УДК 343.2/.7 © М. Г. Ермаков, 2012
Свойства сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 234 УК РФ)
М. Г. Ермаков *
Рассматриваются вопросы, связанные с определением понятий сильнодействующих и ядовитых веществ. Автор предлагает современную классификацию и формулирует понятия данных веществ, акцентирует внимание на проблемах правоприменения и пробелах законодательства, предлагая пути их разрешения.
Ключевые слова: сильнодействующие вещества, ядовитые вещества, ст. 234 УК РФ, аналоги сильнодействующих и ядовитых веществ.
Определение понятия сильнодействующих и ядовитых веществ как предмета преступления является особенно важным при изучении уголовноправовой характеристики составов преступлений, связанных с их незаконным оборотом . Определение предмета преступления представляет один из важнейших вопросов в правоприменительной деятельности, так как от его решения зависят не только соответствующая квалификация, но и сама
* В нашем журнале публикуется впервые .
возможность наступления уголовно-правовых отношений
В действующем законодательстве России определение сильнодействующих и ядовитых веществ отсутствует. Лишь исходя из содержания ч . 1 ст. 234 УК РФ и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14, можно сделать вывод, что предметом преступлений, предусмотренных ст 234 УК РФ, признаются силь-
нодействующие и ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами. В связи с отсутствием нормы, четко устанавливающей определение сильнодействующего и ядовитого вещества, в юридической литературе встречаются различные точки зрения
Одни считают, что сильнодействующие вещества — это препараты, которые, не являясь наркотическими, способны причинить серьезный вред здоровью человека при употреблении без предписания врача Другие к сильнодействующим относят «вещества, представляющие опасность для жизни и здоровья людей при их несанкционированном применении Они могут вызывать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации, нарушения моторной функции или мышления, поведения, восприятия, изменения настроения, либо могут приводить к аналогичным вредным последствиям . Ядовитыми называются вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека Даже при употреблении малых доз они могут вызвать тяжелое отравление или причинить смерть» 2.
По мнению А . В. Табакова, «сильнодействующие вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, природные материалы, включенные в Список сильнодействующих веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков Ядовитые вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, природные материалы, включенные в Список ядовитых веществ Постоянного комитета по контролю наркотиков» 3 . Аналогичные определения можно найти и в работах известного эксперта в данной области Э. А . Бабаяна 4 .
Под сильнодействующими и ядовитыми веществами понимаются как лекарственные, так и другие синтетические или природные вещества, не предусмотренные списками I, II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и включенные в списки 5 . А . В . Наумов указывает, что «такими веществами (в смысле ст. 234 УК) являются вещества, определяемые списками...» 6 .
Несмотря на различия при определении предмета преступления, все они отражают подходы к изучению уголовно-правовой сущности незаконного оборота подконтрольных веществ, которые опираются на обязательное наличие медицинского, правового и социального признаков 7. Данные признаки «тесно связаны между собой и взаимозависимы Первый признак обусловливает второй, который, в свою очередь, предопределяет появление третьего» 8 .
