Научная статья на тему 'Художественные мастерские женских монастырей Архангельской губернии в ХIХ — начале ХХ века'

Художественные мастерские женских монастырей Архангельской губернии в ХIХ — начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
277
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Икона / иконописец / монастырь / церковь / культура Русского Севера / Архангельская епархия / художественное ремесло / Icon / icon painter / monastery / church / culture of the Russian North / Arkhangelsk Eparchy / artistic handicraft.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кольцова Татьяна Михайловна

В женских монастырях Архангельской губернии в ХIХ — начале ХХ в. развивались разнообразные художественные ремесла. Монахини и послушницы писали иконы и картины, вышивали церковные ткани золотом, жемчугом, бисером. Эти предметы продавали богомольцам. Устойчивые традиции женского рукоделия и иконописи были сформированы в Успенском Холмогорском, Свято-Троицком Шенкурском, Иоанно-Богословском Сурском и Ущельском Иовском монастырях. Лучшие изделия экспонировались на выставках в Архангельске и Санкт-Петербурге. Женские рукодельные мастерские обеспечивали быт и церковные потребности этих монастырей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art Workshops in Convents of the Arkhangelsk Province in the 19th — early 20th centuries

In the 19th — early 20th centuries different crafts were developing in the convents of the Arkhangelsk province. Nuns and novices created icons and paintings, embroidered church fabrics with gold, pearls and beads. These items were sold to worshipers. The stable tradition of needlework and icon painting was formed in the convent of Assumption in Kholmogory, of Holy Trinity in Shenkursk, of Saint John in Sura, of Saint Jove in Ushchelie. The best items were exhibited in Arkhangelsk and St. Petersburg. Women’s handicraft workshops provided for household and church needs of these convents.

Текст научной работы на тему «Художественные мастерские женских монастырей Архангельской губернии в ХIХ — начале ХХ века»

Т.М. Кольцова

Художественные мастерские женских монастырей Архангельской губернии в ХГХ — начале ХХ века

© 2019

УДК 27-526"189/191" ББК 85.1 + 86.37

Поступила в редакцию 29.10.2019

XIX век — расцвет сельской кустарной промышленности в России, особенно после отмены крепостного права, когда крестьянские промыслы не облагались государственными налогами [Андреев, 1881; Кустарная промышленность, 1913]. До секуляризации 1764 г. северные монастыри владели обширными вотчинами и пользовались результатами крестьянских промыслов и ремесел. После секуляризации на территории Архангельского Севера остались немногочисленные обители. Средства, выделяемые им «по штатам», не могли обеспечить все потребности. Большинство женских обителей, за исключением Холмогорской, были заштатными, находящимися на собственном содержании без государственной поддержки. Монастырям необходимы были дополнительные источники, которые складывались из добровольных пожертвований, осуществления церковных обрядов и треб, хозяйственной деятельности и доходов от процентов с денежных вкладов монастырей. Неокладные суммы формировались, также, от продажи монастырских изделий. Пальму первенства держал Соловецкий монастырь, который славился своими многочисленными мастерскими [Наследие Соловецкого монастыря, 2011]. В обители писали на продажу иконы, резали кресты, печатали литографии и фотографии, делали изделия из кожи и глины. Их продавали в монастырских иконных лавках. О многочисленных ремеслах Соловецкой обители свидетельствуют работы, представленные на выставках, в частности на Архангельской выставке сельских произведений 1867 г.: иконы, живописные портреты, литографические картины, резные образы, кресты, ложки1.

Антониево-Сийский и Кийский Крестный мужские монастыри к XIX столетию утратили свои иконописные традиции. В то же время иконопись возрождена в Артемиево-Веркольском монастыре и ряде женских обителей Русского Севера. Этому способствовали деятельность Императорского общества

1 ГААО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 149. Л. 101.

поощрения художеств, основанного в 1820 г., и Комитета попечительства о русской иконописи, учрежденного в 1901 г. Они содействовали созданию новых иконописных школ, издавали и распространяли новые книги и образцы церковной живописи России.

По мере возрождения северных женских обителей в XIX — начале ХХ в. в них открывали рукодельные мастерские, которые обеспечивали быт и церковные потребности. Устойчивые традиции женского рукоделия и иконописи были сформированы в Успенском Холмогорском, Свято-Троицком Шенкурском, Иоанно-Богословском Сурском и Иовском Ущельском монастырях.

