Научная статья на тему 'Своевременность субъекта моды'

Своевременность субъекта моды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ МОДЫ / СВОЕВРЕМЕННОСТЬ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Килошенко М.И.

Время моды разновидность социального времени. Своевременность как психологическая черта личности определяет качество моды, в частности, отвечает за организацию времени моды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Своевременность субъекта моды»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

«позволяет уловить наиболее общие социальные детерминанты мотивации поведения, истоки которой следует искать в социально-экономической природе общества и той среды, в которой формировалась личность, и где протекает повседневная жизнедеятельность человека» [5, с. 26].

Н.Г. Брюхова, отмечая значимость и необходимость абсолютных ценностей, подчеркивает важность понимания того, что для их подлинности необходима их презентации не только в пространстве психической реальности человека, но и в пространстве его внешнего проявления [1, с. 293].

Исследователем Э. В. Соколовым выделяются важнейшие функции ценностных ориентаций: экспрессивная, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится принятые ценности передать другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода «фильтрами», пропускающими лишь ту информацию, которая не требует существенной перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов, согласование их во времени и применительно к условиям деятельности [6, с.51].

Таким образом, можно утверждать, что нравственная ориентация личности, как ее сложный выбор, является видом ценностной ориентации, характеризуется специфичными особенностями, свойствами и функциями. Нравственная ориентация, основываясь на абсолютных ценностях, есть система социальных установок, проявляющаяся в структуре нравственного сознания, в поведении и деятельности человека.

Список использованной литературы: 1.Брюхова Н.Г.Нравственное саморазвитие человека // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.

2.Занков В.В. Организационная психология / В. В. Занков.- М.: Изд. «Флинта» МПСИ, 2002. - 647 с.

3.Иконникова Г.Ю. Нравственные ориентации субъектов пенитенциарной системы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб., 2007. № 22. - С. 316-321.

4.Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1996. - № 4. С. 35-43.

6.Семенов А.А. Ценносто-нормативные и социально-установочные подходы к исследованию саморегуляции социального поведения личности / Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности : Диспозиционная концепция. // Под общ. ред. В.А. Ядова. 2-е расширенное изд. - М. : ЦСПиМ, 2013. - 376 с. С. 22-30.

5.Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972. С. 51.

© Килоева Ф.М., 2015

УДК 316.6

М.И. Килошенко

канд. психолог. наук, доцент СПГУПТД, г. Санкт - Петербург, Российская Федерация

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ СУБЪЕКТА МОДЫ

Аннотация

Время моды - разновидность социального времени. Своевременность как психологическая черта личности определяет качество моды, в частности, отвечает за организацию времени моды.

Ключевые слова

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Субъект моды, своевременность, временная перспектива личности.

Психологическая интерпретация моды основывается на представлениях о природе межличностной коммуникации как процесса, разворачивающего во времени до тех пор, пока между его участниками идет обмен сообщениями в вербальной или невербальной форме. Наиболее часто передаваемое сообщение и определяет текущую моду. В случае передачи нескольких сообщений одновременно речь идет о мультимодальности. Качество моды в первом и во втором случае связано с целым рядом социально-психологических качеств субъектов моды: авторитарность, инициативность, конформность, общительность, экстравагантность, креативность, самооценка [3, 4].

Перечень личностных детерминант моды постоянно уточняется, и, судя по результатам исследований последнего десятилетия, наблюдается тенденция к его расширению [2, 3]. Основное место в этом перечне следует отвести такой личностной черте как своевременность. Мода выступает неким эпицентром, вокруг которого располагается прошлый, настоящий и будущий опыт человека. Собственно процесс моды разворачивается в настоящем времени. Личность выступает субъектом времени моды, организатором этого времени. Своевременность влияет на организацию времени моды.

Своевременность, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, — «способ разрешения противоречия между социальным и личностным временем, способ приведения в соответствие внешних и внутренних условий жизни» [1; с. 130]. Мода всегда насыщена событиями от покорного принятия некоторой информации до глубоких противоречий, иногда чреватых серьезными конфликтами. Мода имеет перспективу будущего и характеризуется высокими темпами развития. Следуя за модой, личность получает возможность интенсивно взаимодействовать со средой, приобретает высокий ритм жизни, другими словами, становится современником. Следование моде частично позволяет решить и самое глобальное противоречие, которое определяет специфику жизненного движения, — между жесткой объективной детерминированностью личной жизни и одновременно возможностями маневрировать во времени. В моде объективируется способность личности увеличить время жизни, умножить социальное время на временной потенциал своего развития. Не случайно следование молодежной моде продлевает ощущение молодости, а ретро-мода возвращает к утраченным ценностям.

