Научная статья на тему 'Своеобразие жанров современной чувашской прозы'

Своеобразие жанров современной чувашской прозы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
523
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗА / ЖАНР / ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ / РОМАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО / PROSE / GENRE / EVOLUTION GENRE SYSTEM / NOVEL MENTALITY / ORAL POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осипов Н. Н., Федоров Г. И.

Статья рассматривает эволюцию жанров чувашской прозы. Анализируется вопрос о развитии романного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINALITY OF MODERN CHUVASH PROSE

The article considers the evolution of the Chuvash prose, analyses the issue of development of the novel mentality in the Chuvash literature.

Текст научной работы на тему «Своеобразие жанров современной чувашской прозы»

УДК 821.512.111-3.09«19»

СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРОВ СОВРЕМЕННОЙ ЧУВАШСКОЙ ПРОЗЫ ORIGINALITY OF MODERN CHUVASH PROSE Н. Н. Осипов1, Г. И. Федоров2 N. N. Osipov1, G. I. Fedorov2

гФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»,

2ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. Статья рассматривает эволюцию жанров чувашской прозы. Анализируется вопрос о развитии романного мышления.

Abstract. The article considers the evolution of the Chuvash prose, analyses the issue of development of the novel mentality in the Chuvash literature.

Ключевые слова: проза, жанр, эволюция жанровой системы, романное мышление, устнопоэтическое искусство.

Keywords: prose, genre, evolution genre system, novel mentality, oral poetry.

Актуальность исследуемой проблемы. В последние десятилетия проблема становления жанров чувашской литературы как предмет научного исследования приобрела особое значение. Причиной этого являются более глубокое осмысление ранее изученных текстов или находки новых материалов.

Вопросы становления жанров чувашской прозы до настоящего времени специально еще не разрабатывались. Несмотря на то, что в изданиях разных лет поднимался вопрос о значимой роли устного народного творчества в становлении жанров чувашской прозы, он остается недостаточно изученным, поэтому основной целью данной статьи является исследование эволюции этих жанров.

Материал и методика исследований. В работе проводился теоретический анализ чувашской литературы, также был применен историко-типологический анализ, позволивший исследовать особенности чувашской прозы, выстроить ее жанровую типологию, охватить разнородный материал от зарождения чувашской литературы до наших дней.

Результаты исследований и их обсуждение. Возникновение и развитие жанровой системы чувашской прозы, как и прозы региона Урала, связано с творческим освоением опыта устного народного творчества, особенно устных рассказов (преданий старины, легенд, былинок, бывальщин и т. д.). Фольклорные приемы значительно обогатили чувашскую прозу.

Огромную роль в этом отношении сыграли творческие поиски И. Я. Яковлева (рассказы-миниатюры), И. И. Иванова (цикл четырнадцати рассказов, составивших повесть),

И. Н. Юркина (рассказы и повести) и т. д. Вслед за ними на литературной ниве работали С. Фомин, В. Рзай, Е. Еллиев, которые заметно обогатили систему жанров. Если И. И. Иванов создавал нравоучительные произведения, И. Н. Юркин активно занимался бытописью, то С. Фомин, В. Рзай обратились к показу трагедии судьбы человека, анализировали перекосы исторического развития. Человек в этой прозе оказывался один на один с трагическими поворотами хода истории. Надо отметить, что деятельность всех названных писателей напрямую зависит от того, с какими стилистическими текстами они работали. И. И. Иванов разрабатывал технологию публицистики, И. Н. Юркин создавал публицистические произведения, также обращался и к приключенческим событиям. С. Фомин и В. Рзай во главу угла выводили стилевые особенности трагического (Рзай), риторико-драматического (Фомин) освещения жизни.

За сто с лишним лет своего существования жанры прозы должны были полностью сформироваться, однако и сегодня идет развитие ее жанровой системы. Оно проявляется в постоянном поиске новых форм и стилей.

Эволюция жанровой системы началась с конца 1920-30-х гг. (с попыток выразить устным и письменным словом новый образ жизни). Робкие ученические произведения чувашских писателей тех годов подготовили условия возможного появления очерков и рассказов, отмеченных признаками жанровой определенности. В современном литературоведении жанр понимается как целостность, которая объединяет все структурные элементы (сюжет, композицию, образы, речь) и характеризует глубину содержания произведения, показывает своеобразие типа художественного мышления писателя. Жанр - идейно-эстетическая форма проявления творческой индивидуальности художника.

Со второй половины 80-х годов вновь активизировался интерес ученых к периоду рубежа как важному моменту в развитии культуры XX века. У истоков литературы XX века справедливо видится начало многих важных для литературной науки вопросов об основных тенденциях: жанрово-стилевого движения чувашской литературы, о специфике художественного сознания нашего столетия. Один из таких вопросов - о развитии романного мышления.

