Научная статья на тему 'Структурно-функциональные особенности торговых комплексов г. Саранска'

Структурно-функциональные особенности торговых комплексов г. Саранска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ / ТОРГОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ / РЫНКИ / УСЛУГИ / РЕСПОНДЕНТЫ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ / SERVICE SYSTEM / SHOPPING MALLS / MARKETS / SERVICES / RESPONDENTS / SERVICE QUALITY / CONSUMERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семина Ирина Анатольевна

В статье представлена сравнительная характеристика торговых комплексов г. Саранска и показаны структурно-функциональные особенности обслуживания населения в торгово-развлекательных центрах, на крупных рынках и торговых центрах жилых микрорайонов города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents comparative characteristics of shopping malls in the city of Saransk and shows structural and functional features of services in shopping malls, large markets and shopping centers in the residential districts of the city.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональные особенности торговых комплексов г. Саранска»

Семина Ирина Анатольевна

кандидат географических наук, заведующий кафедрой физической и социально-экономической географии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

Isemina@mail. ги

УДК 911.338.46:339(470.345-25)

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВЫХ

КОМПЛЕКСОВ Г. САРАНСКА

В статье представлена сравнительная характеристика торговых комплексов г. Саранска и показаны структурно-функциональные особенности обслуживания населения в торгово-развлекательных центрах, на крупных рынках и торговых центрах жилых микрорайонов города.

Ключевые слова: системы обслуживания, торговые комплексы, рынки, услуги, респонденты, качество обслуживания, потребители.

Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-05-02526 А)

Характер обслуживания населения города отражает доступность услуг и развитие обслуживающей инфраструктуры [8,9,11,12]. Третичный сектор экономики изменяет городское пространство, транспортно-планировочная структура города является фактором его размещения [1,2,6,10]. Пространственное насыщение города потребительскими товарами и услугами приводит к территориальному комплексообразованию, формированию территориальных систем обслуживания.

Территориальные системы обслуживания - комплекс видов и объектов обслуживания в ограниченном социально-экономическом пространстве, образующий целостную систему [3,6]. В этом пространстве происходит активное взаимодействие разных обслуживающих отраслей, дополняющих друг друга и одновременно конкурирующих друг с другом за потребителя [7]. Территориальные системы обслуживания состоят из инфраструктурных объектов, транспортной сети, торговых и информационных потоков, которые связаны друг с другом пространственно-функциональными свойствами и связями. Схема связей «потребности - спрос» в территориальной системе обслуживания населения показана на рисунке 1.

На экономику города оказывает влияние не только географическое положение, определяющее производственные и торговые связи с окружающим пространством, но и его внутритерриториальная организация [1, 5, 6]. Взаиморасположение территориальных систем городского хозяйства в свою очередь влияет на особенность и функционирование сектора услуг. Сектор услуг города - сложный по территориальному и отраслевому составу пласт, поэтому каждая из его составляющих требует отдельного изучения [5,6]. В качестве объекта ис-

следования выступают крупные торговые комплексы (далее - ТК), торгово-развлекательные центры (ТРЦ), торговые центры (ТЦ), рынки г. Саранска.

_к_

Удовлетворение бытовых и социально -бытовых потребностей населения

Рис. 1. Схема связей «потребности - спрос» в территориальной системе обслуживания населения

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1) выявлены наиболее значимые территориальные объекты - торговые и торгово-развлекательные комплексы в жилых микрорайонах г. Саранска (таблица 1);

2) определена диверсификация оказываемых услуг по наличию промышленных и продовольственных магазинов, объектов развлекательной инфраструктуры;

3) проведено интервьюирование посетителей торговых комплек-совразных возрастных групп;

4) выявлены качество и потребность в услугах,и удобство пользования ими;

5) создана абстрактная модель торгово-инфраструктурной обустроенности жилых районов г. Саранска для определения функционального статуса обслуживающих комплексов, выявления направлений диверсификации третичного сектора экономики города, и создания в перспективе социальной модели оптимизации качества городской среды и его пространственной структуры.

На начальном этапе исследование проводилось эмпирическим путем при использовании собственных наблюдений и опроса посетителей торговых центров г. Саранска, методом собственно-случайной выборки по полу и возрасту; в

каждом ТЦ было опрошено порядка 70 человек. По оценкам респондентов, посетителей устраивает больше всего по всем категориям вопросов рынок Заречный, а менее всего - рынок «Ринг». Отдельно выделить какой-либо рынок по спектру предоставляемых торгово-развлекательных услуг крайне затруднительно. Между ними в целом больше сходства, чем различий. Для каждой категории населения тот или иной рынок предпочтительнее по определенным причинам - по цене, качеству, стоимости и т.п.

