Научная статья на тему '«Святая Ветхозаветная Троица» Антониево-Сийского монастыря 1536 (1538 ?) года. История памятника'

«Святая Ветхозаветная Троица» Антониево-Сийского монастыря 1536 (1538 ?) года. История памятника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Икона / иконописец / Сийский монастырь / церковь / Святая Троица / культура Русского Севера / Icon / icon painter / Siya monastery / church / Holy Trinity / culture ofthe Russian North

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кольцова Татьяна Михайловна

Свято-Троицкий мужской Антониево-Сийский монастырь основан в 1520 г. недалеко от устья Северной Двины. Икона «Святая Ветхозаветная Троица» написана в 1538 г. основателем обители, преподобным Антонием (1478-1556). Первый деревянный Троицкий храм монастыря сгорел, но образ Троицы спасен от пожара. С иконой связано много чудес, описанных в Житии Антония Сийского. Она стояла над ракой святого и была украшена драгоценным окладом, подаренным патриархом Филаретом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Icon of Antony-Siya Monastery Old Testament Trinity, 1536 (1538?). The History of the Artifact

St.Trinity Antony-Siya Monasterywasfounded in 1520 notfar fromthe Northern Dvina River entry. Old Testement Trinity icon was painted in 1538 by Saint Antony (1478-1556), the founder ofthe Monastery. The first wooden Trinity Cathedral atthe Monastery burnt down but the Trinity icon was saved. Lots of miracles, connected with this icon, are described in St. Antony of Siya hagiography. It was placed above the reliquary with his remains and decorated with a jeweled frame, presented by Patriarch Filaret.

Текст научной работы на тему ««Святая Ветхозаветная Троица» Антониево-Сийского монастыря 1536 (1538 ?) года. История памятника»

Т.М. Кольцова

«Святая Ветхозаветная Троица» Антониево-Сийского монастыря 1536 (1538 ?) года. История памятника 1

© 2021

УДК 27-526.62(470.11)"16"

ББК 85.14

Поступила в редакцию 16.04.2021

В 2020 г. исполняется 500 лет Свято-Троицкому мужскому Антониево-Сийскому монастырю, одному из самых древних на Русском Севере. Обитель основана в 1520 г. преподобным Антонием (1478-1556) недалеко от устья Северной Двины, впадающей в Белое море. В ХУ1-ХУ111 вв. монастырь был духовным, административным и культурным центром Поморья. К концу XVII столетия сложился ансамбль монастырских строений, включающий каменные храмы, колокольню, братские и настоятельские кельи. Большинство из них сохранилось до наших дней. Монастырь пользовался расположением русских царей на всех этапах истории. Он получал вотчинные земли, богатые дары и денежные вклады. Иконы, книги, церковные облачения и драгоценные предметы богослужения даровали в обитель цари Иван IV и его сын Федор Иоаннович, Борис Годунов, Алексей Михайлович, а также митрополиты, епископы, наиболее образованные монахи и миряне — родовитые бояре Волконские, Милославские, Морозовы. Монастырь посещали императоры Александр I (1819 г.) и Александр II (1858 г.), великие князья. В Свято-Троицком соборе, Благовещенской церкви и ризнице было собрано много выдающихся произведений искусства [Сибирцев, 1907]: Ставротека XII в. [Святыни, 1997. С. 27], пергаменное Евангелие Апракос XIV в. [Рукописное пергаменное Евангелие, 1903], новгородская панагия XIV в. [Соломина, 1977][ил- 121.

В монастыре ревностно сохраняли святыни, связанные с жизнью основателя обители: простой деревянный посох и ризу преподобного Антония2. Икону «Святая Ветхозаветная Троица», написанную преподобным Антонием в 1536 г. (1538?), почитали как чудотворную: «Иноками была заложена (с бла-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта

№20-012-00507.

2 ГААО. Ф.29. Оп.31. Д.2382. Л.1. Описьдревних предметов Сийского монастыря. 1886 г.

ил. 1 Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Фотография начала XX в. АОКМ

fig.1 Holy Trinity Anthony-Siya Monastery. Photo,early20th Century. Archangelsk Regional Ethnographie Museum

