Научная статья на тему 'Святитель Николай Мирликийский чудотворец'

Святитель Николай Мирликийский чудотворец Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
святитель Николая Чудотворца / иконопись / иконы / образ святого Николая Мирликийского Чудотворца / Никола Дворищский / Никола Можайский / St. Nicholas / iconography / icons / the image of St. Nicholas the Wonderworker of Myra / Nikola Dvorishchsky / Nikola Mozhaisky

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Дашивец В. К., Каменец А. В.

В данной статье анализируется история создания изображений и икон святителя Николая Чудотворца начиная с IV века. Проанализировано влияние византийской иконописи на русскую, указываются значения облика святителя Николая Чудотворца на иконах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ST. Nicholas of Myra

This article analyzes the history of the creation of images and icons of St. Nicholas since the IV century. The influence of Byzantine iconography on Russian is analyzed, the values of the appearance of St. Nicholas on icons are indicated.

Текст научной работы на тему «Святитель Николай Мирликийский чудотворец»

Дашивец В.К.

Аспирантка 3 курса культурологии, Российский Государственный Социальный Университет, г. Москва.

Каменец А.В.

Научный руководитель, профессор, доктор культурологии.

Святитель Николай Мирликийский чудотворец*

Аннотация. В данной статье анализируется история создания изображений и икон святителя николая Чудотворца начиная с IV века. Проанализировано влияние византийской иконописи на русскую, указываются значения облика святителя николая Чудотворца на иконах.

Ключевые слова: святитель николая Чудотворца, иконопись, иконы, образ святого николая Мирликийского Чудотворца, никола Дворищский, никола Можайский.

Dashivets V.K.

3rd year postgraduate student of cultural studies, Russian State Social University, Moscow.

Kamenets A.V.

Scientific adviser, professor, doctor of cultural studies.

ST. Nicholas of myra

Abstract. This article analyzes the history of the creation of images and icons of St. Nicholas since the IV century. The influence of Byzantine iconography on Russian is analyzed, the values of the appearance of St. Nicholas on icons are indicated.

Key words: St. Nicholas, iconography, icons, the image of St. Nicholas the Wonderworker of Myra, Nikola Dvorishchsky, Nikola Mozhaisky.

В церковном искусстве и иконографии на протяжении уже многих столетий сохраняется образ святителя николая Мирликийского Чудотворца который является узнаваемым всем христианам.

Почитать николая Чудотворца нача-

ли очень давно, еще в период IV — VII веков, однако в то время были распространены гонения на иконопись, в связи с чем писать иконы с изображением николая Чудотворца начали только в X — XI веках. одним из самых древнейших изображений святого является

* © Дашивец В.К., Каменец А.В., 2022. святитель Ииколай Мирликийский чудотворец

Роспись церкви Санта Мария Антиква. Мозаика апсиды собора

Ок. 720 г. Рим Св. Софии в Киеве.

(справа Св. Николай Чудотворец) Ок. 1037 г. Фрагмент.

иконы св. николая писали также и в Византии, и в Древней Руси, в храмах из было принято размещать в алтаре. на многих иконах, мозаиках и фресках того времени можно увидеть Евангелие в левой руке святого, который благословляет правой рукой.

на святом мы видим ризу, поручи, фелонь, под которой видно палицу, и омофор. фрески и мозаики с образом святителя николая существуют в первозданном виде во многих храмах по сей день.

К одним из древнейших образов св. николая относится образ св. николая со спасителем и избранными святыми на полях (кон. X — нач. XI в.). от вышеуказанной мозаики он отличается тем, что жест святителя не благословляющий, а «жест речи».

стоит отметить, что образ святителя николая со временем претерпевал некоторые изменения. Если раньше он изображался строгим благообразным мужем, то затем он стал изображаться

Николай Чудотворец со святыми

на полях (кон. X — нач. XI в.) Монастырь св. Екатерины, Синай

роспись римской церкви санта Мария Антиква.

Лик Свт. Николая. Базилика Свт. Николая в г. Бари

как старец. На образе глава нарочито близко посажены друг с другу, чтобы икона как бы раскрылась смотрящему на нее человеку. Такой подход также использовался и при создании «оплечных» образов святителя Николая.

Представление об облике святителя Николая можно получить, взглянув на базилику св. Николая Чудотворца г. Бари (Италия). Предание гласит, что данная икона была написана при жизни святителя Николая с его портрета. Архиепископ Мир Ликийских Николай является очень почитаемым святым.

