КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 008 (091)
Е. А. Ермолин
Ментальное урочище: культ Николая Мирликийского в России
Культ святителя Николая Мирликийского, Николы Чудотворца, оригинально сложился в «русской памяти», став важнейшим русским ментальным урочищем. По не имеющему аналогов в христианском мире масштабу экстраординарного почитания св. Николай в России приравнен к Богоматери и Христу. В России сложилась уникальная культурная среда присутствия св. Николая, возник огромный архипелаг разнообразных локальных урочищ, связанных с ним. В статье исследуется духовная топография никольского урочища памяти.
Ключевые слова: ментальный конструкт «русской памяти», культ святителя Николая Мирликийского, Николы Чудотворца; топография урочища памяти.
CULTURAL SCIENCE
E. A. Ermolin
Mental memorial: the cult of Saint Nicholas in Russia
The cult of Saint Nikolaos of Myra, Nikolaos the Wonderworker, originally formed in the "Russian memory", became the most important mental memorial in Russia. The extraordinary veneration of St. Nicholas in Russia has no analogues in the Christian world and is equal to the worship of the Mother of God and Jesus Christ. Russia has a unique cultural environment of St. Nicholas's presence and an immense archipelago of different local memory places connected with him has appeared. The article studies the spiritual topography of Nicholas's mental memorials.
Key words: mental construct of the "Russian memory", the cult of St. Nikolaos of Myra, Nikolaos the Wonderworker, topography of the mental memorials.
В рамках концепции мест памяти (lieux de memoire) - артефактов, призванных задавать структуру нашего миропонимания и обеспечивать преемственность самоосознания - в фокусе внимания историка культуры оказываются памятники, идеи, феномены культуры, играющие важную роль в формировании социокультурной идентичности. Место памяти - значимое единство материального или идеального порядка, которое воля людей или работа времени превратили в символический элемент наследия, включили в ядро памяти общности. Одним из таких мест памяти в России является культ святителя Николая Мирликийского, который в рамках нашего исследования осмыслен как ментальный конструкт,
сложившийся в «русской памяти», ставший русским ментальным урочищем.
Источники о культе св. Николая в России разнообразны. Это свидетельства иконописи, хра-мозодчества, посвящения престолов. В устной традиции легендарно-фольклорного характера запечатлены свидетельства о явлениях, чудесах, знамениях и прочих событиях, в которых, так или иначе, проявил себя св. Николай. Насчитывают и около 40 различных произведений, связанных с ним в древнерусской книжности, в том числе несколько его житий. Имеются и разнообразные записи более современных свидетельств.
Для ученых остаются неясными некоторые основные вопросы, связанные с реконструкцией исторических обстоятельств. Дискутировали об од-
© Ермолин Е. А., 2015
ноименных исторических персонажах, воспоминания о которых соединились в единый мифообраз св. Николая, о времени их жизни, моменте переноса мощей из малоазиатских Мир Ликийских в южноитальянский Бари (1087 или 1097 г.)... Однако научные споры не влияют на почитание св. Николая, как, впрочем, и некоторые аспекты житийного портрета личности (напр., рождение в Патарах, явление императору Константину в Константинополе).
В России сложилась уникальная культурная среда присутствия св. Николая, возник огромный архипелаг разнообразных локальных урочищ, связанных с ним. К нему постоянно обращаются во время храмовой службы с молитвой - лаконичным призывом, как к молитвеннику-посреднику: «Святителю, отче Николае, моли Бога о нас!». Положена ему и особая служба по четвергам и каждую неделю, наряду с апостолами. Многократно отмечено присутствие и его имени, и посвященных ему храмов, и его икон, а иногда, в легендарном плане, и его самого. Св. Николай прославлен знамениями в храмах и вне храмов по молитве к нему, с ним связано множество чудес, знамений и исцелений от его изображений.
