Научная статья на тему 'Священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины'

Священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
106
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТАНТИН (ДЬЯКОВ) / СВЯЩЕННОМУЧЕНИК / ЭКЗАРХ УКРАИНЫ / АРХИЕРЕИ РПЦ / ХАРЬКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ / CONSTANTINE (DIACOV) / HOLY MARTYR / EXARCH OF UKRAINE / BISHOPS OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / KHARKOV BIOCESE / KIEV METROPOLY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Страхов П.В.

В данной статье рассматривается биография сщмч. Константина (Дьякова), выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, возглавлявшего Украинский экзархат в 1932-1937 годах. Проводится анализ деятельности митрополита Константина и его вклада в сохранение духовности на нашей земле от гонений богоборческой власти. К основным выводам можно отнести следующие: данных о Владыке Константине очень мало, что объясняется разорением архивного комплекса материалов, связанных с активными церковными деятелями. Оставшиеся сведения свидетельствуют о ревностном служении митрополита Константина во благо Церкви Христовой, о стойкости в вере и подвиге мученичества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priest Martyr Constantine (Diacov), Metropolitan of Kiev and Galicia, Patriarchal Exarch of Ukraine

The article is devoted to the biography of Priest Martyr Constantine (Diakov), an outstanding hierarch of the Russian Orthodox Church, who headed the Ukrainian Exarchate in 1932-1937. Activity of Metropolitan Constantine is analysed, as well as his contribution to preservation of spirituality in our land during persecution of the God-struggling power. The main conclusions are as follows: there is a very little data about Vladyka Konstantin, that is explained by destruction of the archive complex of materials related to active Church’s leaders. The remained information shows zealous service of Metropolitan Constantine for the welfare of the Church of Christ, his steadfastness in faith and the feat of martyrdom.

Текст научной работы на тему «Священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины»

Раздел III. Научные конференции

Материалы Международной научно-практической конференции «Духовные грани грядущего: ценности и перспективы»

(19 апреля 2018 года)

УДК 70.2.2.1/9.2.3.2.36

Священномученик Константин (Дьяков), митрополит Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх Украины

Страхов Павел Валерьевич воспитанник 4 курса Харьковской Духовной семинарии, Украина, г. Харьков pavel121987@gmail.com

Аннотация: В данной статье рассматривается биография сщмч. Константина (Дьякова), выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, возглавлявшего Украинский экзархат в 1932-1937 годах. Проводится анализ деятельности митрополита Константина и его вклада в сохранение духовности на нашей земле от гонений богоборческой власти. К основным выводам можно отнести следующие: данных о Владыке Константине очень мало, что объясняется разорением архивного комплекса материалов, связанных с активными церковными деятелями. Оставшиеся сведения свидетельствуют о ревностном служении митрополита Константина во благо Церкви Христовой, о стойкости в вере и подвиге мученичества.

Ключевые слова: Константин (Дьяков); священномученик; экзарх Украины; архиереи РПЦ; Харьковская епархия; Киевская митрополия.

Priest Martyr Constantine (Diacov), Metropolitan of Kiev and Galicia, Patriarchal Exarch of Ukraine

Strakhov Pavel V. student of the 4th course of the Kharkov Theological seminary, Ukraine, Kharkov pavel121987@gmail.com

Abstract: The article is devoted to the biography of Priest Martyr Constantine (Diakov), an outstanding hierarch of the Russian Orthodox Church, who headed the Ukrainian Exarchate in 1932-1937. Activity of Metropolitan Constantine is analysed, as well as his contribution to preservation of spirituality in our land during persecution of the God-struggling power. The main conclusions are as follows: there is a very little data about Vladyka Konstantin, that is explained by destruction of the archive complex of materials related to active Church's leaders. The remained information shows zealous service of Metropolitan Constantine for the welfare of the Church of Christ, his steadfastness in faith and the feat of martyrdom.

Key words: Constantine (Diacov); holy martyr; exarch of Ukraine; bishops of the Russian Orthodox Church; Kharkov biocese; Kiev metropoly.

Архипастырское служение священномученика Константина (Дьякова) проходило в очень страшное, разорительное время для Церкви Христовой.

Самое страшное, вероятно, заключалось в том, что впервые в истории Русской Православной Церкви гонителями Ее стали бывшие прихожане или дети прихожан, в том, что внутри самой Церкви открыто против Нее восстали бывшие священнослужители.

В наше время, когда закончились открытые гонения на Церковь и появился доступ к различным скрываемым ранее материалам, связанным с деятельностью активных церковных деятелей, стало возможным говорить о вкладе митрополита Константина (Дьякова) в церковную и общественную жизнь Украины, для того чтобы последующие поколения могли хранить память об этом выдающемся человеке.

