Научная статья на тему 'Святейший Патриарх Филарет (возвращение из плена и интронизация)'

Святейший Патриарх Филарет (возвращение из плена и интронизация) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1778
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Святейший Патриарх Филарет (Романов) / польский плен / избрание на Патриарший Престол / интронизация. / His Holiness Patriarch Filaret (Romanov) / Polish captivity / election to the Patriarchal See / Intronization.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Макарий Веретенников

В настоящей статье представлено детальное описание истории возвращения из длительного польского плена митрополита Филарета (Романова), его избрание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Кроме того, проведено описание чина интронизации Патриарха Филарета. Содержание статьи основано на оригинальных исторических источниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLY PATRIARCH FILARET (RETURN FROM CAPTURE AND INTRONIZATION)

This article provides a detailed description of the history of the return of Metropolitan Filaret (Romanov) from long Polish captivity, his election as His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia. In addition, a description of the rank of intronization of Patriarch Filaret is described. The content of the article is based on original historical sources.

Текст научной работы на тему «Святейший Патриарх Филарет (возвращение из плена и интронизация)»

ЦЕРКОВЬ И ВРЕМЯ

УДК 281.93(092)

001: 10.24411/2309-5164-2020-10107

Архимандрит Макарий (Веретенников)

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ (ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА И ИНТРОНИЗАЦИЯ)

В настоящей статье представлено детальное описание истории возвращения из длительного польского плена митрополита Филарета (Романова), его избрание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Кроме того, проведено описание чина интронизации Патриарха Филарета. Содержание статьи основано на оригинальных исторических источниках.

Ключевые слова: Святейший Патриарх Филарет (Романов), польский плен, избрание на Патриарший Престол, интронизация. Цитирование: Макарий (Веретенников), архим. Святейший Патриарх Филарет (возвращение из плена и интронизация) // Ипатьевский вестник. - 2020. - №1. - С. 77-88.

Деулинское перемирие, заключенное 1 декабря 1618 недалеко от Тро-ице-Сергиева монастыря, не решило всех проблем в отношениях между Речью Посполитой и Московской Русью, но оно принесло мир исстрадавшейся Русской земле. Благодаря этому на реке Поляновка под Вязьмой 1 июня 1619 года был произведён обмен пленными. В летописи об этом говорится: «Того же году послал государь в Вязьму на розмену с литовскими людми, с паном Струсом послов: баяр Федора Ивановича Шереметева, да князь Данила Ивановича Мезецкова, да окольничева Артемья Васильевича Измайлова. И литовския послы приидоша из Литвы и митрополита Филарета Никитича и боярина Михаила Барисовича Шеина и дьяка Томила Луговского, и дворян, кои были с послами и кои были пойманы в языках1, привезли с собою и з государевыми послами розменился, а баярина князь Ва-силья Васильевича в Литве не стало»2. В преддверии своего освобождения из плена митрополит Филарет

1 Язык - пленник, который может сообщить сведения, необходимые вражеской стороне (Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. - СПб., 1903. - Т. 3. - Стб. 1649).

2 ПСРЛ. - М., 1968. - Т. 31. - С.158.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

стремился к тому, чтобы русские послы не шли ни на какие уступки полякам1.

Когда освобождённые пленники прибыли в Дорогобуж, то в Москву были посланы дьяк Н.Шипулин с П.Резановым с радостной вестью («с сеунчом»), за что получили государево жалованье2. Таким образом, в 1619 году в Москву возвращается из польского плена Ростовский митрополит Филарет. При возвращении родителя Царя Михаила ему были устроены три торжественные встречи: в Можайске, Звенигороде и в селе Хорошеве под Москвой. Царь встречал его «за речкою Преснею з бояры и з дворяны и со всем народом Мос-ковскаго государства. Многия убо слезы тогда от радости быша у государя Царя и у всего народа Московскаго государства... Митрополит же Филарет Никитич стал на Троецком подворье»3. При описании торжественной встречи московский книжник провёл аналогию с ветхозаветным событием: Московский Царь своему отцу «честь достойную. принося и главу яко отцу и учителю к ногам его преклони, якож древле целомудренный Иосиф отцу своему Иякову Патриарху на конец жезъла поклонися»4, т.е. до земли.

«Великое посольство» к королю, осаждавшему Смоленск в 1609-1611 года, обернулось для митрополита Филаретом долгим пленением, в котором он пробыл, начиная с 1611 года и до середины 1619 года. «Продолжительный плен, соединенный с тяжкими лишениями, чрезвычайно возвысил его в глазах россиян: на него смотрели как на мученика, пострадавшего от поляков за Отечество»5. Его встречало духовенство с иконами, звонили колокола, в московских храмах служились торжественные молебны по случаю возвращения царского отца6. В память данного события Царь объявил помилование многим осужденным.

Встреча в Москве возвратившегося иерарха произошла 14 июня 1619 года7, на память пророка Елисея (IX в. до Р.Х.; пам. 14 июня). «Государь же Царь Михаил Федорович всея Руси в тот день, в который его государя отца Филарета Никитича выменяли, поставил храм во имя пророка Елисея между Никитской улицей и Тверской, и установил празднование большое»8. Очевидно, в связи с радостным событием, Царём были сделаны помилования узников, опальных.

