Научная статья на тему 'СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ КУЗБАССА - УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ'

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ КУЗБАССА - УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПОБЕДА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / КРАСНАЯ АРМИЯ / НАГРАДЫ / ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мальцев Максим Александрович

Показано положение Русской Православной Церкви накануне Великой Отечественной войны, когда над ней нависла угроза полного уничтожения. Рассматривается патриотическая позиция, которую заняла Церковь, оказывая активную помощь государству. На фронтах Великой Отечественной сражались и представители духовенства. Неизвестно, сколько их погибло, но мы можем и должны помнить о тех священнослужителях, которые воевали, приближая победу. Отмечается, что непростым было и их послевоенное пастырское служение, связанное с множеством запретов, доносов, ослабленным в годы лихолетья здоровьем. При этом священники стойко переносили все невзгоды, не отклоняясь от избранного пути служения Богу и людям, проявляя духовную силу. В статье на основе сохранившихся документов и свидетельств родственников предпринята попытка исследования воинского и пастырского служения тех священнослужителей - участников Великой Отечественной войны, чей земной путь закончился в Кузбассе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ КУЗБАССА - УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Протоиерей Максим Мальцев

■ Председатель комиссии по канонизации святых Кемеровской епархии Русской Православной Церкви, редактор епархиальной газеты «Золотые купола».

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ КУЗБАССА - УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аннотация. Показано положение Русской Православной Церкви накануне Великой Отечественной войны, когда над ней нависла угроза полного уничтожения. Рассматривается патриотическая позиция, которую заняла Церковь, оказывая активную помощь государству. На фронтах Великой Отечественной сражались и представители духовенства. Неизвестно, сколько их погибло, но мы можем и должны помнить о тех священнослужителях, которые воевали, приближая победу. Отмечается, что непростым было и их послевоенное пастырское служение, связанное с множеством запретов, доносов, ослабленным в годы лихолетья здоровьем. При этом священники стойко переносили все невзгоды, не отклоняясь от избранного пути служения Богу и людям, проявляя духовную силу. В статье на основе сохранившихся документов и свидетельств родственников предпринята попытка исследования воинского и пастырского служения тех священнослужителей — участников Великой Отечественной войны, чей земной путь закончился в Кузбассе.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, победа, Русская Православная Церковь, священнослужители, историческое наследие, Красная армия, награды, пастырское служение.

Русская Православная Церковь на протяжении своей тысячелетней истории неоднократно переживала вместе со своим народом беды и тяготы военного времени. К началу Великой Отечественной войны над самой Церковью в СССР нависла угроза полного уничтожения. В стране была объявлена «безбожная пятилетка», в ходе которой советское государство должно было окончательно избавиться от «религиозных пережитков».

О положении Церкви к началу войны говорят следующие факты: в 1941 г. Русская Православная Церковь имела 3732 действующих храма, причем из них 3350 церквей находились на территориях, вошедших в состав СССР в 1939-1940 гг. В 1938 г. в СССР не существовало ни одного действующего монастыря. Из высшего духовенства в предвоенные годы на кафедрах оставалось четыре человека: два епископа и два митрополита, которые и составляли все управление Церкви на территории СССР. С 1918 г. не созывались ни Поместный, ни архиерейские Соборы. 1

На территории Западной Сибири к 1937 г. все архиереи были арестованы и расстреляны, такая же участь ждала и других священнослужителей. Решениями исполкома Новосибирской области, а еще ранее Западно-Сибирского края, в 1931-37 гг. на территории Кузбасса было закрыто 40 церквей и молитвенных домов, с 1939 по 1942 гг. — 70 [1, с. 225]. В итоге, к моменту образования Кемеровской области в январе 1943 г. из почти 200 действующих на её территории до революции православных храмов [2, с. 23] все были ликвидированы [3, с. 74]. Известно, что действующим был только приход Покровский церкви в Прокопьевске, образованный в 1942 г.2

Великая Отечественная война, став тяжелым испытанием для всего народа, спасла Русскую Церковь от полного уничтожения. В этом, несомненно, проявился Промысел Божий и Его благое произволение о России. Начавшаяся война расстроила задумки безбожников и отвлекла от исполнения планов, согласно которым к 1943 г. в Советском Союзе не должно было остаться ни работающих церквей, ни священников при них.

