удК 230.1
-х.—^с-®-2^—ф-^с-©-2^—
святитель григорий нисский и его взгляд на христианскую эсхатологию
№ 1, 2019 (6)
Иерей Алексей Игоревич Лупсяков, магистрант Омской Духовной Семинарии Омской епархии Русской Православной Церкви
Аннотация: В данной статье рассматриваются взгляды одного из величайших христианских богословов святителя Григория Нисского на христианскую эсхатологию. В своих воззрениях святитель, по сути, продолжает традицию трактовки эсхатологического учения в христианстве, заложенную философом и богословом Оригеном.
Ключевые слова: Святитель Григорий Нисский, христианская эсхатология
st. gregory of nyssa and his view on christian eschatology
Priest Alexey Lupsyakov, Master student of the Omsk Theological Seminary of the Omsk Diocese of the Russian Orthodox Church, Omsk
Annotation. The article discusses the views of one of the greatest Christian theologians St. Gregory of Nyssa on Christian eschatology. In his views St. Gregory, in essence, continues the tradition of interpreting Christian eschatological teaching, founded by the philosopher and theologian origen. Keywords. St. Gregory of Nyssa, Christian eschatology
n
I вятитель Григорий Нисский, христианский богослов, философ, Отец Церкви, 1"М"один из величайших представителей раннехристианской патристики, ро-ff дился около 335 г. в Кесарии Каппадокийской. Первоначальное образование будущий Учитель Церкви получил в языческой школе. Впоследствии образование Григория было существенно дополнено занятиями с родным братом Василием, известным в христианском мире как Василий Великий.
Знакомство с богословием Александрийской школы, в частности, со взглядами Филона Александрийского и Оригена, пробудили у Григория интерес к философии. Впоследствии Григорий Нисский прославился как один из защитников богословских и философских взглядов Оригена.
После получения образования серьезным шагом в жизни Григория была женитьба. Однако смерть его супруги сподвигла молодого христианина оставить мирскую суету и уйти в понтийский монастырь, основанный его братом Василием.
Спустя какое-то время Василий Великий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской. Во второй половине IV в. в этом регионе активно распространялось арианство, и новоиспеченный владыка вел активную борьбу с этой опасной ересью. В ней
Иерей Алексей Игоревич Лупсяков «Святитель Григорий Нисский и его взгляд на христианскую эсхатологию»
Василий Великий опирался на верных ему епископов, не дававших на подвластных им территориях распространяться арианству. Одним из таких верных епископов и стал Григорий, возглавивший около 372 г. кафедру Ниссы.
Однако спокойной жизни не предвиделось. Со стороны ариан начались бесконечные нападки на Григория: будь то обвинения в растрате церковных денег или сомнения в законности хиротонии Владыки1. В итоге Григорий был подвергнут аресту. Под конвоем его отправили в Анкиру (совр. Анкара - столица Турции), но Григорий сумел бежать. Последующие три года он скитался и лишь в 378 г., после смерти импе-ратора-арианина Валента, смог вернуться в Ниссу.
Через год Григория настиг удар - умер его брат, святитель Василий Великий. Продолжая дело своего брата, Григорий написал один из крупнейших трудов против арианства, состоящий из 12 книг.
В этом же году Григорий Нисский принял участие в работе Собора в Антиохии, на котором была осуждена мелетианская ересь.
Без особого желания, а по просьбе и настоянию клира Григорий стал митрополитом Севастийским и отправился в Палестину и Аравию бороться с различными лжеучениями и ересями.
В 381 г. Григорий Нисский участвовал в заседаниях Второго Вселенского Собора. В результате он получил признание как авторитетного богослова и проповедника в Константинополе.
После Второго Вселенского Собора Григорий Нисский посетил Святую Землю. Иерусалим произвел на Григория Нисского удручающее и отталкивающее впечатление. Это отразилось на его дальнейшем негативном отношении к паломничествам во Святую Землю 2.
О последних годах жизни Святителя почти ничего неизвестно. В 394 г. Григорий Нисский присутствовал на соборе в Константинополе, созванном по делу о споре двух аравийских епископов. Это упоминание о святителе Григории является послед-ним3.
Переходя к воззрениям Святителя на христианскую эсхатологию, необходимо для начала обратиться к самому термину «эсхатология». Слово «эсхатология» образовано от двух греческих слов «эсхтос» и «логос», что можно перевести как «последний, конечный» и «слово, знание». В христианстве эсхатология - это система религиозных взглядов и представлений о конце света и Втором Пришествии Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.
В ранний период развития церковного учения сразу несколько богословов предложили свое видение христианской эсхатологии. В данной работе мы обратимся к эсхатологическим воззрениям святителя Григория Нисского.