1 ПСРЛ. - Т. 14. - С. 148. См. также: Хроники Смутного времени. - М., 1998. - С. 403.

2 Акты Московского государства. - Т. 1: Разрядный приказ. Московский стол: 1571 - 1634. - М., 1890. - С. 205-207.

3 ПСРЛ. - М., 1968. - Т. 31. - С. 158. См. также Русское историческое повествование XVI - XVII веков. - М., 1984. - С. 83.

4 Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского Царствия великого государя Царя и великаго князя Михаила Федоровича, всея Великия России самодержца. Рукопись. Комментарии. Текст. - М., 2014. - С. 196.

5 Зверев С., диакон. Федор Никитич Романов до польского плена: фундамент политики будущего Патриарха//Угрешский сборник. - М., 2012. -Вып. 2. - С. 52. См. также: С[мирно]в [А.] Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский. - №6. - С. 817.

6 Повесть о победах Московского государства/Издание подготовил Г.П. Енин. - Л., 1982. - С. 39.

7 РИБ. - СПб., 1891. - Т. 13. - Стб. 136.

8 Хроники Смутного времени. - М., 1998. - С. 404. Сейчас об этом историческом событии напоминает придел во имя пророка Елисея в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (Паламарчук П. Сорок сороков. - М., 1994. - Т. 2. - С. 81).

Возвращение митрополита Филарета из польского плена нашло отражение в устном народном творчестве. Историческая песня, посвящённая этому событию, начинается словами: «Зрадовалося Царство Московское». В конце песни говорится:

«А как будут оне в каменной Москве, не пошли оне в хоромы в царьские, а пошли оне к Пречистой соборной а пети честных молебенов»1.

Сохранились также историческая песня «Выкуп Филарета из плена»2.

За время своего архиерейства святителю Филарету пришлось недолго управлять Ростовской кафедрой, когда царствовал Василий Шуйский. Во время пребывания митрополита Филарета в польском плену в Ростов Великий по просьбе его жителей в 1611 году вернулся из Троице-Сергиева монастыря находившийся в нём на покое митрополит Кирилл (Завидов), занимавший эту кафедру ранее. Таким образом, Ростовская кафедра была занята, возвратившегося же из польского плена царского родителя ждала не епархиальная деятельность, а Патриарший куколь.

В отличие от времени самозванца-расстриги и Василия Шуйского в Москве при Царе Михаиле Романове долго не выбирали Патриарха, ожидая возвращения митрополита Филарета. После воцарения нового государя сложилось убеждение, что рядом с ним в сане Патриарха должен быть его отец - митрополит Филарет. После его возвращения из плена пришли «к государю Царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии власти и баяря и всем народам Московскаго государства и биша ему, государю, челом со слезами, чтоб он, государь, упросил у отца своего, государя Филарета Никитича, чтоб он вступился, в православную християнскую веру и был бы на престоле Патриаршеском Московском и всеа Русии. И государю Царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии их челобитье годно бысть, и поиде со властми и со всеми баяры ко отцу своему Филарету Никитичю и молиша его. Он же, государь, от того много отпирашеся, не хотя быти, и едва его государь и власти и баяре и весь народ Московскаго государства умолиша. Того же году по приходе из Литвы поставлен бысть Патриархом Московским и всеа Русии митрополит Филарет Никитич на Патриаршество Иеросалимским Патриархом Феофаном и всеми властьми Московского государства» - говорится в Мазуринском летописце3.

Ко времени возвращения из плена святителя Филарета в Москве находился прибывший из Иерусалима Патриарх Феофан III (1608-1644). Б.Л.Фонкич называет его выдающимся тружеником «на ниве сплочения восточно-христианского мира»4. Он и ранее, в 1603 году, будучи ещё в сане архимандрита, бывал в Москве при Царе Борисе Годунове в составе делегации

1 БЛДР. - Т. 15: XVII век. - СПб., 2016. - С. 461; Тысяча лет русской истории в преданиях, легендах, песнях/Составитель С.Н.Азбелев. - М., 1999. - С. 221.

2 Библиотека русского фольклора: Исторические песни. - М., 2001. - С. 130-131.

3 ПСРЛ. - М., 1968. - Т. 31. - С. 158-159.

4 Фонкич Б.Л. Портрет Иерусалимского Патриарха Феофана // От Средневековья к Новому времени. Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. - М., 2006. - С. 512.

Иерусалимской Церкви. Промыслом Божиим ему было суждено возглавить торжество интронизации нового Предстоятеля Русской Церкви.

24 июня 1619 году в Успенском соборе в Кремле было совершено постав-ление святителя Филарета в Патриархи по русскому чину, включавшему в себя Чин архиерейской хиротонии1. В этот день была память Рождества пророка Иоанна Предтечи. В честь этого праздника и в память своей интронизации Глава Церкви поздвиг позднее храм Рождества Иоанна Предтечи на Варварке2.

