Научная статья на тему 'Своеобразие пространственной организации торговых комплексов с функциями досуга'

Своеобразие пространственной организации торговых комплексов с функциями досуга Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
246
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС / ОБЪЕКТЫ ДОСУГА / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АРХИТЕКТУРНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / SHOPPING MALL / ENTERTAINMENT / SPATIAL ORGANIZATION / ARCHITECTURAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Вилкова Анастасия Сергеевна

Successful of shopping malls provide an opportunity to develop of entertainment. It's necessary of the financing problems of entertainment as specialized buildings. The originality of shopping malls with entertainment is analyzed. Methods of combination and design decisions between trade and entertainment are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Uniqueness of the Spatial Organization of Shopping Malls with Entertainment

Successful of shopping malls provide an opportunity to develop of entertainment. It's necessary of the financing problems of entertainment as specialized buildings. The originality of shopping malls with entertainment is analyzed. Methods of combination and design decisions between trade and entertainment are discussed.

Текст научной работы на тему «Своеобразие пространственной организации торговых комплексов с функциями досуга»

Своеобразие пространственной организации торговых комплексов с функциями досуга

А.С.Вилкова

В современной отечественной практике проектирования широкое распространение получили коммерчески успешные объекты, в частности торгового назначения (рис. 1). Высокая потребительская активность торговых зданий позволяет формировать на их базе разнообразные объекты досуга, для которых успешность смежной торговли становится стимулом к их собственному развитию (увеличение количества посетителей, рост доходов).

С архитектурной точки зрения интеграция объектов досуга (ОД) в структуру торговых комплексов (ТК) позволяет обозначить положительные тенденции к взаимообусловленным композиционным сочетаниям разнообразныхфункций стартовой частью. При анализе архитектурных решений объектов досуга в ТК выявляются характерные взаимосвязи между структурой комплекса и способом реализации зоны досуга.

1. Внутри ТК создаются конструктивные условия для внутренней трансформации ОД. Формируется простой универсальный каркас со свободным шагом колонн, позволяющий при помощи мобильного оборудования изменять внутреннее пространство под разнообразные функции досуга. Например, за счет расстановки аттракционов в простой сетке колонн (7.200 х 7.200) организуется игровой центр (ТК «Спектр»

в Москве на Новоясеневском проспекте). Независимость конструктивного каркаса характерна для большинства коммерческих зданий.

2. Для строительства ТК выбирается участок, обладающий резервом территории для пространственного изменения ОД в их структуре со временем, например увеличения планировочных размеров. Это обычно осуществимо в условиях строительства комплекса по очередям на свободных загородных территориях. Например, возведенный по очередям ТК «Mera Теплый Стан» - от торгового гипермаркета «ИКЕА» к комплексу «Mera» с развлекательной инфраструктурой (41-й км МКАД).

3. Быстровозводимые конструкции ТК полностью демонтируются - здание разбирается и возводится объект новой формы с новым содержанием ОД. Это определяет необходимость использования взаимозаменяемых конструкций и материалов.

В зависимости от характера организации интегрируемого объекта досуга (простой, сложный1) и его взаимосвязи стартовой частью формируются комплексы разных форм.

1. Форма комплекса - утилитарная оболочка2. Архитектурная форма на геометрически простой планировочной

Рис. 1. Торговый центр «Гранд-2», Химки. Архитектор А. Скреденас, инженеры П. Френкель, В. Серпов. Фото автора

Рис. 2. Торговый центр «Лига», Химки. Архитекторы В.В.Степанов, С.И.Иванников, С.В.Бочков, 2003 год. Фото автора

основе для утилитарных целей (торговля) без помещений досуга. Характерна для таких зданий, как гипермаркеты, супермаркеты, предлагающих широкий ассортименттоваров и зачастую функционирующих как оптовые магазины (например, ТЦ «Лига», рис. 2).

