Научная статья на тему 'СВОЕОБРАЗИЕ ШЕКСПИРОВСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ (НА ПРИМЕРЕ «ГАМЛЕТОВСКОГО» ЦИКЛА)'

СВОЕОБРАЗИЕ ШЕКСПИРОВСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ (НА ПРИМЕРЕ «ГАМЛЕТОВСКОГО» ЦИКЛА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
199
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИКА / ПОЭТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ШЕКСПИРОВСКИЕ ОБРАЗЫ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / МАРИНА ЦВЕТАЕВА / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / LYRICS / POETIC CYCLE / SHAKESPEARE'S IMAGES / SILVER AGE / MARINA TSVETAEVA / RUSSIAN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Логвинова Александрия Олеговна

В данной статье рассматривается своеобразие лирики русской поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой. В частности, раскрыто уникальное понимание шекспировских образов в «гамлетовском» цикле. В процессе анализа и трактовки употребления образов эпохи Ренессанса Мариной Цветаевой в поэтическом цикле выведены основные рекомендации по объяснению творчества русской поэтессы на уроках литературы в старших классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGINALITY OF SHAKESPEARE IMAGES IN THE LYRICS OF MARINA TSVETAEVA (ON THE EXAMPLE OF THE "HAMLET" CYCLE)

This article discusses the originality of the lyrics of the Russian poetess of the Silver Age Marina Tsvetaeva. In particular, the unique understanding of Shakespeare's images in the "Hamlet" cycle is revealed. In the analysis and interpretation of the use of Renaissance images by Marina Tsvetaeva in the poetic cycle, the main recommendations for explaining the work of the Russian poetess in literature lessons in high school are given.

Текст научной работы на тему «СВОЕОБРАЗИЕ ШЕКСПИРОВСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ (НА ПРИМЕРЕ «ГАМЛЕТОВСКОГО» ЦИКЛА)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Логвинова А. О. Своеобразие шекспировских образов в лирике Марины Цветаевой (на примере «гамлетовского» цикла) / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 284

Логвинова Александрия Олеговна

магистрант, направление подготовки «Медиакоммуншации», Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь (Приднестровская Молдавская республика) alya_logvinova@mail. ru

УДК 821.054.7"19"

СВОЕОБРАЗИЕ ШЕКСПИРОВСКИХ ОБРАЗОВ В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ (НА ПРИМЕРЕ «ГАМЛЕТОВСКОГО» ЦИКЛА)

В данной статье рассматривается своеобразие лирики русской поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой. В частности, раскрыто уникальное понимание шекспировских образов в «гамлетовском» цикле. В процессе анализа и трактовки употребления образов эпохи Ренессанса Мариной Цветаевой в поэтическом цикле выведены основные рекомендации по объяснению творчества русской поэтессы на уроках литературы в старших классах.

Ключевые слова: лирика, поэтический цикл, шекспировские образы, Серебряный век, Марина Цветаева, русская литература.

Лирику Марины Цветаевой литературоведы не относят ни к одному из литературных направлений Серебряного века, отмечая при этом, что она сложна как по структуре, так и по содержанию, индивидуальна и многогранна для понимания и трактовки. Анализ отдельных лирических произведений данного автора может вызывать затруднения у учеников старших классов, а изучение поэтического цикла зачастую вовсе остается вне школьной программы в силу сложности восприятия.

Однако в наше время некоторыми исследователями в области своеобразия лирических произведений Марины Цветаевой написаны работы, раскрывающие проблемы поэтического цикла (И. И. Бабенко [1], Ю. Е. Бочкарева [2], Л. В. Зубова [3], Г. Н. Петкова [4], М. В. Серова [6]).

В произведениях цикла у автора Серебряного века собственное чувственное своеобразие, оно раскрывается по-особенному: к примеру, привычный романтический мотив может быть «спрятан» за реалистическим описанием или нехарактерными для героев эмоциональными «колючими»,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Логвинова А. О. Своеобразие шекспировских образов в лирике Марины Цветаевой (на примере «гамлетовского» цикла) / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 284

остроумными или где-то «горькими» репликами. Историческая линия сюжета знакомого читателю литературного произведения сохраняется Мариной Цветаевой, однако при помощи индивидуальной интерпретации внимание перемещается к совершенно новым внутренним переживаниям героев.