В содержащемся затем Чине наречения и поставления святителя Филарета подробно описаны события тех знаменательных дней3. Спустя неделю после возвращения из плена Царь «советует» 21 июня в понедельник со своим отцом о предстоящей интронизации. На следующий день во вторник было его наречение на Московское Патриаршество», а в среду, 23 июня, было совершено Благовестие. В Похвальском приделе Успенского собора «облачился... во святителския ризы» и совершил краткий молебен, после чего «ста руки к персем приложив крестообразно под фелоном», а архиепископ Вологодский Макарий (1617-1619) и епископ Коломенский Рафаил (1618-1652) «благовестиша ему Патриашество»4.

24 июня в четверг была совершён Чин интронизации, для этого в центре Успенского собора было устроено святительское место, к нему вели 12 ступеней. Перед амвоном был написан орёл, «а огненников5 учинено было двана-десять, и стояли шесть у новонареченнаго Патриарха, а шесть у орла стрегу-ще его, да не наступит никтоже»6. Иерусалимский Патриарх прибыл в Кремль на санях. Исповедание веры поставляемый написал собственноручно и подписал: «Бывый Преосвященный митрополит Филарет Ростовский и Ярославский, ныне же, милостию Божиею, нареченный в Святейшее Патриаршество Царствующаго града Москвы и всеа Русии, и своею рукою подписать и совершить»7. В начале Литургии поставляемый молился в Похвальском приделе, а на Трисвятом был приведён пред Царские врата главного алтаря, затем последовала его архиерейская хиротония. Таким образом, при интронизации Патриарха Филарета, как справедливо отметил Б.А.Успенский, над ним была совершена второй раз архиерейская хиротония8.

1 Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского Царствия великого государя Царя и великаго князя Михаила Федоровича, всея Великия России самодержца. Рукопись. Комментарии. Текст. - М., 2014. - С. 198-201. См.: Новиков Н. Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. - М., 1788. - Ч. 6. - С. 125-162.

2 Дом бояр Романовых: Путеводитель-справочник. - М., 2014. - С. 15.

3 См.: СГГД. - М., 1822. - Ч. 3. - С. 187 - 201. См. также: Шумилов В.Н. Государственное древлехранилище хартий и рукописей. Опись документальных материалов фонда №135. - М., 1971. - С. 127. - №282.

4 СГГД. - Ч. 3. - С. 213.

5 Огненник - церковнослужитель, носивший светильник или свечу (Словарь русского языка XI - XVII вв. - М., 1987. - Вып. 12. - С. 239).

6 СГГД. - Ч. 3. - С. 214.

7 Там же. - С. 217.

8 Успенский Б.А. Царь и Патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М., 1998. - С. 95-96. Поскольку Чин интронизации Патриарха включал архиерейскую хиротонию, то многие элементы хиротонии характерны и для интронизации.

По окончании Литургии поставляемый был возведён на святительское место и два митрополита «сажали его на седалищи, трижды глаголя: "Ис-полла ити деспота". и певцы пели Патриарху Филарету многолетие». Затем Иерусалимский Патриах подал ему жезл святителя Петра, а Царь - «по-нагею злату». Царь приветствует новопоставленного Патриарха, Глава Церкви отвествует ему, оба Патриарха благословляют народ, а дьяки поют им многолетия. Затем в уготованных палатах Патриархи ждут приглашения на трапезу к Царю, которая начинается с Чина Панагии «в Золотой подписной полате». Иерусалимский Патриарх восседает за особым столом на трапезе, а Царь и Патриарх (сын с родителем) вместе. Затем последовало шествие новопоставленного Предстоятеля Русской Церкви на осляти вокруг Кремля. Коня под уздцы вёл по царскому распоряжению «некий от первых бояр» Д.Т.Трубецкой и окольничий Ф.Л.Бутурлин1. Так, в 66 лет святитель Филарет был возведён в сан Патриарха Московского и всея Руси.

Иерусалимский Патриарх Феофан дал Патриарху Филарету настольную грамоту в июне 1619 года2 и вторую - 5 июля 1619 года3, третья грамота была позднее выдана Патриарху Филарету русскими иерархами после пожара в 1626 году4. Исследователь Б.А.Успенский пишет: «Наличие двух грамот, выданных Патриархом Феофаном при поставлении Филарета Никитича, объясняется тем, что первая из них говорит не только о факте поставления Филарета, но и подтверждает право русских епископов избирать и ставить Патриарха Московского»5.

В грамоте Московскому Первосвятителю, данной Патриархом Феофаном, говорится об обнаружении грамоты Патриарха Иеремии в «газофилакии» (сокровищнице, казнохранительнице6), на которую опирался в своих действиях Иерусалимский Предстоятель. В конце грамоты воздаётся должная похвала Московскому Государю: «.той един будет царствуяй на вселенней истинный християнский Царь и владыка и самодержец»7. Иерусалимский Первосвяти-тель писал: «Но как при том наше смирение нашло святейшее здешнее стадо без пастыря, потому что прежний пастырь уже к вечной славе отошел и переселился к тамошним обителям, и мы не разсудили оставлять столь долгое время здешнюю Церковь вдовствующею и безмужною, то милостию Божиею и его великого государя намерением изволением и нашего смирения усерди-

Об архиерейской хиротонии в то время см.: Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний (Опыт историко-археологического исследования). - Каменец - Подольк, 1906. - С. 285-293.

