Научная статья на тему 'Антропология свт. Григория Нисского: преодоление оригенизма'

Антропология свт. Григория Нисского: преодоление оригенизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
991
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВТ. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ / ST. GREGORY OF NYSSA / ЧЕЛОВЕК / MAN / МАТЕРИЯ / MATTER / ТЕЛО / BODY / ПЛОТЬ / FLESH / БОГ / GOD / ГРЕХ / SIN / "КОЖАНЫЕ РИЗЫ" / БЛАГОДАТЬ / GRACE / УМ / ИКОНИЧНОСТЬ / ICONICITY / ГАРМОНИЯ / HARMONY / ВОСКРЕСЕНИЕ / RESURRECTION / THE ''LEATHER SKINS'' / MIND

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зинковский Кирилл

В статье показано, что полноценный анализ представлений свт. Григория Нисского о назначении материальной природы человека проведен до сих пор не был. Этот анализ особенно актуален ввиду крайней спиритуализации воззрений святителя на воскресшее тело человека в работах современных исследователей. Даже у православных авторов мы встречаем мнение о том, что появление чувственного в космосе и в природе человека у свт. Григория имеет характер исключительно вынужденного действия Промысла Божия в предвидении грехопадения Адама. Такие оценки богословского наследия святителя представляют его как последовательного оригениста. На самом деле, если Ориген может быть назван богословом обновления, понимаемого как преодоление плоти и материи, то церковное учение, которому остался верным свт. Григорий, проповедует обожение целого человека. В отличие от Оригена, святитель признавал материальную природу человека изначально задуманной Богом как «икона иконы». Подчеркивается, что неверно говорить об онтологически негативном качестве телесного состава человека в мировоззрении святителя. Показана верность святителя библейской холистической антропологии на примере использования таких антропологических формул как «земной слепок» и «словесное животное». Указано на мысль свт. Григория о предназначении человека как единства «духовной сущности души» с «землянистою частью» тела для прославления Бога и его творения. Понятие «кожаных риз» у святителя также ярко отражает его отход от оригенизма. Если у Оригена «кожаные хитоны» (Быт 3. 21) это само материальное тело человека, то у святителя это понятие отражает приобретение материей тела негативных качеств. Это также и страстное состояние души, склонной к порокам. Понятие это включает в себя все негативное и трудное для человека в его теле и в окружающем мире и есть действие Творца, «содействовавшего» стремлению Адама к наслаждению одним материальным. Через промыслительное отступление благодати выявились онтологические свойства неустроенности вещества, дабы человек обратился к Богу как источнику гармонии и красоты. Однако плоть человека призвана к участию в обожении и в воскресении и сохраняет в одухотворенном состоянии свою базисную природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Anthropology of St. Gregory of Nyssa: an overcoming of Origenism

The article indicates that there is no adequate analysis of St. Gregory of Nyssa’s ideas concerning the predestination of human material nature. This analysis is particularly relevant due to the fact that contemporary scholars argue in favor of extreme spiritualization of the Saint’s views on the human body of resurrection. Even some Orthodox writers think that the manifestation of the sensual in the cosmos and human nature in St. Gregory’s works alludes to the action of Divine Providence which was necessary just in anticipation of the fall of Adam. Such understanding of the Saint’s theological heritage represents him as a steadfast Origenist. As a matter of fact, if Origen can be termed a theologian of renewal in terms of transcending of the flesh and matter, St. Gregory remained loyal to the Church doctrine which professed the deification of the whole of the human person. Unlike Origen, the Saint recognized material human nature as an “icon of icons” originally conceived by God. This article underlines that it is wrong to consider human bodily organization to be ontologically negative in Gregory. Our study testifies to the Saint’s adherence to the biblical holistic anthropology, which is illustrated by his usage of such anthropological formulas as an “earthly cast” and “verbal animal”. We also refer to St. Gregory’s idea of man as a unity of “spiritual essence of soul” and “earthward-sinking component” of body intended to glorify God and His creation. The Saint’s concept of the “leather skins” is another clear evidence of his departure from Origenism. In Origen’s view, “leather coats” (Gen 3. 21) is the human material body itself, whereas, according to the Saint, this expression conveys the idea of bodily matter having acquired negative characteristics. The same also refers to the passionate state of soul as predisposed to vice. This concept embraces all adverse and difficult things to be handled by man with regard to his body and surrounding world as well as represents the Creator’s action which was to “facilitate” Adam’s desire for delight in material things alone. The providential retreat of grace revealed the ontological characteristics of matter’s inadequacy so that man should turn to God as the source of harmony and beauty. The human body nevertheless is destined to participate in the deification and resurrection and retains its original nature in a spiritualized state.

Текст научной работы на тему «Антропология свт. Григория Нисского: преодоление оригенизма»

ИССЛЕДОВАНИЯ

•БОГОСЛОВИЕ И ПАТРОЛОГИЯ

Иеромонах Кирилл (Зинковский)

АНТРОПОЛОГИЯ СВТ. ГРИГОРИЯ НИССКОГО: ПРЕОДОЛЕНИЕ ОРИГЕНИЗМА

В статье показано, что полноценный анализ представлений свт. Григория Нисского о назначении материальной природы человека проведен до сих пор не был. Этот анализ особенно актуален ввиду крайней спиритуализации воззрений святителя на воскресшее тело человека в работах современных исследователей. Даже у православных авторов мы встречаем мнение о том, что появление чувственного в космосе и в природе человека у свт. Григория имеет характер исключительно вынужденного действия Промысла Божия в предвидении грехопадения Адама. Такие оценки богословского наследия святителя представляют его как последовательного оригениста. На самом деле, если Ориген может быть назван богословом обновления, понимаемого как преодоление плоти и материи, то церковное учение, которому остался верным свт. Григорий, проповедует обожение целого человека. В отличие от Оригена, святитель признавал материальную природу человека изначально задуманной Богом как «икона иконы». Подчеркивается, что неверно говорить об онтологически негативном качестве телесного состава человека в мировоззрении святителя. Показана верность святителя библейской холистической антропологии на примере использования таких антропологических формул как «земной слепок» и «словесное животное». Указано на мысль свт. Григория о предназна-

38

© иеромонах Кирилл (Зинковский), 2015

чении человека как единства «духовной сущности души» с «земляни-стою частью» тела для прославления Бога и его творения. Понятие «кожаных риз» у святителя также ярко отражает его отход от оригенизма. Если у Оригена «кожаные хитоны» (Быт 3. 21) это само материальное тело человека, то у святителя это понятие отражает приобретение материей тела негативных качеств. Это также и страстное состояние души, склонной к порокам. Понятие это включает в себя все негативное и трудное для человека в его теле и в окружающем мире и есть действие Творца, «содействовавшего» стремлению Адама к наслаждению одним материальным. Через промыслительное отступление благодати выявились онтологические свойства неустроенности вещества, дабы человек обратился к Богу как источнику гармонии и красоты. Однако плоть человека призвана к участию в обожении и в воскресении и сохраняет в одухотворенном состоянии свою базисную природу.

