Архитектура многофункционального комплекса на базе торгового центра: функциональный аспект
А.С.Вилкова
Формирование архитектуры многофункционального комплекса (МФК) на базе торгового центра актуально при повышении социально-экономической роли общественных зданий. Это способствует поддержанию жизнеспособности социально-культурных функций, специфика которых не всегда позволяет им успешно развиваться в качестве специализированных зданий из-за отсутствия достаточного бюджетного финансирования.
Целесообразность появления разнообразных общественных функций при торговом центре обуславливается способностью торговых пространств естественным образом формировать потребительские потоки и осуществлять относительно быстрый оборот денежных средств (получение
Рис. 1. Многофункциональный комплекс, открыт в 2007 году. Москва, улица Новощукинская. Функциональный состав комплекса: торговля, деловые функции, развлекательные функции - боулинг, бильярд, кинотеатр. Авторский коллектив: Н.Ю. Бирюков, Д.Г.Темников, П.В.Железное
- вертикально-развитыи единым объем на основе поэтажного смешения сопутствующих функций
□ функции торгового центра
□ сопутствующие торговле функции
вертикальный срез
интегрирования сопутствующих функций к торговле в единый объем
□ функции торгового центра
□ сопутствующие торговле функции
горизонтальный срез
□ □ ;
Ка/
□ здание торгового центра
□ общественные здания
горизонтальный срез
Рис. 2. Три системы объемно-пространственного развития многофункциональных комплексов
прибыли - окупаемость). Торговые пространства, где происходит естественное скопление потребителей, повышают вероятность их привлечения в попутно интегрируемые зоны разнообразных функций (рис. 1, [1, 2]).
Функциональный аспект развития МФК на базе торгового центра раскрывает:
1) способность объекта к гибким структурным трансформациям при функциональных колебаниях;
2) возможность осуществления горожанином своих потребностей в единой архитектурной среде;
3) формирование функционального удобства МФК для города, для владельцев, арендаторов, потребителей.
Изучение проектных материалов, проведение натурных обследований по общественным функциям в действующих объектах показывают, что формирование МФК на базе торгового центра подразумевает взаимодействие двух основных функциональных групп в едином объеме.
I группа. Объединяет неизбежные функции при торговле - функции пространств, образующих торговый центр (торговые залы; складские зоны, претерпевающие в современных условиях доставки и подготовки товара к продаже тенденцию к исчезновению и замене торговыми пространствами; зоны общественного питания, бытовые услуги, административноуправленческие зоны, стоянки).
II группа. Объединяет сопутствующие функции при торговле - это функции, которые могут изменяться во время эксплуатации объекта, оговариваться заказчиком на стадии проектирования объекта, предоставлять альтернативу в выборе, становиться более разнообразными по мере изменения потребностей общества (при социально-культурных и экономических колебаниях).
Интегрирование сопутствующих функций в торговле является основным условием трансформации торговых центров в МФК. Исследование распределения видов сопутствующих функций по отношению к торговому центру позволяет выделить три системы объемно-пространственного развития МФК (рис. 2).
Первая система: виды сопутствующих функций распределяются по принципу поэтажного смешения между собой и торговлей с приоритетным вертикальным развитием объема. При этом с увеличением числа этажей (выше третьего надземного) уменьшается количество торговых операторов на верхних
3 система
- территория, сформированная группой зданий различного функционального назначения (не рассматривается в данной работе)
44 1 2011
3 4 вЬог.іпсІсІ 44
18.01.2011 14:54:32
уровнях в пользу размещения сопутствующих функций. На основе первой системы развиваются МФК, под которые выделяются ограниченные участки под застройку и появляется необходимость увеличения этажности объекта - это преимущественно МФК в срединном поясе, на периферии исторического центра города (рис. 3, [1,2]).
Вторая система: сопутствующие функции образуют функциональные блоки и интегрируются к торговле как к условному центру системы. При этом единство объема достигается приоритетным развитием внутренних горизонтальных связей и формированием линейно-протяженной структуры. По принципу второй системы развиваются МФК при наличии свободных участков под застройку (например, за городом, на периферии города) (рис. 4, [1-3]).
Третья система: многофункциональная территория, сформированная самостоятельными городскими объектами разнообразного функционального назначения, в составе которых существует торговая функция (торговый центр) (рис. 5, б [4, 5]). Не рассматривается в данной работе.
Итак, в качестве единого объема МФК нового поколения развиваются по принципам первой и второй системы. В современных условиях не исключается возможность частичного смешения систем между собой, что в основном сегодня встречается в зарубежных МФК [б].
Сопутствующие функции, привлекающие и организующие досуг потребителей в объеме МФК, на основании обследований действующих объектов обобщены в три основных вида.