Гонимая Церковь в нашей стране с первых дней войны заняла патриотическую позицию и приняла активное участие в оказании помощи государству. Сбор средств в Фонд обороны, на подарки Красной армии, помощь сиротам, воинам-инвалидам, семьям погибших составляли основную часть внешней деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. Была и еще одна важная форма деятельности — молебны о победе русского воинства.

В Красной армии не могло быть военных священников, но были призванные в нее монахи, диаконы, священники. Нельзя подсчитать, сколько представителей православного духовенства погибло на этой войне, т.к. никто в свое время не вел такого учета. Да и многие священники к началу 1940-х годов либо были арестованы и находились в лагерях, либо попросту остались без приходов, без паствы, без какого-либо официального статуса.

Начало новому этапу государственно-церковных отношений положила встреча в Кремле митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И.В. Сталиным 4 сентября 1943 г. В стране, и в Западной Сибири в частности, начинается возрождение религиозной жизни. В августе 1943 г. на Новосибирскую кафедру был назначен архиепископ Варфоломей (Городцев) [4, с. 81]. В состав Новосибирской епархии тогда вошла и Кемеровская область [5, с. 190].

Государственная регистрация первых православных приходов в Кузбассе начинается с 1945 г. Во вновь открываемые храмы нужны были церковно- и священнослужители. Ими становились бывшие фронтовики. К служению вернулись уцелевшие в битве с фашизмом

1 Шкаровский М. В. Православие при социализме. [Электронный ресурс] //

https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/pravoslavie-pri-sotsializme/2_1 (дата обращения: 15.09.2020).

2 Документы Покровской церкви г. Прокопьевска за 1956-1982 гг. // Текущий архив канцелярии Кемеровского епархиального управления.

священники, это поприще избрали и просто воцерковленные люди, утвердившиеся в вере после перенесенных на войне испытаний.

Непростым было и послевоенное их пастырское служение, связанное с множеством запретов, доносов, ослабленным в годы лихолетья здоровьем. Но воины Христовы стойко переносили все невзгоды, не отклоняясь от избранного пути служения Богу и людям, проявляя духовную силу.

В Кузбасской митрополии ведется работа по сбору сведений о священнослужителях — участниках Великой Отечественной войны. К 70-летию Победы в Кемеровском епархиальном управлении была оформлена, а к 75-летию — обновлена и дополнена выставка, рассказывающая об участии священнослужителей нашей области в Великой Отечественной войне. Отдавая дань памяти защитникам Отечества, на основе сохранившихся документов и свидетельств родственников далее исследуется пастырское и воинское служение тех священнослужителей — участников Великой Отечественной войны, чей земной путь закончился в Кузбассе.

Служение Богу и военная служба в судьбе иерея Григория Кошелева слились воедино. Не единожды он надевал военную форму и дважды возвращался к пастырскому служению.

Родился Григорий Дмитриевич 17 января 1898 г. на территории современной Пензенской области Керенского района села Выша в крестьянской православной семье. Учился в сельской школе, в восемнадцать лет женился. В начале 1917 г. был призван на фронт Первой мировой войны, с 1918 г. участвовал в Гражданской войне в составе Красной армии. В одном из боев получил тяжелое ранение в спину: 13 осколков от гранаты удалили врачи во время операции. Вернувшись домой, много работал, кормил семью, в которой родились два сына и три дочери. Воскресные посещения церкви, пение на клиросе привели Григория к служению Богу.3 В 1934 г. он принял сан диакона и служил в Пензенской области.