Ключевые слова: свт. Григорий Нисский, человек, материя, тело, плоть, Бог, грех, «кожаные ризы», благодать, ум, иконичность, гармония, воскресение.

Обзор литературы

К изучению антропологии свт. Григория Нисского обращались многие ученые, но анализ его представлений о состоянии и назначении материальной природы человека полностью проведен не был. Если в трудах ар-хиеп. Филарета (Гумилевского) и Н. И. Сагарды мы совсем не находим сведений по интересующей нас проблематике в наследии свт. Григория Нисского, то у новомученика И. В. Попова есть краткие указания на сохранение одновременно верности церковному учению и элементов оригенизма в представлениях святителя о воскресших телах1. Автор нигде не указывает на учение свт. Григория о сохранении в воскресении одухотворенной плоти как качественном признаке преодоления оригениз-ма. Указание на зависимость от Филона в концепции о двух актах творения первого человека не дополнено замечанием о верности свт. Григория библейской антропологии в его учении об изначальном единстве души и тела.

1 Православная богословская энциклопедия / под ред. А. П. Лопухина. В 12-ти т. Петроград, 1903-1917. Т. 4. С. 638, 641; Попов И. В. Конспект лекций по патрологии. Тверь: Изд-во Булат, 2006. С. 306-307.

В исследовании А. В. Мартынова, посвященном антропологии свт. Григория, достаточно подробно освещены проблемы телесной составляющей человеческой природы2, однако и здесь очень слабо отмечены главные аспекты системы святителя, где он противоречит ориге-низму и платонизму. Единственным пунктом, в котором свт. Григорий расходится с Оригеном и его последователями, признается здесь то, что душа и тело начинают существовать одновременно, а человек изначально призван соединить в одно целое материю и дух3.

Тот факт, что «св. Григорий не разрешал сказания о рае в иносказание или притчу», был отмечен прот. Георгием Флоровским, подчеркивающим, что святитель «не отрицал природы (физической. — иером. К. З.), но из нее выделял, освобождал человека, призванного по самому составу своему стоять не в ней, а над ней»4. В своем сочинении, посвященном христианскому учению о воскресении мертвых, о. Г. Флоровский, раскрывая новаторство Евангелия как новой и благой вести «и о теле так же», как о душе человека, указывает, что свт. Григорий Нисский в вопросе о воскресших телах примыкает к главному противнику Ори-гена — свт. Мефодию. «В своем эсхатологическом синтезе» свт. Григорий «старается соединить оба воззрения, совместить "правду" Оригена с "правдой" Мефодия»5. Прот. Г. Флоровский обобщил представления святителя в утверждениях о том, что воскресение человека, имея основание в Воскресении Христовом, есть «обновленное тело», «исполнение», «некий новый образ существования», «рекапитуляция», а также что, наряду с тождественностью материального состава тел, в них «упраздняется текучесть и изменчивость» и «восстанавливается в человеческом составе не все»6. Однако и здесь никак не озвучено учение о сохранении природы плоти, обожение которой не означает физического устранения составляющей ее земной материи.

Тот факт, что, с одной стороны, «святой Григорий придерживался библейского понимания человека», а с другой — «вопросы пола обсужда-

2 Мартынов А. В. Учение св. Григория Нисского о природе человека. М., 1886.

3 Там же. С. 65-66, 135, 186, 195.

4 Флоровский Г., прот. Византийские отцы IV в. Париж, 1931. С. 163.

5 Флоровский Г., прот. Воскресение мертвых // URL: http://www.odinblago.ru/osnovnoe_ bogoslovie/voskresenie_mertvikh/ (дата обращения: 21.03.2014).

6 Там же.

ются» у него «в контексте оригеновской доктрины о двух творениях», отмечается и протопр. И. Мейендорфом. Так, только «в предвидении греха Бог сотворил человека двуполым», а «до грехопадения различие между мужчиной и женщиной не было реализовано»7. Но более подробного раскрытия этой антиномии в антропологии святителя мы здесь не находим.

Наиболее подробный анализ оригинальных антропологических текстов святителя с целью анализа учения о состоянии и назначении материальной природы человека дан в исследовании митр. Мака-рия (Оксиюка)8. Однако и в этом исследовании, несмотря на указания о признании свт. Григорием телесности первозданных людей и сохранении ее в воскресении, а также важные наблюдения об удалении из человеческой природы иррациональных и растительных движений и сил9, не приведено доказательства наличия в системе святителя эсхатологического предназначения плоти.

В недавно опубликованном переводе труда чешского патролога Л. Карфиковой это направление отражено в мнении о «маскировке» или даже «оппортунизме Григория», проявившихся в «присоединении христианских представлений о воскрешении к платонизирующе-му диалогу»10. Некоторые осмелились даже говорить о присоединении святителя к церковному учению о воскресении, как его «характерной ошибке»11, не свойственной его цельной системе богословия.

Не соглашаясь вполне с таким подходом, Л. Карфикова считает, однако, что учение свт. Григория о «духовном теле» воскресения «выражает полную спиритуализацию воскрешенного тела, которое явно не имеет другого смысла, кроме как сохранения личной индивидуаль-

7 Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие / пер. с англ. Л. Волхон-ской. Нью-Йорк, 1985. С. 190.

8 Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. М.: Изд-во Паломник, 1999. С. 435-468.

9 Там же. С. 462, 464, 468.

10 Карфикова Л. О душе и воскресении. Глава из книги: Григорий Нисский. Божия и человеческая бесконечность / пер. с чешского И. Бей // Сайт «Богословии». URL: http:// www.bogoslov.ru/text/753318.html (дата обращения: 20.03.2014).

11 Apostolopoulos Ch. Phaedo Christianus: Studien zur Verbindung und Abwägung des Verhältnisses zwischen dem platonischen "Phaidon" und dem Dialog Gregors von Nyssa "Über die Seele und die Auferstehung" (European University Studies; Ser. 20: Philosophy). Frank-furt-am-Main; Bern; New York: Peter Lang, 1986. S. 129, 326, 337.

ности». Она проводит даже мысль об аналогии такого «тела» «умопо-стижимым качествам материи, которые еще "не собрались вместе" для того, чтобы создать временно-пространственную материю»12. Это мнение поддерживается суждением о том, что все чувственное в природе человека относится у свт. Григория ко «второму творению» и имеет характер исключительно вынужденного действия Промысла Божия в предвидении грехопадения Адама13.

