Научная статья на тему 'К 420-летию учреждения патриаршества в русской православной церкви'

К 420-летию учреждения патриаршества в русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1696
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОКЕФАЛИЯ / AUTOCEPHALY / ЕПАРХИЯ / КАНОН / CANON / ЛИТУРГИЯ / LITURGY / ПАТРИАРХ. / EPARCHY / PATRIARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Батюк Л.И.

В статье в хронологическом порядке рассматривается история учреждения патриаршества в Русской православной церкви, акцентируется внимание на роли русских патриархов, ставших духовными лидерами и много сделавших для становления России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the chronological order of establishing patriarchate in Russian orthodox church. It pays special attention to Russian patriarchs who became spiritual leaders for people and did a lot for the development of Russia.

Текст научной работы на тему «К 420-летию учреждения патриаршества в русской православной церкви»

РОССИЯ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Канд. ист. наук Л. И. Батюк

К 420-ЛЕТИЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

В статье в хронологическом порядке рассматривается история учреждения патриаршества в Русской православной церкви, акцентируется внимание на роли русских патриархов, ставших духовными лидерами и много сделавших для становления России.

Ключевые слова: автокефалия, епархия, канон, литургия, патриарх.

К установлению на Руси патриаршей кафедры церковь стремилась с момента принятия христианства. К этому вел весь ход исторического развития Руси. С появлением на Руси первого и единственного в мире православного царя, по утвердившимся на Руси византийским представлениям, рядом с православным царем должен был находиться глава церкви в сане патриарха.

В 988 г. на Руси было принято христианство, оно стало государственной религией. Во главе русской церкви был поставлен Киевский митрополит, который назначался Константинопольским патриархом. Первым митрополитом, пришедшим с Владимиром из Византии, был Михаил, который по указу князя совершал Крещение Руси.

В 1054 г. после разделения христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) титул «патриарх» закрепляется за иерархами восточной церкви. В Византийской империи православную церковь возглавляли четыре патриарха - Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. С возникновения самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия и др.) во главе их церквей также становились патриархи.

После падения Константинополя в 1453 г. Русь приобрела роль покровителя народов Востока, исповедующих православие. Московское государство объявило себя духовным преемником православной Византийской империи и истинным защитником православия. Авторитет русской церкви возрастал до значимости Вселенной церкви.

Русская православная церковь поддерживала объединительную политику московских великих князей и создавала условия для учреждения патриаршества в нашей стране. Возникновение идеи Московского патриаршества связано с установлением автокефалии русской церкви, т. е. независимости ее от власти Константинопольского патриарха.

Бракосочетание великого князя Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 г. возвысило значение русского государя как преемника византийских императоров.

К моменту учреждения патриаршества в России ряд исторических обстоятельств государственного, духовно-религиозного, а также внешнеполитического характера диктовал его насущную необходимость.

Во второй половине XVI в. было окончательно завершено объединение русских земель под властью Москвы и создано единое централизованное государство. Православная вера к этому времени распространилась во всех русских землях. К концу XVI в. Русская православная церковь была самой значительной среди всех поместных православных церквей.

В 1589 г. в жизни Русского государства произошло эпохальное событие - учреждение патриаршества. Установление патриаршества в Русской православной церкви стало следствием роста ее значения и влияния в православном мире. Внешнеполитическая ситуация также благоприятствовала этому важнейшему событию.

Первый этап подготовки к установлению русского патриаршества был связан с приездом в Москву Антиохийского патриарха Иоакима в 1586 г. Становлению в Московской митрополии патриаршества мешали напряженные отношения с Константинопольским патриархатом. В это время в Стамбуле (Константинополе) происходили драматические события. На Константинопольской патриаршей кафедре сменилось четыре патриарха. Из ссылки в Стамбул был возвращен Иеремия, который возглавил Патриарший престол и в 1588 г. благословил учреждение в России патриаршей кафедры.

В 1589 г. (23 января) Собор русских епископов и духовенства при участии Константинопольского патриарха Иеремии избрал на Московскую патриаршую кафедру Московского митрополита Иова. В Москве Иеремия оставил Уложенную грамоту, подписанную им и сопровождавшими его духовными лицами, в которой подтверждался факт учреждения патриаршества в России.

Окончательно узаконено патриаршество на Руси было в постановлениях Константинопольских соборов (1590 и 1593), на которых присутствовали все восточные патриархи - Константинопольский, Анти-охийский, Иерусалимский и Александрийский.

Соборное решение восточных патриархов не понравилось Москве, так как Московскому Первосвятителю (патриарху) предоставили пятое место после всех восточных патриархов.