В 1942 г. из Новосибирской области, куда семья переселилась в 1937 г., был призван на фронт уже Великой Отечественной войны. Как и многим, выпали на его долю годы невероятных испытаний и разлуки с родными. На фронте был до конца войны. После демобилизации продолжил церковное служение, в 1955 г. диакон Григорий рукоположен во священника.4

Батюшке было 62 года, когда у него заболела жена, на его попечении остался ослепший престарелый отец, а потом и дочь с маленьким ребенком без мужа. Отец Григорий принимает решение переселиться поближе к дочерям и последние 10 лет служил в храмах Кемеровской области: сначала в Новокузнецке, а с 1965 г. — в Покровской церкви Прокопьевска. Даже выйдя за штат по состоянию здоровья, батюшка направлялся замещать уходящих в отпуск священников в разных храмах области.5 К празднику Святой Пасхи 1971 г. заштатный священник Григорий Кошелев был награжден Благословенной архиерейской грамотой.6

Скончался священник и боевой ветеран, участник трех войн на 74 году жизни, 24 августа 1971 г. в Новокузнецке.

Солдатом на войне был иерей Михаил Соболев. Родился он 2 сентября 1906 г. в Тобольской губернии в семье священника. Церковное служение начал псаломщиком в 1921 г. в селе Борисоглебском Мариинского уезда Томской губернии (ныне Кемеровская область). В 1926 г. рукоположен во диакона, а через два года — во священника.7 В 1930 г. после за-

3 Попова Ю. Война и мир в судьбе священника. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2020. 25 августа.

4 Архив Кемеровского епархиального управления (КЕУ). Ф. 1. Оп. 2. Д. 17.

5 Попова Ю. Война и мир в судьбе священника. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2020. 25 августа.

6 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 17.

7 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 32.

крытия храма в селе Усманском, где служил отец Михаил, его отправили на трудовые работы, как тунеядца. После освобождения в июле 1932 г. более 10 лет проработал Михаил Соболев бухгалтером на различных предприятиях Томска.8 Восстанавливаться в священническом служении Михаил Георгиевич не стал. Причины не известны. Определенное влияние могла оказать смерть в августе 1932 г. владыки Димитрия (Беликова), главы григорианского раскола в Сибири, рукополагавшего его в иереи, сыгравшего важную роль в его жизни. Возможно, причина была в продолжающемся закрытии храмов и усилении гонений на Церковь.

В 1944 г. пришло время встать на защиту Отечества и Михаилу Георгиевичу. В январе он был призван на фронт Томским РВК в возрасте 37 лет [6, с. 483]. Воевал на I Украинском фронте. О достойном выполнении солдатского долга говорят благодарности Верховного главнокомандующего, медаль «За боевые заслуги», которой он был награжден, когда бои шли на подступах к Берлину.9 По свидетельству родственников, награжден также орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.

Очевидно, на фронте пришло решение вернуться к служению духовному. После демобилизации и возвращения в Томск 31 мая 1947 г. Михаил Георгиевич был приведен к присяге, подписал присяжный лист, заверив, что звание священника ищет для славы Божией и спасения душ, которые будут вверены ему, а не для прибытка.10 После перерукоположения во священника получил назначение в Казанскую церковь г. Ачинска, где создал прекрасный хор. Служил в разных храмах Сибири, был отец Михаил штатным священником Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска.11 Довелось служить и в храмах Кузбасса: Вознесенском в Белове, Знаменском и Никольском в Кемерове, где он был настоятелем. Батюшка имел церковные награды. Имел и взыскания из-за многочисленных доносов, которым подвергался, как и другие священники этого времени. Последнее место служения — Ильинский храм в г. Тайге Кемеровской области [7, с. 122]. Отошел ко Господу иерей Михаил Соболев 25 декабря 1959 г. в возрасте 53-х лет после тяжелой болезни.