Первый вид: досугово-развлекательные (зрелищные, детские развлекательные, выставочные, культурно-просве-тительские). Наиболее емкий вид по количеству интегрированных сопутствующих функций (рис. 8).
Второй вид: спортивно-оздоровительные (фитнес-клубы, тренажерные залы, спа-салоны).
Третий вид: деловые (офисы, отделения банков); пространства временного пребывания (гостиницы, апартаменты, мотели).
Функции второго и третьего видов характеризуются малым количеством типов образующих пространств, что определяется ориентацией на привлечение выборочных категорий потребителей. В их числе сотрудники и клиенты офисов, банков, а также те, кто целенаправленно посещает спортивно-оздоровительные секции (клубы) в соответствии с личными потребностями.
Среди разнообразия общественных пространств в МФК можно отметить специфику культурно-просветительских функций и возможность их развития при торговле. К необходимости интегрирования объектов культуры в комплексе с разнообразными видами деятельности подводят современные экономические условия. Как правило, самостоятельные объекты культуры требуют значительных финансовых вложений не только в процессе строительства, но и на поддержание их деятельности при эксплуатации, на необходимую со временем реконструкцию и т.д. Кроме того, с экономической точки зрения специфичность культурных благ заключается в дисбалансе между предложением и спросом, то есть в существовании так называемого «права на неуспех» у потребителя [7]. Это, например, приводит к невысокой заполняемости зрительного зала или низкой посещаемости выставок при отсутствии к ним интереса потребителя. В итоге самостоятельный объект культуры теряет доходы от своей основной деятельности, процессы финансовой отдачи происходят довольно медленно и зачастую не соотносятся с затратами на их содержание.
Возможным направлением поддержания культурной деятельности может стать ее интегрирование к рентабельным пространствам, постоянно формирующим потоки потребителей. В МФК экономически эффективная торговая деятельность способна поддерживать жизнеспособность сопутствующих социально-культурных функций, своеобразие которых не
Рис. 3. Многофункциональный комплекс, открыт в 2006 году. Москва, площадь Европы. Функциональный состав комплекса: торговые, деловые, досугово-развлекательные функции - боулинг, бильярд, кинотеатр, аттракционы, каток. Архитектор Ю.П.Платонов
Рис. 4. Многофункциональный комплекс, открыт в 2004 году. Химки, Ленинградское шоссе. Функциональный состав комплекса: торговые, деловые, досугово-развлекательные функции - кинотеатр, аттракционы, каток, развлечения для детей. Callison Architecture Inc.
всегда позволяет им успешно развиваться в качестве самостоятельных зданий. Крометого, интегрирование культурных функций в МФК способно частично возвратить общественный интерес к самой культуре. Постепенное исчезновение значимости культуры из сознания массового потребителя сегодня происходит на фоне распространения благ, потребление которых легко для восприятия, не требует высокого уровня интеллектуальной подготовки, в целом имеет развлекательный характер. Перспективное развитие культурных функций в МФК возможно в случае перехода от количества развлекательных составляющих в качество организации досуга. Перенасыщенный индустрией развлечений рынок со временем может обратиться к поиску индивидуально неповторимых пространств, реализуемых с помощью культурных функций в МФК. Например, объекты культуры в комплексе могут планироваться как здания малой вместимости или ориентироваться на выборочную категорию потребителей (для детей - детский планетарий или кукольный театр).
Многофункциональность и комплексность объекта в полной мере достигается при возможности совмещения максимально разобщенных по функциям пространств. При этом важным условием становится сочетание нескольких доминирующих функций в едином объеме, ориентированных на потенциальных потребителей и предполагающих наличие собственной технологии обеспечения деятельности каждой из этих функций. Интенсивность насыщения здания сопутствующими функциями позволяет охарактеризовать его принадлежность к многофункциональному или специализированному типу.
На основании изучения проектных материалов по действующим МФК интенсивность насыщения определялась отношением размера общей площади объекта (Б общ.) к размеру площади сопутствующих функций (Б сопутств.). Средний показатель насыщения МФК сопутствующими функциями
составляет 12%; максимальный - 23% (рис. 7). Дальнейшее успешное развитие разнообразных функций в МФК приведет к достижению абсолютного показателя, при котором отношение Б общ./Б сопутств. составляет 1/2 (или процентная доля сопутствующих функций равна 50% в общей площади объекта). В случае уменьшения доли разнообразных общественных функций (<12%) формируется тенденция возврата объекта к монофункциональному типу - чистый объект торговли (гипермаркет, супермаркет) или чистый объект культуры (кинотеатр, театр, музей и т.п.) в зависимости от преобладающей функции.