Известный исследователь северной культуры И.М. Сибирцев сообщил в 1915 г. в Архангельскую духовную консисторию: «Рисование с иконопи-санием преподается... в Архангельской духовной семинарии, а рукоделие — в Архангельском женском училище; рукодельныя мастерския и именно ико-нописныя — существуют в Соловецком монастыре, в Шенкурском женском монастыре и на подворье Сурскаго женскаго монастыря в Архангельске; кроме того в Шенкурском монастыре развито искусство вышивания»2. Остановимся на наиболее значительных женских художественных промыслах в пределах Архангельской епархии.

Успенский женский монастырь основан в Холмогорах в 1687 г.[ил-В конце XVШ в. обитель перенесли к Холмогорскому Спасо-Преображенскому собору, где были построены новые кельи и храмы, монахини заселили опустевший архиерейский дом. Известно, что они шили ризы и расшивали покровы для Холмогорского архиерейского дома. В 1789 г. из Холмогорского духовного правления последовал наказ священнослужителям: шить и чинить новые ризы, стихари и ризничные вещи только у игуменьи Афанасии в Успенском монастыре3. Появились заказы от монастырей и приходов Архангельской губернии. Послушание в рукодельных мастерских несли преимущественно послушницы, выходцы из крестьянских семей4.

В 1915 г. холмогорская игуменья Ангелина сообщила в Архангельскую духовную консисторию: «.во вверенном моему управлению монастыре имеются рукодельная и живописная, а также и золотошвейная мастерская, в которых в свободное время занимается несколько своих сестер, единственно для нужд своей обители»5. На самом деле сестры не ограничивались ремонтом церковных тканей и облачений. Они выполняли как рядовые, так и уникальные предметы на заказ. Троицкий кафедральный собор Архангельска в 1853 г. заказал «шитье орлецов», а в 1857-м — заплатил монахине Ефстолии за «сулок к посоху»6. Соловецкий монастырь купил в 1863 г. сто штук четок7. Пертоминский монастырь приобрел в 1907 г. новую митру за восемьдесят

2 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 1106. Л. 5.

3 ГААО. Ф. 361. Оп. 1. Д. 1090.

4 ГААО. Ф. 443. Оп. 1. Д. 37.

5 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 1106. Л. 10.

6 ГААО. Ф. 65. Оп. 1. Д. 189. Л. 76 об.; Д. 242. Л. 46 об.

7 РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3189. Л. 48.

ил. 1 Холмогорский Успенский женский монастырь. 1874. Литография. Собрание РГИА

fig. 1 Kholmogory Assumption Convent. 1874. Lithography. RSHA collection ил. 2 Спасо-Преображенский собор и Успенский монастырь в Холмогорах. Начало ХХ в. Холст, масло. Мастерская Холмогорского Успенского монастыря. Художник — послушница Татиа-на Клюкина. Собрание ИММЛ

fig. 2 Transfiguration Cathedral and Assumption Monastery in Kholmogory. Early 20th century Oil on canvas. Workshop of the Kholmogory Assumption Monastery. Artist — novice Tatiana Klyukina. M.V. Lomonosov Historical-Memorial Museum collection

рублей8. Красногорский монастырь выслал в 1918 г. «на имя монахини Екатерины Порошиной за 10 четок по 3 р. за штуку и 12 парамантов по 1 р. 50 к.»9. В 1918 г. «выдано монахине Марии Доильнициной за труды ея по изготовлению флага для Курейскаго затона тридцать пять рублей»10, а в 1919 г. выполнено «знамя» для Антониево-Сийского монастыря11. Последнее было заказано для 3-го Северного стрелкового полка, воевавшего на стороне Белой армии. Знамя стоило 1000 рублей, его отправили генералу Е.К. Миллеру12.

Мастерицы вышивали ризы на иконы. Игуменья Ангелина в 1913 г. передала царской семье в подарок икону Успения Богоматери, украшенную «зо-лотошвейною ризою и надписью такого содержания: «Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю Александровичу, покровителю Православной Российской церкви. Сердечное молитвенное приношение от верноподданых насельниц Холмогорскаго Успенскаго женскаго Монастыря Архангельской епархии. В день 300 летняго юбилея царствования Богохра-нимаго Дома Романовых. 21/11 1913». Подарок был принят благосклонно13.

Золотошвейные иконы холмогорской мастерской поддаются атрибуции, благодаря сохранившимся памятникам, отличающимся индивидуальностью. Известна икона «Святитель Николай Чудотворец» начала ХХ в.14 1ил-31 На рубашке с оборота надпись: «Благословеше // от Святой Обители // Холмогорскаго // Успенскаго Женскаго // Монастыря. // Игумешя Ангелина //съ сестрами». Риза цельная, с отверстиями для ликов и рук; имитирует драгоценный оклад с орнаментальными полями. Украшена золотными нитями, битью и блестками. Она одета на икону, написанную в технике масляной живописи. О материалах, которые использовали в золотошвейной мастерской, можно судить по списку товаров, приобретенных монастырем в 1916 г. в магазине московского фабриканта С.С. Мешкова: золото пряденое, золотая бить, золотая канитель, золотые блестки15; в 1917 г. «коленкор и нитки»16.