Будущий митрополит Константин (в миру Дьяков Константин Григорьевич) родился 19 мая 1864 г. в селе Старая Водолага Харьковской области в семье священника [1, c.81].

Окончил Харьковскую духовную семинарию и академию. Женился и в 1891 г. был рукоположен в сан священника. Был назначен законоучителем средних учебных заведений [2, c.112].

26 сентября 1908 года архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений (Брянцев) благословил открытие Общества вспомоществований нуждающимся воспитанникам Харьковской духовной семинарии. Членом Ревизионной комиссии был избран иерей Константин Дьяков [3].

Двадцатые годы стали для страны не только революционными, но и годами церковных смут и нестроений. «Обновленцы» и «автокефалисты», а то и просто самозванцы в рясах, раздирали Церковь Божию, сея смуту в людских сердцах. Для того чтобы не уклониться, нужно было иметь поистине пламенное сердце и светлый разум. И в эти страшные годы отец Константин хранил верность Матери-Церкви и её законному предстоятелю - Святейшему

Патриарху Тихону, находившемуся тогда в заключении. Наверное, лучшей похвалой этой верности звучали тогда обвинения из уст врагов Церкви: «ярый тихоновец». Это было своеобразным признанием твёрдости веры.

Отец Константин был из тех, кого народ часто называет «маститыми протоиереями», признавая их духовную мудрость, пастырский опыт и авторитетность суждений. Считая для себя невозможным оставаться в стороне от церковной жизни и просто «затвориться в алтаре», отец Константин активно противостоит «обновленцам», поддерживаемым Советской властью с целью расколоть Церковь.

21 сентября 1924 г. Святейшим Патриархом Тихоном и собором епископов архимандрит Константин был рукоположен во епископа и назначен епископом Сумским, временно управляющим Харьковской епархией [2, с.113].

В городе активно шло закрытие церквей и передача их под культурно-просветительские учреждения. В Харькове только три храма остались за Православной Церковью: Новотроицкий, Иоанноусекновенский, Владимиро-Богородицкий.

Харьков был местом ссылки православных архиереев. За преданность церкви многих архиереев ссылали сюда, они были лишены свободы, а впоследствии принимали мученический венец. Вместе с другими пребывающими в Харькове архиереями Владыка Константин отверг незаконно образованный раскольниками 22 декабря 1925 года Временный Высший Церковный Совет. В марте 1926 года находившиеся в Харькове архиереи подписали письмо в поддержку митрополита Сергия (Страгородского) и осудили организаторов и последователей раскола [2, с.112].

Митрополит Константин, несмотря на свою болезненность, страдая тяжелой формой диабета, был человеком удивительного миролюбия, стойкости и самообладания.

Однажды после богослужения женщина-иноверка бросила в лицо митрополиту камень. Если бы богомольцы попытались защитить архипастыря и дать отпор, то случившееся стало бы основанием для закрытия церкви. Но митрополит, с залитым кровью лицом, призвал прихожан к спокойствию, и провокация была сорвана [4, с.206].

Сам владыка в Харькове был арестован дважды: в 1923 и 1926-м году за борьбу с обновленцами.

В таких деморализующих условиях митрополит Константин писал: «Всецело предавая себя воле Божьей и с любовью взирая мысленно на многочисленный сонм тех моих предшественников, дивные образы которых доныне озаряют трудный путь крестоношения, я принял решимость по мере своих сил следовать их благочестивым трудам по устроению Церкви и духовной жизни возлюбленной паствы... » [5].

В 1932 году столица Украины была перенесена из Киева в Харьков. Как достойнейший украинский архипастырь, Владыка Константин 18 мая 1932 г. был возведён в сан митрополита и назначен митрополитом Харьковским и Ахтырским, Патриаршим экзархом Украины [6].

После возвращения столицы в Киев в 1934 году владыку переводят на новую столичную кафедру, и 26 июня он был назначен митрополитом Киевским, Патриаршим экзархом Украины.

Владыка Константин писал: «Меня смущала мысль, с одной стороны, о необходимости оставления и горечи предстоящей разлуки с Харьковской паствой, где свыше сорока лет проходил я своё служение Церкви Христовой, а с другой, опасение, смогу ли я в настоящее время понести бремя святительства на новом месте служения, столь ответственном» [5].

С 1927 г. владыка Константин являлся Членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском), принимал активное участие в разработке документов, которыми определялся весь строй церковного управления, а также необходимая в то время «Декларация о лояльности к Советской власти» 1927 года, которая позволила Церкви устоять при богоборческой власти и предотвратить полное закрытие храмов [2, с.114].

Из всех членов Временного Синода митрополит Константин проявлял наибольшее усердие в деле возведения митрополита Сергия в ранг патриарха, что, по его мнению, могло бы положить конец церковным распрям.

