Научная статья на тему 'Эсхатология основных христианских конфессий: сходства и различия'

Эсхатология основных христианских конфессий: сходства и различия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1298
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСХАТОЛОГИЯ / СУД / РАЙ / АД / ВОСКРЕСЕНИЕ / ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ / ЧИСТИЛИЩЕ / МЫТАРСТВА / МИЛЛЕНАРИЗМ / ESCHATOLOGY / JUDGMENT / HEAVEN / HELL / RESURRECTION / SECOND COMING / PURGATORY / ORDEALS / MILLENARIANISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якимова Елена Георгиевна

В статье осуществляется сравнительный анализ представлений о конечности бытия в православии, католицизме и протестантизме на индивидуальном и всемирном уровнях эсхатологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESCHATOLOGY OF MAJOR CHRISTIAN CONFESSIONS: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

The article provides a comparative analysis of the representations of the finiteness of life in Orthodoxy, Catholicism and Protestantism at the individual and global levels eschatology.

Текст научной работы на тему «Эсхатология основных христианских конфессий: сходства и различия»

15. Селиванов Ю.Р. «Смерть Бога». // Религиоведение:

Энциклопедический словарь. / Под общ. ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. М.: Академический Проект, 2006. 1256 с. - С. 992-993.

16.Евстропов М.Н. Жорж Батай: опыт бытия как критика онтологии. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/344/image/344-050.pdf (дата обращения 16.10.2011).

17.Фромм Э. Человек для самого себя. // Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - С. 19-190.

18.Фромм Э. Из книги «Догма о Христе»: Современное положение человека. // Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. - С. 380387.

19. Кэмпбелл Джозеф. Изменяющая облик. // Психология религиозности и мистицизма: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 544с. (Библиотека практической психологии).

20. Ильин И. А. О вере. СПб.: «Феофил», 2004. - 47с.

21.Лезов С.В. Теология культуры Пауля Тиллиха. // Тиллих Пауль. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. - 479 с.

Ye.N. Chesnova

THE PHENOMENON OF RELIGIOUS FAITH IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT

In this article discusses the phenomenon of religious faith in the context of contemporary social and cultural development based on the analysis of the relationship between faith and knowledge-doubt, the value of contemporary issues of faith, the phenomenon of faith without God. Features of the current state of the faith revealed in relation to the change in the status of being a modern human vision, ideals and culture.

Keywords: Phenomenon of religious faith, knowledge, doubt, moral values, God, the

divine УДК 236

Е.Г. Якимова (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

(4872) 35-74-37, e-mail: helena183 @yandex.ru

ЭСХАТОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ:

СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

В статье осуществляется сравнительный анализ представлений о конечности бытия в православии, католицизме и протестантизме на индивидуальном и всемирном уровнях эсхатологии.

Ключевые слова: эсхатология, суд, рай, ад, воскресение, второе пришествие, чистилище, мытарства, милленаризм

Эсхатология является стержневой основой христианского вероучения, в рамках которого в общем смысле она предстает как «учение о завершительном или последнем дне настоящего существования мира и человечества ... о втором пришествии Христа и мировых событиях, следующих непосредственно за ним: [1, VI] о воскресении мертвых, о Страшном суде, о Царстве Божием» [2, 545]. При более частном рассмотрении эсхатологии в основных христианских конфессиях (православии, католицизме, протестантизме) данное учение имеет определенные сходства и различия, которые могут быть рассмотрены на двух уровнях эсхатологии: индивидуальном и всемирном, чему и посвящена данная статья.

Индивидуальный уровень эсхатологии акцентирует внимание на конечности бытия отдельного человека, включая представления о немедленном суде и воздаянии. В отношении конечности человеческого бытия в православии и католицизме акцентируется внимание на существовании Частного суда, касающегося судьбы отдельного человека и совершающегося сразу после его смерти, и общего (Страшного суда), который должен состояться в конце времен. Принципиальное отличие в понимании сущности Частного суда в рамках православной эсхатологии заключается в том, что душам праведников и грешников после него соответствуют два места нахождения - рай и ад, в которых они пребывают либо в радости, либо в печали и скорби, но не достигают ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Блаженство и мучение являются основными состояниями душ умерших в католической эсхатологии, в то время как в православной эсхатологии они станут возможны только после Страшного суда. В православии и католицизме мучения грешников носят предначинательный характер до Страшного суда и могут быть ослаблены и даже сняты благодаря заступническим молитвам Церкви.

