Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.М. ОПЕКУШИНА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ'

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.М. ОПЕКУШИНА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ИСКУССТВО / СКУЛЬПТУРА / КЛАССИЦИЗМ / РЕАЛИЗМ / БЮСТ / КОНКУРС / ПРИЗНАНИЕ / RUSSIAN ART / SCULPTURE / CLASSICISM / REALISM / BUST / COMPETITION / RECOGNITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Храпков Геннадий Николаевич

Данная статья посвящена исследованию и характеристике личности и деятельности одного из выдающихся русских скульпторов в период второй половины XIX - начала XX веков Александра Михайловича Опекушина. В статье предпринята попытка выделить основные этапы становления его личности как скульптора, внесшего весьма огромный вклад в историю развития русского искусства в указанные хронологические рамки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Храпков Геннадий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. M. OPEKUSHIN'S PERSONALITY AND ACTIVITY IN THE HISTORY OF ART IN THE SECOND HALF OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES

The article is devoted to the study and characterization of the personality and activity of one of the famous Russian sculptors in the second half of the XIX - early XX centuries Alexander Mikhailovich Opekushin. The article attempts to highlight the main stages of his personality as a sculptor, who made a very huge contribution to the history of Russian art in the specified chronological framework .

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.М. ОПЕКУШИНА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. М. Опекушина в истории искусства во второй половине XIX - начале XX веков / Г. Н. Храпков. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2021. № 1. ID 281

Храпков Геннадий Николаевич

кандидат исторических наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Северо-Западный институт управления-филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург кИгаркоу-^@гапвра. ги

УДК 930.85

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.М. ОПЕКУШИНА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

Данная статья посвящена исследованию и характеристике личности и деятельности одного из выдающихся русских скульпторов в период второй половины XIX- начала XX веков Александра Михайловича Опекушина. В статье предпринята попытка выделить основные этапы становления его личности как скульптора, внесшего весьма огромный вклад в историю развития русского искусства в указанные хронологические рамки.

Ключевые слова: российское искусство, скульптура, классицизм, реализм, бюст, конкурс, признание.

Необходимость сохранения знаний о событиях, достижениях, периодах развития и спада государства и общества, которые происходили в течение многих столетий в истории России, является одним из приоритетных направлений в решении проблемы изучения и охраны культурного наследия страны в целом. Наряду с наукой этим занимается и искусство, поскольку результаты труда архитекторов, скульпторов, художников, помимо статуса памятника или шедевра искусства, представляют собой материал, изучение которого позволяет выявить сведения о быте и нравах населения того или иного периода времени, о государственных мужах, представителях мира науки, литературы и искусства, провести анализ восприятия и отражения их деятельности в понимании современников и последующих поколений.

Одним из интереснейших видов искусства для исследования прошлого российского государства, пожалуй, является скульптура. По сравнению с живописью и архитектурой, где упор делается или на эмоциональной фон как основную составляющую работы, или на стремление соответствовать различным

- 1 -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. М. Опекушина в истории искусства во второй половине XIX - начале XX веков / Г. Н. Храпков. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2021. № 1. ID 281

вкусам, преобладающим в обществе в определенный период, скульптура становится непосредственно источником информации о деятелях, чьи труды принесли прогресс и оставили заметный след в истории развития общества на национальном уровне. Однако, рассмотрению жизни и деятельности целого ряда талантливых скульпторов прошлого уделяется недостаточно внимания. Часто все ограничивается лишь краткими комментариями в монографиях или учебниках по истории искусства. Работы, посвященные исследованию личности или деятельности того или иного скульптора, как правило, носят региональный характер, и большого распространения не получают. Одним из примеров такого рода может служить Александр Михайлович Опекушин, заслуживший еще при жизни известность не только в России, но и за рубежом.

Объектом исследования в статье являются становление личности А. М. Опекушина как скульптора, его деятельность в избранном направлении, а также внесенный им вклад в историю развития российского искусства во второй половине XIX - начале XX веков. Предмет исследования - основные достижения Александра Михайловича Опекушина в области монументальной скульптуры, а также декоративно-прикладного искусства, их оценка современниками и последующими поколениями как с профессиональной, так и с общей точки зрения.