1 Дополнения к Актам историченским. - СПб., 1846. - Т. 2. - С. 201.

2 ДАИ. - Т. 2. - С. 203-208.

3 [Муравьев А.Н.] Сношения России с Востоком по делам церковным. - СПб., 1858. - Ч. 1. - С. 342-346. См. также: Фонкич Б.Л. Греческие грамоты российских хранилищ. 5. Грамота Иерусалимского Патриарха Феофана об утверждении Московским Патриархом Филарета Ники-титча// СугШоше^осИапиш. ТЬезэаЬ^ие, 1989 - 1990. - Т. 13-14. - С. 54-57.

4 СГГД. - Ч. 3. - С. 292-297.

5 Успенский Б.А. Царь и Патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М., 1998. - С. 96. - Прим. 110.

6 ДАИ. - Т. 2. - С. 205. См.: Словарь русского языка XI - XVII вв. - М., 1977. - Вып. 4. - С. 7.

7 ДАИ. - Т. 2. - С. 208.

ем и тщанием, собран был в великом граде Москве Собор архиереев, архиепископов, архимандритов, игуменов, соборных старцев и всего царского синклита для избрания Российской Церкви великого архиерея. И на сем Соборе все, проникнутые Духом Божиим, единогласно едиными устами и сердцем правильным наречением нарекли и избрали преосвященнейшего митрополита господина Филарета Ростовского и Ярославского мужа воистинну достойнаго, праведнаго, добродетельнаго, мудраго, святаго н боголюбивейшаго и неволею призвали на высочайший здешний престол Соборныя и Апостольския Церкви; а потом по правилам святых Апостол и по преданием святых Отец. Также и прежде нас бывших Патриархов, как братий и сослужителей нашего смирения, мы, наименованием и призванием Пребезначального Отца и благоволением Собезначального Сына и содействием Святаго Духа, возложив руки и совершив над ним подобающее служение, нарекли его Святейшим Патриархом великия Христовы Кафолическия Церкви во Царствующем граде Москве и наименовали сослужебником нашего смирения и прочих Патриархов, с которыми ему числиться и поминаться. Как сами они прежде сего утвердили и засвидетельствовали избрание Святейшего Иова, признавая то благим и полезным, как явствует сие из грамоты блаженныя памяти Царя Феодора Ивановича и соборной грамоты святейшаго и Вселенского Патриарха Иеремии, подписанной Святейшими же Патриархами: Мелетием Александрийским, Иоакимом Антиохийским и Софронием Иерусалимским и всеми Восточной Церкви архиереями, в которой сказано, чтобы благодейство сие и патриаршеская честь и имя, как началось от святейшего Иова, оставались на посвящаемых по нем в великом граде Москве Патриархах нерушимо на веки, так и мы, следуя тому уставу, рукоположили и наименовали его Святейшим Патриархом царствующаго града Москвы»1. После своего поставления Патриарх Филарет сообщил Восточным Предстоятелям о своей интронизации.

Можно говорить об особом значении Иерусалимского Патриарха Феофана в русской истории, подобном Константинопольскому Патриарху Иеремии II. Святитель Феофан поставил в Москве нового Патриарха, что явилось возрождением Патриаршего служения в Московской Руси. Это тем более важно, т.к. в Речи Посполитой находился бывший Патриарх Игнатий. А на обратном пути к себе в Палестину Иерусалимский Предстоятель рукоположил в Киеве архиереев для Западно-Русской Митрополии, восстановив православную иерархию, которой Церковь лишилась там после Брестской унии 1596 года2.

1 [Муравьев А.Н.] Сношения России с Востоком по делам церковным. - Ч. 1. - С. 346-347. См. также: Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского Царствия великого государя Царя и великаго князя Михаила Федоровича, всея Великия России самодержца. Рукопись. Комментарии. Текст. - М., 2014. - С. 287-307.

2 По просьбе рукоположенного им митрополита Иова (Борецкого) Патриарх дал Львовскому православному братству грамоту, которой были подтверждены его права. На грамоте изображён сам Иерусалимский Первосвятитель (Фонкич Б.Л. Портрет Иерусалимского Патриарха Феофана // От Средневековья к Новому времени. Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. - М., 2006. - С. 511-513. - Ил. 1). Изображения Патриарха имеются также ещё на двух современных грамотах (Ченцова В.Г. Портреты Иерусалимского Патриарха Феофана на грамотах // Вопросы медиевистики. - М., 2015. - №3(61) - С. 136-137). Для Киево-Печерской Лавры Первосвятитель освятил антиминс, обнаруженный 1978 году в Ближних пещерах Лавры (Ульяновский

