Научная статья на тему '«Святая академия», или несколько слов в качестве предисловия'

«Святая академия», или несколько слов в качестве предисловия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
131
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Святая академия», или несколько слов в качестве предисловия»

От редакции

«СВЯТАЯ АКАДЕМИЯ», ИЛИ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДИСЛОВИЯ

В 1909 г., когда Санкт-Петербургская духовная академия торжественно отмечала 100-летие со дня своего основания, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) в своем импровизированном приветственном слове назвал духовную школу на Неве «Святой академией». Сейчас уже трудно, практически невозможно представить, насколько странной и даже вызывающей была эта характеристика. И насколько надо было быть мужественным человеком, чтобы сказать такое, невзирая на возможность испортить свой авторитет в глазах церковной общественности, неоднородной и непредсказуемой, и в глазах бюрократическо-синодального чиновничества, гораздо более монолитного. Для многих тогдашних церковных деятелей духовные академии — да и вообще духовные школы — представляли собой оплоты и убежища протестантствующих либералов, эдаких вольнодумцев с атеистическим укло-Митрополит Антоний (Вадковский) ном. Еще свежи были воспоминания о ре-

волюционных потрясениях 1905-1907 гг.: семинарские бунты, академическая автономия, радикальные призывы к коренным церковным реформам и преобразованиям со стороны не только студентов, но и профессоров. И вдруг... «святая академия»! С академической кафедры, в присутствии многочисленных гостей. Можно только догадываться, что потом говорили в петербургских церковно-приходских «салонах» и синодальных кабинетах. Владыка же Антоний являлся тем человеком, который готов был пожертвовать своей репутацией, но не своей любовью к высшей духовной школе, на благо которой он трудился много лет сначала в Казани, а потом и в Санкт-Петербурге. И эта фраза, вне всякого сомнения, была сказана им не для красного словца. Она является отражением подлинного отношения митрополита Антония к академии, о чем один из современников вспоминал: «Владыка твердо и убежденно формулировал свои основания, сказав прямо: я доживаю жизнь, видел ее на всех ступенях, сам поднялся до самого верха и знаю там все непосредственно, но — верьте мне! — нигде нет среды выше и чище, чем ваша — академическая».

Примечательно, что этим современником, сохранившим такие важные слова для истории, был один из выдающихся церковных ученых начала XX в. — Николай Никанорович Глубоковский. Он и сам о своей научно-исследовательской и преподавательской работе говорил именно как о служении: «Кроме священства — я не знаю в мире служения выше профессорского. До самого конца академической деятельности для меня аудитория была священным храмом, а профессорская кафедра — святейшим алтарем, куда я неизменно вступал со страхом Божиим и верою, хотя всегда

без совершенной уверенности, ибо чем дальше занимался и шире знакомился с наукой, тем больше чувствовал свою немощь пред величием изучаемой истины, которую не дано здесь видеть лицем к лицу, якоже есть...».

Санкт-Петербургские духовные школы насчитывают уже почти триста лет. «Прародительница» академии — Славянская школа при Александро-Невском монастыре — была основана еще в 1721 г. С тех пор десятки тысяч человек получили духовное образование на берегах Невы. Кто-то стал выдающимся миссионером, как святитель Николай (Касаткин), кто-то — всероссийским батюшкой, как праведный Иоанн Кронштадтский, кто-то — ученым с мировой известностью, как Василий Васильевич Болотов. Кто-то же сыграл отрицательную роль в жизни не только Церкви, но и всего государства, как Георгий Аполлонович Гапон. Имена многих выпускников академии малоизвестны или и вовсе незаслуженно забыты. Профессор Н. Н. ГлуЕюковскм И если в одних случаях прошлое лучше

не ворошить, то в других (и это в большинстве) — совершенно очевидно необходимо проводить исследовательскую работу, извлекая из пыльных архивных недр (которые профессор академии А. А. Бронзов называл невольной могилой многих отличных работ) сведения о наших предшественниках, многие из которых не стали известными и выдающимися, но были ревностными тружениками на ниве Христовой, изо дня в день выполняя каждый свое, иногда кажущееся рутинным, но на самом деле чрезвычайно важное служение.

Члены образованного в 2016 г. сначала Студенческого исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии призваны к изучению и разработке истории отечественной богословской науки в целом и Санкт-Петербургской духовной академии в частности. Изначально главным призванием членов Общества было молитвенное поминовение наставников и выпускников духовной академии, каковая задача остается главной сейчас и должна оставаться таковой всегда. В первом семестре 2016-2017 учебного года члены Общества совершали богослужения по почившим наставникам и выпускникам, проводили уборку надгробий на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Затем были организованы небольшие по формату конференции и круглые столы на самые разные темы. В результате стало очевидным, что если не все, то некоторые сообщения их участников вполне заслуживают того, чтобы быть опубликованными. Поэтому через полгода после учреждения Общества было принято решение о создании нового академического периодического издания, которое стало бы площадкой для всех интересующихся церковной историей в целом и историей духовного образования в частности. На страницах нового академического журнала «Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии» предполагается публиковать исследования и архивные материалы по истории Русской Православной Церкви нового и новейшего периодов, по истории духовного образования, богословской науки и Санкт-Петербургской духовной академии.

