Научная статья на тему 'Своевременное обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей - важное условие повышения раскрываемости преступлений'

Своевременное обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей - важное условие повышения раскрываемости преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПОТЕРПЕВШИЙ / СВИДЕТЕЛИ ОБВИНЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ УБИЙСТВОМ / ПРИМЕНЕНИЕ НАСИЛИЯ / UNCOVERING CRIMES / VICTIMS / WITNESSES / SECURITY / DEATH THREATS / USE OF VIOLENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махов Вадим Николаевич

В целях повышения раскрываемости преступлений обосновывается необходимость принятия мер, предупреждающих возможность угроз потерпевшему, свидетелям обвинения. Предлагается изъять из УПК РФ норму о направлении обвиняемому вместе с обвинительным заключением справку с данными о месте жительства потерпевшего и свидетелей обвинения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensure the security of victims and witnesses is an important condition for improving solved crimes

In an article in order to improve the detection of crimes justified the adoption of measures to prevent the possibility of threats to the victim, prosecution witnesses. In particular, it is proposed to withdraw from the CCP rule on the direction of the accused, together with the indictment help with information about the place of residence of the victim and witnesses.

Текст научной работы на тему «Своевременное обеспечение безопасности потерпевших и свидетелей - важное условие повышения раскрываемости преступлений»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

СВОЕВРЕМЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОТЕРПЕВШИХ И СВИДЕТЕЛЕЙ - ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ РАСКРЫВАЕМОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ МАХОВ,

профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Российского университета дружбы народов, Заслуженный юрист РФ E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В целях повышения раскрываемости преступлений обосновывается необходимость принятия мер, предупреждающих возможность угроз потерпевшему, свидетелям обвинения. Предлагается изъять из УПК РФ норму о направлении обвиняемому вместе с обвинительным заключением справку с данными о месте жительства потерпевшего и свидетелей обвинения.

Ключевые слова: раскрытие преступлений, потерпевший, свидетели обвинения, обеспечение безопасности, угрозы убийством, применение насилия.

Annotation. In an article in order to improve the detection of crimes justified the adoption of measures to prevent the possibility of threats to the victim, prosecution witnesses. In particular, it is proposed to withdraw from the CCP rule on the direction of the accused, together with the indictment help with information about the place of residence of the victim and witnesses.

Keywords: uncovering crimes, victims, witnesses, security, death threats, the use of violence. Ensure the security of victims and witnesses is an important condition for improving the detection of crimes.

Большинство следователей и дознавателей работают в низовых подразделениях органов расследования, т.е. в районных, городских отделах. Расследуют они, как правило, уголовные дела о раскрытых преступлениях, т.е. по которым установлено лицо, совершившее преступление, признавшее полностью или частично свою вину. Обычно - это дела, совершенные в условиях очевидности и не представляющие большой общественной опасности. Но работа и по таким делам требует много времени. У следователей не остается времени, чтобы взяться за расследование преступлений, требующих раскрытия; это трудоемкие дела, требующие не только большого времени, отвлечения от расследования уголовных дел с «лицом», но и уменья, творческого подхода, эффективной помощи сотрудников органов дознания, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность. Приведенные условия действуют слабо, потому дела о нераскрытых преступлениях в подавляющем большинстве через несколько месяцев после возбуждения приостанавливаются за неустановлением лица, совершившего преступление; по истечении срока давности прекращаются вопреки ч. 3

ст. 78 УК РФ, запрещающей прекращение уголовного дела по указанному основанию, если не установлено лицо, совершившее преступление. Несмотря на такое «послабление» к концу 2014 г. в органах расследования МВД РФ остались нераскрытыми 10 163 075 тыс. преступлений прошлых лет, из них в 2014 г. раскрыто только 54,1 тыс.; это меньше, чем в предыдущем году. Понимая, что противодействие лицам, совершившим преступления, крайне слабо, они, оставаясь на свободе, совершают новые, порой более тяжкие преступления. В основном, по этой причине рост преступности отмечен в 2014 и в 2015 гг.

Приостанавливаются, а затем и прекращаются уголовные дела, как правило, в отношении наиболее опасных для общества преступников, тех, кто оказывает намеренно, порой при помощи родственников и своих сообщников противодействие органам предварительного расследования. Одним из основных способов такого противодействия является выявление данных о потерпевших, свидетелях обвинения, а затем «обработка» их путем подкупа, а чаще путем угроз жизни, здоровью с тем, чтобы они отказались давать

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

показания, которые изобличают их (лиц, совершивших преступления). Если подкуп, угрозы не действуют, известны случаи (а еще больше остаются неустановленными), когда потерпевших, свидетелей обвинения убивают. Случаев угроз, расправ с потерпевшими и свидетелями станет меньше, если значительно улучшить работу по раскрытию преступлений.