После сильного пожара 1626 года, случившегося в Москве, было составлено «Известие о начале Патриаршества в России и о возведении на Патри-ашеский престол Ростовского митрополита Филарета Никитича и Чин по-ставления его»1. Так назван документ при его публикации2. Это интересный памятник русской исторической мысли XVII века. В его начале говорится о сотворении мира, о грехопадении первого человека, об искуплении человеческого рода, об Апостолах, об учреждении Патриархатов: кроме Римского Папы также «четырём Патриархом, вместо четырех Евангелистов, старейшинство одержати в державных градех, в Констянтине граде, и во Александреи, и Антиохеи, и в Еросалиме»3. Затем говорится о том, что Римский Папа «лю-бовнаго союза извержен бывает»4. После этого говорится об Болгарском Патриаршестве в Тырнове и Сербском. В тексте даётся определение Предстоятеля Церкви: «Патриаршеское бо имя ничтоже ино имянуется, токмо отцем отец и сущим под ним глава и пастырь и святитель крайний, или высочайший»5. Называются в «Известии» также святитель Савва Сербский (+1237; пам. 12 янв.) и его отец-государь - Симеон (+1200; пам. 13 февр.). Упоминается и Грузия: «.и во Иверех митрополити власть прияша, разстояния ради пути, своими епископи поставление творити даже и доселе, и не токмо сии, но и по многим местом же и землям; и сих ради никаково же негодование бывает, но паче повсюду благочестие сияет»6. Таким образом, первоначально в тексте читается «Сказание о Болгарской и Сербской Патриархиях»7.

Затем повествуется о христианстве на Руси, об обширности Московской державы, говорится о равноапостольном подвиге благоверного князя Владимира, о том, как Русские Митрополиты «належащия ради нужа» стали затем сами

В.И., Козлов Д.В. Иерусалимский Патриарх Феофан у гроба преподобного Сергия и в Киево-Пе-черской обители: сакральные жесты и символические дары// Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материальные свидетельства духовной культуры. Материалы VIII международной научной конференции 3 - 5 октября 2012 года. - Сегиев Посад, 2013. - С. 91).

1 Белякова Е.В. Первые опыты русской церковной историографии (К изучению Известия о по-ставлении Патриарха Филарета и Сказания об учреждении Патриаршества)//Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. - М., 2008. - Вып. 1. - С. 214, 216. Необходимо отметить, что Г.П. Енин считает «Известие», опубликованное в «Дополнениях к Актам историческим», второй редакцией, а первая редакция, по его мнению, была составлена для Кормчей книги, выпущенной Московским печатным двором в 1653 году (Енин Г.П. Сказание о поставлении на Патриаршество Федора Никитича // Словарь книжности и книжников Древней Руси. - Вып. 3: (XVII в.) - Ч. 3: П - С. - СПб., 1998. - С. 432, 434).

2 ДАИ. - Т. 2. - С. 185 - 221.

3 Там же. - С. 187.

4 Там же.

5 Там же. - С. 188.

6 Там же.

7 О данном «Сказании» и сам его текст см.: Белякова Е.В. Обоснование автокефалии в русских Кормчих // Церковь в истории России. - М., 2000. - Сб. 4. - С. 139 - 161. О времени и месте написания «Сказания», а также его распространении см.: Щапов Я.Н. Южнославянский политический опыт на службе у русских идеологов XV в. // Byzantinobulgarica. - 8оАа,1966. -Т. 2. - С. 199 - 214. Е.В.Белякова полагает, что появление «Сказания» связано с именем второго автокефального Русского Митрополита - святителя Феодосия (1461 - 1464) (Белякова Е.В. О происхождении ярославского списка Кормчей книги // Ярославский список Правлы Русской. Законодательство Ярослава Мудрого. - Ярославль; Рыбинск, 2010. - С. 36-37).

поставляться своими иерархами, получив статус «паче всех митрополит, и егда случитца всея вселенныя Собор, и председание имети превышшее по Иеро-салимском Патриарсе»1. Затем в документе говорится об учреждении Патриаршества на Руси при Царе Феодоре Иоанновиче, оговаривается интересная особенность: «.в Констянтине граде Патриарси поставляеми и рукополагае-ми бывают от руки Ираклийскаго митрополита, Иеросалимский же от Кеса-рийскаго, такоже и Александрейский и Антиохийский от старейших под ними митрополит»2. Далее повествуется о Патриархе Иове, о кончине «Димитрия Ивановича Углетцкого», Царя Феодора Иоанновича, об избрании на Царство Бориса Годунова, о гонении на бояр Романовых, о расстриге, о Патриархе Игнатии. При Царе Василии Патриарх Ермоген, утверждается в документе, святителя Филарета «Ростова града митрополита устраяет»3. В конце описано его посольство под Смоленск к Польскому королю, последующее пление, избрание на Руси его сына на Царский престол, долгожданное возвращение из плена и поставление Иерусалимским Патриархом на Первосвятительский престол в «день рождества великого во пророцех Ивана Предотечи»4. Обстоятельства Смуты в «Известии» описаны на основании Нового летописца5.

В лице Патриарха Филарета значение Предстоятеля Русской Церкви стало необычайно высоким. В Сентябрьской богослужебной минее, выпущенной Печатным двором в августе 1619 года, новопоставленный «Патриарх именуется по плотскому рождению отец, а в духовном чину Великий господин и государь Святейший Филарет, Патриарх Московский и всея Русии»6. Этикетное именование «Великий государь», распространённое в обращении к иерархам в то время, свидетельствует об особой почтительности, теперь же оно «вошло в официальный титул Патриарха Филарета. что, бесспорно, следует связывать с особым благоволением со стороны светской власти и особым авторитетом в церковной среде»7. Патриарх Иов именовался «отец и богомолец» Государя, затем вторично такое именование входит в титул Патриарха Филарета8.

