерих (рис. 1.), человек чрезвычайно пространного диапазона. Широтою своих интересов он родственен художникам эпохи Возрождения. Величие высокодуховных людей в их

простоте, и заветы их для потомков кратки. Завет Святослава Николаевича: «Стремиться к прекрасному» [4], и в этом видятся ответы на все актуальные проблемы современности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель данного исследования - желание выявить основные качества творчества Святослава Николаевича, являющиеся следствием активной духовной жизни художника; раскрыть основные положения его философской мысли в вопросах значения искусства, понятия красоты, ответственности художника за свое творчество перед миром; показать значимость идей С.Н. Рериха для современного человека.

Как было указано в предисловии, человечество достигло определенного рубежа, когда развитие технических средств предоставляет возможность уничтожить все живое на планете, а качество сознания людей в общей массе не дает гарантий того, что последнее не случится. И здесь на первый план выходит значение нравственных основ. Эти основы, проявленные в качествах человека, призваны гармонизировать его жизнь, регулируя внутренние духовные процессы и сферу взаимодействия с окружающим миром. Опыт реализации нравственных основ в обществе чрезвычайно важен и заслуживает особого внимания, т.к. способен активизировать и поддержать подобный процесс в каждом человеке, соприкасающимся с ним.

1Дорохин Дмитрий Владимирович, старший преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи, член Союза художников России, тел.: 89246G67G85, e-mail: dorohin8S@mail.ru

Dorokhin Dmitry, Senior Lecturer of the Department of Monumental and Decorative Painting, member of the Union of Russian Artists, tel.: 89246G67G85, e-mail: dorohin8S@mail.ru

Рис. 1. Святослав Николаевич Рерих

Семья, в которой родился Святослав Николаевич, принесла в мир мощный объединительный импульс. Все усилия Рерихов в разных сферах: в науке, в искусстве, в философии, в общественной и просветительской деятельности - были направлены на объединение людей вокруг высших принципов жизни, и каждый вел свою работу в близкой ему сфере в соответствии с этой идеей.

Одним из главных инструментов в преображении человеческого духа является искусство. Живая Этика по этому поводу говорит: «Чистое искусство - достоверное сообщение лучезарного явления Духа. Через искусство имеете свет» [1]. «Искусство всегда признавалось и ценилось как великий магнит, действующий на человека», - писал Святослав Николаевич [6]. Искусство - это язык чувств. Через искусство человек способен воспринимать информацию непосредственно. Проходя через интеллектуальную сферу человека, импульс от произведения искусства попадает напрямую в область сердца. И он способен заставить сердце откликнуться. Подобное воздействие гораздо глубже и информационно емче, нежели воздействие через ум. А значит и возможностей по преображению внутреннего человека здесь гораздо больше.

Объединяющая сила искусства в духовной эволюции человека отмечалась Николаем Константиновичем Рерихом: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза» [7]; и Святославом Николаевичем Рерихом: «Искусство во всех своих формах открывает перед нами путь взаимопонимания и дружбы» [8].

С детства сфера искусства была близка Святославу Николаевичу. Имея перед собой пример отца,

Николая Константиновича, он быстро развился как художник. Обучался С.Н. Рерих в европейских и американских университетах и уже в ранние годы творческого пути получил общественное признание (американские выставки). Надо сказать, что, имея перед собой пример самобытного художника в лице отца, Святослав Николаевич перенял самобытность как таковую, в сути ее - как индивидуальный способ выражения своего внутреннего мира, и сумел выработать собственный язык в изобразительном искусстве. П.Ф. Беликов писал: «Если говорить о традициях, перенятых сыном у отца, то наиболее явно выраженной преемственностью можно назвать умение быть самим собою. Так же, как и Николай Рерих, Святослав Рерих создает в сфере Прекрасного свой собственный и неповторимый мир» [5].