Против такой крайней спиритуализации учения святителя свидетельствуют результаты подробного анализа употребления им понятия «природы» (фшк;), проведенного Д. Баласом (D. Balas) и Дж. Масперо (Giulio Maspero)14. Этими авторами было показано, что, рассуждая об универсальной природе человека, свт. Григорий трансформировал неоплатоническую логику и онтологию в уникальном и аутентично христианском русле15. Общая природа человеческого рода определяет самый модус бытия природы человеческих индивидуумов16. Наиболее ярко, по замечанию исследователей, «историчность» человеческой природы раскрывается в христологии святителя17. Устремляясь к ослаблению зависимости от пространственно-временных характеристик, тварная природа, однако, фундаментально связана с ними на онтологическом уровне.

У Оригена, отрицавшего воскресение человеческой плоти18, тенденция пренебрежения материей современного космоса особенно проя-

12 Карфикова Л. О душе и воскресении...

13 Вергезе П., свящ. Взаимоотношение между Богом, человеком и миром в творениях св. Григория Нисского // Журнал Московской Патриархии. М., 1971. №7. С. 78-79, здесь: с. 79.

14 Maspero G. Trinity and Man: Gregory of Nyssa's «Ad Ablabium». Leiden: Brill, 2007 (Supplements to Vigilae Christianae; 86). P. 4-27; Balas D. The Unity of Human Nature in Basil's and Gregory of Nyssa's Polemics against Eunomius // Studia Patristica. 1976. Vol. 14:5. P. 275-281.

15 Maspero G. Trinity and Man. P. 17.

16 Balas D. Plenitudo Humanitatis: The Unity of Human Nature in the Theology of Gregory of Nyssa // Disciplina Nostra. Essays in Memory of Robert F. Evans / ed. by D. F. Winslow. Cambridge, 1979. P. 115-131.

17 Mateo-Seco L. F. Cristologia e Linguaggio in Gregorio di Nissa // Lingua e teologia nel cris-tianesimo Greco. Atti del Convegno (Trento, 11-12 dicembre 1997) / ed. by C. Moreschini, G. Menestrina. Brescia, 1999. P. 227-249.

18 Свт. Кирилл Александрийский в письме к египетским монахам особенно подчеркивает веру Церкви в воскресение плоти, замечая, что противоположное неверие есть

вилась в учении об эфирных телах. По слову прот. Георгия Флоровского, «в оригенизме нет, в сущности, антропологии, но только пневматоло-гия, учение о вечных духах»19. Если Ориген может быть назван богословом обновления, понимаемого скорее именно как преодоление плоти и материи, то церковное учение проповедует обновление как обожение целого человека и всего творения20. Мы постараемся доказать, что в системе свт. Григория, согласно замыслу Божиему о природе человека, материальная (земная) плоть должна быть ее органической частью как изначально, так и в эсхатологии.

Можно согласиться с С. Л. Епифановичем, утверждавшим, что, по учению святителя, «состав плоти первого человека был особый, нетленный, бесстрастный, человек не был предназначен к размножению путем брака; разделение его на мужской пол и женский допущено было лишь по предведению греха»21. Однако сама плоть как таковая, согласно умозрению свт. Григория, была дана ему не по предвидению греха, а по иной причине.

Человек как высшая часть творения Божия, как соединение земного и небесного

Свт. Григорий рассматривает человека как часть творения, но, в то же время, как его высшую часть. Так, в главе 3-й сочинения О устроении человека святитель говорит о Божественном Совете перед сотворением человека: «К одному только устроению человека Творец Вселенной приступает как бы с рассмотрительностью, чтобы и вещество приуготовить для его состава, и образ его уподобить первообразной некоей красоте, и предназначить цель, для которой будет он существовать, и создать есте-

нечестие, происходящее от «поврежденности ума Оригена» (S. Cyrillus Alexandrinus. Epístola LXXXI. Ad monachos in Phua constitutos // PG 77. Col. 373A).

19 Флоровский Г., прот. Противоречия оригенизма // Путь. Париж, 1929. №18. Сентябрь. С. 107-115, здесь: с. 112.

20 Кирилл (Зинковский), иером. Представления Оригена об эфирном характере воскресших тел в контексте церковного учения о воскресении плоти // Церковь и время. 2013. №4 (65). С. 184-214.

21 Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. М.: Изд. Мартис, 2003. С. 23.

ство, соответственное ему, приличное его деятельности, пригодное для предложенной цели»22.

Естество человека есть естество особенное, «срастворенное из инородного», между тем как «Божественная и духовная сущность вступила в единение с уделенною ему долей каждой стихии»23. Верность святителя библейской антропологии хорошо раскрывается на примере использования таких антропологических формул, как «т0 Çwov AoyiKÖv»24, «то yap y^ïvov nXáa^a»25, «то èauTOÛ nXáa^a»26, «aúvBsTOc; ó ávBpwnoc;»27. Общее для каппадокийцев учение о сотворении первого человека «руками Бога» из первозданной земли нашло отражение в тексте свт. Григория из Опровержения Евномия. Здесь говорится о том, что для христиан, «облекшихся во Христа», верно, что Он творит «нас делом рук Своих (ëpya râv ÉauTOÜ x^ipáv), из худого создания греха (ànô той nov^poû nMa^aTO; т^с à^ap^aç) претворив опять в собственный Свой образ (^v ióíav s'iKÓva náXtv liETCpyaaá^voc;)»28.

Цель сотворения человека по-разному описывается в наследии святителя, но, с точки зрения учения о материи, особенно важным является текст из О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. Здесь

22 Григорий Нисский, свт. О устроении человека // Он же. Творения. В 8-ми ч. М.: В тип. В. Готье, 1861-1872. Ч. 1. С. 76-222, здесь: с. 87; S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis // PG 44. Col. 136А.

23 Григорий Нисский, свт. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью. К Иерию // Он же. Творения. Ч. 4. С. 338.

24 S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis 145. 32; 148. 28 [ed. J.-P. Migne. TLG 2017/079]; Ad Graecos ex communibus notionibus 3, 1. 31. 6 [ed. F. Mueller. TLG 2017/002]; Antirrheticus adversus Apollinarium 3, 1. 164. 9 [ed. F. Mueller. TLG 2017/008]; In sanctum pascha (vulgo In Christi resurrectionem Oratio III) 9. 257. 27 [ed. E. Gebhardt. TLG 2017/015]; De perfectione Christiana ad Olympium monachum 8, 1. 178. 7 [ed. W. Jaeger. TLG 2017/026].

25 S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis 204. 42; Oratio catechetica magna 6. 46 [ed. E. Mühlenberg. TLG 2017/088].