С поставлением нового Патриарха Филарета на Руси началось двоевластие, диархия, в лучшем смысле этого слова: Царь Михаил управлял Русским государством с помощью отца-Патриарха. С возвращением родителя началась более энергичная работа по водворению мира в стране, налаживанию работы административных структур, предпринимались меры по улучшению финансового положения. В его лице, по мнению историка С.Ф.Платонова, «Москва

1 ДАИ. - Т. 2. - С. 185-190.

2 Там же. - С. 193.

3 Там же. - С. 196.

4 Там же. - С. 201.

5 Енин Г.П. Сказание о поставлении на Патриаршество Федора Никитича // Словарь книжности и книжников Древней Руси. - Вып. 3: (XVII в.) - Ч. 3: П-С. - СПб., 1998. - С. 431.

6 Страхова О.Б. Еще раз о деле Патриарха Никона: к истории титула Великий государь // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. - М., 2008. - Вып. 1. - С. 235.

7 Там же. С. 242 - 243; Страхова О.Б. Официальная титулатура Русских Патриархов в изданиях Московского печатного двора (1589 - 1700 гг.)// Palaeoslavica. - Cambridge; Massachusetts, 2007. - Т. 15. - №2. - С. 156.

8 Страхова О.Б. Официальная титулатура Русский Патриархов. - С. 137.

сделала большое приобретение, она получила то, в чем нуждалась: умного администратора с определенными целями. Даже в сфере церковной Филарет был скорее администратором, чем учителем и наставником Церкви»1.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акты Московского государства. - Т. 1: Разрядный приказ. Московский стол: 1571 - 1634. - М., 1890.

2. Белякова Е.В. Первые опыты русской церковной историографии (К изучению Известия о поставлении Патриарха Филарета и Сказания об учреждении Патри-аршества)//Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. - М., 2008. - Вып. 1.

3. Белякова Е.В. Обоснование автокефалии в русских Кормчих // Церковь в истории России. - М., 2000. - Сб. 4.

4. Белякова Е.В. О происхождении ярославского списка Кормчей книги // Ярославский список Правлы Русской. Законодательство Ярослава Мудрого. - Ярославль; Рыбинск, 2010.

5. Библиотека литературы Древней Руси (БЛДР). - Т. 15: XVII век. - СПб., 2016.

6. Библиотека русского фольклора: Исторические песни. - М., 2001.

7. Дом бояр Романовых: Путеводитель-справочник. - М., 2014.

8. Дополнения к Актам историченским (ДАИ). - СПб., 1846.

9. Енин Г.П. Сказание о поставлении на Патриаршество Федора Никитича // Словарь книжности и книжников Древней Руси. - Вып. 3: (XVII в.) - Ч. 3: П - С. -СПб., 1998.

10. Зверев С., диакон. Федор Никитич Романов до польского плена: фундамент политики будущего Патриарха//Угрешский сборник. - М., 2012. -Вып. 2.

11. Книга о избрании на превысочайший престол Великого Российского Царствия великого государя Царя и великаго князя Михаила Федоровича, всея Великия России самодержца. Рукопись. Комментарии. Текст. - М., 2014.

12. [Муравьев А.Н.] Сношения России с Востоком по делам церковным. - СПб., 1858. - Ч. 1.

13. Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний (Опыт историко-археологиче-ского исследования). - Каменец - Подольк, 1906.

14. Новиков Н. Древняя российская вивлиофика. Изд. 2. - М., 1788. - Ч. 6.

15. Повесть о победах Московского государства/Издание подготовил Г.П.Енин. - Л., 1982.

16. Паламарчук П. Сорок сороков. - М., 1994.

17. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Изд. 6. СПб., 1909.

18. Русская историческая библиотека (РИБ). - СПб., 1891

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Русское историческое повествование XVI - XVII веков. - М., 1984.

20. Словарь русского языка XI - XVII вв. - М., 1987. - Вып. 12.

21. Собрание государственных грамот и договоров - М., 1822. - Ч. 3.

22. Срезневский И.И. Материалы для Словаря древнерусского языка по письменным памятникам. - СПб., 1903. - Т. 3.

23. Страхова О.Б. Еще раз о деле Патриарха Никона: к истории титула Великий государь // Факты и знаки. Исследования по семиотике истории. - М., 2008. - Вып. 1.

1 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Изд. 6. СПб., 1909. - С. 319.

24. Страхова О.Б. Официальная титулатура Русских Патриархов в изданиях Московского печатного двора (1589 - 1700 гг.)// Palaeoslavica. - Cambridge; Massachusetts, 2007. - Т. 15. - №2.

25. Тысяча лет русской истории в преданиях, легендах, песнях / Составитель С.Н.Азбелев. - М., 1999.

26. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). - М., 1968.

27. Ульяновский В.И., Козлов Д.В. Иерусалимский Патриарх Феофан у гроба преподобного Сергия и в Киево-Печерской обители: сакральные жесты и символические дары// Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России: материальные свидетельства духовной культуры. Материалы VIII международной научной конференции 3-5 октября 2012 года. - Сегиев Посад, 2013.

