НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 236
Е.Г. Якимова (Тула, ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Тел.: 8-906-533-08-95, e-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ЭСХАТОЛОГИИ В СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: ОТ ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО К ИОАННУ ЗЛАТОУСТУ
В данной статье осуществляется анализ эсхатологической проблематики в учении таких Отцов Церкви, как Ириней Лионский, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. В ходе данного анализа выявляются и рассматриваются хилиастическое, спиритуалистическое и церковное течения в раскрытии представлений о конечности мира и человека.
Ключевые слова: эсхатология, Отцы Церкви, смерть, бессмертие, ад, рай, воскресение мертвых, хилиазм, второе пришествие Христа, Страшный суд, апокатастасис
В святоотеческой традиции проблема эсхатологии занимает центральное место. В рамках ее рассмотрения находятся вопросы, связанные, во-первых, с конечной судьбой каждого человека в отдельности: смерть тела и бессмертие души, участи души после смерти, местопребывания праведников и грешников (ада и рая); во-вторых, с конечной судьбой человеческого рода и мира вообще: второе пришествие Христа и его знамения, всеобщее воскресение мертвых, Страшный суд, конечная судьба мира.
Одним из первых Отцов Церкви, в учении которого детально изложена эсхатологическая проблематика, следует считать св. Иринея Лионского. Св. Ириней Лионский (| ок. 202) излагает эсхатологические воззрения древней Церкви в полемике с многочисленными гностическими сектами. Согласно его учению, Иисус Христос пробудет на небе до времени исполнения всего того, что Бог возвестил через пророков, а после чего - снова придет на землю для совершения заключительных событий в истории мира и человечества. Св. Ириней дает точное определение времени второго пришествия Христа. По его мнению, за сколько дней был создан этот мир, столько тысячелетий он и существует. В книге Бытия содержится информация о том, что Бог создал мир за шесть дней, а на седьмой день отдыхал, что следует рассматривать как пророчество о будущих событиях. Если Священное Писание содержит указание на то, что один день Господом рассматривается в качестве тысячелетия (Пс. 89:4; 2 Петр. 3:8), а мир был создан за шесть дней, то он должен закончить свое существование в шеститысячный год. После окончания настоящего мир должен наступить седьмой день покоя, под которым св. Ириней понимал время тысячелетнего земного царства Христа. Отсюда видно, что второе пришествие Христа имеет своей главной целью - открытие земного царства Христа, что должно произойти в конце шеститысячного года мировой истории.
Кончине мира и второму пришествию Христа будут предшествовать следующие признаки - великая мировая скорбь и явление Антихриста [1, 64]. Скорбь, по мнению св. Иринея, в мире необходима для спасения, потому что через нее происходит очищение от грехов, что позволит очистившемся людям царствовать со Христом во время тысячелетнего Царства. Именно поэтому в конце настоящего мира и будет скорбь так велика, что подобной ей никогда не было в мире и не будет [2, 190].
Описанию Антихриста и его деятельности св. Ириней уделяет много внимания. Можно даже сказать, что св. Ириней предпринимает первую по существу попытку дать связное описание Антихриста в сочинении «Обличение и опровержение лжеименного знания», более известного под кратким названием «Против ересей». Объединив и систематизировав все существующие до сей поры разрозненные указания и пророчества, епископ Лионский заключил, что Антихрист произойдет из колена Данова. Это будет нечестивый, неправедный и беззаконный царь, который получит всю власть дьявола и возродит в себе все богоотсупничество, «какое было в течение шести тысяч лет» [2, 188]. Он утвердит свой престол в Иерусалимском храме, устранит всех идолов, и будет пытаться убедить людей, что он сам есть Бог [2, 179]. Все это находит подтверждение в текстах Священного Писания: Антихрист, по словам апостола Павла, будет человеком греха, сыном погибели, противящемся и превозносящемся выше всего называемого Богом или святыней, так что он сядем в храме Божьем и будет выдавать себя за Бога (2 Солун. 2:34). Десять апокалиптических царей (Откр. 17:12-13) дадут ему силу и власть для преследования христиан, чему он активно будет способствовать [2, 183-184]. Царство Антихриста будет продолжаться три с половиной года, во время которого он утвердит свой престол в Иерусалимском храме. По истечению указанного срока состоится второе пришествие Иисуса, в результате чего Антихрист будет отправлен в огненное озеро вместе с грешниками, а для праведников откроется тысячелетнее царство вместе со Христом [2, 195]. Митр. Макарий (Оксиюк) подчеркивает, что это факт рассматривался св. Иринеем не в свете хилиастических мечтаний, а как одна из стадий постепенного восхождения праведных людей к Богу [1, 78].