26 S. Gregorius Nyssenus. Refutatio confessionis Eunomii 143. 5 [ed. W. Jaeger. TLG 2017/031].

27 S. Gregorius Nyssenus. In diem luminum (vulgo In baptismum Christi oratio) 9. 225. 3 [ed. E. Gebhardt. TLG 2017/014].

28 S. Gregorius Nyssenus. Refutatio confessionis Eunomii 112. 9-11. Уникальный для древнегреческой письменности глагол «^sTCpYáZo^ai» использован свт. Григорием еще однажды при описании преображения душевно-телесного состава человека через смерть и воскресение (S. Gregorius Nyssenus. De mortuis non esse dolendum 9. 60. 10 [ed. G. Heil. TLG 2017/009]).

говорится о том, что, согласно замыслу Творца, чтобы «земля не осталась совершенно не имеющей части и доли в пребывании естеств духовных и бесплотных, для сего наилучшим промышлением приведено в бытие естество человеческое»29. Поскольку плоть человека создана из земли, «близка и однородна» с ней по сущности своей, то через единение «духовной и божественной сущности души» с «землянистою частью... во всей твари духовным естеством прославляема»30 превысшая Сила, т. е. Сам Бог.

Иными словами, по мысли свт. Григория, Творец пожелал, чтобы самая грубая материя космоса участвовала в духовном служении ангельских вышних сил. Для этой цели и был сотворен человек, чтобы «небесное и земное одним и тем же действованием» соединялись «между собою к одной и той же цели». Это «действование» — обращение взора к Богу, есть жизнь, «свойственная и сообразная духовному естеству»31.

Здесь мы видим, что в антитезе с оригенистскими представлениями материальная составляющая человеческой природы признается свт. Григорием призванной к бытию непосредственно по благому произволению Бога-Творца. Более того, святитель даже утверждает «равно-честность» ó^OTi^ía) распределения благодати по всей твари, духовной и материальной, в изначальной гармонии мира. Так, «единая некая благодать равночестно (ката то ó^ón^ov) проходила при растворении дольнего естества с естеством премирным»32.

В силу вышеизложенного становится ясной неверность толкования некоторыми исследователями несколько неосторожного, на наш взгляд, изложения свт. Григорием сотворения Адама из О устроении человека 22. В самом начале этого текста (De opificio hominis 204. 36-205. 41, TLG) онтологический и домостроительный аспекты антропологии смешаны до неузнаваемости. Общий контекст отрывка De opificio hominis 204. 36-51 склоняет читателя даже, скорее, к пониманию идеальной человеческой природы в традиции Филона, как чисто нематериальной.

29 О младенцах. С. 339-340.

30 Там же. С. 340.

31 Там же.

32 «w; av auvsnapGári тф 9áw то yh'ívov, Ka! ^ía Tic; ката то ó^óti^ov 5ia náar|c; т^; KTÍasw; ^ Xápi; 5i^KOi, т^; KáTw фиаеш; про; T^v únsptóa^iov auYKipva^svri;» (S. Gregorius Nys-senus. Oratio catechetica magna 6. 36-39 // PG 45. Col. 28А).

Это происходит благодаря отождествлению святителем понятий «уф-vov лМаца» (ср.: Быт 2. 7) и «ávBpwno; ек y^c xo'íkóc» (1 Кор 15. 47), первое из которых относится к онтологии человека, а второе употреблено апостолом Павлом в контексте домостроительства спасения. Рассуждая о «первом человеке из земли» и «втором человеке с неба», «перстных» (oí xo'íkoí) и «небесных» (oí énoupávioi), о «носящих образ перстного и небесного» (s'iKÓva той xoíkoí 9opéao^sv ка! t^v s'iKÓva той énoupavíou), апостол имеет в виду внутреннее изменение направленности сил человеческой души, но никак не противопоставляет наличие и отсутствие плоти. Дальнейшее изложение свт. Григория разъясняет, что он не подразумевал принятие плоти Адамом как исключительно необходимое, в силу предвидения грехопадения. То, что «примешано» к первоначально задуманной природе человека, — это не плоть, а различие полов и образ размножения. Это положение раскроется еще яснее при анализе понятия «кожаных риз» у свт. Григория. Здесь же только добавим, что в конце О устроении человека святитель прямо отвергает учение о пред-существовании души, а также проговаривает, что именно «приобщение рождению страстному и скотообразному» (ецлаб^ ка! Z^wS^ yévsatv Koivwvía) препятствует образу Божию «прямо» воссиять в сотворенном Богом изваянии (év тф лМацатО33, т. е. в материальном теле человека.

Изначальная «доброта» телесной природы человека

Изначально человек, «укрепленный Божиим благословением, велик был по достоинству, потому что поставлен был царствовать над землей и над всем, что на ней; имел прекрасный вид, потому что соделался образом красоты первообразной; бесстрастен был по естеству, потому что был подобием Бесстрастного; исполнен же дерзновения, лицом к лицу наслаждаясь самым богоявлением»34. Все человеческое естество наше «первоначально было доброе и изобиловало благами»35. Человек называется святителем «прекрасным Божиим делом»36.

33 S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis 256. 1-2.

34 Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово 6 // Он же. Творения. В 8-ми ч. Ч. 4. С. 24; S. Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna // PG 45. Col. 29B.

35 «ш; те ка! év а7а0оТ; оиаг|С катар^а; ^ív т^; фиаеш;» (S. Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna 5 // PG 45. Col. 24А).

36 «©sou spYov ó ávGpwno; mAóv» (S. Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna 8. 141);

По наилучшему промышлению (лроцпб^а Kpsíttovi) человек приведен в бытие так, что «с естеством чувственным бывает некое сра-створение умственного, чтобы в твари, как говорит апостол, "ничтоже" было "отметно" (1 Тим 4. 4) и лишено Божественного общения»37. Целью Творца было устроить мир таким образом, чтобы ни одно из существ не осталось без удела в наилучшем естестве38.

Все негативные качества пришли в естество и жизнь человека либо ввиду предведения Богом грехопадения Адама, либо как результат самого грехопадения. Изначально же вся, в том числе и телесная, природа человека пребывала в гармонии и чистоте, полностью была исполнена добра39. И, конечно же, в человеческой природе не было смерти.

Важно отметить, что, размышляя о «неподобном» Богу в естестве человеческом, свт. Григорий самый яркий признак этого «неподобия» относит не к собственно материально-телесной природе, а к телесному состоянию разделения человечества на мужской и женский пол. Последнее, по мысли святителя, «не имеет никакого отношения к божественному Первообразу», но свойственно «естеству бессловесному»40, а появилось в природе человека в силу предведения о грехопадении и Промысла Божия о спасении человека. Уже после устроения человека по образу Божию «Бог примышляет для твари различие в мужском и женском поле»41.