Насельницы холмогорской обители писали иконы и картины. В Послужных списках немало имен художниц. В 1864 г. среди холмогорских жительниц были «умеющие рисовать»: А. Вальнева, Е. Чебунина и «Емилия»17. В 1911 г. «в иконописной мастерской заняты иконописанием двенадцать сестер; иконы пишутся изящно и художественно, а главное — в духе православной церкви. Кроме изготовления для обители иконы пишут по заказу,

8 ГААО. Ф. 60. Оп. 2. Д. 37. Л. 41, 120.

9 ГААО. Ф. 309. Оп. 1. Д. 526. Л. 131.

10 ГААО. Ф. 443. Оп. 1. Д. 5. Л. 30.

11 ГААО. Ф. 443. Оп. 1. Д. 6. Л. 39 об.

12 РГАДА. Ф. 1196. Оп. 5. Д. 1976.

13 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 902. Л. 10.

14 Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого. 27 х 25. Дерево, масло; бить, позолоченные нити, стразы, шитье (оклада).

15 ГААО. Ф. 443. Оп. 1. Д. 4. Л. 98.

16 ГААО. Ф. 443. Оп. 1. Д. 2. Л. 64.

17 ГААО. Ф. 6. Оп. 8. Д. 769. Л. 30-32 об.

Кллгословше

w С Sm i ОЙ OiSHTt AH

^олмогорскдго усиегсклго Жжклго Монастыре.

сьсестрлми.

3

ил. 3 Свт. Николай. Икона (лицевая и оборотная стороны). Начало ХХ в. Дерево, масло; бить, позолоченные нити, стразы, шитье (оклада). Мастерская Холмогорского Успенского монастыря. Собрание Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого

fig. 3 St. Nicholas. Icon (front and reverse). Early 20th century. Wood, oil; metal lacing, gilded threads, rhinestones, sewing (cover). Workshop of the Kholmogory Assumption Monastery Collection of the Kroshitsky Sevastopol Art Museum ил. 4 Рождество Богородицы. Икона Конец XIX — начало ХХ в. Дерево, масло Мастерская Холмогорского Успенского монастыря. Хранится в Православном приходе Холмогор

fig. 4 Nativity of the Virgin. Icon Late 19th — early 20th century. Wood, oil Workshop of the Kholmogory Assumption Monastery. Stored in the Orthodox parish in Kholmogory

3(оборот)

4

ил. 5 Тайная вечеря. Икона (лицевая и фрагмент оборотной стороны). 1894-1896. Дерево, масло Мастерская Холмогорского Успенского монастыря. Из Георгиевской церкви с. Хоробрицы Холмогорского района Архангельской области. Собрание ЕКМ

fig. 5 The last supper. Icon (front and reverse, detail). 1894-1896. Oil on wood. Workshop of the Kholmogory Assumption Monastery. From St. George Church in Horobritsy village of the Kholmogory district of the Arkhangelsk region. EKM collection ил. 6 Печать на обороте иконы об освящении ее в Холмогорском Успенском монастыре. Собрание АОМИИ

fig. 6 Seal on the back of the icon about its consecration in the Kholmogory Assumption Monastery. Arkhangelsk Regional Museum of Fine Arts Collection

так называемые на сторону; заказы поступают как от частных лиц, так и от церквей, от последних не только на единичные иконы, но даже и на полные иконостасы... 21 февраля 1904 г. обители объявлена Высочайшая благодарность за поднесение Государыне Императрице Александре Федоровне двух икон, писанных в монастырской иконописной» [Фирсов, 1911. С. 33].

В 1918 г. обитель получила двести двадцать рублей за написание икон для Ломоносовской гимназии в Архангельске18. В собрании Емецкого краеведческого музея хранится икона «Тайная Вечеря» с надписью на обороте о том, что она написана сестрами обители в 1894-1896 гг.19 [ил. 5] Следует отметить хороший профессиональный уровень живописи. Икона написана маслом, в основу композиции легла знаменитая фреска Леонардо да Винчи.