Образы трагических произведений ренессансного автора Уильяма Шекспира и его личный образ были близки Марине Цветаевой: ее жизнь была полна перипетий, а моменты судьбы нередко приводили поэтессу к сильнейшим душевным потрясениям. Новизна «шекспировских» образов в поэзии Марины Цветаевой заключается в том, что герои выходят из рамок, приобретают особенные черты: они с рвением вступают в конфликт не только с внешним миром и обстоятельствами, но и подчас с самими собой. В стихотворениях Марины Цветаевой «шекспировские» образы «выходят на новый уровень», они становятся способными чувствовать эмоционально более глубоко, управлять в отношениях тонкими энергиями, их переживания приобретают новые, современные краски.

В статье нам бы хотелось подробнее раскрыть своеобразие используемых Мариной Цветаевой образов Гамлета и Офелии в так называемом «гамлетовском» цикле. Исследователи в своих литературоведческих работах по лирике Марины Цветаевой говорят о том, что в ходе написания произведений данного цикла она, очевидно, была глубоко погружена во внутренние переживания [5]. У поэтессы получилось не только «пропустить» монологи и диалоги героев через призму своих собственных чувств, но и видоизменить образы мировой литературной трагедии до неузнаваемости.

Отметим, что образ шекспировского Гамлета изначально необычен в литературе сам по себе, он настолько индивидуален и философичен, что, пожалуй, опережает эпоху Ренессанса на несколько столетий и, возможно, поэтому сумел привлечь внимание многих поэтов Серебряного века.

Все пять стихотворений Марины Цветаевой, входящие в «гамлетовский цикл», были созданы в Праге в 1923 году. Однако творчество не зародилось в один момент, стихи появлялись на свет поэтапно. В лирических произведениях цикла можно выделить единый мотив, превалирующий над другими: мотив страсти, который особо впечатлял поэтессу. Удивительно то, что транслирует яркие чувства героиня, которую до этого сложно было представить с «пылким сердцем»: воинственная, негодующая, встающая на защиту других и обвиняющая любимого - Офелия в произведении ренессансного автора Уильяма Шекспира спокойна, кротка, чиста и невинна.

В первом стихотворении цикла «Офелия - Гамлету» (28 февраля 1923 г.) звучит упрек принцу датскому: Офелия разочарована не только поступками

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Логвинова А. О. Своеобразие шекспировских образов в лирике Марины Цветаевой (на примере «гамлетовского» цикла) / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 284

Гамлета и отношением к себе, но и его характеристикой. Она высказывается яростно и смело, что создает резонансное впечатление от привычного «светлого» образа, лишенного страстей («Наглостью и пустотой - не тронете! <...> Женоненавистник!»).

Во втором стихотворении цикла «Офелия - в защиту королевы» (28 февраля 1923 г.) Офелия остается в центре внимания и продолжает «монолог»: здесь она, снедаемая чувствами, пытается призвать Гамлета к ответу, предчувствуя трагедию («Подумай о той, что — единого дня лишь - / Считает последние дни»); однако понимает, что принц не только не может ответить на ее чувства в силу своего характера, но и, возможно, осуждает девушку за страсть («Не Вашего разума дело / Судить воспаленную кровь»). Офелия гордо проговаривает свои мысли, упоминая мифологический образ Федры, о роковой страсти и судьбе которой она также скорбит, сочувствуя, кажется, всем женщинам, обиженным и непонятым мужчинами. Она самостоятельно и смело отождествляет себя с женской страстной ипостасью, защищая мать Гамлета Гертруду, которую тот, в свою очередь, осуждает («Своей Королеве встаю на защиту - /Я, Ваша бессмертная страсть»).