Вся семья Соболевых, по свидетельству внука отца Михаила, Константина Николаева, была крепка в вере. Известно, что один из сыновей отца Михаила, Иван, в 1959 г. служил дьяконом в Спасском соборе Минусинска Красноярского края.12

Василий Иванович Сокольников к церковному служению пришел в зрелом возрасте после Великой Отечественной войны. Он родился в 1903 г. в семье крестьянина села Шиняево современной Томской области. С детских лет тяготел к церкви, очень любил богослужения, часто посещал их в деревенском храме [8, с. 80-81]. С 1925 по 1928 гг. проходил срочную службу рядовым. До войны работал на различных предприятиях, в том числе и в Кузбассе. В 1939 г. Василию Ивановичу вновь пришлось надеть военную форму (02.08.-10.10. 1939 г.), он был призван и участвовал в завершающем сражении вооруженного конфликта на Халхин-Голе. Когда началась Великая Отечественная война, 9 октября 1941 г. был мобилизован. В звании сержанта прошел всю войну, до 1945 г. Из наград известно о благодарностях командования.13

После победы вернулся к гражданской работе. Но через какое-то время решает посвятить себя священническому служению. В 1958 г. рукополагается во диакона, в 1967 г. во священника.14 5 июля 1967 г. в Знаменском кафедральном соборе г. Иркутска архиеписко-

8 Малышкина Т. Священник, сын священника. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2008. 7 мая.

9 Центральный архив Министерства обороны РФ. Ф 33. Оп. 690306. Д. 773. Л. 309

10 Малышкина Т. Священник, сын священника. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2008. 7 мая.

11 Государственный архив Новосибирской области. Р-1418. Оп. 2. Д. 3. Л. 6.

12 Малышкина Т. Семейная реликвия. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2008. 2 июля.

13 Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-2951. Оп. 2. Д. 114. Л. 3.

14 ГАИО. Ф. Р-2951. Оп. 2. Д. 114. Л. 17.

пом Иркутским и Читинским Вениамином был пострижен в монахи с именем Василид.15 В разное время ему приходилось служить в разных храмах Иркутской епархии. Последнее место его служения — Никольский храм города Тулуна Иркутской области. Отсюда в 1973 г. он вышел за штат по состоянию здоровья.16 Поселился у родственников в селе Таежно-Александровка Мариинского района Кемеровской области. Но, даже находясь за штатом, продолжал священническое служение, заменяя ушедших в отпуск священников в разных храмах Кузбасса.17 В 80-летнем возрасте, преодолевая расстояние в 70 километров, отец Василид старался по возможности принимать участие в богослужениях во вновь открывшейся церкви святителя Николая в г. Мариинске. Тепло вспоминал о нем бывший в то время настоятелем отец Ростислав Киращук [8, с. 81].

Скончался иеромонах Василид 25 апреля 1985 г. Похоронен в селе Таежно-Александровка Мариинского района.

Непростой была судьба солдата Максима Яковлевича Штоня, ставшего священником уже после войны. Протоиерей Максим Штонь родом с Тернопольщины, родился в 1906 г. в верующей крестьянской семье. Сам крестьянствовал и пел в хоре православной церкви.18 Когда в 1944 г. Тернопольщину освободили от немцев, 35-летнего Максима Штоня призвали в Красную армию. Участвовал в боях в Финляндии и Германии, трижды был ранен. Вскоре после Победы демобилизовался. Из боевых наград известно только об ордене Отечественной войны I степени.19

С 1950 г. жил в Кемеровской области. В Ильинской церкви Осинников Максим Яковлевич был певчим, потом штатным псаломщиком. В 1956 г. в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска рукоположен во диакона, а в 1958 г. епископом Новосибирским и Барнаульским Донатом — во священника. После рукоположения занимает вакансию священника в Пантелеимоновской церкви села Кузедеево. Служил также в храмах Осинников [9, с. 82], Белова, Тайги.20 В обретении сана он не стремился к сытой и почетной жизни, искренне желая служить Господу, нести его слово пастве. Он так и служил, о чем говорят врученные ему церковные награды: набедренник, камилавка, наперсный крест, возведение в сан протоиерея. Однако служение было связано с довольно частыми перемещениями, иногда из-за непомерных требований матушки Евдокии.21 Были даже запрещения в службе, перевод на должность псаломщика. Много раз отца Максима переводили, закрывая вакансии из-за болезни или на время отпуска настоятелей. Трудно обрести авторитет, служа в приходе непродолжительное время. Однако, судя по отзывам, прихожане были довольны батюшкой, его служением и пением. В 1973 г. после тяжелой болезни священник был отправлен за штат, а поправившись, еще пять лет служит в малых приходах.