28. Успенский Б.А. Царь и Патриарх. Харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М., 1998.

29. Фонкич Б.Л. Портрет Иерусалимского Патриарха Феофана // От Средневековья к Новому времени. Сборник статей в честь Ольги Андреевны Белобровой. - М., 2006.

30. Фонкич Б.Л. Греческие грамоты российских хранилищ. 5. Грамота Иерусалимского Патриарха Феофана об утверждении Московским Патриархом Филарета Никититча// Cyrillomethodianum. Thessalonique, 1989 - 1990. - Т. 13-14.

31. Хроники Смутного времени. - М., 1998.

32. Ченцова В.Г. Портреты Иерусалимского Патриарха Феофана на грамотах // Вопросы медиевистики. - М., 2015. - №3(61)

33. Шумилов В.Н. Государственное древлехранилище хартий и рукописей. Опись документальных материалов фонда №135. - М., 1971.

34. Щапов Я.Н. Южнославянский политический опыт на службе у русских идеологов XV в. // Byzantinobulgarica. - Sofia,1966. - T. 2.

Archimandrite Macarius (Veretennikov) HOLY PATRIARCH FILARET (RETURN FROM CAPTURE AND INTRONIZATION)

This article provides a detailed description of the history of the return of Metropolitan Filaret (Romanov) from long Polish captivity, his election as His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia. In addition, a description of the rank of intronization of Patriarch Filaret is described. The content of the article is based on original historical sources.

Keywords: His Holiness Patriarch Filaret (Romanov), Polish captivity, election to the Patriarchal See, Intronization.

Citation: Macarius (Veretennikov), archim. Holy Patriarch Filaret (return from capture and intronization) // Ipatievsky vestnik. - 2020. - №. 1. - Р. 77-88

REFERENCES

1. Akty Moskovskogo gosudarstva [Acts of the Moscow state]. - T. 1: Razryadnyy prikaz. Moskovskiy stol: 1571 - 1634. - M., 1890.

2. Belyakova Ye.V. Pervyye opyty russkoy tserkovnoy istoriografii (K izucheniyu Iz-vestiya o postavlenii Patriarkha Filareta i Skazaniya ob uchrezhdenii Patriarshestva) [The first experiments of Russian church historiography (On the study of the News of the Patriarch Filaret and the Legend of the Establishment of the Patriarchate)] //Fakty i znaki. Issle-dovaniya po semiotike istorii. - M., 2008. - Vyp. 1.

3. Belyakova Ye.V. Obosnovaniye avtokefalii v russkikh Kormchikh [The rationale for autocephaly in the Russian helmsman] // Tserkov' v istorii Rossii. - M., 2000. - Sb. 4.

4. Belyakova Ye.V. O proiskhozhdenii yaroslavskogo spiska Kormchey knigi [On the Origin of the Yaroslavl List of Kormcha Books] // Yaroslavskiy spisok Pravly Russkoy. Zakonodatel'stvo Yaroslava Mudrogo. - Yaroslavl'; Rybinsk, 2010.

5. Biblioteka literatury Drevney Rusi (BLDR) [The library of literature of Ancient Russia]. - T. 15: XVII vek. - SPb., 2016.

6. Biblioteka russkogo fol'klora: Istoricheskiye pesni [Library of Russian folklore: Historical songs]. - M., 2001.

7. Dom boyar Romanovykh: Putevoditel'-spravochnik [House of the Romanov Boyars: A Guidebook]. - M., 2014.

8. Dopolneniya k Aktam istorichenskim (DAI) [Additions to the Historical Acts]. -SPb., 1846.

9. Yenin G.P. Skazaniye o postavlenii na Patriarshestvo Fedora Nikiticha [The legend of the delivery to the Patriarchate Fyodor Nikitich] // Slovar' knizhnosti i knizhnikov Drevney Rusi. - Vyp. 3: (XVII v.) - CH. 3: P - S. - SPb., 1998.

10. Zverev S., diakon. Fedor Nikitich Romanov do pol'skogo plena: fundament politi-ki budushchego Patriarkha [Fedor Nikitich Romanov before the Polish captivity: the foundation of the policy of the future Patriarch] //Ugreshskiy sbornik. - M., 2012. -Vyp. 2.

11. Kniga o izbranii na prevysochayshiy prestol Velikogo Rossiyskogo Tsarstviya velik-ogo gosudarya Tsarya i velikago knyazya Mikhaila Fedorovicha, vseya Velikiya Rossii samod-erzhtsa. Rukopis'. Kommentarii. Tekst [A book on the election of the great sovereign Tsar and Grand Duke Mikhail Fedorovich, the whole Great Russian autocrat, to the supreme throne of the Great Russian Kingdom. Manuscript. Comments. Text.]. - M., 2014.

12. [Murav'yev A.H.] Snosheniya Rossii s Vostokom po delam tserkovnym [Relations of Russia with the East on church matters]. - SPb., 1858. - CH. 1.