Таблица 1. Территориальные объекты исследования г. Саранска [4]

Жилые микрорайоны Торговые комплексы

Юго-Запад «Макс» «Eurospar» «Юго-Западный»

Светотехстрой «Глобус» «Данко» (ТЦ «Данко и рынок ООО «Данко») «Ринг»

Химмаш «Сити-парк» «Заречный»

Центр «Огарев-плаза» «Центральный универмаг» «Рио» «Центральный рынок» «Кировский»

Рынок Заречный по территориальной доступности высоко оценила возрастная группа 16-20 лет, меньший бал получили рынки «Ринг» и Юго-Западный. Респонденты отмечают хорошую парковку на Заречном и Юго-Западном рынках, однако их запросам не удовлетворяет парковка на рынке «Ринг». Больший ассортимент товаров эта возрастная группа выделяет на Заречном рынке и «Ринге». Цены их устраивают на Центральном рынке, считается, что там товары дешевле, чем на рынке «Ринг». При ответе на вопрос о качестве товара хорошую оценку получили рынки Заречный и Центральный, а вот рынок «Ринг», по мнению молодых людей, отстает в этом направлении. Параметр «качество обслуживания» получил приоритет на Юго-Западном и Заречном рынках, а вот Кировский рынок в эту категорию не попал. По внутреннему пространству, размеру рынка, дополнительным услугам, развлечениям и престижности на первом месте оказался рынок Заречный. Неудобство в плане комфорта и организации торговых рядов вызывают рынки «Ринг» и Юго-Западный. Самым «безопасным» рынком молодые люди считают рынок Заречный, от него не отстает рынок Кировский, а вот самым «опасным», по их мнению, оказался Центральный рынок.

Территориальная доступность в оценках посетителей в возрасте 21-29 лет «от большего к меньшему» выстроилась следующим образом: Центральный, Заречный и Кировский рынки. «Барьеры на пути» - «Ринг», Заречный и Юго-Западный, а возможность добраться до Центрального рынка вызывает определенные трудности: пробки для владельцев личного транспорта, большая наполняемость подвижного состава для людей, пользующихся общественным транспортом, и др. Парковка данной группе респондентов нравится больше у

Заречного рынка, вызывает нарекания у рынка «Ринг». Ассортимент товаров более разнообразен, по мнению опрашиваемых, на Центральном рынке, а менее всего - на рынке «Ринг». В категориях «ценовая группа», «качество товара», «качество облуживания», «внутреннее пространство» более высокие оценки у Заречного и Юго-Западного рынков, на последнем месте стоит рынок «Ринг». Больший размер по территорииу рынка Заречный, а незначительный размер - у Юго-Западного. Дополнительными услугами и развлечениями, по мнению опрошенных этого возраста, может похвастаться рынок Заречный, а вот рынкам «Ринг» и Центральному они поставили очень маленькие баллы. Престижным среди опрошенных этой возрастной группы оказался рынок Кировский, а непрестижным - «Ринг». Хорошую «безопасностью», по мнению потребителей 21-29 лет, предоставляют рынки Кировский и Заречный, «небезопасным» они считают Центральный рынок.

Для возрастной группы 30-44 года более доступным рынком оказался Юго-Западный, менее доступным - «Ринг». Опрошенные выделили определенные проблемы доступности Центрального рынка, а легче им добраться до рынка Заречный. Парковка не устраивает посетителей рынка «Ринг», а у рынка Заречный этот параметр достаточно высок. Хороший ассортимент товаров, по мнению опрашиваемых, у рынков Заречный и Юго-Западный, наименьший - у Кировского рынка. Невысокие цены, по оценкам респондентов, на рынках Заречный и Центральный, «дорогим» они посчитали рынок «Ринг». По качеству товаров, облуживания и организации внутреннего пространства - высокую оценку получили рынки Заречный и Юго-Западный, наименьшую - рынок «Ринг». По размеру объекта хороший балл был поставлен рынку Заречный, а наименьший - Юго-Западному. Дополнительными услугами, по их мнению, больше обладает рынок Кировский. Престижным они считают рынок Кировский, а менее престижным - Юго-Западный рынок. «Безопасными» оказались рынки «Ринг» и Юго-Западный, «небезопасным» - Центральный.