Византийская иконография, в определенной мере предопределившая русскую иконографию святителя Николая, дает его изображение в одном ряду с Иоанном Златоустом и Василием Великим. Возможно, причина тому - об-

Житийный цикл Николая Чудотворца XVIII в.

ширная заступническая деятельность и проповеди святого, его известность. на ряде икон по сторонам от святи-

Никола Дворищский (XII в., Новгород)

Св. Николай с избранными святыми (конец XII в., Новгород)

теля находятся Христос и Богоматерь, которые возвращают ему Евангелие и

Фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге (XII в.)

омофор, именуемое в народе «никей-ским чудом». Такие иконы писались с начала XII века.

Примерно в это время в Византии прочно закрепилась традиция изображения на клеймах икон или в виде полноценного иконописного извода, эпизодов из житий святых, в связи с этим на смену статичным изображениям святителя пришли более динамичные.

Богатые люди заказывали написание иконы, после чего дарили ее храмам, полагая, что святитель николай непременно окажет им поддержку. В таких иконах зачастую также отображаются сцены из жития святителя николая Мирликий-ского Чудотворца (изображение чудесного трехчасового «стояния младенца на ножках» во время крещения, рукоположения во епископы, уничтожение храма Артемиды, спасение моряков и др).

на Руси житие святителя николая перевели лишь в XI веке. В житие описываются различные чудеса, связанные с житием св. николая Чудотворца, в том числе и чудо с найденным в горах младен-

цем, держащим в руках икону св. николая, ребенка при этом считали утонувшим в р. Днепр. икона была названа «никола Мокрый» и считалась чудотворной.

однако, в ходе Второй мировой войны икона была утрачена.

следующий чудотворный образ святителя николая связан с новгородом: во время сильной болезни новгородского князя Мстислав ему было видение, что св. николай Чудотворец повелел перевезти его образ, выполненный на круглой доске, из Киева в новгород. Через некоторое время, когда княжеские послы поплыли около острова Липно, они попали в шторм, где увидели приплывшую по волнам указанную круглую икону св. николая и взяли ее с собой.

После чудесного исцеления Мстислава икону было приказано разместить в никольском соборе на Лрославовом дворище, в честь чего ее и назвали «никола Дворищский».

с XV века на Руси известны иконы «николы Можайского», схожие по стилю с деревянными статуями св. николая, которого также считают покровителем города Можайска.

согласно преданию при вражеском набеге на г. Можайск св. николай предстал видением защитникам, как будто он стоял над собором с мечом в руке, защищая город.

Это видение спугнуло врагов и они покинули город, а жителями была изготовлена деревянная скульптура в честь данного события, которая датируется концом XIV века.

иконография подобных статуй полна противоречивых мнений. с одной стороны, традиция ее написания схожа с древнерусскими традициями изображения «николы Зарайского». с другой стороны, некоторые исследователи относят ее к романской стилистике, то есть заимствованной с Запада, так как

Никола Можайский. XIV в.

именно там св. николай изображался воинствующим, держащим меч.

Также бытует мнение о том, что указанный образ изобразили балканские мастера, строившие в XIV веке никольский собор в Можайске.

А.В. Рындина указывает на связь этого образа с преобразованиями, которые проводил митрополит Киприан, касающиеся литургий, а также связь с византийской традицией почитать мощи, о чем свидетельствует базилика в Бари, которую необходимо было размещать над ракой с мощами.

иконография св. николая, который представал как воинствуюший, защи-

Никола Зарайский и ап. Филипп. (XIV в. Новгород)

щавший Русь святой, приобрела особую значимость в XV — XVI веках, при набегах и войнах, которых в то время было очень много. Меч в руках св. николая может быть трактован не только как оружие, но и как «меч духовный, который есть слово Божие», иссекающий грехи.

В то время также во многих храмах можно было увидеть иконы «николы Зарайского», отличительными чертами которых является изображение святителя в полный рост, с распростертыми в стороны руками. Правой рукой св. николай благословляет, а в левой находится Евангелие.

«Повесть о николе Зарайском» гласит о переносе образа в 1225 году из Корсуни в Рязанское княжество, где возникло много чудес. именование иконы связано с трагичной гибелью кн. Епраксии, жены кн. феодора, который погиб при нашествии Батыя.