В столице вспомнили слова патриарха Иеремии о Москве, как о Третьем Риме. Он говорил, что первое место принадлежит Вселенскому патриарху, второе - Александрийскому как носящему титул Папы всея

Вселенной, а третье должно принадлежать Московскому Первосвятите-лю.

Таким образом, учреждение патриаршества открыло новую эпоху в истории русской церкви и свидетельствовало о возросшем престиже России на международной арене.

Впервые идея о Третьем Риме, которая высказывалась в основном лишь в литературно-публицистических сочинениях, была включена в грамоту Московского собора 1589 г., утвердив на правовом, каноническом уровне статус русской церкви.

С этого момента Русская православная церковь стала канонически полностью независимой от Константинопольского патриархата и заняла полноправное место среди других поместных церквей.

Учреждение патриаршества в России было акцией общегосударственного масштаба. Выборы нового главы русской церкви были санкционированы царем Федором Иоанновичем. После утверждения патриаршества в России рядом с царем - государем светским - встал патриарх - духовный владыка. В стране вновь была продемонстрирована неразрывная связь двух важнейших сил - царской и духовной. В Московском Кремле появились две резиденции - царская и патриаршая. Церковное восприятие патриаршества на Руси имело свои особенности. Патриарх обладал особым иерархическим авторитетом, который был связан с самим саном. В народе же ценились личные достоинства главы церкви, которые еще больше возвышали его авторитет.

Имена русских патриархов навеки вписаны как в историю церкви, так и в историю нашего Отечества. Это были лучшие люди своего времени, духовные руководители страны, направлявшие народ к благой цели.

До начала XVIII в. патриархи проповедовали идеи, которые освящали всю русскую жизнь. Они принимали непосредственное участие в Земских соборах, постановления которых начинались словами: «По благословления отца нашего Патриарха...» И сам царь, и народ одинаково преклонялись перед общим духовным авторитетом христианского начала, имевшего живое воплощение в лице патриарха.

Идея православного царства получила свое предельное выражение в Смутное время, когда церковь сплотила народ и вывела Россию из национального бедствия. В это время патриархи Иов и Гермоген подняли народ на борьбу с иноземцами и спасли православие и Россию.

Первый Патриарх Московский и всея Руси Иов (1589-1605) был исключительной личностью, отличался высокой образованностью, великолепной памятью. Историки нередко представляют его как послушного исполнителя воли царя Бориса Годунова. Однако Иов не всегда был согласен с царем. Стоит привести знаменитый эпизод, связанный с

попыткой Годунова открыть в Москве учебное заведение типа иезуитской школы Речи Посполитой. Патриарх был против, и Годунов был вынужден отступить. В тяжелое для страны Смутное время Иов фактически первый возглавил противостояние нашего народа польско-литовским захватчикам. Он рассылал грамоты по городам с призывом к защите веры и Отечества. В январе 1605 г. патриарх предал анафеме Лжедмитрия I и поддерживающих его изменников. После внезапной кончины 13 апреля 1605 г. царя Бориса Годунова в Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Патриарх Иов отказался присягнуть Лжедмитрию I и был низложен. Сторонники самозванца ворвались в Успенский собор Кремля, набросились на патриарха, сорвав с него святительское облачение, не дав окончить литургию, били его и с бесчестием вытащили на Лобное место. Претерпев множество поношений, он был сослан в Старицкий монастырь. Здесь он когда-то начинал свой иноческий подвиг. Патриарх Иов два года прожил в обители, где потерял зрение. После свержения Лжедмитрия I Иов из-за немощи не мог возвратиться на Патриарший престол. На свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Скончался Иов 19 июля 1607 г. Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Архиерейском соборе Русской православной церкви 714 октября 1989 г.

Следующим Патриархом Московским и всея Руси был Гермоген (1606-1612). Его патриаршество совпало с трудной порой Смутного времени. С особым вдохновением противостоял Гермоген введению в России униатства и католичества. В 1608 г., когда Лжедмитрий II подошел к Москве, патриарх обратился к мятежникам с посланиями не разорять свое Отечество и возвратиться домой. Тем временем в Москве начался голод. Гермоген повелел открыть для голодающих все монастырские житницы. Он вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на самоотверженную оборону обители от польско-литовских интервентов. В это время патриарх в своих посланиях продолжал обращаться к народу, призывая подняться на защиту веры и Отечества. В 1610 г., после убийства Лжедмитрия II, заговора бояр и свержения царя Василия Шуйского, Москва была занята польскими войсками. Предатели бояре желали видеть на русском престоле польского королевича, сына Сигизмунда III. Патриарх был против этого решения, совершал в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». Бояре требовали от Гермогена написать особую грамоту к народу с призывом положиться на волю Сигизмунда, патриарх ответил решительным отказом. Он открыто выступал против иноземных захватчиков, призывая русский народ встать на защиту Родины. Бояре совместно с русскими изменниками насильно свергли патриарха