По мнению опрошенных лиц в возрасте от 45 до 59 лет, в оценочных параметрах «расстояние», «барьеры», «парковка», «ассортимент товаров», «ценовая группа», «качество товара», «качество обслуживания» и «внутреннее пространство», на первом месте оказался Юго-Западный рынок, При этом им сложнее добраться до рынков «Ринг» и Центрального. Меньший балл получила парковка рынка «Ринг», ассортимент товаров оказался невысок у Центрального и Заречного рынков. Цены высокие, по их мнению, на Центральном рынке. Невысокий балл по качеству облуживания и внутреннего пространства получил рынок «Ринг». Дополнительными услугами и престижностью обладает рынок Заречный. Самым «небезопасным» они считают Центральный рынок.

У посетителей в возрасте 60 лет и старше, почти во всех ответах преобладает Юго-Западный рынок. Только в оценках «размер рынка», «дополнительные услуги (развлечения)» и «престижность» получил высокий балл Заречный рынок. Сложно добираться до Центрального рынка и «Ринга». По мнению этой возрастной группы, парковка мала у Центрального рынка, недостаточно ассортимента на Кировском рынке, цены высоки на рынке «Ринг»; качество товаров, обслуживания и внутреннее пространство хуже всего у рынка «Ринг». Дополнительных услуг недостаточно у Центрального рынка, непрестижным оказался

рынок «Ринг». Наиболее «безопасным», по оценке опрошенных, явился рынок Кировский, а вот наиболее «опасным» - Центральный рынок.

Самым посещаемым торговым центром, по мнению потребителей, является ТЦ «Рио», так как у него хорошее расположение, он предлагает разнообразные товары и услуги, ему не уступает ТЦ «Сити-Парк», который тоже привлекает население разнообразием предоставляемых товаров и услуг. Наименее востребованным является ТЦ «Данко». Он находится далеко от центра и даже в своем жилом микрорайоне занимает далеко не первое место.

Ассортимент магазинов в центрах «Макс», «Сити-Парк», «Универмаг» и «Огарёв Plaza» был оценен как «достаточный». ТЦ «Данко» и ТЦ «Глобус» отличаются от остальных торговых центров тем, что там сосредоточены магазины, в основном ориентирующиеся только на продукты, бытовую технику и электронику. Качество товаров во всех торгово-развлекательных центрах в среднем большинством покупателей разных возрастных групп оценивается «на четверку», а качество обслуживания - на более высокий балл, но есть и исключения, например, ТЦ «Универмаг» покупателями оценен в данной позиции на два балла.

По организации внутреннего пространства почти все ТЦ респонденты оценивают как комфортные, но только не ТЦ «Универмаг» и ТЦ «Данко». Парковка устраивает потребителей не на всех торговых площадках. Хорошие, достаточно объемные парковки только в ТЦ «Данко» и ТЦ «Макс», «относительно неплохая» парковка имеется около ТЦ «Eurospar». ТЦ «Огарёв Plaza» не может «похвастаться» парковкой, ТЦ «Сити-Парк» практически не имеет наземной парковки.

Ценовая позиция товаров определяется респондентами по-разному. Тор-гово-развлекательные центры не одинаково звучат в оценках, но горожане отмечают, что им нравятся центры «Рио», «Сити-Парк», «Eurospar». Цены на продукты почти везде одинаковы, различия составляют лишь цены на одежду, обувь, бытовую технику, электронику. Торговые центры «Данко», «Макс», «Огарёв Plaza» и «Eurospar», по мнению респондентов, могли бы расширить спектр услуг, дополнив услуги развлекательного характера для разных категорий горожан.

Особо значимое место в ответах респондентов занимает ТЦ «Сити-Парк», поскольку он привлекает большое количество покупателей, имеет много магазинов брендовых товаров и немало услуг для развлечений. Торговые центры «Макс», «Огарёв Plaza», «Eurospar», «Рио» и «Глобус» престижны в своих микрорайонах города. «Менее престижными» являются ТЦ «Универмаг» (рис. 1) и ТЦ «Данко», их в основном посещают люди, живущие поблизости. Покупателям из других микрорайонов невыгодно приезжать сюда для приобретения товаров - аналогичные товары можно купить в своем микрорайоне.

Оценка безопасности зданий торгово-развлекательных центров различается по сравниваемым центрам незначительно. Высшую оценку получил торговый центр «Сити-Парк» (рис. 2), в других торговых центрах данная оценка не превышает четыре балла по пятибалльной шкале.