Офелия в первых двух стихотворениях цикла Марины Цветаевой является ключевым образом: она предпочитает остаться бессмертной, страстной в памяти любимого, но понимает, что будет непонятой, о чем горюет, пытается добиться ответа, но замолкает. Страстный, тонко чувствующий образ девушки своей необычностью и яркими эмоциями «высвечивает» натуру принца датского -читатель понимает, что Гамет не испытывает подобных сильных чувств, они чужды его сущности. Марина Цветаева дает возможность Офелии раскрыть через яростные монологи характер Гамлета: философ, излишне рассудочный и замкнутый, который стал настолько далеким от мира людей, что ему совсем непонятны их чувства и стремления («Вздорную нежить предпочедший... »).

В третьем стихотворении «Диалог Гамлета с совестью» (5 июня 1923 г.) принц датский Гамлет подтверждает мысли Офелии: после ее смерти он признает, что любил, но вовсе не страстной любовью («- Но я её любил, / Как сорок тысяч братьев / Любить не могут!»). При этом, только в данном стихотворении цикла с Гамлетом вступает в диалог его внутренний оппонент -совесть, которая подчеркивает безысходность ситуации и справедливо отмечает истину («- Гамлет! На дне она, где ил: Ил!..»). В диалоге с собственной совестью, после очень тонкого справедливого укора о «недостаточности» любви («- Но я её любил /Как сорок тысяч... / - Меньше, /Всё ж, чем один любовник»), принц ренессансной трагедии, наконец, задумывается о своих чувствах, по предсказанию Офелии, это происходит лишь после ее гибели («— Но я её - /

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Логвинова А. О. Своеобразие шекспировских образов в лирике Марины Цветаевой (на примере «гамлетовского» цикла) / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 284

(недоумённо) /- любил??»). Марина Цветаева не дает ответа на звучащий в конце кульминационного стихотворения цикла вопрос, она оставляет лирического героя в мучительных сомнениях по поводу собственных чувств и истинных любовных переживаний.

Первые три стихотворения цикла образуют неразрывное смысловое и образное «триединство», они являются основой «гамлетовского» цикла Марины Цветаевой, «отражением» внутренних переживаний самой поэтессы. В «триединстве» образы Гамлета и Офелии, с одной стороны, не пересекаются в реальной плоскости, с другой - объединены незримыми страданиями: снедаемая страстью лирическая героиня страдает и гневается от непонимания и равнодушия. Она воинственна и трагически интуитивна, смело высказывается в монологах, однако бессильна перед самой сущностью философичного датского принца, в силу своего характера не способного ответить на любовь. Интересно, что герои из трагедии Уильяма Шекспира «осовременены», монологи Офелии и диалог Гамлета со своей же совестью Марина Цветаева наделяет уникальностью, они звучат с особым «надрывом», передавая глубокие личностно переживаемые эмоции самой поэтессы. Последние два стихотворения, завершающие «гамлетовский» цикл Марины Цветаевой, являются своеобразными «отголосками ушедшего».

В четвертом стихотворении гамлетовского цикла «На назначенное свиданье...» (18 июня 1923 г.) появляется лирическая героиня, которая скорбит над трагической судьбой Офелии («Той, что страсти хлебнув, лишь ила / Нахлебалась!»). В данном произведении цикла происходит «наложение» образа героини из трагической пьесы на образ лирической героини эпохи Серебряного века, их голос звучит как один. Сливаясь и отождествляя себя с чувствами девушки, она признается Гамлету с горечью из современности - в эпоху Ренессанса («Я тебя высоко любила: / Я себя схоронила в небе!»). Своими словами лирическая героиня подтверждает стойкий образ воинственной Офелии, которая даже после смерти не предает свою веру в любовь и страсть.

Пятое завершающее стихотворения цикла «По набережным, где седые деревья.» (28 сентября 1923 г.) - является реминисценцией тех событий, образов и чувств, которые были еще «живы» в первых трех стихотворениях. Интересно, что сами главные герои трагедии уже не участвуют в произведениях, мелькают лишь их образы - как символы эмоций («По набережным, где седые деревья /По следу Офелии... »).