Гермогена с Патриаршего престола и заключили его в Чудовом монастыре под стражу. Уже из заточения Гермоген обратился с последним посланием к русскому народу, в котором призывал крепко стоять в вере и думать лишь о том, как «души свои положить за дом Пречистой и за веру». Патриарх благословил русских людей на освободительный подвиг.

Более девяти месяцев томился Гермоген в заточении. Он умер 17 февраля 1612 г. от голода и жажды. Известие о его смерти еще более сплотило народ. В конце октября 1612 г. Москва была освобождена от интервентов народным ополчением под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Под наблюдением Гермогена в Москве были сделаны первые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 г., когда город был подожжен поляками.

В 1654 г. мощи патриарха Гермогена были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. В 1913 г. Русская православная церковь причислила патриарха Гермогена к лику святых. После патриарха Гермогена в течение семи лет на Руси патриарха не избирали.

В 1613 г. Земский собор избрал царем на русский престол Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул нареченного патриарха. 24 июня 1619 г. на Первосвятительскую кафедру был возведен митрополит Филарет (1619-1633), в миру Феодор Никитич Романов-Юрьев. Его интронизацию возглавил патриарх Иерусалимский Феофан IV, который в это время оказался в Москве. Филарет со своим сыном царем Михаилом вместе восстанавливали Московское государство после Смуты. Как и царь, он имел титул «великий государь». Большое внимание патриарх уделял внешней политике. Возобновились дипломатические, экономические и культурные отношения с иностранными государствами. С помощью церковного суда укрепилась дисциплина в государстве.

Наибольшего могущества власть патриарха в России достигла при Никоне, избранном в 1652 г. Патриаршество Никона (1652-1666) - целая эпоха в истории Русской православной церкви. Из высказываний Никона: «Я стремился, чтобы Русь, единственное православное царство, могла стать местом культуры, просвещения и высшего благочестия, чтобы она явила и ту удерживающую власть, которая препятствует разлитию по всему миру отступничества». Патриарх Никон стремился созидать святую Русь - Новый Израиль, пытался создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Этому он посвятил все свои реформы. Подобно патриарху Филарету, он имел титул «великого государя», хотя у двух его предшественников был более

скромный титул - «великий господин». Никон по существу стал первым советником царя. При активном его содействии в 1654 г. состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Древнерусского государства, некогда отторгнутые Речью Посполитой, вошли в состав Московского государства. Это событие имело большое значение и для русской церкви, так как к ней возвратились исконно православные епархии юго-западной Руси. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. Так же, как к титулу царя, к титулу патриарха Московского «великий государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Ве-ликия и Малыя и Белыя Руси». Никон был талантливым проповедником. В те времена в русской церкви ему не было равных в слове. Особенно ревностно он проявил себя как церковный реформатор. Его бессмертная и великая заслуга заключается в том, что он провел исправление богослужебных книг по греческим образцам. Некоторые мероприятия, осуществляемые Никоном, ущемляли интересы бояр. Патриарх являл собой пример милосердия к бедным, чем нажил немало врагов в числе бояр. Бояре оклеветали Никона перед царем. Они не позволили ему углубить православие в русской жизни настолько, чтобы оно было воспринято не только как учение веры, но и как путь истины.

Патриарх вынужден был оставить Первосвятительскую кафедру и уединиться в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, основанном им под Москвой. Решением Собора в 1666 г. Никона лишили сана и отправили в заточение. Однако проведенные им церковные реформы, которые породили старообрядческий раскол, не были отменены и получили одобрение Собора. Низложенный патриарх пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Никона прощение. Новый царь Федор Алексеевич принял решение о возвращении патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель в 1681 г. патриарх Никон скончался. Через год в Москву были доставлены грамоты всех четырех восточных патриархов, которые восстанавливали его в сане Патриарха всея Руси.

В начале XVIII в. патриаршество на Руси специальными указами Петра I было упразднено. В феврале 1721 г. состоялось открытие Духовной коллегии, которая сразу же была преобразована в Святейший Правительствующий синод. При Синоде была утверждена должность обер-прокурора, который являлся «оком государевым и стряпчим в делах государственных». Император Петр I был провозглашен «крайним судиею Духовной сей коллегии».