Происхождение зла и его действие в природе человека

Если для Плотина зло «зарождается на внешних границах бытия и является, таким образом, необходимым следствием распространения бытия»42, то свт. Григорий, продолжая раннехристианскую традицию уче-

Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово 8. С. 34.

37 Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово 6. С. 21.

38 «w; av návta той каАой ката то íaov ^sts^oi» (S. Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna 6. 23-28).

39 «Mav KaXwv r|v ка! ó avGpomoc;» (S. Gregorius Nyssenus. In Canticum Canticorum 6. 347. 20 [ed. H. Langerbeck. TLG 2017/032]).

40 Григорий Нисский, свт. О устроении человека. Гл. 16. С. 143.

41 Там же. Гл. 17. С. 148.

42 The Brill Dictionary of Gregory of Nyssa / ed. L. F. Mateo-Seco, G. Maspero. Leiden,

ния о том, что зло есть порождение свободной воли, вносит особенно заметный вклад своим учением о зле, как не имеющем своего собственного бытия43.

Наиболее полно такое понимание зла раскрыто святителем в Беседе 7 на Екклесиаста, где он говорит, что «вне Бога зло, которого свойство состоит не в том, что оно в бытии, но в том, что оно не в добре. По нашему положению, слово "зло" есть наименование того, что вне понятия о добре. Зло представляется столько же противоположным добру, сколько несуществующее противоположно существующему»44. При этом здесь же свт. Григорий связывает рассуждения о зле со свободным отпадением человека от добра, после которого в природе человеческой «осуществилось тогда неосуществленное естество зла, и дотоле пребудет, пока мы вне добра». Предельно важным является его утверждение о том, что «зло, вне произволения взятое, само по себе не существует»45.

Отдаляясь от представлений неоплатоников и отделяя понятие и зарождения зла не только от материи, но и от творения в целом, свт. Григорий разделяет понятия «небытия», как чистого «ничто», лишенного всяких качеств, от «небытия», называемого злом и действительно им становящегося в результате удаления от добра46. Это положение особенно раскрыто в главе 6 Огласительного слова: «Различие добродетели и порока представляется не как различие каких-либо двух ипостасных явлений»47.

Некоторым образом творцом, создателем и изобретателем (súpé-тп;) зла сделался, по мысли святителя, сам человек48. Во всей природе существ не существует зла, «не зависящего от воли, имеющего свое са-

2010. P. 329.

43 Ibid. P. 326.

44 Григорий Нисский, свт. Точное истолкование Екклесиаста Соломона // Он же. Творения. Ч. 2. С. 326.

45 «KaKov yap e^w npoaipéasw; £ф' sauTou Ká^svov oúk saTiv» (S. Gregorius Nyssenus. In Ecclesiasten // PG 44. Col. 725В); Григорий Нисский, свт. Точное истолкование Екклесиаста Соломона. С. 326.

46 The Brill Dictionary of Gregory of Nyssa. P. 327.

47 Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово 6. С. 22; «Т^; yap äpsT^; Ka! т^; KaKÍa; oúx w; 6úo Tivwv Ka0' ünóaTaaiv faivo^évwv» (S. Gregorius Nyssenus. Oratio catechetica magna 6. 57-58 // PG 45. Col. 28С).

48 «KTÍaTn; Ka! бгщюируо; той KaKOü KaT¿aTr| ó avGpwno;» (S. Gregorius Nyssenus. De vir-ginitate 12 // PG 46. Col. 369С).

мостоятельное бытие»49, но «всякое создание Божие добро и ничтоже отметно», «вся, елика сотвори Бог, добра зело» (Быт 1. 31).

Внешние предметы и тело являются только своеобразным «поводом» для греха. Так, именно чувства (та; alaG^asi;) Писание «назвало окнами (0ир£6ас), которые <...> пролагают путь для входа смерти»50. Чувственность вообще и чувство осязания особенно признаются свт. Григорием сродными бессловесной жизни51. Да и само грехопадение человека признается как совершившееся через чувства52.

В главе 14 О устроении человека свт. Григорий еще раз уточняет, что именно душа, «посредством чувств соединенная с естеством вещественным», является источником «одушевляющей силы», дающей доброе устроение и возрастание телесной природе человека. Последняя, если лишится «жизненной деятельности», получаемой от Бога посредством души, то непременно «кончит движение тлением»53.

Древо познания добра и зла

Древо познания добра и зла определяется свт. Григорием в главе 19 О устроении человека как дающее некий «слитный и смешанный плод, срастворенный из противоположных качеств»54. Ссылаясь на Св. Писание, святитель отождествляет по отношению к древу познания понятия «вожделения» (ёл10иц£а) и «ведения» (yvwai;): «Бывающее вожделение зла, как и добра, в Писании наименовано ведением добра и зла»55.

49 «Katóv Yap пpoalp£aswc Ksí^svov, ка! кат' l5íav итоатаагу Gswpoú^svov, év т^ фи-asi tov övtov éativ oú6¿v» (S. Gregorius Nyssenus. De virginitate // PG 46. Col. 372А; О девстве 12 // Он же. Творения. Ч. 4. С. 343).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50 S. Gregorius Nyssenus. De Oratione Dominica // PG 44. Col. 1185C-D.

51 «toXXi^ 5¿ еат т^ а1а9г|т1КА Suvd^si про; ^v áXoYov (w^v Л olKsíwai;» (у чувственности великая близость с неразумною жизнью) (S. Gregorius Nyssenus. In Ecclesiasten 8 // PG 44. Col. 736А).

52 <<^v áXoYov a'ía9r|aiv той KaXou Kpir^piov пара ^v прштг^ noioú^svoi» (Ibid. Col. 733С).

53 «sl 5s änonsaoi т^; (шик^; évspYsíac;, si; fGopav ávaXúasi ^v KÍv^aiv» (S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis // PG 44. Col. 176В).

54 «auYKs^u^svov ка! aú^iKTOv Kapnov e^avGouvTO; так; évav^aK; auYKSKpa^évov noió-тг|ат> (Ibid. Col. 197B).

55 «Л про; то Katóv ш; про; то ¿YaGov Yivo^¿vr| émGu^ía, KaXou ка! KaKou Yváai; ипо т^;

Понятия «éniGu^ía», а также древа жизни и древа познания тесно связаны в богословских построениях свт. Григория. Так, «пожелание добра» есть одновременно «отчуждение зла»56, «найти прохладу под сенью древа жизни (шо ^v axiàv той т^с Zw^ç) можно лишь тогда, когда вожделение (éniGu^ía) приводит к тому душу»57. В отрицательном же смысле «похотение» (éniGu^ía) отождествляется со змеями, святитель говорит также об укусах похотения (т^с éniGu^iaç та ô^y^ara), проводя параллель с библейским змеем у древа познания. Говорится также и о «похотении плоти на дух»58.

