Научная статья на тему 'МЕТОДИКИ СКОРОЧТЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДИКИ СКОРОЧТЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОЧТЕНИЕ / МЕТОДИКА / ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / SPEED READING / TECHNIQUE / LITERARY READING / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логвинова Александрия Олеговна

В данной статье рассматриваются различные методики скорочтения, позволяющие помочь учащимся начальной школы развить осознанное восприятие текста и сформировать быстрый темп чтения. Также предлагаются пять классов упражнений с конкретными цифровыми виртуальными тренажерами для расширения угла зрения, развития зоркости, внимательности и логики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEED READING TEACHING METHODS AS ELEMENTS OF A LITERARY READING LESSON IN PRIMARY SCHOOL

This article viewes various methods of speed reading that can help pupils consciously perceive texts and form a fast reading pace. There are also five classes of exercises with specific digital virtual simulators to expand the angle of vision, develop vigilance, mindfulness and logic.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКИ СКОРОЧТЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Логвинова А. О. Методики скорочтения как элементы урока литературного чтения в начальной школе / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 288

Логвинова Александрия Олеговна

магистрант, направление подготовки «Медиакоммуншации», Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь (Приднестровская Молдавская республика) alya_logvinova@mail. ru

УДК 371.64/69: 372.882:373.3

МЕТОДИКИ СКОРОЧТЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассматриваются различные методики скорочтения, позволяющие помочь учащимся начальной школы развить осознанное восприятие текста и сформировать быстрый темп чтения. Также предлагаются пять классов упражнений с конкретными цифровыми виртуальными тренажерами для расширения угла зрения, развития зоркости, внимательности и логики.

Ключевые слова: скорочтение, методика, литературное чтение, начальная школа.

Навык быстрого и осознанного чтения текстов различной тематики и сложности необходим для учащихся, оканчивающих начальную школу и переходящих в среднее звено общеобразовательной школы. Возможно, именно данное умение является одним из важных аспектов, позволяющих поддерживать концепцию непрерывного образования.

Литературное чтение как школьный предмет изучается учениками начального звена образования по утвержденной системе ФГОС «Школа России» на протяжении четырех лет. Программой предусмотрено не только обучение необходимым для развития учащихся произведениям детской литературы, но и упражнения, нацеленные на формирование умений и навыков общения, эрудированности, грамотности. В том числе, отмечается, что программа учитывает художественно-эстетический принцип обучения, включает в себя ознакомление с литературоведческими терминами, адаптированными под возраст детей начальной школы, а также активизирует познавательную мотивацию при помощи упражнений, вопросов и формирует способность активной речевой деятельности учащихся. Кроме того, начиная с 1-го класса

Логвинова А. О. Методики скорочтения как элементы урока НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ литературного чтения в начальной школе / А. О. Логвинова.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ - Текст : электронный // Научное обозрение.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Международный научно-практический журнал. - 2021. - № www srjournal ru 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования:

Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 288

обучения, учащиеся выполняют упражнения для развития памяти и формирования быстрого и осознанного чтения.

Несмотря на это, множество детей к концу начальной школы все еще сталкиваются с трудностями при чтении новых текстов. Так, к примеру, показатели скорости чтения к концу 4-го класса, согласно условным нормативам ФГОС, должны составлять 100-120 слов в минуту, а само чтение ребенка иметь уверенный темп и предпочтительно цельный способ прочтения (читается все слово, не по слогам или буквам). Нередко учитель, проверяя технику чтения, оценивает также правильность чтения слов и выразительность (правильно ли ставится ударение, не допускает ли ребенок пропуска букв или не совершает ли их замену, насколько соблюдается интонация и выдерживаются паузы в местах, отмеченных знаками препинания). Помимо данных показателей, учитель также может проверить степень осознанности прочитанного ребенком текста: задаются вопросы по содержанию, сюжету, главным героям, авторской проблематике.

В то же время, исходя из учительской практики, можно отметить, что часть учащихся, переходящих в среднее звено обучения, сталкивается с немалыми трудностями при выполнении задания на выразительное чтение текста: наблюдается низкий темп чтения, малоосознанное восприятие и переход от цельного способа чтения к слоговому, что зачастую происходит из-за стресса и страха неудачи. Для того, чтобы ребенок не испытывал подобного дискомфорта и переходил в среднее звено с навыком быстрого и осознанного чтения, исследователями и практикующими педагогами предлагается вводить в практику литературного чтения элементы современных методик скорочтения.

Рекомендуемые методики скорочтения позволяют не только улучшить темп чтения с медленного до уверенного, но и помогают ребенку воспринимать текст осознанно, параллельно создавая в воображении яркую картинку. Современные цифровые технологии предоставляют возможность учителю не только подстраивать виртуальные тренажеры под уровень техники чтения отдельных учащихся или всего класса, но и включать методики скорочтения в качестве развивающих заданий в виде элементов уроков литературного чтения.

Предлагаемые в данной статье методики скорочтения подобраны из рекомендаций таких исследователей в области скорочтения, как О. А. Андреев, Л. Н. Хромов [1], Л. А. Володченкова, С. И. Королёв [2], М. А. Зиганов [3], а также представлены упражнения для развития скорочтения из собственной педагогической практики. Все они преследуют несколько целей: достичь осознанного чтения при помощи развития воображения, формирование уверенного темпа и цельного способа чтения при помощи упражнений для расширения угла зрения и укрепления долгосрочной памяти, а также

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Логвинова А. О. Методики скорочтения как элементы урока литературного чтения в начальной школе / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 288

упражнений для развития способности построения логической цепочки. Вследствие этого они разделены на несколько классов упражнений.