На обороте икон, выполненных в обители, иногда можно видеть овальную печать, поставленную непосредственно на доске, или на бумажной наклейке с надписью о создании ее в Холмогорском Успенском монастыре: «СЕЙ ОБР ( ) // ВЪ ХОЛМОГОРСК ( ) // УСПЪНСКОМЪ ЖЕН ( ) // ОСВЯЩЕН». Печать символизировала благословение обители. Известные нам монастырские иконы написаны маслом с хороших образцов. Например, пяд-ничный образ Рождества Богоматери, хранящийся в Холмогорском приходе, написан по образцу иконы Ф.А. Бронникова, созданной для храма Христа Спасителя в Москве [Наследие Холмогорской земли, 1911. Кат. 119. С. 49-50]20.

Особый вид искусства монастырских художниц — живописные картины с видом обители. На них изображали холмогорский Спасо-Преображенский собор и Успенский монастырь с восточной стороны, то есть со стороны р. Северной Двины. Одна из таких картин поступила в Историко-мемориальный музей им. М.В. Ломоносова с легендой о том, что ее написала монахиня Татьяна21 [ил. 2]. В 1917 г. в Успенском монастыре жила послушница Тати-ана Филипповна Клюкина, проходившая послушание в живописной мастерской22. Картины был предназначены для продажи, подарков и подношений. В качестве образцов использовали печатные панорамы и фотографии обители.

Шенкурский Свято-Троицкий монастырь основан в 1637 г.[ил. 7] В 1764 г. он упразднен, в 1778 г. восстановлен как мужской, а в 1865 г. вновь обращен в женскую обитель. В ней были налажены шитье и вышивка церковных тканей. В документах Антониево-Сийского монастыря за 1718 г. упоминается плащаница «новосостроенная с Ваги Девича монастыря монахинями»23. Игуменья Евфимия (1727-1749) была известной мастерицей, вышивала на

18 ГААО. Ф. 443. Оп. 1. Д. 5. Л. 45, 70 об.

19 Тайная вечеря. 1894-1896 гг. Дерево, масло. 43, 6 х 88. ЕКМ. 3258. Происходит из д. Хоробрицы Холмогорского района. На обороте надпись: «Писаны Св. Иконы //

въ Холмогорскомъ Успенскомъ // женском монастырь // въ 1894. 1895. И 1896 году». Икона происходит из Георгиевской церкви с. Хоробрицы Холмогорского района.

20 Доска с двумя сквозными шпонками и ковчегом. Грунт, масло. 31,5 х 26,8.

21 ИММЛ. КП 489. Холст, масло. 54 х 75,6.

22 ГААО. Ф. 443. Оп. 1. Д. 37. Л. 21.

23 ГААО. Ф. 831. Оп. 1. Д. 510. Л. 10.

тканях золотом, серебром и шелками. В 1739 г. она преподнесла «превосходной работы воздухи и покровы» императрице Анне Иоанновне [Кольцова, 2009. С. 32]. Пелены, выполненные в рукодельной мастерской Шенкурского монастыря в первой половине — середине XVIII в., известны в нескольких музейных собраниях [Сохраненные святыни, 2001. Кат. 93, 94; Наследие Холмогорской земли, 2011. С. 62-63. Кат. 140-142; Зубова, 2018. С. 75-80]24.

Во второй половине XIX в., вновь возрождено женское рукоделие в монастыре. Активно заботилась об этом игуменья Рафаила (1847 — после 1917). В 1899 г. она проявила готовность участвовать во Всемирной выставке в Париже и показать «хоругви, вызолоченныя по белому шелку и атласу; воздухи, вышитые золотом и пелену, вышитую шелком». К сожалению, эти работы не были отправлены на выставку25. Несколько позже, в 1904 г. Шенкурская обитель приняла участие в первой Всероссийской выставке монастырских работ и церковной утвари, которая состоялась в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Монахини приготовили следующие предметы: «1. Воздухи, шитыя шелком; 2. Подушка, шитая золотом; 3. Подушка, шитая пером; 4. Подушка, шитая бисером; 5. Подушка, шитая синелью и шелком; 6. Туфли мужские и женские золотом; 7. Туфли шелком; 8. Пояс шелком и бисером; 9. Пояски шелковые тканые; 10. Салфетка; 11. Кошельки бисерныя; 12. Перчатки» [Вестник, 1904]26. Золотом вышивала в 1904-1907 гг. послушница Екатерина Охлопкова, выпускница Устюжской прогимназии27.

В 1914 г. вновь планировалась Всероссийская ремесленная выставка монастырских изделий, но не состоялась из-за начала войны. Интересен список предметов, которые игуменья Рафаила предполагала показать в Санкт-Петербурге: «Иконописную работу, хоругви шелковой материи золоченые с изображениями живописи; воздухи бархатом, шитье золотом; воздухи шелковые, писаные красками; воздухи, вышитые шелками; пелены атлас-ныя золоченыя; подушка золотом шитая; подушка бисером шитая; подушка шелками; подушка с пером; кружевное плетение; вязание бисером, шерстями и прочее; обувь»28. Монастырь занимался шитьем риз и других церковных предметов на продажу29.