Одним из важных условий, способствующих раскрытию преступлений, является новая концепция обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей. В настоящее время меры по обеспечению безопасности начинают приниматься только при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противозаконными действиями (ч. 3 ст. 11 УПК РФ).

Опыт работы правоохранительных органов зарубежных государств, в частности США, свидетельствует о том, что меры по обеспечению безопасности потерпевших (жертв преступлений) и других свидетелей обвинения нужно принимать раньше поступления угроз; нужны меры, предупреждающие появление таких угроз. В частности, такой концепцией объясняется то, что в уголовном процессе зарубежных стран отсутствует институт потерпевшего. Потерпевший не является участником уголовного процесса; он - главный свидетель обвинения, сведения о котором строго хранятся в тайне от обвиняемого и его защитника1.

В США свидетеля обвинения, в основном, в целях обеспечения его безопасности и возможности дать им правдивые показания до судебного разбирательства уголовного дела суд вправе подвергнуть аресту сроком до одного месяца. Такой арест - отнюдь не способ давления на свидетеля, чтобы заставить его дать угодные обвинению показания, а вынужденный способ защиты основного свидетеля обвинения. Очевидно, что условия изоляции такого свидетеля значительно комфортнее, нежели подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей.

Автор данной статьи изучил ряд уголовных дел о нераскрытых преступлениях, находящихся в производстве следователей. И хотя эти дела еще не были приостановлены, работа по ним уже не велась. По сути, они были раскрыты, но свидетели обвинения отказались давать показания против участников преступных группировок. Лица, подозреваемые в совершении тяжких преступлений, не без оснований полагали, что органы предварительного расследования не сумеют обеспечить их безопасность.

Пример: В Москве ночью на пустыре членами организованной преступной группировки был убит предприниматель Алешин. Он возвращался на такси домой из аэропорта. Таксист обнаружил, что его преследуют на другом такси. Преследователи вынудили Алешина выйти из машины и потребовали крупную сумму денег, которую, как они установили по своим каналам, должен везти он с напарником. Но деньги днем раньше

намеченного срока (в целях безопасности) увез напарник Алешина. За участие в срыве операции и был убит Алешин. Быстро прибыли оперативники; им удалось установить таксиста, который вез Алешина, а через него и таксиста, который по требованию преступников осуществлял преследование. Последний, полагая, что его сочтут сообщником убийства, рассказал оперативникам о преследовании, обстоятельствах убийства и указал адрес дома, к которому отвез участников убийства. Они были опознаны таксистом и задержаны. Но для их ареста не было достаточных доказательств, в частности, потому, что оба таксиста отказались от своих показаний, заявив, что согласны отбыть наказание за отказ от дачи показаний, нежели быть убитыми. Оперативники установили, что убийцы - члены организованной преступной группировки, а за истечением срока нахождения дела в органе дознания передали дело по подследственности следователю в одну из райпрокуратур г. Москвы. Случилось все это в 90-х годах прошлого столетия. Конечно же, такое уголовное дело о тяжком преступлении не по силам было довести до суда даже опытному следователю районного звена. Для раскрытия подобных преступлений нужны следственно-оперативные группы, в которых еще до поступления угроз должна повседневно вестись работа по обеспечению безопасности свидетелей обвинения.

В связи с изложенным обращаем внимание на безразличное отношение к обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей обвинения, которые содержатся в отдельных нормах УПК РФ.

Отдавая должное содержанию ч. 9 ст. 166 УПК РФ, обратим внимание на то, что в ч. 4 ст. 220 УПК РФ записано: «к обвинительному заключению прилагается список лиц со стороны обвинения и защиты с указанием их места жительства (или) места нахождения».

К обвинительному заключению прилагается также справка, в которой, согласно ч. 5 ст. 220 УПК РФ, в частности, указывается, и принятие при необходимости мер по обеспечению прав потерпевшего.

В ч. 2 ст. 222 УПК РФ прямо записано, что после подписания прокурором обвинительного заключения копия его с приложениями вручается обвиняемому. Содержащиеся в приложениях сведения о потерпевшем, свидетелях обвинения вручаются обвиняемому также вместе с обвинительным актом (п. 9 ч. 1 ст. 225 УПК РФ) и обвинительным постановлением (ч. 10 ст. 226-7 УПК РФ).