И вот, после большой подготовительной работы в свет выходит первый номер нового журнала. Его содержание весьма разнообразно.

В разделе «Интервью» опубликована беседа с заведующим кафедрой Церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии профессором протоиереем

Георгием Митрофановым. Отец Георгий подробно рассказал о своем непростом пути в духовную школу, о том времени, когда он делал первые шаги не только в качестве студента, но и священнослужителя, а затем — преподавателя русской церковной истории. Не обошел стороной отец Георгий и нынешнее положение духовного образования и богословской науки.

Отметим, что в дальнейшем предполагается в каждом номере публиковать интервью с наставниками академии, с ее выпускниками, которые сейчас служат не только в различных епархиях Русской Православной Церкви в России, но и далеко за ее пределами. Для этого все желающие, кому есть что сказать и есть чем поделиться о годах обучения в духовной школе, об особенностях своего нынешнего служения, приглашаются рассказать об этом на страницах журнала.

В следующем разделе «История Русской Православной Церкви» опубликовано пять статей, четыре из которых являются дополненными и переработанными вариантами докладов, представленных вниманию слушателей на различных мероприятиях, организованных Историческим обществом.

В своей статье иеромонах Геннадий (Поляков) анализирует богословское наследие выдающегося зарубежного иерарха Русской Православной Церкви святителя Серафима (Соболева), который в своих сочинениях старался сформулировать идеологию посткоммунистической России. Святитель Серафим исповедовал строго консервативные церковно-политические взгляды, в связи с чем призывал к восстановлению в постсоветской России монархии, не ограниченной конституцией, а также к возрождению нормальных отношений между Церковью и государством в виде симфонии. Автор указывает как на положительные стороны учения святителя, так и на те, которые, по его мнению, можно отнести к отрицательным.

Статья иеромонаха Никодима (Хмырова) посвящена обсуждению календарной реформы в начале ХХ столетия. Главное внимание уделено позиции Русской Зарубежной Церкви по этой проблеме, обсуждение которой активным образом происходило в 1923-1925 гг. на страницах журнала «Церковные ведомости».

В статье Д. О. Бохонского на основании широкого комплекса как опубликованных, так и архивных материалов рассмотрена история строительства и первых десятилетий существования Софийского собора в Царском Селе, в период с 1788 по 1817 гг. Особое внимание обращено на идеологическую основу появления такого храма. Автор отмечает значение собора, как и всего города Софии, в символическом отображении Греческого проекта. Подробно раскрывается непростая жизнь и деятельность причта в период царствования императрицы Екатерины II, императоров Павла I и Александра I.

В статье В. К. Вытнова также на основании архивных и опубликованных материалов рассматривается административная, преподавательская и научная деятельность выпускников Санкт-Петербургской духовной академии, оказавшихся на служении в Донской епархии во второй половине XIX — начале XX вв. Отдельно и довольно подробно автор останавливается на деятельности правящего архиерея архиепископа Митрофана (Симашкевича), инспектора духовной семинарии историка А. А. Кириллова и наставника семинарии магистра богословия Л. Ф. Свидерского.

В статье В. А. Капитонова рассматривается феномен Религиозно-философских собраний начала XX столетия. На примере первого заседания из цикла прений, посвященных проблеме догматического развития, описаны различные сложности, возникавшие в ходе дискуссии. Для своего краткого, но емкого и содержательного доклада автор привлек первоисточник — стенограммы заседаний.

В разделе «Новомученики и исповедники Церкви Русской» предполагается публиковать статьи по истории Церкви в XX веке. Особое внимание будет уделяться, разумеется, тем церковным служителям, которые пострадали за Христа и Православную Церковь в период гонений. Речь идет как о тех, кто причислен к лику святых, так и о тех, кто пострадал, но по тем или иным причинам пока еще на канонизирован Русской Православной Церковью. В первом номере в данном разделе опубликованы три статьи.

В статье маститого церковного историка профессора М. В. Шкаровского на основании архивных материалов раскрывается жизненный путь выходца из Самарской губернии и выпускника Санкт-Петербургской духовной академии 1911 г. протоиерея Владимира Рыбакова. Большое внимание уделено периоду служения отца Владимира в качестве настоятеля церкви Христа Спасителя на Английской набережной (Спа-са-на-водах) с 1911 по 1932 гг.

В статье Д. А. Карпука представлены результаты впервые проведенного исследования по поиску сведений о кандидатских диссертациях выпускников Санкт-Петербургской духовной академии второй половины XIX — начала XX вв., которые впоследствии приняли мученическую кончину и в настоящее время причислены к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской. Несмотря на то, что фонд кандидатских диссертаций синодального периода Санкт-Петербургской академии сохранился довольно плохо, удалось обнаружить пять сохранившихся диссертаций новомучени-ков, краткий обзор содержания которых представлен в основной части статьи.