Искусство вышивания было развито в монастыре вплоть до закрытия обители. Материалы для рукоделия Шенкурская обитель заказывала в Москве и Санкт-Петербурге. В Шенкурском краеведческом музее сохранилось несколько предметов, выполненных мастерицами обители: кошелек, закладка, дамская сумочка30 [ил. 8, 9]. Они вышиты мелким разноцветным бисером.

24 АКМ. Инв. № 790, 853, 894, 980, 990, 1051.

25 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 235. Л. 4.

26 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 401. Л. 11 об., 20.

27 ГААО. Ф. 440. Оп. 1. Д. 51. Л. 27 об.-28; Д. 53. Л. 36 об.-37.

28 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 1065. Л. 8-8 об.

29 ГААО. Ф. 440. Оп. 1. Д. 87. Л. 29 об.

30 ШКМ. КП 3087, КП 3088, КП 3428.

ил. 7 Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь. 1900-е. Фотограф А.П. Грудин Собрание ГААО

fig. 7 Shenkur Holy Trinity Convent. 1900s. Photographer A.P. Grudin. State Archives of the Arkhangelsk Region Collection ил. 8 Кошелек. Конец XIX — начало ХХ в. Вышивка бисером. Мастерская Шенкурского Свято-Троицкого монастыря. Собрание ШКМ

fig. 8 Purse. Late 19th — 20th centuries. Beadwork. Workshop of the Shenkur Holy Trinity Monastery. Collection of Shenkur Local Museum ил. 9 Сумочка. Конец XIX — начало XX в. Вышивка бисером. Мастерская Шенкурского Свято-Троицкого монастыря. Собрание ШКМ

fig. 9 Handbag. Late 19th — 20th centuries. Beadwork. Workshop of the Shenkur Holy Trinity Monastery. Collection of Shenkur Local Museum

Отличительных помет на изделиях Х1Х в. не встречалось, поэтому говорить об атрибуции произведений данной мастерской пока преждевременно.

Шенкурские насельницы учились рисованию, «писанию» икон и золочению31. Выполняли заказы приходов, монастырей, а также частных лиц. Их творчество востребовано в основном в Шенкурском уезде, хотя были заказы из Архангельска и Антониево-Сийского монастыря. Только в 1914 г. в обители обучались живописи десять человек32. В 1901 г. в монастырской кладбищенской церкви Всех Святых поставлен новый иконостас, иконы для которого, кроме храмового образа, написаны сестрами обители33. В 1903 г. они написали иконы для новой церкви Димитрия Солунского в Корбальской деревне Ямскогорского прихода Шенкурского уезда34. В монастырь приобретали сусальное золото35. Доски для наиболее ответственных и дорогих икон заказывали иконостасному мастеру Д.Д. Терентьеву, который выполнял их «под чеканку золотом для писания икон»36.

Иконописной мастерской руководила игуменья Рафаила, которая поступила в Шенкурскую обитель из Холмогорского Успенского монастыря в 1895 г. и сначала исполняла иконописное послушание. В Послужном списке монастыря за 1898 г. упомянута рясофорная послушница Екатерина Ель-цова (позже — монахиня Серафима), которая также проходила иконописное послушание. С 1904 г. иконы писала послушница Анна Клестова, с 1906 г. — Надежда Никитична Комарова. Позже к ним присоединилась послушница Александра Галактионова. Большинство их приходило в монастырь из северных крестьянских семей. В Приходно-расходных книгах обители начала ХХ в. зафиксировано регулярное поступление денег «за исполнение мелких заказов по иконописанию». Даже в 1917 г. в монастырь поступило за иконописную работу 500 руб.37

Несмотря на наличие своей иконописной мастерской, Шенкурский монастырь приобретал дешевые иконки и кресты для паломников: у ростовского мастера финифтяного дела П.И. Кузнецова — «иконочки» Святой Троицы и Богоматери Троеручицы38. Первый образ связан с посвящением обители Святой Троице, а второй — с чудотворным образом обители.

В 1899 г. в Суре Пинежского уезда основана женская община, преобразованная в 1900 г. в Сурский Иоанно-Богословский монастырь [ил- 10], который находился под покровительством уроженца Суры св. Иоанна Кронштадско-го. В 1907 г. открыто подворье Сурской обители в Архангельске. Монастырь

31 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 1106. Л. 5.