2. Форма комплекса - нейтральная оболочка (универсальная). Архитектурная форма на планировочной основе с общей конструктивной системой для торговли и функций досуга. Возможно композиционное усложнение формы плана в связи с разнообразием градостроительных условий строительства. Объекты досуга реализуются за счет арен-допригодных площадей комплекса на основе мобильного оборудования - простые решения. Например, ТК «Золотой Вавилон», где, несмотря на геометрически сложную композицию в плане и набор функций досуга (кинотеатр, игровой центр, каток), архитектурную форму образуют геометрически простые объемы (рис. 3).

3. Форма комплекса - функционально обусловленная оболочка. Используется в случае, когда интегрирование ОД и их изменения со временем усложняют конструктивную систему ТК, позволяют вести поочередное строительство объекта. Например, в архитектурном решении комплекса «Но11ушоос!&Н1дИ1апс1» (Лос-Анджелес, 2001, рис.4), включа-

Рис. 3. Торговый центр «Золотой Вавилон», Москва, Ярославское шоссе. Архитекторы Ю.Ф.Цветинский, И. В.Лапу нов и др. 2004 год. Фото автора

ющего зоны телетрансляции, кинотеатр, театр, ночной клуб, боулинг, использован прием варьирования разных по высоте и массе функциональных зон.

4. Форма комплекса - амбициозно-показательная оболочка. Используется в случае, когда архитектурная форма наполняется неожиданными элементами: композиционными приемами

разнообразных стилистических направлений, обращением к историческим прообразам, биологическим структурам. За счет архитектурной образности и «амбициозности» создается имидж коммерческого объекта, связанный с его принадлежностью к массовой культуре. Например, форму ТК «Хан-Шатыр» (Астана, рис.5) образует эллипсовидное в плане основание

Рис. 4. Торговый центр «Нойу>люос1&ШдЫапс1», Лос-Анджелес. Архитектурное бюро «ЕЕ&К», 2001 год [1]

Рис. 5. Торговый центр «Хан-Шатыр», Астана. Архитектор Н.Фостер [2]

с центральной конструктивной наклонной осью, на которую как бы нанизываются изогнутые террасы парка развлечений. В интерьере комплекса «Caesars Palace» (Лас-Вегас, 2004, рис.6) используются имитации объектов Древнего Рима для воссоздания атмосферы античного общественного центра.

Архитектурный образ объектов досуга становится частью имиджа коммерческого здания. Образ ТК приобретает функцию привлечения потребителей своей «показательной неординарностью», вызывающей массовый интерес, позволяет выделиться на фоне огромного разнообразия объектов коммерческой архитектуры.

Для архитектурных решений объектов досуга по отношению к общей композиции ТК характерны приемы внутренней (закрытой), внешней (открытой) и смешанной пространственной организации.

1. Внутреннее (закрытое) решение: за общей сторговой частью плоскостью фасада комплекса разворачиваются сюжеты различных стилевых направлений в зоне досуга. Используются стилизации разнообразных архитектурных элементов и форм (барокко, классика, восточная тематика, хайтек и др.), декорирующих все внутреннее пространство ОД или отдельные фрагменты его интерьера. Например, в комплексе «Hollywood&Highland» есть «Китайский театр» («Chinese Theater»), название которого обусловлено копированием в его архитектурном решении традиционных для

Рис. 6. Торговый центр «Caesars Palace», Лас-Вегас. Архитектурное бюро «Dougall Design Associates Inc.», 2004 год

Рис. 7. Театр в торговом центре «Hollywood&Highland», Лос-Анджелес. Архитектурное бюро «ЕЕ&К», 2001 год [3]

китайской архитектуры элементов (изогнутая форма кровли входной группы, поддерживающие кровлю стойки красного цвета, медальоны с китайской символикой и т.д., рис.7).

2. Внешнее (открытое) решение: разрабатывается архитектурная форма объекта досуга, усложняющая пластику фасада комплекса в целом. В создании формы объекта досуга в структуре ТК используются обращения к историческим прообразам или ассоциации сбио-,техно-, медиаформами. Например, в комплексе «Singapore Civic&Cultural Center» за счет сложносоставных прямоугольных форм театрального и концертного залов, расположенных на верхних этажах здания и приподнятых с одной стороны над торговой частью дополнительными опорами, формируется образный силуэт парящей птицы над торгово-общественной площадью комплекса (рис.8).