Одно из важных качеств искусства Святослава Николаевича - близость к простому человеку, его искусство лишено высокомерия. Язык, найденный автором, понятен большинству. Он далек от замысловатых концепций различных «измов», в немалом количестве возникших в ХХ веке. Человечность и особая сердечность наполняют образы героев его картин. Вот, к примеру, картина «Моя страна прекрасна»,1974 г., (рис. 2). На ней мы видим девушку, открыто и непосредственно смотрящую в глаза зрителю. Положение сидя взято из жизни. Нет напыщенной постановочно-сти. Очень деликатно и с вниманием к характерным подробностям прописываются лицо и руки. Художник показывает красоту, заложенную в человеке. И красота эта проста и жизненна.

Рис. 2. С.Н. Рерих «Моя страна прекрасна», 1974 г.

Другие качества - поэтичность и музыкальность. Всякое жизненное явление, изображаемое С.Н. Рерихом, взято в своем высшем аспекте с некою торжественностью. Поэтичность заставляет звучать уникальной мелодией каждое полотно. Она сплавляет все части картины в единую симфонию. Николай Константинович Рерих писал о работах сына: «В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же, как в самой жизни лишь мертвый глаз может пред-

положить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет жить решительно все. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства» [5]. Так, в картине «Молчание (Тишина)», 1964 г., (рис. 3.) все работает на образ тишины. В горизонтальном движении, символизирующем мерность и неспешность проживаемого персонажами мгновения, выстраиваются планы облаков, неба, моря, песка. Бык вытянул голову вдоль горизонта. Девушка сидит в соответствии с основным движением и также подчеркивает второстепенное вертикальное движение, закинув голову вверх, как бы вслушиваясь в тишину. И лес на заднем плане наполнен чем-то волшебным. Тонкое свечение над горизонтом заставляет задуматься о том, что то, во что вслушивается девушка, лежит за гранью грубого и обыденного и требует внутренней тишины от того, кто хочет услышать.

явления, причем некоторые из излучений фиксируются современной специальной аппаратурой. Об утончении человеческого зрения и способности видеть эти излучения писала Е.И. Рерих: «Существует призматическое зрение, когда мы начинаем видеть тонкую сущность Тонкого Мира в радуге, или спектре, присущего ей Луча» [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зачастую художник, созерцая действительность, воспринимает осознанно или не осознанно невидимый спектр явлений, их суть. Как, например, ощущение позитивной или негативной энергетики места. В понятие энергетики сейчас вкладывают комплекс тонких ощущений, воспринимаемых непосредственно от чего-либо. Безусловно, эти ощущения накладываются на изображаемое. Они воплощаются изобразительными средствами. Вероятно, что активная цветовая насыщенность работ Святослава Николаевича была следствием восприятия не только обычным зрением, но и

Рис. 3. С.Н. Рерих «Мол

На необычайную цветовую наполненность картин Святослава Николаевича сразу же обращается внимание того, кто впервые знакомится с его творчеством. Одно из важных качеств полотен Святослава Николаевича - цветовая насыщенность. Л.Р. Цесюле-вич писал: «Эмоциональное впечатление от живописи Святослава Рериха, особенно его зрелого периода, похоже на ощущение, которое испытываешь, если поднести лицо к пышному букету ярких, красочных и многоцветных цветов. Светоносность и цветоносность - это первое, что ее отличает» [5]. Вероятно, акцентирование на возможности цвета в передаче образа Святослав Николаевич перенял у отца. Цвет - одно из основных средств выражения в изобразительном искусстве и определяет первое впечатление от произведения. Психология восприятия цвета активно изучается современными учеными. А на сакральное значение цвета указывалось в духовной литературе [3]. Согласно учению Живой Этики, наш мир - это многомерная энерго-информационная структура. За гранью обычных возможностей восприятия человеческого глаза лежит невидимый обычным зрением спектр. Каждый предмет и живое существо являются излучателями определенных энергий, которые имеют свой цвет, свидетельствующий о сущности того или иного

ше (Тишина)», 1964 г.