Княжескую семью похоронили возле иконы николы Корсунского, (впоследствии именуемой Зарайской).

Великорецкая икона Николая Чудотворца (икона из Свято-Серафимовского собора, XVI век)

По многим русским иконам святителя николая можно сделать вывод о том, что не все из них кардинально отличаются друг от друга. они являются привычными и известными людям, которые называли их в зависимости от места, где такая икона была обретена.

Так, когда икону нашли в вятском регионе на берегу реки Великой икону назвали «никола Великорецкий», у калужского села Гостунь икону назвали «никола Гостунский».

В XV веке на Руси появилась «оплечная» икона святителя николая, такой образ произошел от византийского.

Популярность этот образ получил в годы царствования ивана Грозного, который помазывался на царствие в «николин день» и считал, что святитель николай покровительствует ему. В связи с этим царь заказывал писать оплечные образы, они предстают перед смотрящим так, как будто святитель на-

ходится «лицом к лицу» С МОЛЯЩИМСЯ.

Сегодня иконы святителя Николая также имеются практически в каждом доме, так как люди веруют в этого святого, считают его заступником, которому была дарована великая Божия благодать, с помощью которой он сотворил много чудес, направленных на помощь людям и спасшим их.

Святитель Николай является одним из самых почитаемых в России святым, который отличается своей эмоциональностью, милосердием и добротой.

Николаю Чудотворцу молятся все без исключения, так как знают, что он действительно может сотворить настоящее чудо и даровать благополучие всем молящимся ему христианам.

Иконы, которые в настоящее время мы видим в храмах, безусловно, отличаются от древних икон, являются более проработанными, но они также являются массивными, выполненными на дереве маслом или темперой, иногда иконы являются даже резными.

В церкви иконы как правило находятся в окладах из меди или серебра, а дома люди больше используют обычные купленные в церкви иконы. Молиться можно, используя различные иконы, а разместить их лучше всего в Красном углу, как делали люди в старину, или повесить на стене или над дверью.

References

[1] Antonova V.I. Moscow icon of the beginning of the

XIV century from Kyiv and "The Tale of Nicholas of Zaraisk". TODRL. Vol. 13. M.-L., 1957.

[2] Bespalov R.A. The cult of St. Nicholas the Wonderworker in the upper reaches of the Oka River and the Battle of Belev in 1437 // Vestnik "Alli-ance-Archeo". 2017. P. 3-38.

[3] Klyukanova O.V. Carved image of Nicholas the Wonderworker ("Mozhaisky") from the collection of the Russian Museum // VSDRI. 2019. № 2. Р. 128-130.

[4] Ryndina A.V. Bari motifs in the interpretation of

the image of St. Nicholas the Wonderworker in Russia // Art History. 2/02. M.: 2002. Р. 117-133.

Св. Николай Чудотворец (оплечный) (XIX в.)

[5] Ryndina A.V. Fundamentals of the typology of Russian wooden sculpture "Nikola Mozhaisky". Icon and holy relics // Art of the Christian world. M.: Publishing House of the Orthodox St. Tikhon Theological Institute, 2002. Issue. 6. Р. 99-114.

[6] Saint Nicholas the Wonderworker. Life, transfer of relics, miracles, glory in Russia. Moscow: Bla-govest, 2010. 448 p.

Список литературы

[1] Антонова В.И. Московская икона начала XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском». ТОДРЛ. Т. 13. М.-Л., 1957.

[2] Беспалов Р.А. Культ Николы Чудотворца в верховьях реки Оки и Белевская битва 1437 года // Вестник «Альянс-Архео». 2017. С. 3-38.

[3] Клюканова О.В. Резное изображение Николая Чудотворца («Можайского») из собрания Русского музея // ВСДРИ. 2019. № 2. С. 128-130.

[4] Рындина А.В. Барийские мотивы в интерпретации образа Николы Чудотворца в России // Искусствознание. 2/02. M.: 2002. С. 117-133.

[5] Рындина А.В. основы типологии русской деревянной скульптуры «Никола Можайский». Икона и святые мощи // Искусство христианского мира. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2002. Вып. 6. С. 99-114.

[6] Святитель Николай Чудотворец. Житие, перенесение мощей, чудеса, слава в России. М.: Благовест, 2010. 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.