Русская традиция возлагает на св. Николая разнообразнейшие заботы. Принято считать, что в народном представлении о нем наиболее полно выразилась вочеловеченная идея святости как таковой (П. Флоренский). По не имеющему аналогов в христианском мире масштабу экстраординарного почитания св. Николай в России приравнен к Богородице и Христу. Это «русский бог». Как отмечено исследователями, Николай в русских народных представлениях иной раз даже подменяет Бога. В простом народе его исповедовали, вопреки предостережениям духовенства, как бога и включали в состав Троицы. В народных верованиях он единственный после Богоматери удостоен быть рядом с Богом, иногда в нем видят привратника рая, начальника рая, водителя душ в загробном мире (и кладут покойному в руку письмо к нему), считают, что Бог дал ему в услуженье триста ангелов.
Путешественник Александр Гуагнин Веронский в XVI в. замечал, что русские, почитая св. Николая, едва не воздают ему божеского поклонения. Иностранный путешественник говорил, что у русских св. Николай считается патроном их отечества, русский люд даже верит, будто св. Николай мог бы быть Богом, но не захотел этой чести. По свидетельству Г. Давида (XVII в.), русские верят, будто «когда Бог умрет, его место
займет или св. Николай, или царь» [4, с. 194; 3, с. 60-62].
По словам агиографа М. Гаврилова, «святитель Николай был идеальный епископ, идеальный апостольский преемник. (...) В церковном сознании св. Николай Угодник представляет в своем лице всех истинных епископов, которые когда-либо жили на земле» [2, с. 11]. Св. Николай - опора церкви, строитель, пастырь, блюститель и управитель. Предание усваивает ему «заушение» (подзатыльник) лжеучителю Арию на Первом Вселенском соборе.
Есть доминанта мифообраза, которая определяет отбор и интерпретацию фактов и легенд. У св. Николая эта доминанта очень богата. Базисная основа представлений о св. Николае -праведная жизнь, неустанное творение добра, неизменная готовность прийти на помощь бедным, страдающим и гибнущим, покровительство властителям, мудрость, вечная готовность встать на битву за истину против ересей и всякой лжи.
Святой становится распорядителем едва ли не всех земных дел и забот, доверенных ему Богом. Но в историях из жития, а также в апокрифах можно усмотреть и специализации святителя. Во-первых, св. Николай воспринимается как воплощенная Помощь, олицетворенная в одном человеке. Он - скорый помощник и заступник простого человека в самых обыденных житейских делах. Он подбрасывает «узельцы» с золотом на приданое юным девам, обреченных отцом на поругание ввиду крайней нужды. Он покупает у многодетного бедняка за хорошие деньги драный ковер - последнюю ценную вещь в его хозяйстве, а вернувшись домой, бедняк находит ковер на прежнем месте, в лике на иконе Николая Чудотворца узнав покупателя. И поныне, согласно верованиям, он повседневно сходит на землю с небесных высот для помощи людям, каждому чающему участия и поддержки. Возможности его огромны; он помогает в безвыходных ситуациях и способен, согласно народной вере, даже воскрешать мертвых.
Это главное, что было воспринято русской христианской традицией в преданиях о личности св. Николая. Нет святого доступнее и проще его. В народной сказке св. Касьян не захотел марать свои ризы и прошел мимо повозки крестьянина, увязшей в грязи, а Николай измазался, помогая в этой беде, - за что получил два праздника в году: Никола Вешний (Весенний, Теплый, Травный) -9/22 мая, установлен в честь перемещения мощей святого из Мир Ликийских в Бар, и Никола Зим-
ний (Холодный) - 6/19 декабря, собственно день памяти святого. (Касьян же удостоился только одного в четыре года, 29 февраля.) У старообрядцев отмечается еще и 29 июля - рождество Николы Мирликийского.
Отношения между св. Николаем и человеком основаны на взаимной любви и взаимном служении. Нет оснований видеть в этих отношениях намека на сделку; они строятся по логике взаимных даров. Эта логика выражена в жанре молитвы и в содержании молитвенного обращения к св. Николаю. Пространное обращение к св. Николаю исполнено уверенности в его помощи и включает обозрение его необычайных возможностей и более развернутую просьбу о посредничестве между человеком и Богом. То в прикладном, то в афористическом выражении представления о св. Николае выражены и в пословицах: «Попроси Николу, и он скажет Спасу», «Нет на нас поборника супротив Николы», «Всем богам по сапогам, а Николе боле, что ходит боле».