Несомненной заслугой св. Иринея является попытка определить имя Антихриста, которое выражается числом-начертанием 666. Такое имя, по мнению епископа Лионского, будет присвоено Антихристу по причине накоплению в нем всего человеческого нечестия, какое когда-либо имело место в мире за время его шеститысячного существования [2, 188]. Епископ Лионский подчеркивает, что Иоанн Богослов не открыл настоящего имени Антихриста, потому что оно недостойно быть возвещено Святым Духом, потому что «имя несуществующего не возвещается» [2, 195].
Учение св. Иринея о всеобщем воскресении мертвых сформировалось в процессе полемики с гностиками, которые подвергали его сомнению, полагая, что Бог не может даровать смертному бессмертие, а тленному нетление, потому что все возвращается в то, из чего оно произошло. Кроме того, по их мнению, человеческое тело создано из земли, поэтому оно не может участвовать в христианском спасении. В доказательство возможности всеобщего воскресения мертвых св. Ириней приводил тот факт, что человеческие тела, хотя и распадаются на свои составные части, однако, совершенно не уничтожаются. Земля, из которой образованы человеческие тела, принимает их обратно в свой состав и сохраняет до второго пришествия Христа, когда они будут воскрешены чистыми и нетленными. Таким образом, воскрешение людей будет делом Самого Бога. Более того, воскресение человеческого тела не только возможно, но и необходимо, потому что, по мнению епископа Лионского, этого требует Божья справедливость. Если человеческое тело вместе с душой во время настоящей жизни участвует как в добрых, так и в злых делах, то оно обязательно должно воскреснуть для награды или наказания, при чем, воскресшее тело должно быть полностью тождественно настоящему телу, каким оно было в земной жизни.
Таким образом, св. Ириней признавал полную возможность и даже необходимость воскресения как праведников, так и грешников. Однако, он отрицал тот факт, что они должны воскреснуть одновременно. Сначала должно состояться
воскресение праведников для вхождения их в тысячелетнее земное царство Христа, а по окончании его - всеобщее воскресение и Суд.
Рассуждая о кончине мира, епископ Лионский полагал, что видимый мир погибнет в огне, однако, он не исчезнет окончательно, а изменит свой образ существования. Новое небо и новая земля будут местом обитания «нового человека, всегда о новом беседующем с Богом» [1, 83].
Еще одним из Отцов Церкви, внесший вклад в развитие христианской эсхатологии, является святитель Ипполит Римский ок. 236), который в своем вероучении во многом развивает идеи Иринея Лионского. Прежде всего, это касается попытки определения времени второго пришествия Христа. Соглашаясь в этом вопросе с Иринеем, святитель Римский связывает второе пришествие Христа и наступление конца мира с истечением 6000 лет от его сотворения [3, 132-134].
Иисус Христос явится на землю второй раз в окружении ангельского воинства и во славе. Однако, необходимо отметить тот интересный факт, что по расчету Ипполита Римского до пришествия Иисуса Христа второй раз должно пройти 500 лет от Его воплощения на земле как Сына Божия. Тем не менее, он отмечает, что точная дата пришествия Христа сокрыта от людей, чтобы они не впали в беспечность и не лишились вечной жизни [3, 126].
Опираясь на тексты Священного Писания, Ипполит Римский пытается определить признаки второго пришествия Христа. К таковым можно отнести следующие: проповедь Евангелия во всем мире, явление пророков Еноха и Илии, приход Антихриста, который умертвит пророков за то, что откажутся поклониться ему.
На наш взгляд, несомненной заслугой Ипполита Римского является попытка развить учение Иринея Лионского об Антихристе и дополнить его образ на основании текстов как Ветхого, так и Нового Заветов. Этому посвящено сочинение «О Христе и Антихристе». Антихрист, по Ипполиту, есть дьявольская параллель Христа или, более того, его совершенная антиномия: «Христос - лев, лев и Антихрист, Христос - царь, царь, хотя и земной, и Антихрист. Явился Спаситель как Агнец: подобным же образом и тот покажется как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезанным пришел Спаситель в мир, подобным же образом явится и тот...» [4, 201-202]. Таким образом, Ипполит показывает, что Антихрист будет стараться во всем уподобиться Иисусу Христу. Он восстановит Иерусалимский храм, начнет гонение на Церковь. Время царствования Антихриста Ипполит исчисляет в три с половиной года или 1290 дней. В отличие от епископа Лионского, Ипполит Римский не пытается вычислить имя Антихриста, утверждая, что о нем нельзя сказать что-либо определенное, оно откроется только при его появлении.