13. Neselovskiy A. Chiny khirotesiy i khirotoniy (Opyt istoriko-arkheologicheskogo issledovaniya) [The ranks of consecration and consecration (Experience of historical and archaeological research)]. - Kamenets - Podol'k, 1906.

14. Novikov N. Drevnyaya rossiyskaya vivliofika [Ancient Russian vivliofika]. - M., 1788. - CH. 6.

15. Povest' o pobedakh Moskovskogo gosudarstva [The story of the victories of the Moscow state]/ Izdaniye podgotovil G.P.Yenin. - L., 1982.

16. Palamarchuk P. Sorok sorokov [Forty Magpies]. - M., 1994.

17. Platonov S.F. Lektsii po russkoy istorii [Lectures on Russian history].- SPb., 1909.

18. Russkaya istoricheskaya biblioteka (RIB) [Russian Historical Library]. - SPb., 1891.

19. Russkoye istoricheskoye povestvovaniye XVI - XVII vekov [Russian historical narrative XVI - XVII centuries]. - M., 1984.

20. Slovar' russkogo yazyka XI - XVII vv. [Dictionary of the Russian language XI -XVII centuries]. - M., 1987. - Vyp. 12.

21. Sobraniye gosudarstvennykh gramot i dogovorov [The collection of state letters and treaties]. - M., 1822. - CH. 3.

22. Sreznevskiy I.I. Materialy dlya Slovarya drevnerusskogo yazyka po pis'mennym pamyatnikam [Materials for the Dictionary of the Old Russian language on written monuments]. - SPb., 1903. - T. 3.

23. Strakhova O.B. Yeshche raz o dele Patriarkha Nikona: k istorii titula Velikiy gosu-dar' [Once again about the case of Patriarch Nikon: to the history of the title Great Sovereign] // Fakty i znaki. Issledovaniya po semiotike istorii. - M., 2008. - Vyp. 1.

24. Strakhova O.B. Ofitsial'naya titulatura Russkikh Patriarkhov v izdaniyakh Mos-kovskogo pechatnogo dvora (1589 - 1700) [The official title of the Russian Patriarchs in the editions of the Moscow Printing House (1589 - 1700)] // Palaeoslavica. - Cambridge; Massachusetts, 2007. - T. 15. - №2.

25. Tysyacha let russkoy istorii v predaniyakh, legendakh, pesnyakh [A thousand years of Russian history in traditions, legends, songs] / Sostavitel' S.N.Azbelev. - M., 1999.

26. Polnoye sobraniye russkikh letopisey (PSRL) [Complete collection of Russian chronicles]. - M., 1968.

27. Ul'yanovskiy V.I., Kozlov D.V. Iyerusalimskiy Patriarkh Feofan u groba prepodobnogo Sergiya i v Kiyevo-Pecherskoy obiteli: sakral'nyye zhesty i simvolicheskiye dary [Jerusalem Patriarch Theophanes at the tomb of St. Sergius and in the Kiev Pechersk Monastery: sacred gestures and symbolic gifts] // Troitse-Sergiyeva Lavra v istorii, kul'ture i dukhovnoy zhizni Ros-sii: material'nyye svidetel'stva dukhovnoy kul'tury. Materialy VIII mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii 3-5 oktyabrya 2012 goda. - Segiyev Posad, 2013.

28. Uspenskiy B.A. Tsar' i Patriarkh. Kharizma vlasti v Rossii (Vizantiyskaya model' i yeye russkoye pereosmysleniye) [sar and Patriarch. Charisma of power in Russia (Byzantine model and its Russian rethinking)]. - M., 1998.

29. Fonkich B.L. Portret Iyerusalimskogo Patriarkha Feofana [Portrait of the Jerusalem Patriarch Theophan] // Ot Srednevekov'ya k Novomu vremeni. Sbornik statey v chest' Ol'gi Andreyevny Belobrovoy. - M., 2006.

30. Fonkich B.L. Grecheskiye gramoty rossiyskikh khranilishch. 5. Gramota Iyerusa-limskogo Patriarkha Feofana ob utverzhdenii Moskovskim Patriarkhom Filareta Nikititcha [Greek letters of Russian repositories. 5. Letter from the Patriarch of Theophanes of Jerusalem on approval by the Moscow Patriarch Filaret Nikititch] // Cyrillomethodianum. Thessalonique, 1989 - 1990. - T. 13-14.

31. Khroniki Smutnogo vremeni [Chronicles of the Time of Troubles]. - M., 1998.

32. Chentsova V.G. Portrety Iyerusalimskogo Patriarkha Feofana na gramotakh [Portraits of the Jerusalem Patriarch Theophanes on letters] // Voprosy mediyevistiki. - M., 2015. - №3(61)

33. Shumilov V.N. Gosudarstvennoye drevlekhranilishche khartiy i rukopisey. Opis' dokumental'nykh materialov fonda №135 [State ancient storage of charters and manuscripts. The list of documentary materials of the fund №135.]. - M., 1971.

34. Shchapov YA.N. Yuzhnoslavyanskiy politicheskiy opyt na sluzhbe u russkikh ide-ologov XV v. [South Slavic political experience in the service of Russian ideologists of the XV century] // Byzantinobulgarica. - Sofia,1966. - T. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.