Цель исследования - на основе изученных материалов по истории мирового и русского искусства, источников, посвященных отдельным фрагментам биографии, и скульптурным работам А. М. Опекушина, выделить этапы становления и развития его как скульптора, на отдельных примерах монументальных и декоративно-прикладных произведений дать анализ его творчеству.

Первоначальным этапом становления уроженца деревни Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии (сейчас Даниловский район, Ярославской области) Александра Опекушина как скульптора, пожалуй, следует считать обучение азам творчества в родном доме, где его учителем стал собственный отец - Михаил Опекушин, крепостной крестьянин помещицы Е.В. Ольхиной, занимавшийся отхожим ремеслом.

Первые уроки лепки он получил у отца, который как крестьянин-отходник работал модельщиком на бронзово-литейном заводе Р. Я. Кохуна «Никольс и Плинке» в Санкт-Петербурге» [8, с. 8]. В одной из статей, посвященных биографии скульптора, отмечено также, что, заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у помещицы Е. В. Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге, где тот в 1850 г. и продолжил обучение в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств [6].

Таким образом, становление личности А. М. Опекушина как скульптора

- 2 -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные ис

начинается еще до его приезда в Санкт-Петербург, а 1850 год становится только границей очередного этапа, хотя и главного, определяющего ход его дальнейшей жизни. В Петербурге он прошел основное обучение, его талант А. М. Опекушина получил поддержку и развитие в мастерской его главного учителя - профессора скульптуры Д. И. Иенсена, преподававшего в Академии художеств.

В рисовальной школе Общества поощрения художеств Опекушин учился до 1852 года. В 1860-е годы работал у Д. И. Иенсена, ставшего, по существу, его первым учителем. В 1845 году Д. И. Иенсен совместно с И. И. Реймерсом организовал в Санкт-Петербурге мастерскую «для изготовления предметов искусства и декораций из терракоты и при ней студию», просуществовавшею до года. В скульптурной мастерской царил культ выдающихся представителей классицистического искусства Б. Торвальдсена и А. Кановы. Здесь А. М. Опекушин впервые серьезно начал изучать их творческое наследие. Иенсен, заметив дарование молодого человека, привлекал его для выполнения непосредственно декоративной скульптуры, кариатид, фигурных композиций [8, с. 8].

Профессор Д.И. Иенсен действительно помог раскрыться способностям и таланту молодого скульптора, приобрести значительный опыт в области монументального и декоративно-прикладного искусства. И с этой задачей профессор Д. И. Иенсен справился весьма достойно. Его влияние также сказалось и на дальнейшем творчестве Александра Михайловича.

Уже в начальный период работы А. М. Опекушин добивается первых успехов: барельеф «Ангел, возвещающий пастухам Рождество Христово» (малая серебряная медаль, 1862 год), барельефы «Амур и Психея» и «Велизарий» (присвоено звание неклассного художника, 1864 год), скульптурные портреты М. О. Микешина, купца Посохова, О. И. Комиссарова-Костромского, спасшего жизнь императору Александру Второму во время покушения в 1866 году (присвоено звание классного художника второй степени, 1869 год).

Скульптор Михаил Осипович Микешин оценил талант А. М. Опекушина и пригласил его принять участие в работе над знаменитым памятником «Тысячелетие России». Однако, некоторые исследователи все же подвергают сомнению даже техническое участие Опекушина в работе над фигурной частью памятника. Однако техническая помощь Опекушина в работе над фигурами вовсе не исключена, и даже вероятна. Известно, что А. М. Опекушин посещал мастерскую скульптора Микешина и Опекушина и мог видеть уже готовую модель памятника «Тысячелетию России». Думаем, в 1866 году, когда Микешин пригласил Опекушина, он уже знал его творческие возможности. Их настоящее сотрудничество состоялось в момент исполнения фигур памятника императрице Екатерине II» [2].

Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. М. Опекушина в истории искусства во второй половине XIX - начале XX веков / Г. Н. Храпков. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2021. № 1. ID 281

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные и<

Совместная работа с Михаилом Осиповичем Микешиным позволила А. М. Опекушину приобрести большой практический опыт в работе над более масштабными проектами - создание уже не бюстов и барельефов, а памятников, которые становились украшением городов и зданий. Кроме того, использование принципов реализма в создании скульптур, основоположником которых в России стал именно Микешин, оказало сильное влияние и на последующую деятельность Александра Михайловича, ставшего продолжателем традиций реалистического изображения в скульптуре второй половины XIX века.

В процессе создания памятника императрице Екатерине II Опекушину была поручена, по сути, тяжелая и ответственная часть - создание статуй самых известных деятелей XVIII века. С поставленной перед ним задачей Александр Михайлович справился блестяще, работая по модели памятника, созданной скульптором М. А. Чижовым. Две статуи - государственного деятеля А. Г. Орлова-Чесменского и флотоводца В. Я. Чичагова были созданы по эскизам самого Опекушина [5, с. 147].

В дальнейшем М. О. Микешин достаточно активно привлекает А. М. Опекушина к ряду других проектов, которые ему было поручено исполнить - памятник адмиралу А. С. Грейгу (Николаев, 1867 год), носовые скульптурные фигуры для русских военных кораблей и т.д. За этот период Опекушин также представляет произведения, позволившие ему закрепить признание в профессиональных кругах - участие в создании памятника Екатерине Великой, медальон графини Шуваловой (присвоено звание классного художника первой степени, 1870 год), статуя Петра Великого и бюст покойного цесаревича Николая Александровича для церкви Св. Николая Чудотворца в Петербурге (присвоено звание академика, 1872 год). В данных работах скульптора получили отражение не только его недюжинный талант, но и колоссальная энергия, которую скульптор отдавал во время работы каждому своему творению.

Следующий этап в жизни Александра Михайловича - период самостоятельной работы - начинается приблизительно в 1872 году. Он продолжает совместную деятельность с другими скульпторами. Тем не менее, именно в эти годы талант Опекушина проявляется особенно ярко и получает признание и в России, и за рубежом. Начало признанию такого уровня было положено победой в 1875 году в конкурсе на создание памятника одному из корифеев русской поэзии Александру Сергеевичу Пушкину.

Этому произведению Опекушина посвящено немало научных работ. В них приводятся сведения о проведении конкурса, об испытаниях, которые пришлось пережить скульптору, прежде чем удалось достичь победы, об открытии памятника и его описании в мельчайших подробностях и деталях. Но все эти

- 4 -

Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. М. Опекушина в истории искусства во второй половине XIX - начале XX веков / Г. Н. Храпков. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2021. № 1. ID 281

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. М. Опекушина в истории искусства во второй половине XIX - начале XX веков / Г. Н. Храпков. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2021. № 1. ID 281

подробности были представлены в различных трактовках. Например, в одной из работ по истории искусства было отмечено, что в скульптурных монументах диктуемая их назначением величественность приобретала тот же пантомимический, то есть театрализованно-постановочный характер (памятник Екатерине II в Петербурге, 1873, исполненный по рисунку М. О. Микешина). В поле действия отмеченных тенденций относительные удачи были возможны, лишь когда удавалось избежать их антихудожественных крайностей, главным образом за счет «правдивости» мизансцены, то есть опять-таки за счет искусства постановочной режиссуры. Говорилось, что в жанре скульптурных монументов едва ли не единственной удачей такого рода является памятник Пушкину в Москве скульптора Александра Опекушина (1880) [1, с. 240].