Кроме того, Ипполит Римский в своем учении не обходит стороной и воскресение мертвых, которое находится в тесной хронологической связи со вторым пришествием Христа. Учение о воскресении мертвых Ипполит излагает в отдельном трактате («Слово против эллинов») где он утверждает, что души умерших грешников остаются в аду до времени, когда Бог, воскресивши всех людей, снова соединит их с прежними телам. Души умерших праведников воспримут тела не такими, какими они были раньше, но чистыми и нетленными, а грешные души - тела, которые окажутся не свободными от страданий и болезней и чуждыми прославления [1, 101].
Целью второго пришествия Христа на землю является всеобщий суд. А потому Ипполит называет Христа судьей всех: небесных, земных, преисподних сил, небесным Судьей мира, пришедшим с небес Судьей Судей и Царем Царей, Судьей живых и мертвых [1, 102]. «Небесный Судья» после воскресения праведникам дарует вечное царство, а грешников будет жечь вечный неугасимый огонь. По мнению Ипполита, всеобщий суд будет служить гранью между настоящим миром с нынешней историей
человечества и будущем миром с ожидаемой судьбой всей твари. В трактате «Против греков» Ипполит достаточно подробно изображает состояние грешников и праведников в другом мире. Переход из нынешнего мира в другой будет иметь не только религиозно-этическую, но и космически-физическую перемену. Эта последняя, по мнению Ипполита, совершится через сожжение.
Таким образом, можно сделать вывод, что эсхатологическая проблематика в учениях ранних Отцов Церкви еще не имеет характера вполне строгой системы, касаясь вопросов о конечной судьбе человечества и мира вообще в основном с апологетическими и полемическими целями. Поэтому Отцы Церкви первых веков уделяют внимание тем положениям, которые подвергаются сомнениям или отрицаются со стороны гностиков, язычников и др. У них еще невозможно проследить целую обстоятельную систему эсхатологических воззрений. И только Отцы Церкви последующих веков сообщили христианской эсхатологии нечто новое и дали полную научно-обработанную эсхатологическую систему.
Важную роль в этом отношении сыграл Климент Александрийский (ок. 150216). В центре его учения стоит проблема загробной участи каждой конкретной души. Огненные адские муки, являющиеся наказанием для умерших грешников, так же служат для них средством очищения от грехов и путем к достижению блаженства. Иными словами, можно предположить, что некогда может наступить всеобщий апокатастасис. В этой связи нельзя не согласиться с мнением митр. Макария (Оксиюка), который полагал, что «при таком взгляде на значение для душ умерших грешников огненных мучений Климент Александрийский должен был считать второе пришествие Христа и связанные с этим другие мировые события малозначимыми и почти излишними, но, придерживаясь в данном случае основ христианского предания, он этого не делает, хотя каждому из последних мировых событий уделяет очень мало внимания» [1, 117].
Однако, хотя Климент Александрийский в своем учении выдвигает на первый план проблему загробного существования души, он не обходит стороной вопросов о втором пришествии Христа и конечной судьбе мира.
Касаясь вопроса о втором пришествии Христа, Климент называет его «днем Христа», когда Иисус Христос придет на землю во второй раз во славе и с воинством для того, чтобы совершить Всеобщий суд. Он так же учит о несомненности будущего всеобщего воскресения мертвых.
Что касается конечной судьбы мира, то Климент Александрийский соглашается в этом вопросе со своими предшественниками, подчеркивая, что некогда этот мир прекратит свое существование через стихию огня, и тогда настанет новый мир.