Почитание св. Николая распространяется в Киевской Руси с XI в. Но первое свидетельство о культе Николы на Руси относится к еще более ранним временам. Летопись связывает св. Николая с именем киевского князя Аскольда, бывшего, может быть, на Руси одним из первых христиан. «Повесть временных лет» под 882 г. сообщает, что на могиле Аскольда была поставлена церковь св. Николы. Существует предположение, что имя Николая было христианским именем Аскольда.
Значительным центром культа был Господин Великий Новгород. Почитание икон св. Николая фиксируется здесь в начале XII в. Называют несколько знаменитых новгородских икон св. Николая. Одна из них - круглая, явившаяся, по легенде, на воде Ильмень-озера в 1113 г. Ее необыкновенная форма, как предполагается, воспроизводила форму византийских икон - эмалевых или керамических. Она исцелила князя Мстислава, в ее честь была построена Никольская церковь на новгородском Ярославовом Дворище. Еще одна икона - середины XIII в. - из Духова монастыря: один из лучших русских образов святителя. Старинная надпись сообщала, что икона привезена в 1500 году «из Диких полей» (то есть из южнорусских степей). Размах почитания выразился в огромном количестве Никольских церквей и приделов в Новгороде, в монастырях Новгородской земли, Никольских погостов в ее пятинах.
В Новгороде появилась и одна из самых известных русских легенд, героем которой является св. Николай. «Седатыий старичок» в новгородском былинном эпосе вызволяет Садко из плена у морского царя, взяв обещанье построить взамен соборную церковь. Садко во время плавания не платил дань царю Водянику, и тот наслал бурю на корабли. Садко начал одаривать море бочками серебра и золота, но это не помогло, и тогда он бросил жребий для выбора умилостивительной жертвы. Жребий пал на самого Садко. Он велел спустить на воду дощечку дубовую, сел на нее, взяв с собой гусли и образ Николы, - «и будто в сон заснул». Очнувшись на дне моря, Садко начинает играть на гуслях, заставляя морского царя плясать; от этого на море поднялась буря, и к Садко явился св. Николай, просивший порвать струны, чтобы не губить христианские души. По его совету Садко из девушек, предложенных ему в жены морским царем, выбрал последнюю - Чернаву - и оказался в земном мире, на берегу реки Чернавы. Вернувшись в Новгород, Садко выстроил на берегу Волхова обыденную церковь в честь св. Николая в посвященный ему день года, на Николу Зимнего. (По археологическим данным, такая церковь -постройка Х-Х! вв., ориентированная по азимуту 6 декабря ст. ст., - действительно существовала.)
Преемником Новгорода в этом отношении стал в XVII в. Ярославль. Здесь также появилось много храмов на посаде, посвященных Николаю Чудотворцу (Николы Надеина, Николы Мокрого, Николы в Меленках, Николы Рубленый город, Николы Пенского и др.).
Развивался культ св. Николая и в Москве. Здесь уже до XVI в. сложилось несколько никольских урочищ. Таковы монастырь св. Николы Старого в Китай-городе, Николо-Угрешский монастырь, церковь св. Николы Льняного в Кремле. В Москве пишутся и в Москву перевозятся иконы св. Николая. Очевидно, инициатива власти совпадала с распространением культа в народной среде. По Русской земле появились монастыри св. Николая: Рыльский, Черноостровский, Мало-ярославецкий, Валуйский, Святогорский Харьковский, Одрин Карачевский, Дудин Нижегородский, Бабаевский Костромской, Антониев-Ве-сьегонский, Тихонов-Лухский, Тихвинский-Бе-седный, Коряжемский, Корельский и др.
Качества помощника, заступника и покровителя акцентируют иконописные изображения св. Николая. Он предстает старцем с высоким лбом, лучистыми глазами, добрым и внимательным
взглядом. Это образ мудрого и заботливого, проницательного и милосердного духовного пастыря, учителя веры. Иногда в иконописании Николай - мрачный аскет, иногда - ласковый и уютный старичок-домовичок.