Медицинский и социальный признаки свидетельствуют о необходимости установления государственного регулирования оборота представляющих опасность веществ, который заключается во введении контроля и наложении ограничений на оборот сильнодействующих и ядовитых веществ, нарушение которых влечет наступление правовых последствий Для определения круга веществ, на которые распространяются меры контроля, необходимо определить критерии их отнесения к таким веществам. Соответственно, юридический признак заключается в признании общественной опасности вещества действующим законодательством и установлении критерия для определения веществ, которые будут подпадать под государственный контроль
Мы считаем, что определения понятий сильнодействующих и ядовитых веществ должны содержать все три обязательных признака и могут быть сформулированы следующим образом. Сильнодействующие вещества — объекты синтетического или природного происхождения, представляющие опасность для жизни и здоровья людей при несанкционированном применении или злоупотреблении, включенные в Список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации . Ядовитые вещества — объекты синтетического или природного происхождения, обладающие высокой токсичностью, при попадании в организм человека в малых дозах или концентрациях приводящие к тяжелому отравлению или смерти, включенные в Список сильнодействующих веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации
Единой классификации ни сильнодействующих, ни ядовитых веществ в действующих нормативных актах не существует В то же время она представляет и теоретический, и практический интерес, так как позволяет более точно установить умысел и действия субъекта преступления и, соответственно, правильно квалифицировать его деяние
По мнению А В Федорова, «сильнодействующие и ядовитые вещества (в чистом виде как таковые либо в смеси с другими веществами) находятся в незаконном обороте как: 1) лекарственные средства; 2) пищевые и биологически активные добавки; 3) химические вещества» 9 . Однако изучение химических свойств, а также анализ судебно-следственной практики показывает, что деление веществ лишь на предложенные группы неполностью отражает многообразие их химических свойств и, соответственно, характер их использования в незаконном обороте
Действительно, почти все вещества из списка сильнодействующих являются лекарственными препаратами, которые в медицине отнесены к различным фармакологическим группам и воздействуют,
главным образом, на центральную нервную систему человека . Характер воздействия бывает самым разнообразным: средство или вещество может оказывать стимулирующее, седативное, галлюциногенное, анальгетическое, снотворное, отравляющее и другое действие Потребление некоторых видов вызывает «смешанный» фармакологический эффект
Одними из наиболее распространенных сильнодействующих веществ, находящихся в незаконном обороте, являются препараты для коррекции веса с общим названием «тайские таблетки» и биологически активные добавки к пище (БАД), содержащие в своем составе сильнодействующие вещества Они начали широко распространяться с 90-х годов . Позднее их практически заменили БАД разнообразных наименований преимущественно китайского производства, а начиная с 2005 г. — препараты, содержащие анорексивное вещество «сибутрамин» в дозировках, часто значительно превышающих терапевтические В результате их бесконтрольного длительного применения в организме человека возникает ряд таких побочных эффектов, как ухудшение сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной деятельности
Увлечение видами спорта, связанными с наращиванием мышечной массы (бодибилдинг, силовой экстрим и пр.) в последние годы становится все более популярным Стремление к получению запредельных результатов и их пропаганда на различных информационных ресурсах (в том числе в сети «Интернет») привели к повышению интереса к анаболическим стероидам, появлению специальных тренировочных программ, подразумевающих их широкое использование Применение данных препаратов также связано с побочными эффектами, среди которых — онкологические заболевания, снижение свертываемости крови, развитие заболеваний сердца и сердечно-сосудистой системы Доказано патологическое влияние анаболических стероидов на печень, известны случаи травматизма из-за несоответствия роста мышц и связок 10 . В спортивных источниках можно найти примеры летальных исходов у спортсменов, злоупотреблявших анаболическими стероидами 11
Большое число ядовитых веществ используется как в медицине в качестве лекарственных препаратов, так и в промышленности — как химические соединения, главным образом, в органическом синтезе (ангидрид уксусной кислоты, метиловый спирт, фосфор желтый, изосафрол и др.), часть используется в сельском хозяйстве в качестве пестицидов (глиф-тор, меркаптофос, фосфид цинка и др )
Таким образом, их можно разделить на две большие группы: а) используемые в медицинских целях (гиосциамин, карбахолин, змеиный яд, новарсенол,
промеран и др.); б) не используемые в указанных целях (ангидрид уксусной кислоты, глифтор, фосфид цинка, цианплав, этилмеркурхлорид и др.) . Кроме того, по происхождению их можно классифицировать на а) растительные, б) животные, в) минеральные и г) продукты химического синтеза (промышленные яды, пестициды)
Изучение составов преступлений, где предметом являются сильнодействующие и ядовитые вещества, показывает, что использование указанных веществ носит схожий характер и цели использования в незаконном обороте в зависимости от их химических свойств По нашему мнению, вещества, составляющие предмет преступления, предусмотренного ст. 234 УК РФ, следует классифицировать в зависимости от характера использования в незаконном обороте Анализ правоприменительной практики показывает, что при совершаемых противоправных действиях такие вещества используются:
— в целях немедицинского потребления, как психоактивные вещества;
— в составе различных пищевых БАД;
— как анаболические стероиды;
— для изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
— для совершения иных преступлений (оказания воздействия на здоровье потерпевшего)
Исследование предмета преступления ст 234 УК РФ выявляет ряд других проблем .
