Научная статья на тему 'СВОТ-анализ организации делового туризма в Псковской области как инструмента устойчивого развития дестинации'

СВОТ-анализ организации делового туризма в Псковской области как инструмента устойчивого развития дестинации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1581
694
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВОТ-анализ организации делового туризма в Псковской области как инструмента устойчивого развития дестинации»

Воеводина Ульяна Николаевна

старшим преподаватель кафедры Управления Российская международная академия туризма Псковский филиал

uk2907@mail.ru

СВОТ-анализ организации делового туризма в Псковской области как инструмента устойчивого развития дестинации

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о возможности внедрения в Псковской области концепции устойчивого развития, используя такой механизм, как диверсификация тур-продукта. Одним из приоритетных направлений является деловой туризм. Для выявления перспективы развития делового туризма был проведен СВОТ-анализ. С помощью этого метода были разработаны соответствующие мероприятия, реализация которых позволить развивать деловой туризм и использовать его как инструмент устойчивого развития дестинации.

Ключевые слова: качество жизни населения, экономический рост, социально-экономическое развитие региона, социальная стабильность

Voevodina Ulyana. SWOT - analysis of business tourism in the Pskov region as a tool of sustainable development of the destination

The article envisages the opportunity of introducing the concept of sustainable development in the Pskov region using such mechanism as tourist product diversification. Business tourism is one of the priorities. For the purpose of identifying the prospects of business tourism development SWOT-analysis was held. With the help of this method relevant measures were elaborated, the implementation of which would enable the development of business tourism and use of it as a tool of the destination's sustainable development. Key words: sustainable development, business tourism, SWOT-analysis, a method of the region's development analysis, tourist product diversification, tools of the destination's sustainable development, business tourism development in the region.

В последнее время, как в нашей стране, так и за рубежом большое внимание уделяется такому вопросу как устойчивое развитие. «Устойчивое развитие - это стабильное социально - экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества» [4]. Основными целями устойчивого развития являются: экономическая эффективность, экологическая целостность и социальная справедливость. Таким образом, выделяется три взаимосвязанных компонента концепции устойчивого развития: экономический, социальный и экологический. Экономическая составляющая подразумевает рациональный уровень использования ограниченных природных ресурсов, экологическая - обеспечение стабильности биологических и физических систем, и социальная -сохранение социальной и культурной стабильности, справедливое распределение ресурсов, сокращение социальных кризисов и т.д. [2, с. 12]

Внедрение принципов устойчивого развития на определенной территории, в частности, в Псковском регионе считается возможным и необходимым. Вступить на путь устойчивого развития возможно за счет использования и распространения принципов в такой сфере деятельности как туризм, а в частности, используя такой механизм, как диверсификация турпродукта.

На протяжении ряда последних лет в Псковской области изменялась структура спроса в туризме по целям поездок. Для оценки наиболее перспективных направлений проанализируем статистические данные, представленные Псковстатом, прибытия туристов в Псковскую область по целям поездок.

На рис. 1 приведена динамика распределения численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения по целям поездок за период 2004, 2006-2009 гг. [3]. Как видно из представленных Псковстатом данных, наиболее популярными целями

Вопросы структуризации экономики. № 2, 2011 Рис. 1. Распределение численностилиц по целям поездок в 2004, 2006-2009 гг.

140000 120000 g J00000

§ Ш 80000

I § 60000 ° * 40000 20000 0

прибытия туристов в Псковскую область на протяжении ряда лет являются деловые и профессиональные цели, а также досуг и отдых. Лечение и профилактика, паломничество и прочие цели занимают незначительную долю в общем объеме оказанных туристских услуг. Таким образом, можно констатировать тот факт, что деловой туризм является перспективным направлением развития туризма в Псковском регионе.

По сложившейся международной практике, деловой туризм охватывает широкий круг поездок: индивидуальные деловые поездки (командировки) сотрудников организаций; конгрессно-выставочное обслуживание - поездки на выставки, ярмарки, биржи, конгрессы, конференции, семинары; инсентив-туризм - форма поощрения компаниями своих сотрудников в виде организации для них бесплатной туристской поездки; обслуживание делегаций - поездки на спортивные соревнования команд, гастроли, поездки официальных делегаций.