гословения, конечно, Новгородского владыки) церковь во имя Св. Троицы. Местный храмовой образ поручено было писать одному иконописцу, но и сам преподобный „спомогаше ему, понеже иконному писанию навык бяше в юности своей"» [Петровский, 1897. С. 8-9]. Первая деревянная церковь монастыря была посвящена Святой Живоначальной Троице. Житие святого Антония повествует об активной строительной деятельности, в том числе о написании первой иконы Троицы и ее чудесах:«Призываетже преподобный Антоние иконописца, повелевает ему писати образ Живоначальныя Троица, настоящаго храма местную икону. Иконописательже по благословению святаго делу касашеся писать икону. Сам же боголюбивый преподобный Антоние посту и молитве вдахся. В невелико время живописец сий писаше образ, спомогаше же преподобный и сам иконописцу сему писати чудотворный сей образ Живоначальныя Троица, понеже преподобный иконному писанию навык бяше в юности своей. Не хитр же бысть мудростию сею преподобный, но препросто иконописательство его бысть. Тем же преподобный способствова точию живописцу сему в написании чудотворнаго образа, прочее же на пост и на молитву упражняяся, в недостатце хитрости своея способствуя ему» [Рыжова, 2000. С. 271]. Тому, что Антоний мог помогать в создании «Святой Троицы», поскольку сам занимался художеством в юности, хотя и не достиг высокого мастерства, есть и предания, и документальные подтверждения [Кольцова, 2009. С. 169]. Сохранилась легенда об иконе «Благовещение», находившейся в Благовещенской церкви села Турчасово, которая якобы «писана рукою преподобного Антония Сийского» [Краткое историческое описание, 1896. С. 81]. Есть предание, что «в приписном [к Ваймужскому приходу] селении, где церковь во имя Николая Чудотворца, храмовая икона сего святителя была писана рукою преподобного Антония Сийского, но на

2

ил. 2 Дары патриарха Филарета в Антониево-Сийский монастырь. Фотография, 1911. АОКМ fig. 2 Gifts of Patriarch FiLaret to the Anthony-Siya Monastery. Photo, 1911 Archangelsk Regional Ethnographic Museum ил. 3 Иконостас Благовещенской церкви с. Турчасово с храмовой иконой, написанной преподобным Антонием Сийским. Фотография начала ХХв.ИИМК

fig. 3 Iconostasis ofthe Annunciation Church in Turchasovo village with a temple icon painted by St. Anthony of Siya. Photo, early 20th century. Institute of Material Culture History, Russian Academy of Sciences

достоверность преданий нет нигде точных указаний»3. Известно также, что икона, написанная Антонием Сийским, хранилась в Благовещенской Ямецкой пустыни4. В документах Архангельского епархиального древлехранилища за 1906 г. выявлены следующие сведения: «В храме Святой Троицы Сийского монастыря преподобным Антонием были написаны две иконы — Святой Троицы и „междувратной" Богородицы, сохраняющиеся доныне»5. В рапорте 1823 г. архимандрита Вениамина в Архангельскую духовную консисторию читаем: «В Турчасовском приходе и в пустынях Ямецкой и Кожеозерской храмовыя иконы во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы греческаго письма. О сих устныя и верныя предания и доныне провозглашаются, якобы писаным отцем нашим Антонием Сийским чудотворцем радением его»6 [ил- 3].

В основном сведения преподнесены в форме устныхлегенд и сказаний. Можно убедительно говорить лишь о двух иконах, созданных преподобным или при его участии в Сийском монастыре. О них сообщают многочисленные описи Троицкого собора7 и литературные источники. В частности, об иконе

3 ГААО.Ф.5Ю.Оп.1.Д.6.Л.23об.

4 ГААО. Ф.р-1222. Оп.1. Д. 6. Л. 155-167.

5 ГААО.Ф.5Ю.ОП.1.Д.46.Л.6-7.

6 ГААО. Ф.29. Оп.2. Т.2. Д.2339. Л.107. Наряд иконе Софии Премудрости Божией. 18231824.

7 ГААО. Ф.29. Оп.31. Д.299.Л.60. Опись Антониево-Сийского монастыря 1834 г.; Д.937. Л.4.Л.27. Главная опись церковного и ризничного имущества Антониево-Сийского монастыря за 1863 г.

3

Богоматери читаем: «За ракою Преподобнаго в придельной церкви икона междувратная Умиления Пресвятыя Богородицы, писанная самим же Преподобным Антонием» [Макарий, 1878. С. 21]. Икона «Богоматерь Умиление» XVI в. дошла до наших дней и хранится в собрании Архангельского краеведческого музея (АОКМ. КП 6753. Дерево, паволока, левкас, темпера. 50,2 *41,5). Оборот окрашен масляной краской, на нем надписи: ОБРЗЪ УМИЛЕН1Е ПРЕ-СТЫЯ БЦЫ // По предашю писанъ са-//мимъ Преподобнымъ // Aнтoнieмъ Ciйcкимъ».// ПОДНОВЛЕНЪ ВЪ 1882 ГОДА». Трудно судить о почерке иконописца, поскольку авторский слой сохранился фрагментарно, под многочисленными поздними записями[ил- 4> 5].

Монастырские описи и печатные издания XIX в. утверждают, что вторая икона — образ «Святая Ветхозаветная Троица» — «писан самим преподобным Антонием». Об участии другого иконописца не упоминается. Однако существуют изобразительные источники XVII в., которые, видимо, опирались на информацию древнейшей редакции Жития Антония Сийского. В первую очередь это миниатюра лицевого Жития Антония Сийского, созданного в 1648 г. «попечением и прилежанием последнего чернеца Феодосия»8. На ней изображен неизвестный иконописец, пишущий, держа ее на коленях, икону «Святая Троица», рядом с ним — преподобный Антоний, растирающий краски и молящийся образу Спаса[ил- 6]. Аналогичное житийное клеймо, связанное

8 ГИМ. Отдел рукописей. Щук.107/750.