32 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 1062. Л. 13 об.

33 АЕВ. 1902. № 14. 30 июля. С. 465.

34 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1446. Л. 30, 34.

35 ГААО. Ф. 440. Оп. 1. Д. 85. Л. 43.

36 ГААО. Ф. 440. Оп. 1. Д. 80. Л. 23; Д. 83. Л. 20.

37 ГААО. Ф. 440. Оп. 1. Д. 87. 32 об.

38 ГААО. Ф. 440. Оп. 1. Д. 80. Л. 23; Д. 79. Л. 34.

11

ил. 10 Сурский Иоанно-Богословский монастырь. Фотография начала ХХ в. Собрание АОМИИ fig. 10 St. John the Theologian's Sursky Monastery. Photograph of the early 20th century Arkhangelsk Regional Museum of Fine Arts Collection ил. 11 Покров Богоматери. Икона. 1914. Иконописная мастерская Сурского Иоанно-Богословского монастыря. Из Покшеньгского прихода Пинежского уезда. Частное собрание Ф.Р. Комарова

fig. 11 Intercession of the Virgin. Icon. 1914. Icon workshop of the St. John the Theologian's Sursky Monastery. From the Pokshenga Parish of Pinezhsky County. F.R. Komarov's private collection ил. 12 Иконостас Ильинской церкви д. Каменное Онежского р-на Архангельской обл. 1914 Иконописная мастерская Сурского Иоанно-Богословского монастыря. Фотография 1984 г. Собрание НПЦ

fig. 12 Iconostasis of the Elias Church in Kamennoye, Onega District, Arkhangelsk Region. 1914 Icon workshop of the Sursky St. John the Theologian's Monastery. 1984 photo. Collection of the Research and Production Center for the Protection of Monuments of History and Culture of the Arkhangelsk Region

имел обширные связи, взаимодействовал с крупными религиозными и торговыми центрами России, в первую очередь с Санкт-Петербургом. Это повлияло на характер художественных ремесел. Обитель регулярно закупала материалы в магазинах столицы: у Л.И. Жевержеева — парчу и нитки серебряные вызолоченные, в магазине И.Р. Сереброва — бить и мишуру, а в магазине И.Е. Лежоева — бисер, шерсть и шелк39.

В Суре была открыта церковно-приходская школа, с первых лет в обители существовала рукодельная мастерская. Среди послушниц было много приезжих городских и крестьянских девиц из Санкт-Петербургской, Вологодской, Архангельской и прочих губерний. Соответственно, каждая из них до поступления в монастырь имела индивидуальную рукодельную практику. Игуменья Порфирия училась «русской грамоте, письму и рукоделию» в Староладожском Успенском монастыре40. Послушница Анна Семеновна Стани-ловская, крестьянская девица Вологодской губернии, прошла обучение в рукодельной школе Киева41. Учительницей рукоделия женской школы Сурского монастыря в 1907 г. была назначена указная послушница Евдокия Ефремова Коростелева, обучавшаяся в церковно-приходской школе Тобольской губернии Курганскаго уезда Мостовской волости42. В 1917 г. рукоделие в женской школе преподавала Гравшенкова Дарья Терентьевна, крестьянская девица Пензенской губернии Чембарскаго уезда Полянской волости43. В монастырских лавках Суры и Архангельска продавали рукодельные изделия, получая от этого доход44. Большой популярностью пользовались ковры ручной работы.

В обители была живописная мастерская. В 1901, 1903 и 1905 гг. живописное послушание проходили: послушница Мария Дмитриева Расторопова, крестьянка Вологодской губернии, прежде обучавшаяся в Шенкурском монастыре45, а также крестьянская девица Ярославской губернии Мария Семенова Лебедева. Монастырь закупал краски и кисти для художественных работ: в 1904-1905 гг. в московском магазине В.И. Худокормова46 и Торговом доме братьев И.А. и М.А. Васильевых в Санкт-Петербурге.

В 1907 г. в Архангельске выстроено двухэтажное кирпичное здание подворья Сурского монастыря. В большом каменном корпусе располагалась церковь Иоанна Богослова и пятнадцать жилых келий. Кроме того, в здании размещались живописная и рукодельная мастерские, а также «чеканная»47.

В 1908 г. по инициативе игуменьи Порфирии на архангельском подворье открыта живописная школа. Учитель Г.Ф. Ветров, преподаватель иконописи

39 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 58. Л. 103, 163, 164.

40 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 80. Л. 0 об.

41 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 17. Л. 5 об.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 48. Л. 15 об.