следствием тонких ощущений. Подтверждением тому - не только цветоносность, но и светоносность его работ. Многие из них наполнены энергийной напряженностью. Динамика света определяется последовательным и направленным изменением светлоты цветовых пятен. Она проявляется в отдельных мастерских ударах кисти, в тонких переливах внутри локальных цветовых пятен. Отчего появляется ощущение, какое испытываешь от витража из литого стекла, когда все переливается неожиданными и яркими свечениями, вызываемыми проходящим светом из глубин стекла. Часто в работах Святослава Николаевича мы видим подчеркивающий декоративный контур, который усиливает ощущение светимости объекта и его динамичности. В работе «Красная земля. II», 1947 г., (рис. 4) внимание обращается на светлотный контраст теплых белых вспышек облаков на фоне синего неба. То, что это облака, - весьма условно. Это некое свечение пространства, фокусирующееся возле человеческих фигур. Другие цветовые вспышки золотистого и золотисто-зеленого цвета наблюдаются в теневой части картины, справа, подчеркивающие зелень растительности и фоном подсвечивающие одну из фигур. В работе «Красная земля. I», 1954 г., (рис. 5) в желтом фоне, насыщенном переливами различных оттенков,

заметны белые блики, идущие по облакам на заднем плане и тремя звездочками фокусирующиеся возле головы женщины. «Победа», 1945 г., (рис. 6) - наполнена энергией и неким электричеством, искры которо-

го обрамляют силуэты двух фигур. Свечение тонких энергий в буквальном исполнении отражены на картинах «Я был человеком», 1966 г., (рис. 7) и «Возлюби ближнего как самого себя», 1967 г., (рис. 8).

Рис. 4. С.Н. Рерих «Красная земля. II», 1947 г.

Рис. 5. С.Н. Рерих «Красная земля. I», 1954 г.

Рис. 6. С.Н. Рерих «Победа», 1945 г.

Во многих работах можно заметить, как формы привычных объектов очень сильно упрощаются и начинают нести некий иной смысл. Такое впечатление, что Святослав Николаевич пользуется формами физического мира для передачи незримого иного мира. Есть ощущение, что на его полотнах формы оплавляются, становятся более пластичными. Как будто бы энергия, их создавшая, вновь возвращается в исходное состояние или переходит в новое. И в какой-то момент мы понимаем, что находимся перед космическим действом: перед нами не горы, не облака и деревья, а потоки энергии. Вспышки света на темном фоне, как извечная борьба света и тьмы. П.Ф. Беликов так описывает одну из картин Святослава Николаевича: «Большое, полное напряжения полотно «Яков с Ангелом», (1940). Схватка Света с тьмою, непримиримая борьба Добра со злом. Поднятый этой борьбой вихрь не знает преград. Он охватывает всю планету и проникает в каждую человеческую душу» [5], (рис. 9). В картине «Отшельник», 1943 г., (рис. 10) художник подробно и с некоторой экспрессией прописывает фигуру главного персонажа на переднем плане и довольно условно пишет окружение. Интуитивно мы понимаем, что отшельник находится в горной расселине и над ним находятся ветки дерева. Но сама предметность автору не важна. Внимание в первую очередь обращается на мощные потоки света,

нисходящие сверху к отшельнику, и темные пятна, преграждающие их. Художник старается показать суть устремления к свету и преодоления препятствий на этом пути.

Таким образом, свет, как энергия жизни и тонкоматериальная основа мироздания, в разной степени проявленности сопутствует всем событиям на полотнах Святослава Николаевича и как лейтмотив проходит через все творчество. Л.В. Шапошникова писала: «Его привлекали те энергетические категории, к которым он был наиболее близок, опыт в познании которых накопил в течение своей жизни. Красота, ее суть и ее роль, ее энергетика занимали, пожалуй, первое место в этом опыте» [9].

Рис. 9. С.Н. Рерих «Яков с Ангелом», 1940 г.

Рис. 10. С.Н. Рерих «Отшельник1943 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Надо сказать, что художник находит свою меру в соотношении космического и человеческого. Эти две составляющие активно проявляются в его полотнах, являя зрителю глубины человеческого духа и глубины космической реальности. Космос, как было сказано раньше, в большей мере проявляется на полотнах Святослава Николаевича в решении окружения, а человеческая духовная составляющая - в особом отношении к проработке фигур. Но, несмотря на разницу в масштабах первого и второго (космического и человеческого), человек в его работах является неотъемлемой частью космоса. И объединяются они именно на глубинном уровне сходством внутренних процессов. Свет космоса - это свет в человеке; тьма космоса -это тьма в человеке. И невольно приходишь к мысли, что космос живет внутри человека и человек - это активная творящая энергия вселенной.