6

ил. 4 Богоматерь Умиление. Икона, написанная преподобным Антонием Сийским XVI в., с поздними записями и поновленими. АОКМ

fig. 4 Our Lady of Tenderness. Icon, painted by St. Anthony of Siya. 16th century, with later overpaintings and renovations. Archangelsk Regional Ethnographic Museum ил. 5 Оборот иконы «Богоматерь Умиление», написанной преподобным Антонием Сийским. АОКМ fig. 5 The reverse ofthe icon "Our Lady of Tenderness", painted by St. Anthony of Siya Archangelsk Regional Ethnographic Museum ил. 6 Создание иконы Троицы. Миниатюра лицевого Жития преподобного Антония Сийского 1648. ГИМ

fig. 6 Creation ofthe icon ofthe Trinity. Miniature ofthe illuminated Hagiography ofthe Monk Anthony of Siya. 1648. State Historical Museum

с созданием иконы Троицы, есть на житийной иконе Антония Сийского середины XVII в., происходящей из Троицкой церкви с. Ненокса в Поморье9. В этих сценах святой Антоний представлен как помощник иконописца.

Первый деревянный Троицкий храм монастыря сгорел, но образ Святой Троицы чудом спасся от пожара: «Однажды по утреннем пении, когда уже все удалились из церкви, загорелась она от свечи, забытой пономарем перед святою иконою. Не случилось никого в монастыре, потому что все разошлись по работам кроме служителей, трудившихся в поварне. И немощной братии в больнице... Старец с братиею были далеко, и когда возвратились, вся церковь была уже объята пламенем, так что ничего невозможно было из нея вынести, ни утварь, ни святую икону... Свершилось чудо! Когда вся церковь до основания пылала, икона Живоначальныя Троицы, как бы сама собою исторглась из пламени и обрелась среди монастыря» [Житие. С. 15]. В Антониево-Сийском монастыре в первой половине XVI в. было два пожара — в 1541 и 1542 г., один из которых был опустошительным [Амосов, 1975. С. 130; Рыжова, 2000. С. 28]. Деревянный храм возвели вновь. От спасенного образа Троицы явилось много чудес, люди обращались к нему за исцелением и получали его. В челобитной преподобного Антония Великому князю владимирскому и московскому, Государю всея Руси Василию Ивановичу о дозволении основать Сийский монастырь, есть упоминание о чудотворной иконе: «Живоначальная Троица сама место сие просвещает, от образа ее много чудес бывает»10.

Каменный Свято-Троицкий собор построен в обители в 1589-1607 гг. Он пережил большой пожар в 1658 г., после чего были возведены новые иконостасы. На южной стороне собора в углу, над местом, где почивают мощи святого Антония, была установлена рака. В иконостасе, в возглавии раки, поставлена чудотворная икона Троицы. Об этом сообщают монастырские описи. Приведем несколько выписок из них. Опись 1757 г.: «Над гробом чудотворца Антония Образ местной Живоначальныя Троицы поставлен в деяниях, поставленных собственно, венцы и цаты у того образа с корунами сребряные чеканные золочены, оклад и средина сребряная резная с чернью, кругом тое черни оклад гладкой. Осмь хрусталей разных цветов, поверху короны на сенях тринадцать камешков простых разных цветов; в венцах в цатах осьмнадцать камешков малых искорки яхонтовые; у Авраама и Сарры ожерелье мелкаго жемчугу, а на самых полях того образа оклад сребряной сканой под золотом, на том окладе кругом седмь камней хрусталей в гнездах разных цветов да виниса в гнездах сребряных; четыре скрепы учинены лапками сребряные ж золочены, которыми тот образ прикреплен кдеяниям круг того образа, по полям оклад сребряной чеканной, при том образе рамы медныя золочены»11. Здесь особо подробно

9 АОМИИ. Инв.1656-ДРЖ.1660-е.151х120.

10 ГАА0.Ф.29.0п.2.Т. 2.Д.2339.Л.32об. НарядиконеСофии Премудрости Божией. 1823-1824 гг.

11 ГААО. Ф.831. Оп.1. Д.2967. Л.З. Книга отписная Троицкого Антониево-Сийского монастыря. 1757 г.