Отметим, что люди пользуются не одним ТЦ или рынком. Они ищут бо-

лее удобное место для покупок товаров и услуг, где можно не только сделать покупки, но и отдохнуть. Если потребителю понравился ТЦ или рынок, то расстояние и барьеры на пути (при наличии таковых) в таком городе, как Саранск, с его относительно небольшой площадью застройки, не имеют значения.

5 т-

□ 16 -20 лет 121-29 пет □ 30-40 лет И 45-59 дет ■ 60 лет и старше

Рис. 1. Исследование привлекательности ТЦ «Универмаг» (по результатам опроса посетителей)

Таким образом, формирование территориальных систем обслуживания происходит путем комплексообразования в третичном секторе городской экономики [4,5,12]. Данный процесс особенно проявляется в развитии сферы отдыха и развлечений. Характер деятельности клубных учреждений г. Саранска и требования к уровню планируемых и проводимых мероприятий предполагают необходимость создания современной технической базы с широким спектром возможностей. По экспертным оценкам, к кинотеатру как развлечению, в тор-гово-развлекательном центре проявлен наибольший интерес - более 70 % (при минимальном проценте отказов от посещения - 3 %), к бильярду - около 50 %, к боулингу - свыше 30 %, к детской игровой площадке - около 30 %. В ходе проведенного исследования установлено, что, чем больше развлекательная часть ТРЦ, тем больше посетителей она привлекает. Устойчивую группу постоянных клиентов образует боулинг, который аккумулирует посетителей вокруг центра развлечений и часто является исходной точкой маршрута в ТРЦ. Можно обозначить систему связей «посетили родители - в боулинг и за покупками», «посетители дети - на детские площадки» ТРЦ. Наблюдается активное развитие сети мультиплексов, что и ожидает г. Саранск в ближайшей перспективе. Строительство ТРЦ стало двигателем для рынка киноиндустрии и 80% всех проектов (экспертное мнение) строящихся кинотеатров ориентированы на тор-

говые центры.

□ 16-20 лет ■ 21 - 29 лет □ 30-40 лет ■ 45-59 лет 1 60 лет и стзоше Рис. 2. Исследование привлекательности ТРЦ «Сити Парк» (по результатам опроса посетителей)

Кинотеатры, боулинги, детские развлекательные центры менее рентабельны, чем торговля. Предприятия развлечений отличаются от торговых большим объемом капиталовложений и более длительным сроком возврата инвестиций. Эффективность развлекательных предприятий разная. Кинотеатр имеет довольно низкую эффективность, так как значительные площади в нем лишь условно можно назвать коммерческими - это проекционные, фойе, коридоры и др. Еще меньшая эффективность у боулинга. Игровые дорожки занимают большую площадь, а проходимость боулинга намного меньше, чем кинотеатра. Эта закономерность характерна для развлекательных предприятий, например катков и т.п. Во многом из-за этого арендная ставка для таких операторов существенно ниже, чем для небольших магазинов.

Владельцы ТРЦ соглашаются на низкие ставки, которые платят арендаторы развлечений, потому что это повышает общую привлекательность ТРЦ. Качественные развлечения формируют довольно большие и постоянные потоки посетителей, которые выгодны для любого ТРЦ. Развитие рыночных услуг определяется доступностью, качеством и платежеспособностью населения.

Социогеографический подход к выявлению структурно-функциональных особенностей торговых комплексов г. Саранска позволил выявить различия

между ними по спектру оказываемых услуг с учётом функционально-морфологических особенностей, характеризующих специализацию микрорайонов города, торгово-инфраструктурной обустроенности (таблицы 2 и 3).

Таблица 2. Видовое разнообразие торгово-развлекательных услугв торговых комплексах г. Саранска