Завершая анализ своеобразия «гамлетовского» цикла Марины Цветаевой, отметим, что как образы, так и сюжет обработаны поэтессой индивидуально, взгляд на трагические взаимоотношения героев эпохи Возрождения необычен,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Логвинова А. О. Своеобразие шекспировских образов в лирике Марины Цветаевой (на примере «гамлетовского» цикла) / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 284

монологи и диалоги глубоки, насыщенны литературными приемами и украшены сложными синтаксическими конструкциями. Особая интерпретация Офелии как страстной натуры и Гамлета, как натуры философичной, излишне колеблющейся, надуманной и относящейся к женской любви и страсти достаточно холодно, приобретает некоторое современное для Серебряного века «завуалированное раскрытие». Поэтессе удается держать некий баланс: с одной стороны, герои не утратили своей архаичности, с другой, - в цикле представлено множество индивидуальных интерпретаций и нововведений как сюжета, так и образов.

Марина Цветаева выбирает своим ключевым лирическим героем не привычного читательскому кругу Гамлета, а Офелию, при этом поэтесса решительно меняет характер героини: кроткая, нежная, скромная девушка трагедии эпохи Возрождения становится в «гамлетовском» цикле поэтессы Серебряного века воинственной, смелой и страстной. Таким образом, «гамлетовский цикл» Марины Цветаевой интересен сменой не только характера взаимоотношений Гамлета и Офелии, но и тем, что поэтесса предоставляет женщине возможность стать ключевой героиней в этой истории, Марина Цветаева делает подобный выбор, «осовременивает» сюжет - и посвящает цикл раскрытию женской страстной сущности, непонятой и отважной.

На уроках литературы в старших классах данный анализ «гамлетовского» цикла и авторская трактовка образов Гамлета и Офелии могут быть представлены при объяснении своеобразия лирики и поэтического цикла Марины Цветаевой. Интерпретация используемых поэтессой шекспировских образов в цикле даст понятие учащимся об аллюзии, вызовет интерес к произведениям самого Уильяма Шекспира, поможет глубже проникнуть в образы не только ренессансного автора, но и понять необыкновенное видение Мариной Цветаевой этих образов, ведь через них проглядывает ее собственная натура и насыщенность переживаемых чувств.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Логвинова А. О. Своеобразие шекспировских образов в лирике Марины Цветаевой (на примере «гамлетовского» цикла) / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 284

Список использованных источников

1. Бабенко И. И. Коммуникативный потенциал слова и его отражение в лирике М. И. Цветаевой : дис....канд. филолог. наук : 10.02.01. Томск, 2001. 234 с.

2. Бочкарева Ю. Е. Вариативные лексические повторы как средство регулятивности в лирике М. И. Цветаевой : дис. канд. Филолог. наук : 10.02.01.-Томск, 2007, 224 с.

3. Зубова Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. 262 с.

4. Петкова Г. Т. Поэтика лирического цикла в творчестве Марины Цветаевой : автореф. дис. канд. филолог. наук. М., 1994. 24 с.

5. Саакянц А. А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. М. : Эллис Лак, 1999. 816 с.

6. Серова М. В. Поэтика лирических циклов в творчестве Марины Цветаевой. Ижевск : Изд-во Удмурт. гос. ун-та, 1997. 160 с.

Logvinova Alexandria

master's degree in Media Communications, T. G. Shevchenko Transdniestrian State University, Tiraspol (Transdniestrian Moldavian Republic)

THE ORIGINALITY OF SHAKESPEARE IMAGES IN THE LYRICS OF MARINA TSVETAEVA (ON THE EXAMPLE OF THE "HAMLET"

CYCLE)

This article discusses the originality of the lyrics of the Russian poetess of the Silver Age Marina Tsvetaeva. In particular, the unique understanding of Shakespeare's

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Логвинова А. О. Своеобразие шекспировских образов в лирике Марины Цветаевой (на примере «гамлетовского» цикла) / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 284

images in the "Hamlet" cycle is revealed. In the analysis and interpretation of the use of Renaissance images by Marina Tsvetaeva in the poetic cycle, the main recommendations for explaining the work of the Russian poetess in literature lessons in high school are given.

Key words: lyrics, poetic cycle, Shakespeare's images, Silver Age, Marina Tsvetaeva, Russian literature.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021 © Логвинова А. О., 2021

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

Адрес редакции:

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888;

E-mail: redactor@anopartner.ru О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.