ил. 7 Архимандрит Сийского монастыря Никодим. Список иконы «Ветхозаветная Троица» изЛицевого иконописного подлинника Антониево-Сийского монастыря. Конец XVII — начало XVIII в. РНБ

fig. 7 Nikodim, Archimandrite of the Siya monastery. A copy ofthe icon "Old Testament Trinity" fromthe illuminated icon-painting originalofthe Anthony-Siya Monastery. Late 17th— early 18th century. National Library of Russia ил. 8 Оборот списка иконы «Ветхозаветная Троица» с авторской подписью архимандрита Никодима

fig. 8 Reverse side ofthe copy of the "Old Testament Trinity" icon with the author's signature of Archimandrite Nikodim

описывается драгоценный оклад на иконе, который был подарен патриархом Филаретом через 90 лет после создания образа. В Описи 1834 г. отмечено, что «образ местной над гробом чудотворца Антония Живоначальныя Троицы письма чудотворца Антония поставлен в бытиях, написанных особо»12.

Чудотворная икона длительное время была средником, который окружала рама с живописными клеймами «бытия». Чудотворный образ-средник соединен сживописным обрамлением четырьмя серебряными лапками («скрепами»).

Во второй половине XIX в. были значительно обновлены интерьеры сийских храмов13. В 1861-1863 гг. под руководством Санкт-Петербургского художника Императорской Академии художеств С.С. Снеткова осуществлено переустройство монастырских храмовых интерьеров, в том числе создан новый иконостас Троицкого собора с приделом преподобного Антония14. После этого чудотворный образ Троицы, без клейм «бытия», установлен на раке святого: «Направо у стены находится гробница под золоченой на столбах сенью. Наверху гробницы золоченое изображение преп. Антония в схиме. Здесь же положен и чудотворный образ Св.Троицы, по преданию писанный самим преподобным и прославленный чудесным спасением от пожара, бывшаго при нем» [Перовский, 1897. С. 117]. На фотографии раки, опубликованной в 1909 г. в книге «Православные русские обители», можно видеть икону, установленную на раке наклонно [Православные русские обители, 1909. С. 61]. Это единственное известное нам дореволюционное изображение чудотворного образа[ил- 9].

Литературные и письменные источники предоставляют сведения о том, как выглядела икона, но преимущественно описывается ее драгоценный оклад, вложенный патриархом Филаретом. Нас же интересует, как выглядела икона без оклада. Есть указание, что это была «большая пядница на золоте в киоте». Более точные данные находим в Лицевом иконописном подлиннике Сийского монастыря15, где икона изображена «в подлинную меру», о чем написано на самом листе: «Образ Живоначальные Троицы чудотворный мерою таков

12 ГААО. Ф.29. Оп.31. Д.299. Л.9об.-10. ОписьАнтониево-Сийского монастыря 1834 г. Сведения повторяются и в Описи 1863 г.: «Образ местный над гробом преподобнаго Антония, Живоначальныя Троицы чудотворный, поставлен в бытиях, написанных особо» (на полях — «сей образ писан самим преподобным Антонием»)... четыре окрепы учинены сребрянны золоченые, коими прикреплен образ к бытиям... вокруг бытий по полям оклад сребряный басмянный золочен, весом один фунт 84 золотника 72 пробы» (ГААО. Ф.29. Оп. 31. Д.937. Л. 10-10об. Опись Антониево-Сийского монастыря 1863 г.).

13 В 1859 г. Санкт-Петербургскому купцу серебряных и золотых дел мастеру Ф. Верховцеву заказана новая серебряная рака Антония Сийского [Перовский, 1897. С. 117], позже над ней возведена сень (РГАДА. Ф.1196. Оп.5. Д. 1731. Л.25об. Приходно-расходная книга Антониево-Сийского монастыря за 1859 г.).

14 ГААО. Ф.29. Оп.4. Т.2. Д.2910. Л. 3-36. Дело о выдаче сборной книги на имя монаха Гедеона для сбора подаяния сооружение ризы на икону Смоленской Божьей Матери по сооружению двух иконостасов в Антониево-Сийском монастыре. 1860-1869 гг.

15 РНБ. ОЛДП. Р 88. Л.266. Лицевой иконописный подлинник Антониево-Сийского монастыря.

ил. 9 Рака преподобного Антония Сийского с чудотворной иконой «Ветхозаветная Троица» Из кн.: Православные русские обители. СПб., 1909. С.61

fig. 9 Shrine of St. Anthony of Siya with the miraculous icon "Old Testament Trinity" Illustration from the book: Orthodox Russian Monasteries. Saint Petersburg, 1909. P.61

и написан ми, яко испроси у Бога преподобный отец наш Антоний Чудотворец, у Бога и дар чудотворения». Н.В. Покровский писал об этом образце: «Хороший перевод с хорошей иконы Троицы Ветхозаветной» [Покровский, 1895. С. 162]. На обороте подлинного образца сохранилась надпись, позволяющая утверждать, что его выполнил архимандрит Никодим, составитель Лицевого иконописного подлинника [Кольцова, 2009. С. 106]: «Сей образец иконника Васки Мамонтова Уваровых с Шуренги, потом чернец Сийскаго монастыря: прямое имя Никон: иеромонах многогрешной и архимандрит недостойной». Перечислены имена и этапы жизни первого архимандрита Антониево-Сийского монастыря Нико-дима (1641-1721). Поскольку архимандрия учреждена в Сийком монастыре в 1692 г., можно утверждать, что список с чудотворной иконы был снят в конце XVII - начале XVIII в>л. 7 8