В отрицательном смысле понимаемое вожделение также отождествляется с понятием чувственного греховного услаждения59, которое вводит человека в заблуждение в рассуждении (познании) блага60.

Сочетание терминов «противоположность» ^av^ov), «противоположный» (evav^;) и «качество» (noió^c) также часто встречается в трудах свт. Григория для описания разных объектов материального мира. Например, в Слoвe o Шeсmoднeвe святитель говорит об «изменении вещества пара в противоположное качество»61.

В отличие от простоты духовной природы, материальные объекты поддерживаются в гармонии «равносилием качества противопо-ложностей»62. Здесь свт. Григорий явно продолжает традицию комментаторов Аристотеля. Сам Аристотель постоянно говорил об изменчивости

rpaf^c á>vo^áaGr|» (Ibid. Col. 200В).

56 «rç той àyaGou èmGu^ia, ml ^ той m^ù àÀÀoтpíwalс;» (S. Gregorius Nyssenus. In Cantica Canticorum // PG 44. Col. 1060А).

57 «ц^ т^с èmGu^iaç про; toüto ^v ^u^v àvayouanç» (Ibid. PG 44. Col. 844D).

58 «тд aaptó тта той nvsu^aTOç èmGu^ia» (S. Gregorius Nyssenus. De vita Mosis // PG 44. Col. 416А).

59 ôi' a'iaG^aswç ^ôovaïç» (S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis 20 // PG 44. Col. 197С).

60 Так, человек в иной жизни не вводится уже чувственными удовольствиями в заблуждение при суждении о благе, «цгкёт тaïç tov alaG^npi-wv ^ôovaïç про; ^v той mÁoü кр1аго è^nÀavw^évr» (S. Gregorius Nyssenus. De mortuis non esse dolendum 9. 36. 9).

61 «si т^с uÀr|Ç той à^où про; ^v svavnav àÀÀoiwGàarç no^^a» (S. Gregorius Nyssenus. In Hexaemeron explicatio apologetic // PG 44. Col. 104C).

62 «тд iаoкpат£Íа т^с tov évavutóv toió^to;» (S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis 30 // PG 44. Col. 241С).

от одного состояния к противоположному63 как об одном из основных свойств материи (как подлежащего для этих изменений)64. Приведенное же выше выражение о равновесии ('^крат^а) противоположностей в объектах материального мира встречается у знаменитого комментатора Аристотеля — Александра Афродисийского65.

Смешанный плод (aú^iKTOv карпо;) древа познания, таким образом, отражает в себе, с одной стороны, свойства материи (двойственность), а с другой — раздвоенность чувственного познания мира после грехопадения Адама. Подлинно доброе «по природе своей просто и однолично», а также «чуждо всякой двойственности и сочетания с противоположным»66. Эти определения относятся, прежде всего, к Богу и употребляются свт. Григорием в рассуждениях о Нем в сочинении Опровержение Евномия в сочетании с еще одним определением, а именно — «dauvBsTO;»67. Рассуждая далее о разнообразности и при-кровенности зла (то Ss KaKÖv tcolkíXov те ка! кaтsaxnцaтlaцévov éativ), свт. Григорий имеет в виду зло нравственное, приобретаемое через человеческий опыт68.

Мир материальный и предметы, его наполняющие, не являются, таким образом, источником зла, но состояние этого мира, вследствие грехопадения человека, стало своего рода олицетворением неверного аксиологического выбора и греха, лежащего в сфере умной природы и нравственности.

Очарование человека внешней красотой плода запрещенного дерева и «чувственным удовольствием при вкушении»69 заменило духовное восхищение истинной красотой нетленного Бога. Контекст изложенной здесь мысли святителя подтверждает положение о. Г. Флоров-ского о том, что он не отрицал исторически-буквального толкования

63 «ек той évavnou» (Aristoteles. Metaphysica 12. 1069b. 3 [ed. W. D. Ross. TLG 0086/025]).

64 Таким образом, материя должна изменяться, будучи способна к той и другой противоположности, «ävaYKr| ц£таРаХХ£1^ ^v üXr|v 5uva^¿vr|v á^fw» (Ibid. 12. 1069b. 14).

65 «то evavnwaiv s^siv '^крат^ про; áXXr|Xa» (Alexander Aphrodisiensis. De mixtione 231. 3 [ed. I. Bruns. I. TLG 0732/001]).

66 «то övтwc ¿Ya^v ^XoCv ка! ^ovosi5¿; éar т^ fúasi, fida^; S^Xóri; ка! т^; про; то éva-vnov auZuYÍa; dXXóтpюv» (S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis 20 // PG 44. Col. 200С).

67 S. Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium 1. 1. 276. 5 [ed. W. Jaeger. TLG 2017/030].

68 «5ia т^; ^^ра;» (De opificio hominis // PG 44. Col. 200С).

69 «ката ^v a'ía9r|aiv ^Sov^v éYYor|Tsúaac т^ Ysúasi» (ibid.).

библейского повествования о рае. Текст о вкушении запретного плода содержит в том числе и вполне материалистический план, а значит, и не позволяет признать отождествление в системе святителя первобытного рая с чисто идеальным существованием на небесах.

Это нарушение иерархии ценностей повлекло за собой особое действие Промысла Божия по отношению к человеку, его телу и окружающему его материальному миру. В сокращенном виде это действие Промысла описано святителем в Слове об усопших как попущение «человеку остаться с тем, чего пожелал, чтобы, вкусив зла, которого вожделел, и, узнав опытом, что на что променял, снова добровольно сильным желанием востек к прежнему блаженству, отринув от своего естества все страстное и неразумное, как бы какое бремя, очистившись <...> в настоящей жизни молитвою и любомудрием»70. Таким образом, по мысли свт. Григория, соблюден был дар свободы в человеческом естестве, и зло получило должный отпор.

Понятие «кожаныхриз»

Наиболее ярко негативное изменение материи выражено святителем в понятии «кожаных риз», которые он толкует в символическом русле, но как вполне реальное, даже катастрофическое искажение первоначального мира. «Воспринятое нами от кожи бессловесных» (ало той аХоуои берцато;), это, по слову свт. Григория, все, относящееся к немощам и болезням человеческого тела. В это понятие входит также и упомянутое выше разделение на мужской и женский пол, причем последнее особенно выделяется святителем и ставится на первое место в списке характерных черт нового, обнищавшего состояния человека: «Плотское смешение, зачатие, рождение, нечистота, сосцы, пища, извержение, постепенное при-хождение в совершенный возраст, зрелость возраста, старость, болезнь, смерть»71. В этом отрывке из Диалога о душе и воскресении свт. Григорий дает наиболее полный список характерных свойств «кожаных риз».