43 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 105 а. Л. 59 об. — 60.

44 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 62. Л. 116.

45 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 17. Л. 25 об. — 26.

46 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 79. Л. 245.

47 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 65. Л. 21, 21 об., 24.

Архангельской Духовной семинарии, обучал сестер рисунку. Епископ Архангельский Иоанникий (Казанский) разрешил открытие мастерской со следующей резолюцией: «...когда научатся хорошо рисовать, тогда и пропечатать к сведению всех»48.

В живописной мастерской архангельского подворья выполняли церковные и частные заказы. В 1914 г. отреставрировали тринадцать икон Никольской церкви с. Кереть Кемского уезда и написали иконы для Ильинской церкви д. Каменной Онежского уезда49[ил. 12]. В 1915 г. настоятельница монастыря игуменья Порфирия доложила о расширении сферы деятельности мастерских: «Во вверенном мне монастыре имеются мастерския — живописная, чеканная. рукодельный класс школьных девочек при монастыре и мастерская сестер ковровых работ и других рукоделий»50. Иконописью занимались вплоть до закрытия подворья: в 1918 г. сестры писали новые иконы для Кудьмозерского прихода Архангельского уезда.

Судя по сохранившимся произведениям и фотографиям, сестры писали иконы масляными красками по образцам. Обитель закупала в книжных магазинах Санкт-Петербурга фотографии и литографии икон для копирования. Примером может служить икона «Покров Богоматери», заказанная монастырю в 1914 г. для Покшеньгского прихода Пинежского уезда[ил. 11]. Одноименный образ, напечатанный в литографии Е. Фесенко в Одессе, послужил сурским художницам в качестве образца. На иконе надпись: «От запасных нижних чинов Никитинской волости с 1897 по 1911 г., идущих на войну с немцами в 1914-м году» [Большая Русская икона, 2014. С. 571-575. Кат. 289]. В приходной книге Сурской обители за сентябрь 1914 г. сохранилась запись: «Получено переводом по почте от священника Покшенгскаго прихода о. Венедикта Титова Пинежскаго уезда. за писание иконы «Покрова Пресв. Богородицы» в монастырской живописной мастерской пятдесят рублей»51.

В 1901 г. в Мезенском уезде открыта Ущельская женская община, позже переименованная в монастырь прп. Иова Ущельского. Обитель возглавила монахиня Магдалина, которая была хорошей рукодельницей. Под ее руководством трудились сестры обители. На первую Всероссийскую выставку монастырских работ они отправили воздухи и два пояска52.

В Х1Х — начале ХХ в. наблюдается постепенный расцвет разнообразных художественных ремесел в женских монастырях Архангельской губернии. Они выполняли на продажу и «в подношение» религиозные и светские бытовые изделия. Произведения мастериц не выходили за рамки мелкого кустарного производства, обеспечивающего нужды обителей и богомольцев. И все же на Севере сформировались традиция и преемственность культуры женских рукоделий.

48 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 1931. Л. 98.

49 ГААО. Ф. 29. Оп. 4. Т. 3. Д. 2047. Л. 26-26 об.

50 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 1106. Л. 7.

51 ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 88. Л. 155 об.

52 ГААО. Ф. 29. Оп. 2. Т. 6. Д. 401. Л. 8.

литература

Андреев Е.Н. Кустарная промышленность в России. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1882. 31 с.

Большая русская икона: 300 икон из коллекции Феликса Комарова: избранные иконы / Сост. и науч. ред. Н. Комашко. М.: СканРус, 2014. 143 с.

Вестник Первой Всероссийской выставки монастырских работ и церковной утвари, 1904 г., Таврический дворец / Ред. А.А. Ходнев. СПб.: Типография Альтшулера, 1904. 26 с.

Зубова О.А. Лицевое шитье в собрании Великоустюгского музея-заповедника // Великий Устюг. Проблемы региональных исследований: Материалы межрегиональной науч.-практ. конф. Великий Устюг, 2018. С. 75-80.

Кольцова Т.М. Искусство Холмогор XVI-XVШ веков. М.: Северный паломник, 2009. 648 с.

Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках С.А. Давыдовой, Е.Н. Половцевой и др. СПб.: Г.У.З и З., 1913. 440 с.

Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области: Каталог выставки / Сост. Т.М. Кольцова. М.: СканРус, 2006. 320 с.

Наследие Холмогорской земли XVI — начала ХХ века в музеях Архангельской области: Каталог выставки / Сост. Т.М. Кольцова. М.: Сканрус, 2011. 128 с.

Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог выставки / Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»; авт. вступ. ст. Т.А. Ту-това. М.: Белый берег, 2001. 300 с.