Для оценки возможности формирования и продвижения на территории Псковской области такого вида турпродукта как деловой туризм, а также использование его как инструмента устойчивого развития дестина-ции, необходимо проанализировать потенциал региона, влияние внешней среды и выработать мероприятия для организации и управления деловым туризмом в Псковском регионе. Для этого можно провести один из методов стратегического анализа - ситуационный анализ.

Ситуационный анализ или, как его еще называют, SWOT - анализ, позволит исследовать сильные и слабые стороны данного вида турпродукта и территории, на которой он

□ досуг, отдых

□ деловые и профессиональные

□ лечение и профилактика

□ паломничество

□ прочие

будет формироваться и реализовываться, а также оценить возможности и угрозы, складывающиеся во внешней среде и оказывающие на регион либо положительное, либо отрицательное влияние. На основе результатов SWOT-анализа появится возможность разработать стратегические решения, т.е. приоритеты развития данного вида туризма, а сила воздействия внешних и внутренних факторов и их комбинации позволят выявить конкурентоспособность делового туризма.

Определим внутренние факторы - сильные и слабые стороны дестинации, способствующие развитию делового туризма. Сильные стороны - основные внутренние конкурентные преимущества региона, способствующие развитию туризма и его отдельных продуктов.

К сильным сторонам следует отнести следующие наиболее значимые факторы, во многом определяющие внутренний ту-ристско-рекреационный потенциал для развития делового туризма:

1. наличие богатого природно-ресурсного потенциала и особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы);

2. наличие богатого историко-культурного наследия;

3. благоприятная экологическая обстановка;

4. выгодное географическое положение, приграничное положение со странами Европы;

5. развивающиеся экономические и культурные международные связи;

6. наличие информационно-туристских центров;

-- 1

ТГ N i

2004 2006 2007 2008 2009 год

7. более низкие цены на услуги делового туризма по сравнению с соседними регионами.

Слабые стороны - внутренние помехи, которые препятствуют развитию туризма или его отдельных продуктов и которые необходимо преодолеть. К слабым сторонам туризма можно отнести внутренние барьеры, тормозящие развитие делового туризма в Псковском регионе:

1. отсутствие современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям и учитывающей показатели смежных отраслей, определяющей совокупный вклад туризма в экономику области;

2. недостаток средств размещения, отвечающим требованиям для приема деловых туристов;

3. несоответствие гостиничного сервиса требованиям туристов, прибывающих с деловыми целями;

4. неразвитость пригостиничной инфраструктуры;

5. низкий уровень обеспеченности туризма квалифицированными кадрами, способными работать в сфере делового туризма;

6. слабое развитие транспортной инфраструктуры;

7. слабая известность региона и ее туристских продуктов на международных туристских рынках;

8. отсутствие эффективного маркетинга и продвижения региона.

Определим внешние факторы - возможности и угрозы, положительно или отрицательно воздействующие на развитие делового туризма как механизма устойчивого развития.

Возможности - основные внешние преимущества в будущем, которые необходимо использовать с максимальной пользой для развития туризма в дестинации. К возможностям развития делового туризма в регионе следует отнести следующие факторы, представляющие, потенциал, на сегодняшний день либо не используемый, либо используемый в недостаточной степени:

1. заинтересованность внешних крупных компаний в инвестировании в сферу туризма и строительство объектов туристской инфрастуктуры;

2. привлечение бизнесменов из других, более развитых регионов;

3. пропаганда инвестиционной привлекательности области, за счет реализации долгосрочной целевой программы «Создание благоприятного инвестиционного климата Псковской области на 2010 -2012 годы»;

4. развитие международного и межрегионального сотрудничества;

5. участие Псковского региона в международной выставочной деятельности;

6. возможность получения финансирования за счет средств федерального бюджета;

7. постоянно увеличивающийся спрос в сфере делового туризма;

8. возможность внедрения механизма устойчивого развития региона.