В русской иконописи св. Николай часто изображался в рост с разведенными руками, благословляющим и держащим в левой руке Евангелие (иконографический тип «Никола Зарайский»). Образ Николы Зарайского известен с XIII в. По преданию, икона находилась в греческой Корсу-ни, пока Николай Угодник не явился во сне священнику Евстафию, повелев ему нести образ в рязанские земли. Евстафий сел на корабль и добрался до Варяжского моря, до немецких земель; посуху дошел до Новгорода, а от него - до Рязани. Это чудо принесения иконы из Корсуни в рязанский город Зарайск произошло 11 августа 1225 г. Характерен образ, написанный Дионисием в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря в 1502-1503 гг. Со свода он благословляет молящихся, широко распахнув руки.
Особая связь у св. Николая и с подмосковным городом Можайском - Домом св. Николая. Согласно преданию, во время осады города неприятелем после молитвы жителей в соборе св. Николая последовало его чудесное видение над храмом с мечом в одной руке и храмом (или городом) в другой, в знамение того, что он защитит свой город и свой храм. Враг в ужасе бежал. Можайцы устроили образ святителя в том виде, каком он им явился. Воин-защитник города держит в деснице «подъятый меч, а в другой руке - град камен с церковью». В русской иконописи это второй из двух основных иконографических типов Николая Мирликийского. По заказу московского митрополита Петра в XIV в. был создан скульптурный образ святого из дерева. Только св. Николая православная церковь разрешает изображать не на писаной иконе, а в объеме. Образ был признан чудотворным. Однажды, во время пожара, этот образ «бежал от огня», но на полпути его догнали и снова отнесли на прежнее место.
Св. Николай легко связывался с государственными и военными заботами. Его воспринимали покровителем народа и государства, ратного дела, национальным святым, защитником отечества. Резная икона Николая Можайского почиталась именно в этом аспекте. Во времена войн Москвы с Литвой и Польшей Можайск служил местом сбора войск. Воины молились о спасении св. Николаю. Оставшиеся в живых расходились и прославляли святого в разных пределах Руси.
В этом качестве св. Николай в народном сознании сближался с Михаилом Архангелом. В одной из былин об Илье Муромце говорится, что богатырь нашел казну неисчетную и решил построить на нее церкви: «Первую церковь Спасу Свет-Милостивому, / А другую церковь Николы Можайскому, / А третью церковь Георгию храброму» [3]. Экстраординарным событием, согласно «Истории Сибирской» Семена Ремезова (XVII в.), сопровождался сибирский поход Ермака: на Тоболе казаки пошли вперед «по явлению святителя Николая Чудотворца».
Есть в культе св. Николая особые акценты, определяющие сферы, где покровительство святого наиболее эффективно. В духовном стихе милости Николая описываются так: «В бедах и напастях ты, свет, сохраняешь, / По морю плаваешь, свет, врагов прогоняешь, / В лесу заблу-дящиих на путь наставляешь. / Во тюрьмы сидящих всегда посещаешь, / В болезни лежащих ты, свет, исцеляешь».
Здесь отмечена, в частности, функция спасения на водах, приписанная св. Николаю в соответствии с житийной легендой об укрощении им бурь на море. На этом основании в храмовых песнопениях св. Николай величается спутником путешествующих и на море сущим правителем. «...раб Господень, - говорится в Минеях, - морю и ветрам повелеваше и послушливы ему бываху» [цит. по 3]. Ему полагалась особая молитва об охранении на водах. В числе чудес св. Николая есть и чудо, «бывшее в Кыеве месте, в церкви св. Софии», когда он сохранил утопшее дитя живым. О новгородских былинах уже шла речь. На Русском Севере Никола Чудотворец считался покровителем поморов, выходивших на лов рыбы в моря, его почитали как «второго» Иисуса Христа. Об этом почитании напоминает пословица «От Холмогора до Колы тридцать три Николы». Мореходы имели икону Угодника и в случае опасности выносили ее на палубу, моля его об избавлении от кораблекрушения и бури. Миссия спасения на водах актуальна и для современного почитания св. Николая. Записано немало историй о чудесном спасении утопающих, в последний момент обратившихся за помощью к святому. Путешественник Федор Конюхов, несколько раз обогнувший планету на яхте, в критические минуты в своих одиноких морских плаваниях, по его словам, молился и с ним «был всегда рядом Николай Угодник».