Таким образом, Русская православная церковь вошла с состав государственного аппарата. Из всех автокефальных православных церк-

вей только русская стала единственной, которая на протяжении последующих двух столетий не возглавлялась патриархом.

Духовный кризис, охвативший Россию после военных поражений и экономических потрясений начала XX в., обстановка, сложившаяся в России, требовали возрождения патриаршества в нашей стране. Мысль о восстановлении сана Первоиерарха предстала как исполнение вековых народных чаяний, как живая потребность времени.

В сложный для страны период революций, Первой мировой войны Всероссийским Поместным Собором в нашей стране было восстановлено патриаршество. 5 ноября 1917 г. в храме Христа Спасителя состоялось избрание патриарха, им стал Московский митрополит Тихон. Во время Гражданской войны, всеобщей разрухи и голода в Поволжье патриарх обратился к главам христианских церквей с призывом помочь голодающим. Созданный им Церковный комитет помощи поднял на борьбу с голодом всю верующую Россию.

Современные исследователи отмечают, что большевистские лидеры не могли смириться с тем, что церковь перехватила инициативу у государства. Тихону было предложено покинуть страну и выехать за границу на постоянное место жительства. Патриарх сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со своим народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении.

Руководители нового государства поставили перед собой цель -воспитать нового человека. Борьба с религией была обусловлена атеистическими воззрениями большевиков. Они стремились убрать опасного конкурента из духовной сферы жизни общества. Священнослужителей подвергали арестам и отправляли на принудительные работы в отдаленные места.

Следует подчеркнуть, что до начала Великой Отечественной войны Русская православная церковь находилась в тяжелом положении. На свободе остались лишь 7 епископов во главе с Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием. 22 июня 1941 г., сразу после объявления о начале войны, он выступил с призывом к верующим встать на защиту Родины. Церковь заняла активную гражданскую позицию, пробуждала и укрепляла патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг, проявляла заботу об укреплении боевой мощи Красной Армии. По призыву митрополита Сергия были собраны средства на танковую колонну имени святого Дмитрия Донского. Священники на оккупированных территориях поддерживали связь с подпольем, партизанами, оказывали помощь мирному населению.

Такая позиция церкви привела к некоторому ослаблению давления на нее со стороны государства. В сентябре 1943 г. состоялась встреча

руководителей Русской православной церкви со Сталиным, который пошел навстречу их пожеланиям. В стране вновь был избран патриарх (им стал Сергий), образован Священный Синод, освобождены из заключения многие священники, открыты несколько духовных семинарий. Однако после Великой Отечественной войны контроль властей и их структур над церковью по-прежнему оставался весьма жестким.

В 1985 г. в России началась демократизация общества, которая не могла не отразиться на отношениях государства и церкви. Следует отметить, что на I съезд народных депутатов СССР, который состоялся в мае 1989 г., были избраны и представители основных религиозных конфессий. После отмены 6-й статьи Конституции СССР началось возвращение верующим религиозных сооружений и святынь, строительство церквей, были сняты ограничения и запреты на участие граждан в церковных обрядах.

В 1990 г. Патриархом Московским и всея Руси был избран Алексий II, восемнадцать лет возглавлявший Патриарший престол. С его приходом наступила новая эпоха в истории нашей церкви, в основе которой лежало сохранение духовной целостности России.

Алексий II умер 5 декабря 2008 г. На Поместном соборе Русской православной церкви 7 января 2009 г. 16-м Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Смоленский и Калининский Кирилл (в миру - Владимир Михайлович Гундяев). Из трех кандидатов на Московский Патриарший престол, согласно оглашенным результатам, за кандидатуру Кирилла проголосовали 508 человек из 702 делегатов.

В память о патриархе Алексии II хотелось бы привести цитату, что «у людей при любой власти возникают трудные моменты. Кажется, что крест твой, собственный крест, настолько тяжел, что выше сил человеческих. Надо оглянуться на окружающих. Есть люди, несущие крест гораздо более тяжелый, и несут его с терпением, без ожесточений».

1. 2.

1999.

3.

4.

5.

6.

1999.

7.

Список литературы Комаров Е. Патриарх. - М., 1994.

Патриаршество в России. Традиции и современность. - М.,

Первосвятитель. - М., 2000.

Под Патриаршим омофором. - М., 1989.

Малый православный толковый словарь. - М., 2005.

Мысли русских патриархов от начала до наших дней. - М.,

Тальберг Н. Д. История христианской церкви. - Киев, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.