Угрозы - основные внешние события или перемены в будущем, которые могут оказать серьезное влияние на развитие туризма. К внешним неблагоприятным факторам, тормозящими развитие данного вида турпро-дукта и представляющим реальную или потенциальную опасность относятся:

1. несовершенство нормативно-правовой базы и системы правового регулирования в сфере развития туризма;

2. конкуренция в сфере делового туризма Псковского региона с соседними крупными городами;

3. территориальная близость крупных городов, значительно более привлекательного объекта инвестирования;

4. отсутствие эффективных электронных инструментов продвижения региона;

5. зависимость всего туристского комплекса от федерального финансирования;

6. внешнеполитические риски, способные существенно влиять на транзитно-туристский поток в регионе;

7. слабость регионального предложения кредитных продуктов;

8. сложность кредитования бизнеса;

9. неблагоприятное влияние развития туризма на экологическую обстановку региона;

10. низкий уровень информированности потребителей о туристских возможностях региона.

После того, как составлен перечень сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, необходимо установить связи между ними и выработать основные предложения по развитию делового туризма в Псковской области.

Для выявления стратегических решений составляется SWOT-матрица. В SWOT-матрице осуществляется оценка влияния каждого из факторов на группы зависимых факторов.

В поле «силы - возможности» разрабатываются стратегические действия по использованию сильных сторон для получения отдачи от возможностей, которые появились во внешней среде.

В поле «слабости - возможности» - выявляются приоритеты развития, которые должны быть построены таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабые стороны. В поле «силы - угрозы» следует разрабатывать такие мероприятия, которые предполагают использование сильных сторон для устранения угроз.

В поле «слабости - угрозы» выявляются действия, которые позволяют избавиться от слабых сторон под воздействием угроз. [1, с. 65]

Комбинирование и синтез этих факторов представлены в табл. 1.

Таким образом, для внедрения стратегии диверсификации турпродукта, а именно эффективного развития делового туризма на

территории Псковского региона возможно предпринять следующие действия: Силы + Возможности: А - поддержание и развитие историко-культурного и природно-ресурсного потенциала за счет привлечения средств инвесторов и бизнесменов;

В - организация одного из видов делового туризма - инсентив-туризма, используя наличие на территории Псковской области большого количества историко-культурных объектов, природно-ресурсного потенциала и благоприятной экологической обстановки; внедрение историко-культурных объектов и природно-ресурсного потенциала в программу инсентив-туров;

С - поддержание туристско-рекреационного потенциала территории путем внедрения концепции устойчивого развития туризма в регионе; рациональное использование природного и культурного наследия области; разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и обеспечению охраны туристских ресурсов;

D - развитие международного сотрудничества с приграничными странами в области делового туризма, в результате выгодного

Таблица 1.

Синтез факторов при помощи СВОТ-матрицы

Возможности Угрозы

Си+В Си+У

1,2 + 1,2 =А

7+2 = А

1,2,3 + 7=В

5+10 = В

Сильные сторо- 1,2,3 + 8 = С

ны 4 + 4 = D

5 + 4 = Е

6 + 7 = F

7 + 7 = G

Сл+В

2,4 + 1,2 = А

Сл+У

2,4 + 6 = В

2, 4, 6 + 8 = А

3 + 7 = С

7+1 = В

Слабые стороны 5 + 7 = D 7,8 + 10 = С

4+1,2,3,6 = Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7,8 + 2 = D

7 + 3,5 = F

8 + 1 = Е

7+3 = G

8+1,2,3 = Н

географического положения Псковской области;

Е - укрепление международных и межрегиональных деловых связей;

F - информирование потенциального делового сообщества через систему информационно-туристских центров о возможностях региона в сфере делового туризма;

G - стимулирование притока туристов из других регионов России и иностранных государств на территорию области.

Слабости + Возможности

А — развитие туристской и приграничной инфраструктуры за счет привлечения инвестиций и бизнесменов из развитых регионов; объединение мелких инвесторов и координация их совместных проектов по созданию объектов туристской инфраструктуры;

В - развитие туристкой инфраструктуры за счет средств федерального бюджета и включения в целевые программы финансирования;

С - совершенствование гостиничного сервиса с целью привлечения потока деловых туристов; организация программ обучения специалистов и переподготовки местного населения для работы в сфере делового туризма; увеличение занятости населения;

D - проведение образовательных программ, сфокусированных на изучении конкретных инструментов и технологий продаж с целью продвижения продуктов делового туризма; достижение профессионализма в проведении бизнес-мероприятий малого и среднего уровня;

Е — строительство выставочного центра, конференц-площадей за счет федеральных, региональных программ и привлечения инвестиций;

F — формирование положительного инвестиционного имиджа Псковской области среди регионов Российской Федерации и за рубежом посредством рекламных и информационных мероприятий;

G — создание информационных ресурсов, обеспечивающих инвесторов актуальной информацией об инвестиционных возможностях области, в том числе информационной базой свободных ресурсных и инвестиционных площадок региона;

Н — активная маркетинговая политика по привлечению инвесторов в регион; пропаганда делового туризма.

