УДК 821.352.3
ББК 83.3 (2=Каба)
С 75
Срукова Ю.Ю.
Свой путь (К 95-летию выдающегося поэта и писателя адыгского народа Алима Кешокова)
(Рецензирована)
Скакуна чудесной силы мне бы!
На него б, держась за гриву, я вскочил И такой же, как вон тот по небу,
По земле свой путь бы проложил!
(«Путь всадника»)
Аннотация:
В статье рассматривается становление прозы кабардинского писателя и поэта Алима Пшемаховича Кешокова, творчество которого сыграло большую роль в развитии литератур народов Северного Кавказа. Исследование жизненного и творческого пути большого мастера актуально, так как проблема творческой индивидуальности в литературоведении всегда была значимой задачей, и вопросы творческого самоопределения, этапы эволюции жанров и стилей остаются постоянным объектом научных исследований.
Ключевые слова:
Лирика, социальный мотив, роман, переломная эпоха, образы, счастье народа, мироощущение горца, героико-эпические традиции, художественность.
Srukova Yu.Yu.
His own way (To a 95-anniversary of the outstanding poet and the writer of Adyghe people Alim Keshokov)
Abstract:
The paper examines the prose of the Kabardian writer and poet Alim Pshemakhovich Keshokov, whose creativity has played the great role in development of literatures of Northern Caucasus peoples. Research on a vital and creative way of the great master is actual because the problem of creative individuality in literary criticism was always a significant problem, and questions of creative self-determination, stages of evolution of genres and styles remain constant object of scientific researches.
Key words:
Lyrics, social motive, the novel, critical epoch, images, happiness of people, attitude of the mountain person, heroic-epic traditions, artistry.
Появление первой книги стихов и поэм Алима Кешокова, наряду с произведениями Али Шогенцукова и других авторов, означало, что кабардинская литература уверенно закрепляла свои первые успехи. Главный герой произведений Кешокова - человек обостренно мыслящий, внимательно следящий за развитием мировых событий, охваченный страстью движения к высшей цели, к счастью. Мотив счастья у Кешокова наполняется емким философским содержанием и будет звучать по-разному, в соответствии с ростом мастерства писателя, и делает творчество писателя ориентиром развития национальных литератур России.
Глубина творчества Алима Кешокова, масштабность его мышления определили уникальность его творческого наследия. Поэт и прозаик с традиционным философским мироощущением и столь же традиционными лирическими и социальными мотивами в
своем творчестве, призывает не отдавать себя злу, быть открытым к боли другого. Поиск художественного решения коренных проблем народного бытия трансформирует традиционную лирику А. Кешокова в философскую прозу. Как пишет Савва Дангулов, «Кешоковская проза возникла из его поэзии» [1: 198]. У прозы поэта, во многом автобиографичной, свои законы - стихи питают прозу своими красками и идеей великой силы слова. Лейтмотивом его творчества была и остается тема родины в ее радостных и трагических испытаниях.
В разное время выходят в свет романы «Чудесное мгновение» и «Зеленый полумесяц», объединенные под общим названием «Вершины не спят», и посвящены они истории кабардинского народа. Это многоплановое, историко-автобиографическое повествование о незабываемых событиях гражданской войны и первых лет революции в горах, о сложных и противоречивых процессах действительности в двадцатые годы. Это произведение является психологически углубленным, многослойным воспроизведением биографии послереволюционного поколения горцев с иными интересами и заботами, иным пониманием смысла бытия, иными запросами и привычками.
Романы «Чудесное мгновение» и «Зеленый полумесяц» неотделимы от биографии автора, однако в них рамки автобиографии раздвинуты очень широко, благодаря удачной форме повествования, когда автор не ограничивается однолинейной документальностью, а широко использует воображение и память. Кешоков сумел воссоздать картины жизни, борьбы, труда и быта горцев в переломную эпоху в эпических масштабах. История мальчика Лю - это история приобщения детей горских скотоводов и землепашцев к просвещению и культуре, о чем мечтал Шора Ногмов. И здесь вступает в силу авторский вымысел, раздвигающий исторические перспективы повествования и сообщающий ему философско-аналитическое начало, которое делает произведение остро социальным.