Пастырское послушание отец Максим нес до 76 лет. Обид на несправедливые обвинения старался не держать и никогда не раскаивался, что выбрал путь служения Божией Церкви.22

Отошел ко Господу протоиерей Максим Штонь 27 марта 1995 г., похоронен в поселке Малиновка города Калтана, где прошли их с матушкой последние годы.

Хомутов Сергей Александрович — коренной кузбассовец, родился 5 мая 1924 г. в православной семье в г. Кузнецке (ныне Новокузнецк). В июне 1941 г., окончив семилетку, по-

15 Личное дело иеромонаха Василида (Сокольникова). // Текущий архив Иркутского епархиального управления.

16 ГАИО. Ф. Р-2951. Оп. 2. Д. 114. Л. 17.

17 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 33.

18 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 38.

19 Малышкина Т. Господь все видит и воздает каждому. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2020. 21 апреля.

20 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 38.

21 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 39.

22 Малышкина Т. Господь все видит и воздает каждому. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2020. 21 апреля.

ступил на курсы чертежников, которые окончил в 1942 г., и работал по специальности.23 В 1944 г. молодого чертежника призывают в армию. Некоторое время служил в Новосибирске, учась на радиста, оттуда его направили на фронт. Воевал в артиллерийской части особой мощности в составе III Белорусского фронта. На свой ратный подвиг воин Сергий получил родительское благословение. По молитвам родителей войну прошел без единого ранения, однако служба в армии и пребывание на фронте подорвали здоровье Сергия Хомуто-ва.24 Победу встречал в Восточной Пруссии в звании ефрейтора. За боевые подвиги отмечен правительственными наградами: медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией» [2, с. 187].

После демобилизации, вернувшись в 1947 г. в родной Сталинск (Новокузнецк), работал художником на Кузнецком металлургическом комбинате. Но вскоре оставил эту работу и был принят послушником в Свято-Никольский храм. В рапорте настоятеля Высокопреосвящен-нейшему Нестору, митрополиту Новосибирскому и Барнаульскому есть такие слова: «...такие лица, как Хомутов, только пополнят ряды воинов Христовой Церкви».25 5 октября 1958 г. рукоположен в сан дьякона, в сан иерея — 7 июля 1959 г. Началось священническое служение, которое продолжалось более полувека. Служил в разных храмах области и за ее пределами: в Тайге, Киселевске, Ужуре, Абакане, Абазе. В годы антирелигиозной хрущевской кампании отцу Сергию пришлось понести немало скорбей. Однако он сумел в богоборческие годы выстроить каменный храм вместо ветхого деревянного в селе Кузе-деево. Сам же его и расписал. Во всех храмах, где довелось служить батюшке, остались написанные им иконы. Долгое время нес послушание духовника Кемеровского благочиния. В 1969 г. награжден саном протоиерея, в 1988 г. — правом ношения митры.26 Помощницей в священническом деле стала отцу Сергию матушка Надежда, с которой они прожили душа в душу 56 лет. Их сын и внуки пошли по стопам родителей.27

Последнее место служения отца Сергия — храм поселка Темиртау Таштагольского района. Там он служил с 1987 г., с нуля отстроив храм, созидая храм Божий в душах людей. В 2008 г., к 50-летию своего священнического служения, митрофорный протоиерей Сергий Хомутов удостоен ордена преп. Сергия Радонежского III степени [3, с. 187]. 16 января 2015 г. был пострижен в великую схиму с наречением имени Сергий.