В статье С. С. Забавнова в общих чертах рассматривается современное состояние церковной гимнографии в Русской Православной Церкви, при этом особое внимание уделяется проблемам, возникающим при составлении богослужебных текстов ново-мученикам и исповедникам Церкви Русской. Автор настаивает на том, что почитание новомучеников не должно ограничиваться только лишь описанием их жизни, составлением жития, открытием им мемориальных досок, памятников, публикацией архивных данных, постройкой храмов и т. п. Вместе с тем, составление богослужебных текстов не должно проходить торопливо и формально, без приглашения квалифицированных специалистов.

В разделе с говорящим названием «История Санкт-Петербургской Духовной Академии» в первом номере опубликована только одна статья. Она принадлежит перу священника Глеба Санюка, проанализировавшего научную деятельность профессора академии Н. В. Покровского, 100-летие со дня кончины которого отмечалось в 2017 г. В статье рассматриваются его основные труды, анализируется содержание конспектов лекций по церковной археологии и литургике, дается оценка педагогической деятельности. Особое внимание уделено тому факту, что под руководством Н. В. Покровского — за весь период его преподавания в Санкт-Петербургской духовной академии — было написано более 130-ти кандидатских диссертаций. Наиболее достойными продолжателями трудов Н. В. Покровского стали выпускники академии Д. А. Григо-ров, Н. А. Сперовский, И. А. Карабинов, Н. В. Малицкий.

Раздел «Архив» будет наполняться ранее неопубликованными материалами из различных архивов Санкт-Петербурга, с соответствующими вступительными статьями и комментариями. В первую очередь речь идет о Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга и Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, где хранятся фонды Санкт-Петербургской духовной академии синодального периода (ЦГИА СПб. Ф. 277; ОР РНБ. Ф. 573). В данном номере журнала опубликован частично сохранившийся Отчет о состоянии Петроградской духовной академии за 1917 г.

В разделе «Юбилеи» опубликован небольшой материал о научно-исследовательской, преподавательской, административной и пастырской деятельности заслуженного профессора Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Иоанна Белёвце-ва, которому 25 февраля 2018 года исполнилось 90 лет.

В разделе «Ы memorian» предполагается публиковать статьи и заметки о тех или иных памятных мероприятиях, проходящих в академии и посвященных почившим наставникам и выпускникам. В этом номере силами учащихся Иконописного отделения подготовлена статья о вечере памяти, посвященном одному из выдающихся наставников пока еще молодого Иконописного отделения Сергею Ивановичу Голубеву.

В разделе «Некрологи» редакция журнала предполагает публиковать биографические данные обо всех наших почивших преподавателях и выпускниках, информация

о которых будет получена в академии. Дело в том, что иногда сведения о кончине кого-нибудь из бывших выпускников сообщаются в канцелярию академии через несколько недель и даже месяцев. К сожалению, в 2017 г. почили девять наших наставников и выпускников. В этом номере журнала мы публикуем только четыре некролога, посвященных архиепископам Николаю (Гроху) и Феофану (Галинскому), протоиерею Григорию Красноцветову и протодиакону Василию Маркову. В следующих номерах предполагается напечатать остальные некрологи.

В традиционной для научных журналов рубрике «Библиография» представлена обстоятельная рецензия аспиранта А. А. Андреева на книгу по литургике священников Северо-Американской Архиепископии Антиохийской Православной Церкви Михаила Наджима и Патрика О'Грейди «The Scriptural Liturgical Books. The Liturgical Books of the Orthodox-Catholic and Apostolic Church: Origins, Introduction, and Use».

Наконец, в рубрике «Деятельность Исторического общества» предполагается публиковать отчеты о деятельности Общества, списки его членов, а также информацию о юбилейных и круглых датах на каждый календарный год. Кроме того, в первом номере в этом разделе опубликован список святых и месяцеслов Санкт-Петербургской духовной академии. Учитывая то обстоятельство, что канонизация святых хоть и медленно, но происходит и в настоящее время, в дальнейшем эти списки планируется периодически обновлять.

Хочется надеяться, что новый академический журнал станет хорошей площадкой для серьезного научного разговора о прошлом и настоящем отечественной богословской школы во всем его многообразии. Для этого к участию приглашаются не только наставники, учащиеся и выпускники нашей духовной школы, но и вообще все желающие — любители церковной истории.

В заключение хотелось бы сердечно поблагодарить авторов статей, принявших участие в создании журнала, а также выразить глубокую признательность сотрудникам Издательства Санкт-Петербургской духовной академии, много потрудившимся над выходом журнала в свет.

Д.А. Карпук Главный редактор «Вестника Исторического общества», кандидат богословия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.