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 964 «Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации» 12 хотя и разрешило многие вопросы, по сравнению с ранее применявшимися списками ПККН 13, но всё же не лишено недостатков Так, при проведении судебных экспертиз возникают затруднения в толковании примечаний Кроме того, в новый список не вошли комбинированные лекарственные препараты, ранее входившие в списки ПККН
Указанные в списках вещества находятся в обороте под различными наименованиями, торговыми названиями, поэтому примечание к спискам о том, что сильнодействующими веществами признаются все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми) названиями они ни обозначались, в состав которых входят перечисленные в настоящем списке вещества в сочетании с фармакологическими неактивными компонентами, а также все лекарственные формы, смеси и растворы, в состав которых входит хотя бы одно вещество, перечисленное в списке сильнодействующих веществ, является дей-
ствительно важным и необходимым Таким образом, контроль распространяется также на препараты, содержащие средства и вещества, указанные в списке, независимо от их количества и наличия нейтральных компонентов (вода, крахмал, сахар, бикарбонат натрия, тальк и т п )
Однако данное примечание представляется нам неоднозначным. Понятие «фармакологически активный компонент» не закреплено в действующем законодательстве и является весьма расплывчатым Фактически из-под контроля выводятся комбинированные лекарственные препараты, ранее рецептурно входившие в списки сильнодействующих и ядовитых веществ ПККН Причем, если в списках ПККН предусматривалась процедура включения рецептурно лекарственных препаратов, в отношении которых выявлены факты их злоупотребления, то механизм внесения изменений в списки сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденных постановлением, не прописан
В качестве примеров можно привести эфедринсодержащие препараты «Солутан», «Теофедрин», «Теофедрин-Н», содержащие также не инертные, в плане возможного воздействия на организм человека, компоненты (умышленно не названные фармакологически активными) — кофеин, теофеллин, теобромин, фенилпропаноламин и его лекарственные формы Более того, «Реладорм» является комбинированным лекарственным средством, так как помимо диазепама содержит циклобарбитал, в отношении которого установлены специальные меры контроля в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (психотропное вещество, III список перечня), однако препарат не контролируется и как психотропное вещество
А. В. Табаков считает, что приведенные выше положения, касающиеся определения правового статуса комбинированных препаратов, распространяются и на препараты, содержащие в качестве одного из компонентов какое-либо ядовитое вещество 14 . Так, множество лекарственных средств, включающих змеиный яд, помимо него содержат и другие фармакологически активные компоненты Существуют комбинированные препараты, состоящие из нескольких активных компонентов, одним из которых является аконит или ацеклидин В лекарственном средстве «спазмоцистенал» содержится ядовитое вещество «гиосциамин» На такие и многие другие комбинированные лекарственные препараты, не указанные рецептурно в Списке № 2, меры государственного контроля не распространяются
Одним из способов решения данной проблемы, на наш взгляд, является дополнение списков примечанием об условиях отнесения лекарственного препарата к сильнодействующим веществам, по аналогии примечания к Списку III наркотических средств в Единой Конвенции ООН о наркотических средствах 1961 г. Так, необходимо указать, что препарат не относится к сильнодействующим веществам, если он соединен с одним или несколькими ингредиентами таким образом, что не представляет или представляет лишь в незначительной степени опасность злоупотребления, а также таким образом, что сильнодействующее вещество не может быть извлечено из данного препарата при помощи легкоосуществимых способов или в количествах, которые могли бы представить опасность для здоровья населения, а также указать содержание (вес) сильнодействующего вещества на единицу дозы и предельную концентрацию в препарате, являющемся не опасным для здоровья человека При определении данных величин Правительству РФ для внесения изменения в списки потребуется экспертное заключение
УК РФ предусматривает возможность привлечения к ответственности только за противоправные действия с аналогами наркотических или психотропных веществ В отношении сильнодействующих или ядовитых веществ такое указание отсутствует, в связи с этим аналоги сильнодействующих и ядовитых веществ фактически не запрещены к обороту Дополнение ст 234 УК РФ указаниями на ответственность за действия с аналогами сильнодействующих или ядовитых веществ, а также определение порядка отнесения вещества или препарата к категории аналогов, на наш взгляд, способствовало бы наиболее скорому и адекватному отражению происходящих в обществе изменений При этом юридическое признание какого-либо вещества аналогом сильнодействующего или ядовитого необходимо устанавливать не путем включения в официальные списки, что, по сути, является их простым расширением, а путем установления экспертной организацией наличия у конкретного вещества совокупности необходимых и достаточных признаков, прямо указанных в законе как присущих аналогам Ранее такие функции в части отнесения контролируемых веществ к различным категориям выполнял ПККН и представляется, что проблема определения аналогов должна решаться с привлечением и непосредственным участием подобной организации, создание и полномочия которой должны определяться Правительством РФ
В целях удобства правоприменения возможна последующая систематизация экспертных заключений об отнесении представленных на экспертизу объектов к аналогам наркотических средств и пси-
хотропных веществ, т. е . составление данной организацией отдельного списка аналогов
В дальнейшем, при получении и обобщении данных о судебной практике по делам, где фигурируют названные вещества, орган формирует предложения по их включению в соответствующие списки, что формально будет заключаться во внесении дополнений в существующие списки сильнодействующих и ядовитых веществ .