Одним из важных различий в понимании Частного суда между православием и католицизмом является идея последнего о существовании «чистилища» - «промежуточного» этапа между раем и адом, в рамках которого осуществляется ряд временных, очистительных мучений для душ людей, не совершивших особо тяжких грехов при жизни либо раскаявшихся в них с целью попадания в рай.

Заслуживает внимания тот факт, что в Священном Писании отсутствуют прямые упоминания о существовании чистилища. Католическая доктрина о чистилище опирается преимущественно на Священное Предание. В творениях Отцов Церкви идея чистилища присутствует в той или иной форме. Свв. Василий Великий, Григорий Нисский, Блаженный Августин употребляют выражение «очистительный огонь» или «чистилище». Веру в возможность только временных мук разделяли Свв. Григорий Великий, Иоанн Златоуст. Изначально понятие «чистилище» имело различные толкования и носило скорее «духовный» и общий характер. Однако, со временем, как

подчеркивает современный отечественный исследователь иудаизма и христианства Ю. Табак, идея «чистилища» стала приобретать все более конкретно-художественное выражение и «промежуточное состояние» как бы сменилось «промежуточным местом», когда богословы-схоласты, поэты и художники начали описывать, подобно аду и раю, детальное устройство чистилища, муки находящихся там грешников и т.д. [3, 46]. Реакцией Церкви на такую ситуацию было осторожное использование в официальных церковных определениях понятий и терминологий, описывающих чистилище. Окончательное оформление идея чистилища получила в рамках католицизма на I и II Лионском, Флорентийском и Тридентском Соборах.

В рамках православной эсхатологии понятие «чистилище» не получило доктринального оформления, хотя нельзя отрицать наличие в ней идеи о пребывании мертвых в неком промежуточном состоянии в ожидании Страшного суда, когда их участь окончательно будет решена. Именно с этим связаны молитвы об умерших, имеющие своей целью облегчение страданий, упокоение и оставление грехов. Определенное воплощение идеи мук чистилища в православной эсхатологии получила под названием «мытарств» -посмертных испытаний человеческой души демонами, обвиняющими ее в содеянных грехах и препятствующими вхождению в рай, что является одним из существенных элементов Частного суда.

В протестантской эсхатологии акцент смещается с участи отдельного человека на конечную судьбу человечества и всего мира, в ней отсутствует идея Частного суда, отвергаются учения о «чистилище» и «мытарствах», молитвы об умерших, но признается существование ада и рая. В некоторых направлениях протестантизма, например, в религиозном движении Адвентисты седьмого дня, отрицается идея существования ада как определенного места вечных мучений, что связано с несовместимостью подобных представлений с благостью и милосердием Бога.

Всемирный уровень эсхатологии делает акцент на конечной цели космоса, истории и конце мира в целом. В рамках конечной судьбы человечества и мира во всех направлениях христианства признается второе пришествие Христа, воскресение мертвых, Страшный суд и наступление Царства Божия. В рамках католицизма и православия находится идея славного второго пришествия Христа, во время которого произойдет воскресение мертвых и Страшный Суд, определяющий окончательную участь каждого человека. В протестантизме акцентируется внимание на идее двух воскресений во время второго пришествия Христа. Сначала произойдет воскрешение праведников, которые будут царствовать вместе с Христом тысячу лет на земле, после чего будут воскрешены грешники и определится окончательная участь людей. Данная идея положена в основу идеи милленаризма, которая по большей части отвергается как католической, так и православной церквами.