3. Смешанное решение позволяет экспериментировать с внутренним пространством за счет простых и сложных по организации функций досуга. Этот прием используется, например, при интегрировании горнолыжных трасс в структуру ТК, когда с планировочной точки зрения выстраиваются сложные для прохождения уклоны, а с композиционной - формируются сложносоставные силуэты фасадов (трасса в ТК «Mall of the Emirates», Дубай, 2005, рис.9). Синтез простых и сложных планировочных решений ОД создает предпосылки маневренности архитектуры ТК в системе городской среды: планировочно, функционально,художественно выразительно.

Рис. 8. Торговый центр «Singapore Civic&Cultural Center», Сингапур. Архитектурное бюро «Aedas Architecture» [4]

В поисках архитектурных решений комплексных зданий части торговли и досуга по отношению друг к другу могут рассматриваться как фоновые и главные элементы композиции. Соответственно композиционную структуру ТК образуют архитектурные акценты зон досуга - главные элементы и композиционная «пауза»торговой составляющей - фоновые элементы. По мере усложнения планировочного решения помещений ОД формируются более эффектные композиционные акценты (выразительные диагонали, кривые в плане, на фасаде формы), а упрощение технологии ОД возвращает к простым геометрическим объемам, характерным для торговой части.

На фоне глухой плоскости фасада торгового комплекса возрастает значимость формообразования объектов досуга. За счет поэтажного изменения рисунка плана от торговой части к ОД возможно построение ступенчатого силуэта фасада, выступающих или западающих по пластике его элементов. Например, силуэт комплексного здания рисуется горизонталями торговой части (за счет простого ритма торговых ячеек) с поэтажным нарастанием массы объекта досуга (например, за счет планировочных особенностей интегрируемого театрального или концертного зала)3.

При реализации идеи сочетания сложносоставных или противоречивых по сути пространств (например,торговля и

Рис. 10. Торговый центр «Пятая Авеню», Москва. Архитекторы Б.Левянт, Б.Стучебрюков и др. Фото автора

2 2012 47

искусство), в которых для одной части (торговля) характерна постоянная изменчивость, а для другой - относительная устойчивость, появляется мотивированное основание для свободного эксперимента с разнохарактерными по содержанию формами. В результате подобных экспериментальных синтезов возможно построение архитектурных форм, не лишенныхтеатрализованности действия - динамичности в изменении внешних образов, подобных декорациям.

Рассмотренные примеры синтеза архитектурных решений зон торговли и досуга в ТК выявляют следующие композиционные приемы:

- сочетание архитектурных форм ОД с торговой частью по принципу соподчинения, характерному сегодня для отечественной практики. Объект досуга закрывается общей с торговой частью плоскостью фасада (ТК «Пятая Авеню», рис.

Рис. 11. Торговый центр «Европейский», Москва. Архитектор Ю.П.Платонов. Фото автора

10). Фасад сформирован единой плоскостью ограждающих конструкций с использованием композитных материалов без архитектурного выражения ОД (кинотеатр, развлекательный центр);

- композиционное сочетание на нюансных отношениях (проявление тонких композиционных изменений от ОД к торговой части). Архитектурное решение ОД, близкое по используемым конструкциям, материалам, композиционной форме к торговой части, предполагает последовательное изменение их величины (ТК «Европейский», рис. 11). Плоскость фасада формируется сочетанием плоских поверхностей, облицованных композитными материалами, и криволинейныхформ массивных навесов с использованием светопрозрачных материалов. Система покрытия усложнена размещением крытого катка на кровле здания;

Рис. 12. Торговый центр «Madrid Xanadu», Испания. Архитектурное бюро «Chapman Taylor» [5]

К рис. 11. Торговый центр «Европейский»

"горнолыжная" трасса

торговая часть

Крис. 12. Торговый центр «MadridXanadu»

- композиционное сочетание на контрастных отношениях (проявление ярко выраженных различий между ОД и торговой частью). Торговая часть становится нейтральным фоном для композиционно сложной массы объекта досуга. Например, в комплексе «Madrid Xanadu» (Испания, рис.12) объект досуга в виде горнолыжной трассы формирует композиционную диагональ по отношению к простому композиционному ритму торговой части.