Проблема посмертной участи человеческой души и теория апокатастасиса находилась в центре учения еще одного, на наш взгляд, небезизвестного Отца Церкви -Оригена (| ок. 215), вклад которого в развитии христианской эсхатологии оказался довольно значительным. Соглашаясь во многом с идеями Климента Александрийского по вопросам постепенного очищения и усвоения небесного блаженства душами умерших, он уделяет мало внимания теме славного второго пришествия Христа, хотя и не отрицает необходимости последнего. Хотя Ориген не дает точного определения времени второго пришествия Христа на землю, но выделяет ряд знамений, которые будут предшествовать этому событию. По его убеждению, перед вторым пришествием Христа на землю, во-первых, на земле будет голод, землетрясения, болезни, раздоры, войны, во-вторых, прекратят свое существование все религии, кроме христианства [1, 157]. Тогда произойдет обращение к вере всех народов, в том числе и иудеев, хотя Иерусалим и их царство не будет восстановлены. Однако, несмотря на широкое
распространение христианства перед вторым пришествием Христа, будет много грешников [1, 157]. Тогда, по учению Оригена, должно с особой силой проявиться антихристианское начало, которое имеет в мире много разных носителей, хотя в собственном смысле существует только один Антихрист, который придет в конце настоящего мира [5].
Однако, заслуживает внимание тот факт, что отношение к Антихристу у Оригена не является однозначным. С одной стороны, он говорит об Антихристе как о конкретной личности, которая появится в будущем и в этом отношении его предтечами являются самарянские лжепророки Досифей и Симон Маг, еще в апостольский век объявившие себя Мессиями и создавшие собственные религиозные общины. С другой стороны, следуя аллегорическому толкованию Священного Писания, Ориген говорит об Антихристе в переносном смысле как о «ложном слове, имеющим вид истины», тем самым, понимая под ним безличностное и отнюдь не эсхатологическое явление.
Что касается конечной судьбы мира, то Ориген соглашается в этом вопросе со своими предшественниками, подчеркивая, что некогда этот мир сгорит в огне.
Эсхатологическая проблематика содержится так же в учении свт. Василия Великого (| 329/330 - 379). Согласно его воззрениям, судьба каждого человека в отдельности сольется с судьбой всего человеческого рода, когда существование настоящего мира прекратится и наступит будущий век, имеющий некоторое сходство с первым днем этого мира [6, 36]. Будущий век будет сильно отличаться от настоящей жизни. Он начнется во время ожидания явления Христа или непосредственно с момента Его пришествия на землю [8, 122]. Характеризуя второе пришествие Христа, святитель Каппадокийский замечает, что оно будет славным и повсеместным [7, 377].
Как и предыдущие Отцы Церкви, Василий Великий не обходит в своем учении стороной будущее воскресение мертвых. Несомненно, он признавал различие между воскресшими телами и настоящими. Но в чем оно будет состоять, об этом можно судить лишь на основании идеи о том, что во время воскресения человеческое тело становится нетленным и бессмертным.
Следует отметить тот факт, что о будущем суде святитель говорит сравнительно часто. Этот суд, по его словам, будет общим для всех, страшным, на нем будет выявлено все доброе, худое, явное, тайное, дела, слова, помышления - все будет открыто во всеуслышанье всем [10, 112]. Что касается участи праведников и грешников после Страшного суда, то она будет различной. Говоря об адских мучениях после Страшного суда, святитель Василий утверждал, что последние будут вечными, так же как и блаженства. Мучения в аду будут распределены между грешниками не одинаково, а по мере злодеяний [9, 291-292].
В своих творениях Василий Великий мало говорит о конечной судьбе мира вообще. Однако, он предполагал в будущем космическую перемену. Согласно его учению, настанет день, когда все будет иссушено огнем и настоящий мир прекратит свое существование [6, 48].
Подобно Василию Великому, святитель Григорий Богослов (329-389) специально не занимался эсхатологией, в виду чего особых эсхатологических трактатов он не оставил. Однако, во многих местах его сочинений можно обнаружить те или иные положения, касающиеся конечной судьбы человека и мира. Прежде всего, в своих сочинениях он касается вопроса о всеобщем воскресении мертвых, которое должно состояться в последний день существования мира. Григорий Богослов учил, что «последний день, по Божьему мановению, соберет всех вместе от концов земли, хотя бы кто был обращен в пепел и лишился членов в болезни» [1, 247]. Однако, святитель Григорий подробно не заостряет внимание на обстоятельствах, которые будут предшествовать всеобщему воскресению мертвых, хотя и упоминает об
«архангельском гласе» и «последней трубе». Помимо этого, он не описывает и самого процесса будущего воскресения мертвых и оставляет без внимания вопрос о качествах будущих воскресших тел.
Что касается второго пришествия Иисуса, то Григорий Богослов не останавливается подробно на этом вопросе, считая при этом, что Христос придет на землю второй раз с телом и во славе Отца [12, 286-287]. Однако, в своих сочинениях он не останавливается специально на том, когда и как пришествию Христа будет предшествовать Антихрист, хотя и упоминает о последнем.