В отношении милленаризма, прежде всего, следует отметить тот факт,

что идея второго при ествия риста и установления т сячелетнего арства Божия на земле была очень распространена в раннехристианскую эпоху. В число сторонников данной идеи входили апостол Варнава, Папий Иерапольский, Иустин Мученик, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Мефодий Патарский. Впоследствии идея тысячелетнего Царства Божия на земле не была воспринята церковью и подверглась критике со стороны Григория Богослова, Дионисия Ареопагита, Августина и др. В средние века в рамках христианской религии милленаристские идеи распространялись довольно активно в ряде ересей и радикальных движений, наиболее значительным из которых является учение мистика Иоахима Флорского о трех эпохах истории: Отца (Ветхий Завет), Сына (Новый Завет) и Святого Духа (Тысячелетнее Царство). Таким образом, Иоахим Флорский заостряет внимание на поступательном возрастании религиозного сознания человечества и постепенном самораскрытии Троичного Божества.

Однако, с особой силой милленаристские идеи обнаруживают свое существование в эпоху Реформации и последующие века. С этого времени начинает формироваться три подхода к пониманию милленаризма:

1. Премилленаризм акцентирует внимание на том, что в конце истории наступит видимое тысячелетнее Царство Христа на земле, которое начнется в момент Его второго пришествия. Возвращению Христа на землю будет предшествовать отступничество церкви и всевозможные бедствия, а второе пришествие и воскресение умерших христиан произойдет внезапно (пиетизм, баптизм, пятидесятничество и т.д.).

2. Амилленаризм утверждает, что тысячелетнее Царство Христа уже наступило и существует в церкви в виде церковных таинств или только на небе и в душах верующих от первого до второго пришествия Христа. Согласно данному учению, реальное тысячелетнее Царство Божие на земле никогда не наступит (кальвинизм, лютеранство и т.д.).

3. Постмилленаризм делает акцент на установлении Царства Божия в мире, благодаря деятельности церкви и проповеди Евангелия. В результате победы церкви наступает эпоха тысячелетнего Царства, которое завершится вторым пришествием Христа (пуритане, ривайвелисты, доменионизм и т.д.).

Таким образом, в рамках православия и католицизма эсхатологические представления следует рассматривать сначала на индивидуальном, а потом на всемирном уровне эсхатологии. Они, прежде всего, подробно акцентируют внимание на теме смерти и посмертном существовании отдельного человека, а лишь затем на конечной судьбе всего мироздания. В рамках протестантизма на первый план выходит всемирный уровень эсхатологии и идея конечной судьбы мира и человечества.

Литература:

1. Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология Григория Нисского. Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006. - 676 с.

2. Эсхатология. // Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003. - 576 с.

3. Табак Ю. Православие и Католичество. Основные догматические и обрядовые расхождения. СПб.: Издательство «Встреча», 2002. - 72 с.

Ye.G. Yakimova

ESCHATOLOGY OF MAJOR CHRISTIAN CONFESSIONS: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

The article provides a comparative analysis of the representations of the finiteness of life in Orthodoxy, Catholicism and Protestantism at the individual and global levels eschatology.

Keywords: eschatology, judgment, heaven, hell, resurrection, second coming, purgatory, ordeals, millenarianism

ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ИСКУССТВО

УДК 331.526

В.И. Мосин (Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

8-910-162-69-68, e-mail: mosin55 @bk.ru

Социокультурное развитие Тулы в условиях финансово-экономического кризиса

В статье рассматривается социально-экономическое развитие Тулы в условиях финансово-экономического кризиса. Анализируется положение дел в экономической, социальной сферах. Показана инвестиционная привлекательность Тулы.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, инвестиционная

привлекательность, социальная сфера.

Тула - один из старейших городов России, впервые упоминается в Никоновской летописи XVI века. В настоящее время это -административный центр Тульской области. Город-герой (1976 г.). Путевое расстояние от центра Тулы до центра Москвы -185 км; от северной окраины Тулы (Красные ворота) до южной окраины Москвы (Южное Бутово) - 150 км. Площадь территории города -188 км.

В настоящее время Тула разделена на 5 городских районов: Центральный район, Пролетарский район, Зареченский район, Привокзальный район и Советский район. В черте города также находятся поселки пригородной зоны, такие, как Косая Гора, Скуратовский, Менделеевский, Г орелки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.