Как уже говорилось выше, Григорий Нисский являлся сторонником взглядов Оригена. Данное обстоятельство наложило свой отпечаток и на эсхатологические взгляды святителя. Он утверждал вслед за Оригеном, что конец света приведет к вос-
1Димитрий Ростовский, свт. Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского. Электронная версия. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/37 (дата обращения 12.10.2018)
2См. напр., Попов И.В. Григорий Нисский. Электронная версия. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/ Grigorij_Nisskij/popov-grigorij-nisskij/(дата обращения 12.10.2018)
3Скурат К.Е. Патрология. Период посленикейский (IV в. - первая половина V в.). Электронная версия. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2273 (дата обращения 3.09.2018)
2019 (6)
становлению всего тварного мира в состояние первобытной чистоты и святости, т.е. мир вернется к тому состоянию, в котором он пребывал до появления в нем людей. Это утверждение есть центральный пункт в эсхатологии святителя Григория - всеобщее спасение и восстановление всего в первобытном состоянии4.
Бог есть источник блага и бытия, а зло - это небытие, поэтому оно рассматривается свт. Григорием как несамостоятельная сущность. Вследствие этого, несмотря на наличие зла в мире, все люди в итоге обратятся к Богу.
Средствами очищения человека служат смерть и последующие страдания. Согласно учению Григория Нисского, смерть есть благо. Ее не нужно бояться, ее нужно смиренно ждать. Она освобождает человека от плоти. Именно с последней и связаны все проявления греховности человека, который страдает лишь потому, что утерял свою духовную сущность.
Согласно взглядам свят. Григория, конец света традиционно разделит людей на праведников и грешников. Первые вкусят райского блаженства, вторые, больше стремившиеся к благам материальным, нежели духовным, будут испытывать угрызения совести.
В работе «О младенцах, преждевременно похищенных смертью» святитель особо отмечал, что дети, принявшие смерть еще до того, как успели сделаться добродетельными или же впасть в грех, находятся некоторое время в безразличном состоянии, а затем, нравственно совершенствуясь, встают на путь добра и блаженства5.
Христианство учит, что с Воскресением Иисуса Христа смерть будет побеждена, но по утверждению свт. Григория, смерти не прекратятся. Да, со Вторым Пришествием все люди воскреснут, но люди как умирали, умирают, так и будут умирать даже после Его Пришествия. Это будет продолжаться до тех пор, пока не завершится так называемый круг чувственного времени.
В своем учении святитель Григорий различает душу и тело. Для него это две разные субстанции. Душа дает телу жизненную силу, а смерть делает такое сообщение более невозможным. Ибо душа отделяется от тела и на этом их внутренняя связь прекращается.
Интересно, что оставленное душой тело впоследствии разлагается на составные части, и ни одна часть его не уничтожается, не исчезает навсегда, а остается в этом мире, возвращаясь в ту стихию, откуда была когда-то взята Богом.
Тело разлагается, а что происходит с душой? В процессе смерти душа не затрагивается и не разлагается. Она бессмертна и вечна. После смерти меняется только ее образ существования.
Когда произойдет всеобщее воскресение, душа обязательно соединится со своим телом. При этом, как отмечается в учении Григория Нисского, тело восстановится в своей первобытной красоте. И это будет касаться всего человечества.
4Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. Электронная версия. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Viktor/dogmaticheskaja-sistema-svjatogo-grigorija-nisskogo/(дата обращения 3.09.2018)
5См. Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. Электронная версия. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Viktor/dogmaticheskaja-sistema-svjatogo-grigorija-nisskogo/(дата обращения 3.09.2018)
Иерей алексей Игоревич Лупсяков «Святитель Григорий Нисский и его взгляд на христианскую эсхатологию»
После воскресения состоится и обновление человечества. Оно воскреснет, свободное от страсти и порока, воскреснет освобожденным от зла и жизни во зле. Это будет прямая дорога в бессмертие, преображение в нетление. Воскреснет все здоровым и красивым и не будет ничего, связанного с болезнью и уродством.
Святитель Григорий утверждал, что в воскресении все примут один вид: «все сделаемся одним телом Христовым, принявши один образ и вид, так как во всех равно будет сиять свет Божественного образа»6 и «особенный облик будет сообщать каждому не стихии, но особенности порока и добродетели»7.
За воскресением последует Суд Божий, на который снова явится Его Сын. Этот Суд будет всеобщим. «Пробудившись в воскресении, каждый явится на суд с полным сознанием и заслуг, и вины. На суде, как в точном зеркале, все отобразится. Суд будет всеобщим, пред царским престолом Сына соберется и предстанет весь род человеческий, от первой твари до всей полноты приведенных в бытие... И с ним приведен будет на суд и диавол с ангелами своими. Откроется последний обман, и явится единый действительный Царь, Которого признают и воспоют и побежденные, и победители»8.