Фирсов А. Историческое описание Холмогорского Успенского женского монастыря. М.: Типография Русского товарищества, 1911. 40 с.

название статьи

Художественные мастерские женских монастырей Архангельской губернии в Х1Х — начале ХХ века

сведения об авторе

Кольцова Татьяна Михайловна—доктор искусствоведения, заведующая отделом, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», пл. Ленина, 2, Архангельск, Российская Федерация, 163069; старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий переулок, 5, Москва, Российская Федерация, 125009. [email protected]

Аннотация

В женских монастырях Архангельской губернии в Х1Х — начале ХХ в. развивались разнообразные художественные ремесла. Монахини и послушницы писали иконы и картины, вышивали церковные ткани золотом, жемчугом, бисером. Эти предметы продавали богомольцам. Устойчивые традиции женского рукоделия и иконописи были сформированы в Успенском Холмогорском, Свято-Троицком Шенкурском, Иоанно-Богословском Сурском и Ущельском Иовском монастырях. Лучшие изделия экспонировались на выставках в Архангельске и Санкт-Петербурге. Женские рукодельные мастерские обеспечивали быт и церковные потребности этих монастырей.

ключевые слова

Икона, иконописец, монастырь, церковь, культура Русского Севера, Архангельская епархия, художественное ремесло.

Title

Art Workshops in Convents of the Arkhangelsk Province in the 19th — early 20th centuries Author

Kol'tsova, Tat'iana Mikhailovna — Full Doctor, head of department, The State museum association "Art culture of the Russian North", Lenin square, 2, 163069 Arkhangelsk; senior researcher, State Institute for Art Studies, Kozitsky pereulok, 5, 125009 Moscow, Russian Federation. [email protected]

Abstract

In the 19th — early 20th centuries different crafts were developing in the convents of the Arkhangelsk province. Nuns and novices created icons and paintings, embroidered church fabrics with gold, pearls and beads. These items were sold to worshipers. The stable tradition of needlework and icon painting was formed in the convent of Assumption in Kholmogory, of Holy Trinity in Shenkursk, of Saint John in Sura, of Saint Jove in Ushchelie. The best items were exhibited in Arkhangelsk and St. Petersburg. Women's handicraft workshops provided for household and church needs of these convents.

Keywords

Icon, icon painter, monastery, church, culture of the Russian North, Arkhangelsk Eparchy, artistic handicraft.

References

Andreev E.N. Kustarnaja promyshlennost' v Rossii (Handicraft Industry in Russia). Saint Petersburg, Tipografija A.S. Suvorina Publ., 1882. 31 p. (in Russian).

Davydova S.A., Polovtseva E.N. Handicraft Industry of Russia. Articles on Women's Crafts. Saint Petersburg, G.U.Z i Z. Publ., 1913. 440 p. (in Russian).

Firsov A. Historical Description of the Kholmogory Assumption Monastery. Moscow, Tipo-grafiia Russkogo tovarishchestva Publ., 1911. 40 p. (in Russian).

Hodnev A.A. Bulletin of the First All-Russian Exhibition of Monastery Works and Church Utensils, 1904, Tavrichesky Palace. Saint Petersburg, tip. Al'tshulera Publ., 1904. 26 p. (in Russian).

Kol'tsova T.M. The Heritage of the Solovetsky Monastery in the Museums of the Arkhangelsk Region: Exhibition Catalog. Moscow, SkanRus Publ., 2006. 320 p. (in Russian).

Kol'tsova T.M. Iskusstvo Kholmogor XVI-XVIII vekov (Kholmogory Art of 16th-18thcenturies). Moscow, Severnyi palomnik Publ., 2009. 648 p. (in Russian).

Kol'tsova T.M. Heritage of the Kholmogory land of the 16th — early 20th centuries in Museums of the Arkhangelsk Region: Exhibition Catalog. Moscow, Skanrus Publ., 2011. 128 p. (in Russian).

Komashko N. (ed.) Big Russian Icons: 300 Icons from the Collection of Felix Komarov. Moscow, SkanRus Publ., 2014. 143 p. (in Russian).

Tutova T.A. The Surviving Relics of the Solovetsky Monastery: Exhibition Catalog. Moscow, Belyi bereg Publ, 2001. 300 p. (in Russian).

Zubova O.A. Embroidery in the collection of the Veliky Ustyug Museum-Reserve. Velikij Ustjug. Problemy regional'nyh issledovanij: Materialy mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (Great Ustyug. Problems of regional research: Materials of an interregional scientific-practical conference). Velikij Ustjug, 2018. Pp. 75-80 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.