Функционирование моды невозможно представить без определенной смысловой связи между прошлым, настоящим и будущим. Роль личности, участвующей в этом процессе, заключается в удержании этой линии. Это необходимо для оценки новизны модной одежды, осуществления прогноза длительности моды, сроков появления новой моды.

Время моды как разновидность социального времени может совпадать или не совпадать с временной, или жизненной, перспективой личности. Научный интерес к организации времени моды в соответствии с жизненными перспективами личности стимулируется, в первую очередь, прагматическими целями потребительского рынка. Роль своевременности раскрывается более полно, если принять во внимание существование наряду с жизненной перспективой ещё двух других - психологической и личностной [1; с. 144].

В контексте моды способность человека мысленно предвидеть будущее, представлять себя в будущем (психологическая перспектива) может привести к различным эффектам, которые зависят от возраста, профессии, потребностей, ценностных ориентаций, предпочитаемых сфер жизни. Например, подросток может представить себя в более привлекательном модном образе, а дизайнер - предвосхитить новую моду. Способность субъекта моды предвидеть будущее и готовность к нему в настоящем (личностная перспектива) указывает путь к адекватному следованию моды, когда тенденции моды не вступают в противоречие с внутренними ресурсами. И, наконец, способность в настоящем создать систему оптимальных жизненных отношений, определяющих будущее, (жизненная перспектива) открывает реальное пространство моды. Необходимо подчеркнуть, что следовать новой моде без ущерба своей личности (даже если речь идет о зрелой личности) можно, если выполняются другие необходимые условия (например, социальное положение, социальный статус, деньги) и складываются вполне определенные обстоятельства жизни (карьера, любовь, общение и т.п.).

Итак, если временная перспектива личности открывает пространство моды, то своевременность личности придает следованию моде индивидуальный ритм и скорость.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

2. Гимаева, Р.М. Личностные факторы значимости одежды// Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). С. 228-230.

3. Килошенко, М.И. Психология моды [Текст] /М.И. Килошенко. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 320 с.

4. Килошенко, М.И. Субтипы конформности личности и следование моде// Новая наука: от идеи к результату: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (29 ноября 2015 г., г. Стерлитамак) / В 2 ч. Ч.2 - Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 42-43.

© Килошенко М.И., 2015

УДК 376.64

М.Ю. Кочеткова

Факультет Социальных Технологий и Педагогики кандидат педагогических наук, доцент кафедры СГД Т. Г. Пронюшкина Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром, Российская Федерация

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-СИРОТАМИ

Аннотация

В данной статье исследуются проблемы социализации детей-сирот в условиях детского дома. Авторы исследования считают, что решением этой проблемы выступает метод арт - терапии. Метод арт-терапии способствует избавлению от комплексов, высвобождению раздражения, гнева, агрессии, вины именно с помощью творчества. Благодаря этому методу создаётся атмосфера психологической защищённости, пропадает скованность, появляется положительный заряд эмоций.

Ключевые слова

Дети-сироты, арт-терапия, социализация, психолого - педагогическая помощь.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что за последний период времени воспитание детей-сирот в условиях детского дома затрудняет процесс социализации ребёнка, что впоследствии отражается на всех сферах жизнедеятельности во взрослой жизни. Дети закрыты, возникают трудности в межличностных отношениях, также наблюдается неприспособленность к самостоятельной жизни, высокий уровень тревожности. Немалое количество детей-сирот чувствуют постоянную напряжённость, страх ко всему новому, боязнь остаться одному. Некоторые дети испытывают дефицит в общении, имеют ограниченный круг интересов, взгляд на мир у них совершенно особый.

Не все дети могут выразить свои чувства, эмоции, переживания на словах, помощью в этом является здесь метод арт-терапии. Существует рисуночная терапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия. Метод арт - терапии основывается прежде всего на изобразительной и творческой деятельности. По сравнению с детьми, которые живут с родителями, детям из детского дома не хватает тепла, уюта, ласки, в этом случае коллективная, творческая деятельность способна создать эмоциональную и тёплую атмосферу. Совместная работа помогает детям-сиротам справиться со своими психологическими проблемами, травмами. Важно здесь то, что каждый ребёнок может внести свой вклад в работу, тем самым почувствовать себя нужным, свободно выражать мечты, надежды. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы раскрыть у детей заложенный природой потенциал и развить творческие способности, создавая для всех детей безопасную среду в процессе работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.