Возникает вопрос: зачем обвиняемому представляются сведения о месте жительства потерпевшего, свидетелей обвинения, о мерах по обеспечению прав потерпевшего. Непредставление этих сведений обвиняемому не нарушает его права на защиту. Потерпевший и свидетель являются незаменимыми участниками уголовного судопроизводства, обеспечивающими процесс доказывания; они не подлежат отводу. По нашему мнению, приведенные нормы УПК РФ нарушают право потерпевшего и свидетелей обвинения

№ 8 / 2016

Вестник Московского университета МВД России

73

на неприкосновенность личной жизни. Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации « каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Предоставление стороной обвинения обвиняемому указанных выше сведений о личной жизни потерпевших и свидетелей провоцирует обвиняемого, его родственников, близких лиц на противозаконные действия в отношении потерпевших и свидетелей, о которых сказано в ч. 3 ст. 11 УПК РФ.

Обвиняемым, прежде всего тем, которые не признают вину в совершенном преступлении, «грозит» длительный срок лишения свободы; они невольно приходят к мысли использовать сведения о потерпевшем и свидетелях обвинения в целях «развала» в суде доказательств обвинения путем подкупа или же угрожая убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества. Известны случаи, когда угрозы эти были реализованы, поскольку реальных средств обеспечения безопасности было принято недостаточно или же когда эти средства не применялись.

Сведения о месте жительства потерпевших и свидетелей нужны не обвиняемому, а суду в целях обеспечения вызова указанных лиц для участия в судебном разбирательстве уголовного дела. Поэтому справка о списке лиц, подлежащих вызову в суд, должна направляться в суд вместе с уголовным делом. Соответствующие изменения предлагается внести в ч. 2 ст. 226, п. 9 ч. 1 ст. 225, ч. 9 чт. 226-7 УПК РФ.

Но данные о месте жительства (нахождении) потерпевшего, свидетелей обвиняемый может узнать раньше, при ознакомлении с материалами уголовного дела после окончания предварительного расследования. Среди образцов процессуальных документов, которые ныне утратили силу закона, но используются на практике следователями, дознавателями, есть образцы протокола допроса потерпевшего (приложение 13,24), протокола допроса свидетеля (приложение 26). В указанные протоколы подлежат занесению данные о дате рождения, месте рождения, месте жительства и (или) регистрации, образовании, семейном положении, составе семьи, месте работы или учебы, телефон, наличие судимости. Эти данные важны для следователя, дознавателя, прокурора, суда, в частности, для вызова на допрос, производства других следственных действий. Но столь подробные сведения о

личности потерпевшего, свидетеля должны быть недоступными для обвиняемого. В противном случае нарушается конституционное право потерпевшего, свидетеля на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени.

С учетом изложенного предлагается внести в Закон о защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ) дополнения, запрещающие следователю, дознавателю указывать в протоколах допросов и в других процессуальных документах сведения о личности потерпевшего, свидетелей обвинения, нарушающие право указанных лиц на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей жизни и доброго имени. Соответствующие нормы нужно внести и в статьи УПК РФ, в которых определен статус потерпевшего, свидетеля, иных участников уголовного судопроизводства.

Предлагаемый порядок сохранения в тайне при производстве по уголовному делу сведений о личной жизни потерпевшего, свидетелей представляется более щадящим по отношению к обвиняемому, нежели лишение обвиняемого права на ознакомление с материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования. В уголовном процессе Франции, Германии, многих других стран с уголовным делом знакомится не обвиняемый, а его защитник. В уголовном процессе США, Англии результаты полицейского дознания не представляются для ознакомления обвиняемому. К тому же жертвы преступления, как и другие свидетели, не допрашиваются в полиции. Перед судебным разбирательством сторона обвинения и сторона защиты обмениваются документами, в том числе и о доказательствах в той мере, в какой они сочтут целесообразным. К тому же обмен документами производится с участием защитника обвиняемого, а не самого обвиняемого.

Приведенные сведения о потерпевшем и свидетелях обвинения предлагается направлять в суд в опечатанном пакете в качестве приложения к уголовному делу.

1 Кухта К.И., Махов В.Н. Правовой статус жертвы преступления (потерпевшего) в уголовном процессе США. М., изд. Юрлитинформ. 2008.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.