70 Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим. С. 516.

71 Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении // Он же. Творения. Ч. 4. С. 316; «Еот 5s а npoasXaPsv ало той аАоуои берцато;, Л ц^к, Л айДАг^1;, о токо;, о рило;, Л бг^, Л трофЛ, Л ¿клочок;, Л кат' оМуоУ ¿л! то теАею^ ай^ок, Л акцЛ, то у^ра;, Л voto;, о 9ava-то;. El ouv ¿кегуо пер! Лца; ойк еата1, лй; Лц^ та ¿^ ¿ке1уои йлоАафб^аста!.» (S. Gregorius Nyssenus. De anima et resurrection // PG 46. Col. 148D-149A).

В 8 главе Огласительного слова указано, что Творец налагает на первозданных «ризы кожаны» как «возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного»72. А в Беседе 2 на Песнь Песней говорится о лишении чистоты и облечении в мрачный вид (то ^офшбе; sîôoç), «потому что такова была видом кожаная риза»73.

В 5 Беседе о молитве Господней кожаные хитоны отождествляются со «скоро увядающими листьями вещественной этой жизни», со страстями и противопоставляются утерянным божественным одеждам74.

В сочинении О Девстве 13. 1 совлечение кожаных риз связывается, в первую очередь, с удалением от брака, хотя понимается и гораздо шире, как снятие «покровов плоти» и «плотского мудрования»75.

Мы видим, что понятие «кожаных риз», как богословская концепция, включает у святителя, так же как и рассмотренный выше «смешанный плод», две группы смежных, но качественно различных понятий. Во-первых, это страстное состояние человеческой души. Оно связано с добровольным согласием с советом змея-искусителя и имеет следствием такое изменение душевного расположения, что, по подобию змея, который «ест землю и по земле ползает: ходит на персях и на чреве своем», человек предался «земным наслаждениям, по земле пресмыкающимися и влачащимися мыслями занимать свое сердце и ходить на чреве, т. е. заботиться о жизни сластолюбивой»76.

Это группа понятий, которые можно обобщить термином «страсти», или «склонность к скотскому и неразумному»77, и рассуждения о которых связаны с категориями аскезы, нравственного выбора, очищения души в молитвенном подвиге, восстановления чувств в правильном порядке и строе. В контексте таких аскетических размышлений у свт. Григория встречаются дискурсы об очищении души через снятие «кожаной одежды» (Sep^a^ou; x^wvaç)78, об «отрешении душевных стоп от кожа-

72 Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово 8. С. 29.

73 «Tgigùtoç Yap тф slôsl ó x^wv ó Ssp^nvGc;» (S. Gregorius Nyssenus. In Cantica Cantico-rum // PG 44. Col. 800D).

74 «àvtl TOv Gstwv nspißoÄwv» (Ibid. Col. 1184В).

75 «то fpóvr^a т^с captó;» (S. Gregorius Nyssenus. De virginitate // PG 46. Col. 376В).

76 Григорий Нисский, свт. О молитве. Сл. 5 // Он же. Творения. Ч. 1. С. 459.

77 «npô; то ктг^шбе; ш\ áXoYov» (S. Gregorius Nyssenus. De mortuis non esse dolendum 9. 53. 22).

78 S. Gregorius Nyssenus. Oratio funebris in Meletium Episcopum 9. 454. 13 [ed. A. Spira.

ной и мертвой обуви» в созерцании79. Часто такая склонность к страстям, уподобление человека жизни бессловесных описываются свт. Григорием выражением «^ иХж^ Z^»80.

Последнее выражение служит своего рода смежным термином, который подводит нас ко второй группе понятий, связанных с изменением собственно материи мира и телесного состава человеческой природы. Изменения телесной природы человека, перечисленные выше в отрывке из Диалога о душе и воскресении, произошли в результате того, что человек «вещественное удовольствие предпочел радости душевной», и потому «Бог, по-видимому, как бы содействовал ему в сем стремлении, посредством кожаной одежды»81.

Мысль эта не совсем ясна, но несколько поясняется святителем еще раз, когда он говорит в Слове об усопших, что если человек «склонится к неразумному влечению страстей, употребив, как содействие страстям, кожу бессловесных (тф râv àXÔYWv Sép^a^ auvepYф xpnaá^svo; npô; тй náGn), то иным способом после сего будет научен лучшему»82. Использованное здесь аористное причастие «xp^aá^svo;» от глагола «xpáo-|iai», который имеет значения «брать взаймы, занимать, одалживать, пользоваться»83, подчеркивает, что человеческая телесная природа, как бы временно отягощенная кожами бессловесных животных, каким-то образом служит вразумлению увлекшейся страстями души.

Сама по себе «кожаная одежда» может быть «веществом» (иХ^)84 как для добродетели, так и для порока. В данном месте «вещество» понимается в смысле возможного «подлежащего», «пищи» добродетели и

TLG 2017/021]; Григорий Нисский, свт. Надгробное слово Мелетию, епископу Анти-охийскому // Он же. Творения. Ч. 8. С. 385.

79 Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов 7. С. 28.

80 S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis 13 // PG 44. Col. 165А. Согласно TLG, такое сочетание встречается в трудах свт. Григория 13 раз.

81 Yap ùÀi^v тaúтr|v ^Sov^v npô т^; ^ux^; sùç>poaùvr|ç той àvGpwnou nposÀo^évou oi^pexe^ [iév nwç ëSo^sv aúтф т^ óp^ Sia той SspцaтívGu xitovg;» (S. Gregorius Nyssenus. De mortuis non esse dolendum 9. 55. 11-14).

82 Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим... С. 518.

83 Дворецкий И. Х. Греческо-русский словарь. В 2-х т. М., 1958. Т. 2. С. 1785, 1781.

84 «^Sôv SíSwai т^ àvGpwmvri npoaipeasi т^; mG' 8кáтepov pon^ç si; àps^v те ml mtóav Yivó^svo;» (S. Gregorius Nyssenus. De mortuis non esse dolendum 9. 55. 21-23).

порока, но в то же время это явная аллюзия на грубую материальность тела, полученную после прикосновения к запретному древу.

Кроме вероятности последнего просвещения души уже после исхода из этой жизни в некотором очистительном огне85, свт. Григорий говорит о «добровольном склонении к лучшему» «чрез известное продолжение времени»86, чему служит еще в этой земной жизни материальное тело. «Вот что сделало для нас необходимым и потребным тело»87, — говорит свт. Григорий. Вырванная из контекста общих размышлений, эта фраза, описывающая действие Промысла, неизбежно была бы понята в плане учения оригенистов о предсуществовании души. Но здесь речь идет о другом, а именно о воспитании души через материальные трудности земного бытия и через аскезу воздержания. Именно поэтому заканчивается рассуждение замечанием, что таким образом «и свобода сохраняется к целости, и возвратный путь к благу не возбраняется <...> но возникает в нас добровольное склонение к лучшему»88.