Икона была закрыта «в свету» составным серебряным окладом с драгоценными камнями, поэтому иконописец снял весьма условный зеркальный «прилепок», а затем старательно дополнил рисунок кистью, пером и раскрасил красной охрой. Оставил он без рисунка поля и часть фрагментов, закрытых серебряными пластинами. На иконе изображены три ангела, восседающие за прямоугольным столом. Крылья среднего ангела подняты вверх. Позади фигур ангелов изображена палата, изображающая шатер Авраама, горки

и Мамврийский дуб. На столе перед ангелами стоят три чаши, являющиеся символами Евхаристии. В нижней части — сцена «Заклание тельца» с двумя фигурами отроков. По сторонам — ростовые изображения Авраама (слева) и Сарры с чашей в руках.

Иконы Ветхозаветной Троицы были очень популярны в храмах Холмогорского уезда. Однако исследуемый извод иконографии встретился нам только один раз: на резной деревянной иконе «Троица Ветхозаветная» конца XVII — начала XVIII в. в собрании Государственного Русского музея, происходящей из с. Ломоносове Холмогорского района16.

В XIX в. Святейший Синод несколько раз запрашивал сведения о чудотворных иконах и святынях, хранящихся в Архангельской епархии. В рапорте Сийского архимандрита Вениамина, составленном в 1823 г., описана икона Святой Троицы, перечислены ее чудеса, а также отмечено: «Что касается до того были ли от сего образа какия-либо чудеса после кончины Преподобнаго, о том, по неимению никакого описания оных, неизвестно. Ныне же никаких чудес от онаго не происходит»17.

В 1886 г. составлена Опись древних предметов Сийского монастыря, которая содержит очень важные уточняющие элементы характеристики исследуемого образа: «Икона Св.Живоначальные Троицы (81/4* 7М в.), писаная Преподобным Антонием Сийским около 1536 г., особенность ее та, что под трапезою трех ангелов изображены два лица — одно в полулежачем положении, а другое в наклонном положении с кувшином в руках»18. Эти же сведения почти дословно повторены в Метрике Антониево-Сийского монастыря, составленной в 1887 г. по запросу Императорской археологической комиссии с целью выявления историко-художественных памятников: «В соборе чудотворные иконы: 1-я Св.Троицы 81/4* 714 (в.), писанная Преподобным Антонием около 1538 г., на этой иконе под трапезою 3-х ангелов изображены два лица: одно в полулежачем положении, а другое в наклонном к нему с кувшином в руках»19. И наконец, эту информацию повторил известный исследователь Севера, основатель Архангельского древлехранилища И.М. Сибирцев: «Икона Св.Живоначальныя Троицы (81/4*7М), писанная по преданию преподобным Антонием около 1536 г. Кроме трех ангелов на ней еще изображены два лица, причем одно состоящим перед другим в наклонном положении с кувшином в руках20. Серебряный оклад на ней устроен патриархом Филаретом» [Сибирцев, 1907. С. 617].

16 Троица Ветхозаветная. ГРМ. ДРД 172. Дерево, резьба, темпера, позолота. 33,8 х 24,8.

17 ГААО. Ф.29. Оп.2. Т. 2. Д.2339. Л. 32об.,34. Наряд об иконе Софии Премудрости Божией. 1823-1824 гг.

18 ГААО. Ф.29. Оп.31. Д.2382. Л.1. Опись древних предметов Сийского монастыря 1886 г.; РГАДА. Ф.1196. Оп.5. Д.2796.Л.1. Древности Сийского монастыря. 1886 г.

19 ИИМК. РО-1И.Арх.№188.Л.15об. Метрика Антониево-Сийскогомонастыря.

20 Тот, кто составлял опись в 1886 г., ошибочно разглядел в сцене «Заклание тельца» фигуру с сосудом. Затем эту ошибку повторили. К тому времени икону было сложно разглядеть подокладом: она была подслоем потемневшей олифы и поздних поновлений.

ил.10 Ветхозаветная Троица. Икона. 1536 (1538?). До реставрации. АОМИИ

fig. 10 Old Testament Trinity. Icon. 1536 (1538?). Before restoration. Archangelsk Regional Museum of Fine Arts ил. 11 Оборот иконы «Ветхозаветная Троица»

fig. 11 Reverse side ofthe icon "Old Testament Trinity" ил.12 Ветхозаветная Троица. Икона. 1536 (1538?). После реставрации. АОМИИ

fig. 12 Old Testament Trinity. Icon. 1536 (1538?). After restoration. Archangelsk Regional Museum of Fine Arts

Обратим внимание на разные даты создания иконы, которые встречается в источниках: 1536 и 1538 г. [Макарий, 1878; Перовский, 1878. С. 8, 10, 15-17; Голубцов, Попов, 1913. С. 28-29; Житие преподобного Антония, 1868. С. 17-18; Сибирцев, 1907. С. 617]. Отмечена важная информация об иконографической особенности сюжета: «Заклание тельца» с двумя фигурами. Кроме того, указаны точные размеры Святой Троицы, которые в метрической системе составляют 37,8x32,3 см.