Определяющей чертой творчества Кешокова является народность, которая находит конкретное выражение в обращениях автора к типичным представителям народа, к их мировидению и этике. Писатель с глубоким почтительным вниманием прислушивается к голосу мудрецов, нередко принимая их оценку жизни и событий. К примеру, образ старого, мудрого балагура Баляцо в романе «Чудесное мгновение». Отношение Кешокова к старшему поколению, носителю мудрости и совести народа, - отношение бережное, почтительное - составляет одно из привлекательных, глубоко гуманистических свойств его творчества. Дилогия «Вершины не спят» показала масштабность мышления автора, умение воплотить на материале жизни небольшого народа общечеловеческие проблемы. И следующие произведения вписываются в животрепещущие проблемы кабардинского народа в разное историческое время. В дилогии прослеживается большой опыт Кешокова, автора философских этюдов и стихов, знатока фольклора и создателя поэм на исторические и современные темы. Все это сказывается в отточенных афоризмах и иносказаниях, в остром народном слове - колорите всего речевого строя произведения [2].
Гуманизм и глубина его творчества, тонкое чувство национальной самобытности определили уникальность его творческого наследия. И яркий пример тому роман «Сломанная подкова», где народ снова предстал перед своей судьбой. Этот роман в творчестве Кешокова является результатом развития художественной мысли народа и осмысления автором героического пути соотечественников в Великой Отечественной войне. В идейно-художественной концепции романа единство горских народов Кавказа в борьбе с фашизмом имеет первостепенное значение. И в «Сломанной подкове» Алиму Ке-шокову удалось преодолеть упрощенную трактовку событий Великой Отечественной войны. Актуальную проблему нравственного выбора автор решает на основе лучших этических и фольклорных традиций. Диалектическое соотношение понимания национального и общечеловеческого делает «Сломанную подкову» многомерным произведением. И здесь писатель дает ряд запоминающихся национальных характеров, ставших неотъемлемой частью нашего сознания и национальной культуры в целом. В «Сломанной подкове» точка зрения автора совпадает с народной и идет из глубины на-
родного бытия, а потому идея целостности, единства мира, пусть и расколовшегося на мир Добра и Зла, сводила к формообразующему центру повествования - образу Хабибы. Отсюда в силу следования фольклорно-мифологической мотивировке движение коллизии в «Сломанной подкове» осуществляется не столько по причинно-следственной логике внешних событий, сколько по глубине логики борьбы Добра и Зла. Можно предположить, что «Сломанная подкова» была задумана в традиционных требованиях жанра романа, но автор «вынужден» был следовать за саморазвитием образа Хабибы и не смог, возможно, реализовать свой первоначальный замысел. Интересно, что этот замысел, как нам кажется, был реализован неожиданно и для писателя, и для критиков в «Восходе луны». Свою роль здесь, наверное, сыграло не сущностное знание восточной жизни, а «взгляд со стороны», ибо в этом случае «легче» было придерживаться творческой установки.
Произведения А.Кешокова - это произведения писателя, мировоззрение которого основано на политических, социальных, нравственных и эстетических ценностях народа. В основу его романов легли события, явившиеся поворотными в истории народа. Воссоздавая важнейшие исторические моменты, писатель не ставил цель отобразить ту или иную особенность развития нации, запечатлеть того или другого исторического деятеля, задача гораздо сложнее: изображая диалектическую связь времен, уделять основное внимание социальным, нравственно-философским проблемам [3].
Творчество Алима Кешокова является неотъемлемой частью неделимой культуры адыгского народа, определенной вехой развития его литературы. Его произведения несут на себе печать исторических судеб народа, дают возможность понять и осмыслить идейно-эстетические искания писателя в контексте развития адыгских литератур. Вся жизнь и разносторонняя деятельность Мастера - пример самоотверженного служения народу, высокой нравственности и художественной правде.
Примечания:
1. Дангулов С. У истоков прозы - стихи... // Всадник чести. Нальчик, 2003.
2. Тхагазитов Ю. О романах А. Кешокова // Адыгский роман. Нальчик, 1987.
3. Суворовцев Ю. История народа и своеобразия художника. М., 1987.
References:
1. Dangulov Savva. At the sources of prose - verses ... // Horseman of Honour.-N., 2003. P.198.
2. Tkhagazitov Yu. On A.Keshokov’s novels // Adyghe Novel. N., 1987.
3. Suvorovtsev Yu. A history of people and the artist’s originality. M., 1987, No. 8. P. 213.