Григорий Нисский в своем эсхатологическом учении допускал двойство состояний после Суда Божия - блаженства и муки9. Если с участью праведников все более-менее понятно, то что же ждет грешников? По отношению к ним Бог по воскресении примет средства врачевания и подвергнет их наказанию адским огнем. Однако это будет не наказание, но очистительное врачевание. Эта же участь будет ждать дьявола и его последователей. В конечном итоге все существа, включая дьявола, очистятся и обратятся к Богу. Произойдет полное уничтожение греха. Зло будет побеждено.
Таким образом, Григорий Нисский в своем эсхатологическом учении утверждает, что смерть - величайшее благо. Человек умирает, а его тело, разлагаясь, теряет все, что когда-то в него было привнесено - тленность и греховность. После Суда Божия душа грешника возжелает врачевания, и тем самым произойдет ее очищение. Все грешники через катарсис возвратятся к общению с Богом, и таким образом, произойдет всеобщий апокатастасис.
Стоит признать тот факт, что эсхатологическое учение Григория Нисского не было оригинальным. В своих воззрениях Святитель, как известно, придерживался взглядов Оригена. Не стала исключением и богословская трактовка эсхатологии. Учение о Конце Света у Григория Нисского представляет собой ни что иное,
6Григорий Нисский, свт. Слова и беседы. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную. Электронная версия. Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/grig_niss5/txt05.html. (дата обращения 3.09.2018)
7Григорий Нисский, свт. Слова и беседы. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную. Электронная версия. Режим доступа: http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/grig_niss5/txt05.html. (дата обращения 3.09.2018)
8Цит. по: Скурат К.Е. Патрология. Период посленикейский (IV в.- первая половина V в.). Электронная версия. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2273(дата обращения 8.09.2018)
9Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. Электронная версия. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Viktor/dogmaticheskaja-sistema-svjatogo-grigorija-nisskogo/(дата обращения 8.09.2018)
как повторение и дальнейшее развитие идей Оригена относительно последних времен.
Столь близкое сходство двух эсхатологических учений позволило поднять вопрос о степени их родства.
Христианские писатели Древней Церкви почти единогласно заявляли об отсутствии какого-либо сходства в учениях Оригена и Григория Нисского относительно вопросов эсхатологии. Однако сходство все-таки есть, и оно настолько очевидно, что впоследствии древние церковные писатели посчитали нужным разъяснить свою позицию по данному вопросу.
Так, константинопольские патриархи Герман и Фотий признавали факт заимствований Григорием Нисским у Оригена идей, которые впоследствии и легли в основу эсхатологических воззрений Святителя.
В то время как Феодор Студит и Максим Исповедник полагали, что эсхатологическое учение Григория Нисского оригинально и свидетельствует о высоте философских и богословских умозрений последнего. Признавая его учение об эсхатологии (конце света) вполне православным, и Феодор Студит, и Максим Исповедник указывали на его существенный, на их взгляд, недостаток - это учение было малопонятным для читателя. Поэтому возникла необходимость в его комментировании. Но при этом появилась еще одна проблема. Комментаторы эсхатологического учения святителя Григория либо сами не понимали этого учения до конца, либо намеренно отвергали идеи Оригена, содержавшиеся в учении. В результате в творения святителя Григория, в его идеи и мысли разными комментаторами вкладывались собственные идеи, порой серьезно искажавшие рассматриваемое учение.
В заключение можно указать, что впоследствии осуждение Оригена и его учения на V Вселенском Соборе отразилось и на авторитете святителя Григория Нисского. Его стали реже читать и реже на него ссылаться, нежели на других Отцов Церкви.
2019 (6)
библиографический список
1. Григорий Нисский, свт. Слова и беседы. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную // Электронная версия. Режим доступа: http://www. biblioteka3.ru/biblioteka/grig_niss5/txt05.html. Дата обращения: 22.09.2018.
2. Димитрий Ростовский, свт. Житие святого отца нашего Григория, епископа Нисского // Электронная версия. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_ Rostovskij/zhitija-svjatykh/37. Дата обращения: 25.09.2018.
3. Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского // Электронная версия. Режим доступа: http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Viktor/dogmaticheskaja-sistema-svjatogo-grigorija-nisskogo/. Дата обращения: 24.09.2018.
4. Скурат К.Е. Патрология. Период посленикейский (IV в. - первая половина V в.) // Электронная версия. Режим доступа: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2273. Дата обращения: 24.09.2018.
с>|
61