После революции в 1920 г. икона оставалась в обители. В Описи богослужебного имущества Антониево-Сийского монастыря Емецкого уезда, составленной 30 апреля 1920 г. в присутствии представителей Емецкого вол-исполкома и монашества, отмечено: «Рака Преподобного Антония серебряная весом 3 пуда 15 ф. 6 зол. Образ на раке Преподобного Антония, Святой Троицы. В сер. ризе со стразами; вес сер. 1 ф. 69 зол.». 12 октября 1920 г. в Архангельский краевой археологический музей была передана значительная группа ценностей, изъятых из ризницы Антониево-Сийского монастыря, среди которых под №86 числилась «Икона св.Троицы в киоте писанная Ант. Сийск.»21. Известно, что вывезенные коллекции Антониево-Сийского монастыря хранились в Архангельском Губисполкоме, Губфинотделе и в пакгаузах таможни. Туда же в 1920-е гг. поступили ценности из многих закрывшихся монастырей и церквей, а также Архангельского епархиального древлехранилища. Долгое время не было музейных списков, в результате чего большинство памятников утратило свою историю22.

Архангельский краеведческий музей унаследовал коллекции Антониево-Сийского монастыря, но в фондовой документации эта информация не отражена. В описи музея 1929 г. учтена одна икона, которая подходит по размерам. Запись произведена 2.07.29 г.: «№88. Икона «Ветхозаветная Троица. XVIII век. Московские письма». 37x33». Упоминания об окладе нет.

В настоящее время в собрании Архангельского краеведческого музея нет иконы «Ветхозаветная Троица», которая соответствовала бы времени, размерам и иконописному образцу сийского чудотворного образа. Однако в 1961 г. часть предметов этого собрания была передана во вновь организованный Архангельский областной музей изобразительных искусств. Среди переданных икон есть образ, соответствующий сийской чудотворной:

Святая Ветхозаветная Троица. XVI в. Дерево, левкас, темпера, позолота. З8х32х2,723. Основа цельная с одной левосторонней шпонкой и ковчегом. Оборот обработан скобелем, покрашен коричневой масляной краской, на нем заметны следы четырех небольших углублений от креплений24. Икона

21 ГААО. Ф.р-286. Оп.1. Д.1018. Л.19об„ 51-52. Об окончательном проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства. 1920-1923 гг.

22 ГААО. Ф. р-1222. Оп. 2. Д. 2. Акты о передаче Архгубмузею предметов искусства и старины. 1924-1926 гг.

23 АОМИИ. КП 1243-61 г. Инв.11-држ. На обороте остатки бумажной наклейки с остатками цифры «8», соответствующей номеру «88» записи краеведческого музея 1929 г.

24 Икона длительное время была средником, обрамленным рамой с живописными клеймами, к которой она крепилась четырьмя серебряными лапками.

поступила в музей без оклада, на фотографии до реставрации видны следы его примыкания и крепления.

Впервые экспонировалась в 2012 г. на выставке «Антониево-Сийский монастырь — 20 лет возрождения» [Кольцова, 2011-2012. С. 20-24]. Она была под слоем поздних записей и поновлений разного времени. Реставратор Т.А. Ми-лова, которая раскрывала икону в 2014 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И.Э. Грабаря в Москве, отметила фрагменты поздних антикварных поновлений25. Несомненно, что она была неоднократно поновлена почти за 500 лет своей истории. В 1814 г. иконописец Владимирской губернии С.Н. Кознов, известный мастер художественной реконструкции, писал и поновлял много икон в монастырском Троицком соборе26. А в 1860-е гг. художник С.С. Снетков из Санкт-Петербурга произвел полное обновление и замену старых икон в храмах обители. Один из сопровождавших великого князя Владимира Александровича в 1885 г. во время посещения им Архангельской губернии, так отозвался о сделанных изменениях в монастыре: «Если где-либо время и люди не пощадили древности, так это именно в Сий-ском монастыре. XVI в. остался только в прочных, нерушимых стенах, — все остальное ново, подкрашено, испорчено, погибло... Если сказать, что видеть подобное уничтожение древности обидно — это будет мало, это положительно преступно!.. Все лики древних икон безсовестно подмалеваны, и право не знаешь, что хуже: италианизованные новенькие образа иконостаса, или эти замаскированные краской и лаком очертания неузнаваемых древних иконъ?» [Перовский, 1897. С. 662.].