В итоге, собрав мысли свт. Григория о «кожаных хитонах» воедино, можно сказать, что это современное состояние телесной природы, болезни и труды этой жизни, вместе с браком, который, служа продолжению человеческого рода, одновременно и приносит «утешение» (лараци0£а) для смертных89, и таит в себе смерть90. Результатом отвращения взора от Господа, когда Адам перестал наслаждаться «только Господом» и доверил суждение об истинной красоте «зрению и вкусу»91 вместо ума, стали «огрубление» и смертность его тела, отступление благодати Божией от души и тела. Через отступление же благодати стала выявляться та самая без-образность и неустроенность вещества,

85 «Если только очищающий огонь не очистит примешавшейся душе скверны» (Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим. С. 518).

86 Там же. С. 519.

87 «Таита èativ a t^v той ашцатос; xpsíav àvayKaiav ^ív £noíx|0£v» (S. Gregorius Nyssenus. De mortuis non esse dolendum 9. 56. 7-8).

88 Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим. С. 518-519.

89 S. Gregorius Nyssenus. De virginitate 12. 4 // PG 46. Col. 376A.

90 «Дело плотского сочетания есть появление смертных тел» (Григорий Нисский, свт. О девстве 13. 3. С. 350).

91 «ru^vô; [ièv т^; tô>v vsKpwv 5sp^átwv ¿т^оХ^с;, èv ларрг|от.а 5è то той ©еой npóawnov pXsnwv, ойпш 5è 5ià ysúasw; ка! ópáasw; то mÀôv Kpívwv» (S. Gregorius Nyssenus. De virginitate 12. 4 // PG 46. Col. 373C; Григорий Нисский, свт. О девстве. С. 346).

о которой мы говорили уже выше. Сама страстность души все-таки не есть сами по себе «кожаные ризы», дарованные Богом вследствие и для скорейшего отвращения от греха.

Все негативное и трудное для человека в его собственном теле и материи окружающего мира есть, по мысли святителя, действие Творца, Который «содействовал» (sSo^sv) неразумному стремлению Адама и его потомков к наслаждению одним материальным. «Расторжение... доброго единения» иерархического порядка бытия в сознании человека привело к тому, что в его умозрении «высшее стало низшим», а вещество, «отступившее от природы», т. е. от причастности Богу через дух человека, «обнаружило свое безобразие»92. Таков был Промысл Творца о спасении человека.

Обожение плоти и ее воскресение

Воскресение плоти и ее обожение признавалось свт. Григорием, таким образом, вовсе не «в угоду общепринятым церковным догматам», а в силу его верности библейской антропологии. Представления святителя о свойствах обоженного материального тела, хотя и кажутся подчас слишком спиритуализированными, но предполагают, при приобретении новых духовных свойств, сохранение материей своей онтологической природы. Например, свт. Григорий учил, что во Христе плоть, «оставаясь плотью по своему естеству (т^ iSia фйагО, претворилась в море нетления»93.

Господь становится «перворожденным из мертвых», соделавшись «начатком умерших» (1 Кор 15. 20), чтобы всякой плоти открыть «путь к воскресению» (ilva öSonoqafl naafl аарк! T^v dvaaTaatv)94. Особенно ярко проявился отход свт. Григория от платонизирующей мысли Оригена в учении о евхаристическом теле Христа, которое становится, по учению святителя, своего рода эпицентром обновления человеческой природы,

92 Ср.: S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis 12.

93 «т^; 5s аарко; т^ i5ia фиаа аарко; ouar|;, ^£Tanoix|0£iar|c; 5s про; то т^; dGavaata; nsAayo;» (S. Gregorius Nyssenus. Antirrheticus adversus Apollinarium 3, 1. 201. 16-17 [ed. F. Mueller. TLG 2017/008]).

94 Григорий Нисский, свт. О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. К Олимпию монаху // Он же. Творения. Ч. 7. С. 250; S. Gregorius Nyssenus. De perfectione Christiana ad Olympium monachum 8, 1. 202. 2.

началом и источником ее одухотворения, освобождения от «кожаных риз», смерти и тления95.

Выводы

Проведенное исследование антропологии свт. Григория в аспекте его представлений о телесной природе человека позволяет сделать вывод о том, что, согласно его учению, задуманная как «икона иконы»96, материальная природа человека утратила свою первоначальную «иконичность» в силу человеческого греха. Как в первозданном человеке, так и в эсхатологическом обновленном состоянии человечества материя имеет свое важное положительное предназначение.

В результате анализа употребления понятия «кожаные ризы» установлено, что оно включает все негативное и трудное для человека в его собственном теле и материи окружающего мира и есть, по мысли святителя, особое действие Творца, Который «содействовал» (sSo^sv) неразумному стремлению Адама и его потомков к наслаждению одним материальным.

Несмотря на многочисленные негативные эпитеты, используемые свт. Григорием для описания свойств человеческого тела, неверно было бы говорить о каком-либо изначальном онтологическом негативном качестве телесного состава в мировоззрении свт. Григория. Святитель прямо учит об участии плоти в воскресении и сохранении в ее одухотворенном состоянии ее базисных качеств.

Материальная природа человека только тогда бывает в гармонии и несет на себе «некий образ образа», когда управляется умом, и, наоборот, «разрушается же снова и распадается, когда разлучена с преобладающим и поддерживающим, и расторгнуто его единение с прекрасным»97. Разложение вещества имеет причиной «обращение естества к обратному порядку98, когда пожелание склоняется не к прекрасному, а к

95 Кирилл (Зинковский), иером. Великие отцы Церкви о материи и теле человека. Александрийская и Каппадокийская школы. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2014. С. 341-342.

96 «tic; £Íkwv sÍKÓvoc;» (S. Gregorius Nyssenus. De opificio hominis // PG 44. Col. 164А).

97 Григорий Нисский, свт. О устроении человека. Гл. 12. С. 119.

98 «т^с; фиаеш; про; то s^naXiv Y¿vr|Tai ^ ¿пютрофЛ» (De opificio hominis // PG 44. Col. 164В).

тому, что само имеет нужду в украшающем»99. Через промыслитель-ное отступление благодати стали выявляться онтологические свойства безобразности и неустроенности вещества, чтобы человек возвратил свой взор обратно к Богу как Источнику гармонии и красоты.

Учение свт. Григория об эсхатологическом обожении плоти и ее воскресении ярко подчеркивает непричастность церковного иерарха к оригенизму, сохранившему характерное для платонизма негативное отношение к материи.

99 О устроении человека. Гл. 12. С. 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.