Научная статья на тему 'Своеобразие передач марийского телевидения и радио в начале 90-х годов ХХ века'

Своеобразие передач марийского телевидения и радио в начале 90-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
371
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЭФИР / РАДИОТЕЛЕПЕРЕДАЧИ / МАРИЙ ЭЛ / ГОСКОМИТЕТ / ГЛАСНОСТЬ / ПЕРЕСТРОЙКА / ПЕРЕДАЧА / MEDIA / AIR / RADIO PROGRAMMES / CULTURE / TV PROGRAMME / MARI EL / STATE COMMITTEE / GLASNOST / PERESTROIKA / BROADCAST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тихонов Олег Николаевич

Исследована специфика деятельности Марийского телевидения и радио начала 90-х годов прошлого века, показана роль информационно-публицистических передач в решении отдельных социально-экономических, национальных и политических задач региона; выявлено влияние перестроечных процессов на форму подачи информации для местной радиотелевизионной аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE MARI RADIO AND TV PROGRAMMES IN THE EARLY 1990s

The article deals with peculiarities of functioning of Mari television and radio broadcasting in the early 1990s. It also deals with the role of publicistic and informational programs, which helped achieve social and economic, national, political aims of the region. The influence of perestoika processes on the form of presenting information has been determined.

Текст научной работы на тему «Своеобразие передач марийского телевидения и радио в начале 90-х годов ХХ века»

УДК 070:654.19 (470.343)

ББК Ч 603.13 (2 Рос.Мар) + Ч 603.23 (2 Рос.Мар)

О.Н. ТИХОНОВ

СВОЕОБРАЗИЕ ПЕРЕДАЧ МАРИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Ключевые слова: средства массовой информации, эфир, радиотелепередачи, Марий Эл, Госкомитет, гласность, перестройка, передача.

Исследована специфика деятельности Марийского телевидения и радио начала 90-х годов прошлого века, показана роль информационно-публицистических передач в решении отдельных социально-экономических, национальных и политических задач региона; выявлено влияние перестроечных процессов на форму подачи информации для местной радиотелевизионной аудитории.

O.N. TIKHONOV

PECULIARITIES OF THE MARI RADIO AND TV PROGRAMMES IN THE EARLY 1990s

Key words: media, air, radio programmes, culture, TV programme, Mari El, state committee, glasnost, perestroika, broadcast.

The article deals with peculiarities of functioning of Mari television and radio broadcasting in the early 1990s. It also deals with the role of publicistic and informational programs, which helped achieve social and economic, national, political aims of the region. The influence of perestoika processes on the form of presenting information has been determined.

Радио и телевидение, являясь наиболее эффективными СМИ, неразрывно связанными с жизнью общества, всегда выступают оперативным средством отображения социальной жизни. С другой стороны, изменения, происходящие в политико-экономической системе, существенным образом меняют медиаструктуру. Так, «начавшиеся в конце 1980-х гг. процессы деидеологизации и десоветизации СМИ и журналистики потребовали существенной перестройки ... социального понимания журналистики. В этой связи изменился не только подход к пониманию природы и задач профессии, но и общее отношение к журналистике как одновременно творческой, независимой и прикладной, инструментальной профессии» [1. С. 13]. Не отделяя друг от друга два названных, тесно взаимосвязанных аспекта, в данной работе мы попытались охарактеризовать развитие тематики региональных радиотелепередач, начиная с периода объявления гласности и перестройки, и трансформацию органа республиканского радиотелевидения из Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, стоявшего на службе коммунистической идеологии, в радиотелекомпанию «Марий Эл» - государственное учреждение, деятельность которого начала регламентироваться Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», олицетворять «четвертую власть».

Практически сразу после объявления в нашей стране перестройки и гласности телевидение и радио стали более открытыми, правдивыми и злободневными. Забегая несколько вперед, отметим, что примером тому явился открытый микрофон в связи с оценкой происходящих в Москве событий 19-21 августа 1991 г. и начала октября 1993 г. Телевидение и радио проявили свою честность и самостоятельность, предоставив возможность выступить руководителям движений, партий и простым гражданам с диаметрально противоположными взглядами. В дни подготовки к выборам 12 декабря 1993 г. в Федеральное Собрание Российской Федерации и в высший представительный и законодательный орган республики - Государственное Собрание Марий Эл региональное радио и телевидение выделило значительную часть эфирного времени кандидатам в депутаты, распределив его поровну между ними.