Термин «романное мышление» вошел в обиход литературоведения еще 70-80 гг. ХХ столетия в трудах русских литературоведов и критиков Г. Белой, М. Пархоменко, но чувашские литературоведы и критики тех лет, такие как Г. И. Федорова, В. Г. Родионова, Ю. М. Артемьева, не хотели затрагивать этот вопрос. Им в те годы мысль о том, что «исторически младописьменная литература, в том числе и чувашская, пришла к современному роману от национального фольклора» [1, 212], не давала дорогу иному мышлению. Так, все прозаические жанры свои возможности черпали из состоявшейся жанровой формы народного устно-поэтического искусства. Справедливости ради надо заметить, что эти выводы и предположения литературоведов тех лет вполне оправданы временем и социальным устройством.

В настоящее время в чувашском литературоведении все чаще начали говорить о романном мышлении. Сегодня ученые пришли к мысли о преодолении власти предания, инерции фольклорной традиции, мешающей появлению эпического произведения романного типа. Понятно, что без яркой личности нет романа, причем и в ее изображении также важно соотношение полярных противоположностей, константных для жанра, и каждый роман создает новый вариант соотношения противостоящих друг другу энергий.

Как малая жанровая форма художественной литературы - рассказ - можно сравнить с зеркалом, отражающим эволюционное движение всех жанров национальной про-

зы. Он проложил пути для развития средней и большой прозы, сыграл ведущую роль в зарождении и становлении художественных форм публицистики (памфлета, фельетона, эссе), первым начал освоение эстетического опыта прогрессивной мировой литературы.

Рассказ также можно рассматривать как самостоятельное произведение. Чувашские рассказы Г. Максимова, Л. Агакова раздвинули масштабы и размах изображения событий. Тип художественного мышления в них близок к большим жанровым формам. Эстетическая природа рассказов по сложности, содержательной глубине и самобытности близки к роману, романному типу мышления. Здесь применительно мнение М. М. Бахтина: «Художник должен научиться видеть действительность глазами жанра. <...> ...Нужно научиться видеть жизнь так, чтобы она могла стать фабулой произведения (курсив и изменение наши. - О. Н.), нужно научиться видеть новые, более глубокие и более широкие, связи и ходы в большом масштабе.» [1, 192].

Чувашский прозаик конца ХХ - начала XXI века С. Л. Павлов начал свое творчество сразу с романов. Один из самых популярных его произведений эпопейного типа -«Сёлкёш» (очень своеобразный социально-психологический, исследовательский роман) -рассказывает о молодом поколении и острых проблемах современного общества, волнующих каждого из нас.

В свое время известный литературовед Поволжья и Урала Г. Федоров сказал, что «многие чувашские романы часто выливаются в циклы новелл или повестей, повести, как правило, - в вереницу или циклы различных эпизодов и событий». Такую ситуацию несложно увидеть также и в произведениях Х. Агивера. Жанровое своеобразие его произведения «Свадьба» вырастает из парадоксального слияния сатирического гротеска и драматизма. Еще рельефнее показано такое пересечение в повести «Человек с хутора» [2, 27]. Литературовед Г. Федоров произведения «Черный хлеб» М. Ильбека, «Тенета» и «Беглец» Хв. Уяра, «Мост» В. Иванова-Паймена рассматривает как романы, созданные в виде серии портретов. Тяготение чувашской прозы к краткости, а не к всеобъемлющей эпической полноте нужно усматривать и в феномене ассоциативно нарастающих гротескных эпизодов: краткости иронии и документальной портретистике. Невымышленные факты и события, особенно в мемуарах, исповедальных очерках, не требуют подробного анализа и остановки на каждом эпизоде отдельно. Это создает фрагментарность сюжета, диктует необходимость образности и разорванной действительности.

Резюме. Эволюция жанров - явление более распространенное. В последние годы в чувашской литературе сложилось новое объяснение появления отдельного жанра или жанровой системы: чувашская проза возникла не от фольклора, а движение шло от малого жанра к большому и от большого к малому. Имеются в виду проблемы, затронутые в прозе, в которых мир героев богаче и шире, образ «обыкновенного» человека занимает центральное место, типология характеров многообразна и т. д. Зачинателями таких новых литературных форм и жанровых систем в чувашской современной литературе являются С. Павлов, Г. Максимов, А. Тарасов и другие, чьи труды вошли в сокровищницу мировой культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пархоменко, М. Н. Роман семидесятых / М. Н. Пархоменко. - М. : Художественная литература, 1987. - 334 с.

3. Федоров, Г. И. Гротескное единство трагизма и драматизированного комизма художественных ситуаций и судеб героев в чувашской литературе ХХ в. / Г. И. Федоров // Ашмаринские чтения : материалы Всерос. науч. конф. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. - 516 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.