28 сентября 2016 г. иеросхимонах Сергий отошел ко Господу. Погребен на территории выстроенного им храма, места последнего служения [10, с. 93].

Непростым был жизненный путь Николая Ивановича Ермолаева. Родился он в 1895 г. в Енисейской губернии. Образование получил, окончив 6-классное Красноярское городское училище. С 1914 по 1928 гг. служил псаломщиком в с. Кубеково Енисейской губернии. В 1928 г. был рукоположен в сан диакона, в 1929 г. — во священника. Служил в сельской местности, а с 1932 г. — в соборном храме Красноярска.28

Но в 1935 г. иерей Николай Ермолаев был арестован и осужден по традиционной для священнослужителей ст. 58 п. 10 к семи годам ИТР по обвинению «во враждебном настрое по отношению к советской власти и ее руководителям, систематической организации антисоветской агитации среди населения».29 Отбыв срок, 15 июля 1942 г. освобожден и призван в ряды Красной армии. Сведений о том, где воевал, в послужном списке нет. Известно, что

23 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 40.

24 Бояршинова Т. Воин Христовой Церкви. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2010. 28 апреля.

25 Бояршинова Т. Воин Христовой Церкви. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2010. 28 апреля.

26 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 40.

27 Бояршинова Т. Воин Христовой Церкви. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2010. 28 апреля.

28 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 14.

29 Архивная справка УФСБ России по Красноярскому краю от 20.07.2020 №10/М-1254.

служил медицинским работником с 1942 по 1945 гг., дважды был ранен, один раз контужен. За участие в боевых действиях судимость была снята.30

После демобилизации Николай Иванович вернулся в Красноярск к жене и дочерям. Вернулся и к священнической деятельности: служил в храмах Красноярска и в Иркутской епархии. Служение батюшки отмечалось церковными наградами: набедренник, скуфья, камилавка, наперсный крест. Но подводит здоровье, подорванное в лагерях и на фронте, усугубляет болезнь и климат Прибайкалья. По просьбе отца Николая его переводят в Новосибирскую епархию и 31 августа 1954 г. назначают священником Спасской церкви г. Минусинска.

В январе 1956 г. отец Николай переводится в Кузбасс к Михаило-Архангельской церкви Сталинска (ныне Новокузнецк). Ему уже за 60, но он продолжает служить, перенося конфликты, разбирательства, безденежье, связанное с болезнью и перенесенной операцией. Продолжает служение и после выхода за штат, заменяя находящихся в отпуске священников в Новокузнецке и в Осинниках. В штате Новосибирской епархии отец Николай находился до 1971 г. — 43 года со времени рукоположения, «из которых церкви не служил по независящим обстоятельствам 7 лет (заключение) и в армии в Отечественную войну пробыл 3 года».31

Скончался батюшка 4 августа 1982 г. в Новокузнецке. Реабилитирован только 17 февраля 1997 г., через 15 лет после смерти.32

Разные люди, непростые судьбы. Их поколению выпало на долю тяжелое испытание — Великая Отечественная война: они надели солдатские шинели и встали на защиту своего Отечества от страшного и вероломного врага. Некоторым пришлось надевать шинели не единожды: участником Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной был Григорий Дмитриевич Кошелев, три года срочной службы, участие в решающем сражении на Халхин-Голе, Великая Отечественная с 1941 по 1945 гг. выпали на долю Василия Ивановича Сокольникова. Честно исполняли все они воинский долг, получали заслуженные награды, были среди них раненые и не один раз, контуженные: три ранения получил Максим Яковлевич Штонь, два ранения и контузию — Николай Иванович Ермолаев. А когда в послевоенное время вернулись или пришли к пастырскому служению, скромно молчали о своих воинских подвигах, наградах. В послужных списках батюшек этих сведений, как правило, нет, лишь скупые фразы о годах пребывания на войне, не всегда даже указано, на каком фронте воевал.