Тем важнее любое свидетельство о наследии этой обители. После реставрации открылась древняя икона Троица Ветхозаветная «на золоте» 1536 (1538?) г., овеянная сказаниями и легендами Антониево-Сийского монастыря. Она связана с именем одного из выдающихся подвижников благочестия Русского Севера, преподобного Антония Сийского[ил- 10-121.

25 АОМИИ. См. Реставрационный паспорт на икону.

26 ГААО. Ф.29. Оп.4. Т.1. Д.639. Л. 1-3.

Литература

Амосов A.A. Архивы Двинских монастырей: Очерки по истории, организации и складывания архивов духовных корпораций. Автореф. дис. ... канд. ист. наук/Ин-т истории СССР АН СССР. М„ 1975.

Антониево-Сийский монастырь. Исторический очерк/Сост. свящ. В. Перовский. Архангельск: Тип. наследников Д. Горяйнова, 1897.

Голубцов H.A., Попов А.Н. Архангельский край в Смутное время (1598-1613)//Памятная книжка Архангельской губернии на 1913 г. Архангельск: Изд. Архангельского губернского статистического комитета, 1913. С. 28-29.

Житие преподобнаго отца нашего Антония Сийскаго Архангелогородскаго чудотворца.

СПб.: Тип. М.О.Эттингера, 1868. 32 с. Кольцова Т.М. Искусство Холмогор XVI-XVIII веков. М.: Северный паломник, 2009. 648 с.

Кольцова Т. Антониева обитель — череда веков и день сегодняшний//Сийский хронограф.

Архангельск. 2011-2012. №13-14. С.20-24. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангелькой епархии. Архангельск:

Тип. наследников Д. Горяйнова, 1896. Вып. III. 267 с. Макарий, епископ. Исторические сведения об Антониево-Сийском монастыре/УЧОИДР. М., 1878. Кн. 3.122 с.

Перовский В. Антониево-Сийский монастырь. Исторический очерк/УАрхангельские епархиальные ведомости, 1897. №20. Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. СПб.: Тип. Главного управления

уделов. 1895-1898. Т. 1-4.110 с. Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб.: П.П.Сойкин, 1909. 712 с. Рыжова Е.А. Антониево-Сиский монастырь. Житие Антония Сийского. Книжные центры

Русского Севера. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2000. 371 с. Рукописное пергаменное Евангелие апракос Антониево-Сийского монастыря 1339 года/

[Соч.] Г. Бугославского. Архангельск: Тип. наследников Д. Горяйнова, 1903. 35 с. Святыни Антониево-Сийского монастыря: Буклет/Сост. В.Соломина. М., 1997.131 с. Сибирцев И.М. Памятники древности в Сийском монастыре (к 300-летию соборного храма)//Архангельские епархиальные ведомости. 1907. Часть неофициальная. 30 сент. С. 617-627.

Соломина В.П. О двух памятниках новгородской мелкой пластики//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1977. М.: Наука, 1977. С.202-205.

Название статьи

«Святая Ветхозаветная Троица» Антониево-Сийского монастыря. 1536 (1538?) года. История памятника

Сведения об авторе

Кольцова Татьяна Михайловна — доктор искусствоведения, заведующая отделом, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», пл. Ленина, 2, Архангельск, Российская Федерация, 163069; старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий переулок, 5, Москва, Российская Федерация, 125009. Kolts@bk.ru

Аннотация

Свято-Троицкий мужской Антониево-Сийский монастырь основан в 1520 г. недалеко от устья Северной Двины. Икона «Святая Ветхозаветная Троица» написана в 1538 г. основателем обители, преподобным Антонием (1478-1556). Первый деревянный Троицкий храм монастыря сгорел, но образ Троицы спасен от пожара. С иконой связано много чудес, описанных в Житии Антония Сийского. Она стояла над ракой святого и была украшена драгоценным окладом, подаренным патриархом Филаретом.

Ключевые слова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Икона, иконописец, Сийский монастырь, церковь, Святая Троица, культура Русского Севера.

Title

The Icon of Antony-Siya Monastery Old Testament Trinity, 1536 (1538?). The History of the Artifact

Author

Koltsova Tatiana Mihaylovna — Full Doctor, head of department, The State museum association "Artculture ofthe Russian North", Lenin square, 2, Arkhangelsk, 163069; senior researcher, State Institute for Art Studies, Kozitsky pereulok, 5,125009, Moscow, Russian Federation, kolts@bk.ru

Abstract

St. Trinity Antony-Siya Monasterywasfounded in 1520 notfar fromthe Northern Dvina River entry. Old Testement Trinity icon was painted in 1538 by Saint Antony (1478-1556), the founder ofthe Monastery.

The first wooden Trinity Cathedral atthe Monastery burnt down but the Trinity icon was saved. Lots of miracles, connected with this icon, are described in St. Antony of Siya hagiog-raphy. It was placed above the reliquary with his remains and decorated with a jeweled frame, presented by Patriarch Filaret.

Keywords

Icon, icon painter, Siya monastery, church, Holy Trinity, culture ofthe Russian North.