В отношении будущего суда следует отметить тот факт, что святитель говорит о нем сравнительно немного. Тем не менее, он пытается дать о нем полное представление. Этот суд, по его мнению, будет всеобщим, единственным, праведным, окончательным, и страшным.
Св. Григорий Богослов специально почти не останавливал своего внимания на конечной судьбе мира вообще. Однако, он предполагал разрушение существующего мира посредством огня и изменение его в лучшую сторону: должно произойти преобразование неба, претворение земли, освобождение стихий и обновление целого мира [11, 214].
Однако, в наибольшей полноте эсхатологическое учение было представлено в трудах святителя Иоанна Златоуста (347-407). В центре его вероучения стоит проблема второго пришествия Христа. Особо большое внимание он уделяет описанию признаков наступления данного события. Опираясь на тексты Священного Писания, св. Иоанн полагал, что перед вторым пришествием Христа явится на землю человек, называемый Антихристом, который будет проповедовать ложное учение, совершать беззаконные действия и чудеса, выдавать себя за Бога и требовать божеского поклонения. Действия Антихриста будут насильственными. Он с особой ревностью станет распространять свое влияние на людей, поднимет сильное гонение на христиан, но будет принят, прежде всего, евреями, как царь и завоеватель, а затем - слабыми христианами и неверующими, истинные же христиане в это время получат подкрепление свыше. Кроме явления Антихриста, св. Иоанн Златоуст указывает еще и на другие признаки второго пришествия Христа, к каковым можно отнести следующие: особые страшные явления в физическом мире, разные бедствия и смуты. Сюда же он относит междоусобные войны, неверие и сильное растление нравов в мире [14, 575].
Однако, указывая признаки второго пришествия Христа на землю, св. Иоанн Златоуст не пытался вычислить дату его наступления, подчеркивая то обстоятельство, что время данного мирового события в точности известно одному только Богу, а от людей сокрыто ради их пользы. Мы считаем необходимым согласиться с утверждением Иоанна Златоуста, что нет пользы людям знать точно, когда придет этот день, потому что для каждого человека, прежде всего, кончиной века является конец его жизни и даже он сокрыт от людей. Однако, не следует полагаться на признаки пришествия Христа, потому что Священное Писание не говорит, что явление Антихриста будет знамением пришествия Христа, но утверждает, что Христос не будет давать предзнаменования о Себе, а придет внезапно и неожиданно [16, 548].
Еще одним важным признаком времени пришествия Антихриста св. Иоанн Златоуст, ссылаясь на Священное Писание, считал ослабление и прекращение гражданской власти в обществе [16, 597-598]. Именно так нужно понимать его рассуждения о разрушении римского государства и римского владычества [1, 615].
В отношении второго пришествия Христа, святитель Иоанн полагал, что это событие произойдет внезапно. Предварительно на небе явится знамение креста для изобличения неуверовавших [17, 944]. А вслед за ним придет Христос на облаках в сопровождении всех ангелов и святых [15, 767].
Одновременно со вторым пришествием Христа на землю произойдет всеобщее воскресение мертвых. При чем, воскресшие тела будут отличаться от настоящих. По его учению, они будут подобны воскресшему телу Христа, так как окажутся нетленными, бессмертными, славными, духовыми, не имеющими нужды в пище и питье.
Целью второго пришествия Христа будет Страшный суд над людьми, как воскресшими из мертвых, так и оставшимися в это время в живых. Результатом его будет разлучение праведников и грешников. Первые за свои добрые дела удостоятся награды, и для них начнется другая жизнь, в которой не будет уже ни смерти, ни болезни, ни старости, ни бедности, ни клевет, ни козней, ни браков, ни болезней и т.д. и настанет уже другое, лучшее состояние жизни [13, 290], а последние будут отправлены в огонь вечный на мучения [15, 795]. Особо важным является тот факт, что Иоанн Златоуст настаивал на реальности и вечности адских наказаний, хотя и не отрицал того обстоятельства, что помимо страшных мучений, одно только лишение небесных благ есть мучение более жестокое, чем геенна [15, 271].