Сам Святослав Николаевич писал, что ключ к его творчеству лежит в его отношении к жизни. Безусловно, призма внутреннего мира влияет на восприятие окружающего. Добрый подмечает доброе, плохой -плохое. Светоносность работ говорит о внутреннем мире художника, наполненность работ светом обнаруживает внутренний свет. Оперирование формами, не присущими привычному восприятию человека, проявляет внутреннюю раскрепощенность художника от обыденности и способность его мыслить масштабами космоса.

Но сказать, что Святослав Николаевич не отображал негативных явлений жизни лишь потому, что их не замечал, было бы неверно. Он писал о величайшей ответственности художника перед миром за свое творчество: «Творцы должны осознать свою ответственность перед человечеством. Сознавая значение своего влияния на жизнь, на будущие поколения, художники должны не жалеть усилий в самосовершенствовании и стремлении достигнуть наибольшей воз-

можной широты видения и восприятия». С.Н. Рерих говорил о том, что зафиксированное на полотне негативное явление продолжит свою жизнь и будет влиять на окружающих: «В жизни существует много уродливых проявлений, и они должны оставаться таковыми в нашем восприятии, о них следует умалчивать, а не увековечивать, чтобы они не распространяли запах разложения на всех, кому доведется прикасаться к этим образам» [4].

Синтезом философской мысли художника, как наставление для человечества, является утверждение о необходимости стремления к прекрасному. Оно исходит из того смысла, какой Святослав Николаевич вкладывал в понятие прекрасного, в понятие красоты. «Красота - великая движущая сила нашей жизни, все царства природы стремятся к совершенству, стремятся к красоте». «... Начиная осознавать прекрасное, мы меняем свое отношение к прежним своим взглядам и привычкам. Мы замечаем красоту в тех сферах жизни, где раньше даже и не подозревали о ее существовании. Мы начинаем осознавать новые возможности и новые смыслы и научаемся отказываться от безобразного и окружать себя прекрасным. Если красота -это истина, а истина - это красота, то тогда мы имеем готовое мерило, которое никогда нас не подведет и не обманет» [4]. «Если жизнь с такими усилиями и в таких муках стремится к прекрасному, если вся борьба, труды и страдания принимаются во имя сотворения более совершенного типа, более гармоничных пропорций, более точного равновесия между составляющими элементами, то разве не должны и мы - существа, наделенные сознанием и понимающие, что им наделено и все окружающее нас, - также стремиться к прекрасному, способствуя усилиям эволюционных сил? Те, кто делает это, кто привносит красоту в нашу жизнь и открывает нам глаза на все более и более возвышенную красоту, поистине благословенны - они вносят свой вклад в великую задачу развития более совершенного человечества, создания более совершенной жизни» [4]. Таким образом, С.Н. Рерих определял красоту как природную преображающую силу, исходящую из самой сути жизни, как мерило истины, как высший аспект этой жизни. И в этом он был прямым приемником идей своего отца: «Под знаком Красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся», - писал Николай Константинович Рерих [7].

Святослав Николаевич воплотил этот завет всей своей жизнью. И как наглядное свидетельство тому -его творчество. Отмеченные выше качества картин явились следствием стремления художника к прекрасному и его желанием принести это прекрасное в наш мир. Сам, будучи высокодуховным человеком, С.Н. Рерих воплотил свой внутренний мир на полотнах. Его картины - это свидетельство высших качеств человека, и тем они ценны для нас. Созерцая их, мы можем прикоснуться к опыту человека, шедшего путями духа, чья жизнь явилась светлой вестью великого космоса, частью которого мы все являемся.

В завершение хочется привести слова Святослава

Николаевича: «Так давайте же стараться быть лучше, давайте стараться развивать доброжелательную позицию и доброе, понимающее сердце. Все радости и счастье исходят изнутри. Именно наше отношение к жизни, наша позиция определяют, счастливы мы или

несчастны, но если мы доброжелательны, если излучаем положительный ток сочувствия и понимания, мы окружаем себя благой, полной позитивных элементов аурой» [4].