Сбалансированное смешение разнообразных общественных функций, целесообразность их размещения по отношению к торговле способствуют достижению эффективности функционирования МФК. Универсальность планировочной и конструктивной системы МФК позволяет изменять функции в случае нерентабельности,трансформировать пространство под необходимый вид деятельности, производить полную замену новыми сопутствующими функциями при изменении социальных потребностей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
1. Существующий значительный резерв площадей для интегрирования сопутствующих функций в МФК, выявленный при процентных соотношениях, свидетельствует о начальном этапе развития МФК нового поколения в отечественной практике и не реализованных на сегодня возможностях сопутствующих функций в едином объекте.
2. Приоритетное развитие социально-культурных функций в МФК обеспечит повышение качества предлагаемых услуг на фоне существующего количественного преобладания индустрии развлечений в МФК, формирование взаимовыгодного дополнения культуры и торговли (материальная поддержка культуры и более эстетическая привлекательность торговли).
Рис. 5. Комплекс зданий ММДЦ. Москва, Краснопресненская набережная. Функциональный состав комплекса: торговые, деловые, развлекательные, спортивно-оздоровительные, жилые функции. Фото 2009 года
Рис. 6. Торгово-пешеходный мост в составе ММДЦ, связывающий набережные Тараса Шевченко и Краснопресненскую. Со стороны набережной Тараса Шевченко мост совмещен с «Башней 2000». Руководитель авторского коллектива Б. И. Тхор. Фото 2009 года
■■■
АРХИТЕКТУРА
3. Взаимосвязи типов сопутствующих функций в МФК на базе торгового центра основаны на принципе достижения максимально эффективного взаимовлияния функциональных компонентов с учетом их рентабельного размещения.
4. Три взаимодополняющих свойства пространства характеризуют многофункциональность: насыщение функциями - универсальность - трансформация.
30--
25 20 15 10 5 +
14,0
7,
е
е
10,5
8,3
МФК
где 100% - общая площадь МФК
МФК №1-№10 - обследованные автором объекты
в структуре г. Москвы
Рис. 7. Процентное соотношение размера общей площади объекта и размера площади сопутствующих функций в МФК
20 18 16 14 12 10 8 ■■ 6 ■■ 4 -2 ••
18,5
14,8
8,6
7,4
4,9
12,3
3,7
5,0
2,5
1,2 1,2
г*
§ 5
1 вид
2,5
1,2
II вид
3,7
2,5
III вид
5. Интегрирование разнообразных функций создает предпосылки для создания интересных и разнообразных объемно-планировочных композиционных решений, обогащающих городской ландшафт и формирующих современный архитектурно-художественный облик существующей городской застройки.
Литература
1. Портал о торговой недвижимости и ритейле// [Электронный ресурс]: URL: http:// www.shopandmaLL.ru (дата обращения 25.10.10).
2. Моллы.Ш// [Электронный ресурс]: URL: http:// www. maLLs.ru (дата обращения 25.10.10).
3. Mega Shopping Centers. Russian retaiL prototype// [Электронный ресурс]: URL:http://www.http://www.caLLison. com/ourWork (дата обращения 25.10.10).
4. Московский международный деловой центр «Москва-Сити»// [Электронный ресурс]: URL: http://www. city21vek. ru /data/kompLeks. htmL (дата обращения 25.10.10).
5. Другая Москва. Путеводитель по новой архитектуре 1990-2007. «Башня 2000» и мост «Багратион». Мнение архитектора - Борис Тхор//[Электронный ресурс]: URL: http:// www.drumsk.ru/arch/ detaiLphp.
6. Chris van UffeLen. MaLLs & Department Stores. Braun, 2008.423 p.
7. Экономика культуры/Ред. А.Я.Рубинштейн. М.,«Слово», 2005. 608 с.
Mixed-Use Shopping Center Architecture: Functional Aspect. By A.S.Vilkova
N о wa days a g rea t va ri ety о f p u b Li с f u n cti о n s in buiLding aLLow the consumer to carry out necessary kinds of activity quickLy and effectiveLy. In the articLe various pubLic functions and expediency of their formation with trade are anaLyzed. Kinds of different functions in mixed-use center are marked. Interaction systems of accompanying functions with trade in buiLding are identified. Intensity of saturation domestic mixed-use center by various functions and functionaL deveLopment tendencies of object is estimated.
Ключевые слова: многофункциональный комплекс (МФК), торговый центр, сопутствующие функции, функциональные группы, системы объемно-планировочных решений.
Key words: mixed-use center, shopping center, accompanying functions, functionaL groups, pLanning systems.
типы сопутствующих функций
где 100% - общее количество типов сопутствующих функций в МФК
Рис. 8. Количественное соотношение между типами сопутствующих торговле функций в МФК на базе торгового центра в Москве
1 2011 47
3_4_sbor.indd 47
18.01.2011 14:54:34