Покровительствует св. Николай и путешественникам вообще, паломникам, купцам. Харак-
терно, что посвященные ему храмы ставились на торговых площадях и на берегах рек. Св. Николай оказывает помощь, наставляет также в духовном странствии. Об этом - история костромского святого Тимона, строителя Никольской Надеевской пустыни (XIX в.). Впервые в пустыни - месте будущих иноческих трудов - Тимон появился, двигаясь паломником в Соловки. Он решил по возвращении из паломничества переселиться сюда для уединенного жительства, и в этой решимости его укрепило чудесное явление св. Николая, который, по свидетельству Тимона, сказал ему: «Иди в мою древнюю Надееву пустынь, там ты обрящешь себе вечное спасение, и по смерти многотрудное тело твое там получит упокоение» [цит. по 3]. (Никольская Надеев-ская пустынь была, согласно преданию, основана в 1239 г. среди дремучих лесов, на месте явления чудотворной иконы св. Николая.)
Другой адресат покровительства св. Николая -раскаявшиеся грешники, и в частности, - узники, заключенные. Очевидно, основанием для этого стало исповедничество св. Николая при Диоклетиане (во время гонений на христиан Николай оказался в заточении, откуда вышел с воцарением императора Константина). Уже и в нашем веке в России часто храмы на территории тюрем и колоний посвящаются св. Николаю.
Еще один аспект культа - вера в покровительство св. Николая земледелию и скотоводству. Земледельцы молились св. Николаю об урожае, о большом приплоде скота и всеобщем благополучии, полагая, что в свои праздники он спускается с небесных полей и шествует по Руси, обходя ее из конца в конец, а от него бегут прочь все духи тьмы, и сама земля очищается от всего нечистого. Ко дню 6 декабря в честь св. Николая приурочены были братчины, общинные пиры, они получили название Никольщин: «На Нико-лин день зови друга, зови врага - оба будут друзья». Собирались в церковь, служили св. Николаю молебны, ставили сообща этому угоднику большую свечу и затем заключали свои собрания угощениями и весельем. С Николина дня во многих местах традиционно начиналось сватовство; служили молебны те, кто задумал жениться сам или женить детей. Молодежь с Николы начинала готовиться к святочным посиделкам, шить наряды, мастерить маски для ряжения и т. д.; в том числе, готовились и костюмы для ряженых Николой и другими святыми.
Легендарная любовь св. Николая к маленьким детям и к дарению подарков, а также, вероятно,
близость дня св. Николая к Рождеству и новому году явились основанием для того, чтобы связать представления о Николае с рубежным моментом года. Николай Чудотворец во многих христианских странах предстал Дедом Морозом, Санта Клаусом, живущим в Лапландии. Впрочем, в России это тождество осознается неуверенно.
Можно отметить также такую сферу деятельности св. Николая, как борьба за чистоту веры. Николай выступает и покровителем межконфессиональных контактов.
В сельскохозяйственном быту день святителя Николая служил сроком для разного рода сделок, платежей и других хозяйственных договоров. К празднику Николы Зимнего приурочивалась распродажа лишнего хлеба, отчего в народе говорили: «Цены на хлеб строит Никольский торг», «Никольский обоз для боярской казны - дороже золота». С днем св. Николая связывали приметы о погоде и состоянии зимы: «Что Михайла Архангел закует, то Никола раскует»; «Варвара заварит, Савва засалит, а Никола закует»; «Варвара мосты мостит, Савва гвозди вострит, а Никола прибивает»; «Варвара постелет, Савва погладит, а Николай стукнет»; «Никола загвоздит, что Егорий намостит»; «Хвали зиму после Нико-лина дня»; «Первые морозы Никольские»; «Перед Николой иней - овсы хороши будут»; «Иней на Николу - к урожаю»; «Какой день на Николу зимнего, такой и на Николу летнего (весеннего)»; «Коли на Николин день след заметает, дороге не стоять».