Статья поступила 07.11.2014 г.

Библиографический список

1. Листы Сада Мории. Книга первая. Зов [Электронный ресурс]. URL: http://lib.icr.su/node/1291 (23.10.2014).

2. Психическая энергия и здоровье: сб. ст. 4-е изд., испр. М.: Междунар. Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2007. С. 92-94.

3. Рерих Е.И. Письма в Америку [Электронный ресурс]. URL: http://agniyoga.roerich.info/index.php7title (23.10.2014).

4. Рерих Святослав. Искусство и Жизнь. М.: Междунар. Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Рерих С.Н. К беседе с художниками: сб. ст. 2-е изд., испр. М.: Междунар. Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006.

6. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. Искусство - вели-

URL:

кий магнит [Электронный ресурс]. http://lib.icr.SU/node/1 915 (23 окт. 2014).

7. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. Источники моего вдохновения [Электронный ресурс]. URL: http://lib.icr.su/node/1924 (23 окт. 2014).

8. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному. Цветы взаимопонимания [Электронный ресурс]. URL: http://lib.icr.su/node/1936 (23 окт. 2014).

9. Шапошникова Л.В. Весть красоты. Рерих С.Н. Стремиться к прекрасному [Электронный ресурс]. URL: http://lib.icr.su/node/1912 (23 окт. 2014).

УДК 294.3

КУЛЬТОВАЯ СИСТЕМА ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСОВ БУРЯТСКИХ ДАЦАНОВ (ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ)

© Д.С. Жамсуева1

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, 670047, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

Рассмотрены культовая система храмовых комплексов бурятских дацанов и религиозные потребности как национальные традиции бурят. Проанализирована специфика религиозных обрядов. Приведены результаты архивных и полевых материалов автора.

Ключевые слова: обрядовая специализация и храмовая обрядность бурятских дацанов; религиозные традиции в культурных практиках современных бурят.

CULT SYSTEM OF BURYAT DATSAN TEMPLES (PAST AND PRESENT) D.S. Zhamsueva

Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS, 6 Sakhyanova St., Ulan-Ude, Republic of Buryatia, 670047, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The paper considers a cult system of the temple complexes of Buryat datsans and religious needs of Buryat national

traditions. It analyzes the features of religious rites and presents author's archival and field data.

Keywords: rite specialization and temple rituals of Buryat datsans; religious traditions in the cult practices of modern Bur-

yats.

Первоначально в бурятских дацанах проводились молебствия двух типов. Первый - рабсал - чтение обрядовых текстов культа наиболее популярных будд и бодхисатв нирванической формы. В рабсалы входили: этигэл - символ веры из трех «драгоценностей» -Будда, Дхарма (учение), Сангха (община монахов); магталы - хвалебные гимны; зальбарилы - молитвенные просьбы и юролы - благопожелания. Молебствия второго типа - хангал, или обряды жертвоприношения гневным хранителям буддийской веры, - сахьюсанам (бур., монг.), срунма (тиб.), дхармапала (инд.). Эти виды богослужения первоначально совершались в одном главном, зачастую в единственном войлочном или деревянном храме. По мере развития культовой системы стали выделяться большие хуралы в собор-

ных храмах и массовые дацанские праздники в честь Будды Шакьямуни, грядущего пятого Будды Майтрейи (Майдари), Цзонкхапы - реформатора ранних форм тибетского буддизма, основателя господствующей церкви желтошапочной секты гелугпа.

В бурятских дацанах на территории республики наибольшее количество малых сумэ было посвящено молебствиям о долголетии и благополучии в этой жизни и будущих перерождениях, спасении душ умерших от плохих перерождений, достижении рая Дэважин. Заупокойные, поминальные обряды по заказам верующих были одновременно молитвами во здравие живых, поскольку в буддизме бытие человека понимается как постоянный кругооборот жизни и смерти.

1Жамсуева Дарима Санжиевна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела философии, культурологии и религиоведения тел.: 89021660749, e-mail: darisan@rambler.ru

Zhamsueva Darima, Candidate of History, Associate Professor, Senior Researcher of the Department of Philosophy, Cultural and Religious Studies, tel.: 89021660749, e-mail: darisan@rambler.ru