Таким образом, в святоотеческой традиции проблема эсхатологии занимает центральное место. Епископ Польской и Русской православных церквей, митрополит Варшавский и всея Польши Макарий (Оксиюк) вычленяет три течения в раскрытии эсхатологических истин в русле святоотеческой традиции: 1) хилиастическое (Ириней Лионский, Ипполит Римский и др.); 2) спиритуалистическое (Климент Александрийский, Ориген); 3) церковное (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) [1, 255-256].
Приверженцы хилиазма оставляют почти без внимания состояние душ после смерти и до воскресения (в отношении праведников они утверждали, что они после своей смерти удостаиваются блаженной участи), признают два воскресения мертвых. В отношении последнего положения хилиасты предполагали, что первое воскресение, в котором примут участие только праведники, знаменует собой открытие тысячелетнего Царства Божия на земле. Второе всеобщее воскресение откроет Страшный суд, на котором будет определена окончательная участь людей.
Представители спиритуалистического течения учили, что умершие грешники через адские мучения постепенно очищаются от своих грехов и постепенно достигают первоначальной чистоты и блаженства, т.е. происходит апокатастасис всего существующего в первобытное состояние. Такой подход отвергает вечность адских мучений, а воскресшие тела представляют собой светоносную эфирную массу, не имеющую ни веса, ни органов, ни особого внешнего вида.
В рамках церковной эсхатологии отрицались два воскресения мертвых и тысячелетнее Царство Божие на земле, исправительный характер адских мучений и всеобщий апокатастасис, напротив, утверждалось одно воскресение мертвых во время второго пришествия Христа, наступление Страшного суда и определение окончательной участи людей, при чем признавалось вечность адских мучений.
Таким образом, эсхатологическая проблематика является существенным элементом вероучения Отцов Церкви 11-У вв. и представляет собой один из первых опытов раскрытия представлений о конечной судьбе человечества и мира в рамках христианской религии. В дальнейшем проблема эсхатологии подвергалась рассмотрению не только Отцами Церкви, но и религиозными деятелями.
Литература
1. Макарий (Оксиюк М.Ф.) Эсхатология Григория Нисского / митр. Варшавский и Всея Польши Макарий. Киев: Изд-во имени святителя Льва, папы Римского, 2006. 676 с.
2. Ириней Лионский. Против Ересей // Книга об Антихристе: (антология) / сост., вступ. ст., коммент. Б. Деревенского. СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2007. C. 176195.
3. Ипполит Римский. Толкования на книгу пророка Даниила // Творения: пер. с греч. Вып. 1. Казань: Типо-Литография Императорского Университета, 1898. 170 с.
4. Ипполит Римский О Христе и Антихристе. // Книга об Антихристе: (антология) / сост., вступ. ст., коммент. Б. Деревенского. СПб.: Амфора: ТИД Амфора, 2007. C. 197-270.
5. Ориген Против Цельса [Электронный ресурс] // Азбука веры. Библиотека Святых Отцов и Учителей Церкви. URL.: http://azbyka.ru/otechnik/?Origen/protiv celsa=2 (дата обращения 13.03. 2008).
6. Василий Великий. Творения. Ч. 1. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. 318 с.
7. Василий Великий Творения. Ч. 3. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. 399 с.
8. Василий Великий. Творения. Ч. 4. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. 368 с.
9. Василий Великий. Творения. Ч. 5. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. 403 с
10. Василий Великий. Творения. Ч. 6. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. 335 с/
11. Григорий Богослов. Творения. Ч. 1. М.: Московская духовная академия, 1889. 318 с.
12. Григорий Богослов. Творения. Ч. 5. М.: Московская духовная академия, 1889. 403 с.
13. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. Кн. 1. СПб.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 1900. 1017 с.
14. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 6. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 1900. 990 с.
15. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 7. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 1900. 913 с.
16. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 1900. 1127 с.
17. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия, 1900. 1013 с.
Ye.G. Yakimova
THE PROBLEM OF ESCHATOLOGY IN THE PATRISTIC TRADITION: FROMIRENAEUS TO JOHN CHRYSOSTOM
This article is an analysis of the eschatological perspective in the teaching of the Fathers of the Church, as Irenaeus, Hippolytus of Rome, Clement of Alexandria, Origen, Basil the Great, Gregory the Theologian, and John Chrysostom. In the course of this analysis are identified and discussed chiliastic, spiritualist, church the flows in the disclosure of representations of the finiteness of the world and man.
Keywords: eschatology, the Fathers of the Church, death, immortality, hell, heaven, the resurrection of the dead, chiliasm, the second coming of Christ, the Last judgment, apocatastasis