На Марийском республиканском радио и телевидении была проведена большая работа по перестройке вещания с учетом задач тогдашнего времени. Самые злободневные вопросы общественно-политической жизни, экономики и культуры стали освещать с применением новых форм подачи материала, в том числе «прямых линий», трансляций, экспресс-интервью. Изменилась форма подачи передач. Отныне многие материалы вместо дикторского исполнения излагались редакторами, комментаторами, а также специалистами разных отраслей народного хозяйства.

Телезрители и радиослушатели с одобрением восприняли передачи с участием «живой» аудитории, с включением прямых телефонных каналов. Такие формы использовались в информационно-публицистических передачах радио и телевидения: «Вечерний радиоканал», «Ритм», «Вестник столицы», «Диалог», «Доброе утро, республика!», «Приглашаются все», «Песочные часы», «В понедельник вечером», «Вечерние встречи», «Настроение».

Демократизация и гласность в системе Центрального телевидения и Всесоюзного радио внесли много нового и в работу Марийского телевидения и радио. Вместо прежних нескольких малочисленных редакций в рассматриваемый период действовали три укрупненных радиоотдела - информации, пропаганды и социально-экономический и две редакции на телевидении: главная редакция информации и главная редакция тематических программ. Это позволило, с одной стороны, сконцентрировать творческие силы, с другой -более эффективно, с большей отдачей использовать эфирное время, сосредоточить внимание и творческий потенциал радиожурналистов на самых важных участках общественно-политической работы, экономического и социального развития республики.

Появилась возможность открыть и коммерческие программы, что позволило решать некоторые внутренние проблемы электронных средств массовой коммуникации. Так, в 1990 г. за счет заказных и рекламных программ Государственным комитетом Марийской ССР по телевидению и радиовещанию было получено 110 тыс. руб. сверхпланового дохода, который был использован для укрепления материально-технической базы Гостелерадио, на решение социальных и культурно-бытовых вопросов сотрудников. В связи с поступлением большого количества заказных передач на телевидении был открыт специальный канал «Все для вас», который выходил в каждый вторник.

Наряду с изменением форм передач менялось и содержание. Главным действующим лицом стал гражданин со всеми его общественными и житейскими радостями и проблемами. Так, в 1990 г. только в эфире Марийского радио прозвучали голоса около четырех тысяч человек. Если в прежние времена люди как-то боялись промолвить слово перед микрофоном корреспондента, то в начале 1990-х гг. они сами обращались к ним или же по мере возможности сами приходили в студию просить слово.

С 1990 г. основная часть радиотелевизионного вещания стала информационной. Ежедневные информационно-музыкальные и информационно-публицистические программы «Доброе утро, республика», «Вечерний радиоканал», «Молодость», «Круг», «Марий Эл», «В понедельник вечером», «Вечерние встречи», «Панорама новостей: от субботы до субботы», «Актуальный микрофон», «Песочные часы» хорошо воспринимались радиослушателями и телезрителями. В каждом из них широко использовались многочисленные информационные жанры: интервью, репортажи с мест, прямые включения, комментарии.

В широком спектре готовились передачи пропагандистского направления. Так, в передаче «Кас вашлиймаш», состоявшейся 10 марта 1990 г., принимал

участие народный депутат РСФСР Г.Н. Петухов, который познакомил телезрителей с итогами внеочередного третьего съезда народных депутатов России, поделился своими суждениями по актуальным вопросам социально-экономи-еского развития страны и республики.

Интересно, с пользой для дела в развитии национальной культуры, самосознания марийского народа, стали проходить передачи с участием деятелей культуры и искусства. Например, ежемесячно звучал в эфире литературный радиоальманах «Элнет», автором и ведущим которого выступал известный поэт Семен Николаев.

Один раз в неделю, обычно по субботам, по радио звучала программа «Мнение». Основными ее темами были проблемы экономики, ее многоуклад-ность, первые ростки рыночных отношений, политика представительных органов власти в сфере социальной жизни. Особое внимание журналисты уделяли проблемам малообеспеченных слоев населения - пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям, студенчеству.

А в 1990-1991 гг. Марийским телевидением были проведены три четырехчасовые благотворительные программы по типу телемарафонов, которые вошли в цикл передач «Приглашаются все».