В другом исследовании, наоборот, было указано, что кризис в искусстве второй половины века сказался и на развитии монументальной скульптуры. Хотя скульптура и не исчезла вовсе, но памятники становятся или излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными, чего не избежал и М. О. Микешин в своем памятнике «Тысячелетию России» в Новгороде (1862) и в памятнике Екатерине II в Петербурге (1873), или камерными по духу, как памятник Пушкину А. М. Опекушина в Москве (1880). (Справедливости ради отметим, что его камерность была оправдана тем, что монумент планировали поставить в глубине бульвара, а не на просторах Тверской улицы) [4].

Указанные трактовки во многом характеризуют развитие отечественной скульптуры второй половины XIX века в целом. Вследствие этого работы А. М. Опекушина выступают в качестве положительных или отрицательных индикаторов указанного периода истории русской культуры, но, в то же время свидетельствуют о праве Александра Михайловича находиться в одном ряду с такими талантливыми скульпторами как М. М. Антокольский, И. Н. Шредер и другими, и стать одним из примеров для следующих поколений граждан российского государства.

Стремление как можно подробнее изучить жизнь того человека, которого Опекушину предстояло увековечить в мраморе, бронзе или граните, внимание к деталям, энергия и вдохновение помогали Александру Михайловичу и в дальнейшей его работе над памятником естествоиспытателю Карлу Эрнсту фон Бэру (установлен в Дерпте (Тарту) в 1886 году), поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову (Пятигорск, 1889 год).

Из дела о постановке памятника поэту М. Ю. Лермонтову в Пятигорске можно узнать подробности о процессе участия Опекушина в конкурсе и его работу над скульптурой. Председатель комитета по сооружению памятника генерал-майор Юрковский писал в октябре 1884 года редактору журнала «Хозяйственный строитель» П. П. Мижуеву, что, «судя по этой модели, можно

- 5 -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. М. Опекушина в истории искусства во второй половине XIX - начале XX веков / Г. Н. Храпков. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2021. № 1. ID 281

догадываться о принадлежности сооруженного по ней памятника поэту Лермонтову только по надписи на пьедестале». Если Опекушин не исправит этот недостаток, то «Комитет не сочтет себя вправе воспользоваться премированною моделью»... [3]

При этом сам А. М. Опекушин отмечал, что, ввиду отсутствия удовлетворительного портрета Лермонтова, нужно предварительно вылепить колоссальный этюд головы, используя имеющиеся материалы и указания лиц, близко и лично знавших поэта, чтобы предполагаемая к отливке бронзовая статуя до последней степени отвечала бы очертаниям его облика.

20 марта 1889 года член Комитета по сооружению памятника барон А. А. Бильдерлинг сообщал последнему председателю комитета генералу А. М. Смекалову о том, что Опекушин почти завершил работу над статуей Лермонтова, остается только проработать некоторые детали и лицо по имеющимся портретам и по указаниям современников. По мнению Бильдерлинга, статуя в глине в художественном отношении исполнена очень хорошо» [3].

Александр Михайлович всегда основательно подходил к исполнению полученных заказов, причем эта основательность сохранялась вне зависимости от того, кем был сделан заказ - императорской семьей, высокопоставленными государственными лицами или этот заказ осуществлялся на основе сбора средств по частной подписке.

Новой работой, которую многие исследователи в области искусствоведения считали последней из удачных работ Опекушина, стал памятник автору Айгунского договора с Китаем генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, который установлен в Хабаровске в 1891 году. Скульптор изобразил Муравьева-Амурского стоящим на скале и пристально вглядывавшимся в открывающиеся дали, спокойным и решительным. Люди, знавшие генерала, говорили о замечательном портретном сходстве [7].

Однако необходимо сказать, что список статуй, бюстов, над созданием которых Александр Михайлович Опекушин трудился вплоть до революционных дней 1917 года, достаточно велик - памятники императорам Александру II и Александру III в Москве и других городах, статуя Екатерины II для московской государственной думы, многочисленные копии памятника Пушкину по территории всей тогдашней Российской империи. Скульптор продолжал трудиться, стремясь обеспечить своих близких и оставить после себя память для потомков своими работами.