References

Amosov A.A. Arkhivy Dvinskikh monastyrei: Ocherki po istorii, organizatsii i skladyvaniia arkhivov dukhovnykh korporatsii Avtoref. dis. na soisk. uchen. stepeni kand. ist. nauk (Archives of the Dvinsky Monasteries: Essays on the History, Organization and Assembling of the Archives of Ecclesiastical Corporations. Extended Abstract of a Dissertation in Historical Sciences). Institut istorii SSSR AN SSSR Publ., Moscow, 1975 (in Russian).

Golubtsov N.A., Popov A.N. Arkhangelsk Land in Time of Troubles (1598-1613). Pamiatnaia knizhka Arkhangel'skoi gubernii na 1913 (Commemorative Book of the Arkhangelsk Province for 1913). Arkhangelsk, 1913, pp.28-29 (in Russian).

Grigorii Bugoslavskii (ed.) RukopisnoepergamennoeEvangelieaprakos Antonievo-Siiskogo monastyria 1339 goda (The Parchment Aprakos Gospel Manuscript of the Anthony-Siya Monastery of 1339). Arkhangelsk: Tipo-litografiia naslednikov D.Goriainova Publ., 1903. 35 p. (in Russian).

Kol'tsova T. Antoniev Monastery — a Series of Centuries and the Present Day. Siiskii khrono-graf (Siya Chronograph). Arkhangelsk, 2011-2012, No. 13-14, pp.20-24 (in Russian).

Kol'tsova T.M. Iskusstvo KholmogorXVI-XVIII vekov (Kholmogory Artl6th-18th cc.). Moscow, Severnyi palomnik Publ., 2009. 648 p. (in Russian).

Kratkoe istoricheskoe opisanie prikhodov i tserkvei Arkhangel'koi eparkhii (Brief Historical Description of the Parishes and Churches of the Arkhangelsk Diocese). Arkhangelsk: Tipo-litografiia naslednikov D.Goriainova Publ., 1896. No.3. 267 p. (in Russian).

Makarii, episkop. Historical Information aboutthe Anthony-Siya Monastery. Chteniia v Imperatorskom obshchestve istorii i drevnostei Rossiiskikh pri Moskovskom universitete (Readings at the Imperial Society of Russian History and Antiquities at Moscow University). Moscow, 1878. Book 3.122 p. (in Russian).

Perovskii V. Anthony-Siya Monastery. Historical Sketch. Arkhangel'skie eparkhial'nye vedo-mosti (Arkhangelsk Diocesan Gazette), 1897. No.20 (in Russian).

Pokrovskii N.V. Siiskii ikonopisnyipodlinnik (Siya Icon-Painting Original). Saint Petersburg: Tip. Gl. upr. Udelov Publ., 1895-1898, vol. 1-4.110 p. (in Russian).

Pravoslavnye russkie obiteli: Polnoe illiustrirovannoe opisanie vsekh pravoslavnykh russkikh monastyrei v Rossiiskoi imperii i na Afone (Orthodox Russian Monasteries: A Complete Illustrated Description of all Orthodox Russian Monasteries in the Russian Empire and on Athos). Saint Petersburg, P.P.Soikin Publ., 1909. 712 p. (in Russian).

Ryzhova E. A. Antonievo-Siskii monastyr'. Zhitie Antoniia Siiskogo. Knizhnye tsentry Russkogo Severa (Antonievo-Siya Monastery. The Life of Anthony of Siya. Book Centers of the Russian North). Syktyvkar: Izdatel'stvo SyktGU Publ., 2000. 371 p. (in Russian).

Sibirtsev I.M. Antiquity Monuments in the Siya Monastery (to the 300th Anniversary ofthe Cathedral). Arkhangel'skie eparkhial'nye vedomosti (Arkhangelsk Diocesan Gazette). 1907, Unofficial part, 30 Sept., pp.617-627 (in Russian).

Solomina V. (ed.) Sviatyni Antonievo-Siiskogo monastyria: Buklet (Shrines of the Anthony-Siya Monastery: Booklet). Moscow, 1997.131 p. (in Russian).

Solomina V. P. On two Novgorodian figurines. Pamiatniki kul'tury. Novye otkrytiia. Ezhegod-nikl977(Monumentsofculture. Newdiscoveries. Yearbook). Moscow, Nauka Publ.,1977, pp.202-205 (in Russian).

V. Perovskii, Reverend (ed.) Antonievo-Siiskii monastyr'. Istoricheskii ocherk (Anthony-Siya Monastery. HistoricalSketch). Arkhangelsk: Tipo-litografiia naslednikov D.Goriainova Publ., 1897 (in Russian).

Zhitie prepodobnago ottsa nashego Antoniia Siiskago Arkhangelogorodskago chudotvortsa (The Life of our Reverend Father Anthony of Siya the Wonderworker of the Arkhangelsk City). Saint Petersburg, Tip. M.O. Ettingera Publ., 1868. 32 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.