Силы + Угрозы

A — увеличение туристского потока с деловыми целями из соседних регионов и приграничных стран за счет предложения тур-продукта, который будет отличаться выигрышной ценовой политикой;

B — маркетинговое продвижение туристического потенциала региона как на внутреннем, так и на внешних рынках. Слабости + Угрозы

A — создание соответствующих кредитных программ и продуктов, рассчитанных на строительство объектов туристской инфраструктуры для сферы делового туризма; создание для бизнесменов выгодных условий;

B — включение делового туризма в Программу или Концепцию развития туризма Псковской области как одного из приоритетных направлений;

C — создание единой системы электронного бронирования и заказа туров, в которой будут представлены коллективные средства размещения, конференц-залы, дополнительные экскурсионные программы, способные дать полное представление о деловых возможностях региона;

D — поддержка и продвижение делового туризма на государственном уровне в результате участия в выставочной деятельности, проведения информационно-рекламных туров; софинансирование отдельных мероприятий по продвижению Псковской области;

E — создание профильного подразделения, ответственного за развитие делового туризма при областной администрации; принятия комплекса мер государственной поддержки;

После того, как выявлены и проанализированы факторы внешней и внутренней среды, разработаны стратегические решения с помощью SWOT - матрицы, необходимо сформулировать основные мероприятия, которые будут способствовать развитию делового туризма и внедрению в Псковском регионе стратегии устойчивого развития.

На наш взгляд, такими мероприятиями могут быть:

1. развитие и строительство необходимой туристкой инфраструктуры для приема деловых туристов, совершенствование гостиничного сервиса;

Рис. 2. Механизм формирования стратегии устойчивого развития в регионе

2. подготовка кадров, проведение образовательных программ, для работы в сфере делового туризма;

3. продвижение и позиционирование дести-нации на российском и международном уровне как центра делового туризма;

4. создание привлекательных условий для инвесторов;

5. государственная поддержка развития делового туризма, совершенствование нормативно-правовой базы.

Стратегия формирования устойчивого развития в регионе с использованием механизма организации и управления деловым туризмом представлена на рис. 2

В заключении можно сказать, что, проведя ситуационный анализ делового туризма и Псковского региона, где этот турпродукт будет формироваться и реализовываться, можно сделать вывод, что деловой туризм способен стать инструментом на пути устойчивого развития дестинации.

Развитие делового туризма будет поддерживать все 3 компонента концепции устой-

чивого развития: экономический, социальный и экологический. В экономической сфере - это поддержание такого уровня экономики, который будет обеспечивать достойный уровень жизни населения, увеличивать занятость населения, привлекать дополнительные финансовые средства туристов в регион и в целом - способствовать эффективному развитию экономики региона. В социальной сфере - улучшение социальных условий жизни человека: увеличение продолжительности жизни, возможность получения образования и медицинской помощи, социальная защита отдельных групп населения. В экологической сфере - поддержание экологического равновесия, бережное отношение к природным ресурсам и окружающей среде. Кроме того, внедрение стратегии устойчивого развития поможет, с одной стороны, смягчить негативное влияние внешних факторов и ликвидировать слабые стороны, а, с другой стороны, подкрепить сильные стороны и получить максимальную отдачу от возможностей.

Литература:

1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики. 2003. 296 с.

2. Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник / В.Г. Гуляев, И.А. Селиванов. - М.: Советский спорт. 2008. 280 с.

3. Культура, туризм и отдых в Псковской области. 2010: Статистический сборник/ Псковстат. -Псков. 2010. С. 125-128.

4. Урсул А.Д. Концепция устойчивого развития и проблема безопасности / А.Д. Урсул, А.Л. Романович // Философия науки. - Новосибирск: Институт философии и права СО РАН. 2001. № 3 (11). С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.