Изложенное позволяет сделать следующий вывод Сильнодействующие и ядовитые вещества ввиду разнообразия их предназначения и заключенных в них свойств обладают специфической сущностью, что не позволяет отнести их к наркотическим и психотропным веществам, однако очевидно, что ввиду наличия социального и медицинского признаков за данными веществами необходимо установление государственного контроля, что отвечает требованиям норм международного и отечественного законодательства Тем не менее, в вопросах законодательного регулирования оборота сильнодействующих и ядовитых веществ имеются пробелы, устранение которых позволит повысить эффективность контроля и внести ясность в вопросы правоприменения при квалификации преступлений с данными веществами
1 Криминология : учебник для вузов / под ред . В . Д . Мал-кова. М. , 2005. С 224.
2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М. , 2000. С. 241 .
3 Табаков А. В. Особенности правового статуса, нормативного определения, формирования и применения списков наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии . СПб. , 2002. № 1 (18) . С 14-32.
4 Бабаян Э. А., Гаевский А. В., Бардин Е. В. Правовые аспекты оборотов наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров: Государственные и ведомственные акты Методические материалы Комментарии. Ответы на вопросы . М. , 2002. Ч . 2. 320 с . ; Ба-
баян Э. А., Гаевский А. В., Бардин Е. В. Некоторые проблемы терминологии в области наркотических средств // Правовые аспекты оборота наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров : Нормативные документы . Методические . материалы . Ответы на вопросы . М. , 2000. С 4-14.
5 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. А . Чекалин . М. , 2006. С. 350.
6 Наумов А. В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации : комментарий судебной практики и доктринальное толкование . М . , 2005. С. 341 .
7 Подробнее об этом см . : Косарев С. Ю. Преступления, связанные с сильнодействующими и ядовитыми веществами: криминалистическая характеристика и особенности расследования . СПб., 2004. С. 23-27; Бабаян Э. А. Наркомании и токсикомании : руководство по психиатрии / под ред Г. В. Морозова : в 2 т. М., 1988. Т. 2. С 169-218 .
8 Табаков А. В. Указ . соч . С. 17.
9 Федоров А. В. Уголовная ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ (ст. 234 УК РФ) // Наркоконтроль . 2007. № 1 . С 11-21 .
10 Сейфулла Р. Д. Побочные эффекты анаболических стероидов . Muscle nutrition : электронный журнал . 2009. № 1 . URL: http://bodybuilding.h1.ru/st02.html (дата обращения: 18 03 2012)
11 Вред анаболических стероидов. [Электронный ресурс]. URL: http://max-body.ru/stati/farmakologija/anabolicheskie-steroidy/ 2918-vred-anabolicheskikh-steroidov.html (дата обращения: 18 03 2012)
12 Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г № 964 // Рос газета 2008. 16 янв . ; Собрание законодательства Российской Федерации 2008 № 2, ст 89
13 В частности, проблему законности применения самих списков . См . подробнее: Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Амосова Константина Александровича, Фирта Арнольда Михелевича, Ядрихинского Дмитрия Васильевича и Яковлевой Яны Викторовны на нарушение их конституционных прав статьей 234 Уголовного кодекса Российской Федерации : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № 79-О-О // Наркоконтроль . 2008. № 2. С 5-7.
14 Табаков А. В. Указ . соч. С. 22.