Однако, через несколько месяцев, против Церкви была поднята такая волна террора, что говорить о восстановлении Патриаршества стало просто немыслимо. Казалось, что Московская Патриархия вообще доживает последние дни.

В Киеве началась волна закрытий и разрушений храмов. Это мотивировались тем, что Киев «нуждается в социалистической реконструкции» и перво-наперво город нужно очистить от «памятников гражданской и культовой архитектуры».

Владыка не мог совершать богослужения ни в одном из городских храмов, в ту пору уже закрытых, и кафедральным собором Киева стала маленькая приходская церковь "Озернянская" вблизи железнодорожного вокзала.

В условиях гонений митрополит Константин, рискуя жизнью, помогал чем возможно другим священнослужителя и простым людям. Так, в 1936 году, по особому ходатайству владыки Константина митрополиту Одесскому Анатолию (Грисюку) перед высылкой разрешили свидание с сестрой Марией. Архиерею повредили челюсть, так что на всю жизнь остался дефект речи, отказали ноги, и обострилась язва желудка. На встречу с сестрой его вели под руки.

Патриарший экзарх митрополит Константин, как один из крупнейших иерархов Русской Православной Церкви, вполне подходил на ключевую роль в процессе по обвинению в антисоветской деятельности, как глава контрреволюционной группы священников.

29 октября 1937 года его вытащили из алтаря во время богослужения в Свято-Покровской церкви Киева.

По свидетельству очевидцев, обыск был похож, скорее, на погром и грабеж, чем правовую процедуру, во время которого было изъято более 18 кг серебряных и золотых изделий: панагии, кресты и прочее, что оставалось после закрытия храмов.

Касательно Киевского митрополита следователи имели особые планы. Ради оправдания масштабных репрессий нужен был миф про агентурную сеть церковников, которые вели подрывную деятельность против советской власти. Согласно с созданной властью легендой, возглавлял эту сеть сам митрополит Киевский. Если бы на открытом процессе действительно состоялось подобное «признание», то к радости властей это явилось бы публичным опровержением «Декларации о лояльности к Советской власти», что и дало бы правовое основание для полного её уничтожения.

После ареста подвергался пыткам. Советская власть предложила ему компромисс - сдать подельников и отречься от своих убеждений. Он сказал, что подельников не имеет, отрекаться от веры отказался...

Митрополит Константин принял мученическую кончину во время допроса 10 ноября 1937 года. Вместе с множеством замученных заключенных тело было брошено в овраг на Лукьяновском кладбище.

19 апреля 2016 года определением Священного Синода Украинской Православной Церкви установлен день памяти святому в день его мученической кончины - 28 октября (10 ноября).

Священномученику Константину, как и многим верным сынам Церкви Христовой, пришлось пройти настоящий конвейер смерти. Его трудами устояла духовность на Украинской земле, что позволило множеству верующих с христианским достоинством преодолеть страшнейшие испытания в истории существования Православной Церкви [7, с.47; 8, с.80].

Библиография

1. О. Владимир (Швец), С.М. Куделко, О.Г. Павлова. Архипастыри Харьковской епархии. - Х., 1999. - 123 с.

2. Онуфрий (Лёгкий), архиеп. История Харьковской епархии. - Х.: Майдан, 2009. - 460 с.

3. История Харьковской духовной семинарии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eparcЫa.kharkov.ua/stat/18

4. Цыпин В.А., прот. История Русской Православной Церкви, 1917-1990: Учебник для православных духовных семинарий. - М.: Издательский дом «Хроника», 1994, - 570 с.

5. Валериан (Головченко), игумен. «Я принял решимость...». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://o-val.ru/st/pr.htm

6. Открытая Православная энциклопедия «Древо». Константин (Дьяков). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drevo-info.ru/ articles/14130 .html

7. Капинос Р.В. Характерные черты конфессионального хозяйства // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. № 2, 2014. - С. 47-52.

8. Капинос Р.В. Характерные черты эффективного конфессионального хозяйства // Экономика и предпринимательство. - № 4 (ч.1). - 2014. - С. 80-86.

УДК 70.2.2.1/9.2.3.2.36

Отношение к труду в ветхозаветное и новозаветное время

Кириллов Владимир Александрович воспитанник 4 курса Харьковской Духовной семинарии, Украина, г. Харьков aetos@mail.ru

Капинос Роман Валерьевич кандидат экономических наук, научный сотрудник Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород rkapinos@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается отношение к труду с точки зрения Ветхого и Нового Заветов. Главной целью работы является анализ библейского понимания трудовой деятельности. К основным выводам можно отнести следующие: несмотря на различия ветхозаветного и новозаветного отношения к труду, можно выделить общебиблейское учение о важности труда для жизни любого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.