7 апреля 1990 г. вышла в эфир программа, цель которой состояла в сборе средств на счет республиканского отделения фонда милосердия и привлечении внимания общественности к проблемам одиноких и малоимущих престарелых граждан республики. Передача вызвала широкий отклик у жителей республики. В ходе марафона на счет Фонда милосердия поступило более 150 тыс. руб., средства от которых пошли на строительство пристроя к Шоя-Кузнецовскому дому-интернату для престарелых, на помощь инвалидам в приобретении колясок.

29 марта 1991 г. Марийское телевидение вновь провело благотворительный вечер, посвященный 30-летию Советского Фонда мира, средства от которого (а их поступило более 100 тыс.) направлены на приобретение оборудования для районных больниц и домов престарелых, помощь ветеранам войны, солдатским вдовам, двадцати воинам-интернационалистам. В программах участвовала поистине вся республика, взносы перечислялись в ходе передач и после них из всех городов и районов. Люди звонили в студию по прямым телефонам. Передача вызвала немало добрых откликов.

С января 1987 г. в течение четырех лет выходила в эфир на марийском языке передача «Село - мой дом». На одну из первых передач был приглашен лауреат Государственной премии Марийской АССР, заслуженный артист России Василий Регеж-Горохов. Речь шла о его родной деревне, где осталось всего три дома. После передачи состоялись два выезда творческой бригады работников телевидения в деревню Регеж. Что интересно, после ее показа на этой земле появились земледельцы-арендаторы, которые построили три новых кирпичных дома [2. С. 86].

Данные социологического опроса аудитории тех лет свидетельствовали, что радио- и телевизионные спектакли всегда пользуются большим успехом у слушателей и зрителей. Поэтому вполне был понятен их интерес к телеспектаклю «Страда», поставленному по сценарию Ю. Рязанцева режиссерами В. Сви-стуновым и О. Иркабаевым, премьера которого состоялась 20 ноября 1991 г. Новая работа впервые рассказала о сложных проблемах морально-нравственных отношений сельских тружеников в период уборки нового урожая. Его успеху способствовали умелое режиссерское раскрытие темы, прекрасное исполнение ролей народным артистом Российской Федерации В. Бурлаковым, заслуженными

артистами России Г. Ивановой-Ямаевой, И. Матвеевым, заслуженной артисткой республики Л. Булычевой, артистами О. Кузьминых, А. Романовой, И. Смирновым и др. Немаловажным было и значение видеоряда, натурных съемок, которые создаются «для глаз, но не в состоянии заменить собой язык» [3].

Радиотелевизионные журналисты старались делать все возможное, чтобы значительные события Республики Марий Эл становились достоянием Всесоюзного слушателя и зрителя. Успешно работал специальный корреспондентский пункт по подготовке материалов для Останкинского и Российского телевидения и радио. Только по Всесоюзному эфиру в 1990 г. прошло сорок с лишним материалов марийских журналистов с общим объемом пять часов.

Несомненно, велика роль обменных программ. Часто по эфиру республиканского телевидения и радио шли передачи журналистов Татарского, Чувашского, Мордовского, Удмуртского комитетов. Постепенно география обменных программ расширялась. Так, 4 апреля 1991 г. телезрители Марийской Республики смогли увидеть программу эстонского телевидения «Огонь певческого праздника», познакомившую их с традиционным праздником песни, который проходит ежегодно в Таллине. В свою очередь, эстонское телевидение заинтересованно отнеслось к концерту гусляров Горномарийского района, эстрадным мелодиям марийских композиторов.

Таким образом, материалы свидетельствуют о возросшей роли регионального телевидения и радио как СМИ в начале 90-х гг. прошлого века и серьезных изменениях во внутренней структуре, функциях, тематике передач. Предоставляя информацию о текущих событиях, происходящих в жизни, телевидение и радио тех лет в Республике Марий Эл активно участвовали в общественной жизни, способствуя тем самым успешному решению социально-экономических, политических задач и национальных проблем.

Литература и источники

1. Вартанова Е., Ажгихина Н. Диалоги о журналистике. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 96 с.

2. Тихонов О. Марий телевидений таче да эрла (Марийское телевидение сегодня и завтра) // Ончыко. 1991. № 1. С. 83-86.

3. Борисов Б. Телевидение - это и есть наша культура // Советская культура. 1990. 20 окт.

ТИХОНОВ ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой журналистики, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола (jur@marsu.ru).

TIKHOnOv OLEG NIKOLAEVICH - oandidate of historical sciences, assistant professor, head of Journalism Chair, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.