К пастырскому служению каждый из них также пришел своим путем. Священником только Михаил Георгиевич Соболев стал в двадцатилетнем возрасте, решив пойти по стопам отца, остальные — в более зрелом: после 30 лет стали священниками Сергей Хомутов, Николай Ермолаев, а Григорий Кошелев, Василий Сокольников, Михаил Штонь — после пятидесяти. Г. Кошелев, М. Соболев и Н. Ермолаев священство приняли ещё до войны, остальные — уже пройдя суровое испытание.

Они и пастырский долг исполняли в непростое время хрущевских гонений на Церковь, претерпевая наветы от недругов и власти, испытывая безденежье, перенося недуги. Священнику Николаю Ермолаеву пришлось семь лет отбывать наказание в лагерях по политической статье, снятие судимости зарабатывать участием в боевых действиях. А реабилитации батюшка так и не дождался, это произошло через 15 лет после его смерти. При этом все они оставались верны Церкви Божией, сохраняя кровное родство с ней до конца своей земной жизни. Господь даровал многим из них прожить долгую жизнь: 82 года иеромонаху Василиду (Сокольникову), 87 — отцу Николаю Ермолаеву, на 90 году ушел в мир иной свя-

30 Малышкина Т. Воины Христовы. // Кузбасс (приложение «Золотые купола»). 2007. 25 июля.

31 Архив КЕУ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 14.

32 Архивная справка УФСБ России по Красноярскому краю от 20.07.2020 №10/М-1254.

щенник Михаил Штонь, в 92 отошел ко Господу иеросхимонах Сергий (Хомутов)... Все они не оставляли служения, даже выйдя за штат, помогали Церкви Христовой, как могли, замещая ушедших в отпуск, немощных священников, совершая требы.

Осуждая захватническую войну, Церковь во все времена благословляла подвиг обороны и защиты родного народа и Отечества. Тот факт, что духовенство и священноначалие Московской Патриархии, несмотря на свое отчаянное положение в условиях преследования со стороны коммунистической власти, сохранило трезвость ума, верно оценило грозные перемены и истолковало цели нацистского руководства в отношении России, не должен быть забыт и извращен. Это особенно важно в условиях современного информационного пространства, когда человек, интересующийся историей Православия, неизбежно сталкивается с огромным количеством противоречивых оценок исторического прошлого Русской Православной Церкви.

Воины на поле брани и воины Христовы — это про них, священников, для которых защита Отечества и пастырское служение были одинаково важны. Не случайно и то и другое называется одним словом — служить.

Каждая эпоха сохранила в церковной истории, наряду с высокими образами святых и подвижников, примеры патриотического служения Родине и народу лучших представителей Церкви, среди них и эти скромные батюшки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Русская Православная Церковь юга Западной Сибири (XIX-XX вв.): исторические очерки / Кемеровский госуниверситет; ред. кол. В. А. Волчек, А. М. Адаменко, В. А. Овчинников. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007.

2. Сквозь времена и годы. Кемерово, 2013.

3. Кемеровская и Новокузнецкая епархия Русской Православной Церкви. Новосибирск: АНО «МАСС-Медиа-Центр», 2003.

4. Фаст М. В. Фаст Н. П. Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск; М.: Водолей Publishers, 2004.

5. Симон (Истюков), иеромонах. Новосибирская епархия в 1920-е — 1960-е гг.: проблемы внутреннего устройства и взаимоотношений с государством. М.: Издательство «Спасское дело», 2020.

6. Шинкарев С. В. Книга памяти. Часть 2. «Победители». Тайга, 2019.

7. Морозов Н. М. Тайга. Исторический опыт поколений. Том 3. Кемерово, 2017.

8. Винников А. В. История православия на мариинской земле. ИПП «Кузбасс». Кемерово. 2009. С. 80-81.

9. Земля, где ходили святые. Кемерово, 2014.

10. Мальцев М., протоиерей. Иеросхимонах Сергий (Хомутов) / Журнал Московской Патриархии. 2017. №4 С. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.