Контрастное отношение может выстраиваться и из чисто художественных соображений, без ярко выраженных конструктивных особенностей ОД. Например, эффект контрастного соподчинения может способствовать композиционному поддержанию старой среды обитания за счет адаптации торговой части к стилистике окружения и генерации за счет ОД новой среды в современных материалах и неожиданных архитектурных формах (пластические, геометрические, сложносоставные).

Использование любого из отмеченных приемов сочетания торговли и досуга должно основываться на общности ком-позиционно-планировочного замысла. Самые неожиданные виды и формы ОД в структуре ТК позволяют сосредоточить внимание на эмоциональности образа торговой архитектуры. Наглядными примерами для подражания сегодня являются зарубежные аналоги, демонстрирующие эффектные эксперименты с композиционным содержанием коммерческой архитектуры, заставляющие забыть об однообразии и элементарности пространственных решений.

Выводы:

1. Своеобразие комплексного здания с функциями торговли и досуга во многом определяют коммерческие приемы организации (узнаваемость, яркость, доступность). ОД в структуре ТК становятся частью имиджа коммерческого объекта,а возможности эффектного выражения формы - поводом для инвестиций в архитектуру.

2. Интегрирование ОД в структуру ТК создает предпосылки для образного формообразования комплексных зданий и обогащения торговой архитектуры выразительными архитектурно-художественными образами ОД. Наиболее перспективными являются зрелищные пространства вместимостью более 500 п/м, пространства со сложной технологией (покрытиями из снега, льда и воды) площадью более 10 ООО м в плане.

3. Наиболее эффектные по композиции комплексы формируются при сочетании зон торговли и досуга по принципу контрастного противопоставления, который способствует раскрытию композиционных доминант ОД по отношению к торговле при разных причинно-следственных связях.

4. Интегрирование объектов досуга в структуру ТК определяется обусловленностью, естественностью и органичностью в поиске сложносоставных архитектурных форм комплексного здания (криволинейные, составные прямоугольные, изгибаемые в нескольких направлениях очертаний объемов). Это способствует развитию эстетических характеристик в

формообразовании коммерческой архитектуры - эстетики контраста, эстетики соподчинения.

Примечания

1. Под простыми ОД здесь подразумеваются объекты досуга, организация которых не требует изменений конструктивной системы ТК. Под сложными - объекты досуга, организация которых предполагает проект собственной конструктивной системы в структуре комплекса (разработку собственного шага колонн, конструкций покрытия и т.д.).

2. Под оболочкой понимается материальная граница пространства, характеризующая архитектурную форму здания.

3. Современные возможности трехмерного моделирования и компьютерного дизайна позволяют относительно свободно экспериментировать со сложносоставными пространствами (известны работы Н.Фостера, Ф.Гери, З.Хадид и др.).

Литература

1. Uffelen Ch. van. Malls & Department Stores. Berlin, 2008.

2. Подарокдля президента Khan Shatyr- развлекательный центр // Архи.ру - зарубежные новости. URL: http:// www. archi.ru.

3. Chinese Theater - Boulevard Hollywood // URL: http:// www. top-city - photos.com.

4. Singapore Civic&Cultural Center by AEDAS// URL: http:// www.homevoo.com.

5. International Council of Shopping Centers. Winning Shopping Center Designs: 28th International Design and Development Awards. NY, 2005.

Literatura

2. Podarok dlya presidenta Khan Shatyr - razvlecatelny centr //Archi. ru -zarubezhnye novosty URL: http:// www.archi.ru.

Uniqueness of the Spatial Organization of Shopping Malls

with Entertainment. By A.S.Vilkova

Successful of shopping malls provide an opportunity to develop of entertainment. It's necessary of the financing problems of entertainment as specialized buildings. The originality of shopping malls with entertainment is analyzed. Methods of combination and design decisions between trade and entertainment are discussed.

Ключевые слова: торговый комплекс, объекты досуга, пространственная организация, архитектурное своеобразие.

Keywords: shopping mall,entertainment,spatialorganization, architectural identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.