Тем не менее, 1917 год ознаменовал собой начало последнего этапа в жизни А.М. Опекушина, весьма печального и трагичного. Имущество семьи

- 6 -

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации Научное обозрение. Раздел I. Научные ис

Опекушиных было реквизировано, работы, согласно постановлениям советского правительства, отправлялись на переработку или уничтожались. В возрасте восьмидесяти лет Александру Михайловичу пришлось вернуться в родные места. Там он и прожил вплоть до марта 1923 года. А. М. Опекушин умер от воспаления легких и был похоронен на кладбище Спасской церкви села Рыбницы Ярославской области. В 1988 году в селе открыт дом-музей А.М. Опекушина - филиал Ярославского художественного музея) [8, с. 1].

Следует отметить, что Александр Михайлович Опекушин представлял собой тот склад характера, который, благодаря желанию учиться, огромному трудолюбию и природным способностям, свойственным многим выходцам из крестьянской среды, сумел добиться всеобщего признания и внести весьма ощутимый вклад в развитие русского искусства второй половины XIX-начала XX веков. Его творения стали неотъемлемой частью национального достояния российского государства и общества.

Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. М. Опекушина в истории искусства во второй половине XIX - начале XX веков / Г. Н. Храпков. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 сследования. 2021. № 1. ID 281

Список использованных источников

1. Алленов М. М. Русское искусство ХУШ-начала XX века. М. : Трилистник, 2000. 319 с.

2. Барыкина С. И. Скульптор А.М. Опекушин: ранние годы творчества // Ярославская старина. 1995. Вып.2. С. 43-48.

3. Дело о постановке памятника поэту М. Ю. Лермонтову в Пятигорске // ОР РНБ. Ф. 429 (Лермонтов). Т. 1-5 с прил. 1871-1889.

4. Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство / Библиотека Гумер - культурология // Библиотека Гумер : сайт электрон. библиотеки. Ц^: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/03.php (дата обращения:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. М. Опекушина в истории искусства во второй половине XIX - начале XX веков / Г. Н. Храпков. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2021. № 1. ID 281

5. История русского искусства : в 2 т. Т. 2. Кн. 1. / Под ред. М. Г. Неклюдовой. М. : Изобразительное искусство, 1980. 312 с.

6. Климаков Ю. Его знала вся образованная Россия (скульптор-монархист Александр Михайлович Опекушин (1838-1923) // Русская линия : православное информационное агентство : офиц. сайт. URL: https://rusk.ru/st.php?idar=161470 (дата обращения: 29.10.2018).

7. Мусский С. 100 великих скульпторов // Электронная библиотека com. : сайт библиотеки. URL: https://royallib.eom/read/musskiy_sergey/100_velikih_skulptorov.html#1264259 (дата обращения: 30.10.2018).

8. Романова С. И. Творчество Александра Михайловича Опекушина (18381923) : автореф. дис... канд. искусствоведения. СПб., 1997. 21 с.

Khrapkov Gennadii

PhD in History, Associate Professor, Department State and Municipal Administration, North-West Institute of Administration - branch of The Russian Presidential Academy ofNational Economy and Public Administration, St. -Petersburg

A. M. OPEKUSHIN'S PERSONALITY AND ACTIVITY IN THE HISTORY OF ART IN THE SECOND HALF OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES

The article is devoted to the study and characterization of the personality and activity of one of the famous Russian sculptors in the second half of the XIX - early XX centuries Alexander Mikhailovich Opekushin. The article attempts to highlight the

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Храпков Г. Н. Личность и деятельность А. М. Опекушина в истории искусства во второй половине XIX - начале XX веков / Г. Н. Храпков. - Текст : электронный // Научное обозрение: электрон. журн. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел I. Научные исследования. 2021. № 1. ID 281

main stages of his personality as a sculptor, who made a very huge contribution to the history of Russian art in the specified chronological framework.

Keywords: Russian art, sculpture, classicism, realism, bust, competition, recognition.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021 © Храпков Г. Н., 2021

Учредитель и издатель журнала:

RiFTl i:P"

И^-Е.П

E-mail: [email protected]

О журнале

Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.