№ объекта Объект Нумерация и наличие групп объектов, услуг

I Торгово- 1-продуктовые су- 2-бытовая техника 3-

развлека- пермаркеты компьютерная

тельные техника

центры 4-товары для детей 5-спортивные товары 6-одежда/обувь

7-развлечения для детей 8-кинотеатр

II Торговые 1-продуктовые су- 2-бытовая техника 3- компьютер-

центры пермаркеты ная техника

4-товары для детей 5-спортивные товары 6-одежда/обувь

9 - мебель

III Рынки 1,4-6,9

IV Специализи- Продажа продовольственных и промышленных товаров

рованные

магазины

Таблица 3. Модель торгово - инфраструктурной обустроенности жилых районов

г. Саранска

Центр Юго-Запад Светотехстрой Химмаш ТЭЦ-2

П - - I -

II 1-6 II 1-6 II 1-6 II 1-6 -

III 1,4-6 III 1,4-6,9 III 1,4-6 III 1,4-6,9 -

IV IV IV IV IV

Комплексность данного исследования дает возможность сложить определенное представление о торгово-развлекательных услугах и их дифференциации на территории г. Саранска, что в дальнейшем необходимо при проведении зонирования и выявления социально-территориальных возможностей для населения в жилых районах г. Саранска. Однако ограниченность постановочных задач не позволяет детализировать отдельные аспекты развития отраслей третичного сектора экономики города, и в дальнейшем требует синтеза выявленных свойств и построения выводов по совокупности видового разнообразия услуг и их количественных и качественных параметров, учета их восприятия населением и проблематики.

Список использованных источников

1. Аксенов К., Брадэ И., Бондарчук Е. Трансформационное и посттрансформационное городское пространство. Ленинград - Санкт-Петербург. 19892002. СПб. : Геликон Плюс, 2006. 284 с.

2. Крылов П. М. Роль транспортной инфраструктуры в устойчивом развитии и территориальном планировании региона (транспортно-географический аспект) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2017. № 2. С. 50-58.

3. Носонов А. М. Территориальная организация третичного сектора: методологические аспекты исследования [Электронный ресурс] // Научное обозрение : электрон. журн. 2016. № 1. URL: https://srjoumal.ru/2016/id2.

4. Салькаева Д. Ф., Семина И. А. Социо-географическое исследование территориальных систем обслуживания (на примере торговых комплексов г. Саранска) [Электронный ресурс] // Огарев-online. 2016. № 14. URL: http://journal.mrsu.ru/arts/socio-geograficheskoe-issledovanie-territorialnyx-sistem-obsluzhivaniya-na-primere-torgovyx-kompleksov-g-saranska.

5. Семина И. А. Развитие третичного сектора экономики и организация городского общественного пространства (на примере крупного города) [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2017. № 5. С. 128— 133. URL: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=36467 (дата обращения: 05.09.2017).

6. Семина И. А., Носонов А. М., Куликов Н. Д. [и др.]. Территориальная организация третичного сектора экономики : монография / под ред. А. М. Носонова, И. А. Семиной. Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2017. 208 с.

7. Ткаченко А. А. Некоторые элементы общей теории территориальной организации общества // Социально-экономическая география: традиции и современность. М. ; Смоленск, 2009. С. 215-225.

8. Федотов Ю. Д. Оценка качества городской среды г. Саранск для жизнедеятельности населения и комфортности проживания [Электронный ресурс] // Научное обозрение : электрон. журн. 2016. № 1. URL: https: https ://srj ournal.ru/2016/id1.

9. Фоломейкина Л. Н. Рынок экологических товаров и услуг региона // Ре-гионология. 2014. № 1 (86). С. 147-154.

10. Фоломейкина Л. Н., Хохлова Е. Э. Аудит землепользования и формирование общественно-деловых зон на городских территориях [Электронный ресурс] // Огарев-online. 2016. № 14. URL: http://joumal.mrsu.ru/arts/audit-zemlepolzovaniya-i-formirovanie-obshhestvenno-delovyx-zon-na-gorodskix-territoriyax.

11. Фоломейкина Л. Н., Хохлова Е. Э. Развитие информационных услуг в регионе // Наука и образование XXI века : материалы VIII-й Междунар. науч.-практ. конф. Рязань, 2014. С. 174-176.

12. Фоломейкина Л. Н., Хохлова Е. Э. Территориальные различия в доступности нерыночных услуг // Студенческий научный поиск - науке и образованию XXI века : материалы VIII-й Междунар. студенч. науч.-практ. конф., 22 апр. 2016 г. Рязань, 2016. С. 261-265.

Semina Irina

PhD in Geography, head of the Department of physical and socio-economic geography, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «National Research N. P. Ogarev Mordovia State University»

Isemina@mail. ru

STRUCTURAL AND FUNCTIONAL FEATURES OF SHOPPING COMPLEXES IN THE CITY OF SARANSK

The article presents comparative characteristics of shopping malls in the city of Saransk and shows structural and functional features of services in shopping malls, large markets and shopping centers in the residential districts of the city.

Keywords: service system, shopping malls, markets, services, respondents, service quality, consumers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.