Элемент урока рекомендуется предоставлять учащимся в виде красочной презентации Power Point, а разновидность заданий и текстов виртуальных тренажеров может соответствовать тематике урока, проводимого в рамках программы предмета литературного чтения.

Первый класс упражнений скорочтения направлен на тренировку зоркости. На данном этапе предлагается использовать тренажеры «Шторка» (рис. 1), «Чтение через решетку» (рис. 2), «Половинки» (рис. 3), «Поймай слово» (рис. 4) и «Путаница» (рис. 5); они помогают ребенку сосредоточиться на тексте и позволяют увеличить в дальнейшем темп чтения.

Рис. 1. Тренажер «Шторка»

Рис. 2. Тренажер «Чтение через решетку»

Рис. 3. Тренажер «Половинки»

Рис. 4. Тренажер «Поймай слово»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal. ru

Логвинова А. О. Методики скорочтения как элементы урока литературного чтения в начальной школе / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 288

Рис. 5. Тренажер «Путаница»

Упражнения второго класса ориентированы на расширение угла зрения. На данном этапе предлагается использовать тренажеры «Числовая таблица Шульте» (рис. 6), «Слоговая таблица» (рис. 7), «Пирамида» (рис. 8), которые позволяют ребенку сформировать более широкое «поле чтения», захватывать не одно—два слова, а четыре-пять.

Таблица Шульте

9 1 о 18 14

10 21 5 15 7

23 17 1

6 19 11

25 22 3 13 2

Рис. 6. Тренажер «Таблица Шульте»

Рис. 7. Тренажер «Слоговая Таблица»

• • Упражнения, помогающие

расширить поле зрения

Mt pWIfVMW «ПОЬ НШГфЛШЛОН о

улр*вм**ы» «Лрираатовм

MA MA

um ПО

КЕ ЛЫ

pt КА

во ДА

оч ИИ

ды ня

ЮБ КА

ПУ ПЯ

АР ФА

БУ сы

Рис. 8. Тренажер «Пирамида»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Логвинова А. О. Методики скорочтения как элементы урока литературного чтения в начальной школе / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 288

Предполагается, что упражнения третьего класса будут способствовать развитию более высокого темпа чтения. На данном этапе предлагается использовать тренажеры «Столбики» (рис. 9), «Читай и показывай» (рис. 10).

Рис. 9. Тренажер «Столбики»

Рис. 10. Тренажер «Читай и показывай»

Целью четвертого класса упражнений скорочтения является развитие долгосрочной памяти и формирование внимательности, образности. На данном этапе предлагается использовать тренажеры «Назови цвета» (рис. 11), «Запомни картинку» (рис. 12), «Найди отличия» (рис. 13).

Рис. 11. Тренажер «Назови цвета»

Рис. 12. Тренажер «Запомни картинку»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Логвинова А. О. Методики скорочтения как элементы урока литературного чтения в начальной школе / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 288

Рис. 13. Тренажер «Найди отличия»

Пятый класс упражнений скорочтения направлен на развитие правильного интонационного воспроизведения незнакомого текста. На данном этапе предлагается использовать тренажеры «Чтение по ролям» (рис. 14) и «Яркие скороговорки» (рис. 15).

Л

белый снег, белый мел, Белый сахар гоже бел А вот белка не бела, Белой даже не была.

на бобра из-за ели глазеют глаза газели.

От топота копыт пыль по полю ^^

летит. ,

. 15. Тренажер «Яркие скороговорки»

Сложные и незнакомые, большие по объему произведения, предлагаемые учащимся в 5-м классе, могут пугать ребенка, вызывать страх неудачи и чувство дискомфорта при просьбе учителя прочесть новый текст выразительно вслух. Внедрение представленных виртуальных тренажеров в виде элементов урока литературного чтения в начальной школе помогут учащимся не только овладеть быстрым, осознанным чтением текстов различной тематики и сложности, а также будут способствовать развитию памяти, воображения и логики, помогут избавиться от трудностей адаптации при переходе в среднее звено.

Рис. 14. Тренажер «Чтение по ролям»

Рис

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Логвинова А. О. Методики скорочтения как элементы урока литературного чтения в начальной школе / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 288

Список использованных источников

1. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Учитесь быстро читать. М. : Просвещение, 1991.

160 с.

2. Володченкова Л. А., Королёв С. И. Программное приложение для обучения детей младших классов приёмам скорочтения // Математические структуры и моделирование. 2018. №3 (47). С. 107-120.

3. Зиганов М. А. Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения. М. : Эксмо, 2008. Серия: Сделай себя сам. 214 с.

Logvinova Alexandria

master's degree in Media Communications, T. G. Shevchenko Transdniestrian State University, Tiraspol (Transdniestrian Moldavian Republic)

This article discusses various speed reading techniques to help elementary school students develop a conscious perception of the text andform a fast reading pace. There are also five "exercise classes " with specific digital virtual simulators to expand the angle of vision, develop vigilance, mindfulness and logic.

SPEED READING TEACHING METHODS AS ELEMENTS OF A LITERARY READING LESSON IN PRIMARY SCHOOL

This article viewes various methods of speed reading that can help pupils consciously perceive texts and form a fast reading pace. There are also five classes of

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Логвинова А. О. Методики скорочтения как элементы урока литературного чтения в начальной школе / А. О. Логвинова. - Текст : электронный // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2021. - № 1. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 МГц ; 128 Мб ; 10 Мб ; Windows XP/Vista/7/8/10 ; Acrobat 6 х.

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел III. Слово молодым ученым. 2021. № 1. ID 288

exercises with specific digital virtual simulators to expand the angle of vision, develop vigilance, mindfulness and logic.

Keywords: speed reading, technique, literary reading, primary school.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2021 © Логвинова А. О., 2021

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

Адрес редакции:

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888;

E-mail: [email protected] О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.