Многие выражения культа св. Николая свидетельствуют о замещении им в народном сознании архаического языческого Велеса, «скотьего бога», хозяина земного мира с его богатствами и именьями, распорядителя человеческих жизней. На это указывают обряды и поверья. Св. Николай, как и языческий Велес, считался покровителем земледелия и плодородия, а также был связан с миром мертвых. Кроме того, и Велес, и Николай были связаны с водной стихией и считались хозяевами земных вод. По суждению С. С. Аверинцева, культ св. Николая на Руси был «низовым, плебейским, сливаясь на периферии с реликтами языческих медвежьих культов» [1, Т. 2, с. 218]. Иногда Никола наделялся демоническими чертами, например, хромотой или кривизной. В поверьях св. Николай отождествлялся, по-видимому, с водяным (морским царем); мореходы, молившиеся св. Николаю о защите от бури и потопления, порой приносили ему жертвы как языческому божеству. На Онежском озере в день
Николы Мокрого (Николы Зимнего) старики делали из соломы чучело и в старой лодке отправляли по озеру, прося Николу Морского принять чучело-жертву для озера. Сам размах земной деятельности св. Николая функционально уподобляет его языческому Велесу.
Однако св. Николай в своей деятельности руководствуется не произволом, а христианскими правилами благочестия и милосердия. Показательно, что в народных верованиях Николай противопоставлен Илье-пророку как страшному и грозному небесному громовику. Существовали народные рассказы о соперничестве св. Николая и св. Ильи. Но традиционный языческий миф о поединке небесного и земного богов, Перуна и Велеса, получает новую интерпретацию, причем «наследник» Велеса обретает теперь иную значимость, оказывается милостивым покровителем. В частности, молнии, низвергающиеся с небес, считались проявлением гнева Ильи, и при тушении пожара, возникшего от такой молнии, вставали лицом к огню с иконой св. Николая; тот же способ применяли и для того, чтобы унять град. Таким образом переходит из потенциального в актуальный план преемственность св. Николая по отношению к Велесу, полновластному языческому властителю земного мира.
С другой стороны, Николай, по верованиям, может быть мстительным по отношению к тем, кто не почитает его образа. Николай наказывает кощунников и еретиков. Типичная история сообщена монахиней Марией из Хельсинки. Одна женщина стирала в праздник св. Николая. Ее дед умолял прекратить стирку, предупреждая, что Николай может ее наказать; она же отвечала: «Ничего не будет!» Но вскоре у женщины пропал ребенок, и нашли его утонувшим в яме, куда сливали помои и воду после стирки. Вот что бывает тем, кто не чтет праздники святителя1.
Возникает и представление о взаимоотражении духовных качеств. Св. Николай в представлениях о нем обнаружил большое сходство с некоторыми идеальными чертами русского человека, как они определялись народным сознанием. Утверждалось, что открытое заявление Николая
Чудотворца в защиту угнетаемой невинности, решительное и смелое заступничество за неправедно осуждаемых и гонимых, каким он отличался во время своей жизни, особенно идут характеру русской натуры.
Библиографический список
1. Аверинцев, С. С. Николай [Текст] / С. С. Аверинцев // Мифы народов мира. - Т. 2. -М., 1992.
2. Гаврилов, М. Н. Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. Жизнь, труды, подвиги и чудеса, в связи со значением и смыслом его церковного почитания [Текст] / М. Н. Гаврилов. -Bruxelles, 1987.
3. Федотов, Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам) [Текст] / Г. П. Федотов. - М., 1991.
4. Успенский, Б. А. Избранные труды [Текст] / Б. А. Успенский. - Т. 1. - М., 1994.
Bibliograficheskij spisok (in Russ)
1. Averincev, S. S. Nikolaj [Tekst] / S. S. Averincev // Mify narodov mira. - T. 2. - M., 1992.
2. Gavrilov, M. N. Svjatitel' Nikolaj Mir Likijskih chudotvorec. Zhizn', trudy, podvigi i chudesa, v svjazi so znacheniem i smyslom ego cerkovnogo pochitanija [Tekst] / M. N. Gavrilov. -Bruxelles, 1987.
3. Fedotov, G. P. Stihi duhovnye (Russkaja narodnaja vera po duhovnym stiham) [Tekst] / G. P. Fedotov. - M., 1991.
4. Uspenskij, B. A. Izbrannye trudy [Tekst] / B. A. Uspenskij. - T. 1. - M., 1994.
Дата поступления статьи в редакцию: 17.09.2015 Дата принятия статьи к печати: 12.11.2015
1 (История взята из газеты во славу Святителя Николая Чудотворца «Правило Веры». - URL: http://www.piter.orthodoxy.ru/).